Совершенствование информационной компетентности инженерно-педагогических кадров как фактор повышения качества профессионального образования

Международная публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Патрикова Т. С. Совершенствование информационной компетентности инженерно-педагогических кадров как фактор повышения качества профессионального образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 1571–1575. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53317.htm.
Аннотация. Рассматривается проблема повышению качества образовательных услуг в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования через формирование и развитие информационно-коммуникационной компетентности преподавателей и мастеров производственного обучения в ходе курсов повышения квалификации.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
ПатриковаТатьяна Сергеевнакандидат технических наук, доцент, ГОУ ДПО ТО «Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области», Тулаvaleropatrik86@rambler.ruСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ИНЖЕНЕРНОПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯАннотация:рассматривается проблемаповышению качества образовательных услуг в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования через формированиеи развитиеинформационнокоммуникационной компетентности преподавателей и мастеров производственного обучения в ходе курсов повышения квалификации.

Ключевые слова:федеральные государственные образовательныестандарты, информационнокоммуникационные технологии, компетентность, качество образования, интерактивная доска, компьютерное тестирование, электронные учебнометодический комплекс, дистанционное обучение.

«Профессиональная компетентность представляет собой интеграцию опыта, творческих знаний, практических умений, и значимых для специалиста личностных качеств» Зимняя И.А

Направление применения в профессиональной деятельности информационных технологий и средств коммуникации занимает особое место в подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена. Информационные технологии уже изменили мир и продолжают играть ведущую роль в его дальнейшем преобразовании. Без компьютеров и информационных технологий уже трудно представить современное общество, поэтому люди, в них разбирающиеся, особенно востребованы на рынке труда, где требуются грамотные и гибкие специалисты, способные эффективно работать в условиях современной рыночной экономики. Именно таких специалистов должны готовить в колледжах и профессиональных лицеяхв соответствии с требованиями ФГОС нового поколения[1].Однако, как свидетельствуют данные социологических опросов, средний уровень компьютерной грамотности, то есть информационная компетентностьпреподавателей и мастеров производственного обученияв сфере компьютерных технологий,весьма низок. Половина из нихпрактически не использует компьютер ни на уроках теоретического, ни на уроках профессионального обучения. Большинство из оставшихся инженернопедагогических работниковиспользуют информационнокоммуникационные технологии (ИКТ)лишьдля презентации учебного материала, редко применяяпрограммы контроля знаний и обучающие программы. Кроме этого, не стоит забывать, насколько слабо инженернопедагогическими работниками профессиональной школы используются дидактические функции Интернета (возможности профессионального общения, возможности участия в иновационныхобразовательных проектах) [2].На фоне всего вышеизложенного, одной из серьезных проблем современногосреднего профессионального образования является кадровая проблема. Она проявляется в том, что преподаватели техникумов и колледжей сами недостаточно компетентны, чтобы на новом качественном уровне готовитькомпетентностных специалистов, которые будут востребованы на рынке труда. Пожилые кадры желают учить, но уже не хотят учиться сами, а молодые, пришедшие им на смену, не достаточно мотивированы для повышения своей квалификации и обеспечения качества предоставляемых ими образовательных услуг. При этом очевидно, что любая педагогическая деятельность осуществляется на разных уровнях профессионализма и дает различные результаты. Поэтому можно говорить о том, что каждыйуважающий себя преподаватель должен стремиться к профессиональному росту, формированию и развитию педагогического мастерства, освоению новых педагогических технологий, повышению своей информационнокоммуникационной компетентности.Ни для кого не секрет, что эффективность и качество обучения во все времена определялись личностью педагога и его профессиональным мастерством. Поэтому непрерывное повышение квалификации научнопедагогических кадров, которое влечет за собой повышение качества предоставляемых педагогическихуслуг,является необходимым условием для формирования профессионализма каждого преподавателя, что, неоспоримовыступает не просто обязательным, но и главным, направлением обеспечения эффективности образовательного процесса, его совершенствования и качественной подготовки специалистов, востребованных во всех сферах национальной экономики[3]. При этом не стоит забывать, что эффективность применения информационнокоммуникационных технологийзависит от того, насколько грамотнопреподаватель владеет методикой работы с ними. Как показывает практика,обладая элементарной компьютерной грамотностью, преподаватель или мастер производственного обученияспособен создаватьоригинальные учебные материалы, которые повышаютмотивацию и активизируют познавательную деятельностьобучающихся.Стоит отметить, что есть несколько направлений работы с использованием информационныхтехнологий. Вопервых, этоиспользование компьютера и связанных с ним технологий в качестве вспомогательного средства при организацииобразовательного процесса.Вовторых, повсеместная информатизацияобразовательного процесса, что в современных реалиях становится наиболее актуальным направлением развития образовательного учреждения начального и среднего профессионального образования.В первом случае компьютер выступает как средство интенсификации,индивидуализации, повышение познавательной активности обучающегося.Во втором случае предполагается системное использование электронныхобразовательных ресурсов, средств коммуникации, включающих в себя электроннуюбазу данных, электронную почту.С помощью электронных технологий осуществляетсяразработка электронныхучебнометодических комплексов (ЭУМК), которые являются альтернативойбумажных УМК (учебнометодическихкомплексов)[4].Согласно новым федеральным государственным образовательным стандартам, информационная компетенцияявляется одной из ключевых, т.к. формирование и развитие других базовыхкомпетенций невозможно осуществить без овладения информационнокоммуникационными технологиями. Таким образом,повсеместная информатизация российского обществадиктуетнеобходимость внедрения ИКТ в учебновоспитательный процессколледжа, техникума, профессионального лицея, что требуетформирования ИКТкомпетентности преподавателейи мастеров производственного обучения,являющейся неотъемлемой составляющей ихпрофессиональногомастерства. С внедрениеминформационных технологий в образовательный процесс, инженернопедагогические работники системыпрофессионального образованияполучают мощный стимул длясобственного профессионального итворческогоразвития;, что повышает качество образования.Для формирования и поддержания на определенном уровне информационной компетентности специалистов системы профессионального образования необходима организация непрерывной информационной подготовки, которая является обязательной составляющей образовательного процесса, направленной на подготовку специалистов, способных эффективно использовать средства информационных и коммутационных технологий для решения практических задач профессиональной деятельности [5].Таким образом, высокий профессиональный уровень современного педагогавключает знаниеинформационных технологий. Это влечет за собой острую необходимость при организации курсов повышения квалификации для преподавателей и мастеров производственного обучения образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования уделять особое внимание модулям, посвященным формированию и развитию ИКТкомпетентности инженернопедагогических кадров. Как отмечалось ранее, больше половины из них не владеют компьютерной грамотностью даже на базовом уровне. Поэтому начинать следуетс диагностики, цель которойопределить уровень компьютерной грамотности слушателей.

Рис. 1 Функциональная схема

После чего, в зависимости от уровня компьютерной грамотностипреподавателя или мастера производственного обучения, начинаетсяосвоениеприемов и методов работы с офисными средствами(Рис.1). Впервую очередь это создание текстовых и табличных документов в MicrosoftOfficeWordи MicrosoftOfficeExcel. После чего переходим к созданию баз данных с помощью MicrosoftOfficeExcel, визуализации табличных данныхи построениюдиаграмм. Далее, особый интерессо стороны слушателей курсов повышения квалификации вызывают темы, посвященные созданию мультимедийных презентаций с помощью MicrosoftOfficePowerPoint. Но на этом,на наш и взгляд,знакомство с MicrosoftOfficeзаканчивать не стоит. Одним из интереснейших приложений, с которым наши слушатели, как не странно,впервые сталкиваются именно на наших курсах, является MicrosoftOfficePublisher, представляющий собой уникальныйпрограммный пакет. Онотличаетсяот MicrosoftOfficeWordвпервую очередь тем, что главныйакцент в нем делается на проектирование разметки страницы, а не на оформлениеи проверкутекста. Именно MicrosoftOfficePublisherпозволяет преподавателям и мастерам производственного обучения создавать интереснейшие дидактические материалы и наглядные пособия. Завершаемизучение MicrosoftOfficeзнакомством с программным продуктом MicrosoftVisio. Именно он позволяет, не прибегая к специализированным чертежным программам, строить простейшие блоксхемы, карты и планы, маршрутные карты и так далее. Как показывает опыт, данный программный продукт становится для большинства наших слушателей определенного рода открытием, особенно это касается мастеров производственного обучения, для которых MicrosoftVisioзначительно упрощает составление инструкционных карт и алгоритмов производственных процессов.Следующим направлением развития информационной компетентности инженернопедагогических кадров становится технология организации компьютерного тестирования. Хочется отметить, что в ходе внедрения и реализации федеральных государственных образовательных стандартов третьегопоколениябольшинство специалистов сходятсяна том, что разумнее всего составлять комплекты контрольноизмерительных материалов по учебным дисциплинам и профессиональным модулям на основе тестов. Тестирование признанонаиболее справедливымметодом контроля знаний, оно ставит всех испытуемыхв равные условия, как в процессе контроля, так и в процессе оценки, практически исключая субъективизм преподавателя.Именно поэтомуметодика организации тестирования, как итоговой аттестации приобретенных в ходе изучения дисциплины умений и навыков, становится одним изсамыхвостребованных направлений повышения квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения. В ходе курсов повышения квалификации мы рассматриваем ряд специализированных программ, позволяющих организовывать компьютерное тестирование обучающихся колледжей и профессиональных лицеев. Например, программный продукт MyTestX, которыйна данный моментпредставляет собой целый комплекс программ для подготовки и проведения компьютерного тестирования. Что примечательно, с помощьюMyTestXвозможно организоватьтестированиев любых образовательных учреждениях как с целью выявленияуровнязнаний и сформированности компетенций по различнымучебным дисциплинам, междисциплинарным курсам и даже профессиональным модулям, так и с обучающими целями. Кроме того, сами образовательные учрежденияпри приеме на работу преподавателя или мастера производственного обучения могут осуществлять аттестацию своих сотрудниковна знание компьютера с помощью тестирования, созданного в данной программе[6].

Еще однимнаправлениемповышения качества профессионального образования через развитие информационной компетентности преподавателей и мастеров производственного обучения является разработка ЭУМК по различным учебным дисциплинам. В федеральных государственных образовательных стандартах третьего поколения 50% учебного материала отдано на самостоятельную работуобучающихся. В связи с этим для преподавателей колледжей и профессиональных лицеев очень важно так представить разработанный ими учебный материал как для теоретического, так и для производственного обучения, чтобы максимально облегчить для обучающихся самостоятельное его усвоение. Для реализации данной цели мы знакомим своих слушателей с системой дистанционного обучения MOODLE, которая включает в себя средства дляразработки дистанционных курсов. Именно они и становятся впоследствии альтернативой бумажных УМК. Немаловажным является тот факт, что установкаMoodle не требует дополнительных финансовых вливаний со стороны образовательного учреждения.Единственным обязательным условием является наличие локальной сети, так какMoodle следуетустанавливатьна компьютере,который являетсяWebсервером, поддерживающимPHP, и на нем же должна бытьустановлена база данных SQLтипа [7]. Онуспешно запускается как на операционной системе Windows, так и наLinux.Обладает дружественным интерфейсом, который позволяет разработчику ЭУМК грамотно структурировать ранее разрозненные материалы, как правило,находящиеся в разных файлахи папках, что усложняет работу с ними как самого преподавателя, так и обучающихся. Особый интерес представляет возможность коллегиальной работы на основе данного программного продукта всего педагогического коллектива образовательного учреждения, это позволяет стандартизировать и унифицировать учебнометодические материалы преподавателей и мастеров производственного обучения, что, несомненно, облегчает организацию работы методической службы колледжа или профессионального лицея. И впоследствии может статьодной из составляющихсистемы менеджмента качества. Вомногих образовательных учреждениях профессионального образования есть заочное отделение. И как отмечают специалисты, взаимодействие со студентамизаочниками через Moodle, в том числе посредствам вебенаров,позволяет в разы повысить качество платных образовательных услуг.Кроме этого, в целяхразвития информационной компетентности преподавателей и мастеров производственного обучения в рамкахкурсовповышения квалификации проводятся мастерклассы по работе с интерактивными досками SMART Board. Интерактивные доски позволяют уйти от чисто презентационной формыизложения материала, предоставляют возможность в полной мере реализовывать на учебных занятиях методы интерактивного обучения[8]. Процесс обучения выстраивается таким образом, чтобы слушатели имели возможность не просто изучить преимущества данных устройств, научиться манипулировать их инструментарием, но и попробовали использовать готовые электронные образовательные ресурсы (ЭОР).После чего преподаватели и мастера производственного обучения могутосознанно приступать к созданиюсобственных ЭОР, предназначенных для реализации на интерактивной доске.

Основнымипроблемами, с которымисталкиваются преподаватели и мастера производственного обучения при создании ЭОР на основе имеющихся у них учебныхматериалов, являетсяотсутствие навыков проектирования информационного пространства, а также неудовлетворительное знаниепользовательского интерфейсаинтерактивной доски,на которой они планируют его реализовывать. С другой стороны, стоит отметить, что при должном уровне информационной компетентности, именно наличие в образовательном учреждении интерактивной доскиобеспечиваетсоздание его педагогическими работниками эффективных структур, реализующих новейшие возможности представления информации.В качестве будущих направлений работы по формированию и развитию информационной компетентности инженернопедагогических кадров системы профессионального образования можно выделить следующие:1.Включить в курсы повышения квалификации темы и модули, посвященные внедрению в образовательные учреждения программных продуктов фирмы «1C». В первую очередь «1С:Колледж», которая представляет собой универсальное программное средство для принятия управленческих решений и охватывает деятельность всех подразделений среднего профессионального образовательного учреждения. Дополнением к этому может служить программа«1С: Библиотека колледжа», предназначенная для полноценной автоматизации работы библиотеки образовательного учреждения.2.Организовать мастерклассы по работе с системой mimioStudio, которая не является интерактивной доской как таковой, но может превратить в нее любую другую доску, совершенно для этого не предназначенную.3.Включить в курсы повышения квалификации темы по изучению технологий работы в справочноправовых системах «КонсультантПлюс»и «Гарант».Таким образом, интенсификация развития информационной компетентности инженернопедагогических кадров системы профессионального образования продиктована повсеместным внедрением компетентностного подхода, применительно ко всем субъектам образовательного процесса. Повышение квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения важный факторповышения качества предоставляемых ими образовательных услуг и требует постоянного дидактического обновления дополнительных профессиональных образовательных программ, что соответствует требованиям информационного общества. Хочется надеяться, что дальнейшее комплексное научнометодическое сопровожденияпроцессаповышения квалификации преподавателей и мастеров производственного обученияв области развития их информационной компетентностипозволит реализоватьпринцип дифференцированного обучения, в соответствии с их профессиональными и личными потребностями.Поможет повыситькачество профессионального образования, за счет достижения соответствующегоуровняинформационной компетентностиинженернопедагогических кадров.

Ссылки на источники1.Михеева Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности; учеб.пособие. –М.: Проспект, 2010. 2.Каменкова Н.Г.«Научнометодические основы разработки программы дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности» в магистратуре»:

http://confnpo.herzen.spb.ru/wpcontent/uploads/2012/01/КаменковаН.Г..pdf3.Патрикова Т.С. От компетентностного преподавателя к компетентностному выпускнику.// Проблемы образования, инновации и менеджмент знаний в подготовке компетентных кадров: Материалы международной научнопрактической конференции/Под науч. Ред.д.т.н., проф.Ю.Н. Арсеньева. –М.Тула: Издво ТулГУ,2012, с.412416. 4.Костанова Б.К. и др. «Эффективное использование электронных образовательных ресурсов как основа информатизации колледжа»:http://www.gosbook.ru/document/38885/38919/preview5.Лариса Коваль «Развитие информационной компетентности в системе профессионального образования»: http://nzd.com/articles/81article1.html6.http://mytest.klyaksa.net/7.http://www.ultramusic.ru/pt/Sobre_o_Moodle8.Александр Шехтман, Сергей Кузнецов «Интерактивные доски: теория и практика»: http://www.osp.ru/pcworld/2007/09/4584987/

Patrikova Tatiyana Sergeevnacandidate of the technical sciences, assistantprofessor, GOU DPO TO "Institute of increasing to qualifications and professional refresher course workman formation Tuliskoy area", Tulavaleropatrik86@rambler.ruIMPROVEMENT INFORMATION COMPETENCEENGINEERINGPEDAGOGICAL PERSONNELAS FACTOR OFINCREASING QUALITY VOCATIONAL TRAININGThe Abstract: article is dedicated to increasing quality educational services in educational institutions initial and average vocational training through shaping and development informationcommunication competenceteachers and master of the production education in the course of extension course. The Keywords: federal state educational standards, informationcommunication technologies, competence, quality of the formation, multimedia board, computer testing, electronic scholasticmethodical complex, remote education.