Авторская образовательная программа «Музыкальная гостиная»

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Лобанова С. Б. Авторская образовательная программа «Музыкальная гостиная» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 27. – С. 276–280. – URL: http://e-koncept.ru/2015/65557.htm.
Аннотация. В программе описывается необходимость занятий музыкой и вокалом детей, имеющих тяжёлые нарушения речи. В настоящее время очень много говорится о пользе таких мероприятий, так как это положительно влияет на формирование темпо-ритмической, просодической стороны речи, способствует правильному формированию дыхания, расширению кругозора, словарного запаса, воспитанию креативных качеств личности.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Лобанова Светлана Борисовна,Учительлогопед, МБС(К)ОУ «С(К)ОШ Vвида»Lana.Lobanova.00@mail.ru

Авторская образовательная программа «Музыкальная гостиная»

Аннотация.В программе описывается необходимость занятий музыкой и вокалом детей, имеющих тяжёлые нарушения речи. В настоящее время очень много говорится о пользе таких мероприятий, так как это положительно влияет на формирование темпоритмической, просодической стороны речи, способствует правильному формированию дыхания, расширению кругозора, словарного запаса, воспитанию креативных качеств личности. Ключевые слова: креативная педагогика, творчество, творческие задачи, обучающиеся с ОВЗ.

Эмоциональная сфера является важной для полноценного развития школьников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны управлять собственными эмоциями, чувствовать эмоциональное состояние другого. Творчество и искусство может стать тем самым проводником, который поможет в становлении личности растущего человека.

Язык слов и язык музыки…

На первый взгляд они очень далеки друг от друга. Но, как и всякий язык, они помогают нам общаться между собой.

Слова, прежде всего, воздействуют на ум, а потом уже на чувства. Речь человека ‬универсальный язык нашего общения между собой. Но не всё можно передать словами. Бывают в жизни такие моменты, когда обычный человеческий язык не в силах раскрыть чувства, которые владеют нами. И тогда мы обращаемся к музыке.

Музыка, не упоминая ни о чем, может рассказать все. Происходит общение чувств ‬разговор сердец.

Как важно сегодня воспитывать молодежь на хороших образцах вокальнойи инструментальнойв музыкальном пространстве, а такжемузыки, в которой мелодия и текст обогащают, углубляют друг друга, и песенный образ благодаря этому приобретает исключительное воздействие на нас. Не случайно музыкуназывают вечным спутником человека.

Приходится сознавать, что зачастую ребята, не понимая истинно прекрасного, что дает нам музыка, увлекаются бессмысленной музыкой, весьма далекойот хорошего вкуса, забывают об отечественных традициях вокала и возможностяхмузыкального воздействия надушу человека.

Как помочь ребенку разобратьсяв огромном количествемузыки, как лучше познакомить с замечательными гражданскими, лирическими, комедийными произведениями, которые приятно и легко слушать и радостно и желанно исполнять?

Как показать школьнику, что хорошая музыка возвышает человека, делает чище и благороднее?

Эти проблемы стоят перед преподавателем музыки и заложены в данной программе.

По всей целевой направленности программа нацелена на формирование практических умений и навыковв областиинструментальной музыки, а такжехорового искусства.

Изучение музыки как вида искусства направлено на достижение следующих целей:Формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;Развитие музыкальности; музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти и восприимчивости, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения, певческого голоса; приобщение к музыкальному искусству посредством вокальнопевческого жанра как одногоиз самых доступных и массовых видов музыкальной деятельности;Освоение образцов национальной и зарубежной классической и современной музыки, усвоение знаний о искусстве вокала,, жанровом и стилевом многообразии, о выразительных средствах, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; выявление особенностей воздействия звуков музыки на чувства, настроение человека, определение компонентов, связывающих музыку с другими видами искусства и жизнью;Овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкальнотворческой деятельности: пении, музыкальнопластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;Воспитание устойчивого интереса к музыке; музыкального вкуса учащихся; потребности в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой; эмоциональноценностного отношения к музыке.

Положение клуба «Музыкальнаягостиная».Общее положение.

Клуб «Музыкальная гостиная» действует на базе МБС(К)ОУСКОШ Yвида г. Березники. Объединяет детей от 12до 15 лет. Относится к образовательной области ‬музыка. Имеет общекультурный уровень освоения. Форма организации образовательного процесса ‬коллективная, групповая, индивидуальная.

Руководит клубом учитель музыки Лобанова Светлана Борисовна.

Программа рассчитана на 1 год обучения.Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 академическому часу.

Всего в году 34 занятия.. Состав участников в клубе

не более 12 человек.Цели и задачи.Развивающая цель:

Стремиться к самостоятельному творчеству, к саморазвитию.Образовательные цели:Дать верное направление музыкальноэстетическим запросам детей.Непосредственно общаться с музыкальным искусством, постигая закономерности его развития.Конечная цель:

Индивидуальноличностное развитие детей, ихинтересов, мотивов через развитие творческих способностей и освоение практических способов деятельности.Задачи:Удовлетворение ребенка в пении.Формирование коллектива единомышленников, объединение вокруг общей идеи.Реализация творческих достижений детей через коллективное и индивидуальное участие в концертных программах, конкурсах, праздниках, спектаклях и т.п.Уважение ребенка как личности.

Музыкальная «Мастерская»:Открытие своих способностейПотребность повышать собственный культурный уровеньТворческая радостьПланирование работы:1 четверть.Тема:«Джазовая музыка».План работы:1.Подбор и изучение литературы по данной теме.2.Этиология джазовой музыки.3.Изучение состава джазовогооркестра.4.Особенности и стили джазовой музыки.5.Джазовые исполнители.6.Джазовое наследие (музыкальные произведения).7.Посещение вечера джазовой музыки (зал Березниковского муз. Училища)8.Знакомство с джазовыми исполнителями города, музыкальными коллективами.Практическая деятельность:1.Создание презентации по изученной теме.2.Показ и выступление в детских коллективах.

2 четверть.Тема: «Симфоническая музыка».План работы:1.Подбор и изучение литературы по данной теме.2.Этиология симфоническоймузыки.3.Изучение состава симфоническогооркестра.4.Особенности и стили симфоническоймузыки.5.Знакомство с мировыми шедеврами симфоничкской музыки (по выбору).

Практическая деятельность:1.Создание презентации по изученной теме.

2.Показ и выступление в детских коллективах.3 четверть.Тема: « Рокмузыка, мьюзиклы».

1.Подбор и изучение литературы по данной теме.2.Этиология рок музыки.

3.Изучение состава музыкальных инструментов, иллюстрирующих рокмузыку..4.Особенности и стили рокмузыки.5. Исполнители.

6.Рокнаследие (музыкальные произведения).

7. Мьюзикл «Норд ‬Ост».Практическая деятельность:

1.Создание презентации по изученной теме.

2.Показ и выступление в детских коллективах.

4 четверть.Тема: «Духовная музыка».1.Подбор и изучение литературы по данной теме.2.Этиология духовной музыки.3.Духовная музыка православной церкви.4.Духовная музыка католической церкви»5.Особенности и стили духовноймузыки.6.

Хоровоенаследие (музыкальные произведения).

Практическаядеятельность:7.Создание презентации по изученной теме.8.Показ и выступление в детских коллективах.

Список литературы1.Александр Александрович МеликПашаев «Ступеньки к творчеству»2.К.Л. Крылова «Формирование произношения у детей с тяжёлыми нарушениями речи», Москва «Просвещение, 1993.144с.3.Ирина Лопухина «Ритмика. Речь. Движение», учебное пособие для студентов вуза, издательство «Дельта»