Профессиональное развитие педагога путем совершенствования деятельности

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Беловицкая С. И. Профессиональное развитие педагога путем совершенствования деятельности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 2681–2685. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53539.htm.
Аннотация. современное общество и условия жизни ставят перед педагогическим сообществом новые требования, где педагог является ключевой фигурой в системе образования, призванная выступать не просто в роли человека-транслятора готовых знаний, умений и навыков, но и способствовать развитию творческого, индивидуального отношения каждого обучающегося к себе и к собственной жизни. Для достижения уровня педагога-профессионала необходим постоянный рост, как творческий, так и личностный. Развитие творческого нестандартного педагога осуществимо только при условии самоосуществления и самореализации педагога, достижения им профессионализма педагогического мастерства, творческого долголетия и если педагог сам будет постоянно стремиться к постоянному познанию новшеств.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Беловицкая Светлана ИвановнаМетодист, отдел образования, г. Гуково Ростовской областиbelovickajasvetlana@rambler.ru

Профессиональное развитие педагога путем

совершенствования деятельности

Аннотация:современное общество и условия жизни ставят перед педагогическим сообществом новые требования, где педагог является ключевой фигурой в системе образования, призванная выступать не просто в роли человекатранслятора готовых знаний, умений и навыков, нои способствовать развитию творческого, индивидуального отношения каждого обучающегося к себе и к собственной жизни. Для достижения уровня педагогапрофессионала необходим постоянный рост, как творческий, так и личностный. Развитие творческого нестандартного педагога осуществимо только при условии самоосуществления и самореализации педагога, достижения им профессионализма педагогического мастерства, творческого долголетия и если педагог сам будет постоянно стремиться к постоянному познанию новшеств. Ключевые слова: ключевая фигура, творческая индивидуальность, конструктивное взаимодействие, нестандартные решения, обогащение педагога, инновационная деятельность.

XXIвек –век интенсивных перемен и новообразований, где профессиональная деятельность человекастала занимать значительную часть его жизни. И потому самым активным образом совершается формирование личности, складывается ее индивидуальность, вырабатывается система отношений к миру, к обществу, к себе как к профессионалу, так и к личности.Рассматривая профессиональную деятельность в системе образования, необходимо заметить, что педагогпрофессионал –это личность всесторонне развитая, которая является ключевой фигурой в системе образования, носителем культурыи ее творца, преемника и создателя мирового педагогического опыта. По новым стандартам современный педагог –это творческая индивидуальность, обладающая оригинальным проблемнопедагогическим и критическим мышлением, создатель многовариативных программ, востребованных современностью и созданных наоснове диагностического целеполагания и рефлексии.Современный педагог рассматривается как «система»всех интеллектуальных, волевых и эмоциональнооценочных отношений к миру, социальной

действительности и педагогической деятельности. В процессе профессионального развития педагога совершенствуется мотивационноценностное отношение ксамой педагогической деятельности, к ее целям и средствам.Одним из важных компонентов профессионального развития педагога –это умение строить конструктивное взаимодействие,что приводит к решению следующих задач:

развитие умения детей формировать свои мысли, объяснять поступки, адекватно оценивать поведение; развитие монологической и диалогической речи; формирование у ребенка представления о себе, своих действиях и поступках; обеспечение процесса социализации, накопление доступных пониманию детей социальных представлений, формирование умения успешно работать с другими, понимать и уважать их интересы; обеспечение работы с родителями для достиженияединых взглядов на образование и воспитание детей, коррекцию детскородительских отношений и др.

Именно правильное построение конструктивного педагогического взаимодействия указывает на необходимость использования современных средств и методов профессиональноличностного развития педагога. По мнению ряда ученых (Деркач А.А., Селезнева Е.В., Михайлов О.В.) педагоги, реализующие свои творческие способности, желания и потребности в профессиональной деятельности, более уверенно ощущают себя в педагогической деятельности, у них адекватная оценка себя и окружающих. Более всего во взаимоотношениях с окружающими они ценят доброжелательность, внимание, чуткость [2].

Реформированиеобразования в Россиивырабатываетсвои новые тенденции, которые выводятна необходимость поиска новых подходов к обучению мыслить и действовать в новых

условиях,и поэтомусовременный педагог должен обладатьтакими факторами как:профессиональное и личностное развитие; повышение профессиональной компетентности;возможность творческой работы. Р. Паул считает, что творческое и критическое мышление кажутся, при первом рассмотрении, совершенно несовместимыми понятиями. Первое основывается на нерациональных, несознательных идеях, без строгой направленности, порой неприемлемых в преподавании,

второе

является

полной

его

противоположностью. В своем общем

смысле«творчество» означает поиск или создание нового, неизвестного, даже решение неизвестной проблемы или задачи.

В общем, то же самое происходит и с«критичностью» в широком и правильном ее понимании.

На сегодняшний день нельзя рассматривать педагога вне общества. Все современные социальные преобразования требуют инициативного творческого педагога, способного к восприятию новых идей и принятию нестандартных решений, к духовноценностному развитию как себя лично, так и обучаемых.

Наряду с построением конструктивного взаимодействия современный педагог обязансовершенствовать профессиональную компетентность по развитию творческого потенциала, путем конструирования непрерывного образования и самообразования. Современное совершенствование педагогапрофессионала рассматривается как вовлечение его непосредственно в инновационную педагогическую деятельность, где педагог учится использованию педагогических новшеств, тем самым обновляет образовательную политику. Педагог XXI века, включаясь в инновационную деятельность, находится в постоянном поиске новых организационных форм, технологий обучения. В данной ситуации существенно возрастает роль и авторитет педагогического знания, и сам педагог меняет отношение и к самому себе как к профессионалу, и к самомуосвоению и применениюпедагогических новшеств. Самообразование педагога будет продуктивным, если:1. В процессе самообразования реализуется личностная потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию.

2. Педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта. Педагогический опыт учителяявляется фактором изменения образовательной ситуации. Он понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности, признает свое несовершенство, а, следовательно, является открытым для изменений.3. Программа профессионального развития педагога включает в себя возможность исследовательской, поисковой деятельности.

4. Педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству.

5. Осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития [1].

Таким образом, источником накопления потенциала инновацийможно считать развитие личностных способностей педагога, готового развивать свои возможности, не только проектировать будущее, но и реализовывать его. Поэтому необходимым условием реализации инновационной деятельности педагога является целенаправленная работа, обеспечивающаяегоготовность к инновационной деятельности, в основе которой лежитего же творчество. Инновационная деятельность –это непрерывно меняющийся, развивающийся процесс, именно поэтому процессраскрытия инновационного потенциала педагога тоже должен быть непрерывным. Исходя из этого,можно смело заметить, чтопрофессиональноличностное развитие педагогического работника –есть процесс перехода из стадии относительной пассивности в стадию активной и созидательной профессиональной деятельности, где важной установкой для педагога является ориентация на самообразование и саморазвитие в педагогическом, общекультурном и личностном планах. Можно утверждать, что профессиональноличностное развитие –это процесс непрерывный. Он не имеет фиксированных сроков завершения и последовательно переходит из одной стадии в другую, более активную.Исходя из вышесказанного понятно, что модернизация современного образования невозможна без понимания педагога как активного субъекта, познающего и преобразующего себя в процессе деятельности, т.к. субъектность педагога становится перспективой развития обучающегося. Вне самообразования идея личностного и профессионального развития – неосуществима. Нужно заметить, что перспективой развития общества является трансформация деятельности в самодеятельность (общесоциологический закон), развития в саморазвитие, образования в самообразование, человеком, в частности педагогом, осуществляется познавательная деятельность, которая:вопервых, осуществляется добровольно (то есть по доброй воле самого педагога);вовторых, управляется самим педагогом;втретьих, необходима для совершенствования какихлибо качеств педагога, и сам педагог это осознает[4].Таким образом, процесспрофессиональной подготовки педагога к инновационной деятельности заключается в выявлении и удовлетворении образовательных интересов и дефицитов, возникающих в процессе осуществления инновационной деятельности. Поскольку данный процесс предполагает обогащение знаний и умений педагога, развитие профессиональной компетентности, необходимой для успешного осуществления им инновационной деятельности, то решение данной задачи будет более успешным при вовлечении педагога в процессобразованияпутем составления и реализацииперсонифицированных образовательных программ.

Ссылки на источники

1.Айзенберг А.Я. Самообразование, история, теория, современные проблемы. Учебное пособие для вузов. М., 1986. 2.Деркач А.А., Селезнева Е.В., Михайлов О.В. Готовность к деятельности как акмеологический феномен. М.: РАГС, 2008. 3.Ильина, Н.Ф. Раскрытие инновационного потенциала педагога в ходе непрерывного образования [Текст]. /Инновации в образовании.− 2010. − №9.4.Лазченко Е. К., Беловицкая С. И. Профессиональноличностное становление педагога как фактор развития образования XIстолетия// Педагогика и жизнь. Выпуск 19 –МоскваВоронеж, 2012