Определение элементов рынка труда и их взаимосвязи

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Федотова Т. А. Определение элементов рынка труда и их взаимосвязи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 1206–1210. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53244.htm.
Аннотация. Определены понятия рынка и его элементов, дан их краткий анализ. Определены основные аспекты конкурентоспособности рабочей силы. Проведено разграничение между категориями цены и стоимости рабочей силы на рынке труда.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Федотова Татьяна Анатольевна,кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления национальным хозяйством Днепропетровского национального университета им. О. Гончара, ДнепропетровскFedotova@ua.fm

Определение элементов рынка труда и их взаимосвязи

Аннотация.Определены понятия рынка и его элементов, дан их краткий анализ. Определены основные аспекты конкурентоспособности рабочей силы. Проведено разграничение между категориями цены и стоимости рабочей силы на рынке труда.Ключевые слова: рынок труда, элементы, рабочая сила, цена, стоимость, спрос, предложение, конкуренция.

Рынок труда, как и любаядругая система, в которойпроисходит движение субъектов, регулирует их объемы и направления, а также влияет на них с помощью своихэлементови механизмафункционирования. Для исследования этого влияния следует, в первую очередь, четко определиться с самой системой и ее элементами.На сегодня отсутствует единая точка зрения по поводу определения рынка труда и его границ, что предопределяет необходимость дальнейшихисследований в этом направлении.Так, составителиэкономического словаря Райзберг Б.А., Лозовский Л.М. и Стародубцева Е.Б. рынок труда определяют как сферу формирования спроса и предложения рабочей силы 1, с. 307.В роботе Кичко И. рынок труда определяется как место, где происходит покупкапродажа труда, при этом работник должен быть владельцемсвоей способности ктруду, не должен иметь необходимыхсредств для существования,должен бытьпокупатель его труда 2, с. 113. Костин Л.А., Зущина Г.М., Султанова Р.М. считают, что рынок труда –это механизм взаимоотношений между работодателями и наемными работниками, что действует в рамках определенного экономическогопространства3, с. 6. Павленков В.А. рекомендует включать в рынок трудаи рынок рабочих мест, потому что есть постоянный спрос на них и их предложение на рынке труда 4, с. 6. Петюх В.М. считает неверным утверждение, что рынок труда в прикладном значении охватываетнезанятое трудоспособноенаселение и ту часть занятых, котораяпо различным причинамхочет сменитьработу или получить дополнительный заработок 5,с.10. Но такой подход может привести ксужению границрынка труда, потому что эти категории оказывают достаточно значительное влияние на состояниерынка труда и на объемы потоков рабочей силы на нем.Горилый Л.Г. называет рынком труда рынок, которыйобеспечивает работников работой и координирует решенияв сфере занятости 6, с. 4.Нами предлагается такое определение рынка труда. Рынок труда –это система экономических отношений по поводу куплипродажи товара “рабочая сила”, котораяформируетспрос и предложение на него, согласовывает цену между субъектами рынка и охватываеттри фазы воспроизводстварабочей силы(формирование, распределение и использование).Модель спросапредложения на рынке труда позволяет достоверно определить его элементы: товар “рабочая сила”, спрос, предложение, конкуренция и цена. Эти элементы рынка труда определяли еще Франсуа Кене, Уильям Пэтти идр. 7; 8.Пока ещеотсутствуетединаяточка зрения на то, что считать товаром на рынке труда: способность ктруду, производительность труда, результаты труда или рабочую силу непосредственно? Перечисленные параметры являются составляющими категории “рабочая сила”, да и большинство авторов отдают предпочтениеэтой категории, поэтомубудем в дальнейшем иметь в виду под товаром, который предлагается на рынке труда, индивидуальную рабочую силу. Индивидуальная рабочая сила определяется совокупностью физических и духовных качеств человека, которыеиспользуются в процессе общественного производства. Рабочаясила как специфический товар владеетследующими особенностями:

непременным условием существования является постоянное воспроизводство;

в процессе производства не потребляется в вещественной форме;

ограничена возможность падения цены;

продажа товара порождается не коммерческими стремлениями, а социальноэкономическими факторами;

объективность продажи, то есть отсутствие явного и неявного принуждения ктруду;

собственность граждан на свою рабочую силу даже после ее продажи;

продажа происходит в форме найма;

является живым товаром;

отношения куплипродажи продолжаются с момента найма домомента увольнения;

возможность выбора цены товара;

цена товара зависит от финансового состоянияпокупателя (высокорентабельноепредприятие может выплачивать более высокую зарплату);

возможна продажа двум продавцам одновременно (например, совместительство);

не может быть произвольно перемещен в территориальном масштабе;

не имеет ценность, если он не востребован;

неиспользованная экономия теряется впоследствии: потенциал неиспользованного рабочего времени уже не вернется в производство (самый яркий пример безработица).Социальноэкономические факторы, которые вынуждаютосуществлятьпродажу рабочей силы, обеспечивают существование и воспроизводство способности работника ктруду, содержаниеего семьи и тому подобное, изза отсутствия другихисточниковсуществования.Указанныеотличия товара “рабочая сила” и особенностиего индивидуального предложения свидетельствуют об отличии рынка рабочей силы от всех других рынков.Спрос выступает в форме потребности отрасли, региона, отдельного предприятия в рабочей силе.Формирование спроса на рабочую силу осуществляется под воздействием таких факторов: прирост величины трудовых ресурсов, соотношение занятого и незанятого населения, использование малоконкурентных групп населения, особенностей пенсионного законодательства и кадровой политики на каждом предприятии, а также политики государства по регулированию рынка труда.Предложение рабочей силы выступает в форме численности и структуры имеющихся трудовых ресурсов, которые предлагают свою рабочую силу на рынке труда как товар. Оноопределяется уровнем рождаемости, темпами роста численности трудоспособногонаселения, егополовозрастнойструктурой.Конкуренция приводит кизменениюстабильности работы на одном рабочем месте, кнеобходимости бороться за выгодные рабочие места. Очень быстро устаревают полученные ранеезнания, повышается роль и значение совершенствования образовательного уровня и навыков, на первое место выходитпредприимчивость, мобильность, умение оперативно приспосабливатьсякизменчивойрыночной конъюнктуре. Цена рабочей силы выступает в виде заработной платы и расходов работодателя на рабочую силу. Она обеспечивает возможность существования и воспроизводстваспособности ктруду, поддержания определенногоуровнядуховных и материальных благ, содержаниясемьи.Уровень цены товара “рабочая сила” на рынке труда формируетсяпри взаимодействии определенных факторов: экономических, социальных, правовых, территориальных, климатических, демографических.Экономический фактор –это решающий фактор, который формирует соотношение рабочей силы и рабочих мест. Цена рабочей силы падает, если предложение рабочей силы превышает спрос на нее.Социальный фактор проявляетсяв организованности трудовых ресурсов позащитеоплаты своей стоимости, в борьбе против снижения зарплаты ниже прожиточного минимума.Правовой фактор регламентирует защищенность прав работников со стороны государства от посягательств работодателей. Так, минимальная зарплата, условия и порядок выдачи зарплаты, ответственность за нарушенияпо ее начислениюи выплате гарантируют работникам реальный уровень оплаты труда, своевременность и регулярность ее получения.Территориальный фактор формирует разные потребности в материальных и духовных благах, которые входят в состав стоимости товара “рабочая сила”, что приводит к расхождениям в его цене в разных странахи регионах.Климатический фактор обусловливает разбег материальных благ для существования работника и его семьи в зависимости от естественных условий(в знойном и холодном климате цена рабочей силы не совпадает даже при условии равенства других условий).Приведенныеэлементы рынка труда имеют свою структуру, свои составляющие, которыепредопределяют особенностивлияния каждого из них на движение и потоки рабочей силы на рынке труда.Как и любойрынок, рынок труда имеет свой механизм функционирования. Поведение участников рыночных отношений определяется двумя критериями –рыночным и внерыночным. Следовательно, механизм функционирования рынка труда представляет собой единство двух составляющих: стихийных регуляторов спроса и предложения рабочей силы, а черезних –цены рабочей силы и конкуренции, а также регулирующего влияния государства на эти процессы.Извышеприведенных элементов рынка труда,на наш взгляд, необходимо остановиться на некоторыхаспектах относительноконкуренции и цены рабочей силы. По динамикеуровня конкуренции на рынке труда невозможно проследить измененияпотоковрабочей силы потакимпричинам: 1) конкуренция реализуется черезнесколько мероприятий, которыеневозможно оценитьв совокупности (получение образования, повышения квалификации, переподготовка и т.п.); 2) в отличие от других этот элемент рынка труда является индивидуализируемым; 3) на рынке труда одновременно происходит множество явлений повышения и снижения конкуренции, которыеневозможно обобщить и привести копределенной величине; 4) носителем определенного конкурентного уровня является единица рабочей силы, при перемещении между секторами рынка труда с ней двигается единица рабочей силы другого конкурентного уровня, потомуэто движение трудно выделить, исследовать и оценить.Исходя из перечисленных обстоятельств, возможным и целесообразным будет осуществление анализа спозиций конкурентоспособности рабочей силы. Подтверждением этомуможет быть и высказывание Э.Чемберлина: Продукт –это самая подвижнаяв экономическойсистеме категория, которая является подвижнее, чем цена. Неценовая конкуренция вытекает изразнообразия продукции и разницыв расходах обращения. Конкуренция качества товаров может сдерживать конкуренцию цен. Качество –это дополнительная движущая сила рынка 9, с. 41. Это, в полной мере, касается товара “рабочая сила”, в частности, его квалификации и конкурентоспособности. Учитывая это, важно, прежде всего, разобраться с понятием“конкурентоспособность рабочей силы”. На наш взгляд, наиболее полным и содержательным является определение, котороедается Д. Богиней: “Конкурентоспособность –это совокупность качественных и стоимостных характеристик специфического товара “рабочая сила”, что обеспечивают удовлетворение конкретных потребностей работодателей в работниках определенной квалификации (профессии)” 10, с. 4].Это понятие имеет четко определенные качественные и количественные характеристики. В аспекте качества оно имеет определенные признаки, которые характеризуют совокупность потребительских свойств рабочей силы относительноэффективного труда. В аспекте стоимостных качеств понятиеконкурентоспособности работника может определяться такими показателями как профессия, стаж, возраст, владение иностранными языкамии т.п.Собственно конкурентоспособность определяется состояниемспроса и предложения рабочей силы на рынке труда. Чем вышеспрос на те или иные рабочие места при отсутствии адекватного предложения, тем вышеуровень конкурентности данных рабочих мест и вышеконкурентоспособность работников, которые владеютими. Конкурентоспособность субъекта рабочей силы на рынке труда определяет его способность выдерживать конкуренцию со стороны реальных или потенциальных претендентов на его рабочее место или претендовать самому на другое, более престижное. Понятно, что возможность иметь необходимыйуровень конкурентоспособности у разныхлюдей, в различныхситуациях неодинаковая. Конкурентоспособность может изменяться в зависимости от ситуации на рынке труда (благоприятная или неблагоприятная для работника), доминирования тех или иных структурных компонентов (пол, возраст, образование, квалификация и т.п.), самоопределенияработника, соотношения его объективной позиции на рынке труда и субъективной самооценки.Цене в исследованиях экономистов уделялось многовнимания еще со времен У.Петти 7; 8; 11; 12 идр..Большинство изних посвящало ей отдельные труды, практическикаждый рассматривал этот элемент. Невзирая наэто, множествомоментов относительноцены рабочей силы остаются дискуссионными и неопределенными окончательно. При определении данного элемента допускаются неточности, ошибочные трактовки и неопределенность. В частности, многими теоретиками и современными экономистами отождествляются понятия «цена» и «стоимость» рабочей силы 1; 13; 14,с.5960; 15; 16,с.27; 17,с.10, 89; 18,с.84; 19идр., что является существенной ошибкой. Поэтому мы считаем необходимым провести точное разграничение этих понятий.Цена товара “рабочая сила” представляет собой совокупность расходов работодателя, связанныхс использованиемрабочей силы, обеспечением необходимого ее воспроизводства.Стоимость товара “рабочая сила” состоит из объема жизненных благ, необходимых для обеспечения нормальной жизнедеятельности человека и содержаниясемьи, поддерживания работоспособности, духовного развития, получения необходимой профессиональноквалификационной подготовки и т.п.Цена рабочей силы состоит из непосредственно заработной платы и израсходов работодателя на рабочую силу. В состав заработной платы входит ее денежная и натуральная выплата: должностной оклад, тарифный заработок, премии и вознаграждения, надбавки и доплаты, продукты питания, предметы пользования, бесплатноежилье. В состав расходов работодателя входят: социальные выплаты (больничные, дополнительные выплатыматерямпо уходу за ребенком, пенсии в связи с производственным травматизмом и инвалидностью, выходное пособие, оплата отпусков, стоимость медицинского и санитарного обслуживания); расходы на профподготовкуи повышение квалификации; обязательные налоги и отчисление изфонда оплаты труды, которыевыступают в форме расходов на рабочую силу (отчисленияв Пенсионный фонд, фонду страхования на случай безработицы, фонду страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, фонду социального страхования в связи с временной потерей работоспособности); социальнобытовое обслуживание работников (столовые, культурные мероприятия, содержаниеобъектов социальной инфраструктуры, оздоровления рабочей силы за счет предприятия).Величина стоимости рабочей силы формируетсяпод воздействием определенных факторов. Ее увеличение происходит за счет увеличения расходов на жильеи транспорт, расширение потребностей в связи с прогрессивным развитием общества, роста психологической нагрузки и интенсивности труда, глобальной и экологическойнагрузки в мире. Снижение стоимости рабочей силы имеет место в случае снижения стоимости жизненных средств. Мы принимаем позицию Ф. Кене и других физиократов, которыесводилисутьстоимости кпотребительской стоимости [20. Поэтому если рассматривать стоимость в аспекте, который определен нами, тоочевидно, что речь идет о расходах на потребление и на удовлетворение потребностей человека.В условиях хронической безработицы закон спроса и предложения фактически действует в виде постоянного превышения предложения над спросом рабочей силы. Существующая численность постоянных безработных сдерживает требованиязанятого населения в части улучшения условий продажи их рабочей силы. В то же время в отраслях, которые бурно развиваются и высокорентабельных отраслях уровень оплаты труда значительно превышает среднеотраслевойв экономике, а тем более уровень оплаты в отраслях, которые находятся в состоянииспада[21]. Поэтому цена рабочей силы отклоняетсяот ее стоимости,как в сторону превышения, так и в сторонунедостижения ее.Практика показывает, что объективно определить цену рабочей силы, исходя из объема производства, дохода, конъюнктуры рынка, –невозможно. Современным условиям не отвечает понимание заработной платы как долиработников в общественном фонде потребления 14, с.61; 22,с.150; 23,с.108; 24,с.152; 25,с.83]. Ошибочным является и трактовка заработной платы как долиработников в доходе предприятия например: 26,с.216. Заработную плату следует рассматривать как расходы производства. Расходы на оплату труда должны гарантировать воспроизводстворабочей силы, а также способствоватьболее эффективному использованиюматериальных и трудовых ресурсов.Следовательно, коротко отличие между стоимостью и ценой рабочей силы можно определить таким образом: стоимость рабочей силы –это то, чего она стоитдля владельца, цена рабочей силы –это то, за сколько она покупается. То есть, это совершенноразныевеличины, которыеоценивают товар “рабочая сила” в различныхаспектах. Это свидетельствует о необходимости их четкого разграничения и правильностиприменения относительнокаждой отдельной стоимостной характеристики рабочей силы в денежном выразителе.К сожалению, ошибочное применение этих категорий получило значительное распространение в экономическойтеории, статистической литературе и на практике, в том числе и на международном уровне. Так еще уУ.Петти определение “естественнойцены труда” это, в сущности, –стоимость рабочей силы 7]. У Петти нет понимания стоимости как объективной реальности, как внутреннего свойства товара. Он определяет не стоимость товара, а его относительную стоимость в денежном выражении, не отделяя стоимость от цены, ее денежного определения. У него речь идет о стоимости продукции (товара), но рабочая сила тоже является товаром с определенными особенностями. У.Петти считают основателемтрудовой теории стоимости, потомуего постулаты легли в основуработ других теоретиков, которыеначали применять это отождествление и относительнотовара “рабочая сила” [19; 20; 27]. Величину естественнойцены труда он ошибочно определяет стоимостью средств существования. Продолжая эту мысль, он пишет, что уровень заработной платы должен равняться минимуму средств существования, то есть обеспечивать толькофизиологический прожиточный минимум, чтобы заставить работников трудиться. Этим он еще больше углубляет ошибочность своих взглядов.Дж. Милль, как и многиедругиеэкономисты, не придавал особого значения разграничению категорий стоимости и цены, поскольку считал, что существенной является форма, в которойвыступает стоимость –цена 19].В международной практике существует общее определение понятия стоимости рабочей силы. Согласно резолюции, принятой международной конференцией по статистике труда в 1985 г., стоимость рабочей силы –это размер фактических расходов нанимателяна содержаниерабочей силы 28. Приведенноепонятие стоимости фактически заменяетсобой цену рабочей силы. ОтносительноУкраины, то Инструкция по определению стоимости рабочей силы № 131 в действительностирегламентирует порядок определения цены рабочей силы [29]. Мы согласны с приведеннымв Инструкции порядком определения, группами классификации расходов на рабочую силу, однако в тексте Инструкции слова “стоимость” рабочей силы следует заменить на “цена” рабочей силы. Неопределенность этих понятий и ошибочность относительноихприменения имеют место и в работах отечественных и зарубежных специалистов по вопросам рынка труда 5; 11; 13; 14; 15; 16; 17; 18; 19; 21; 30; 31;32идр.. Действительными являются рассуждения К.Маркса, которыйне отрицая взаимозависимости между ценой и стоимостью, признает их отличия. Он считает, что в процессе производства способность ктруду используется лишьв той мере, котораянеобходима, чтобы возместить стоимость потребленных средств производства, создать дополнительную стоимость, а также создать стоимость, которуюбырабочий, обменяв ее на рынке, мог использовать для удовлетворения своих потребностей. Он не говорит, что размеры этой частистоимости (необходимого продукта) равныстоимости предметов потребления, а лишь, что они зависят от стоимости предметов потребления, которыенеобходимы рабочему и его семье, а оценку дает капиталист, превращая стоимостное выражение потребностей в ценовое. Поэтому необходимый продукт приобретает форму заработной платы, то есть стоимость товара “рабочая сила” выступает в форме цены, котораяподчиненатем жерыночным законам, что и цена любогодругого товара 33, с. 47].Для полноты и качества анализа целесообразно применять такой стоимостный показатель товара “рабочая сила”, который учитывал быоба этих понятия, о чем также свидетельствует и то, что многими специалистами они практическиотождествляются и применяются один вместо другого. Поэтому перед нами появляется задачаизбрать показатель цены рабочей силы, которыйбыучитывал и измененияуровня ее стоимости.Еще А. Смит считал, что рабочие продают свой труд, что, так же, как и другие товары, имеет “настоящуюи номинальную цену” (номинальная и реальная зарплата) [34, с. 148. Однако его определение этих категорий в некоторой степени отличается от принятого нами. Нам ближе взгляды Т. Мальтуса, которыйразличал номинальную (денежную) и реальную заработную плату, указывая, что совокупность необходимых средств существования, которыерабочий может приобрести на свою заработную плату, определяет ее реальную величину, а номинальная заработная плата –это сумма полученных рабочим денег; она менее связанас объемом жизненных средств, является относительно самостоятельной и изменяется под воздействием нескольких факторов 35,с.6163].Очевидно, что решение, котороепринимается человеком, зависит от реальной заработной платы, а не от номинальной. Отметим эти определения. Номинальная заработная плата –это установленнаяставка, оклад, расценка оплаты труда. Реальнаязарплата –это количество товаров, котороеиндивид может приобрести на свою заработную плату, она определяется отношением номинальной заработной платы киндексу цен. Таким образом, в процессе исследований более целесообразно пользоваться уровнем реальной заработной платы. Определение цены и стоимости рабочей силы является важнейшим механизмом саморегулирования рынка труда. Если стоимость рабочей силы, то есть количество инвестиций, необходимых для ее воспроизводства, превысит предложенную цену, то вырастет предложение незанятой рабочей силы, то есть рынок труда будет расширяться. В настоящий моментэта закономерность проявляетсяне в полной мере в связи с покрытием расходов на оплату труда в условиях инфляции дополнительной эмиссией денег или длительными задержками в выплате зарплаты. Теоретически повышение зарплаты уравновешивается соответствующими изменениямицен, что не оказывает существенного влияния на размеры безработицы и занятости. Но в действительности массовый рост цены на рабочую силу может на определенное время создать условия для уменьшениянеобходимости максимальной занятости работоспособныхчленов семьи, тем самым ослабив напряжение на рынке труда.Таким образом, рынок труда является единственнымнастоящимоценщиком рабочей силы, формируяи выявляяестественнуюцену труда. Это стимулирует работника совершенствовать качество труда для возможности продать дороже на рынке труда и выдержать конкуренцию. Однако, представленияорынкетруда как о произвольном, нерегулированномизвненайме и увольненииработников с установлением цены рабочей силы на основетолько согласованияспроса и предложения, то есть рыночной стоимости рабочей силы, ошибочны. В реальности существует множество внутренних и внешнихрычагов, которые способствуютснижению конкуренции и безработицы на рынке труда.

Ссылки на источники1.Современный экономический словарь / Составители Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. –М.: 2е изд., исправ. –ИнфраМ, 1998. –517 с.2.Кичко И. Анализ формирования рынка труда // БизнесИнформ. –1998. –№ 2122. –С. 113118.3.Костин Л.А., Зущина Г.М, Султанова Р.М. Рынок труда и теории занятости. –М.: Книга, 1997. –56 с.4.Павленков В.А. Рынок труда. –М.: Страх обво «Анкил», 2004. –368 с.5.Петюх В. Рынок труда –К.: КНЭУ, 1999. –288 с. 6.Горелый А.Г. Экономика рынков труда. –Тернополь: издво Карпьюка, 1998. –156 с.7.Афанасьев В.С. Возникновение классической буржуазной политэкономии: Вильям Петти. –М.: Мысль, 1971. –354 с. 8.Кене Ф. Избранные экономические произведения. –М.: Соцэкгиз, 1969. –215 с.9.Чемберлин Э. (Под ред. Ю.Я. Ольсевича) Теория монополистической конкуренции: реориентация теории стоимости / Пер. с англ. –М.: ЗАО Издво «Экономика», 1996. –352 с. 10.Богиня Д.П., Гришнова О.А. Основы экономики труда. –К.: Знанияпресс, 2002. –212 с.11.Студенский П. Доход наций / Пер. с англ. –М.: Статистика, 1991. –514 с. 12.Mill J.S. Essays on England, Ireland, and Empire. –Collected Works. –Vol. 6. –Toronto: Toronto University Press, 1982. –623 p. 13.ВонУайтхед Д. Реформирование политики в области заработной платы в Центральной и Восточной Европе: первые итоги (19901996). –М.: МОТ, 1997. –298с. 14.Завиновская Г.Т. Экономика труда. –К.: КНЭУ, 2003. –299 с.15.Лещинская Г. Проблемы занятости в строительном комплексе // Экономист. –1999. –№ 10. –С. 5056. 16.Либанова Э.М. Рынок труда. –К.: ЦУЛ, 2003. –223 с. 17.Махсма М.Б. Экономика труда и социальнотрудовые отношения. –К.: издво Европ. унта, 2005. –304 с. 18.Турило А.М., Адаменко М.В. Методические основы экономической оценки развития рабочей силы // Академический обзор. –2003. –№ 2. –С. 8891. 19.Mill J.S. Considerations on Representative Government. N.Y.: Prometheus Books, 1991. –415 p. 20.Кене Ф. Избранныеэкономические произведения. –М.: Соцэкгиз, 1969. –215 с.21.Куликов Г. Влияние заработной платы на занятость населения // Украина: аспекты труда. –1999. –№ 2. –С. 1619.22.Жуков Л.И., Горшков В.В. Справочное пособие по труду и заработной плате. –М.: ФиС,1990. –270 с. 23.Ремизов К.С. Основы экономики труда. –3е изд., перераб. и доп. –М.: МГУ, 1990. –208 с. 24.Стратегия занятости / Чижова Л.С., Сергеева Г.П., Волочков С.Н.; Отв. ред. Чижова Л.С. –М.: Экономика, 1990. –209 с.

25.Труд и заработная плата в СССР: Словарьсправочник / Сост. и общ. ред. З.С. Богатыренко. –2е изд., доп. и перераб. –М.: Экономика, 1989. –447 с.26.Бланк И.А. Инвестиционный менеджмент. –К., МП "ИТЕМ ЛТД"; М.; Лондон: "Юнайтед Лондон Трейд Лимитед", 1995. –447 с.27.Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег / Серия "Классики экономической науки –ХХ век". –М.: Гелиос АРВ, 2002. –352с.28.Рекомендация МОТ по статистике труда № 170, 7 июня 1985 // Современные международные рекомендации по статистике труда / МОТ: Пер. с англ. –М.: АО «Финстатинформ», 1994. –176 с. 29.Инструкция по определению стоимости рабочей силы: ПриказМинистерства статистики Украины от 29.05.1997 г. № 131.30.Арриго Д. Глоссарий терминов занятости социальнотрудовых отношений. –К.: Высшая школа, 1998. –52 с. 31.Дроздов В., Татарников К. Американский рынок труда // Рынок. –1991. –№ 3. –С. 4751. 32.Лапин А.Э. О взаимосвязи занятости и зарплаты в Росси // Вопросы статистики. –1999. –№ 9. –С. 3336. 33.Маркс К. –П.с.с. в 42х томах. – т. 5 –М.: ВШ, 1989. –447 с.34.Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов / Антология экономической классики. –Кн. 1–3. –М.: Наука, 1993.35.Баликоев В.З. Общая экономическая теория. –М., Новосибирск: ОмегаЛ, 2008. –731 с.

Fedotova Tatiana, Candidate of EсonomicSciences, associate professor of the Department of Economicsand national economy managemen,Oles Honchar Dnipropetrovsk National University, DnipropetrovskDefinition of elements of a labor market and their interrelationAbstract.Concepts of the market and its elements are defined, their short analysis is given. The main aspects of competitiveness of labor are defined. Differentiation between categories of the price and labor cost on a labor market is carried out.Keywords:labor market, elements, labor, price, cost, demand, offer, competition.