Субъективные и объективные трудности в практике использования интерактивных досок в вузах

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Калитин С. В. Субъективные и объективные трудности в практике использования интерактивных досок в вузах // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 2861–2865. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53577.htm.
Аннотация. В вузах появляются новые электронные приборы – интерактивные доски. Отношение к ним не однозначное. Если студенты активно принимают этот прибор, то преподаватели – не охотно. Есть субъективные и объективные причины неприятия этих досок преподавателями. Решение объективных проблем – задача для разработчиков. Однако заинтересованные вузы тоже могут внести свой вклад в решение некоторых проблем применения интерактивных досок преподавателями.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
1Калитин Сергей Вячеславович,кандидат техническихнаук, доценткафедры информационных трехногий,ФГБОУ ВПО "Хабаровская государственнаяакадемия экономики и права", г.Хабаровскskaleetien@narod.ru

Субъективныеи объективные трудностив практикеиспользования интерактивных досок в вузах

Аннотация. В вузах появляютсяновые электронные приборы –интерактивные доски.Отношение к ним не однозначное. Если студенты активнопринимают этот прибор, топреподаватели –неохотно. Есть субъективныеи объективныепричинынеприятия этих досокпреподавателями. Решение объективных проблем –задача для разработчиков.Однако заинтересованные вузы тоже могут внести свой вклад в решение некоторых проблем применения интерактивных досок преподавателями.Ключевые слова: интерактивные доски, меловые ученические доски, фломастерные ученические доски, вуз, преподаватель, студенты, субъективные трудности, объективные трудности

Поколение студентов, поступившеев вузы в первое десятилетие XXIвека,отличается от прежних поколений тем, что рослов эпоху информатизации, самостоятельно применяяперсональные компьютеры и используя Интернет. Молодые люди этого периодапривыкли играть взрелищные компьютерные игры, читать электронные книги, пользоватьсясотовымикоммуникаторами, и научными, бытовыми и развлекательными сервисами Глобальной информационной сети.Студентыэтого поколения реже читаютбумажныекниги, предпочитая их познавательным ресурсам Глобальной информационнойсетии цифровым книгам (о различияхмеждуцифровымии электроннымикнигамисм. в [1]).Для активизации учебной деятельности таких студентовуже не достаточно методов и оборудования, применявшихсявтрадиционномобучении.(Под традиционным или прежнимобучением автор в данной статьепонимаетодностороннеевещаниелектора (преподавателя), которыйдля демонстрации инфографикииспользует обычныеученическиедоски–меловые или маркерные). Длительно удерживать внимание студентов, живущих в информационном пространстве с постояннымприсутствием виртуальной реальности,можно толькотеми жеэлектронными средствамиили подобными, которыестудентыпривыклииспользовать в обыденной жизни. Это помогаетмолодым людямощущать себя в привычном для них информационном пространстве с элементами виртуальности и интерактивности, что позволяет стимулироватьих желание высказываться иликомментировать услышанноетаким же образом, как они делают это в социальных сетяхи блогах.Однимииз электронных средств, похожими по возможностям и степени воздействия набытовыекомпьютеризированныекоммуникаторы, планшеты, персональныекомпьютеры, игровыеприставкии домашниекинотеатры,являются интерактивныедоски. Для студентов нет ни чего сложного в восприятии учебного материала посредством таких досок. Студентыс удовольствием удерживают повышенную динамичность информационного потока, создаваемого с помощьюинтерактивнойдоски. Они синтересом воспринимают мультимедийные материалыи прямые обращения к интернетсайтам прямо с её поверхности. С большой охотойпользуются цифровыми конспектами, сформированными преподавателем прямо на учебномзанятии.

2В отличие от студентов для преподавателей есть много трудностей в практике использованияинтерактивных досок. Часть этих трудностей относится к субъективным факторам, а часть –к объективным(см. иллюстрацию).

Рисунок –Трудности, связанные с использованиеминтерактивных досокв вузах

К субъективным факторам трудностейотносятсяпроблемыпреподавателей личного плана, а именно:трудностиосвоениянового электронного прибора инеобходимостьпривыканияк новому стилю ведения учебных занятий,к новомутипувещания, необходимость переделывать старые наработкик учебным занятиям, необходимость осваивать новые программные продуктыи постоянно проявлять собственное творчество. Всё перечисленное усугубляетсяповышеннойутомляемостьювследствие увеличениязатрат собственныхсилот работы с интерактивной доской.Кроме того,в вузах доля интерактивных досок чрезвычайно мала в сравнении с обычными ученическими досками. Если преподавателю приходится проводить занятия в разных аудиториях –чаще всего не оборудованных интерактивными досками,то процесс привыкания растягивается на неопределённое время. Для того, чтобы не испытывать этого рода трудностей, преподаватели чаще всего предпочитают не использовать сложные и ёмкие возможности интерактивной доски. Освоение методов работы с интерактивной доской связано,прежде всего,с освоениемглавногопрограммного продукта, управляющего интерактивной доской, а также –вспомогательного программного продуктадля распознавания образов(распознавания рукописноготекста). К этим двум программным продуктамтребуютсядругие, например, для тестирования студентов, учёта их текущегорейтингаи др.

3Вместе с тем,преподавателю необходимо хорошо знать дополнительные программные продукты, позволяющие создавать эффектные демонстрации. Среди них –текстовый процессор "MS Word"(работать с которым необходимона уровне использования стилей текста), "MS PowerPoint"(знания дизайна, компоновки и композиции цифровыхслайдов).Также нужновладеть способами демонстрациицифровых книг, например, с помощью "Adobe Reader"и др. Кроме того, необходимоуверенно проводитьдемонстрации цифровых видеороликов и воспроизводитьцифровоеаудио. Помимо этого,надо хорошо знать возможности интернетобозревателей, а также –операционной системы, например, "Windows". Всё перечисленное является только необходимым минимумом, потому что на интерактивной доске можно демонстрировать любыепрограммные продукты и отдельные файлы, запускающиеся на компьютере. Для преподавателей технических наук освоение перечисленных программных продуктов не является значительнойпроблемой, в отличие отпреподавателейпрочихнаук (особенно гуманитарных).Но всё равно необходимость осваивать ихдляуспешнойработыс интерактивной доской требует от преподавателей значительныхзатрат личного времени и сил.Трудности привыканиязаключаются в необходимости смены устоявшихся привычек и методов преподавания. Для этого необходимо заменить прежние привычки новыми.Старые привычки связаны с тем, что преподавателю, имеющемубольшой стаж работы в вузе, трудно отвыкать от старого и привычного для него стиля проведения занятийи привычных вспомогательныхучебных приборов (ученической доски, мела или водяного фломастера). В целом такой стиль можно приблизительно обозначить как расположениелектора у кафедры и диктовкислушателям основных понятийучебной дисциплины. При этом преподавательсвободно делает мелом или фломастером поясняющие записи и схемы на поверхности ученической доски. Однако, в этом случае между преподавателеми студентами нетпосредников. Записи делаются на доске от руки, а учебный материал подаётся голосомпреподавателя. При наличии интерактивной доски между преподавателем и студентами появляются несколько посредников –интерактивная доска (обладающая управляющим программным продуктом), электронный фломастер (имеющий управляющие кнопки и способный быть либо обычным фломастером, либо интеллектуальным), разнообразные программные продукты и большое количество цифровых учебных материалов. Каждый из этих посредников накладывает на процесс демонстрации свои ограничения. Они не зависят ни от студента, ни от преподавателя, ноне учитывать их невозможно.Преподавателю требуется привыкать к использованию новых учебных приборов:интерактивной доске(с кнопками и с рабочей поверхностью, распознающей специальные росчерки или жесты), электронному фломастеру(с кнопками управления), программным продуктам ицифровым учебным материалам. Программное обеспечение интерактивной доски позволяет автоматически фотографировать всё, что воспроизводится на её поверхности и даже вести автоматическую видеозапись всех действий,сделанных на рабочей поверхности, а также –всех слов, сказанных преподавателем и студентами. Всё это не только сложно освоить, но и привыкнуть,чтобы успешно использовать,не задумываясь о собственных действиях и командах управления интерактивной доской. Технология работы с интерактивной доской сложна. Она лишь отчасти совпадает с технологией работы с обычным персональным компьютером. В целом она совершенно другая. К этому добавляется ещё одна сложность –помимо виртуозного владения технологией создания инфографики на поверхности 4интерактивной доски требуется изменить способ или культуру вещания для аудитории современных слушателей.Другая культура вещаниязаключается в том, что новый стиль проведения занятий с применением интерактивной доски требуетизменениястатуса или положения студентов на занятиях.Студенты хотят бытьактивными участниками учебного процесса,какими они являются в социальных сетях и на форумахв Глобальной информационной сети. Им важноучаствовать в создании учебной инфографики на поверхности доски, проводить телеконференции с коллегами из любого вуза и из любой страны,создавать личные демонстрации, комментировать цифровые конспектыпреподавателя, в том числе –опубликованные комментарии своих коллегстудентови многое другое. Всё перечисленное требуетизменениятрадиционного вещания преподавателя, превращая его из дикторав квалифицированного участникаили режиссёра, управляющего обучениеми делегирующегостудентам больше самостоятельности, чем прежде.Такие новые отношения между преподавателем и студентомприближаются к отношенияммежду гражданином и гражданином. Использование оборудования интерактивной доски тоже требует изменения или коррекции поведения преподавателейперед слушателями. Дело в том, что интерактивные доски проекционного типа имеют важный блок –проектор. Наличие проектора требует дополнительного внимания со стороны преподавателя, чтобы,находясь рядом с интерактивной доской,не попадать в его луч,иначе уровень эффектности и наглядности демонстрации снижается.Отсюда возникает необходимость учится актёрским навыкам.К культуре вещания можно отнести и юридический компонент. Демонстрация цифровых учебных материалов на интерактивной доске связана с повышением внимания к их легальностиили лицензионности (наличию соответствующих юридических разрешений). Многочисленные образовательные ресурсы, опубликованные в Глобальной информационной сети,во многих случаях предназначены не для коммерческого воспроизведения, а для частного и некоммерческого. Соответственно,не все цифровые образовательные материалы разрешаетсядемонстрировать в вузе, например, видеоролики спопулярного видеохостинга "YouTube". Из этого следует, что должна меняться как правовая культура вещания преподавателя, так иправовая культура выступлений студентов.Трудности освоения технологии демонстраций–это, по мнению автора, основнаяпричина нежелания преподавателей использовать интерактивные доски.Интерактивная доска, при её внешней простоте и похожести на традиционную ученическую доску, для обычного преподавателя является чрезвычайно сложным компьютеризированным прибором. Обычному преподавателю начать им пользоваться весьма трудно,потомучто надо не только хорошо владеть навыками работы с обычным персональным компьютером, понимая язык интерфейса операционной системы, но и хорошо освоить использование дополнительных программ(текстового, табличного и презентационного процессоров, интернетобозревателей, справочнопоисковых и информационных систем, файловыхконверторов, проигрывателей мультимедийных файлов и др.).

Помимо этого,надо овладеть способами и приёмами работы с программным обеспечением интерактивной доски,и,самое главное,–методами быстрого созданияцифровых конспектов учебныхзанятий. Для обычного преподавателя сложность освоения этой технологиеймого первого мого первого знакомства с текстовым процессором высокого уровня (повидимому, для многих опытных преподавателей таким былMSWord).

5Освоив применение несколькихприкладных программных продуктов для персонального компьютера, преподаватель лишь отчасти будетготов к освоению программного обеспечения интерактивной доски. Помимо них ему надо будет в совершенстве освоить способы и приёмы управления интерактивной доской во время выступления перед слушателями. Иначе не избежать отвлекающих задержек, прерывающих информационный поток,и досадных технических неполадок. Для управления интерактивной доской не используется ни клавиатура, ни мышь. Вместо них применяетсяэлектронный маркер (а в некоторых моделях –просто палец руки). Программное обеспечение интерактивной доски распознаёт жесты(росчерки)и рукописный текстна поверхности доски, заменяя неровные рукописные буквы ровными печатными такого же размера.Жесты или росчерки (второй термин предлагается автором как имеющий больше ассоциаций с реальным действием) –это специальные манипуляции электронным фломастером или пальцем поповерхности доски. К росчерками распознавателю текста также нужноприспособитьсяи привыкнуть, как два десятилетия назад, преподаватели привыкли к манипулятору "мышь", курсору и меню, впервые осваивая программное обеспечение персонального компьютера. Необходимость освоениямногочисленных программных продуктов, изменениякультуры выступления перед слушателями и принятие новойкультурыиспользования цифровых демонстрацийтребует дополнительноговремени, которого у преподавателей нет. Вузы пока не стремятся стимулироватьпреподавателейк освоению нового. Вузы активно занимаются сокращением норм затрат труда преподавателей, и соответственно –расходовна подготовку студентов. Во внимание пока непринимаетсяпоявление у преподавателей новыхтрудозатрат, связанныхс освоениемпрограммноаппаратных средств иподготовкойцифровых учебных материаловнового уровня.

Необходимость переделывать старые наработки–трудность, преодолимая при желании преподавателя. Например, увлечение некоторымипреподавателями слайдпрезентациями и нежелание тратить своё время на их переработку для демонстрации на интерактивной доске. У таких преподавателей почти на все занятия уже есть заранее подготовленные слайдпрезентации. Поэтому к занятиям не требуется готовиться так же тщательно, как к обычному вещанию, опираясь только на свою память. В слайдпрезентациях все нужные схемы и записи сделаны заранее. Это удобно, потому что уменьшаютсязатраты энергииво времявещания. Для показа слайдпрезентаций достаточно иметь в аудитории экран или просто чистуюстену, ноутбук и проектор.Интерактивная доска хоть и приспособлена к показу слайдов, но в таком случае уже не нужна. При наличии в аудитории интерактивной доски такой преподаватель будет использовать её как обычный экран для слайдпрезентаций, не желая осваивать другие её возможности. Старые наработки, такие как слайдпрезентации, цифровые фотографии, и прочие цифровые иллюстрации, содержащие инфографику, и даже способ вещания должны быть адаптированы для демонстраций, проводимыхс помощью интерактивной доски. Для интерактивной доски необходимо перевестипроцесс показа различных видов учебной инфографики в форму единого цифрового конспекта, который после завершения учебного занятия можно передавать студентам для повторения. С большим интересом студентыобращают внимание на прямую демонстрацию ресурсовГлобальной информационной сети и просмотрсвободных цифровых образовательных материалов, опубликованных другими вузами.Искусная вставка таких информационных блоков в линию учебного занятия тоже связана с изменением старых наработок.

6Повышенная утомляемостьвозникает у преподавателя от увеличениятемпа вещания, необходимости делать больше движений рукой по рабочей поверхности интерактивной доски, необходимости непрерывно выстраиватьв уме цепочкидействий для управления интерактивной доской и увеличения затрат времени для подготовки к занятиям.На интерактивной доске чертить и делать записи труднее, чем на обычной ученической доске. На ученической доске способ нанесения текста и инфографики одинаковый –это линия мелалибо фломастера. Поэтому технология нанесения линии одинаковая и простая. Для интерактивной доски всё гораздо сложнее. Каждая линия на ней–это отдельная фигура, с которой можно выполнять разнообразные действия: группировать, разгруппировывать, выравнивать, преобразовывать, удалять, разворачивать и т.д. Рукописные буквы, написанные на интерактивной доске, могут быть распознаны программным обеспечением и преобразованы в идеально ровные печатные с нужным шрифтом и кеглем, а слова выровнены и проверены на орфографию. Простая геометрическая фигура (круг, прямоугольник, ромб, треугольник и др.), начерченная от руки, тоже автоматически распознаётся и преобразуется в идеально ровную фигуру. Цифровая библиотека готовых рисунков позволяет сразу использовать их без затрат времени на вычерчивание(но месторасположение нужныхрисунковнужнозапоминать). Удаление фигур на интерактивной доске выполняется не тряпкой (как намеловой доске) или губкой (как намаркерной доске), а росчеркамиилиспециальными движениями пальцев либоэлектронного фломастера по поверхности интерактивной доски. Росчерки также надо не только выучить, но и привыкнуть к ним.Каждая новая порция учебного материала, сказанная публике, обычно подкрепляется инфографикой. На обычной доске для демонстрации новых элементовинфографики прежняяудаляется. На интерактивной доске предыдущая порция инфографики не удаляется, а обязательно сохраняется, чтобы стать очередной страницей в цифровом конспекте для слушателей. Без цифрового конспекта технология использования интерактивной доски не эффективна.Пучок света, идущий от проектора, не должен перекрываться фигуройпреподавателя. Поэтому требование о положении тела преподавателя лицом или вполоборота к аудитории осложняется требованием не попадать в луч проектора.Выполнить этитребования одновременно трудно, ввиду специфики управления интерактивной доской (расположения кнопок управления на её поверхности и положения проектора около доски).Преподавателю при выступлениинеобходимо концентрировать своё внимание не только на логике изложения материала и реакцииаудитории, но и на цепочках команд, которые надо выполнять при работе с инфографикой, управляяприкладными программами во время демонстраций. Перечисленное требует постоянного контроля, что занимает часть ресурсовпреподавателя. В итоге появляется быстрая утомляемость. Таким образом, затраты собственной энергии преподавателя при использовании интерактивной доски выше, чемпри использовании обычной ученической доски.Это особенно заметно на начальной стадии освоения технологий работы с интерактивной доской. При частых тренировках величина этих трудностей значительно снижается, степень утомляемости становится менее заметной,но не исчезаетсовсем.Существенной проблемой использования интерактивных досок в вузах состоит в погружённости преподавателей в непедагогические науки(исключение составляет очень незначительная доля преподавателей, занимающихся развитием педагогическихнаук).Дело в том, что преподаватели, в отличие от учителей школ и преподавателей колледжей, являются главным образом научными работникамитехнических, физикоматематических, экономических, юридическихи др.наук. Они 7глубоко погружены в свои научные направления и не имеют достаточного количества времени, чтобы изучать дополнительные науки, связанные с технологией преподавания и педагогикой, а также осваивать режиссёрские навыки. (Последние требуются для создания эффектных выступлений). Поэтому тщательное изучение технических возможностей интерактивных досок с разработкой собственных приёмов и способов использования этих электронных приборов на учебных занятиях со студентами является для них нехарактерным (необычным) мероприятием, долгим и сложным.Другая группа трудностейиспользования интерактивных досок в вузах является объективными, несмотря на то, что они тоже порождены людьми(но не преподавателями вузов)и от усилий преподавателей совершенноне зависят. К нимможно отнестите, которыенезависятот желаний, настроений и возможностей преподавателей. Например, недостаточноеколичество методической литературыпо технологиям работы с интерактивными досками,сложность прилагающегосяпрограммного обеспечения, сложность технологии использования, сложность выполнения записейна рабочей поверхности доски, многообразиедополнительного программного обеспечения, многообразие видов и типов интерактивных досок, большие размерыэлектронного комплексав целом, его высокая ценаи недостаточное количествоинтерактивных досок в учебных заведениях, чтобы освоение интерактивных досокстало лёгким и необходимым.Трудности, заключающиеся внедостаточном количествеметодической литературыи свободных источниковсостоят в том, что на российском книжном рынке недостаточно книг, посвящённыхприёмам и способам проведения учебных занятий с интерактивной доской. Между тем наличие таких книг позволяет преподавателям заниматься самообучением. Анализ книжного рынка Российской Федерации показал, что в течение последних лет, с 2011 по 2013гг.вышлотолько 2 книги [2и3], причём небольшими тиражами. В то же время в Глобальной информационной сети в значительном количестве присутствуют сведения о проводимых коммерческих тренингах и вебинарах, например, [4,5]. Однако коммерческие тренинги и вебинары доступны не всем желающим, аматериалы, остающиеся после тренингов и вебинаров, не открыты всем заинтересованнымлицам. Всвязи с этим стоит отметить наличие очень важных информационныхисточников для развития педагогических навыков преподавателей –бесплатных виртуальных цифровых библиотек с готовыми цифровыми роликами и заготовками к занятиям с интерактивной доской, например, [6и 7]. Эти библиотеки формируются учителями и преподавателями на бесплатных условиях в качестведобровольного обмена творческими достижениями. Однако,размещённые там файлы могут быть просмотрены только при наличии в вузе интерактивной доски конкретного производителя. Если в вузе нет интерактивной доски нужного производителя, то просмотр файлов невозможен. Конвертация файлов между программным обеспечением разных производителей интерактивных досок тоже невозможна. Поэтому многиевиртуальные цифровые библиотеки,содержащиеготовыецифровыероликии заготовки к занятиям объективно закрыты для преподавателей, если вуз не имеет ни одной доски нужного производителя.Понятно, что это обыкновенный маркетинговыйход производителей, для увеличения продаж своих интерактивных досок. Для вузов и преподавателей, стремящихся быстро повысить свой уровень информатизации, такой подход не является ни выгодным, ни желанным, ни приемлемым. В то же время вузам нет смысла собирать у себя в аудиториях интерактивные доски всех производителей. Иметь в вузе интерактивные доски разных производителей не выгодно преподавателям и студентам. Преподавателям тогда надо будет иметь несколько 8различных профилей к разным интерактивным доскам инесколько одинаковых демонстраций на одну и ту же тему но в разных форматах, астудентам нужно будетзагружать на свои компьютеры несколько управляющих программ для просмотра цифровых конспектов от разных интерактивных досок. Если студентам потребуетсяподготовить демонстрацию на заданную тему, то им важно будет не перепутать для какой доски еёделать. Важным показателем возможности быстрого овладенияосновными навыкамиработы с интерактивными досками является количестворазнообразных бесплатных цифровых учебных материалов, находящихся в свободном доступе вцифровыхбиблиотекахГлобальной информационной сети.Анализ наименованийразнообразных учебных материалов,созданных для интерактивных досок иопубликованных учителями и преподавателями в бесплатных цифровых библиотеках, показал, что эти материалы в значительной степени обеспечивают потребности только школ и колледжей. Для вузов таких материалов почти нет. Например, на чрезвычайно обширном портале [7] по предмету "Информатика", на начало 2013 г. для вузов имелось только 5% от всего количества учебных ресурсов. Остальные учебные ресурсы, в количестве 95% (уроки, изображения, вебстраницы и др.), были только для школ и колледжей. В связи с этим следует, что заинтересованностьи высокую активность в создании цифровых учебных материалов для интерактивных досок проявляют именно учителя, поскольку именно они вынужденыбольше уделять внимания педагогическим технологиям обучения, нежели преподаватели вузов.Помимо бесплатных цифровых библиотек любой пользователь интерактивной доски может воспользоваться справочной системой её программного обеспечения. Однако в справочной системе традиционно указывается,что обозначает каждая команда. Справочная системане имеетсистематизированных разделов по способам и приёмам использованияинтерактивной доски и, тем более,–результатов,которых можно с их помощью достичь.Поэтому информации, содержащейся в справочной системе интерактивной доски, совершенно не достаточно, чтобы быстро начать создавать, например, цифровые конспекты.Для преподавателя важно, чтобыв методической литературе по технологиям использования интерактивной доски были раскрыты способыи приёмывыступления перед студентами,в том числе –для управления персоналом, так как интерактивные доски можно использовать и для этого. (Управление персоналом с помощью интерактивной доски успешно используется в управлениибизнесоми аналогично может быть использовано для управления вузом). Преподавателю,а такжеадминистратору вуза,нужно знать комплексдействий, состоящихизцепочеккоманд,которые приводят к конкретному результатувыступления перед слушателями.

Такая накопительная методическая работа проводится пока отдельными преподавателями –энтузиастами, по своей инициативе осваивающими технологии использования интерактивной доски. Однако есть много преподавателей, которыеволей случая назначеныпроводить занятияв аудитории с интерактивной доской, не имеютни желания, ни возможностей тратить своё личное время на её освоение. В таких случаяхпреподаватели пользуются интерактивной доской в той мере, в которой хотят, или совсем не пользуются, демонстрируя на ней только слайдпрезентации.

Сложность программного обеспечениязаключаются в том, что новый электронный прибор содержит чрезвычайно ёмкое по размеру (в байтах)программноеобеспечение. Размер установочного пакета, например, "StarboardSoftware"версии 9составляет примерно 1,6Гб[8]. При этом важно учитывать, что программное обеспечение работает обязательно под управлением операционной системы (например, "Windows") и конвертирует файлы, созданные в программных

9продуктах"MSPowerPoint", "MSWord","MSExcel", "AdobeReader"и др.Весь этот минимальный комплекс программного обеспечения должен быть обязательно загружен вкомпьютер, а преподаватель должен хорошо знать принципы работы со всемииспользуемымипрограммами. Несмотря на то, что разработчики всегда стараются создавать предельно понятный интерфейс и максимально упрощать технологию использования новымиэлектроннымиприборами, задача создания нового программного обеспечения,решается чрезвычайно тяжело.Преподавателю, даже хорошо умеющемуработать с повседневными программами под управлением операционной системыWindows,всё равно требуется длительное изучение возможностей нового программного продукта и длительное привыкание к новому интерфейсу и новой технологиив целом.

Сложность технологии использованиясостоит в том, что технология работыс интерактивной доскойсущественно отличается от технологии работы собычной ученической доской, а также –от привычных и предшествующих электронных приборов: компьютеров, плееров, коммуникаторов и др. Например, прямые и кривыелинии, которые на обычных ученических досках проводятот руки мелом или водяным фломастером,теперь заменены фигурами –текстовыми, линейчатыми, геометрическими и готовыми рисунками. Ими нужноманипулировать особым образом. Например, невозможно удалить часть фигуры. Вместо этого надо создать новую или заслонить ненужную часть другой фигурой.Есть и другая сложность –создать видеозапись учебного занятия с записью собственного голоса. Если ошибки преподавателя во время занятия обычно пропускаются студентами(отфильтровываются по умолчанию), то ошибки, зафиксированные в записи, могут стать проблемой для преподавателяидаже причиной потериего авторитета. Помимо этого возникает ещё одна трудность–непосредственно передначаломдемонстрациитребуется дополнительная подготовкаоборудования. Надо выполнить операциюкалибровкиизагрузитьфайл нужныхнастроек (его называют "профиль", которых у преподавателядолжно бытьнесколькодля разных демонстраций). Это непроизводительныезатраты времени и сил, а любая техническая неполадка перед началом занятия может изменить настроение преподавателя и ухудшить его готовность.Сложность выполнения записейна рабочей поверхности интерактивной доски состоит в том, что в программном комплексе невозможноиспользоватьпривычные приборы –мышьи клавиатуру. Вместо них используется электронный фломастер (или просто палец руки) и виртуальная клавиатура. Но если отсутствие мыши полностью заменяют жесты(росчерки),выполняемые пальцем или электронным фломастером, то виртуальная клавиатура не может заменить обычную клавиатуру, потому чтотемп ввода символов через виртуальнуюклавиатуру слишком медленный. Дополнительно к виртуальной клавиатуреразработчики создали специальное программное обеспечение –распознаватель рукописного ввода. К сожалению, онодалеко не идеально, чтобы правильно распознавать весь введённый от руки текст. Особенно много ошибок происходит при вводе двуязычного текста (кириллицы и любого из других поддерживаемых зарубежных языков). Поэтому, чтобы сохранить темп учебного занятия преподаватель стремится работать в паре со студентомдобровольцем, сидящим за управляющим компьютером и по указанию преподавателя выполняющим с обычной клавиатуры ввод нужного текста.

Другая сложность состоит в том, что чем больше преподаватель стремится получить отдачи от применения интерактивной доски, тем сложнее применяемые технологии. Например, ввод схемы, состоящей из текста, линий и геометрических фигур. Всё перечисленное вводится на экран отдельными фигурами (объектами), 10которые можно тщательно выравнивать, группировать, перемещать, изменять и др. Поэтому во времяучебногозанятияпотребуется выполнить несколько цепочек команд, либо заранее подготавливатьнужные схемы. Многообразие дополнительного программного обеспечения, без которого интерактивная доска является просто ученической доской и ни каких преимуществ,ни преподавателю,ни студентам не предоставляет, является существенным барьером сдерживающим рост её популярности. Преподавателю даже технических дисциплин нелегков короткий срок освоить несколько нужных программных продуктов. Для преподавателей гуманитарных дисциплин это чрезвычайно трудная задача.Многообразие типовинтерактивных досокзаключается в том, что интерактивные доски выпускаются хоть и в двух основных видах: прямой проекции и обратной проекции, но содержат значительные конструктивные и интерфейсные отличия.Это одна из основных причин, по которым преподавателям сложно адаптироваться к интерактивным доскам, хоть и одного вида, но разных типов. Кроме того,сопутствующее оборудование и программное обеспечение, например, для проведения быстрого тестирования, оказывается не совместимым с досками других типов и производителей.Причина громоздкостизаключается в том, что интерактивная доска –это большеразмерный электронный прибор. Размер его полотна равен примерно 3 кв. метраисоизмерим с обычной ученической доской. Полностью отказаться от использования ученической доски не все вузы осмеливаются. Не только по финансовым причинам, но и потому, чтоне редкислучаивременногоотключенияэлектроэнергии (интерактивная доскабез электричества не работает). Кроме того,не все преподаватели, ведущиеучебные занятия в аудиториях, оборудованных интерактивной доской, готовыеё использовать.Поэтому обычно интерактивную доску пытаются разместить в одной аудитории вместе с обычной ученической доской. Иногда интерактивную доскуставят в аудиторию на роликовых ножках, чтобы в нужный момент выдвигать перед слушателями, или вешают на стену рядом с обычной ученической доской. В любом из этих положениймассивная интерактивная доска занимает либо часть площади аудитории(нередко закрывая одно из окон в аудитории), либозанимает часть свободной стены.Часто,если решаютустанавливать интерактивную доску в аудитории, то ставят её не как основной инструмент для демонстраций, а как вспомогательный инструмент для показа дополнительной инфографики. Поэтому интерактивную доску вешают не на самое выгодное место в аудиториив сравнении с обычной меловой или маркерной доской, а просто на свободное. От этого эффект от применения интерактивной доски резко снижается. Таким образом, самым приемлемым расположением интерактивной доски в аудитории является положение вместо обычной ученической доски. Ученическую доску следует либо убрать из аудитории совсем, либо перевесить на свободное место рядом с интерактивной. В этом случае основным инструментом для инфографики станет интерактивная доска, а вспомогательным –обычная ученическая доска. Если ученическая доска полностью убирается из аудитории(что предпочтительно для лучшего вещания), то её положение должна занять интерактивная доска такого типа, который позволяет делать на её поверхностизаписи как с помощью обычных водяных фломастеров (на случай временного отключения электричества), так и электронныхфломастеровили просто пальцами руки.

Однако обычные маркерные доски можно продолжать использовать, дав им, как говорят "вторую жизнь". Навесные системы, запатентованные под названием 11"eBean", работающие по ультразвуковойи инфракраснойтехнологии,могут быть прикреплены прямо на обычную маркерную доску любого размера. Таким образом, перекомпоновки учебных досок в аудитории не требуется,и сохраняется старое, пока ещё добротное оборудование, на котором можно делать записи как обычными водяными маркерами, так и электронными.Причина высокой ценына интерактивные доски весьма существенна для вузов, если иметьв виду полнуюзаменувсех ученических досок, имеющихся в вузе, на интерактивные.Полностью заменить все ученические доски вряд ли удастся в обозримом будущем. Причин этому несколько:вузы уже в основномзакончили работы по заменестарых меловых досок нановые маркерные доски. Психологическая инерция администрации не позволяет снова заниматься одной и той же работой, а именно –заменой нового на более новое;

цена одной интерактивной доски соизмерима с ремонтом учебной аудитории или с её утеплением за счёт замены окон и увеличением количества тепловых радиаторов, и/или оснащением системой принудительной вентиляции и микроклимата.(Всё перечисленное чрезвычайно насущно, наверное, для любого вузаРоссийской Федерации).к интерактивной доске создано чрезвычайно полезное дополнительное программноаппаратное обеспечение, например, для выполнения скоростноготестирования студентовпрямо во время учебного занятияили на экзамене. Итоги накапливаются пофамильно в отдельном файле. Файл итогов можно подвергать автоматической или автоматизированной обработке для получения числовых характеристик текущей успеваемости ипоследующего автоматического получениярейтинговой оценки.Итоги могут быть доступны всем учащимся, что повышает степень объективности учебныхоценок.По цене такие дополнительные программноаппаратные системы бывают соизмеримыми с ценой на интерактивные доски.двери в аудиторию с установленной интерактивной доской должны быть всегда под ключом, а сама аудитория –под надзором. В аудитории будет находиться дорогое и чувствительное к неумелым действиям электронное оборудование,поэтому свободный доступ студентов в этуаудиторию должен быть запрещён.Приобретение новых дверей и оснащение аудитории видеонаблюдением –тоже дорого.Следовательно, интерактивная доска в аудитории –это не просто установка очередной ученической доски. Это комплексное мероприятие, заставляющееадминистрацию вуза тщательно обдумыватьцелесообразностьи финансовуюсвоевременностьпроводить дополнительные затратыили нет, в то время, когда бытовые проблемы вуза не решены.Недостаточное количество интерактивных досокв вузах, вызвано комплексом вышеназванных причин, главная из которых –высокая цена перехода на этот новый преподавательский инструмент. "Парк"всех досок, имеющихся в вузе, большей частью состоящий из обычных ученических досок и в значительно меньшей степени представленный интерактивными досками, не стимулирует преподавателей к освоению новых технологий. Преподавателям ясно, что их занятиябудут проходить в основном в аудиториях, не оборудованных интерактивными досками. Вследствие этого,собственные затраты преподавателей,связанные с освоением новых технологий, будут экономически не целесообразными.Пока наибольшую активность в создании разнообразных учебных материалов для интерактивных досок (как было указано выше) проявляют только учителяшкол. По предположениюавтора, повышенная активность учителей в создании различных учебных материалов для интерактивных досок, может быть вызвана не только 12педагогической направленностью их профессиональной деятельности, но и большейстепеньюоснащённостиэтими досками школ, нежели вузов. Но поскольку невозможно получить данные об оснащённости интерактивными досками вузов, колледжей и школ Российской Федерации, поэтому автор выдвигает эту причину как предположение. Одинаковая степень оснащённости каждой группы учебных заведенийили степень равнодоступности персонала к работе с этимиприборамиявляется одним из важных показателей информатизации всех учебных заведений.Выводы1.Применение новыхспособовудержания внимания студентов –необходимость современного учебного процесса.Однойиз возможностейудерживатьвниманиестудентов является применение интерактивных досок. Интерактивная доска–это обширный программноаппаратный комплекс, состоящий изнескольких основных элементов, соединённых друг с другом(рабочей панели, управляющего компьютера, проектора)и сложногопрограммногообеспечения.Помимо основных элементовинтерактивная доска включает сопутствующиепрограммноаппаратныесредства, например, для тестирования и расчёта рейтинга успеваемости студентов. Активному применениюинтерактивных досокмешают сдерживающие факторы –субъективные и объективные.2.Наиболее важнымсубъективнымфактором в перечне трудностейпримененияинтерактивныхдосокявляетсянеобходимость постоянного совершенствования технических навыков преподавателей, чтобы развивать их, подстраиваясь под современные достижения компьютерных технологий. Для этого надоактивно применять новые программные продуктыи проявлять собственное творчество. Такой непрерывный трудтребуетбольше времени для подготовки, чем нужно было прежде, когда технические изменения были не такими стремительными. Не каждый преподаватель готов пожертвовать своим личным временем для изменениястарых и полностью готовых учебных наработок.Для преодоленияэтих трудностей со стороны вузовтребуется осуществлять стимулирование и поддержку своих преподавателейэнтузиастов ипросто желающих осваивать новые информационные технологии, повышающие уровень вузовской информатизации.3.Наиболее важным объективным фактором в перечне трудностейприменения интерактивныхдосок является их очень высокая стоимость. В упомянутую стоимость входит не только цена наинтерактивнуюдоску, но и цена сопутствующего программноаппаратного обеспечения(без которого эффект применения досок снижается), а также –стоимость длительнойподдержкиработоспособности большого электронного комплексав целом.В связи с этим не все вузы могут выделить средства для переоснащения учебных аудиторий с заменой обычных ученических досок интерактивными.4.Комплекс объективных и субъективных трудностей позволяет предположить, что освоение интерактивной досок преподавателями вузов (применение, освоение, использование вместе со студентами на уровне создания цифровых аудио и видео конспектов) будет проходить дольше, чем возможно предполагалось вузами изначально.5.На основании сопоставления технических характеристик интерактивных досок с условиями их реальной эксплуатации (в аудиториях для 12и более человек)предполагается, что наиболее перспективными конструкциями являются доски прямой проекции с возможностью применения водяных фломастеров. Размещение обоих видов досок в аудитории (обычных и интерактивных)не целесообразно, так как от этого снижается эффектность учебных 13демонстраций.С этой точки зрения наиболее перспективным является применение интерактивных досок, имеющих запатентованную систему"eBean". Интерактивные доски такой системы навешиваются прямо на обычную маркерную доску, превращая её в комбинированное устройствообычной и интерактивной доски, на которой можно делать записи обычными водяными маркерамии электронными.6.Применение интерактивных досок в вузах является очень дорогим, но перспективным мероприятием, которое поднимает уровень преподавания, изменяеткультурувещания и культуру взаимодействия преподавателейсо студентами, а также исключает использование нелицензионногопрограммного обеспечения и чужих учебных цифровых материалов и не допускает случаевпроявления плагиата.Ссылки на источники1.Калитин С.В. Электронный или цифровой?Проблемы высшего образования : материалы международной науч.метод. конф, Хабаровск 46 апреля, 2012 / под ред. Т.В. Гомза. —Хабаровск : Издво Тихоокеан. гос. унта, 2012. –280 с. (–с. 190194).2.Калитин С.В. Интерактивная доска. Практика эффективного применения в школах, колледжах и вузах. Серия: Элективный курс. Профильное обучение. –М: "СОЛОНПресс", 2013. –192с.3.Брыскина О. Ф. Интерактивная доска в начальной школе : учебнометод. Пособие / О. Ф. Брыскина. –М. : Дрофа, 2012. –157, [3] c. : ил. –(Информатизация образования).4.Инна Стивенс.Вебинар "Формирующее оценивание с интерактивными технологиями. Часть 1". Сетевое образование. Экспертиза, учебники // Интернетпортал "NetEdu". –URL: http://netedu.ru/node/12163. –(Дата обращения 26.03.2013).5.Hitachiinteractive. Программное обеспечение HitachiStarboardSoftware.Обучение работе с интерактивными досками// Инфологика. –URL:http://www.hitachiinteractive.ru/seminars/seminars.htm. –(Дата обращения 26.03.2013).6.Hitachiinteractive. Программное обеспечение HitachiStarboardSoftware.Примеры использования интерактивных досок Hitachi// Инфологика. –URL:http://www.hitachiinteractive.ru/edu/edexamp.htm.–(Дата обращения 26.03.2013).7.Поиск плана уроков на SMARTBoardи подключение к учителям. SMARTExchange // SMART. –URL: http://exchange.smarttech.com/. (Датаобращения: 26.03.2013).8.StarBoard Software version9. StarBoard Group. Hitachi Solutions Europe. –URL: http://www.hitachisolutionseu.com/en/products/starboard_software/software.php?navanchor=210032.–(Датаобращения: 26.03.2013).

Kaleetien Serge,Candidate of TechnicalSciences(PhD), associate professor at the chair of information technologiesin Khabarovsk State Academy of Economics and Law, Khabarovsk.Subjective and objective difficulties by practitioners using interactive whiteboards in higher educational institutionsAbstract. Higher educational institutions are beginningto use interactive whiteboards. The attitude to it is not unique. Students actively takeinteractive boardsunlike the teachersdo. There are subjective and objective reasons for rejection using interactive boards by teachers. Solution of objective reasons is a problem for developers. However, some higher 14educational institutions can also contribute to the solution of some subjective and objective reasonsusing interactive boards by teachers.Keywords: interactive whiteboards chalk boards, white boards, university, teacher, student, subjective reasons,objective reasons.