Образ матери в восприятии мальчиков и девочек: сопоставительный анализ.

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Юлусова О. В. Образ матери в восприятии мальчиков и девочек: сопоставительный анализ. // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 1716–1720. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53346.htm.
Аннотация. Статья представляет собой сопоставительный анализ образа матери в восприятии мальчиков и девочек. Изменчивость современного социального пространства задает новые перспективы в реализации личности, одновременно требуя от нее высокой активности. Чтобы достичь поставленных перед собой социальных, профессиональных, творческих и других целей, чтобы быть успешным, а иногда просто для того, чтобы выжить, современный человек должен уметь быстро адаптироваться к условиям находящегося в постоянной динамике социального мира, обладать хорошо сформированной субъектной позицией и творческими способностями. В статье рассмотрены вопросы, связанные с отражением личностных особенностей подростков в реальном межличностном и социальном поведении. Известно, что модели и приоритеты социализации мальчиков и девочек отличаются, а в традиционных культурах даже полярно. В результате социализации мальчики и девочки овладевают определенными качествами, которые образуют различные типы идентичности - аспекта самосознания, описывающий переживание человеком себя как представителя определенного пола.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Юлусова Оксана ВладимировнаМОАУ «СОШ № 63», заместитель директора по воспитательной работе, г. Оренбургoksana_56ru@mail.ruОбраз матери в восприятии мальчиков и девочек: сопоставительный анализ.

Аннотация. Статья представляет собой сопоставительный анализ образа матери в восприятии мальчиков и девочек. Изменчивость современного социального пространства задает новые перспективы в реализации личности, одновременно требуя от нее высокой активности. Чтобы достичь поставленных перед собой социальных, профессиональных, творческих и других целей, чтобы быть успешным, а иногда просто для того, чтобы выжить, современный человек должен уметь быстро адаптироваться к условиям находящегося в постоянной динамике социального мира, обладать хорошо сформированной субъектной позицией и творческими способностями. В статье рассмотренывопросы, связанные с отражением личностных особенностей подростков в реальном межличностном и социальном поведении. Известно, что модели и приоритеты социализации мальчиков и девочек отличаются, а в традиционных культурах даже полярно. В результате социализации мальчики и девочки овладевают определенными качествами, которые образуют различные типы идентичности аспекта самосознания, описывающий переживание человеком себя как представителя определенного пола.

Ключевые слова:образ, мать, отец, образ матери, восприятие.

В педагогическойнауке проблема образа принадлежит к числу фундаментальных. Изучение формирования образа в сознании человека, его функций в поведении и деятельности, его мозговых механизмов имеет исключительно большое значение для развития, как общей теории педагогике, так и теоретических позиций специальных педагогическихдисциплин. Когда мы говорим об образе, естественно, возникает вопрос: образ чего? Мы имеем в виду отношение образа к тому, что принято называть оригиналом.Вданной работе предпринята попытка изучить образ матери у мальчиков и девочек. Вообще, представление человека о матери играет важную роль в жизни человека. Чтобы понять природу образа матери, нужно задуматься о сущности материнского начала. Ведь оно символизирует жизненный опыт каждого живого существа. Ни одно из них не было сотворено из пустоты; у каждого есть мать. В образе матери воплощается педагогическая и физическая основа человеческого существования. Представление о матери в основном определяется жизненными обстоятельствами человека и его способностью правильно истолковать ее образ.В процессе полноценного общения с родителями ребенок приобретает такие качества как: способность принимать решения, умение общаться с людьми и уважать их точку зрения. Образ отца или матери служит источником развития личности. Чем сильнее влияние родительского образа, тем чаще человек предпочитает того, кто способен позитивно или негативно заменить родителей [4, с.268].Возникающие у взрослого человека в социальной сферетрудности, обусловлены тем, что такой человек в детстве жил в конфликтующей семье с противоречивыми методами воспитания.«В настоящее время разрушаются традиционные отношения, стереотипы, изменяются исторически сложившиеся типы мужчин и женщин, отца и матери, поэтому проблема роли образов родителей, как архетипов, задающих структуру личности, пробуждения творческой активности и духовности, приобретает особую важность в воспитании ребенка» [1, с.82].В понимании ребенка мама была всегда заботливой, ласковойи служила для него защитницей. Но сейчас современная семья находится в рамках женской эмансипации, и мужчина "выброшен" за пределы семейных отношений. Женщина все чаще сама принимает решения, считая тем самым, что только она знает, что нужно ее ребенку для правильного развития и что нужно сделать для того, чтобы семья была счастливой и благополучной. Естественно, что все это ведет к тому, что стереотип мужчины и отца претерпевает серьезные изменения. Сейчас от мужчины ждут ласки и нежности, мягкой и активной заботы о детях. В понимании ребенка мать стала занимать более значимую позицию.С позиций, разработанных в отечественной психологии, образ понимается как отношение отражения. Образ представляет собой отражение какого–либо объекта, предмета или события.Отечественные психологи, продолжив линию исследований психических явлений, намеченную Сеченовым, поняли то, что в психологической науке категории отражения принадлежит основная роль: именно отражением раскрывается наиболее общая и существенная характеристика психики. Ученые обратились к теории отражения, описанной в трудах В.И.Ленина. В последующем эта теория стала общей методологической платформой, дающей возможность разобраться во множестве психологических понятий, концепций и направлений, а также определить предмет психологической науки, раскрыть логику ее проблем и разработать методы исследования[2, с.119].Б. Г. Ананьев [Там же] считает, что предметность образа выражена так: "Нормальное практическое зрение основывается не на абстрактно–зрительной функции, а на предметности, ситуативности зрительного образа".По мнению С.Л. Рубинштейна [Там же], под образом в собственном смысле надо понимать такое чувственное впечатление, в котором явления, их свойства и отношения выступают перед субъектом как предметы или объекты познанияДети воспринимают родителей как ориентированных на семью, на других детей в семье. Мать занимает активную позицию лидера, а отцу достается лишь пассивная позиция. Мальчики идентифицируют себя с отцом и копируют пассивную позицию отца. Мать является реализатором семейных ролей. Показатель лидерства как индикатор включенности в орбиту матери подавляет субъектную активность детей; в результате дети становятся слишком зависимыми от родителей, испытывают чувство неполноценности в семейной ситуации, мало общаются со сверстниками и имеют недостаточно развитые навыки общения [Литвинова А.В. Родители и дети// Роль образов родителей в становлении личности ребенка. М.: 2004.].Проработав достаточное количество литературы по теме, можно привести несколько вариантов определения понятия “восприятие”:Восприятие –это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств [1, с.200].Восприятием называется отражение предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств [3, с.31].Восприятие –это отражение в сознании человека непосредственно воздействующих на его органы чувств предметов и явлений в целом, а не отдельных их свойств, как это происходит при ощущении.Восприятие –не сумма ощущений, получаемых от того или иного предмета, а качественно новая ступень чувственного познания с присущими ей способностями [7, с.86].Восприятие –форма целостного психического отражения предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств [5, с.135].Сведя все определения в одно, можно сделать вывод, что:Восприятие–это результат деятельности системы анализаторов. Первичный анализ, который совершается в рецепторах, дополняется сложной аналитикосинтетической деятельностью мозговых отделов анализаторов. В отличие от ощущений, в процессах восприятия формируется образ целостного предмета посредством отражения всей совокупности его свойств. Однако образ восприятия не сводится к простой сумме ощущений, хотя и включает их в свой состав.В восприятии подростков мать более активно включена в процесс воспитания. Ей принадлежит главенствующая роль в семье, в то время как отец более пассивен и по мере взросления подростков фактически «самоустраняется» из процесса воспитания. Это распределение ролей между матерью и отцом в реализации воспитательной функции семьи находит отражение в существенно более высокой степени директивности матери, по сравнению с отцом.

Существуют определенныеразличия между восприятием девочек и восприятием мальчиков воспитательной позиции матер.

Отношения девочек с матерью складываются более благополучные. Их отношения с матерями значимо чаще, чем у мальчиков, формируются как эмоциональнопозитивные. Девочкивоспринимают родительскую позицию матери как принимающую, полную любви, заинтересованности и внимания чаще, чем мальчики[8, с.184].

Особенности восприятия родителей девочками и мальчиками могут зависеть от позиций самих родителей по отношению к своим детям.

Матери, примерно одинаково ведут себя с сыновьями и дочерьми. Повидимому, роль матери проявляется в заботе о ребенке слабом и беззащитном. Она обращается с ним, как играет в куклы его надо качать и баюкать, кормить и утешать.

Девочки отмечаютбольшую степень последовательности матерей и их постоянство в своих требованиях, нежели мальчики. Непоследовательность матерей в отношении сыновей, видимо, связана с их воспитательной неуверенностью в отношении мальчиков.

Эмоциональная близость и доверительность матерей более выражена в отношениях с девочками, чем с мальчиками и желание снять эмоциональную зависимость от родителей гораздо больше выражено у мальчиков, чем у девочек[9, с.205].По Немову Р.С., характерные различия в оценках воспитательной практики матерей девочками выглядят следующим образом. При позитивном интересе и психологическом принятии у матерей, на первый план выступает доверие и подчиняемость. Директивность матерей основана исключительно на амбициозных претензиях к власти и жесткому контролю за поведением дочери. При враждебности, эмоциональном отвержении у матерей выявляется упрямый конформизм и слабовольная зависимость от мнения окружающих, что исходит из претензий отца на ведущие позиции[10, с.104].Для изучения образа матери ввосприятии мальчиков и девочекиспользовались следующие методики:

ADORПодростки о родителях;

«Детскородительские отношения подростков» (ДРОП)[11, с.76].В данном исследовании принимали участие 20 подростков в возрасте 1415 лет. В исследуемой группе подростков было 10 девочек и 10 мальчиков.

При изучении особенностей восприятия девочкамиподростками образа матери по полученным данным было выявлено, что девочки воспринимают позицию матери как более эмоциональную и принимающую, чем позицию отца.Девочки воспринимают отношения с матерями как позитивные. Матери в восприятии девочками поощряютпроявления автономности и передают ответственность своему подростку, очень часто совместно и равноправно выполняют какуюлибо деятельность.Матери в восприятии девочек не отличаются конфликтностью, требовательностью и директивностью, они часто осведомлены о делах и интересах своего ребенка, в меру контролируют, поощряюти наказывают. Мать уверена в своем поведении и последовательна в воспитании, удовлетворяет потребности ребенка в пределах нормы.Девочки воспринимают отношения матери с супругом как позитивные и доброжелательные, а так же в полной мере удовлетворены отношениями между родителями.При обработке полученных данных при исследовании восприятия мальчикамиподростками позиций матери и отца выяснилось следующее: позиция матери в восприятии мальчикаподростка выглядит не достаточно эмоциональной и уверенной в поведении. Мать конфликтна и требовательна, но активно поощряет автономность своего подростка. Онане последовательна в поощрениях и наказаниях, хотя в меру удовлетворяет потребности мальчикаподростка и проявляет к нему позитивный интерес.В восприятии мальчика мать менее конфликтна и директивна, чем отец. Если сравнить особенности восприятия девочеки мальчиков позиций отца и матери, то можно выявить следующее: восприятие отношений девочек с родителями выглядит более благополучным, чем восприятие отношений мальчиков с родителями. Они более эмоциональны и доброжелательны, мать в восприятии девочки занимают понимающую и принимающую позицию, а отец практически не проявляет жесткости и авторитарности. В восприятии мальчиков и отношения с материю носят более сложный характер. Матери отличаются непоследовательностью и неуверенностью. По результатам проведения данных методик нами были сделаныследующие выводы: воспринимают отношения с родителями как более благополучные, чем мальчики. Девочки воспринимают отношения с матерью как доброжелательные, эмоциональные, а сам образ матери –понимающие, участливый и терпимый. Отношения с отцами в восприятии девочек также носит достаточно благополучный и положительный характер. Отцы, помнениюдевочек, практически не проявляют жесткости и авторитарности. В восприятии мальчиков отношения с обоими родителями носят более конфликтный характер. Матери отличаются непоследовательностью и неуверенностью в отношениях с сыном, а позиция отца в восприятии мальчика авторитарна, директивна, отличается давлением со стороны родителя, непререкаемостью.









Список литературы

1. Колесниченко Е. А. Психологические проблемы современной российской семьи / Под общей редакцией доктора психологических наук В.К. Шабельникова и кандидата психологических наук А.Г. Лидерса. 2 часть. М.: 2005. 360 с.2. Литвинова А.В. Родители и дети// Роль образов родителей в становлении личности ребенка. М.: 2004.3.

Завалова Н.Д., Ломов Б.Ф., Пономаренко В.А. Образ в системе психической регуляции деятельности /Под общей ред. доктора психологических наук, профессора Ю. М. Забродина. –М.: НАУКА, 1986. –136 С.4. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. –СПб.: Свет, 2000. –340 с.5. Запорожец А.В., Эльконин Д.Б. Психология детей дошкольного возраста. –М.: Просвещение, 1989. –420 с.6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2т. –Т. 2.–М., 1989.–370 с.7.Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах. –Мн.: Харвест, 1999. –320 с.8. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). —М.: Гардарики, 2005.9. Шуман С.Г. Как избежать конфликтов с детьми.: Из опыта работы психологопедагогической службы. М.: Педагогика, 1989.10. Элъконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989. С. 277. 11.Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / под ред. И.В.Дубровиной. М.,1983.

Yulusova Oksana Vladimirovna

Image of mother in perception of boys and girls: comparative analysis.

Abstract. Article represents the comparative analysis of an image of mother in perception of boys and girls. Variability of modern social space sets new prospects in realization of the personality, at the same time demanding from it high activity. To reach put before social, professional, creative and other purposes to be successful, and it is sometimes simple to survive, the modern person has to be able to adapt quickly for conditions of the social world which was in constant dynamics, to possess well created subject position and creative abilities. In article the questions connected with reflection of personal features of teenagers in real interpersonal and social behavior are considered. It is known that models and priorities of socialization of boys and girls differ, and in traditional cultures even polarly. As a result of socialization boys and girls seize certain qualities which form various types of identity aspect of the consciousness, describing experience by the person of as representative of the defined sex.Key words: image, mother, father, image of mother, perception.