Реализация компетентностного подхода в инновационной деятельности общеобразовательной школы

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Воронина Е. В. Реализация компетентностного подхода в инновационной деятельности общеобразовательной школы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 5. – С. 306–310. – URL: http://e-koncept.ru/2013/54062.htm.
Аннотация. В статье описывается опыт работы экспериментальной площадки общеобразовательной школы по реализации компетентностного подхода с использованием интегральных технологий
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
ВоронинаЕвгения Владимировнакандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «Ишимский государственный педагогический институт им. П.П. Ершова», г.Ишимvoronina_evgenya@mail.ru

Реализация компетентностногоподхода в инновационной деятельности общеобразовательной школыАннотация. В статье описывается опыт работы экспериментальной площадки общеобразовательной школы по реализации компетентностного подхода с использованием интегральных технологий. Ключевые слова:компетенция, компетентностный подход, интегральная технология, программа развития школы.

Отличительные для настоящего времени изменения в целях, содержании, направленности образования ориентируют его на формирование творческой инициативы, самостоятельности обучаемых, конкурентоспособности, мобильности выпускников. В новом проекте «Наша новая школа» также обращается внимание на формирование именно ключевых компетенций и связано это с обновлением образовательных стандартов. Школьники должны иметь возможность реализовать свои способности, найти себя и сориентироваться в высокотехнологичном конкурентном мире. Этому способствуют обновленные образовательные стандарты, содержащие ряд требований: требования к структуре и содержанию образовательных программ, требования к современным условиям реализации образовательных программ, требования к результативности освоения образовательных программ. В число требований к результатам должны войти компетентности, которые связанны с идеей опережающего развития. Достижения таких результатов в практике инновационных образовательных учреждений основываетя на передовых достижениях отечественной психологопедагогической науки.

С декабря 2006 года МОУ СОШ № 8 города Ишима работала в экспериментальном режиме, реализуя программу развития по теме «Формирование образовательной компетентности школьников на основе интегральных образовательных технологий». Цель экспериментальной деятельности: разработать и апробировать модель общеобразовательного учреждения, реализующего идею формирования компетентного и социальноадаптированного человека через использование интегральных технологий. Компетентностный подход один из вариантов ответов на вопрос, каким должен быть результат образования, необходимый личности и востребованный современным обществом. Формирование ключевых компетентностей учащихся составляет одну из важнейших и актуальных задач образования, а компетентностный подход рассматривается как выход из проблемной ситуации. Компетентность рассматривается как новая единица измерения уровня образованности человека, акцент ставится на результатах обучения, которые складываются не суммой приобренных знаний, умений, навыков, а готовностью действовать в различных жизненных ситуациях. С.А. Вдовина отмечает, что «компетентность является психологическим механизмом непрерывного самообразования, приобретения знаний, умений и навыков, формой существования деятельности» [1].А.В. Хуторской сущность образовательной компетенции видит в совокупности знаний, умений, смысловых ориентаций, опыта деятельности учащегося, которая проявляется в способности человека действовать в различных проблемных ситуациях [2]. Учебная деятельность при компетентностном подходе приобретает перспективный исследовательский, практикоориентированныйхарактер и сама является предметом усвоения. По мнению В.В. Гузеева значительная часть актуальных исследований в области образовательных технологий концентрируется вокруг 4х основных идей: укрупнение дидактических единиц, планирование результатов обучения, психологизация образовательного процесса, компьютеризация [3].Данным требованиям в полной мере удовлетворяют интегральные технологии. К интегральным технологиям В.В.Гузеев относит технологию проектного обучения и Интегральную образовательную технологию[4].Интегральная образовательная технология, позволяет обеспечить развитие личности школьника на основе хорошо усвоенного предметного содержания.

На разных этапах реализации программы развития школы была проведена следующая работа:•Изучение научнометодических публикаций по проблемам компетентностного и технологического подходов к организации образовательного процесса.•Актуализация и осмысление собственного опыта по организации образовательного пространства школы с целью формирования компетентной личности. •Разработка и утверждение программы развития школы на заседании педагогического совета. Принятие управленческих решений по ее реализации. •Диагностика готовности педагогов и информационнопредметной среды школы к функционированию в условиях использования и реализации современных образовательных технологий (в том числе: интегральной, проектной, здоровьесберегающих). •Создание творческих групп педагогов для разработки и апробации интегральных технологий и компетентностного подхода («Интегральная образовательная технология», «Проектная технология», «Информационные технологии»).•Обновление содержания научнометодической работы, формирование педагогически грамотного коллектива учителей, разработка программноцелевого, инновационного планирования всех звеньев методической работы.•Наращивание собственного опыта по использованию интегральных технологий обучения, реализации компетентностного подхода •Опытноэкспериментальная проверка эффективности модели формирования образовательных компетенций школьников на основе интегральных технологий в условиях образовательной среды школы•Проверка эффективности использования современных образовательных технологий (в том числе: интегральной, проектных, информационных, здоровьесберегающих идр.) •Разработка учебных программ, внесение корректив в действующие программы по развитию ключевых компетенций школьников.•Организация мониторинга через сбор, обработку, анализ результатов реализации программы, внесение необходимых корректив, изменений и дополнений.•Формирование информационнометодического фонда разработок педагогов, их апробация и презентация на различных уровнях.•Осуществление индивидуальной и коллективной рефлексии, систематизация и анализ результатов, формулирование выводов ирекомендаций, презентация опыта на защите экспериментальной площадки.•Определение перспектив дальнейшего развития.С целью внедрения идей инновационной деятельности, освоения компетентностного подхода, самообразования и саморазвития педагогов осваивались активные диалоговые формы педагогических коммуникаций: педсоветделовая игра, семинарпрактикум, круглый стол, педагогические чтения, мастерклассы. Апробация опыта проходила на научнопрактических конференциях различного уровня. Разработка исследовательской темы школы реализована в работе всех методических секций, нашла достойное отражение в планах и деятельности каждого педагога по повышению квалификации через систему самообразования.Особо хочется отметить участие педагогов в работе творческих групп по проблеме эксперимента. По мнению Ю.В. Рындиной и И.М. Кунгуровой «активная исследовательская позиция проявляется в готовности и стремлении педагога к самостоятельнойисследовательской деятельности, в ценностном отношении к процессу познания иэкспериментирования, в творческом способе решения проблем»[5]. Успешно работают, накапливают и систематизируют опыт использования интегральных технологий и формирования образовательных компетентностей творческие группы: «Интегральная образовательная технология», «Проектная технология», «Информационные технологии».Мониторинг эффективности инновационной деятельности кроме определения уровня сформированности ключевых компетенций включалкритерий профессиональной компетентности педагогов, критерий учебных достижений, критерий удовлетворенности родителей деятельностью школы, критерий здоровья, критерий сформированности воспитательной системы. В экспериментальной работе основное внимание уделяется формированию учебнопознавательной, коммуникативной, общекультурной и информационной компетенциям. Именно их развитие в большей степени возможно с помощью применения интегральных технологий. В эксперименте принимали участие учащиеся 511 классов.Для определения уровня сформированности ключевых компетенций используется специально разработанная авторская методика.Проведя анализ результатов экспериментальной работы, можно констатировать: •Наблюдается повышение уровня развития информационной компетентности (с 75% до 78%), общекультурной (с 76% до 80%), коммуникативной (с 82% до84%); стабильные результаты по формированию учебнопознавательной компетентности (78%).•Удовлетворенность родителей деятельностью школы стабильна и находится на среднем уровне.•Уменьшилось число детей с низким и негативным уровнем отношения к школе, возросло число детей с высоким уровнем школьной комфортности.•Творческий потенциал педагогов достаточно высок. Более 60% учителей активно участвуют в экспериментальной работе, 58% педагогов обладают высоким уровнем готовности к формированию образовательной компетентности школьников.Подводя итоги, отметим, что процесс управления учебновоспитательным процессом достаточно сложнный, зависящий от массы мобильных факторов и обстоятельств. Сложно точно прогнозировать технологическую цепочку и вероятностный результат. Однако школе удалось добиться ожидаемых результатов инновационной деятельности. Можно констатировать, что развитие школы, осуществляющей образовательный процесс на основе компетентностного и технологического подходов, способствует потенциальному развитию личности, формированию компетентного и социальноадаптированного ученика.

Ссылки на источники:1.Вдовина С. А. Разработка фонда оценочных средств в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов // Концепт. –2013. –№ 03 (март). –ART 13064. –0,3 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2013/13064.htm. –Гос. рег. Эл № ФС 7749965. –ISSN 2304120X.2.Компетенции в образовании: опыт проектирования : сб. науч. тр. / под ред. А.В.Хуторского. –М.: Научновнедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. 327 с.

3.ГузеевВ.В. Эффективные образовательные технологии: Интегральная и ТОГИС. –М.: НИИ школьных технологий, 2006. –208 с.4.Там же.5.Рындина Ю.В., КунгуроваИ.М. Индивидуальная траектория исследовательского саморазвития студентовпедвузов // Концепт. –2013. ART 53631–URL: http://www.covenok.ru/koncept/article/1048/2013_aprel_art53631.html.Гос. рег. Эл № ФС 7749965. –ISSN 2304120X.

ВоронинаЕвгения Владимировнакандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «Ишимский государственный педагогический институт им. П.П. Ершова», г.Ишимvoronina_evgenya@mail.ru

Реализация компетентностногоподхода в инновационной деятельности общеобразовательной школыАннотация. В статье описывается опыт работы экспериментальной площадки общеобразовательной школы по реализации компетентностного подхода с использованием интегральных технологий. Ключевые слова: компетенция, компетентностный подход, интегральная технология, программа развития школы.