Развитие логического мышления обучающихся на уроках истории посредством работы с рабочей тетрадью

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Корелина А. М. Развитие логического мышления обучающихся на уроках истории посредством работы с рабочей тетрадью // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 2866–2870. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53578.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам развития логического мышления обучающихся на уроках истории посредством работы с рабочей тетрадью. Автор также предлагает возможную классификацию заданий различного уровня сложности.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Корелина Альбина Мансуровнаучитель истории МБВСОУ ЦО «Творчество» г. Екатеринбурга15021982@mail.ru

Развитие логического мышления обучающихся на уроках истории посредством работы с рабочей тетрадьюАннотация.Статья посвящена вопросам развития логического мышления обучающихся на уроках истории посредством работы с рабочей тетрадью. Автор также предлагает возможную классификацию заданий различного уровня сложности.Ключевые слова:логическое мышление, рабочая тетрадь, история, разноуровневые вопросы и задания.Одной из главных задач современной школы является создание условий для умственного развития обучающихся, для овладения ими навыков теоретического, логического мышления, связанного с пониманием содержания заданий, нахождения общего способа решения задач разного вида.Проблема данной темы состоит в том, что уровень развития логического мышления обучающихся не соответствует требованиям государственного стандарта. Многие обучающиесяне владеют сформированными приемами логического мышления для применения их на практике.Для развития логического мышления в учебном процессе важно выбрать правильные методы, средства и приемы. Данную задачу я решаю с помощью рабочей тетради, которая содержит вопросы и задания, направленныена развитие логического мышления. Рабочая тетрадь помогает выявить способности учеников применять эффективные приемы учебной деятельности, предложенные в задании; умение отобрать в историческом материале самое главное, необходимое для доказательства сформулированного вывода или версии; умения оперировать понятиями. Также рабочая тетрадь значительно облегчает (но не упрощает) работу учителя и ученика, экономит время, которого всегда не хватает для глубинной проверки знаний; дает возможность выполнить большое количество заданий. С помощью данного пособия проще организовать дифференцированное обучение, поскольку есть возможность выбрать задания. Хорошо выполненные рабочие тетради вызывают у детей интерес, позволяют самоконтроль и оперативный контроль за работой учеников.Рабочая тетрадь ставит своей целью создание условий для развития логического мышления обучающихся посредством решения разноуровневых заданий, направленных на формирование умения локализовать историческое явление, процесс во времени и пространстве; сопоставление процессов, явлений и событий; анализировать исторические документы, т.е. на развитие мыслительного процесса.В соответствии с целями обучения рабочая тетрадь может включать вопросы и задания четырех типов:Iтип –вопросы и задания для поурочного контроля, которые имеют разноуровневый характер:1 уровень –воспроизведение полученной информации;2 уровень –применение знаний и умений в знакомой учебной ситуации;3 уровень –творческое применение знаний и умений в новой учебной ситуации.IIтип –контроль за усвоением исторических терминов и понятий.IIIтипвопросы и задания, направленные на формирование умений анализировать, сравнивать и делать выводы.IVтип –итоговый контроль[1].В рамках каждого типа предполагается по 3 задания с целью предоставления возможности выбора обучающимся вопросов и заданий того или иного уровня сложности.Таким образом, целью моей работы является определение влияния используемой мной рабочей тетради на уроках на развитие логического мышления, повышение обученности детей.Объектом исследования является логическое мышления обучающихся.Предметом исследования является содержание рабочей тетради, содержащее вопросы и задания, способствующие развитию логического мышления.Цель реализуется через следующие задачи:Выявление специфики логического мышления и методов его развития;Выявление особенностей развития логического мышления у обучающихся старшего школьного возраста;Отбор вопросов и заданий рабочей тетради, способствующих развитию логического мышления;Апробация рабочей тетради на уроках истории;Проведение мониторинга знаний и умений, полученных в результате работы с рабочей тетрадью.В работе использовались следующие методы:

констатирующий эксперимент;

метод математической статистики;

контрольный эксперимент.В результате диагностики, личного наблюдения, проведения анкетирования, промежуточного контроля знаний, мониторинга степени обученности учеников, можно констатировать, что необходимые условия для познавательной деятельности учеников созданы.Применяемые мной методы, показали эффективность рабочей тетради на уроках истории.Это подтверждается повышением качества знаний, процента обученности учеников, количеством желающих выполнять самостоятельные реферативные работы, количеством учеников, выбирающихисторию на государственную (итоговую) аттестацию.

Ссылки на источники1.Фрагмент рабочей тетради по теме "Реформы Петра Великого"

URL: http://festival.1september.ru/articles/549832/

AlbinaKorelina History teacher MBVSOU education center «Creation» in Yekaterinburg.Suggestion of logical thinking in history class by working with student’s workbooks.Abstract. The article focuses on the development of logical thinking of students in historyclass by working with student workbook. The author also suggests a possible classification task of different complexity (multilevel).Keywords: logical thinking, student’s workbooks, history, multilevel questions and tasks.