Структура креативного урока по развитию творческой личности учащихся в педагогической системе НФТМ-ТРИЗ

Международная публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Утёмов В. В., Зиновкина М. М. Структура креативного урока по развитию творческой личности учащихся в педагогической системе НФТМ-ТРИЗ // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 2841–2845. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53572.htm.
Аннотация. В статье описывается структура инновационного креативного урока в рамках авторской педагогической системы М. М. Зиновкиной многоуровневого непрерывного креативного образования НФТМ-ТРИЗ. Эта система с восторгом востребована и реализуется в школах Южной Кореи, в стране, которая за короткое время достигла огромных успехов в своем развитии. Статья адресована учителям школ, гимназий, лицеев; полезна аспирантам и специалистам, работающим в области креативной педагогики
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Зиновкина Милослава Михайловна, доктор педагогических наук, профессор кафедры "Профессиональная педагогика и креативное образование", научный руководитель Межвузовского научнообразовательного центра инженерного творчества ФГБОУ ВПО «Московский государственный индустриальный университет», Действительный член Академии профессионального образования и Европейской Академии Естественных Наук,МАСТЕР ТРИЗ, г. Москваnftm@yandex.ru

Утёмов Вячеслав Викторович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры естественнонаучных и технических дисциплин Кировского филиала ФГБОУ ВПО «Московский государственный индустриальный университет», г. Киров lider_slava@mail.ru

Структура креативного урокапо развитию творческой личности учащихсяв педагогической системеНФТМТРИЗ

Аннотация. В статье описывается структура инновационного креативного урока в рамках авторскойпедагогическойсистемы М. М. Зиновкиной многоуровневого непрерывного креативного образования НФТМТРИЗ. Эта система с восторгом востребована и реализуется в школах Южной Кореи, в стране, которая за короткое время достигла огромных успехов в своем развитии. Статья адресована учителям школ, гимназий, лицеев; полезна аспирантам и специалистам, работающим в области креативной педагогики. Ключевые слова: ТРИЗ, НФТМТРИЗ,креативная педагогика, творчество, задачи открытого типа, творческие задачи

Опираясь на результаты обобщения новыхпсихологических и педагогическихконцепций обучения,инновационных технологий, на результатысобственныхфундаментальных исследований,исследований ученыхпедагогов и психологов,а также на труды разработчиков Теории решения изобретательских задачи др. Зиновкиной М.М. были созданы и описаныпсихологопедагогические основы Многоуровневой системы непрерывногокреативного образования НФТМ–ТРИЗ(Непрерывное формирование творческого мышления и развития творческих способностей с активным использованием теориирешения изобретательских задач) [1–4]. Цель системы НФТМ ТРИЗ

формированиетворческой личности учащихся.На рис. 1 представленамодель формирования творческой личности учащихсяв системеНФТМТРИЗ.

Рис. 1. Модель формирования творческой личности учащихся впедагогической системеНФТМТРИЗ

Подцелями системы НФТМ

ТРИЗявляются формирование в учебном процессе,прежде всего,дивергентного мышления и воспитания креативных качеств личности. Анализ изложенных требований и педагогической ситуации в образовании показал, что наиболее приемлемым должно статьмногоуровневое непрерывное креативное образование, конечной целью которого является формирование высокодуховной, физически здоровой, творческой личности в процессе прохождения ее по всем уровням образования (дошкольное учреждение, школа, начальное и среднее профессиональное учебное заведение, вуз, послевузовское образование).Ниже перечислены в назывном порядке присущие всей системе НФТМ –ТРИЗ основные дидактические принципы, которые реализуются в учебном процессе через креативные инновационные педагогические технологии: принцип диагностики личности учащегося и студента и коллектива учебной группы, принцип развития интеллектуальной активности личности, принцип развития и воспитания личности через творчество, принцип непрерывности творческого развития, принцип преемственности творческого развития, принцип поисковой деятельности, принцип творческой самореализации, принцип педагогического сопряжения теории развития творческого мышления со стандартизованной программой, принцип сотворчества, принцип обучения способам творческой деятельности и ускоренному приобретению опыта решения творческих задач, принцип синтеза проблемности и алгоритмизации предметного содержания, принцип положительного эмоционального фона, принцип предметной интеграции с методологией творчества ТРИЗ, принцип формирования системности мышления, принцип природосообразности принимаемых решений, принцип коммуникативности, принцип "Docendodiscimus" («Уча –учимся сами»), принцип демократизации учебного процесса, принцип соревновательности, принципнепрерывности компьютерной интеллектуальной поддержки развития творческого мышления и творческих способностей учащихся,принципразвития смекалки («догадки»).Инновационные педагогические технологии в многоуровневой системе НФТМТРИЗ предусматривают реализацию указанных выше основных дидактических принципов через изменение структуры уроков и их оригинальное наполнение. На рис. 2 показана структура сдвоенного креативного урока. Блок 1(мотивация) представляет собой специально отобранную систему оригинальныхобъектовсюрпризов, способных вызвать удивление учащегося. Этот блок обеспечивает мотивацию учащегося к занятиям и развивает его любознательность. Блоки 2и 6(содержательная часть) содержат программный материал учебного курса и обеспечивают формированиесистемного мышления и развитие творческих способностей.Блок 3(психологическая разгрузка) представляет собой систему заданий психологической разгрузки. Психологическая разгрузка реализуется через упражнения по гармонизации развития полушарий головного мозга, через аутотренинг, через систему спортивноэмоциональных игр, театрализацию и др.

Рис. 2. Структура креативного урока в инновационной педагогической системе НФТМТРИЗ

Блок 4(головоломка) представляет собой систему усложняющихся головоломок, воплощенных в реальные объекты, в конструкции которых реализована оригинальная, остроумная идея. Блок 5(интеллектуальная разминка) представляет систему усложняющихся заданий, направленных на развитие мотивации, дивергентного и логического мышления и творческих способностей учащихся. Блок 7(компьютерная интеллектуальная поддержка) обеспечивает мотивацию и развитие мышления, предусматривает систему усложняющихся компьютерных игрголоволомок, адаптированных к возрасту учащихся, обеспечивает переход из внешнего плана действий во внутренний план. Блок 8(резюме) обеспечивает обратнуюсвязь с учащимися на уроке и предусматривает качественную и эмоциональную оценку учащимся самого урока.

Методические рекомендации к структуре креативного урокаСтруктура креативного урока по методологии творчества существенно отличается от традиционногоурока и включает в себя блоки, реализующие цели урока, адекватные целям креативного образования в целом.Логика построения уроков творчества обусловлена целью сделать процесс обучения подлинно развивающим. Осознание первоочередности гуманистических целей обучения по отношению к прагматическим предполагает существенное изменение структуры организации учебной деятельности. Конструирование новых форм учебной деятельности производится на основе естественных новообразований смысловой сферы личности младших школьников.Психологическое обоснование положений в данной статье данокандидатом психологических наук Л.В.Соколовой.Программой предусматривается работа по кардинальному обновлению форм мышления через освоение инструментария ТРИЗ; перевод школьников на новые стадии интеллекта: от нагляднодейственного к словеснологическому; от эмпирического к теоретическому диалектическому мышлению.Эффективность обучения по Д. Б. Эльконину измеряется количеством и качеством приобретенных в ходе обучения знаний, а эффективность развития определяется уровнем, который достигают способности учащихся. Развитие способностей как свойств личности, обеспечивающих успешность в деятельности, сочетается при реализации данной программы с подходом к способностям как свойствам продуктивности функциональных систем.Тип обучения, оказывающий влияние на развитие, формирует активные виды познавательной деятельности самих учащихся. Овладение различными способами разных видов активной деятельности: размышлениями об удивительных предметах; действиями с головоломками; решением компьютерных пространственных задач –существенно обогащает развитие ученика.Психологической сущностью данной креативной технологии обучения является планирование учебного процесса «от ученика». Выявить потребности позволяет как систематически организованная рефлексия –резюмирование процесса обучения и результатов, так и своевременное тестирование и привлечение учащихся к планированию учебной деятельности.Поддержка устойчивой положительной мотивации в ходе урока.Обеспечивается мотивационнойаранжировкойуроков, котораясостоит в том, что специально разработаны системы заданий.К концу каждого цикла учебной работы у школьников активно поддерживаются положительные эмоции успеха и желание перейти к следующему этапу работы (табл.1).Каждый креативный урок представляется информационной картой. Информационная карта креативного урока представлена восемью блоками, указанными выше.



Таблица 1Структура сдвоенного урока

№Блоки урокаСокращениеВремяПримечание1 Мотивация(«Встреча с чудом»)М5’

1 час(академ.)2 Содержательная часть программного материала (ТВ и Ф + пропедевтика ТРИЗ) –СЧ1СЧ120’3Психологическая разгрузка (аутотренинг, игра или физкультурная пауза) ПР5’4 ГоловоломкаГ10’Перерыв5Интеллектуальная разминкаИР10’

1 час(академ.)6Содержательная часть программного материала (ТВ и Ф + пропедевтика ТРИЗ) –СЧ2СЧ215’7Компьютерная интеллектуальная поддержка КИП10’8Резюме Р5’

Блок 1. Мотивация (удивление, сюрприз)«Удивление есть начало всякой мудрости» (Сократ).

Для компенсации информационных перегрузок и с целью пробуждения поисковой активности наилучшим способом включения учеников в интеллектуальную работу является акт удивления, или, как его называют, «эффект чуда».Система встреч с удивительными предметами, разгадывание способов их создания –все это позволяет обеспечить интерес и продуктивность в поисковой деятельности младших школьников.Мотивация реализуется в процессе урока в виде объектов, например игрушек, поражающих воображение ребенка загадочностью, тайной, неожиданной красотой решения. Это могут быть необычные часы, по циферблату которых под стеклом ползает паучок, неизвестно как попавший туда, это могут быть бутылки с неведомо каким образом встроеннымивнутрь их кораблями с огромными мачтами. Это могут быть простейшие фокусы, возбуждающие любопытство (например, мышка, то появляющаяся в коробочке прямо на глазах ребенка, то исчезающая). Это могут быть короткие фокусы на основе физических эффектов, в том числе оптических, голографических, эффекте магнетизма, эффекты обычного зеркалаи т. д., например волшебные картинки, кривые зеркала и т. п., фокусы, основанные на ловкости движений, на использовании инерции мышления, удивительных свойствах современных материалов, в частности жидкостей (магнитные и реологические жидкости), это игрушки на основе несмешивающихся жидкостей и материалов с памятью формы и другими удивительными свойствами (нитинол, властонит, шунгит и т. д.).Это могут быть различные забытые остроумные старинныерусскиеигрушки: деревянные клюющие курочки, медведь, играющий на пианино, мужик, распиливающий с медведем бревно, забавный заяц –барабанщик. Вызывает удивление и восторг детей демонстрация, основанных на мыльных пузырях: например, авторучка с подсветкой и устройством для выдувания мыльных пузырей или пистолетавтомат, выдувающий красивейшие гирлянды мыльных пузырей. Захватывающе действуют игрушки, идея которых –в использовании эффекта смещения центра тяжести объекта. Это матрешкиневаляшки, стрельба из лука стрелами со смещенным центром тяжести), игрушки на использование гироскопического эффекта, игрушки, созданные в технике «Оригами», игрушкиголоволомки с использованием воды (всякого рода брызгалки, встроенные в различные объекты, или, например, кувшин с дырками «Напейся и не облейся» и т. д. и т. п.).Блоки 2, 6. Содержательная часть программы курса. Содержательная часть программы курса на основе системного объединения с другими блоками направлена в целом на развитие творческого воображения и фантазии учащихся и обеспечивает пропедевтику такой серьезной науки, как теория решения изобретательских задач (автор Г. С. Альтшуллер). Здесь следует учитывать, что для отличных достижений при решении сложных задач важны три фактора: способности, возможности и индивидуальность. Способности к острому, живому восприятию, абстрактному и сложному мышлению, речевой, математической или технической легкости. Важно, чтобы эти способности были положительно оценены другими людьми.Возможности должны включатьранние опыты, располагающие ребенка быть интеллектуально активным и заинтересованным в самостоятельном решении собственных проблем, в восприятии всего лучшего в окружающих, в восприятии себя как человека компетентного и уверенного. Именно на развитие данных качеств направлены содержание и методы организации обучения.Индивидуальность может как способствовать усилению влияния первых двух факторов, так и затруднять формирование способностей. Важно, чтобы окружающий мир являлся благоприятным фоном для становления творческой личности.Блок 3. Психологическая разгрузка. В качестве психологической разгрузки используются:

_дыхательная гимнастика для питания головного мозга кислородом по специальной методике;−физические упражнения на гармонизацию развития полушарий головного мозга (следует помнить, что очень важно развивать равные возможности левой и правой руки. Психологи утверждают, что способность работать правой и левой рукой наравне удивительно благотворновлияет на развитие памяти, мышления иречи); −психорегулирующие упражнения и аутогенная тренировка, обеспечивающие релаксацию, эмоциональную разгрузку; −игры: спортивноэмоциональные, танцыимпровизации, театрализация. Сюда отнесены спортивноэмоциональные игры, такие как «Жонглер», «Перетягивание каната», «Русская баня» и другие, танцы под веселую, шуточную детскую музыку, позволяющие ребенку импровизировать движения, театрализация –«Играулыбка» и ей подобные –это своеобразная смехотерапия. Задания разнообразны и могут быть дополнены по желанию преподавателя, игры «Пантомима», в которых разгрузка идет по двум каналам: расслабляются соответствующие группы мышц и осуществляется релаксация за счет положительных эмоций, возникающих во время игры. Помимо того что занятия пантомимой развивают творческое начало и уверенность в себе, они служат хорошей эмоциональной разгрузкой для ребенка.Психологические и физиологические исследования показывают тесную связь между напряженной умственной и эмоциональной нагрузкой и напряжением скелетной мускулатуры, вегетативными сдвигами.Общеизвестно, что систематические физические упражнения имеют огромное значение для поддержания работоспособности и здоровья.Поддержание оптимального функционального состояния мозга осуществляется, кроме того, и путем регулирования выходящего из мозга эффекторного потока нервных импульсов. При помощи механизма саморегуляции обеспечивается дополнительное переключение центрального возбуждения на периферию, прежде всего скелетную мускулатуру, и тем самым ослабление нервного напряжения.Снижение психической напряженности на фоне мышечного расслабления проявляется в виде «раскрепощения» в общении, поведении, деятельности и проявлении чувств.Замечено, что мысленное воспроизведение в бодрствующем состоянии ситуации, в прошлом вызывавшей положительные эмоциональные реакции, способно и в настоящем вызывать подобные сдвиги. При наличии определенных воздействий, в том числе самовнушения, следы пережитых эмоциональных состояний могут оживляться. Самовнушение может оказывать влияние не только на весь характер высшей нервной деятельности, но и на регуляторные механизмы любого уровня управления организмом, вплоть до клеточного.Основным механизмом аутогенной тренировки и психорегулирующих упражнений «Место покоя», «Полный потенциал», «Список удовольствий» является самовнушение необходимых состояний с помощью соответствующих формул и образов на фоне мышечной и психической релаксации.Обучая учащихся использованию самовнушения как мощного рычага управления собой, мы обеспечиваем детям успех в учебнойи творческой деятельности, общении и поведении.Блок 4. Головоломки. Одним из важнейших элементов структуры современного креативного урока в системе НФТМТРИЗ является творческая деятельность учащихся с системой натуральных объектов –головоломок, в конструкции которых реализована остроумная изобретательская идея.

Особенно важны аспектыработы с головоломками –своеобразныйтренингучащегосяпо преодолению инерции мышления,развитиюсмекалки и создания всплеска положительных эмоций (восторга) в результатееё решения,появление уверенности в своих творческих возможностях. Головоломки представляют для школьника проблему, решение которой требует от него нетрадиционного поворота мысли.

Головоломки выполнены из безопасных для здоровья детей материалов (дерево, бумага, металл, пластмасса). Предлагаемые головоломки специально отобраны из огромного количества подобных объектов в соответствии с дидактическими принципами системы НФТМТРИЗ.При этом использовались следующие критерии: красота изобретательской идеи, заложенной в головоломках;психологическая сила воздействия на любознательность учащихся;связь со школьными учебными предметами(по возможности) (физика, химия, биология);эстетичность взаимодействия ребенка с объектом;возрастные творческие возможностии интересы ребенка;постепенное увеличение трудности нахождения решения.Эта система головоломокпредложена и введена автором НФТМТРИЗв структуру урока как органическое целое впервыев мировой педагогическойпрактике.Система головоломок, отобраннаяавтором НФТМТРИЗ, является новым дидактическим средством в системе креативного образования в системе НФТМТРИЗ. Его главная функция –развитие парадоксального, творческого мышления, смекалки, преодоление стереотипов мышления, развитие творческого воображения, в том числе пространственного воображения. Кроме того, эта система головоломок пробуждает наблюдательность и любознательность, интерес ребенка к исследовательской деятельности и, как следствие, интеллектуальную активность.В решении головоломок удовлетворяется и извечная человеческая потребность в игре. Игра превращается в своеобразную подготовку к творческой деятельности, обеспечивая развитие креативных качеств личности младшего школьника. Не случайно у Эйнштейна в книжном шкафу была целая полка, забитаяматематическими забавами и остроумными головоломками. А великолепный сказочник Льюис Кэрролл, автор общеизвестных книг «Алиса в Стране чудес» и «Алиса в Зазеркалье», преподававший математику в Оксфорде, был одним из восторженных поклонников головоломок. Он находил чрезвычайно полезным складывание различных фигурок из бумаги (оригами), в том числе занимательных фигурок –флексагонов. Так листок бумаги, согнутый вдоль ничем не примечательных унылых геометрических линий, внезапно преображается, превращаясь наглазах школьника в изящное миниатюрное произведение полуабстрактной скульптуры, поражающее его своим совершенством.Блок 5. Интеллектуальная разминка(ИР). Интеллектуальная разминка, как и головоломки, позволяет обеспечить мотивацию учащихся и включить ихв творческую деятельность на уроке. Система творческих заданий (СТЗ) ИР составлена в соответствии с дидактическими принципами непрерывного креативного образования. Она содержит творческие задания, не требующие специальных знаний, а лишь размышлений, смекалки и принятия самостоятельных решений. Эта система усложняющихся заданий, адаптированных к возрасту учащихся, целенаправленно воздействуя на любознательность, развивает творческие способности, воображение, нестандартный взгляд на вещи.СТЗ ИР включает в основном задания:на выдвижение гипотез (они заставляют учащегося задумываться о причинах и последствиях событий);необычное использование объектов (такие задания развивают в ребенке способность уходить от тривиальных ответов, т. е. преодолевать ригидность);нахождение закономерностей (эти задания развивают логику мышления, способность к обобщению);поиск выхода из невероятных (фантастических) ситуаций (эти задания развивают в ребенке способность к эмпатии и смелость мысли);создание схемы на основе существующего образа (такие задания развивают абстрактное мышление, а также выделение основных качеств и свойств объекта);усовершенствование объекта, например игрушки (такие задания развивают способность наблюдать, находить самостоятельные решения и отстаивать свою точку зрения);преодоление навязываемого заданием устойчивого образа, т.е. развитие способности выходить за пределы задачи, преодолевая инерцию мышления;способность задавать целенаправленные вопросы и по ответам на них выявлять предмет (такие задания развивают любознательность, чувствительность к проблемам, способность к прогнозированию);поэтапное развитие пространственного воображения.Психологическая ценность данного компонента урока для учащихся заключается в том, что закрепляются способы и правила умственной работы; выявляются приемы, обеспечивающие повышенную продуктивность мышления; формируются навыки управления отдельными этапами творческого процесса принятия решений.Главная функция интеллектуальной разминки состоит в подготовке к выполнению сложных заданий через осознание значимости правильно проведенного анализа информации.Такая система усложняющихся заданий, направленных на развитие творческого мышления учащихся, может быть построена и на основе учебных задач открытого типа В. В. Утёмова [5 7]. Задачи открытого типа имеют размытое условие, из которого недостаточно ясно, как действовать, что использовать при решении, но понятен требуемый результат. Такие задачи предполагают разнообразие путей решения, которые не являются прямолинейными; двигаясь по ним, попутно приходится преодолевать возникающие препятствия. Вариантов решений много, но нет понятия правильного решения: решение либо применимо к достижению требуемого результата, либо нет. (см. рис.3).УсловиеРешениеОтвет

Рис. 3. Структурная схема задач открытого типаЗадача.Однажды в магазин зашёл мужчина, купил колбасу и попросил её порезать, но не поперёк, а вдоль. Продавщица сразу догадалась, что перед ней стоит пожарный. Как она могла догадаться о том, кто перед ней? Приведи дватри варианта ответа.Подсказка.Надо рассмотреть то, что отличает пожарного от другого специалиста. Может быть, поведение или внешний вид?Из условия задачи не ясно, что необходимо использовать для ее решения. На помощь приходит подсказка. Для решения можно перечислить все возможные ресурсы пожарного (или любого человека). Например: ‒одежда –по форме рабочей одежды можно понять, кто он;‒речь –в его речи прослеживаются слова, которые употребляют только пожарные;‒вещи –в руках у него был жетон пожарного или удостоверение.Задачи открытого типа предусматривают возможность применения стандартных знаний в нестандартной ситуации, при выполнении таких заданий ученик может проявить способность к логическому и абстрактному мышлению, то есть умение классифицировать, обобщать и проводить аналогии, прогнозировать результат, применяя интуицию, воображение, фантазию, и, главное, способствовать развитию креативности.Но для использования их в блоке «Интеллектуальная разминка» необходимо проводить их тщательный отбор, чтобы задача не требовала специальных знаний, а лишь размышлений.Блок 7. Компьютерная интеллектуальная поддержка мышления. Компьютерная интеллектуальная поддержка (КИП) продолжает и углубляет идеи, заложенные в мотивационных заданиях, заданиях типа головоломок, заданиях интеллектуальной разминки и др. При реализации КИП используются дополнительные возможности, предоставляемые компьютерной средой, в частности Условие «размытое»,есть степень неопределенности

!!!Методы решения разнообразныеНабор возможных ответовмультимедийные эффекты, интерактивное взаимодействие и др. Необходимо подчеркнуть тесную связь заданий, которые предлагаются в блоках ИР, Г, ПР, с заданиями, предлагаемыми в блоке КИП. Переход на выполнение заданий с реальными объектами на виртуальные объекты позволяет реализовать переход от внешнего плана действий во внутренний план, то есть в мыслительный(П.Я.Гальперин).В виртуальной среде чрезвычайно активизируется работа зрительного канала учащегося, через интерес и потребность решения проблемы мыслительного плана происходит приобщение к работе с компьютерной техникой. Выполнение заданий в рамках КИП способствует развитию воображения, мышления, внимания, памяти, приобретению навыков по выявлению закономерностей и др. Психологическое обоснование компьютерной интеллектуальной поддержки (КИП) мышления состоит в том, что введение в процесс урока заданий и упражнений с виртуальными объектами обусловлено необходимостью всестороннего развития разных форм и видов мыслительных операций анализа и синтеза.

Предлагаемые игры системно дифференцированы, позволяют более успешно осваивать программный материал общеобразовательной школы и способствуют продуктивной социализации учащихся.

Известно, что залогом продуктивной организации своего поведения служит готовность к восприятию нового, готовность к переменам. Через созидательные компьютерные игры ребенок становится творцом нового, осваивает и осознает различные способы организации окружающего мира, познает философские законы единства целого и части; перехода количественных изменений в качественные.Блок 8. Резюме. Последним блоком в структуре креативного урока является резюме. На этом этапе учитель подводит краткие итоги урока и устно осуществляет обратную связь с учащимися, выявляет их мнение об уроке. Как вариант он просит детей оценить сам урок (интересно –не интересно, понравилось –не понравилось и т. д.), например, с помощью двух специальных карточеккартинок, на которых изображены рожицы –грустная и улыбающаяся. Показывая одну из этих карточек, дети дают оценку уроку, то есть речь идет о качественной и эмоциональной оценке урока. Возможны другие варианты оценки со стороны детей. Их нужно сочетать.Дополнительный вариант качественной и эмоциональной оценки урока –детям предлагается закрыть глаза. Далее учитель просит поднять руки тех, кому урок понравился, затем тех, кому урок не понравился. Все это делается с закрытыми глазами. Однако даже такая примитивная оценка урока позволяет учителю внести необходимые коррективы в содержание урока и методику его проведения. Важность интеллектуальной активности ребенка и усилий по регуляции собственной активности отмечается как главное условие пробуждения и роста способностей.Развитие способностей к самоуправлению в творческой деятельности осуществляется через рефлексию. Рефлексия в школьном возрасте проявляется с двух сторон: как оценка задачи, которую надо решать, и как оценка своих ресурсов: могу ли я данную задачу решить.В данном компоненте урока предусмотрены развитие навыков качественной оценки и самооценки личной и коллективной деятельности; рецензирование; дискутирование; индивидуальное и коллективное планирование знаний; исключение «неработающих» средств, задач; проверка достижения целей; использование тестов контроля за качеством усвоения и уровнями развития.

Ссылки на источники1.ЗиновкинаМ. М. Многоуровневое непрерывное креативное образование в школе // Концепт. –2012. –№ 9 (сентябрь). –ART 12116. –1,0 п. л. –URL: http://www.covenok.ru/koncept/2012/12116.htm.2.Зиновкина М. М. Многоуровневое непрерывное креативное образование: Сб. науч. тр. МГИУ. –М.: МГИУ, 2002. –310 с.3.Зиновкина М. М., Гареев Р. Т. Творческое воображение и фантазия (Методы развития). Модульнокодовое учебное пособие. Издво Европейской Академии Естественных наук«ИЦС «Ресурс»,2006. –117 с.4.Зиновкина М.М.НФТМТРИЗ: креативноеобразование ХХ1века. Теория и практика Монография.(С грифом УМО по профессиональнопедагогическому образованию).М.: МГИУ, 2008.306 с.5.Утёмов В. В. Задачи открытого типа как средство развития креативности учащихся средней школы // Концепт: Научнометодический электронный журнал официального сайта эвристических олимпиад «Совёнок» и «Прорыв». –Декабрь 2011, ART 1102. –Киров, 2011 г. –URL: http://www.covenok.ru/koncept/2011/1102.htm.6.Утёмов В. В. Развитие инновационного мышления учащихся посредством решения задач открытого типа // Концепт. –2012. –№ 12 (декабрь). –ART 12186. –0,4 п. л. –URL: http://www.covenok.ru/koncept/2012/12186.htm.7.Утёмов В. В. Развитие креативности учащихся основной школы: Решая задачи открытого типа: Монография. –Saarbrucken: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2012. –186 с.

Zinovkina Miloslava, doctor of pedagogical sciences, professor of "Professional Pedagogicsand Creative Education" chair, research supervisor of the Interuniversity scientific and educational center of engineering creativity of FGBOU VPO "Moscow State Industrial University", Full member of Academy of professional education and European Academy of Natural Sciences, MASTER of TRIZ, Moscownftm@yandex.ru

Utyomov Vyacheslav, candidate of pedagogical sciences, associate professor of naturalscience and technical disciplines of the FGBOU VPO Kirov branch "Moscow State Industrial University", Kirovlider_slava@mail.ru

Structure of a creative lesson of development of the creative person of pupils in pedagogical system of NFTMTRIZ

Abstract. In article the structure of an innovative creative lesson within NFTMTRIZ M. M. Zinovkina's author's pedagogical system of multilevel lifelong creative education is described. This system with delight is demanded and is implemented at schools of South Korea, in the country which for a short time achieved huge successes in the development. Article is addressed to teachers of schools, gymnasiums, lyceums; it is useful to graduate students and the specialists working in the field of creative pedagogics.

Keywords: TRIZ, NFTM, creative pedagogics, creativity, tasks of public type, creative tasks.