Особенности влияния волевой саморегуляции на наличие вредных привычек и приобщение к здоровому образу жизни студентов

Международная публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Сушкеева Н. П. Особенности влияния волевой саморегуляции на наличие вредных привычек и приобщение к здоровому образу жизни студентов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 651–655. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53132.htm.
Аннотация. Автор освещает результаты исследования волевой саморегуляции студентов. Проведена оценка зависимости приобщения к здоровому образу жизни и наличия вредных привычек от настойчивости, самообладания и общей саморегуляции студентов. Даны рекомендации по составлению методик формирования здорового образа жизни, здоровьесберегающего обучения и отказа от вредных привычек.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Сушкеева Надежда ПавловнаСтарший преподаватель ФГБОУ ВПО «Иркутский государственный лингвистический университет», г. Иркутскnadejdavolokhova@rambler.ruОсобенности влияния волевой саморегуляции наналичие вредных привычек и приобщениек здоровому образу жизни студентов.

Аннотация:автор освещаетрезультатыисследования волевой саморегуляции студентов. Проведена оценка зависимости приобщения к здоровому образу жизни и наличия вредных привычек от настойчивости, самообладания и общей саморегуляции студентов. Даны рекомендации по составлению методик формирования здорового образа жизни, здоровьесберегающего обучения и отказа от вредных привычек.Ключевые слова:здоровье, здоровый образ жизни, девиантное поведение, волевая саморегуляция, сила воли, настойчивость, самообладание.

Современное общество требует от каждого индивида выносливости и высокой приспособляемости к постоянно развивающимся условиям в гуманитарной, технологической, информационной сферах. Не смотря на сложные современные условия жизнедеятельности и ухудшающуюся экологию человек должен уметь сохранять способность учиться, работать, развиваться как личность, иметь полноценную жизнь. Однако значительно снизить качество жизни могут болезни, профилактика которых значительно проще, чем лечение. Важнейшей частью индивидуальной профилактики здоровья является образ жизни.Здоровый образ жизни (ЗОЖ) формируется в процессе социализации с раннего возраста обществом или группой, в которой живет человек иявляется основным элементом культуры современного человека.Формирование ЗОЖдолжно начинаться с раннего возраста и поддерживаться на протяжении всей жизни.Адаптируясь в новой социальной среде, студент учится быть самостоятельным, он выбираеттот способ поведения, который этой средесоответствует.Многие студенты ценят свое здоровье и знают о ЗОЖ. Родители, которые ведут ЗОЖ, могут быть уверены, что в студенчестве у их ребенка будет меньше предпосылок для девиантного поведения[1, 399].Студенческий возраст характеризуется, как периодинтенсивных поисков признания, начала трудовой деятельности, подростки входят в группу рискапо приобщению к употреблению психоактивных веществ. По мнению И.С. Кона в этом возрасте наблюдается нестабильность самооценки и самоконтроля, нетерпимостьк мнениям других. Для всех групп студенческой молодежи характерны отличающееся поведение, жизненные приоритеты и установки.Стиль жизни, мышление, как и формирование норм, ценностей, образцов поведенияопределяются принадлежностью к той или иной субкультуре. Попав в новую для себя среду, студенты начинают ощущатьнезависимость, они пробуютреализовывать еев различных поступках, при этом не чувствуя ответственности за них. По мнению Э.Дюркгейма в одной и той же социальной группе происходит невелировкасознания, т.е. члены студенческого коллектива склонны к подражанию, именно поэтому для студентов характерны девиации в поведении как общие в целом(злоупотребление алкоголем, наркомания, делинквентность, суицид и т.д.), так и специфические(не соблюдение правил вуза, отсутствие готовности на уроках, пропускзанятий без уважительной причины и т.д.).Специфические девиации связаны с учебным процессом, данный вид девиаций характерентолько для студенчества.Появлению общих девиаций в студенческой среде способствуют социальное окружение, психологические особенности, неразрешенные проблемы и кризисы, средства массовой информации. Человек не склонен к химической зависимости, если он находится в согласии с самим собой, своими чувствами и способен адекватно выражать эти чувства, если он поддерживает здоровые отношения с окружающимии может позаботиться о себе [2,29].

Среди студентов наиболее распространенной вредной привычкой является курение. Большинство курящих студентов осознают, что это вредно, многие пытаются бросить курить. На вопрос «Что Вам мешает бросить курить» большинство отмечает отсутствие мотивации, нежелание бросать, нет силы воли, не хочу, мне это не мешает.Актуальность настоящей статьи объясняется результатами проведенных опросов студентов, которые объясняют наличие вредных привычек и отсутствие принципов ЗОЖособенностями силы воли или волевой саморегуляции.

Целью нашего исследования является выявление особенностейволевой саморегуляцииу студентов, которые ведут ЗОЖи студентов, имеющих вредныепривычки.Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:1.проанализировать научноисследовательскую литературу по теме исследования;2.выявить студентов, которые ведут ЗОЖи студентов, имеющих вредные привычки;3.распознать особенности волевой саморегуляции у студентови степень ее влияния на отказ от вредных привычек и приобщение к ЗОЖ.Объект исследования: волевая саморегуляциястудентов.Предмет исследования:влияние волевой саморегуляции на отказ от вредных привычек и приобщенияк ЗОЖ.Гипотеза: отказ от вредных привычекне зависит от «силы воли» студентов.На различных этапах исследованияиспользовался комплекс методов: анализ научноисследовательской литературы по проблеме, анкетирование, устный опрос, наблюдение, сравнительный и сопоставительный анализ, методы математической статистики.В словаре С.И. Ожегова воляопределяется, какспособность осуществлять свои желания, поставленные перед собой цели; сознательное стремлениек осуществлению чегонибудь; пожелание, требование;властность, возможность распоряжаться;свобода в проявлении чегонибудь;свободное состояние (невзаперти, не в тюрьме и т. п.)[3, 8283].В психологии нетобщепринятого определения понятия воли. Существует два вида теорий: гетерономные объясняют волевые действия человека исходя из психических процессов неволевогохарактера, а также автономные теории, трактующие волю исходя из законов, заложенных в самом волевом действии, признающих самостоятельность данного феномена[4,62].Волевой акт можноохарактеризовать, как процесспринятия человеком решения, тотмоментощущения реального желания:появляется переживание «самоактивности», в котором уже сейчас дано то, что должно произойти в будущем, а произойдет именно то, что «я действительно хочу». Переживается отношение субъекта к будущему поведению; это —переживаемая, исходящая из «Я активность», определяющая отношение субъекта к будущему поведению [5,136].Волевой акт имеет определенную структуру и содержание, и состоит из следующих этапов:

наличие цели действия и ее осознание;

наличие нескольких мотивов и определение их приоритета по их интенсивности, значимости;

возникновение внутриличностного конфликтав процессе выбора того или иного действия [6, 3].По мнению Л.С. Выготского, воля –это сознательная организация и саморегуляция человеком своей деятельности и поведения, которая направленана преодоление трудностей при достижении поставленных целей, включающаяпобудительную функцию, которая обеспечивается активностью человека. Преднамеренное действие, в отличие от непроизвольного,реализуется с помощью необходимых для этого средств (знаков, нормативных ценностей), то есть опосредствованнос помощью саморегуляции. Её структура включает: 1.цель, которой стремится достигнуть человек;2.программу действий и операций для достиженияцели; 3. выяснение критериев успешности действий и сопоставления с ними полученных результатов; 4. принятие решения о том, надо ли считать действие законченным или продолжать его, внося необходимые коррективы. Можно сделать вывод, чтосаморегуляция преднамеренного действия предполагает произвольный контроль над его планированием и исполнением[7, 455].По Л. М. Веккеру осуществление регуляции происходит на основе критерия интеллектуальной, эмоциональнонравственной и общесоциальной ценности того или иного действия. В.И. Моросанова описывает понятие саморегуляции, как результат активности субъекта на основе целостной системы процессов осознанного управления процессом достижения целей [8]. Волевую саморегуляцию мы можем охарактеризовать как личный уровень саморегуляции, способность личности управлять своим поведением и психическими процессами для достижения целей и решения собственных задач.Для тогочтобы выявить особенностиволевой саморегуляции у студентов, которые ведут ЗОЖи студентов, имеющих вредные привычки в ноябре 2012 было проведеноисследование на базеФГБОУ ВПО «Иркутский государственный лингвистический университет».Всего в анкетировании приняли участие224студентаинститута образовательных технологий, межкультурной коммуникации и социальных наук в возрасте от 16до 18лет.Среди них 114 человек имеют вредные привычки (зависят от курения), 110 человек зависимостей не имеют.В ходе обследования студентам задавались вопросы о том, ведут ли они ЗОЖ,те у когоимеются вредные привычкидолжны были ответить на вопрос что им мешает бросить курить или употреблять алкоголь.

Для более точного определения степени приобщения к ЗОЖбыли выделены следующие критерии, по которым студенты проводили анализ:

отсутствие вредных привычек;правильное питание;соблюдение режима труда и отдыха;оптимальный двигательный режим (физическая активность);личная гигиена.Следует отметить, что среди опрошенных нет студентов, которые придерживаются ЗОЖпо всем критериям. Это объясняется непривычным объемом нагрузки, новыми условиями проживания, затянувшимися периодом адаптации к условиям вуза. У многих нет возможности правильно питаться, заниматься спортом и соблюдать режим труда и отдыхапо причине отсутствия времени и отрицательном влиянии окружающих(у иногородних студентов, вынужденных уехать от родителей).Среди студентов без вредных привычек стремятсявести ЗОЖвсегда 74% студентов, иногда –24%, не стремятся к ЗОЖ–2%.Большинство курящих студентов (63%) ведут ЗОЖиногда, они компенсируют наличие вредных привычек высокой двигательной активностью. Не хотят вести ЗОЖ5% опрошенных, им нравится курить и отказываться от вредной привычки они не собираются. Стремятся к ЗОЖ32 % студентов –хотят бросить курить, но существуют различные препятствия, такие как большой стаж курения, стрессы, отсутствие мотивации и силы воли.Степень влияния отсутствия силы воли на способность бросить курить мы определилис помощью опросника А.В. Зверькова иЕ.В. Эйдмана, который позволил намопределить уровень волевой саморегуляции как способностисознательного управлениясвоими действиями, состояниями и побуждениями.Уровень развития волевой саморегуляции представленной методикехарактеризуется такими свойствамихарактера как настойчивость и самообладание.Следует отметить, что слишком высокие показатели, как и слишком низкие могут означать проблемы в отношениях с людьми. Слишком высокие показатели указывают нам наналичиедезадаптивных черт и форм поведения, в то время, какнизкие уровни настойчивости и свидетельствуют о неуменииреагировать на те или иные ситуацииадекватно.По шкале общей саморегуляции у 3,4%курящих и 13% не курящих студентовпоказатель 2021 балл, что

характеризует этих людей как эмоционально зрелых, независимых, самостоятельныхличностей. Они спокойны, уверенны в себе, их намерения устойчивы, взгляды реалистичны. Способны планомерно реализоватьвозникшие намерения, контролируютсвои поступки. У 10%курящих и 10% не курящих низкий балл(5 баллов), эти студенты чувствительны, эмоционально неустойчивы, неуверенныев себе. Эти люди импульсивны их намерения неустойчивы, чтоможет быть связано с нутонченностью натурылибо ее незрелостью. У 86,6% курящих и 77% не курящих респондентов показатели по шкале общей саморегуляции в пределах нормы (916баллов).Силу намерений человека характеризует субшкала «настойчивость».Высокий балл (1416баллов) набрали 5,2% курящих и 6% не курящих студентов, этодеятельные, работоспособные люди, стремящиесяквыполнению намеченного.Им свойственно уважение к социальным нормам, под которые они подстраивают свое поведение.17,2% курящих и 27% не курящих респондентов по субшкале «настойчивость» имеютнаименьшее количество баллов (4баллов), что свидетельствует о повышенной лабильности, неуверенности, импульсивности. Поведение у данных студентов непоследовательное. Такие индивидуумы чувствительны, изобретательны, таким образом они компенсируют сниженный фон активности и работоспособности.У 77,6% курящих и 67% не курящих студентов показатели в пределах нормы (612 баллов).Уровень произвольного контроля эмоциональных реакций и состояний мы определили по субшкале«самообладание».Высокий балл (912 баллов) по субшкале у 13,7% курящих и 31% не курящих студентов–это показательэмоциональной устойчивости, умения хорошо владетьсобой в различных ситуациях. У этих людей нет страха перед неизвестностью, среди них встречаются новаторы и радикалы. Однако,у них часто возникает чувство постоянной озабоченности и утомляемости по причине постоянного самоконтроля. Студенты с низкими баллами( 3 баллов)–6,8% курящих и 10% не курящих умеют сочетатьспонтанность и импульсивность с обидчивостью и предпочтениемтрадиционных взглядов, что позволяет им избежать внутренних конфликтови ихинтенсивных переживаний, а также способствуют невозмутимому фону настроения.В пределах нормы по субшкале «самообладание» (57 баллов) показатели у 79,5% курящих и 59% не курящих студентов.Для проверки гипотезы о равенстве генеральных средних двух независимых выборок мы использовали tкритерийСтьюдента.Результаты корреляционного анализа волевой саморегуляции студентовсвидетельствуют о том, что полученные данные статистически не значимы: tэмп(общая шкала)=0,38, tэмп(настойчивость)=0,8; tэмп(самообладание)=0,86для Р≤ 0,05=1,96, что подтверждает гипотезу о том, что отказ от вредных привычек не зависит от волевой саморегуляции («силы воли»)студентов.Учитывая структуру и содержание волевого акта, проведенные наблюдения, которые исключают внешние проявления слабости волевой сферы (нестойкость интересов, неспособность к организованной последовательной деятельности), а также результаты исследований, проведенных ранее, мы можем сделать вывод, что отсутствием «силы воли» студенты, которые стремятся к ЗОЖ,называют отсутствие мотивации. Студенты, которые не стремятся к ведению ЗОЖ, считают, что у них нет «силы воли», если у них нет желания бросать курить, они не имеют такой цели, им нравится эта вредная привычка.

Также мы не можем оставить без внимания следующие факты. По шкале общей саморегуляции среди не курящих студентов, набравших наивысшийбалл больше, чем среди курящих. Студенты, которые уверенны в себе, умеют контролировать свои действия и поступки, реально смотрят на мир, меньше подвержены такой пагубной привычке, как курение. По шкале «настойчивость» среди не курящихстудентов, тех, кто набрал наименьшийбалл –больше, мы можем сделать вывод, что на курящих студентов в большей степени влияют те, кто уже бросил курить, либо собирается это сделать в ближайшее время, чем те, ктоникогда не курил и ведет ЗОЖ. Методикаформирования ЗОЖ, должна быть основананаразвитии самоуверенности, адекватной самооценкив процессе взаимообучения студентовздоровьесберегающему поведению, успешной рефлексии и эффективной адаптации в вузе.Полученные данные мы можем использовать в проведении дальнейших исследований особенностей приобщения к ЗОЖ студентов,а также при составлении методик формирования ЗОЖ, здоровьесберегающего поведения и отказа от вредныхпривычек.

Ссылки на источники1.Волохова Н.П. Особенности влияния социального окружения студента на приобщение к здоровому образу жизни//В мире научных открытий. –2011 г. №9.1(21) –с.399 –4072.Психология и лечение зависимого поведения/Под ред. С. Даулинга/Пер. с англ. Р.Р. Муртазина. –М.: Независимая фирма «Класс». –240 с.3.Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 1985. С.82–834.Сидоров К.Р. Развитие представлений о воле в психологической науке Вестник удмуртского университета, 2009, вып.2 с.61735.Худякова, Н.Л. Теория и методика воспитания, ориентированного на развитие ценностного мира человека: учеб. пособие / Х Н.Л. Худякова. –Челябинск: издво ЧелГУ, 2008. –202с.6.Психология индивидуальности (воля): Метод. указания / Сост. Н.В. Костерина. Яросл. гос. унт. Ярославль, 2002.33 с.7.Выготский, Л.С. Проблема воли и ее развитие в детском возрасте / Л.С. Выготский // Собр. соч. –М.: Педагогика, 1982. –Т. 2. –С. 454–465.8.Моросанова, В.И.Самосознание и саморегуляция поведения / В. И. Моросанова, Е. А. Аронова ; Инт психологии РАН, Психол. инт РАО . –Москва : Инт психологии РАН, 2007 . –212с.

Soushkeeva Nadejda PavlovnaIrkutsk State Linguistic University, Irkutsknadejdavolokhova@rambler.ruFeatures of the influence of selfwilled for harmful habits and introduction to the healthy life of students.Abstract:There are the results of study of students selfwilledin this article.The author shows dependence healthy lifestyle and having habits from perseverance, selfcontrol and selfregulation.There are some recommendations for the compilation techniques of a forming healthlifestyle, healthy living andthe rejection of harmful habits.Key words:health, healthy living, deviant behavior, volitional selfcontrol, willpower, perseverance, selfcontrol.