Сказка как средство воспитания дошкольника

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Милованова Н. Г., Люсина И. Ю., Ахметшина Т. О. Сказка как средство воспитания дошкольника // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 2541–2545. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53511.htm.
Аннотация. Сказка – источник народной мудрости, она учит доброте, смелости, честности. Порицая зло и несправедливость, сказка вызывает у ребенка сочувствие к обиженным героям и тем самым содействует формированию гражданственности. Сказка расширяет сознание ребенка, совершенствует его взаимодействие с окружающим миром, так как сказка и внутренний мир ребенка неотделимы друг от друга. Сказку справедливо можно считать одним из важных воспитательных средств. Сказка является одним из самых чистых и живительных источников формирования у ребенка эстетических эталонов и представлений. Эти «сказочные представления» могут впоследствии активно влиять на личность взрослого.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Милованова Нина ГеннадьевнаУчитель –логопед,Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №95 г. ТомскаЭлектронный адрес:nina.milovanova.1966@mail.ruЛюсина Ирина ЮрьевнаВоспитатель, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №95 г. ТомскаЭлектронный адрес: lyusina.irina@mail.ruАхметшина Татьяна ОлеговнаВоспитатель,муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №95 г.Томска

Название статьи«Сказка как средство воспитания дошкольника».

Ключевые слова: сказка, воспитание,мудрость, добро, книга.

Все чаще социологи и педагоги, медики и сотрудники правоохранительных органов, отмечают, что едва ли не главной целью наших взрослеющих детей сегодня становится стремление уйти от родительской опеки в среду своих сверстников, где процветает культ вседозволенности, свободы от всяческих норм и правил поведения.Бездумное отношение к себе, окружающим людям и к окружающей природе привело к увеличению и омоложению болезней, таких как табакокурение, алкоголизм, наркомания.Во многом этому способствуют такие состояния человека, как страх, тревожность, застенчивость, которые либо придуманы самими детьми, либо внушены им взрослыми. А наша нервная система не в состоянии отличить реальную ситуацию от воображаемой: она реагирует автоматически на информацию, поступающую из головного мозга, и то что мы думаем и воображаем, для нее подменно.Человеческая мысль имеет особую силу. Эта сила –реальна как в отрицательном так и в положительном направлении, поэтому каждый человек должен научиться пользоваться ею, направляя её в положительную сторону. Чтобы стать хозяином над этой силой, прежде всего надо взять ситуацию в свои руки, то есть всегда ясно сознавать собственные мысли и чувства. Для этого необходимо иметь такие качества, как воля, терпение, мудрость, нравственная чистота.Одним из наиболее эффективных методовинтеграции личности, её самосозидания является сказка.Сказка –источник народной мудрости, она учит доброте, смелости, честности. Порицая зло и несправедливость, сказка вызывает у ребенка сочувствие к обиженным героям и тем самым содействует формированию гражданственности. Сказка расширяет сознание ребенка, совершенствует его взаимодействие с окружающим миром, так как сказка и внутренний мир ребенка неотделимы друг от друга. Сказку справедливо можно считать одним из важных воспитательных средств. Сказка является одним из самых чистых и живительных источников формирования у ребенка эстетических эталонов и представлений. Эти «сказочные представления» могут впоследствии активно влиять на личность взрослого.Сказка служит могучим средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Сказка как средство воспитания потому, вероятно, блестяще выполняет функции «назидания, развлечения, устрашения» и отвечает сущностным потребностям ребенка. То, что педагог хочет донести до детского сознания, «втолковать» в форме моральных сентенций, прекрасно осваивается ребенком в форме бесхитростной сказки и перестраивает его поведение. К. Д. Ушинский считал, что мягкость и простота сказки, повторяемость отдельных элементов сюжета и словесных оборотов способствует быстрому запечатлению сказки в памяти ребенка. В сказочных героях ребенок начинает видеть себя самого, ставить себя на их место, сопереживает им и пытается содействовать ( А. Абраменко).Однако, у детей стал пропадать интерес к книге. Не все дети хотят слушать художественные произведения. Большинство из них не помнят названия прочитанных книг, не могут назвать автора. Дети затрудняются помочь суть отношений героев и дать им оценку. Видимо, причины кроются не только в том, чтов семьях стали меньше читать книги, а их место заняли компьютер, телевидение с их жестокостью и насилием. Но тот, кто мало читает не научится правильно излагать свои мысли как в устной, так и в письменной форме.Главная цель педагога –это использование нестандартных методов и приемов обучения способствующих формированию творческой активности ребенка, речевого развития и нравственного воспитания. Особенно эффективна сказка для дошкольников и младших школьников, которые могут удивляться миру, стремятся познать и изменить его. Благодаря воспитанию через сказку у детей развиваются границы их внутреннего мира. Способность к сопереживанию и воображению рождает самостоятельную творческую речевую деятельность, будит их фантазию. Сказки учат детей добру, мудрости, умению делать выбор, принимать самостоятельное решение в жизни, находя самые непредсказуемые решения в стандартных ситуациях.Все, что мы даем слушать детям, должно давать только положительный эффект. В этом случае наша работа будет эффективной и необходимой альтернативой всему негативному и разрушительному.

Список литературы:1.Абраменкова В.В. Сказка как социогенетический инвариант семейных отношений.// Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуреМ.: Московский психолого –социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 20002.Гин С.И. Мир фантазии: методическое пособие для учителей начальной школы –М. : «ВИТА –пресс», 20013.Леонова М.А., Крапивина М.Л. «Дидактический материал по логопедии: методические рекомендации» М. : Школа –Пресс,1999.4.Зинкевич –Евстигнеева Т.Д. «Практикум по сказкотерапии» СПб. : Речь 20005.Синицына Е.И. «Умные сказки» М : Лист, 19976.Соколов Д.Ю. «Сказки и сказкотерапия» М. : Независимая фирма «Класс» 1997.7.Рыжова Л.В. «Методика работы со сказкой» Детство –Пресс, 2011.