Полный текст статьи
Печать

Формируя культуру поведения младшего школьника, педагог призван, прежде всего, выработать и углубить у детей правильные представления о моральных нормах и правилах поведения. Значительную роль здесь играет организация нравственного просвещения учащихся. В школе сообщение и разъяснение моральных норм происходит постепенно в процессе повседневной жизни и деятельности детей. Предъявляя требования, педагог определяет вместе с тем образец поведения, которому надо следовать [3, с. 100].

Процесс формирования культуры поведениямладших школьников следует направить на осознание детьми нравственной стороны поступков, отношений, деятельности. В связи с этим, важное значение приобретает руководство со стороны педагога различными ситуациями, естественно возникающими и преднамеренно  создаваемыми в процессе повседневной жизни учащихся [3, с. 100].

Карпук Валентина Андреевна из МОУ «Ломоватская средняя общеобразовательная школа» считает, чтосовременной школе больше подходит название школы Знаний, так как в центре ее обучение, затмевающее вопросы нравственности. В итоге выросло поколение, испытывающее дефицит духовности, морали [3]. Перед ней встал вопрос создания единой программы, посредством которой можно было постепенно знакомить ребенка с нормами нравственности, развивать качества личности, необходимые для жизни в современном обществе. Дети младшего школьного возраста располагают значительными резервами развития. Выявление и использование этих резервов – одна из тех задач, которые она перед собой поставила.

Открывать путь ребёнку к собственному «Я», стимулировать интеллектуальную, духовную деятельность учащихся – не менее важная задача, которую она постаралась решить, реализуя программу «Я в мире, мир во мне».

Программа «Я в мире, мир во мне» имеет, на её взгляд, следующие положительные моменты:

– помогает в планировании работы классного руководителя;

– осуществляет взаимосвязь «ступеней роста» детей;

– учитывает возрастные особенности;

– предполагает использование различных форм и методов работы;

– помогает построить работу комплексно и целенаправленно;

– дает возможность прослеживать происходящие изменения в нравственном  становлении ученика [3].

Программа разделена на блоки. Блок – поэтапное овладение знаниями, умениями и навыками на определенном этапе. Каждый блок достаточно независим, но, дополняя друг друга, складывается целостная система. По мере перехода учащихся из класса в класс содержание воспитательной работы все более углубляется и расширяется.

Постепенно, шаг за шагом, переходя от простых задач к более сложным, дети будут учиться видеть себя со стороны, познавать своё «Я».

1 блок (1-й класс) «Учусь общаться».

2 блок (2-й класс) «Учусь понимать себя».

3 блок (3-й класс) «Учусь понимать других».

4 блок (4-й класс) «Я среди людей».

Периодичность занятий 2 раза в месяц.

Формы реализации направлений самые разнообразные: беседы, игры, викторины, игры-путешествия, конкурсы чтецов, конкурсы рисунков, игры-доказательства, тестирования, игры-загадки, конкурсы знатоков, дни добрых сюрпризов и др. [3].

Величко О.Ю., научный сотрудник лаборатории воспитания нравственно-этической культуры считает, что система этического воспитания на сегодняшний день располагает широким набором действенных и эффективных стимулов для нравственного развития личности, способных оказать помощь педагогу в его воспитательной работе. Одним из таких стимулов является игра как один из видов деятельности детей, направленных на познание окружающей действительности [2, с.11-15].

Нравственно-ориентированная игра (игра этической направленности) – это метод создания благоприятных условий для развития нравственной культуры взаимодействия и взаимоотношений детей, формирования нравственных основ поведения [2, с.11-15].

Стимулирующая функция этической игры, отличающая её от обычной игры, состоит в том, что она направлена на достижение позитивного эмоционального состояния, на поиск и решение нравственной проблемы в жизни ребёнка, способна помочь ему в преодолении трудностей. Именно этическая игра способна воспроизводить, моделировать ситуации и различные стороны нравственной жизни людей, что позволяет в более доступной для детей форме погружать их в мир нравственности.

Во время этической игры происходит внутренний диалог и нравственный выбор ребёнка. В то же время этическая игра позволяет педагогу  диагностировать нравственные качества и выбирать правильные пути решения выявленных проблем [2, с.12].

В процессе игры важно чуткое сопровождение педагога, а не руководство её процессом. В ходе игры учитель как бы погружается в мир детских взаимоотношений: вникает в проблемы, волнующие детей, обсуждая их, участвует в их решении как полноправный член игрового коллектива [2, с.12].Всё это даёт возможность педагогу вносить незаметные коррективы в процесс общения и, таким образом, помогать детям выходить на нравственно-ориентированное взаимодействие и взаимоотношения, учиться жить единым коллективом, где каждый важен, значим, слышим и уважаем. Эффективность этической игры зависит от продуманных и выверенных стимулов нравственного развития [2, с.12].

Крылова Ольга Евгеньевна, педагог-психолог МОУ СОШ №2 г.Воскресенска Московской области и Мухина Галина Юрьевна, заместитель директора по УВР этой же школы, познакомились с Аллой Ивановной Шемшуриной (профессором, заведующей лабораторией воспитания нравственно-этической культуры ГосНИИ семьи и воспитания), после чего они с коллегами пришли к тому, что начали активно использовать в воспитательной работе школы занятия по курсу «Этическая грамматика». Совместно были разработаны основные этапы изучения программы, выделены задачи, поставлены ближайшие и перспективные цели. Затем началась работа в экспериментальных классах. Еженедельно в 1«А» и 5«А» проводились уроки этической грамматики, на которых в интересной, игровой форме ребята решали, подчас, нелёгкие нравственные задачи [4].

Каждое занятие начиналось с эмоционального настроя, позволяющего сориентировать детей на доброжелательное отношение к окружающим, сформировать эмоционально-положительную основу занятия. Важным диагностическим показателем являлся цвет, который использовался ребёнком не столько как изобразительное средство, а как способ выражения своего эмоционального состояния и настроения.

Школьники были поделены на 3 возрастные группы. Первая возрастная группа (1-4 классы) путешествовала в Страну Добронравию со сказочным героем по имени Вежа. На занятиях дети знакомились и упражнялись в выполнении простейших правил общения со сверстниками и взрослыми, основанными на уважении и доброжелательности. Различные формы проведения занятий способствовали формированию любви и уважения к родным, друзьям, природе и родному краю. На этих занятиях дети учатся просто и естественно выражать свои чувства и эмоции.

Младшие школьники совершали волшебное путешествие в страну «Азбука простых истин», где их радушно встречала хозяйка Азбуковеди. На пути их ждали сказочные герои, которые ставили детей перед серьёзным нравственным выбором. Сражаясь с Драконом, ребята учились распознавать свои неблаговидные поступки, объяснять себе причины их возникновения и находить пути их преодоления.

Уроки культуры поведения , построенные на основе философских бесед с выдающимися деятелями науки и искусства, способствовали формированию нравственных и гражданских идеалов у младших школьников [3].

И.П.Балабанова, учитель этики лицея №17 г. Ставрополя работает по программе «Счастливая этика», разработанной в результате совместной работы учёных, учителей и старшеклассников лицея [1, с.49].

Особенности курса «Счастливая этика» заключаются в следующем:

  1. Обучение этикетным формам поведения в контексте с обозначением социальной роли ребёнка (В семье. – Я сын, я дочка; В театре. – Я зритель; В школе. – Я ученик; В транспорте. – Я пассажир и др.)
  2. Формирование и развитие навыков нравственной культуры ребёнка на традициях народной педагогики («О традициях гостеприимства и правилах хорошего тона на Руси», «Знакомство с Домостроем», «Правила поведения человека в «гостеприимных» сказках и былинах» и др.)
  3. Воспитание нравственной культуры как совокупность внешней культуры ребёнка («Моя внешность – моя «этикетка», «Красота внешнего облика. Мой взгляд, жесты, манера», «Гигиена – основа воспитанности»), внутренней культуры («Мир моих чувств», «Моя совесть – внутреннее осознание добра и зла», «Я и мой Бог», «Если случилась беда», «От чего прибавляется счастье») и культуры речи человека («Культура речи – культура сердца, «Единство слова и дела» и др.)
  4. Интегративное системное обучение и воспитание детей как на уроке этики, так и во внеурочное время (бал «Цветик-семицветик», посиделки «Иван да Марья», сказочное лото «Сказка – ложь, да в ней намёк… и др.)
  5. Принцип планирования урока этики – обучение с увлечением. Урок-сказка, урок-думка, урок-кроссворд, урок-любование и др. строятся по законам режиссуры. Таким образом, обыкновенный урок превращается в маленьктй праздник, спектакль, где знания усваиваются и запоминаются как бы сами собой. А действующие лица – учитель и ученик.
  6. Соблюдение основных педагогических принципов-заповедей:

- нет плохих учеников;

- радость обучения;

- дисциплина – творчество, увлечённость;

- о сложном – доступно и интересно;

- домашних заданий – минимум;

- отдых на уроке за счёт смены видов деятельности;

- основная форма работы на уроке – интеллектуальная игра [1, с.44].  Программа курса «Счастливая этика» предусматривает большой объём практических упражнений, сюжетно-ролевых игр, экспериментальных заданий для закрепления теоретического материала и формирования у детей социально-поведенческих навыков и умений [1, с.45].В конце учебного года подводятся итоги работы. Но оценивает детей не только учитель этики. Оценка по предмету сложная, многоступенчатая. Вот некоторые её критерии: знание теоретических основ предмета, соблюдение нравственных норм поведения на практике (в школе, во дворе, дома), оценка родителей, оценка друзей, самооценка. Общая оценка по этике складывается из суммы приобретённых знаний, положительных навыков и привычек, доброго и уважительного отношения к старшим и одноклассникам, бережного отношения к школьному имуществу, аккуратности, умения самостоятельно принимать решения и отвечать за свои поступки [1, с.48].

Таким образом, проблеме формирования культуры поведения младших школьников, как мы убедились, проанализировав опыт отечественных педагогов, уделяется много внимания и на уроках и при организации внеурочной деятельности. Только такая всесторонняя и многообразная работа учителя может дать положительные результаты. Ведь формирование культуры поведения имеет важное значение для развития гармоничной личности младшего школьника.

 Ссылки на источники 

  1. Балабанова, И. П. Уроки этики: учение с увлечением [Текст] / И. П. Балабанова // Начальная школа. – 2002. - №12. – С. 48.
  2. Величко, О.Ю. Роль нравственно-ориентированной игры в процессе этического воспитания младших школьников[Текст]/ О.Ю. Величко // Начальная школа.- 2008.- № 8.- С. 12
  3. Карпук, В.А. Программа нравственного воспитания младших школьников «Я в мире, мир во мне» [Электронный ресурс] /.А.Карпук; Фестиваль педагогических идей 2007-2008 года. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/501933
  4. Крылова, О.Е. Нравственное воспитание подрастающего поколения на занятиях «Этической грамматики» (из опыта работы) [Электронный ресурс] / О.Е.Крылова, Г.Ю.Мухина; Фестиваль педагогических идей  2007-2008 года. – Режим доступа: http://www.festival.1september.ru/articles/515519
  5. Кукушин, В.С. Теория и методика воспитательной раб. [Текст] : учеб. пособ.для учителей.- / В.С. Кукушин. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2001.- С. 100