Продуктивное взаимодействие образовательных учреждений по адаптации и социализации детей.

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Удалова Т. А. Продуктивное взаимодействие образовательных учреждений по адаптации и социализации детей. // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 706–710. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53143.htm.
Аннотация. В статье рассматривается возможность интеграции общего и дополнительного образования младших школьников, через внеурочную деятельность как системообразующую деятельность воспитательного процесса в условиях реализации ФГОС. В качестве примера автор предлагает проект по внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС в МБОУ ДОД «Дом детского творчества» города Прокопьевска.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи


Татьяна Алексеевна УдаловаПедагогорганизатор МБОУ ДОД «Дом детского творчества»г. Прокопьевск, Кемеровская обл.udalova.77@bk.ruПродуктивное взаимодействие образовательных учреждений по адаптации и социализации детей.Аннотация: В статье рассматривается возможность интеграции общего и дополнительного образования младших школьников, через внеурочную деятельность как системообразующую деятельность воспитательного процесса в условиях реализации ФГОС. В качестве примера автор предлагает проект по внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС в МБОУ ДОД «Дом детского творчества» города Прокопьевска. Ключевые слова: ФГОС, внеурочная деятельность, интеграция, социальное партнерство, адаптация, социализация, проект

Решение задач воспитания и социализации школьников, в контексте национального воспитательного идеала их всестороннего развития наиболее эффективна в рамках организации внеурочной деятельности. Новые стандарты открывают новые возможности для реализации взаимодействия в системе образования. Организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса, а воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностноориентированный процесс. Признавая социализацию в качестве одной из задач российского образования необходимо понимать, что социализация рассматривается как процесс адаптации человека к обществу, которое формирует каждого своего члена в соответствии с присущей ему культурой. Социализация протекает во взаимодействии детей с огромным количеством разнообразных условий, более или менее активно влияющих на их развитие, таким образом, важна разработка интеграционной модели партнерского взаимодействия, обеспечивающие положительные учебнодидактические и воспитательные результаты. Важнейшую роль в том, каким вырастает человек, как пройдет его становление играют люди, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь. Внеурочная деятельность в условиях учреждений дополнительного образования дает возможность общения и сотрудничества детей из разных социальных сред. Учреждения дополнительного образования детей являются уникальной средой, в которой воспитательный эффект достигается путем организации воспитательного процесса, где воспитание является сознательно выбранной деятельностью педагога дополнительного образования. Учреждения дополнительного образования детей готово выстраивать партнерскую модель сотрудничества с общеобразовательными учреждениями. На наш взгляд организация внеурочной деятельности на базе учреждения дополнительного образования детей одна из наиболее перспективных и педагогически продуктивных форм интеграционных процессов. Благодаря тому, что имеется материальнотехническое оснащение, квалифицированные педагоги, ребенку создаются благоприятные условия для обогащения своего социального опыта, снятия психологического напряжения, обновления среды своего общения, возможности реализовывать себя в различных видах деятельности. Результаты и позитивная эффективность воспитания в условиях социального обновления общества определяются не столько тем, как оно обеспечивает усвоение и воспроизводства человеком культурных ценностей и социального опыта, сколько готовностью и подготовленностью членов общества к сознательной активности и самостоятельной творческой деятельности, позволяющей им ставить и решать задачи, не имеющие аналогов в опыте прошлых поколений. Важнейший результат воспитания готовность и способность человека к самоизменению (самостроительству, самовоспитанию). В рамках реализации ФГОС по внеурочной деятельности в МБОУ ДОД «Дом детского творчества» города Прокопьевска реализуется проект «Дом, в котором уютно всем».Паспорт проекта

Наименование проекта«Дом, в котором уютно всем» Основные разработчики проектаПедагог дополнительного образования МБОУ ДОД «Дом детского творчества» города ПрокопьевскаЦель и задачи проекта

Цель проекта: влияние игры, на эмоциональное развитие младших школьников с ограниченными возможностями в интеллектуальном развитии во взаимодействии с детьми общеобразовательных школ, в рамках реализации ФГОС по внеурочной деятельности, в условиях Дома детского творчества.Задачи: 1.Способствовать обогащению эмоциональной сферы детей через игру. 2.Познакомить детей с основными эмоциями: интересом, радостью, удивлением, грустью, гневом, страхом, стыдом. 3.Учить детей распознавать эмоциональные проявления других людей по различным признакам (мимике, пантомимике, интонации и пр.). 4.Обогащатьсловарь детей за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроения. 5. Развивать познавательные интересы, творческие способности, умения общаться.Сроки и этапы реализации проектаПодготовительный. Июньавгуст 2012 года. 1.Разработка программы по внеурочной деятельности «Поделись улыбкою своей».2.

Презентация программы по внеурочной деятельности «Поделись улыбкою своей».Внедренческий.Сентябрьмай 20122013 учебный год. 1. Согласование плана работы с общеобразовательными учреждениями.2. Согласование плана работы с Прокопьевским колледжем искусств.3. Заполнение дневника наблюдений.4.Посещение Драматического театра.5.Творческие встречи со студентами Прокопьевского колледжа искусств.6.Посещение КВЦ «Вернисаж».7.Экскурсия в Краеведческий музей.Заключительный. Май 20122013 учебный год.1. Тестирование. 2. Диагностика.3. Анкетирование родителей и педагогов.4. Творческий отчет.Перечень основных мероприятий1.Подготовительный. Июньавгуст2012 годаРазработка программы по внеурочной деятельности «Поделись улыбкою своей».Презентация программы по внеурочной деятельности «Поделись улыбкою своей».Выпуск буклетов.Анкетирование педагогов и родителей.Тестирование обучающихся.Заключение договоров с общеобразовательными учреждениями, колледжем искусств.Комплектование группы.

2.Внедренческий. Сентябрьмай 20122013 учебного года.

Согласование плана работы с общеобразовательными учреждениями.Согласование плана совместной работы с колледжем искусств города Прокопьевска.Заполнение дневника наблюдений.Посещение Драматического театра.Творческие встречи со студентами колледжа искусств.Посещение КВЦ «Вернисаж»:

посещение выставки;

посещение творческой мастерской.Экскурсия в краеведческиймузей.

3.Заключительный. Май 2013 учебного года. Тестирование обучающихся. Диагностика уровня освоения рабочей программы по внеурочной деятельности «Поделись улыбкою своей».Педагог дополнительного образования Удалова Татьяна Алексеевна,группа обучающихся Анкета «Удовлетворенность родителей, педагогов».

«Открой свою звезду» звездная гостиная.Публикация в научно –методическом журнале «Дополнительное образование и воспитание».

Исполнители проекта и основных мероприятийИсполнители:группа обучающихся, родители.Социальные партнеры:Прокопьевский колледж искусствОжидаемые конечные результаты реализации проектаОжидаемые результаты соотнесены с задачами и содержанием программы. Личностные результаты:––развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

–формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;–развитие этических качеств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;–развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;–формирование установки на здоровый образ жизни.Метапредметные результаты:–формирование умения распознавать эмоции проявляемые другими людьми;– формирование умения слушать собеседника и вести диалог; формирование умения конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества; –формирование умения адекватно оценивать эмоциональное поведение окружающих и свое собственное; Предметные результаты:

формирование первоначальных представлений об основных эмоциях человека; умение распознавать эмоциональные проявления других людей по различным признакам (мимике, пантомимике, интонации и прочее);

обогащение словаря детей за счет слов, обозначающих различные эмоцииПланируемые результаты:По окончании занятий обучающиеся должны уметь: распознавать эмоциональное проявление других людей; использовать в своей речи слова обозначающие различные эмоции, чувства, настроения; понимать различия хороших и плохих поступков;Помимо этого обучающие овладеют следующими умениями: использовать игры в проведении своего отдыха и досуга;

организовывать и проводить со сверстниками игры разных направлений и элементарные соревнования; уметь самостоятельно подбирать игры по заданной тематике;

соблюдать требования техники безопасности к местам проведения игр.Целевая группа Обучающиеся 1х классов МБОУ СОШ №71 и МКОУ «Школапроектаинтернат №3»

Данный проект решает проблему нереализованности возрастных возможностей в эмоциональном становлении умственно отсталого ребенка, что не может не отразиться на формировании его личности. То как будут усваиваться полученные в процессе развития знания и умения, и как, ради достижения каких целей они будут использованы, в дальнейшем зависит от эмоционального отношения субъекта к окружающим людям и к окружающей предметной среде. Новизной данного проекта является его направленность на развитие эмоциональной сферы детей с ограниченными умственными возможностями, в группе с детьми общеобразовательной школы, в условиях Дома детского творчества, помогающий умственно отсталым детям выражать свои эмоциина различные игровые ситуации для дальнейшей социализации в обществе. В процессе занятий, во время совместной игры дети изучают различные эмоции и учатся управлять ими, овладевают азбукой выражения эмоций. Занятия помогают им преодолевать барьеры в общении, лучше понимать себя и других, снимать психическое напряжение, дают возможность самовыражения. SWOTанализ СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫСЛАБЫЕ СТОРОНЫ1.Проект отвечает требованиям воспитательнообразовательного процесса, направленного на развитие эмоциональной сферы обучающихся. 2.Существует рабочая программа по внеурочной деятельности «Поделись улыбкою своей» составитель Удалова Т.А3. Проект способствует формированию умения понимать причины успеха/неуспеха игровой деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.4. Проект способствует умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. 5. Проект подкреплен материальнотехнической базой Дома детского творчества (имеется актовый зал, методический кабинет, компьютерный кабинет).1.Недостаточная информированность родителей о значении развития эмоциональной сферы детей.

2.Отсутствие ставки психолога.

3.Своеобразие, эмоциональной сферы, умственно отсталого ребенка. ВОЗМОЖНОСТИРИСКИ1.Сотрудничество с колледжем искусств.2.Успешная работа по программе по программе по внеурочной деятельности «Поделись улыбкою своей» поможет привлечь обучающихся на следующий год.1.Низкая активность родителей.2.Возникновение конфликтной ситуации между детьми с ограниченными возможностями и детьми в норме.3.Единственное учреждение дополнительного образования на Ясной поляне.

В современных социокультурныхусловиях социальное партнерство в сфере образования можно рассматривать как наиболее перспективную организационноуправленческую форму педагогически последовательного, оперативного, системнокомплексного решения самых актуальных проблем и задач образования, воспитания и развития подрастающего поколения.















Литература1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. –М: Просвещение, 2011. 2.Модели сетевого взаимодействия общего и дополнительного образования [Текст] : монография / [Л. В. Байбородова и др.] ; [под ред. А. В. Золотаревой] ; Мво образования и науки Российской Федерации, ФГБОУ ВПО "Ярославский гос. пед. унт им. К. Д. Ушинского". Ярославль : ЯГПУ, 2012.3.Грабенко, Т. Н. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры / Т. Н. Грабенко, Т. Д. Зинкевич –Евстигнеева –С.П.: Детство –Пресс, 2002г.















Tatyana A. UdalovaPedagogueorganizer МБОУDOD «the House of children's creativity» str. P рокопьевск, Kemerovo region.udalova.77@bk.ruProductive interaction of educational institutions for the adaptation and socialization of children.Abstract: The article discusses the possibility of the integration of General and additional education of theyounger students, through внеурочнуюactivity as a systemforming activities of the educational process in the context of the implementation of the GEF. As an example, the author offers the project for the extracurricular activities in the framework of the implementation of the GEF in МБОУDOD «the House of children's creativity» the city of Prokopevsk.Key words: GEF, extraordinary activities, integration, social partnership, adaptation, socialization project