Факторы эффективного развития познавательной самостоятельности

Международная публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Новикова И. Ю. Факторы эффективного развития познавательной самостоятельности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 2291–2295. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53461.htm.
Аннотация. В данной статье рассматриваются факторы, повышающие эффективность развития познавательной самостоятельности студентов вуза.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Новикова Ирина ЮрьевнаСтарший преподаватель, ФГБОУ ВПО ©Челябинская государственная агроинженерная академияª, г.Челябинскi.tnovikova@mail.ru

Факторы эффективного развития познавательной самостоятельности

В данной статье рассматриваются факторы, повышающие эффективность развития познавательной самостоятельности студентов вуза.

Ключевые слова: познавательная самостоятельность, активность студентов, адаптация студентов, активные методы обучения, проблемный подход, педагогические технологии, педагогика сотрудничества, педагогическое мастерство.

Особенности жизни в современных условиях‬ввек информации,интеграциии глобализации‬обусловливают требованияработодателейк специалистамивыпускникам вузов. Поэтому основными чертами образования, способного подготовить людей к постоянно меняющимся условиям их жизни в информационном обществе, должны стать его высокое качество и возможность получения каждым человеком в течение всей его жизни [1]. ©Обучение через всю жизньª ‬это не только магистральное направление модернизации образовательной политики стран, подписавших Болонское соглашение, но и жизненное кредо специалистов, успешность в профессиональной деятельности которых прямо пропорциональнаих стремлениюк саморазвитию и самосовершенствованию. Сегодня намеждународном уровнеив Россиисоздаетсякачественно новое перспективноеобразовательноепространство, и акцентпри подготовке специалиста делается не на сумме усвоенной информации, а на способности выпускника учебного заведения самостоятельно действовать в различных (профессиональных, жизненных, проблемных) ситуациях [2].Самостоятельность, не являясь врожденной чертой, формируется по мере взросления каждого отдельно взятого человека посредствомвключения его в определенные виды деятельностии как одно из ведущих качеств личности реализуется в двух аспектах: в умении ставить цельи планомерно, последовательно идти к ее достижению. Самостоятельность также проявляется в ответственном отношении человека к своему собственному поведению, в способности действовать осознанно, инициативно как в знакомой обстановке, так и в непривычных условиях, которые часто требуют принятия новых нестандартных решений. Два фактора традиционно характеризуют самостоятельность. Это, вопервых, совокупность средств ‬знаний, умений и навыков, которые приобретены и присвоены личностью, и, вовторых, ее отношение к процессу деятельности, а также к условиям практического осуществления и конечным результатам. В период обучения в вузе самостоятельность в основном развивается в учебной деятельности: в познании, осмыслении, усвоении и опыте практического применения накопленного человечеством богатства знаний как самостоятельное открытие нового, ранее неизвестного, и проявляется как творческаядеятельность, сопряженная с различными трудностями, то естькак познавательная самостоятельность. Принимая во внимание существующие в педагогике подходы к толкованию категории ©познавательная самостоятельностьª и учитывая его инвариантные признаки, можно обозначить познавательную самостоятельность как интегративное качество личности, вызванное стабильным интересом к познавательной деятельности, познавательной активности и реализующееся в познавательном поиске, проявляющемся в потребности постоянного приумножения и углубления ранее освоенных знаний, умений и навыков с целью преобразования окружающей действительности. Эффективность развития познавательной самостоятельности,как и любое явление, подвержена влиянию рядафакторов. Первым из которых являетсяактивность студентов в процессе обучения.По мнениюЛ.С.Выготского, ©в основу процесса должна быть положена личная деятельность ученика…Научная школа есть непременно ©школа действийª. Наши действия, движения ‬сутьнаши учителяª[3].Активность студентов реализуется через стремлениек эффективному овладению знаниямии способами деятельности,и сопряженаона смобилизациейволевых усилий на достижениеучебнопознавательных целей. Исследования в плане развития познавательной активности в процессе обучения подчеркивают необходимость наличия мотивации. Известно, что обучение идет более успешно при сформированном у учащихся положительном отношении к учебной деятельности, когда они демонстрируют стремление познать новое, проявляющееся в устойчивом познавательноминтересе. Без развития познавательного интереса активизация познавательной активности учащихся не только трудна, но практически невозможна. Познавательный интерес как важный мотив, существенно повышающий качественные характеристикиобучения, формируется через предметное содержание деятельности и отношения, складывающиеся между участниками в процессе взаимодействия. Познавательный интерес, избирательная направленность личности на явления, процессы и объекты окружающей ее действительности, проявляется во внимании и активности учащихся на уроках, в вопросах, сформулированных для преподавателя, в реакциях и эмоциях, в изучении дополнительной литературы и др. С целью поддержания и укрепления интереса у учащихся особое значение имеет организация их учебной деятельности. Она должна быть разнообразной по видам и формам работы в пределах урока, самостоятельной, поисковой, развивающей мышление. Для активизации мышления учащихся в процессе познания необходимо применять разные средства, приемы и способы, что предполагает широкое использование преподавателем фактора новизны с привлечением данных о достижениях в области науки и техники, создание ситуаций с элементами проблемности, направленных на активную самостоятельную деятельность по их разрешению. Врезультате этого повышается уровень компетентности учащихся не только в рамках профессиональной сферы, но и происходит развитие творческих способностей. Вторым фактором, оказывающим влияние на эффективность развития познавательнойсамостоятельности, являетсяуспешнаяадаптациястудентовк условиям обучения в вузе.Адаптациявсоциальном плане происходит посредствомприобщенияличности копределенным видам деятельности, происходящегов даннойспециальной среде. Таким образом,©адаптация есть нечто иное, как усвоениеличностного социального опыта той среды, к которой она принадлежит, тоесть для нас ‬этоадаптация студентов первого курса к новым условиям жизнии деятельности в вузеª[4]. В периодадаптации студентыпервого курса сталкиваются с главным противоречием: постатусу ониуже являются студентами, но в вузе еще не закрепилисьи не чувствуют полной уверенности. Для нихважна не только учебнопознавательная деятельность, но иучебная, в основе которой умения слушатьиконспектировать лекции, работатьслитературойи готовитьсяк практическимисеминарским занятиям, коллоквиумам. Поэтому преподавателю необходимо вести целенаправленную организованную работу именно вэтом направлении, так какуспешнаяадаптациястудентовпервокурсников будет в дальнейшем оказывать влияние на их учебнопознавательнуюдеятельность.Необходимо также принимать во внимание, что успешность учебновоспитательного процесса напрямую зависит отличности учителя, его взаимоотношений с учащимися, уровня педагогического мастерства.Преподаватель обязан не только глубоко знать свой предметиуметь егопреподнести, но и обеспечить прочностьзнаний, зависящую и от уровня самостоятельности в изучениипредмета.Как считает A.M. Митина, основными задачамипреподавателя являются: тонкое икорректное управление целостной учебновоспитательной ситуацией вразнообразных формах взаимодействия всех участников для достиженияпоставленных педагогических целей; умелое стимулирование каждогоучащегося к участию в постановке целей, выдвижения задач, принятии иосуществлении решений и анализе полученных результатов [5].Основная задача преподавателя ‬раскрыть личностьстудента ‬решаетсяв ходе его совместной деятельности со студентамиивобщении. И здесь важны не толькоконкретныепредметные знания и эрудиция, но и педагогическоемастерство, заключающееся в овладениивысоким уровнем общей культуры итехнологическойкомпетентности, в умениивыстраивать отношенияи,воспитывая необходимыекачества, превращать студента из объектаобучения в субъект учения. Итак, педагогическое мастерство‬это третийфактор, повышающийэффективность развитияпознавательной самостоятельности студентов.Следующий важный фактор‬выбор подхода дляпредставлениясодержания обученияи осуществления деятельности. По мнениюО.Г. Шишковой, всодержании обучения необходимо определять обязательное и вариативноеядро. Основной критерийотбора здесь ‬связь знания с деятельностью, обеспечивающая успех врешенииконкретных профессиональных задач и жизненных проблем. Как считает О.Г. Шишкова, первостепенным значением обладают ©знания универсального характера,позволяющие проектировать будущее, обеспечивающие общность в подходахк изучению дисциплин и их разделов на методологическом и методическомуровнях, а также оптимальное сочетание оперативных и фундаментальныхзнаний...ª[6].Дополнительно необходимопоказывать студентам межпредметныесвязи изучаемого предмета и использовать элементы проблемности.Используяв обучении модульный подход, например,мы можем повыситьэффективностьразвитияпознавательной самостоятельностистудентов. В рамках модульногообученияучебныйпроцессимеет такую организацию, при которойпреподаватель и обучающийся изучают учебныйматериал в виде модулей.Каждыймодуль характеризуется законченностьюиотносительнойсамостоятельностью. Прираскрытии учебной темы или даже учебной дисциплинымодули в совокупностисоставляютединое целое. Педагогможет выполнять функции от информативноконтролирующейдо консультативнокоординирующей.Еще один фактор, оказывающий успешноевлияние на развитиепознавательной самостоятельности, ‬это введениев учебный процесскомплекса педагогических технологий.К педагогическим технологиям можно отнести:технологии дифференцированного и индивидуализированного обучения;

активные методы обучения;

обучение в сотрудничестве.Сегодня в учебновоспитательном процессе в высших учебных заведениях можнонаблюдатьоструюнеобходимость в разработке и применении педагогических технологий,направленных на эффективное развитие познавательной самостоятельностистудентов. Как ориентир практического и научного мышления понятие ©технологияª достаточно прочно вошло в общественное сознание во второй половине прошлоговека.Технология помогает исследователями практикамво всех областях человеческой деятельности, в том числе и в сфереобразования. Применение технологии в процессе обучения в вузе повышает егорезультативность,

позволяет проектировать и осуществлять деятельность на научнойосновес экономией времени, сил и ресурсов: достижения науки, техники и опыт работают на гарантированный результат. Иными словами технология обучениясвязана, с оптимальным построением и реализацией учебного процесса сучетом гарантированного достижения дидактических целей [7].Технологии дифференцированного и индивидуализированного обучения предполагают оптимальное приспособление учебного материала к индивидуальным способностям каждого студента. Цель их применения ‬развитие творческой личности. Традиционно в основе дифференциации ‬индивидуальнопсихологические особенности учащихсяиих способности.Активные методы обучения, стимулирующие познавательную деятельность учащихся, строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. Активные методы обучения позволяют интенсифицировать процесс понимания, усвоения и творческого подхода к применению знаний. Одним из них является проблемный метод обучения, в основе которого постановка вопросов, создающих проблемную ситуацию, позволяющую последовательно вести учащихся к решению проблем.Проблемный подход в обучении в советской и зарубежной школе получил своё распространение в 2030х гг. прошлоговека. Он основывается на теоретических положениях американского психолога и педагога Дж. Дьюи.Проблемный подход возможен при разныхформах и видах учебного процесса. Главное в нем ‬вопросы, в процессе обдумывания и решения которых у учащихся возникаютсвои, встречные вопросы. Так развиваетсяинтерес учащихся к знаниям и активизируетсяих познавательнаядеятельностьчерезпроблемные ситуации, и,как считал М.Н. Скаткин, ©если ученик находит выход из такой ситуации без прямой подсказки, без натаскивания ‬он делает шаг по пути умственного развития. И такой шаг дороже механического заучивания тысячи готовых истинª[8]. Итак, проблемным является тип развивающего обучения, характернаяособенность которого ‬систематическаясамостоятельная поисковая деятельность учащихся, в результате которой они усваивают готовые научные выводы и знания. Системаметодов построена с учетомцелеполаганияи принципапроблемности; процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование познавательной самостоятельностиобучающихся, устойчивых мотивов учения и мыслительных (включая и творческие) способностей в ходе усвоения ими научных понятий испособов деятельности, детерминированного системой проблемных ситуаций [9]. В основе проблемного обучения несколько этапов. Первый ‬это создание проблемной ситуации. Навтором этапе учащиеся находят путём догадки, выдвижения предположений и обоснования гипотез приемлемый вариант решения. Цель третьего этапа ‬доказать выдвинутую гипотезу и проверить правильность решения. Активизация, а, следовательно, и развитие познавательной деятельности учащихся, развитие интереса к предмету и самостоятельности, творческого отношения к изучаемому происходит намного успешнее, если преподавательразмышляет,рассуждает и постояннововлекает учащихся в процесс доказательств, обоснований в рамкахпоисковой деятельности. Необходимо упомянуть, что несмотря на свою эффективность метод проблемного обучения, как и любой другой, нельзя полагать единственно приемлемым для повышения эффективности обучения, так как только совокупность методов и приемов может отразиться на ее уровне. Педагогу следует помнить, что далеко не каждый простейший вопрос является проблемой. В то же время нельзя давать учащимися слишком сложные задания, так как они могут привести к обратному эффекту, понизив познавательный интерес. Основа проблемного обучения ‬посильные для учащихся задачи, ориентированные на их развитиеВозможности различных методов обучения в смысле активизации учебной деятельности различны, они зависят от природы и содержания, способа использования, мастерства педагога. Каждый метод активным делает тот, кто его применяет. При активном обучении преподаватель выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации. Центральное место в его деятельности занимает не отдельный обучающийся как индивид, а группа взаимодействующих обучаемых, которые стимулируют и активизируют друг друга.Эффективностьразвития познавательной самостоятельности напрямую зависит и от активногоинтеллектуальноговзаимодействия студентовипреподавателяв рамках педагогики сотрудничества. Это еще один фактор эффективного развития познавательной самостоятельности студентов. Педагогическоеобщениевыступаетрегулятором дидактического взаимодействия ученияи преподавания. Оно не только создаетатмосферу сотрудничествана обнове доверияивзаимопомощи, но и определяет контекстпрофессиональной деятельностив будущем. По мнениюА.А. Вербицкого,©момент обучения в идеале должен представлять акт общения равных,уникальных и ценных друг для друга субъектов. Важновкаждом студенте видеть специалиста, уважать его профессиональные знанияи уменияª[10].Для созданияв учебном процессе комфортногомикроклимата,преподавателюследуеткультивировать ситуацию успехадля студентов, наладитьи поддерживатьс ними контакт, проявляятерпимостьипредотвращаяотрицательные стрессовыемоменты.Таким образом, факторами эффективного развития познавательной самостоятельности студентов в процессе обучения в вузеявляются:активность студентов, их успешнаяадаптация к образовательной среде,выбор оптимальных подходов в планепредставлениясодержания обучения, внедрение комплекса педагогическихтехнологий, педагогика сотрудничестваи мастерство педагога.

Ссылки на источники

1.Кинелев, В.Г. Для решения проблем современного образования необходимо объединить возможности мирового сообщества / В. Г. Кинелев. // Информатика и образование: Научнометодический журнал. ‬02/2003. ‬№ 2.‬С. 27.2.Стратегия модернизации содержания общего образования [Текст] : Материалы для разработки документов для обновления общего образования. ‬М.: ООО ©Мир книгиª, 2001. ‬66 с.

3.Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский ; Послесл.В. В. Давыдова ; примеч. В. В. Давыдова [и др.]. ‬М.: ПедагогикаПресс,1996. ‬533с. ‬(Психология: Классические труды) 4.Филипович, Л. А. Формирование познавательной самостоятельности студентов сельскохозяйственного вуза : дис. ... канд. пед. наук / Л. А. Филипович. ‬Кемерово, 2005. ‬216 с. 5.Митина, А. М. Рефлексивноигровая технология обучения / А. М. Митина//Высшее образование в России. ‬2003.‬№ 4 . ‬С. 8690.6.Шишкова, О. Г.. Формирование познавательной активности и самостоятельности студентовзаочников : дис. ... канд. пед. наук / О. Г. Шишкова. ‬Рязань: 2006 . ‬230 с.7.Виленский, В. Я. Технологии профессиональноориентированного обучения в высшей школе : учеб. пособие / В. Я. Виленский, П. И. Образцов, А. И. Уман ; под ред. В. А. Сластенина. ‬2е изд. ‬М. : Педагогическое общество России, 2005. ‬192 с.8.Скаткин, М. Н. Активизация познавательной деятельности учащихся в обучении/ М. Н. Скаткин.‬М., 1965. ‬97 с.9.Махмутов, М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории [Текст] : монография / М. И. Махмутов ; АПН СССР. ‬М. : Педагогика, 1975. ‬367 с.10.Вербицкий, А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход : метод, пособие / А. А. Вербицкий. ‬М. : Высшая школа, 1991. ‬207 с.

Novikova Irina Yurievna

The factors of the effective development of cognitive independence

The article deals with the factors that increase the efficiency of cognitive independence of students of a higher educational institution.

Key words: cognitive independence, students‱activity, students‱adaptation, active learning methods, problem approach, pedagogicaltechnologies, cooperation pedagogics, pedagogical skill.