Модель электронного образовательного ресурса как элемента формирования ключевых компетенций в рамках реализации компетентностного подхода к обучению иностранному языку в основной школе

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Панфилова Е. И. Модель электронного образовательного ресурса как элемента формирования ключевых компетенций в рамках реализации компетентностного подхода к обучению иностранному языку в основной школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 2471–2475. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53497.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросу определения составляющих модели электронного образовательного ресурса как элемента формирования ключевых компетенций в рамках реализации компетентностного подхода к обучению иностранному языку в основной школе.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Панфилова Елена Ильиничнаучитель английского языка муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 6, г. Нефтеюганска, соискатель ученой степени кандидата наук Тюменского государственного нефтегазового университетаpanihelena@yandex.ru

Модельэлектронного образовательного ресурса как элемента формирования ключевых компетенций в рамках реализации компетентностного подхода к обучению иностранному языку в основной школе

Аннотация:Статья посвящена вопросу определениясоставляющих модели электронного образовательного ресурса как элемента формирования ключевых компетенций в рамках реализации компетентностного подхода к обучению иностранному языку в основной школе.Ключевые слова:модель, электронный образовательный ресурс, компетентностный подход.

Сегодня происходит переориентация оценки результатов образования с понятий «подготовленность», «образованность», «общая культура», «воспитанность» на понятия «компетенция», «компетентность» и звучит призыв организовать образовательный процесс на основе компетентностного подхода» [1; 3], который «акцентирует внимание на результатах образования, значимых за его пределами, когда уровень образованности определяется способностью решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний и опыта» [2; 56]. Словом, «результатом подготовки должна быть готовность к практической реализации содержания полученной подготовки в практической деятельности после учебы» [3; 36]. Сущность компетентностного подхода в образовании, его основные понятия подробно раскрываются в исследованиях М.В.Алексеева[4], В.И.Байденко[5], А.А.Вербицкого[6], Б.С.Гершунского[7], В.В.Гузеева[8], И.А.Зимней[9], Э.Ф.Зеера[10], О.Е.Лебедева[11], Г.Г.Левитаса[8], А.М.Новикова[12], Дж.Равена[13], С.Н.Рягина[14], Г.Г.Селевко[8], А.В.Хуторского[15]и др. При этом «реализация компетентностногоподхода … нуждается в его обеспечении не только новыми образовательными стандартами, но и обновленным содержанием и технологиями обучения на всех ступенях общего и профессионального образования» [2; 6]. Кстати, принциппреемственностикак ступеней общего образования, так и всей системы основных образовательных программ от дошкольных до профессиональных, является основополагающимв новых ФГОС. При этом, «ключевым становится освоение универсальных учебных действий, компетенций и компетентностей» [16; 5], поэтому «общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество образования». Важным моментом для нашего исследования является понимание того,что, «для организации педагогического процесса, отвечающего новой парадигме образования, недостаточно переосмысления и преобразования отдельных его звеньев; необходимо совершенствование всей методической системы обучения в целом» [17]. О.Б.Епишева отмечает, что, опираясь лишь на вопрос о пересмотре содержания образования, невозможно решить все задачи, стоящие перед обществом: «в новых условиях нужны и новые инновационныетехнологии обучения» [18; 59], что на практике «актуализирует необходимость поиска внутренних ресурсов в совершенствовании образовательных технологий и методик» [19 ; 35]. Действительно, образовательный процесс ‬сложная система, подверженная влиянию многих факторов. В работах В. П. Беспалько[20], Н. В. Бордовской[21], И. В. Кузьминой, 2001 [22]и др. выделяются следующие факторы, влияющие на качество образовательного процесса: образовательные цели и стандарты, учебные планы и программы, учебники и учебные пособия, образовательные технологии, специалисты и педагогические кадры, личностные характеристики обучающихся, уровень их компетентности, инновационнообразовательная среда учебного заведения. В этой связи небезынтересно исследование Н. В. Яндыбаевой [23], изучающей вопрос о том, какие факторы и в какой степени влияют на образовательный процесс и каким образом можно оптимизировать процедуру управления качеством образования в образовательном учреждении.Мы разделяем позицию исследователя о том, что «центр тяжести при определении приоритетных факторов, влияющих на образовательный процесс, смещается к таким факторам, как студент (его личностные качества и уровень компетентности на выходе) и образовательные технологии» [там же; 213]. А.Кондаков отмечает, что новые задачи требуют … разработки нового поколения учебных материалов, ориентирующих … на максимальное использование современных, … форм получения и освоения знаний» [24]. Отмечается, что новое содержание должно строитьсяна основе информационных технологий (ИТ), включая: создание, распространение и внедрение в учебный процесс современных электронных учебных материалов, их интеграция с традиционными учебными пособиями, а также разработка средств поддержки и сопровождения. Так в новых ФГОС наряду с принципомпреемственностикак ступеней общего образования, так и всей системы основных образовательных программ от дошкольных до профессиональных, основополагающимявляется принцип инновационности. «Новые ИТ предоставляют новые возможности представления информации, контроля качества и объема освоенной информации, изменения последовательности изучаемых фрагментов информации и их полноты, адаптации учебника и любой его компоненты к конкретному ученику, организации повышения степени мыслительной активности обучаемых, их познавательной самостоятельности, способности к рефлексии» [26; 1]. «Надежным инструментарием управления обучением и развитием средствами учебного предмета» [27; 193] могут стать электронные образовательные ресурсы (ЭОР). Исследования JI.X. Зайнутдиновой[28], А. А. Кузнецова[29], И. В. Роберт[30]и др. показывают, что ЭОР способствуют совершенствованию форм, методов и содержания обучения, что в условиях применения ЭОР осуществляется индивидуализация обучения, формируются умения осуществлять информационную деятельность и информационное взаимодействие. Основываясь на вышеизложенных положениях, считаем, что теоретическими предпосылками решения вопроса предпрофилированнойобщеобразовательной в средней школе могут служить исследования и опыт реализации таких методических проблем, как: 1) компетентностный подход (в части выявления ключевых компетенций, которые можно сформировать в процессе обучения иностранному языку в основной школе, а также в части определения «методического инструментария», способствующего их формированию).

2) формирование ключевых компетенций с помощью такого ЭОР, который обеспечит «определенную направленность учебнопознавательной деятельности обучающихся, гарантирующую формирование ключевых компетенций». Проблема профессиональной направленности обучения иностранным языкам в школе являлась в разное время объектом специальных исследований (А.С. Карпов, Г. Ф. Трубина[31]). Готовность выпускника к продолжению образования исследовали Л. П. Окулова [32],В. Г. Солодовников [33] и др.Взаимосвязь и взаимозависимость учебной деятельности первокурсников с их школьной подготовкой рассматривается в работах С.М. Годник[34] и др. Структура и организация допрофессиональной подготовки в инновационных учебных учреждениях исследуется в работах В.А. Лазаревой и др. Трудовая подготовка старшеклассников к будущей профессиональной деятельности находится в центре внимания И.С. Сасовой[35]и др. При этом, не исследованы условия, обеспечивающие эффективность системы непрерывного образования. В частности, не определен необходимый уровень профилированной общеобразовательной компетентности обучающихся основной школы, достаточной для продолжения образования, нет достаточного научного обоснования определенного и готового к реализации содержания обучения на данной ступени. Анализ положения, сложившегося к настоящему времени, позволяет констатировать, что в теории и практике педагогических исследований накоплен определенный потенциал для выбора путей, способов, условий создания ЭОР. Способы организации учебного процесса с применением ИКТ предложены А.А. Андреевым[36], В. П. Беспалько [37], И. В. Богдановым[38], М. В. Богуславским[39], В. Ю. Волковым [40], Д. Л. Корнеевым [41], Г. М. Кулешовой[42],М. П. Лапчик [43], Г. В. Макотровой[44]. Пути использования мультимедиа технологии в учебном процессе изучали А. В.Осин[45] , И. В. Роберт[46] , И. В. Шалыгина[47]и др.

Исследователями изучаются теоретические вопросы построения средств обучения с использованием компонентов учебного материала в электронной форме (Л. С. Зауэр[48] , Е.С.Полат[49], И. Р. Сташкевич [50]

и др.). Проблемы технологии создания компьютерных обучающих программ, классификация программных продуктов учебного назначения, педагогические требования к инструментальным средствам рассматривались В. П. Линьковой[51] , Г. А. Лисьевым[52], М. И. Потевым[53], Э.Г. Скрибицким[54, 55], Г. Н. Чусовитиной [56], Т. Л. Шапошниковой [57]и др.В исследованиях С. Н. Гамова [58] ] раскрыты вопросы применения электронных образовательных ресурсов для повышения качества процесса обучения. Проблема подготовки учителей к применению и созданию электронных образовательных ресурсов рассмотрена в исследованияхА. Н. Богатыревойи Г. Н. Некрасовой[59], Г. Ю. Богдан [60], М. И. Жалдак [61], В. В. Жилкина [62], Е. М. Разинкиной [63] и др. Диссертационные исследования, связанные с разработкой и внедрением ЭОР в процессе обучения иностранному языку, направлены на изучение следующих вопросов: 1) лингводидактические возможности информационной (виртуальной) среды в овладении новым языком, пути поддержания мотивации к обучению и формы её реализации с помощью электронных средств обучения разной целевой направленности (А. Д. Гарцов [64]); 2) технология производства электронных средств обучения повышенной мультимедийности и интерактивности для формирования иноязычной коммуникативной компетенции (А .Д. Гарцов[64]); 3) использование для разработки ЭОР прикладных и инструментальных программных средств, реализующих возможности мультимедиа технологии, с соблюдением психологопедагогических, техникотехнологических и эргономических требований(О. В. Данилова[65]).Layerтехнологии проектирования

современного учебного курса на основе двух модельных структур: блочномодульной организации и дидактического слоения (К.Р. Овчинникова [26]); 4) модели и методы проектирования программных систем анализа и контроля (З. Ш. Немсцверидзе [67]); 5) проектирования электронного учебника на основе отражения модели процесса обучения в информационной структуре электронного учебника (Л. К. Лесковец [68]); 6) Дидактические условия внедрения ИТ в процессе обучения (И. Д. Белоусова [ 25]). Кроме того, некоторые учебные заведения самостоятельно занимаются разработкой собственных электронных ресурсов различного назначения и применяют их в учебном процессе. Созданием подобных продуктов для разных типов учебных заведений занимаются и специализированные организации («1С», «Кирилл и Мефодий», «Физикон», «Медиахауз», «Просвящение», «КвазарМикро», чьи разработки объединены общим названием МИОС и представлены на Федеральном портале Российское образование (http://www.edu.ru) и др.). В период с 2004 по 2010 годы в отечественной системе образования был реализован целый ряд крупномасштабных инициатив по формированию системы ЭОР для многих предметных областей.В рамках проекта «Информатизация системы образования» создана Единая коллекция электронных образовательных ресурсов (ЕК ЦОР), предназначенных для преподавания и изучения различных учебных дисциплин.В Федеральном центре информационных образовательных ресурсов (ФЦИОР) также есть достаточно интересные и полезные ресурсы. Однако некоторыми исследователями отмечается, что «уникальные возможности ИКТ используются эпизодически, бессистемно, без учета дидактических принципов» [70; 2]. Как отмечает вицепрезидент Российской академии образования В.Болотов, «надо … разобраться: то ли ЦОРы получились не те, то учителя в них заблудились»[71; 9]. Большая часть разработанных ЭОР являются типичными педагогическими информационными источниками и в подавляющем большинстве случаев используются при организации фронтальной работы на уроке. Пополнение ЕК ЦОР закончилось более 4х лет назад. На данный момент ряд материалов устарели технически, не используют современных возможностей информационных технологий. Кроме того, все ресурсы разрабатывались еще до принятия новых образовательных стандартов [72]. Сложность поиска (неудобная организациия их хранения и описания), отсутствие какойлибо тематической привязки, привязки к учебникам и тематическим планированиям, а также техническая сложность воспроизведения ресурсов ФЦИОР приводят к их низкой используемости: даже наиболее популярные ресурсы попали менее чем в 10% школ России [там же]. Таким образом, анализ существующей научной литературы, посвященной вопросам совершенствования языковой подготовки в системе среднего образования с помощью ИТ, анализ образовательных ресурсов показали, что обнаруживается дефицит в исследовании конкретных педагогических путей достижения качественно нового образовательного результата в средней школе, а именно формирования ключевых компетенций средствами предмета «Иностранный язык» посредством использования ЭОР. В нашем исследовании, говоря о школьномобразовании, мы считаем непротиворечивым опираться на обозначенную выше позициюН. В. Яндыбаевой, ведь «общее образование, … , по мнению многих педагогов, должно стать определенной ступенькой формирования будущего профессионализма» [73;6]. Так, многими педагогами и исследователями осознаётся важность формирования допрофессиональной компетентности как уровня образованности, как одного из важнейших показателей результативности школьного образования. В частности, Е.Е.Волкова в своем исследовании на основе анализа теории и практики предпрофильного и профильного обучения показала, что «понятие «допрофессиональная компетентность выпускника профильной школы», … логично вписывается в целостный процесс формирования профессиональной компетентности» [2; 98]. При этом, учитывая все вышесказанное, а также тот факт, что «профессиональная компетентность подразумевает помимопрофессиональныхзнаний и умений целый ряд других компонент, имеющих в основном внепрофессиональный» [26; 1], универсальный характер,понашему мнению, организовывать такую подготовку необходимо уже в основной школе. Так, Е.Е.Волкова определяет понятие «допрофессиональная компетентность выпускника профильной общеобразовательной школы» как модель … заказа общества, … , выполняемого в процессе обучения основным школьным дисциплинам [73;10]. Иностранный язык ‬не исключение. Так, О. В. Немирович рассматривает обучение иностранному языку как «необходимое технологическое звено процесса развития и саморазвития профессионально и социальноценных качеств личности будущего специалиста [3; 60]. Таким образом, для нашего исследования необходимо определить структуру модели обучения по предмету «Иностранный язык» в основной школе, которая обеспечит «определенную направленность учебнопознавательной деятельности обучающихся, гарантирующую формирование ключевых компетенций». Мы считаем логически непротиворечивым опираться в своем исследовании на теорию маркетинговых моделей в подготовке специалистов, предлагаемую О. Ю. Виничук [74], согласно которой «в виде моделей выступают квалификационные характеристики (требования к умениям, знаниям и личностным качествам специалистов), а также ‬учебные планы и программы (содержание учебной информации и комплекс учебных задач, обеспечивающих формирование знании, умений, способствующих выработке профессиональнозначимых личностных качеств)» [там же; 39], где понятие «профессиональная деятельность» соответствует понятию «модель деятельности», а понятие «содержание образования и обучения» понятию «модель подготовки». Структура модели обучения по предмету «Иностранный язык» в основной школе можно представить в виде следующей схемы.

Схема №1.

Структура модели обучения по предмету «Иностранный язык», обеспечивающая направленность учебнопознавательной деятельности обучающихся, гарантирующую формирование ключевых компетенций».









Факторы, влияющие на качество образовательного процесса (по Н. В Яндыбаевой)Образовательные технологииОбучающийся(личностные качества,уровень компетентности)Совершенствование программы обучения на инновационной основеДеятельность, состоящая из комплекса функций и задач, требующая определенного набора компетенций



























Анализ факторов, влияющих на качество образовательного процесса, а также определенная нами на его основе структура модели обучения по предмету «Иностранный язык», обеспечивающая направленность учебнопознавательной деятельности обучающихся, гарантирующаяформирование ключевых компетенций в основной школе позволяет нам определить структуру модели ЭОР как элемента формирования ключевых компетенций в рамках реализации компетентностного подхода к обучению иностранному языку, а именно выделить:1) две составляющих модели ЭОР: а) социологическуюсоставляющую, описывающуюмодель квалификационной характеристики(определяющуютребования к умениям, знаниям и личностным качествам) и б) методическуюсоставляющую, описывающуюмодель подготовки(определяющуютребования к содержанию обучения по предмету «Иностранный предмет»).

Задача образованияПерекомпоноватьзнания, умения и навыки, формируемые в школе, в компетенции, которые требуются профессиональной сфере(Т.М.Ковалева)Определить, что должен знать компетентный специалист, какие компетенции требует профессиональная сфераМодель обучения (по О.Ю.Виничук)

Модель подготовки

Модель деятельности:(квалификационные характеристики)

учебные планы и программыТребования к умениям и знаниямКомплекс учебных задачСодержаниеучебной информацииТребования к личностным качествамучебники и учебные пособияобразовательныетехнологии формирование ключевых компетенций

2) два аспекта,с точки зрения которых может быть рассмотрена проблема, обозначенная в нашем исследовании: а) социологический аспект, рассматривающий деятельность, к которой готовят студентов, в частности их квалификационные характеристики: требования к умениям, знаниям и личностным качествам специалистови б) методический, рассматривающий содержание обучения по учебному предмету «Иностранный язык». Структура модели ЭОР как элемента формирования ключевых компетенций в рамках реализации компетентностного подхода к обучению по предмету «Иностранный язык» в основной школе представленанами в схеме № 2.

Схема №2. Структура модели ЭОР как элемента системы формирования ключевых компетенций в рамках реализации компетентностного подхода к обучению иностранному языку в основной школе



















В целом, предлагаемая структура не противоречит Стратегии модернизации образования, где отмечается, что для реализации компетентностного подхода в образовании необходимо решение, в частности, следующих задач:1) разработка и уточнение ключевых компетенций и рекомендаций по их освоению на разных ступенях … и на разном предметном материале;2) интерпретация существующего содержания … образования в деятельностной форме и в системе координат, задаваемых ключевыми компетентностями;Составляющие модели ЭОР как элемента системы формировании ключевых компетенций в рамках реализации компетентностного подхода к обучению попредмету «Иностранный язык»

Методическая составляющаяСоциологическая составляющаяМодель квалификационной характеристики:требования к умениям, знаниями личностным качествамМодель подготовки:1.учебные планы и программысодержание предмета «иностранный предмет»,комплекс учебных задач2.учебное пособие3.образовательная технологияЗадача:формирование знаний, умений, способствующих выработке профессионально значимых личностных качеств1.Корректировать содержание учебной информации по предмету «иностранный язык»в системе координат, задаваемых ключевыми компетенциями.2.Определить «методический инструментарий», обеспечивающий формированиенабора компетенций, пригодных для любой деятельности.

1. Определить набор личностных качеств.2.Определить набор компетенций, пригодный для любой деятельности.

3) интерпретация самих ключевых компетентностей в деятельностной форме, что соответствует ориентации на их реальное использование учащимися в жизни;4) разработка технологий на основе компетентностного подхода [75; 20].

Ссылки на источники1. Гришанова, Н.А. Развитие компетентности специалистов как важнейшее направление реформирования профессионального образования // Квалиметрия в образовании: Методология и практика: Материалы Х симпозиума. Кн. 6. М., 2002.2. Волкова, Е.Е. Компетентностный подход к обучению математике учащихся профильной школы в контексте педагогической технологии [Текст]: учебное пособие / Е.Е.Волкова. ‬Тюмень: ТюмГНГУ, 2009. ‬248с., 15,5 п.л. ‬Библиогр.: с.5. ‬500 экз. ‬ISBN9785996101634. 3. Немирович, О.В. Изучение иностранных языков как средство гуманитаризации высшего технического образования: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08: Москва, 1999. енгек‬175с. Моск.пед.гос.университет. РГБ ОД,4. Алексеев, М.В. Ключевые компетенции в педагогической литературе // Педагогические технологии, № 3, 2006. ‬с. 317.5. Байденко, В.И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы): Методическое пособие. М., 2005.6.Вербицкий А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения. Материалы методологического семинара 16 ноября 2004г. ‬М., Серия: Труды методологического семинара «Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы, 2004. ‬83 с.7. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века // В поисках практикоориентированных образовательных концепций / Б.С.Гершунский. М.: «ИнтерДиалекгЬ», 1997. 608 с.8. Селевко, Г.К. Компетентности и их классификация / Г.К.Селевко, Г.Г.Левитас, А.А.Нестеренко, Г.Г.Скоробогатова, В.В.Гузеев // Народное образование, 2004. ‬№ 4. ‬С.138144.9. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции ‬новая парадигма результата образования[Электронный ресурс] ‬Режим доступа: http://aspirant.rggu.ru/article.html?id=50758. ‬ [Дата обращения 10.11.2011].10. Зеер, Э.Ф. Психология личностноориентированного профессионального образования, Екатеринбург: Издво Урал.гос.проф.пед.унта, 2000. ‬С. 182190.11. Лебедев, О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии, 2004. ‬№ 5. ‬с.312.12. Новиков, А.М. Профессиональное образование в России: Перспективы развития. ‬М.: ИЦП НПО РАО, 1997. ‬254с.13. Равен Дж. Компетентностьв современном обществе. Выявление, развитие и реализация. М., 2002. (англ. 1984). 14. Рягин, С.Н. Проектирование содержания профильного обучения в старшей школе // Школьные технологии. 2003. № 2. ‬с121129.15. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернетжурнал "Эйдос". 2002. 23 апреля. http://eidos.ru/journal/2002/0423.htm . В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", email: list@eidos.ru. ‬[Дата обращения 10.11.2011].16. Кондаков А. Мы переходим к новой парадигме понимания учебного контента

// Просвещение, 2012. ‬ № 49. ‬С.5.17.Епишева, О.Б. Деятельностный подход как теоретическая основа проектирования методической системы обучения математике: дис. ... дра пед. наук: Москва, 1999. ‬460 c.

18. Панфилова Е.И. О приоритетном направлении в обучении иностранному языку в условиях многоуровневого образования / Переход к многоуровнему высшему образованию: проблемы и перспективы [Текст]: материалы всероссийской научнопрактической конференции, Барнаул, 2526 сентября 2009. ‬Под ред. Л.С.Колмогоровой. ‬Барнаул: АлтГПА, 2009. ‬129 с. ‬8 п.л. ‬Библиогр.: с.5859. ‬100 экз. ‬ISBN9785882105029.19. Панфилова, Е.И. / Прагматика профессионального образования в контексте решения социальноэкономических задач / Е.И.Панфилова // Мировая экономика и социум: от кризиса до кризиса [Текст]: материалы международной научнопрактической конференции, Саратов, 15 сентября 2009. ‬в 3х частях. ‬ч.3. / Отв. ред. Л.А.Тягунова. ‬Саратов: ИЦ «Наука», 2009. ‬327 с., 20, 43 п.л. ‬Библиогр.: с. 3536. ‬200 экз. ‬ISBN9785999900722.20.Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. ‬М.: Педагогика, 1989. ‬192 с.21. Бордовская Н.В. Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. ‬СПб: Питер, 2000. ‬306с.22. Кузьмина, Н.В. (ГоловкоГаршина) Акмеологическая теория повышения качества подготовки специалистов образования. ‬М., 2001.23. Яндыбаева, Н.В. / Взвешенный орграф в задаче управления качеством образовательного процесса / Н.В. Яндыбаева // Инновации в современном мире: проблемы и перспективы: материалы II Всероссийской научнопрактической конференции (Волгоград, 18 сентября 2009г.) ‬Волгоград ‬М.: ООО «Глобус», 2009. ‬292 с., 18,25 п.л. ‬Библиогр.: с.209 215. ‬200 экз. ‬ISBN9785992801057.24. КондаковА. Мы намереваемся опираться на опыт, экспертизу и сотрудничество с директорами школ // Просвещение, 2012. ‬№ 54. ‬С.1025. Белоусова И.Д. Дидактические условия внедрения информационных технологий в процесс обучения студентов вуза: автореф. ... канд.пед. наук: Магнитогорск, 2006. ‬23 c. 26.К.Р. Овчинникова, К.Р. Layerтехнология проектирования современного учебного курса[Электронный ресурс] ‬Режим доступа:. ‬http://www.jeducation.ru/6_2009/60.html.

[Дата обращения 03.01.2013].26. Овчинникова К.Р. Педагогические условия формирования информационной культуры студента в процессе освоения компьютерных технологий : дис. канд. пед. наук / ЧелГУ. Челябинск, 1999. 176 с.27.Панфилова, Е.И. / О создании электронных образовательных ресурсов [материалы] / Е.И. Панфилова // Инновации в современном мире: проблемы и перспективы: материалы II Всероссийской научнопрактической конференции (Волгоград, 18 сентября 2009г.) ‬Волгоград ‬М.: ООО «Глобус», 2009. ‬292 с., 18,25 п.л. ‬Библиогр.: с.192193. ‬200 экз. ‬ISBN9785992801057.28. Зайнутдинова Л. Х. Создание и применение электронных учебников (на примере общетехнических дисциплин) / Л.Х. Зайнутдинова. ‬Астрахань: Издво НЦЭП, 1999.29. Кузнецов А.А. Профильное обучение: проблемы, перспективы развития // Нородное образование, 2003. ‬№ 3. ‬С8588.30. Роберт И.В. Современные информационные и коммуникационные технологии в системе среднего профессионального образования. Метод, пособие. М.: НМЦ СТО, 1999. 80 с.31. Трубина Г. Ф. Профильное обучение немецкому языку на старшем этапе полной средней школы: Дис. ... канд. пед. Наук.‬

Москва, 2000. ‬138 с. 32. Окулова Л.П. Согласованность образовательных программ как условие преемственности образовательных стандартов в системе «школавуз»: автореф. … канн. пед.наук: 13.00.01. ‬Ижевс 2006. ‬18 с.

33. Солодовников, Е.Г. Педагогическая интерпретация проблемы формирования качеств зрелой личности в старшем подростковом возрасте (1416 лет) / Е.Г. Солодовников, Е.В. Вербовская //Современное право.2012. № 5(1). С. 8486.34. Годник С. М. Развитие субъектногопотенциала личности реальный гуманизм педагогической деятельности // Факторы и условия становления школьника и студента в качестве субъекта образовательного процесса: Сб. статей /Под ред. СМ. Годника, В.И. Хлоповских. Воронеж: ВГУ, ВГИ МОСУ, 1999. С. 412.35. Сасова И.С. Социальноэкономическая подготовка школьников: состояние и перспективы // Школьный экономический журнал. 1996. № 3. С. 16.36.Андреев А.А. Применение сети Интернет в учебном процессе / А.А.Андреев // Информатика и образование. 2005. № 9. С. 27.37. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия) / В.П.Беспалько. М. : Издво Московского психологосоциального инстта ; Воронеж : Издво НПО «МОДЕК», 2002.352 с.38. Богданов И.В., Крутий И.А., Чмыхова Е.В. Проектирование учебного процесса на базе современных информационных технологий / И.В. Богданов, И.А.Крутий, Е.В.Чмыхова // Телекоммуникации и информатизации образования, 2001. № 1(2). С. 7184.39. Богуславский М.В. Инновационный потенциал разработки теории содержания образования и образовательных технологий / М. В. Богуславский. ‬М.: ИТИП РАО, 2008. 40. Волков В.Ю. Компьютерные технологии в образовательном процессе : дис. . дра пед. наук / СПб ВИФК. СПб., 1997. 323 с.41. Корнеев Д.Л. Организационнопедагогические условия внедрения компьютерных технологий обучения студентов : автореф. . канд. пед. наук. Казань, 1999.22 с.42. Кулешова Г.М. Содержание и организация индивидуальной деятельности учащихся в дистанционном обучении: автореф. дис. …канд. пед. наук / Г.М. Кулешова. ‬МЮ, 2009.43. Лапчик М.П. Информатика и ИТО в структуре многоуровневого непрерывного образования / М.П.Лапчик. Омск : ОГПИ, 1992. 28 с.44. Макотрова Г. В. Интернеттехнологии в формировании учебноисследовательской культуры учащихся профильных классов: учеб. пособие для студ. пед. специальностей / Г.В. Макотрова; под общ. ред. профессора И.Ф.Исаева. ‬Белгород, 200745. Осин А.В. Мультимедиа в образовании: контекст информатизации / А.В.Осин. ‬М.: ООО «РИТМ», 2005.46. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования / И.В. Роберт. ‬М.: «ШколаПресс», 1994.47. Шалыгина И.В. Современный мультимедийный урок: дидактические ориентиры в море технологий. Практикоориентированная монография / И. В. Шалыгина. ‬CD. ‬ИД «Садовое кольцо». ‬2006.48. Зауэр Л.С. Дидактические условия внедрения информационных технологий обучения учащихся начального профессионального образования : Дис. канд. пед. наук. ‬Курган, 1999. 176 с.49. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования : учеб. пос. для студ. педвузов и системы повышения квалификации пед. кадров / под ред. Е.С.Полат. М.: Академия, 2000. 272 с.50. Сташкевич И.Р. Компьютерное сопровождение учебного процесса : учеб. пособие / И.Р. Сташкевич. Челябинск: Челябинский гос. унт, 2004. 111с.

51. Линькова В.П. Развитие методической системы обучения информатике на основе информационного и информационнологического моделирования : Автореф. дис. дра пед. наук. М., 2000. 38 с.52. Лисьев Г.А. Подготовка будущего учителя к педагогическому мониторингу с использованием компьютерныхи информационных технологий : Дис. канд. пед. наук. ‬Магнитогорск, 2000. 176 с.53. Потев М.И. Информационные технологии, их классификация, использование в обучении, проектирование и сопровождение / М.И.Потев // Образование и наука. 2004. 3(27). С. 1324.54. Скибицкий Э.Г. Принципы построения целостного компьютерного курса / Э.Г.Скибицкий, А.Г.Шабанов // Инновации в образовании. 2004. № 5. С. 101106.55. Скибицкий Э.Г. Теория и практика проектирования и применения в учебном процессе целостныхкомпьютеризированных курсов : автореф. дис. . дра пед. наук.‬Барнаул, 1997. 36 с.56. Чусавитина Г.Н. Педагогические условия подготовки будущих учителей к использованию электроннокоммуникативных средств в учебновоспитательном процессе : автореф. дис. канд. пед. наук. ‬Челябинск, 1995. 23 с.57. Шапошникова Т.Л. Научнометодические основы проектирования и использования информационных и компьютерных технологий в обучении студентов вуза : Автореф. дис. дра пед.наук. Ставрополь, 2001. 52 с.58. Гамов С.Н. Компьютерные технологии в качестве инструментов познания / С.Н.Гамов // Актуальные проблемы информатики и информационных технологий : материалы второй Всерос. науч.метод. конф.Тамбов : Издво Тамбовского гос. унта, 2001. С. 6067.59.Богатырёв А.Н., Некрасова Г.Н. Подготовка учителя к использованию средств информационных технологий в процессе самостоятельной работы в педвузе / А.Н.Богатырёв, Г.Н.Некрасова // Педагогическое образование и наука. ‬2005.‬№2.С. 4043.60.Богдан Г.Ю. Новые информационные технологии как фактор повышения квалификации педагогов колледжа : Дис. . канд. пед. наук / УралГАФК. Челябинск, 2003. 180 с.61.Жалдак М.И. Система подготовки учителя к использованию информационной технологии в учебном процессе : Автореф. дис. . дра пед. наук.М., 1994.24 с.62. Жилкин В.В. Модель процесса формирования информационной субкультуры педагога / В.В. Жилкин // Образовательные технологии. 2004. №34.С. 112118.63.Разинкина Е.М. Формирование готовности будущих учителей к использованию компьютерных информационных технологий (КИТ) в профессиональной деятельности : Дис. . канд. пед. наук / МГПИ. Магнитогорск, 1999. ‬177 с.64. Гарцов А.Д. Электронная лингводидактика в системе инновационного языкового образования: Автореф. дисс.дра пед.наук, Москва, 2009.65. Данилова О. В. Подготовка студентов педагогического вуза к разработке электронных образовательных ресурсов: Дисс. кан. пед. Наук. ‬Чебоксары, 2010. ‬180 С. 66. Немсцверидзе, З. Ш. Модели и методы проектирования программных систем анализа и контроля: автореферат канд. тех. наук. ‬Москва,2010.

68. ЛесковецЛ. К., ОвчинниковаК.Р. WORDдлявсех:учебноепособие.‬Челябинск,Изд‐воЧелГУ,2008.‬146с.

69. Белоусова И.Д. Дидактические условия внедрения информационныхтехнологий обучения студентов / И.Д.Белоусова // Педагогическая наука и образование: тематический сб. науч.ст. Вып.5. Челябинск : ЧелГНОЦ УрО РАО, 2005.С. 2326.70. АлексееваТ.ЕПедагогические аспекты использования средств информационных и коммуникационных технологий в военнотехническом вузе (на примере английского языка): Автореф.дис. канпед.наук. ‬

Рязань,2006. ‬22 С.71. Болотов В. Что мешает учителю использовать интернет? // Просвещение, 2012. ‬№ 53. ‬С.9.72. Волкова Е.Е., Профессиональная компетентность выпускников профильной общеобразовательной школы как социальное условие их профессионального самоопределения / Научный журнал КубГАУ, №24(8), декабрь 2006 года УДК378.1, дата обращения 02.10.12., режим доступа http://ej.kubagro.ru/73. Виничук, О.Ю. Использование маркетинговых моделей в подготовке специалиста на инновационной основе / О.Ю.Виничук // Инновационняактивность вузов: состояние, проблемы, перспективы [Текст]: материалы региональной научнометодической конференции (Владивосток, 12 ‬13 ноября 2009 г.) ‬в 2 х частях. ‬ч.2 / Под общ. ред. Т.И.Елисеевой, Т.К.Каленик, И.М.Романовой, О.Ю.Виничук, У.В.Даниловой ‬Владивосток: Издво ТГЭУ, 2009. ‬284 с.,16,51 п.л. ‬Библиогр.: с. 3844. ‬80 экз. ‬ УДК 378+338:001.895.74. Описание потребностей основного общего образования в электронных образовательных ресурсах (Проект) [Электронный ресурс].‬Режим доступа: http://www.eornp.ru/node/2699. [Дата обращения 14.01.13.].75. Стратегия модернизации содержания общего образования. Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. / Под ред. А.А.Пинского, координатора Экспертноаналитического центра по обновлению общего образования. ‬М.: «Мир книги», 2001.95с.

PanfilovaElena,a teacher of English at the municipal comprehensive secondary school № 6,Nefteyugansk, KhantyMansiyski okrug

Abstract. Paper is devoted to determiningofthe components ofthe modelof an elearning educational resource as an element ofcore competencies buildingas part of the competency approach to foreign language educationat the secondary school.Keywords: model, elearning educational resource, competency approach

panihelena@yandex.ru