Факторы эффективного развития познавательной самостоятельности
Международная
публикация
Выпуск:
ART 53461
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Новикова
И.
Ю. Факторы эффективного развития познавательной самостоятельности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2013. – Т. 3. – С.
2291–2295. – URL:
http://e-koncept.ru/2013/53461.htm.
Аннотация. В данной статье рассматриваются факторы, повышающие эффективность развития познавательной самостоятельности студентов вуза.
Ключевые слова:
педагогические технологии, познавательная самостоятельность, активность студентов, адаптация студентов, активные методы обучения, проблемный подход, педагогика сотрудничества, педагогическое мастерство
Текст статьи
Новикова Ирина ЮрьевнаСтарший преподаватель, ФГБОУ ВПО ©Челябинская государственная агроинженерная академияª, г.Челябинскi.tnovikova@mail.ru
Факторы эффективного развития познавательной самостоятельности
В данной статье рассматриваются факторы, повышающие эффективность развития познавательной самостоятельности студентов вуза.
Ключевые слова: познавательная самостоятельность, активность студентов, адаптация студентов, активные методы обучения, проблемный подход, педагогические технологии, педагогика сотрудничества, педагогическое мастерство.
Особенности жизни в современных условияхввек информации,интеграциии глобализацииобусловливают требованияработодателейк специалистамивыпускникам вузов. Поэтому основными чертами образования, способного подготовить людей к постоянно меняющимся условиям их жизни в информационном обществе, должны стать его высокое качество и возможность получения каждым человеком в течение всей его жизни [1]. ©Обучение через всю жизньª это не только магистральное направление модернизации образовательной политики стран, подписавших Болонское соглашение, но и жизненное кредо специалистов, успешность в профессиональной деятельности которых прямо пропорциональнаих стремлениюк саморазвитию и самосовершенствованию. Сегодня намеждународном уровнеив Россиисоздаетсякачественно новое перспективноеобразовательноепространство, и акцентпри подготовке специалиста делается не на сумме усвоенной информации, а на способности выпускника учебного заведения самостоятельно действовать в различных (профессиональных, жизненных, проблемных) ситуациях [2].Самостоятельность, не являясь врожденной чертой, формируется по мере взросления каждого отдельно взятого человека посредствомвключения его в определенные виды деятельностии как одно из ведущих качеств личности реализуется в двух аспектах: в умении ставить цельи планомерно, последовательно идти к ее достижению. Самостоятельность также проявляется в ответственном отношении человека к своему собственному поведению, в способности действовать осознанно, инициативно как в знакомой обстановке, так и в непривычных условиях, которые часто требуют принятия новых нестандартных решений. Два фактора традиционно характеризуют самостоятельность. Это, вопервых, совокупность средств знаний, умений и навыков, которые приобретены и присвоены личностью, и, вовторых, ее отношение к процессу деятельности, а также к условиям практического осуществления и конечным результатам. В период обучения в вузе самостоятельность в основном развивается в учебной деятельности: в познании, осмыслении, усвоении и опыте практического применения накопленного человечеством богатства знаний как самостоятельное открытие нового, ранее неизвестного, и проявляется как творческаядеятельность, сопряженная с различными трудностями, то естькак познавательная самостоятельность. Принимая во внимание существующие в педагогике подходы к толкованию категории ©познавательная самостоятельностьª и учитывая его инвариантные признаки, можно обозначить познавательную самостоятельность как интегративное качество личности, вызванное стабильным интересом к познавательной деятельности, познавательной активности и реализующееся в познавательном поиске, проявляющемся в потребности постоянного приумножения и углубления ранее освоенных знаний, умений и навыков с целью преобразования окружающей действительности. Эффективность развития познавательной самостоятельности,как и любое явление, подвержена влиянию рядафакторов. Первым из которых являетсяактивность студентов в процессе обучения.По мнениюЛ.С.Выготского, ©в основу процесса должна быть положена личная деятельность ученика…Научная школа есть непременно ©школа действийª. Наши действия, движения сутьнаши учителяª[3].Активность студентов реализуется через стремлениек эффективному овладению знаниямии способами деятельности,и сопряженаона смобилизациейволевых усилий на достижениеучебнопознавательных целей. Исследования в плане развития познавательной активности в процессе обучения подчеркивают необходимость наличия мотивации. Известно, что обучение идет более успешно при сформированном у учащихся положительном отношении к учебной деятельности, когда они демонстрируют стремление познать новое, проявляющееся в устойчивом познавательноминтересе. Без развития познавательного интереса активизация познавательной активности учащихся не только трудна, но практически невозможна. Познавательный интерес как важный мотив, существенно повышающий качественные характеристикиобучения, формируется через предметное содержание деятельности и отношения, складывающиеся между участниками в процессе взаимодействия. Познавательный интерес, избирательная направленность личности на явления, процессы и объекты окружающей ее действительности, проявляется во внимании и активности учащихся на уроках, в вопросах, сформулированных для преподавателя, в реакциях и эмоциях, в изучении дополнительной литературы и др. С целью поддержания и укрепления интереса у учащихся особое значение имеет организация их учебной деятельности. Она должна быть разнообразной по видам и формам работы в пределах урока, самостоятельной, поисковой, развивающей мышление. Для активизации мышления учащихся в процессе познания необходимо применять разные средства, приемы и способы, что предполагает широкое использование преподавателем фактора новизны с привлечением данных о достижениях в области науки и техники, создание ситуаций с элементами проблемности, направленных на активную самостоятельную деятельность по их разрешению. Врезультате этого повышается уровень компетентности учащихся не только в рамках профессиональной сферы, но и происходит развитие творческих способностей. Вторым фактором, оказывающим влияние на эффективность развития познавательнойсамостоятельности, являетсяуспешнаяадаптациястудентовк условиям обучения в вузе.Адаптациявсоциальном плане происходит посредствомприобщенияличности копределенным видам деятельности, происходящегов даннойспециальной среде. Таким образом,©адаптация есть нечто иное, как усвоениеличностного социального опыта той среды, к которой она принадлежит, тоесть для нас этоадаптация студентов первого курса к новым условиям жизнии деятельности в вузеª[4]. В периодадаптации студентыпервого курса сталкиваются с главным противоречием: постатусу ониуже являются студентами, но в вузе еще не закрепилисьи не чувствуют полной уверенности. Для нихважна не только учебнопознавательная деятельность, но иучебная, в основе которой умения слушатьиконспектировать лекции, работатьслитературойи готовитьсяк практическимисеминарским занятиям, коллоквиумам. Поэтому преподавателю необходимо вести целенаправленную организованную работу именно вэтом направлении, так какуспешнаяадаптациястудентовпервокурсников будет в дальнейшем оказывать влияние на их учебнопознавательнуюдеятельность.Необходимо также принимать во внимание, что успешность учебновоспитательного процесса напрямую зависит отличности учителя, его взаимоотношений с учащимися, уровня педагогического мастерства.Преподаватель обязан не только глубоко знать свой предметиуметь егопреподнести, но и обеспечить прочностьзнаний, зависящую и от уровня самостоятельности в изучениипредмета.Как считает A.M. Митина, основными задачамипреподавателя являются: тонкое икорректное управление целостной учебновоспитательной ситуацией вразнообразных формах взаимодействия всех участников для достиженияпоставленных педагогических целей; умелое стимулирование каждогоучащегося к участию в постановке целей, выдвижения задач, принятии иосуществлении решений и анализе полученных результатов [5].Основная задача преподавателя раскрыть личностьстудента решаетсяв ходе его совместной деятельности со студентамиивобщении. И здесь важны не толькоконкретныепредметные знания и эрудиция, но и педагогическоемастерство, заключающееся в овладениивысоким уровнем общей культуры итехнологическойкомпетентности, в умениивыстраивать отношенияи,воспитывая необходимыекачества, превращать студента из объектаобучения в субъект учения. Итак, педагогическое мастерствоэто третийфактор, повышающийэффективность развитияпознавательной самостоятельности студентов.Следующий важный факторвыбор подхода дляпредставлениясодержания обученияи осуществления деятельности. По мнениюО.Г. Шишковой, всодержании обучения необходимо определять обязательное и вариативноеядро. Основной критерийотбора здесь связь знания с деятельностью, обеспечивающая успех врешенииконкретных профессиональных задач и жизненных проблем. Как считает О.Г. Шишкова, первостепенным значением обладают ©знания универсального характера,позволяющие проектировать будущее, обеспечивающие общность в подходахк изучению дисциплин и их разделов на методологическом и методическомуровнях, а также оптимальное сочетание оперативных и фундаментальныхзнаний...ª[6].Дополнительно необходимопоказывать студентам межпредметныесвязи изучаемого предмета и использовать элементы проблемности.Используяв обучении модульный подход, например,мы можем повыситьэффективностьразвитияпознавательной самостоятельностистудентов. В рамках модульногообученияучебныйпроцессимеет такую организацию, при которойпреподаватель и обучающийся изучают учебныйматериал в виде модулей.Каждыймодуль характеризуется законченностьюиотносительнойсамостоятельностью. Прираскрытии учебной темы или даже учебной дисциплинымодули в совокупностисоставляютединое целое. Педагогможет выполнять функции от информативноконтролирующейдо консультативнокоординирующей.Еще один фактор, оказывающий успешноевлияние на развитиепознавательной самостоятельности, это введениев учебный процесскомплекса педагогических технологий.К педагогическим технологиям можно отнести:технологии дифференцированного и индивидуализированного обучения;
активные методы обучения;
обучение в сотрудничестве.Сегодня в учебновоспитательном процессе в высших учебных заведениях можнонаблюдатьоструюнеобходимость в разработке и применении педагогических технологий,направленных на эффективное развитие познавательной самостоятельностистудентов. Как ориентир практического и научного мышления понятие ©технологияª достаточно прочно вошло в общественное сознание во второй половине прошлоговека.Технология помогает исследователями практикамво всех областях человеческой деятельности, в том числе и в сфереобразования. Применение технологии в процессе обучения в вузе повышает егорезультативность,
позволяет проектировать и осуществлять деятельность на научнойосновес экономией времени, сил и ресурсов: достижения науки, техники и опыт работают на гарантированный результат. Иными словами технология обучениясвязана, с оптимальным построением и реализацией учебного процесса сучетом гарантированного достижения дидактических целей [7].Технологии дифференцированного и индивидуализированного обучения предполагают оптимальное приспособление учебного материала к индивидуальным способностям каждого студента. Цель их применения развитие творческой личности. Традиционно в основе дифференциации индивидуальнопсихологические особенности учащихсяиих способности.Активные методы обучения, стимулирующие познавательную деятельность учащихся, строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. Активные методы обучения позволяют интенсифицировать процесс понимания, усвоения и творческого подхода к применению знаний. Одним из них является проблемный метод обучения, в основе которого постановка вопросов, создающих проблемную ситуацию, позволяющую последовательно вести учащихся к решению проблем.Проблемный подход в обучении в советской и зарубежной школе получил своё распространение в 2030х гг. прошлоговека. Он основывается на теоретических положениях американского психолога и педагога Дж. Дьюи.Проблемный подход возможен при разныхформах и видах учебного процесса. Главное в нем вопросы, в процессе обдумывания и решения которых у учащихся возникаютсвои, встречные вопросы. Так развиваетсяинтерес учащихся к знаниям и активизируетсяих познавательнаядеятельностьчерезпроблемные ситуации, и,как считал М.Н. Скаткин, ©если ученик находит выход из такой ситуации без прямой подсказки, без натаскивания он делает шаг по пути умственного развития. И такой шаг дороже механического заучивания тысячи готовых истинª[8]. Итак, проблемным является тип развивающего обучения, характернаяособенность которого систематическаясамостоятельная поисковая деятельность учащихся, в результате которой они усваивают готовые научные выводы и знания. Системаметодов построена с учетомцелеполаганияи принципапроблемности; процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование познавательной самостоятельностиобучающихся, устойчивых мотивов учения и мыслительных (включая и творческие) способностей в ходе усвоения ими научных понятий испособов деятельности, детерминированного системой проблемных ситуаций [9]. В основе проблемного обучения несколько этапов. Первый это создание проблемной ситуации. Навтором этапе учащиеся находят путём догадки, выдвижения предположений и обоснования гипотез приемлемый вариант решения. Цель третьего этапа доказать выдвинутую гипотезу и проверить правильность решения. Активизация, а, следовательно, и развитие познавательной деятельности учащихся, развитие интереса к предмету и самостоятельности, творческого отношения к изучаемому происходит намного успешнее, если преподавательразмышляет,рассуждает и постояннововлекает учащихся в процесс доказательств, обоснований в рамкахпоисковой деятельности. Необходимо упомянуть, что несмотря на свою эффективность метод проблемного обучения, как и любой другой, нельзя полагать единственно приемлемым для повышения эффективности обучения, так как только совокупность методов и приемов может отразиться на ее уровне. Педагогу следует помнить, что далеко не каждый простейший вопрос является проблемой. В то же время нельзя давать учащимися слишком сложные задания, так как они могут привести к обратному эффекту, понизив познавательный интерес. Основа проблемного обучения посильные для учащихся задачи, ориентированные на их развитиеВозможности различных методов обучения в смысле активизации учебной деятельности различны, они зависят от природы и содержания, способа использования, мастерства педагога. Каждый метод активным делает тот, кто его применяет. При активном обучении преподаватель выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации. Центральное место в его деятельности занимает не отдельный обучающийся как индивид, а группа взаимодействующих обучаемых, которые стимулируют и активизируют друг друга.Эффективностьразвития познавательной самостоятельности напрямую зависит и от активногоинтеллектуальноговзаимодействия студентовипреподавателяв рамках педагогики сотрудничества. Это еще один фактор эффективного развития познавательной самостоятельности студентов. Педагогическоеобщениевыступаетрегулятором дидактического взаимодействия ученияи преподавания. Оно не только создаетатмосферу сотрудничествана обнове доверияивзаимопомощи, но и определяет контекстпрофессиональной деятельностив будущем. По мнениюА.А. Вербицкого,©момент обучения в идеале должен представлять акт общения равных,уникальных и ценных друг для друга субъектов. Важновкаждом студенте видеть специалиста, уважать его профессиональные знанияи уменияª[10].Для созданияв учебном процессе комфортногомикроклимата,преподавателюследуеткультивировать ситуацию успехадля студентов, наладитьи поддерживатьс ними контакт, проявляятерпимостьипредотвращаяотрицательные стрессовыемоменты.Таким образом, факторами эффективного развития познавательной самостоятельности студентов в процессе обучения в вузеявляются:активность студентов, их успешнаяадаптация к образовательной среде,выбор оптимальных подходов в планепредставлениясодержания обучения, внедрение комплекса педагогическихтехнологий, педагогика сотрудничестваи мастерство педагога.
Ссылки на источники
1.Кинелев, В.Г. Для решения проблем современного образования необходимо объединить возможности мирового сообщества / В. Г. Кинелев. // Информатика и образование: Научнометодический журнал. 02/2003. № 2.С. 27.2.Стратегия модернизации содержания общего образования [Текст] : Материалы для разработки документов для обновления общего образования. М.: ООО ©Мир книгиª, 2001. 66 с.
3.Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский ; Послесл.В. В. Давыдова ; примеч. В. В. Давыдова [и др.]. М.: ПедагогикаПресс,1996. 533с. (Психология: Классические труды) 4.Филипович, Л. А. Формирование познавательной самостоятельности студентов сельскохозяйственного вуза : дис. ... канд. пед. наук / Л. А. Филипович. Кемерово, 2005. 216 с. 5.Митина, А. М. Рефлексивноигровая технология обучения / А. М. Митина//Высшее образование в России. 2003.№ 4 . С. 8690.6.Шишкова, О. Г.. Формирование познавательной активности и самостоятельности студентовзаочников : дис. ... канд. пед. наук / О. Г. Шишкова. Рязань: 2006 . 230 с.7.Виленский, В. Я. Технологии профессиональноориентированного обучения в высшей школе : учеб. пособие / В. Я. Виленский, П. И. Образцов, А. И. Уман ; под ред. В. А. Сластенина. 2е изд. М. : Педагогическое общество России, 2005. 192 с.8.Скаткин, М. Н. Активизация познавательной деятельности учащихся в обучении/ М. Н. Скаткин.М., 1965. 97 с.9.Махмутов, М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории [Текст] : монография / М. И. Махмутов ; АПН СССР. М. : Педагогика, 1975. 367 с.10.Вербицкий, А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход : метод, пособие / А. А. Вербицкий. М. : Высшая школа, 1991. 207 с.
Novikova Irina Yurievna
The factors of the effective development of cognitive independence
The article deals with the factors that increase the efficiency of cognitive independence of students of a higher educational institution.
Key words: cognitive independence, students‱activity, students‱adaptation, active learning methods, problem approach, pedagogicaltechnologies, cooperation pedagogics, pedagogical skill.
Факторы эффективного развития познавательной самостоятельности
В данной статье рассматриваются факторы, повышающие эффективность развития познавательной самостоятельности студентов вуза.
Ключевые слова: познавательная самостоятельность, активность студентов, адаптация студентов, активные методы обучения, проблемный подход, педагогические технологии, педагогика сотрудничества, педагогическое мастерство.
Особенности жизни в современных условияхввек информации,интеграциии глобализацииобусловливают требованияработодателейк специалистамивыпускникам вузов. Поэтому основными чертами образования, способного подготовить людей к постоянно меняющимся условиям их жизни в информационном обществе, должны стать его высокое качество и возможность получения каждым человеком в течение всей его жизни [1]. ©Обучение через всю жизньª это не только магистральное направление модернизации образовательной политики стран, подписавших Болонское соглашение, но и жизненное кредо специалистов, успешность в профессиональной деятельности которых прямо пропорциональнаих стремлениюк саморазвитию и самосовершенствованию. Сегодня намеждународном уровнеив Россиисоздаетсякачественно новое перспективноеобразовательноепространство, и акцентпри подготовке специалиста делается не на сумме усвоенной информации, а на способности выпускника учебного заведения самостоятельно действовать в различных (профессиональных, жизненных, проблемных) ситуациях [2].Самостоятельность, не являясь врожденной чертой, формируется по мере взросления каждого отдельно взятого человека посредствомвключения его в определенные виды деятельностии как одно из ведущих качеств личности реализуется в двух аспектах: в умении ставить цельи планомерно, последовательно идти к ее достижению. Самостоятельность также проявляется в ответственном отношении человека к своему собственному поведению, в способности действовать осознанно, инициативно как в знакомой обстановке, так и в непривычных условиях, которые часто требуют принятия новых нестандартных решений. Два фактора традиционно характеризуют самостоятельность. Это, вопервых, совокупность средств знаний, умений и навыков, которые приобретены и присвоены личностью, и, вовторых, ее отношение к процессу деятельности, а также к условиям практического осуществления и конечным результатам. В период обучения в вузе самостоятельность в основном развивается в учебной деятельности: в познании, осмыслении, усвоении и опыте практического применения накопленного человечеством богатства знаний как самостоятельное открытие нового, ранее неизвестного, и проявляется как творческаядеятельность, сопряженная с различными трудностями, то естькак познавательная самостоятельность. Принимая во внимание существующие в педагогике подходы к толкованию категории ©познавательная самостоятельностьª и учитывая его инвариантные признаки, можно обозначить познавательную самостоятельность как интегративное качество личности, вызванное стабильным интересом к познавательной деятельности, познавательной активности и реализующееся в познавательном поиске, проявляющемся в потребности постоянного приумножения и углубления ранее освоенных знаний, умений и навыков с целью преобразования окружающей действительности. Эффективность развития познавательной самостоятельности,как и любое явление, подвержена влиянию рядафакторов. Первым из которых являетсяактивность студентов в процессе обучения.По мнениюЛ.С.Выготского, ©в основу процесса должна быть положена личная деятельность ученика…Научная школа есть непременно ©школа действийª. Наши действия, движения сутьнаши учителяª[3].Активность студентов реализуется через стремлениек эффективному овладению знаниямии способами деятельности,и сопряженаона смобилизациейволевых усилий на достижениеучебнопознавательных целей. Исследования в плане развития познавательной активности в процессе обучения подчеркивают необходимость наличия мотивации. Известно, что обучение идет более успешно при сформированном у учащихся положительном отношении к учебной деятельности, когда они демонстрируют стремление познать новое, проявляющееся в устойчивом познавательноминтересе. Без развития познавательного интереса активизация познавательной активности учащихся не только трудна, но практически невозможна. Познавательный интерес как важный мотив, существенно повышающий качественные характеристикиобучения, формируется через предметное содержание деятельности и отношения, складывающиеся между участниками в процессе взаимодействия. Познавательный интерес, избирательная направленность личности на явления, процессы и объекты окружающей ее действительности, проявляется во внимании и активности учащихся на уроках, в вопросах, сформулированных для преподавателя, в реакциях и эмоциях, в изучении дополнительной литературы и др. С целью поддержания и укрепления интереса у учащихся особое значение имеет организация их учебной деятельности. Она должна быть разнообразной по видам и формам работы в пределах урока, самостоятельной, поисковой, развивающей мышление. Для активизации мышления учащихся в процессе познания необходимо применять разные средства, приемы и способы, что предполагает широкое использование преподавателем фактора новизны с привлечением данных о достижениях в области науки и техники, создание ситуаций с элементами проблемности, направленных на активную самостоятельную деятельность по их разрешению. Врезультате этого повышается уровень компетентности учащихся не только в рамках профессиональной сферы, но и происходит развитие творческих способностей. Вторым фактором, оказывающим влияние на эффективность развития познавательнойсамостоятельности, являетсяуспешнаяадаптациястудентовк условиям обучения в вузе.Адаптациявсоциальном плане происходит посредствомприобщенияличности копределенным видам деятельности, происходящегов даннойспециальной среде. Таким образом,©адаптация есть нечто иное, как усвоениеличностного социального опыта той среды, к которой она принадлежит, тоесть для нас этоадаптация студентов первого курса к новым условиям жизнии деятельности в вузеª[4]. В периодадаптации студентыпервого курса сталкиваются с главным противоречием: постатусу ониуже являются студентами, но в вузе еще не закрепилисьи не чувствуют полной уверенности. Для нихважна не только учебнопознавательная деятельность, но иучебная, в основе которой умения слушатьиконспектировать лекции, работатьслитературойи готовитьсяк практическимисеминарским занятиям, коллоквиумам. Поэтому преподавателю необходимо вести целенаправленную организованную работу именно вэтом направлении, так какуспешнаяадаптациястудентовпервокурсников будет в дальнейшем оказывать влияние на их учебнопознавательнуюдеятельность.Необходимо также принимать во внимание, что успешность учебновоспитательного процесса напрямую зависит отличности учителя, его взаимоотношений с учащимися, уровня педагогического мастерства.Преподаватель обязан не только глубоко знать свой предметиуметь егопреподнести, но и обеспечить прочностьзнаний, зависящую и от уровня самостоятельности в изучениипредмета.Как считает A.M. Митина, основными задачамипреподавателя являются: тонкое икорректное управление целостной учебновоспитательной ситуацией вразнообразных формах взаимодействия всех участников для достиженияпоставленных педагогических целей; умелое стимулирование каждогоучащегося к участию в постановке целей, выдвижения задач, принятии иосуществлении решений и анализе полученных результатов [5].Основная задача преподавателя раскрыть личностьстудента решаетсяв ходе его совместной деятельности со студентамиивобщении. И здесь важны не толькоконкретныепредметные знания и эрудиция, но и педагогическоемастерство, заключающееся в овладениивысоким уровнем общей культуры итехнологическойкомпетентности, в умениивыстраивать отношенияи,воспитывая необходимыекачества, превращать студента из объектаобучения в субъект учения. Итак, педагогическое мастерствоэто третийфактор, повышающийэффективность развитияпознавательной самостоятельности студентов.Следующий важный факторвыбор подхода дляпредставлениясодержания обученияи осуществления деятельности. По мнениюО.Г. Шишковой, всодержании обучения необходимо определять обязательное и вариативноеядро. Основной критерийотбора здесь связь знания с деятельностью, обеспечивающая успех врешенииконкретных профессиональных задач и жизненных проблем. Как считает О.Г. Шишкова, первостепенным значением обладают ©знания универсального характера,позволяющие проектировать будущее, обеспечивающие общность в подходахк изучению дисциплин и их разделов на методологическом и методическомуровнях, а также оптимальное сочетание оперативных и фундаментальныхзнаний...ª[6].Дополнительно необходимопоказывать студентам межпредметныесвязи изучаемого предмета и использовать элементы проблемности.Используяв обучении модульный подход, например,мы можем повыситьэффективностьразвитияпознавательной самостоятельностистудентов. В рамках модульногообученияучебныйпроцессимеет такую организацию, при которойпреподаватель и обучающийся изучают учебныйматериал в виде модулей.Каждыймодуль характеризуется законченностьюиотносительнойсамостоятельностью. Прираскрытии учебной темы или даже учебной дисциплинымодули в совокупностисоставляютединое целое. Педагогможет выполнять функции от информативноконтролирующейдо консультативнокоординирующей.Еще один фактор, оказывающий успешноевлияние на развитиепознавательной самостоятельности, это введениев учебный процесскомплекса педагогических технологий.К педагогическим технологиям можно отнести:технологии дифференцированного и индивидуализированного обучения;
активные методы обучения;
обучение в сотрудничестве.Сегодня в учебновоспитательном процессе в высших учебных заведениях можнонаблюдатьоструюнеобходимость в разработке и применении педагогических технологий,направленных на эффективное развитие познавательной самостоятельностистудентов. Как ориентир практического и научного мышления понятие ©технологияª достаточно прочно вошло в общественное сознание во второй половине прошлоговека.Технология помогает исследователями практикамво всех областях человеческой деятельности, в том числе и в сфереобразования. Применение технологии в процессе обучения в вузе повышает егорезультативность,
позволяет проектировать и осуществлять деятельность на научнойосновес экономией времени, сил и ресурсов: достижения науки, техники и опыт работают на гарантированный результат. Иными словами технология обучениясвязана, с оптимальным построением и реализацией учебного процесса сучетом гарантированного достижения дидактических целей [7].Технологии дифференцированного и индивидуализированного обучения предполагают оптимальное приспособление учебного материала к индивидуальным способностям каждого студента. Цель их применения развитие творческой личности. Традиционно в основе дифференциации индивидуальнопсихологические особенности учащихсяиих способности.Активные методы обучения, стимулирующие познавательную деятельность учащихся, строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. Активные методы обучения позволяют интенсифицировать процесс понимания, усвоения и творческого подхода к применению знаний. Одним из них является проблемный метод обучения, в основе которого постановка вопросов, создающих проблемную ситуацию, позволяющую последовательно вести учащихся к решению проблем.Проблемный подход в обучении в советской и зарубежной школе получил своё распространение в 2030х гг. прошлоговека. Он основывается на теоретических положениях американского психолога и педагога Дж. Дьюи.Проблемный подход возможен при разныхформах и видах учебного процесса. Главное в нем вопросы, в процессе обдумывания и решения которых у учащихся возникаютсвои, встречные вопросы. Так развиваетсяинтерес учащихся к знаниям и активизируетсяих познавательнаядеятельностьчерезпроблемные ситуации, и,как считал М.Н. Скаткин, ©если ученик находит выход из такой ситуации без прямой подсказки, без натаскивания он делает шаг по пути умственного развития. И такой шаг дороже механического заучивания тысячи готовых истинª[8]. Итак, проблемным является тип развивающего обучения, характернаяособенность которого систематическаясамостоятельная поисковая деятельность учащихся, в результате которой они усваивают готовые научные выводы и знания. Системаметодов построена с учетомцелеполаганияи принципапроблемности; процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование познавательной самостоятельностиобучающихся, устойчивых мотивов учения и мыслительных (включая и творческие) способностей в ходе усвоения ими научных понятий испособов деятельности, детерминированного системой проблемных ситуаций [9]. В основе проблемного обучения несколько этапов. Первый это создание проблемной ситуации. Навтором этапе учащиеся находят путём догадки, выдвижения предположений и обоснования гипотез приемлемый вариант решения. Цель третьего этапа доказать выдвинутую гипотезу и проверить правильность решения. Активизация, а, следовательно, и развитие познавательной деятельности учащихся, развитие интереса к предмету и самостоятельности, творческого отношения к изучаемому происходит намного успешнее, если преподавательразмышляет,рассуждает и постояннововлекает учащихся в процесс доказательств, обоснований в рамкахпоисковой деятельности. Необходимо упомянуть, что несмотря на свою эффективность метод проблемного обучения, как и любой другой, нельзя полагать единственно приемлемым для повышения эффективности обучения, так как только совокупность методов и приемов может отразиться на ее уровне. Педагогу следует помнить, что далеко не каждый простейший вопрос является проблемой. В то же время нельзя давать учащимися слишком сложные задания, так как они могут привести к обратному эффекту, понизив познавательный интерес. Основа проблемного обучения посильные для учащихся задачи, ориентированные на их развитиеВозможности различных методов обучения в смысле активизации учебной деятельности различны, они зависят от природы и содержания, способа использования, мастерства педагога. Каждый метод активным делает тот, кто его применяет. При активном обучении преподаватель выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации. Центральное место в его деятельности занимает не отдельный обучающийся как индивид, а группа взаимодействующих обучаемых, которые стимулируют и активизируют друг друга.Эффективностьразвития познавательной самостоятельности напрямую зависит и от активногоинтеллектуальноговзаимодействия студентовипреподавателяв рамках педагогики сотрудничества. Это еще один фактор эффективного развития познавательной самостоятельности студентов. Педагогическоеобщениевыступаетрегулятором дидактического взаимодействия ученияи преподавания. Оно не только создаетатмосферу сотрудничествана обнове доверияивзаимопомощи, но и определяет контекстпрофессиональной деятельностив будущем. По мнениюА.А. Вербицкого,©момент обучения в идеале должен представлять акт общения равных,уникальных и ценных друг для друга субъектов. Важновкаждом студенте видеть специалиста, уважать его профессиональные знанияи уменияª[10].Для созданияв учебном процессе комфортногомикроклимата,преподавателюследуеткультивировать ситуацию успехадля студентов, наладитьи поддерживатьс ними контакт, проявляятерпимостьипредотвращаяотрицательные стрессовыемоменты.Таким образом, факторами эффективного развития познавательной самостоятельности студентов в процессе обучения в вузеявляются:активность студентов, их успешнаяадаптация к образовательной среде,выбор оптимальных подходов в планепредставлениясодержания обучения, внедрение комплекса педагогическихтехнологий, педагогика сотрудничестваи мастерство педагога.
Ссылки на источники
1.Кинелев, В.Г. Для решения проблем современного образования необходимо объединить возможности мирового сообщества / В. Г. Кинелев. // Информатика и образование: Научнометодический журнал. 02/2003. № 2.С. 27.2.Стратегия модернизации содержания общего образования [Текст] : Материалы для разработки документов для обновления общего образования. М.: ООО ©Мир книгиª, 2001. 66 с.
3.Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский ; Послесл.В. В. Давыдова ; примеч. В. В. Давыдова [и др.]. М.: ПедагогикаПресс,1996. 533с. (Психология: Классические труды) 4.Филипович, Л. А. Формирование познавательной самостоятельности студентов сельскохозяйственного вуза : дис. ... канд. пед. наук / Л. А. Филипович. Кемерово, 2005. 216 с. 5.Митина, А. М. Рефлексивноигровая технология обучения / А. М. Митина//Высшее образование в России. 2003.№ 4 . С. 8690.6.Шишкова, О. Г.. Формирование познавательной активности и самостоятельности студентовзаочников : дис. ... канд. пед. наук / О. Г. Шишкова. Рязань: 2006 . 230 с.7.Виленский, В. Я. Технологии профессиональноориентированного обучения в высшей школе : учеб. пособие / В. Я. Виленский, П. И. Образцов, А. И. Уман ; под ред. В. А. Сластенина. 2е изд. М. : Педагогическое общество России, 2005. 192 с.8.Скаткин, М. Н. Активизация познавательной деятельности учащихся в обучении/ М. Н. Скаткин.М., 1965. 97 с.9.Махмутов, М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории [Текст] : монография / М. И. Махмутов ; АПН СССР. М. : Педагогика, 1975. 367 с.10.Вербицкий, А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход : метод, пособие / А. А. Вербицкий. М. : Высшая школа, 1991. 207 с.
Novikova Irina Yurievna
The factors of the effective development of cognitive independence
The article deals with the factors that increase the efficiency of cognitive independence of students of a higher educational institution.
Key words: cognitive independence, students‱activity, students‱adaptation, active learning methods, problem approach, pedagogicaltechnologies, cooperation pedagogics, pedagogical skill.