Паттерны индустриальной эпохи в современном образовании: проблемы и результаты

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Вареникова Л. В. Паттерны индустриальной эпохи в современном образовании: проблемы и результаты // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 2096–2100. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53422.htm.
Аннотация. Несмотря на то, что негативные явления в образовании, детерминированные реформой, нацеленной на стандартизацию результата, являются достаточно распространёнными в отечественной науке, широкомасштабных исследований по этой проблеме не проводилось. Нами проанализирована практика реализации реформы путём стандартов. Причина негативных явлений в современном образовании в привычке повторять достижения индустриальной эпохи.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Вареникова Лилия Викторовна,учитель немецкого языка МБОУ СОШ № 19

хутора Коржевского Славянского района Краснодарского краяvarenikova.liliya@mail.ru

Паттерны индустриальной эпохи в современном образовании:

проблемы и результаты.

Аннотация

Несмотря на то, что негативные явления в образовании, детерминированные реформой, нацеленной на стандартизацию результата, являются достаточно распространёнными в отечественной науке, широкомасштабных исследований по этой проблеме не проводилось. Нами проанализирована практика реализации реформы путём стандартов. Причина негативных явлений в современном образовании в привычке повторять достижения индустриальной эпохи.

Ключевые слова: паттерны индустриальной эпохи, негативные явления, нагрузка на ученика, тесты, рейтинги, требования, педагогическая компетентность.

Образование –живая система, обладающая способностью к самовоссозданию, в отличие от машинных систем, созданных человеком. Поэтому природа образования взаимоотношения, находящиеся в постоянном развитии в соответствии с целямии онаподвержена паттернам в поведении, втехнологиях(«Паттерн»произошло от лат. patronus, дословно переводится как «модель», «образец для подражания», «шаблон»). Всовременном образовании осталась привычкаповторять достижения индустриальной эпохи, что порождает негативные явления.Мы возвращаемся к привычным способам действия, пытаемся возродить институт индустриальной эпохи, который мы называем школой. Наше время времястремительных изменений в социуме, в науке, в технологиях, и любые стремления ухватиться за прошлые достиженияследовать традиционным шаблонамсдерживают развитие, не вписываются в динамику XXIвека. Растут требования, дети перегружены и не хотят учиться, у них слабая мотивация. Руководители школи учителя вынуждены увеличивать нагрузку, отводя всё больше учебного времени на подготовку учеников к тестам, от результатов которых может зависеть рейтинг и бренд школы.Дети не выдерживают, начинают лавировать, хитрить.Таким образом, существенным становится не только чему учить, но и какучитьи кто учит.Проблема негативного влияния индустриальной эпохи на образование XXIвека исследовалась П. Сенге, А.М. Новиковым, Г.Г. Малинецким, Н.Н. Моисеевым, Т.С. Анисимовой.Необходимость выполнять требования стандарта, готовить к ЕГЭ и невозможность дальнейшего наращивания объёмов учебной нагрузки;стремление учителей и школ быть не хуже других, предел возможностей учеников приводят к искажению результата, коррупционным проявлениям.Как преодолеть эти трудности? Почему они нарастают?Как сделать систему образования комфортной для детей? Поиску ответов на эти вопросы и выявлению причин, мешающих их решению, посвящено наше исследование. Она из причин уходит в ушедшую эпоху, когдаразвитие образования шло под влиянием трудов великих педагогов(И.Г. Песталоцци, А.С. Макаренко, Я.А. Коменский, В. А. Сухомоинский), выстроивших систему школы сообразно с производством индустриальной эпохи.Школа заимствовала своё устройство у фабрики, выпуск учеников поставлен на надёжный конвейер, где все двигаются из класса в класс с одинаковой скоростью, получая одинаковые знания, организованные расписанием и едиными программами. Такая школьная «фабрика» была серьёзным прогрессивным прорывом прошлой эпохи. Но сейчас XXIвек. «Школы в наши дни сталкиваются с уникальными трудностями, неизвестными никаким другим организациям. В индустриальном мире XXвека единообразная образовательная система была преимуществом, которое уменьшило негуманностьдетского труда. Обстоятельства изменились. У развивающихся стран свои требования к образовательным успехам, особенно когда они осуществляют переход к постиндустриальной экономике и к более демократическим формам правления. От школы общество ожидает компенсации перемен в обществе и семье» [1].В наши днини один, даже самый одарённый учитель не может угнаться за изменениями в науке и практике. Меняется парадигма образования, но очень прочно утвердились паттерны прошлой эпохи. Мы не можем отказаться от «знаниевой парадигмы», для каждого учителя его предмет самый важный. Это подтвердили наши исследованиязанятости ученика(Таблица1).

Один день из жизни выпускника. Таблица 1РасписаниеДомашнее заданиеВремяна выполнение домашнего задания1.Геометрия1) № 269 –решить;2) подготовить сообщение о семи чудесах света.1 час 40 мин.2.Химиястр. 161165, законспектировать в тетрадь и выучить.50 мин.3.История1) ответить на зачётные вопросы (10 вопросов);2) выполнить 4 письменныхзадания в тетради.2 часа4.ЛитератураНаписать сочинение «Путь исканий Пьера Безухова и Андрея Болконского».40 мин.5.РусскийНаписать рецензию.1 час 5 мин.6.ОБЖПодготовить доклад «Правила поведения в чрезвычайных ситуациях».20 мин.ИТОГО:

6 час. 35 мин.Итого: если ученик приступит к выполнению домашнего задания в 18.00 и добросовестно его выполнит, ему понадобится 6 часов 35 минут, значит, он закончит выполнение домашнего задания, не вставая с места, в 0 часов 35минут.Режим дня школьника представляет собой распорядок бодрствования и сна, чередования различных видов деятельности и отдыха в течение суток.От того, насколько правильно организован режим дня школьника, зависит состояние здоровья, физическое развитие,работоспособность и успеваемость в школе. Давайте сравним рекомендуемый специалистами режим дня школьника и режим дня одногоисследуемого выпускника. Таблица 2Режим дня школьникаРежим дня исследуемого выпускника7.00 Подъем 7.00 Подъем 7.007.30 Утренняя зарядка, водные процедуры, уборка постели

7.007.30 Утренняя зарядка, водные процедуры, уборка постели7.30 7.50 Утренний завтрак7.30 7.50 Утренний завтрак7.50 8.20 Дорога в школу или утренняя прогулка до начала занятий в школе8.00 8.20 Дорога в школу 8.30 13.30 Занятия в школе 8.30 14.40 Занятия в школе 12.0012.20 –Обед (в школе)13.30 14.30 –Обед, послеобеденный отдых 14.30 16.00 Прогулка или игры и спортивные занятия на воздухе 15.00 16.00 –Дополнительное занятие по математике16.00 16.15 Полдник 16.00 –17.00 –Танцевальный кружок 16.15 17.30 Приготовление домашних 17.00 18.00 Прогулка на свежем воздухе, отдыхзаданий17.30 19.00 Прогулки на свежем воздухе 18.00 18.30 Ужин 19.00 21.00 Ужин и свободные занятия 18.30 24.00 Приготовление домашних заданий21.00 Приготовление ко сну (гигиенические мероприятия)24.00 Приготовление ко сну (гигиенические мероприятия) 22.00 Сон00.30 СонИмеющиеся нарушения режимных моментов не могут не сказаться на работоспособности, о чём свидетельствует снижение успеваемости с возрастом.С каждым годом нагрузка на учеников растёт, естественно портфель ученика становиться тяжелее. Для уменьшения нагрузки на ученика введены нормативы на вес рюкзака школьника в различных классах. Для того чтобы эти цифры могли стать реальностью, школам рекомендуется иметь два комплекта учебников: один —выдается на дом для подготовки к урокам, а второй хранится в классе.Приведенный ниже нормативпринят на государственном уровне [2](Таблица 3). Вес портфеля согласно норм СанПиНа. Таблица 3КлассМаксимально допустимый вес портфеля12йНе более 1,5 кг34йНе более 2,0 кг56йНе более 2,5 кг78йНе более 3,5 кг911йНе более 4,0 кг

В течение недели мы проводили контрольное взвешивание портфелей пятиклассников (Таблица 4).

Фактический вес портфеля (5 А класс). Таблица 4

Результаты взвешиваний: вес портфелей пятиклассников превышает норму в некоторые дни на 7% 70%, что отрицательно может повлиять на здоровье учащихся (может развиться сколиоз и другие заболевания опорнодвигательной системы). Мы взвесили портфели у пяти первоклашек. Вес портфелей у них от 2,45 кг до 3,5 кг, что превышает норму от 11% до 59%.«В то время как конвейерная школьная система значительно повысила образовательный результат, она также создала много проблем, с которымиученики, учителя и родители борются до сих пор. Она разделила детей на сообразительных и глупых. Те, кто не учились со скоростью конвейера, автоматически становились «неуспевающими». Она превратила педагогов в контролёров и инспекторов и насаждала обучение, сфокусированное на учителе, а не на ученике» [3].Из прошлой №УченикВесучащегосяПонедельникВторникСредаЧетвергПятницаПревышение1Мережникова Э.36 кг4.1 кг –на 14%4.3 кг –на 40%4.5 кг –на 25%4.1 кг –на 14%4.9 –на 36% кг21.5%2Медведская В.36 кг3.6 кг2.5 кг3 кг4 кг –на 11%4.5 кг –на 12%3.8%3Шевцов А.27 кг3.2 кг –на 18%4.1 кг –на 54%4.3 кг –на 59%4 кг –на 48%4.6 кг –на 70%41.5%4Якимов А.38 кг3.4 кг5.3 кг –на 39%5.5 кг –на 44%3.8 кг4.8 кг –на 26%18.1%5.Попович А.40 кг4.5 кг –на 12%4.75 кг –на 18%5 кг –на 25%4.3 кг –на 7%6.4 кг –на 60%20.3%эпохи пришло мнение, что все дети одинаковые.Но это далеко не так. Некоторые дети могут учиться только тогда, когда двигаются и для них сидеть на стуле в течение часанастоящая пытка. Другим нужен покой, а третьи находятся в постоянной активности. Дисциплина,превращённаяв соблюдение правил, установленных учителем, вместо самодисциплиныснимает ответственность с ученика, а учителя превращает в надсмотрщика. Оценка сконцентрировалась на получении одобрения учителя, а не на измерении собственных возможностей. Многие учителя сожалеют, что учащиеся слишком сильно сконцентрированы на отметках, и не стремятся к познанию.Некоторые учителя не могут смириться с разнообразием учеников, с которыми им приходиться работать. Всё сводиться к постоянной борьбе за поддержание порядка в классе. Они изо всех сил стараются добиться одинакового участия учащихся в учебном процессе. В итоге учителя либо сдаются, либо сгорают дотла, а детей либо отвергают, либо заставляютдобиваться результата любой ценой.

Мы провели исследование с целью выявления количества успешных и неуспешных учащихся в одной из общеобразовательных школ(Таблица 5).

Анализ успешности учащихся разных возрастных групп. Таблица5

14

классы58 классы911 классыКолво учащихся в классах145100%99

100%64

100%Успешные (учатся с удовольствием)63–43 %30

30 %22–34%Успешные (но учатся без удовольствия)33–23%18–18 %14 –22%Неуспешные (ленивые)26

18%30–30 %9 –14%Неуспешные (не могут, но стараются)16–11%14–14 %13 –20%Неуспешные (не стараются, безразличны к учёбе)17–12%15–15 %6–9%(9 кл 6%10 кл 3%11 кл –0%)По результатам исследования можно сделать вывод, что процент успешных учащихся больше в начальных классах43 %, в средних классах процент успешности падает–30%, а в старших –возрастает–34%, так как многие учащиеся осознанно готовятся к сдаче ГИА и ЕГЭ. Неуспешных учащихся меньше в начальных классах–18%, в средних классах их процент возрастает–30%, в старших –падает(14%). В 9х классах,по проведённому исследованию,их 6 %, после 9го класса многие «слабые» ученики уходят из школы, оставшиеся 3 % «пережидают» в 10м классе, так какне поступили после 9го класса или родители их оставили на годв школе, чтобы они повзрослели. В11м классе, как мы видим,неуспешных–0 %.Почему же так высок порог неуспешности? Увеличилсяобъём материала и количество контрольных мероприятий, учителя не овладели новыми технологиями, оказались живучими предметная организация учебногопроцесса и знаниевая парадигма. Уровень информации растёт, учителя стремятся «объять необъятное»и «натаскивают» учащихся на ЕГЭ как на уроках, так и на дополнительных занятиях. Мы провели исследование, сколько времени тратят учащиеся на подготовку к ЕГЭпо одному предмету.

Подготовка к тестам по математике (11 класс). Таблица 6Количество уроков математики в неделю5 уроков Время, отводимое на уроке на тесты10 мин –(50 мин в неделю)Время, отводимое на тесты в домашнемзадании20 мин –(1ч 40 мин в неделю)Колво дополнительных занятий в неделю2 занятияВремя на выполнение тестов на дополнительных занятиях2 часаИтого за неделю уходит у одного учащегося на подготовку к ЕГЭ по математике4ч 30 мин

Если ученик готовится к трём экзаменам, то это время составляет 13 часов 30 минут.Последние три года учащиеся школ выполняют обязательные мониторинговые контрольные работы, подготовленные Департаментом образования. Причем проводятся работы в форме тестирования по всем предметам,и одиннадцатиклассникам приходится их решать почти каждую неделю. Многиене понимают, чегоот них хотят? Контрольные с каждым разом усложняются и доводят многих учащихся до стресса. В школах деформироваласьцель не развивать личность, а натаскивать на ЕГЭ. Сдать ЕГЭ одна задача и для учащихся, и для родителей, и для учителей.Так как школьная программа не дает 100 % гарантии успешности, учителям приходится проводить ежедневные дополнительные занятия и заниматься репетиторством.СпециалистыПсихологической службы образования РФ представили новые требования к современному учителю [4]. Это требования к педагогической компетентности, способной обеспечить успешную реализацию новых образовательных стандартов, ориентированных на результат. Мы провели самооценку соответствия профессиональной компетентности учителей сельских школ этим требованиям. Приведём лишь некоторые результаты (Таблица 7).

Самооценка педагогической компетентности. Таблица 7Основные требования к учителюНе владею, не умею, не знаю%Недостаточно владею %Достаточно владею %(Очень) хорошо владею %Владение ИКТ10255015Использование интернет ресурсов 25204015Использование современных педагогических технологий520750Успешное педагогическое взаимодействие учителя и ученика057520Успешное педагогическое взаимодействие учителя и родителей0106030Всестороннее личностное саморазвитие0106525Занятие научноисследовательской деятельностью2050255Владение диагностическими методиками1045450Самооценка показывает, что и недостаточность сформированной компетентности учителя тоже перекладывается на плечи ученика. Из приведённой выше таблицы мы можем сделать вывод, что не все учителя соответствуют требованиям к современному учителю. От 10 до 25 % учителей не владеют или слабо владеют ИКТ, не используют интернет ресурсы, новые технологии, до 50 % учителей не могут обеспечить единства обучения и исследовательского учебного поиска, не владеют методиками диагностики.В школе медленнееи труднее преодолевается наследие прошлой эпохи, чем в других отраслях. Почемуобразование столь консервативно? Система образования позже других отраслей хозяйствования перешла к реформированию.Здесь слабо развита и пока не осознана конкуренция. Школа как социальный институт плотно связана с государственными структурами и вынуждена идти путём стандартизированных тестов. Школа вынуждена удовлетворять требования родителей, которые имеют паттерные представления об устройстве школы и роли учителя. Родители

интересуются не только полученными результатами, но и вмешиваются в процесс, что не всегда положительно.С возрастанием нагрузки усиливается контроль учителя и родителей, что мешает развитию самоконтроля ученика и не позволяет перейти в систему субъектных отношений сотрудничества. Учёба происходит в школе, в классе, а не в широком поле общения и информации ребёнка.Пока вырваться из этого круга удаётся немногим. Сегодня вопросы преодоления паттернов индустриальной эпохи рассматриваются внауке, постепенно осознаютсяпрактиками, но пока не переходят в плоскость деятельности. Паттернами индустриальной эпохи ещё очень глубоко пронизана школа и предстоит большая работа.































Список цитируемой литературы

1.Анисимова Т.С. Конструирование новой образовательной среды в постиндустриальном обществе. // Материалы IVВсероссийской научнопрактической конференции. 30 июня01 июля 2011 г. СлавянскнаКубани,2011.СлавянскнаКубани: Издательский центр СГПИ, 2011.с. 15. 2.Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 г. Москвы «Об утверждении СанПиН 2.4.2.282110 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».3.Сенге Питер. Школы, которые учатся: книга ресурсов пятой дисциплины. // Москва «Просвещение», 2010 г. –с.33.4.Рубцов В.В.

Федеральные государственные образовательные стандарты как социокультурный ресурс модернизации современного образования. Российская академия образования г.Москвы, 2011 г.

























VarenikovaLiliaV.,German teacherMBOUschool №19Korzhevsky villageof Krasnodar regionvarenikova.liliya@mail.ru

Patternsof the industrial erain modern education:problems and results.

Abstract

Despite the fact that the negative phenomena in education, determined reforms to standardize the results are quite common in domestic science, largescale studies on this issue have been conducted. We have analyzed the relevant reform through standards. The reason for the negative phenomena in modern education in the habit of repeating achievements of the industrial age.

Keywords:patternsof the industrial age, the negative effects, the burden on the student, tests, ratings, requirements, pedagogical competence.