Дидактические возможности использования мультимедиа-технологий в учебном процессе

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Киргизова Е. В., Цуркан М. В. Дидактические возможности использования мультимедиа-технологий в учебном процессе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 3286–3290. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53663.htm.
Аннотация. В данной статье рассматриваются методы и способы организации учебного процесса с использованием мультимедиа технологий, а также технология представления информации методом графического выражения процессов восприятия, обработки и запоминания информации (интеллект-карта).
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Цуркан Мария Валериевна,студент, Лесосибирский педагогический институт –филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Сибирский федеральный университет», Лесосибирскmasha.tzurkan@yandex.ru

Киргизова Елена Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры высшей математики и информатики, Лесосибирский педагогический институт –филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Сибирский федеральный университет», ЛесосибирскEvk221161@yandex.ru

Дидактические возможности использования мультимедиатехнологий в учебном процессе

Аннотация.В данной статье рассматриваются методы и способы организации учебного процесса с использованием мультимедиа технологий, а также технология представления информации методом графического выражения процессов восприятия, обработки и запоминания информации (интеллект карта).Ключевые слова:медиа, мультимедиа, технология, мультимедиа технологии, интеллекткарты, центральная идея, ветвь.На сегодняшний деньРоссия располагаетсяна стадиистановления новой системы образования, которое ориентируетсяна переходв мировое информационнообразовательное пространство. Компьютерные технологии должныстать не просто дополнением в процессе обучения, а неотделимойчастью ее единогообразовательного процесса, значительно увеличивающейего эффективность.Школа на современном этапе работаетв специфических условиях, которыеопределяются глобальнымпроцессоминформатизации образования, общества,культуры. Масштабы влияния медиа наразличные сферы жизни повышаютсяс каждым днем. Это влечет за собой потребность в предъявлении новыхзадач перед образовательной системой, кроме того призываетчеловека не только знать и уметь работать с современнымитехническимисредствами, но ивладеть навыкамисамостоятельной работы для поиска, обработкиматериалаи т. д.Термин «медиа» (от лат.«media» средство)

обозначают технические средства создания, хранения, распространения, восприятия информации и обмена ее между автором сообщения и массовой аудиторией, в современном мире используется в качестве аналога понятия средств массовой информации и коммуникации (СМИиК).К ним относятся печать, фотография, радио, кинематограф, телевидение, видео, мультимедийные компьютерные системы, включая Интернет.Выше уже говорилось,чтосовременная школа функционирует в период глобальной информатизации образования, что влечет за собой потребность во владенииособымисредствами, которые помогают ориентироватьсяна данном периоде развития образования. Этими средствами являются мультимедийные средства.Слово «мультимедиа» достигла наибольшей популярности в 90х годах XXвека. Multimedia (англ.) многокомпонентная среда,которая дает возможность применятьтекст, видео, аудио, графикуи мультипликацию. Чаще всего, говоря омультимедиа имеют в виду взаимодействие визуальных и аудио эффектов под управлением интерактивного программного обеспечения.Рассмотрим некоторыеопределениятермина «мультимедиа»:Мультимедиа (multimedia) это современная компьютерная информационная технология, которая позволяетобъединить в компьютерной системе текст, звук, видеоизображение, графическое изображение и анимацию (мультипликацию).Мультимедиа

это сумма технологий, позволяющих компьютеру вводить, обрабатывать, хранить, передавать и отображать (выводить) такие типы данных, как текст, графика, анимация, оцифрованные неподвижные изображения, видео,звук, речь.Мультимедиа это интерактивные системы, обеспечивающие работу с неподвижными изображениями и движущимся видео, анимированной компьютерной графикой и текстом, речью и высококачественным звуком[3].Мультимедиатехнологии выступаютодним из наиболее перспективных и популярных направлений информатики. Они имеют целью создание продукта, содержащего "коллекции изображений, текстов и данных, сопровождающихся звуком, видео, анимацией и другими визуальными эффектами, включающего интерактивный интерфейс и другие механизмы управления".

Схема 1.Виды мультимедиа.Что же понимается под аппаратной стороной мультимедиа? В данном случае мультимедиа делится на стандартные средства такие как, например, мониторы, дисководы и специальные средства –колонки, звуковые карты.Программные средства делятся на прикладные и специализированные. К прикладным относятсяприложения Windows, а к специализированнымсредства создания мультимедийных приложенийэто, например, программа для создания презентаций MicroSoftPowerPoint.,графические редакторы, а такжеiMindMap это программа предназначена для разработки интеллект карти т.д.Таблица 1Линейная и нелинейная мультимедиаМультимедиаЛинейнаяСамым ярким и распространенным примером линейного мультимедиа является кино. Вданном случае человек, который пользуется ими, никаким образом не может повлиять на ход событий. Также в качестве примера можно рассматривать любую презентацию, записанную на определенный источник.Нелинейная(интерактивная)Нелинейный способ представления информации позволяет человекуактивно влиять на ход происходящих событий.Примером являются компьютерные игры, а также разнообразная обучающая литература, в которой человеку предоставляется выбор различных действий. Это осуществляется за счет взаимодействия с определенными средствами отображения различных мультимедийных объектов. На сегодняшний день мультимедиатехнологии —это одно из перспективных направлений информатизации учебного процесса. Современные мультимедийные программные средства располагаютзначительнымивозможностями в отображении информации, а также оказывают влияние на мотивацию обучаемых, скорость восприятия материала, утомляемость и, таким образом, на эффективность учебного процесса в целом.Методы обучения находятся в тесной связи с восприятием информации, способами ее подачи как для обучающегося, так и для преподавателя. И на основе этого нужно отметить, что использование мультимедийных технологий оказывает значительное влияниена характер подачи информации, а,следовательно, и на методы обучения.Исходя из этого, при создании мультимедийных технологий нужнопринимать во вниманиене только методические принципы, но и психологопедагогические особенности, среди которых можно выделить следующие:успех учебной деятельности в значительной степени определяется четкой постановкой цели каждой программы и ее задач. Это необходимо для того, чтобы обучаемый ясно понимал предназначение предлагаемых программ;учет индивидуальных особенностей личности в процессе обучения, посредством гипертекстового построения материала;учет психологических закономерностей восприятия, памяти, мышления, внимания и возрастных особенностей обучающихся;организация самоконтроля с целью повышения мотивации обучения.Мультимедиатехнологии является полезной образовательной технологией, они обогащают процесс обучения, благодаря качествам которымиобладают, а именно гибкости, интерактивности, и интеграции разнообразных типов мультимедийной учебной информации, и возможности учитывать индивидуальные особенности учащихся и способствовать повышению их мотивации.Использование мультимедиа технологий в образовании обладают следующими достоинствами по сравнению с традиционным обучением:допускает использование цветной графики, анимации, звукового сопровождения, гипертекста;допускает возможность постоянного обновления;допускает возможность размещения в нем интерактивных вебэлементов, например, тестов или рабочей тетради;допускает возможность нелинейность прохождения материала благодаря множеству гиперссылок [4].Применение средств мультимедиа в обучении позволяет: решить задачи гуманизацииобразования;повысить эффективность учебного процесса;развить личностные качества обучаемых (обученность, обучаемость, способность к самообразованию, самовоспитанию, самообучению, саморазвитию, творческие способности, умение применять полученные знания на практике, познавательный интерес, отношение к труду);развить коммуникативные и социальные способности обучаемых;существенно расширить возможности индивидуализации и дифференциации открытого и дистанционного обучения за счет предоставления каждому обучаемому персонального педагога, роль которого выполняет компьютер;определить обучаемого в качестве активного субъекта познания, признать его самоценность;учесть субъективный опыт обучаемого, его индивидуальные особенности;осуществить самостоятельную учебную деятельность, в ходе которой обучаемый самообучается и саморазвивается;привить обучаемому навыки работы с современными технологиями, что способствует его адаптации к быстро изменяющимся социальным условиям для успешной реализации своих профессиональныхзадач [1].В ходе учебного процесса мультимедийные технологии могут использоваться:1.Для представлениятемызанятия, т.е. тема урока, может быть показанана слайдах, в которых кратко изложены основные моменты изучаемого вопроса, например, при изучении темы«Кодирования информации» первый слайд можно выполнить следующим образом:

Рис. 1.Кодирование информации.2.В качестве сопровожденияобъяснения учителя.Человекустроен так, что ему гораздо проще и лучше воспринимать информацию, наглядно представленную в структурированном виде. Чтобы понимание и запоминание изучаемого материала стало максимальным на помощь приходит метод создания интеллект –карты. Данный метод был разработан психологом Т. Бьюзеном.Что представляет собой интеллект –карта?Интеллекткарта —это метод графического выражения процессов восприятия, обработки и запоминания информации, творческих задач, инструмент развития памяти и мышления.Сущностьего состоит в следующем: выбирается какаято определенная центральная идеядалее от нее, строятся различные идеи, соединённыес основной идеей. Каждая новая идея (ветвь) становится исходной точкойдля продолжения этого процесса. В качестве центральной идеи может выступать вопрос, проблема, задача или некоторая область знания, а ветвями пути решения данной идеи.Достоинства метода интеллект карт перед традиционным конспектированием заключается в следующем:Затрачивается меньше времени, т.к. записываются только относящиеся к данной теме слова;Затрачивается меньше времени, поскольку конспектыоформляютсяв виде интеллект

карт;Экономия времени на поиск ключевых слов среди большого объема прочего текста;Высокая сосредоточенность внимания на главных вопросах.Основныеслова заметны сразу и с легкостью воспринимаются;Намного легчевоспринимать цветную интеллекткарту, чемоднообразный линейный конспект[5].Существует множество программных продуктов для создания интеллект карт. Одна из наиболее известных программ это –iMindMap, которая имеет простой в применении интерфейс и поддерживает русский язык. Интеллект –карты, выполненные в данной программе,получаются очень интересные за счет того, что мы можем подключать различные видео, аудио материалы, презентации, картинки.Рассмотрим построение интеллект карт на примере раздела «Кодирование информации» по теме «Кодирование числовой информации». Создание интеллект карты начинается с выбора центральной идеи, у нас это «Кодирование информации». От данной идеи следуют такие ветви:Кодирование текстовой информации;Кодирование графической информации;Кодирование числовой информации;Кодирование звуковой информации.

Рис. 2.Кодирование информации ветви первого уровня.Далее от каждой новой ветви строим новую ветвь и т.д. Например, за ветвью «Кодирование числовой информации» будет следовать ветвь «Представление числовой информации с помощью систем счисления», которая в свою очередь разделится еще на две ветви «Позиционные системы счисления» и «Непозиционные системы счисления» и т.д.

Рис. 3.Кодирование информации ветви второго и третьего уровней.Как уже говорилось выше, мы можем подключить различные мультимедиа средства. Например, щелкнув по ветви «Кодирование графической информации» на главной панели во вкладки Вставка выберем значокссылка и в открывшемся окневыберем нужный нам файл, после чегона ветвипоявится значок ссылки по нажатию, на который откроется подключенный файл.

Рис. 4.Кодирование графической информации.Аналогичным образом мы можем подключитькартинки, презентации, аудио файлы, флеш роликии т.д.Интеллект–карта являетсяэффективнымсредствомструктурирования информации, которая оказывает немало важную роль в помощиучителю приподготовке к проведению занятий, планировании учебного материала. Для классногоруководителя метод интеллект карт содействует в познании личности ученика, организации различных внеклассныхи внешкольныхмероприятий.Таким образом, интеллект

карты дают возможностьэффективно обрабатывать и структурировать представляемую информацию.3.В качествеинформационнообучающегопособия. В обучениисегодня большое внимание отводитсяна собственную деятельность ребенка по сбору, осознанию и переработке знаний. Вэтом случае учитель направляет, руководит деятельностью учащихся, т.е. он осуществляет рольорганизаторав процессеобучения.Мультимедийноеприложение организующее такую работудолжно быть полным. Примером такого пособия является выполненный в программе MacromediaFlashЦОР.

Рис.5.Цифровой образовательный ресурс.4.Для контролязнаний. Использованиетеста выполненного на компьютереувеличиваетрезультативностьучебного процесса. Мультимедийностьспособствует лучшему усвоению и запоминаниюинформации, помогаетсоздать для учащихся интересныйи необычный урок. Благодаря чему учащиеся формируютнавыки работы с информацией и учатся:выражатьграфическую информацию в текстовом виде и наоборот;самостоятельно формулировать вопросы, выводы по обсуждаемой темы;организовывать свою учебнопознавательную деятельность.А такжеиспользование мультимедиа технологий предполагает и способствует:совершенствованиюуправления обучением на различных стадияхурока; ростумотивации учащихсяк учению;улучшениюкачества обучения и воспитания; повышениюуровня подготовки учащихся в области современных информационных технологий;стимулированию восприятияи осмысленияинформации;формированиюнавыков совместной работы и коллективного познания у обучаемых.Материал наглядно представленный содействует его усвоению, так как при его восприятии включены в работу:зрительный, слуховой, механическийи эмоциональныйканалы.При организацииучебного процесса применение мультимедийных технологий возможно на любом этапе изучения темы. Показучебного материала с использованием таких технологий позволяет сокращать время обучения, за счет того что учитель не тратит много времени рисуяразличные схемы, графикина доске. У учеников возникает интерес к новизнетаких уроков. При использовании мультимедиа технологий во время уроков решаются следующие дидактические задачи:овладениебазовымизнаниямипоизучаемомупредмету;систематизированиеусвоенных знаний; формирование навыков самоконтроля;развитиемотивации к учению в частности к информатике;оказание учебнометодической помощи учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом. Мультимедийные технологии позволяют учителю сочетатьвсевозможныесредства, содействующиеболее глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала, экономить время урока, насытить его информацией. Таким образом, использование интеллект карт как метода обучения позволяет эффективнее решать образовательные задачи, связанные с формированием УУД. Кроме того объемная информация в данном методе представлена в структурированном виде, то есть в форме схемы, которая доступна для осознанияи облегчает овладение, запоминание и применение. Также в создании интеллект карт задействованы воображение, творческое и критическое мышление, и все виды памяти: зрительная, слуховая, механическая, что и позволяет запоминать всю представленную информацию.Поскольку для каждого человека в процессе обучения восприятие информации происходит по разному, например, некоторые предпочитают учиться посредством просмотра видео, прослушивания аудио, чтения и т.д., следовательно, мультимедиа может применяться самых различных стилях обучения. Применение мультимедиа дает возможность учащимся самостоятельно выбирать способы работы с учебными материалами, как применять интерактивные возможности средств информатизации. Таким образом, учащиеся становятся активными участниками образовательного процесса.Ссылки на источники1.Гафурова Н.В., Чурилова Е.Ю., Учебное пособие Педагогическое применение мультимедийных средств, Часть 1, 2008 г.2.Егерев С. В. Компьютеры в образовании: пределывозможного[Электронный ресурс] / С. В. Егерев. –http://www.ido.ru.3.Половина Г.Б. Интеграция мультимедийных технологий с традиционными учебными дисциплинами в системе повышения квалификации учителейпредметников // Информатика и образование 2009. №5.4.Половина Г.Б. Интеграция мультимедийных технологий с традиционными учебными дисциплинами в системе повышения квалификации учителейпредметников // Информатика и образование 2009. №5.5.Тони Бьюзен, Барри Бьюзен «Супермышление»: ООО «Попурри»; Минск; 2003г.

Tsurkan Maria Valerievna,the student of Lesosibirsk Pedagogical Institute –the branch of Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Professional Education “Siberian Federal University”, Lesosibirskmasha.tzurkan@yandex.ru

Kirgizova Elena Victorovna, candidate of Pedogogical Sciences, Associate Professor of chair of Higher Mathematics and Computer Science, LesosibirskPedagogical Institute –the branch of Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Professional Education “Siberian Federal University”, LesosibirskEvk221161@yandex.ru

Didactic possibilities of using multimedia technologies in educational process

Annotation.The article is devoted to the reviewing of the methods and techniques of the educational process with the help of multimedia technologies, and to the technology of information by graphic expression of perception, processing and storage of information (intelligence map).Keywords:media, multimedia, technology, multimedia technology, mind maps, the central idea, the branch