Применение информационно-коммуникационных технологий на всех этапах обучения завоёвывает всё большую популярность вследствие очевидных преимуществ по сравнению с традиционными формами обучения, а именно: доступности, наглядности, гибкости и т.п. [1].
Тем не менее, на современном этапе развития педагогической науки перед преподавателями, активно использующими ИКТ в своей работе, всё чаще встают вопросы методической целесообразности и обоснованности столь широкого применения современных компьютерных технологий в обучении. На передний план выходят здоровьесберегающие технологии, позволяющие применять достижения ИКТ с минимальным ущербом для здоровья обучаемого.
Одним из аспектов, входящих в упомянутый круг проблем, является восприятие обучаемым текстовой информации в условиях постоянно увеличивающегося информационного потока, с которым он вынужден сталкиваться при использовании, в частности, сети интернет в образовательных целях.
Текстовая информация является важнейшей составляющей содержания обучения при освоении гуманитарных предметов, в частности иностранного языка. Преподаватели иностранных языков широко используют интернет-источники при формировании содержания обучения, что обеспечивает реализацию принципа аутентичности в обучении. Тем не менее, следует учитывать ряд особенностей восприятия текстовой информации в условиях использования ИКТ.
История развития языка отражает историю развития мышления человека в целом. Устная культура, появление письменности, изобретение Гуттенбергом печатного станка - все эти технические достижения заставляли мозг человека привыкать работать иначе. Когда появились книги, это породило феномен глубокого чтения (deep reading), который в принципе противоречил природе человека, затрагивая даже инстинкт самосохранения, поскольку человеку требовалось переключать внимание и следить за окружающим миром. Появление компьютера часто сравнивается с появлением письменности и печатного станка. Письменное слово в очередной раз перенаправлено в новый канал, что заставляет цепи связей в нашем мозге перегруппировываться заново [2].
На данном этапе развития человечества стираются границы между различными медиа. Новые, появляясь, не уничтожают существующие технологии, а как бы раздвигают их, занимая свою нишу. Тем не менее, они “внедряются” в старые, переопределяя их место и форму [3].
Например, традиционные журналы и газеты приобретают вид, характерный для веб-страниц: увеличенные заголовки, многоцветность, короткие статьи, вырванные из контекста абзацы и цитаты и т.п.
С появлением сети интернет, особенно сервисов для коммуникации типа web 2.0, стало очевидно отличие новых медиа от всех предыдущих - двунаправленность.
По мере расширения «ниши» электронных медиа, другие носители «сокращаются». Многие газеты и журналы переходят полностью в электронный формат, продажи печатных книг падают. Всё большую значимость приобретает цифровой формат отображения текста.
Выделяют две основные формы организации текста в цифровой информационной среде: гипертекст, в котором единицы текста представлены не в линейной последовательности, а как система явно указанных возможных переходов, связей между ними, и креолизованный текст, т.е. текст, фактура которого состоит из двух разнородных частей: вербальной и невербальной (изображение, звук, видеоряд и т.д.) [4]. Таким образом, текст в современном представлении теряет свою линейность, заставляя человеческий мозг учиться воспринимать его по-новому.
Содержание веб-страницы - это не только текст. Гиперссылки притягивают внимание, заставляя пользователя переходить со страницы на страницу. Вокруг текста зачастую много отвлекающих иконок, кнопок, изображений. Возникает информационная какофония, рассеивающая внимание.
Большое количество стимулов и их высокая частота не позволяет информации эффективно обрабатываться, поступать в долговременную память. Факты и события просматриваются и забываются, при этом мозг испытывает постоянные перегрузки (cognitive overload)[2]. Такая организация текстового материала порождает непродолжительное, неустойчивое внимание и, как следствие, недостаточно полное усвоение учебного материала, если речь идёт об учебном контенте. Следовательно, имеет значение тщательный анализ не только содержания, но и формы подачи учебного материала в сетевой среде.
Представление текста на экране также меняет принцип продвижения по нему. Согласно многолетнему исследованию Eye-Track Study, проводившемуся для оптимизации коммерческих сайтов, взгляд перемещается по экрану нелинейно, но и не хаотично [5]. Пользователь начинает просмотр веб-страницы с левого верхнего угла, затем взгляд перемещается вправо, по диагонали вниз, вверх и снова в правый угол – ближе к кнопке «выхода». При формировании и компоновке учебных материалов по гуманитарным дисциплинам необходимо учитывать все вышеописанные особенности восприятия текста с экрана.
Ещё одной особенностью современных ИКТ и организации в них текстовой информации связывают с интернет-коммуникацией как отдельным, особенным видом общения пользователей (обучаемых) с преподавателем и между собой.
На заре создания компьютерные технологии ассоциировались исключительно с техническими дисциплинами, а их применение требовало глубоких технических знаний. Компьютер использовался как техническое средство обучения, функция которого сводилась к печатной машинке, калькулятору, хранилищу информации, затем к тренажёру, основанному на принципе многократного предъявления материала и запрограммированной реакции на него.
Компьютерные технологии развивались, исходя из потребностей точных наук. Тем не менее, появление персональных компьютеров, а затем и общедоступного скоростного интернет, заметно активизировало разработку программ, предназначенных для контроля знаний и проведения расчётов. Появился удобный и простой в использовании интерфейс, возникли такие понятия, как образовательная информационная среда.
С появлением сервисов совместной работы (web 2.0), образовалось противоречиемежду сложившимся за многие годы стереотипом (компьютер как электронно-вычислительная машина), и современным уровнем развития ИКТ. Задачей современного образования, особенно гуманитарного, является преодоление «технологического барьера», который подобно «языковому барьеру» мешает специалисту естественно вовлекать достижения современных технологий в ежедневный процесс обучения и развития, обогащая свой опыт и расширяя образовательные горизонты.
Эту задачу можно решить интеграцией гуманитарного образования и социально и коммуникативно-ориентированных методик использования ИКТ, таких как метод проектов, веб-квесты (интернет-проекты), виртуальные экскурсии, интерактивные энциклопедии и «живые» базы знаний, создаваемые самими пользователями.
Реализация названных методов может осуществляться с использованием в процессе обучения систем управления обучением, основанных на конструктивизме (например moodle), социальных сервисов и сетей, профессиональных интернет-сообществ, форумов, технологии wiki (инструмента совместного создания интернет-энциклопедий), платформ виртуальных лекториев, конференций, вебинаров (интернет-семинаров), интернет-телефонии, интерактивных досок с возможностью выхода в сеть интернет и видеозаписи и др.
Для повышения эффективности использования ИКТ в обучении необходимо применять специальные методики обучения в информационно-коммуникационной образовательной среде, здоровьесберегающие технологии и методы обучения, а также учитывать результаты научных исследований в данной области.
Информационно-коммуникационные технологии стали неотъемлемой частью современного мира. Их влияние на все сферы общественной жизни, образование в целом и гуманитарное образование в частности, нельзя недооценивать.
Рассматривая вопрос о применении ИКТ в образовательном процессе, следует учитывать не только многочисленные преимущества, но и психологические и физиологические особенности влияния новых медиа на формирование личности обучаемого.
Ссылки на источники
- Чухарева, О.В. Преимущества использования средств ИКТ в образовании перед традиционным обучением. ВФ ГОУ МГИУ, 2007. (Электронный ресурс, режим доступа www.vfmgiu.ru/files/16_02_2007_14.pdf, свободный)
- N. Carr The Shallows: What the internet is doing to our brains, W.W. Norton and Co, NY, 2011 – 259c.
- M. McLuhan Understanding Media: The Extensions of Man, McGraw-Hill, 1964 – 318c.
- Анисимова Е.Е. Лингвистика текста и межкультурная коммуникация (на материале креолизованных текстов). М., 2003.
- Eye-Track Study http://www.poynterextra.org/eyetrack2004/navigation.htm