Методические особенности факультатива «Островки ноосферы родного края» для 8–9-х классов на основе аксиологического подхода

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Шевченко И. А., Хропова И. Е. Методические особенности факультатива «Островки ноосферы родного края» для 8–9-х классов на основе аксиологического подхода // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № 2 (февраль). – С. 111–115. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14047.htm.
Аннотация. Изменения, происходящие на нашей планете, требуют отображения их в современном содержании образования. В этой связи важное место отводится модернизации в аксиологическом контексте. Это предполагает включение в содержание географического образования таких многомерных объектов изучения, которые являются аксиологическими феноменами. К подобным объектам относится «география и экология родного края» как «островок ноосферы» и представляет собой модель гармоничного взаимодействия человека и природы, реализуя тем самым экогуманистические ценности. Это понятие имеет огромную педагогическую значимость в обогащении содержания образования ценностными и деятельностными аспектами, личностным смыслом, а, следовательно, имеет огромную значимость в реализации аксиологического подхода. Своя местность обладает большим потенциалом формирования ценностного отношения.
Раздел: Психологические науки
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Шевченко Ирина Александровна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры географии, географического и геоэкологическогообразования ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина», г. Нижний Новгородirinadzr52@mail.ru

Хропова Ирина Евгеньевна,студентка 5 курса ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина», г. Нижний Новгород

Методические особенности факультатива«Островки ноосферы родного края» для 8–9хклассов на основе аксиологического подхода

Аннотация. Изменения, происходящие на нашей планете, требуют отображения их в современном содержании образования. В этой связи важное место отводится модернизации в аксиологическом контексте. Это предполагает включение в содержание географического образования таких многомерных объектов изучения, которые являются аксиологическими феноменами. К подобным объектам относится «география и экология родного края» как «островок ноосферы» и представляет собой модель гармоничного взаимодействия человека и природы, реализуя тем самым экогуманистические ценности. Это понятие имеет огромную педагогическую значимость в обогащении содержания образования ценностными и деятельностнымиаспектами, личностным смыслом, а, следовательно, имеет огромную значимостьвреализации аксиологического подхода. Своя местность обладает большим потенциалом формирования ценностного отношения.Ключевые слова:культурноэкологический подход, аксиологический подход, ценности, ценностные ориентации, ценностное отношение, географический факультатив, география и экология родного края.Раздел:(06) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

На современном этапе перед человечеством стоит нелегкая задача –осуществить кардинальные изменения в сознании каждого человека, сформулировать и добровольно принять ограничения и запреты, диктуемые законами развития биосферы. Это требует, в свою очередь, изменения многих стереотипов в поведении людей, механизмах экономики и социального развития. Принятие обществом идей устойчивого развития возможно только через систему образования и просвещения. Именно эта сфера деятельности способна изменить массовое сознание людей, ориентируя его на сохранение природных и культурных ценностей, этическое, гуманное отношение к жизни, поиск компромисса там, где экономические интересы производства вступают в конфликт с экологическими интересами общества. Ряд ученых связывают сложившуюся ситуацию с воспитанием молодежи «в отрыве» от своегонепосредственного окружения, природных ценностей, культуры, формирования поколения. Человек не создает свою причастность к родному краю и, как следствие, инертен в решении различного рода проблем своей малой родины.Разрешение этих проблем во многом зависит от географической науки, интеграционной по своей сути. География имеет два направления: природное и социальноэкономическое, которые тесно взаимодействуют с техническими, гуманитарными, естественными областями знаний. Данная особенность позволяет успешно реализовывать в рамках географических исследований культурноэкологический подход, раскрывающий окружающую человека среду как универсальную ценность, и позволяющий в условиях глобального экологического кризиса наметить пути выживания в направлении.Изменения, происходящие на нашей планете, требуют отображения их в современном содержании образования. В этой связи важное место отводится модернизации в аксиологическом контексте. Это предполагает включение в содержание географического образования таких многомерных объектов изучения, которые являются аксиологическими феноменами. К подобным объектам относится «география и экология родного края». Понятие географияи экология родного края, как «островок ноосферы» представляет собой модель гармоничного взаимодействия человека и природы, реализуя тем самым экогуманистические ценности. Это понятие имеет огромную педагогическую значимость в обогащении содержания образования ценностными и деятельстными аспектами, личностным смыслом, а, следовательно, имеет огромную значимость вреализации аксиологического подхода. Аксиологический подход –основание новой методологии педагогики, который присущ гуманистической педагогике, поскольку человек рассматривается в ней как высшая ценность общества и самоцель общественного развития. В этой связи аксиология, являющаяся более общей по отношению к гуманистической проблематике, может рассматриваться как основа новой философии образования и соответственно методологии современной педагогики [1]. Изучение родного края –необходимый и значимый компонент содержания школьного образования. Именно он позволяет, с одной стороны, создать зримую, целостную картину мира, дать представление о связях в природе, о взаимосвязях природы и общества, а с другой стороны, предоставляет возможность рассмотреть и узнать детально все составляющее природы, жизни и деятельности населения, их взаимодействия на определенной, конкретной территории. Своя местность обладает большим потенциалом формирования ценностного отношения. В педагогике и психологии ценности и ценностные ориентации изучаются во взаимосвязи с человеком как составляющие основу его духовного развития и являются важной детерминантной его поведения, отношение к окружающему миру.Проблеме ценности и ценностных ориентаций уделяли большое внимание в своихтрудах такие известные психологи как Л.С.Выготский, И.В.Дубровина, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн и педагоги Е.В.Бондаревская, З.И.Васильева, А.А.Кирьякова, И.Я.Лернер и др. Современная система образования на основе аксилогического подхода может внести свой вклад в становление сущностных сил человека, его социально ценных мировоззренческих и нравственных качеств, которые необходимы в будущем. Она направлена на благо человеку, на создание экологической и нравственной гармонии в мире. Ключевымипонятиями аксиологического подхода являются «ценность», «ценностная ориентация», «ценностная установка», «оценка», «оценочное отношение», «оценочное суждение». Преобразуя действительность, человек не только познает, но и оценивает ее. С.Ф.Анисимов выделяет абсолютные ценности (жизнь, здоровье, знания, прогресс, справедливость, гуманность); антиценности (невежество и т.п.) [2].Педагогические, как и любые другие духовные, ценности утверждаются в жизни не спонтанно. Они зависят от социальных, политических, экономических отношений в обществе, которые во многом влияют на развитие педагогики и образовательной практики. Причем эта зависимость не механическая, так как желаемое и необходимое на уровне общества часто вступают в противоречие, разрешает которое конкретный человек, педагог в силу своего мировоззрения, идеалов, выбирая способы воспроизводства и развития культуры. О.Г.Дробницкий считал, что «ценность» –это понятие, обозначающее, вопервых, положительную или отрицательную значимость какоголибо объекта, в отличие от его экзистенциальных и качественных характеристик (предметные ценности), вовторых, нормативную, предписательнооценочную сторону явлений общественного сознания (субъектные ценности). К предметным ценностям относятся: естественное благо и зло, заключенные в природных богатствах и стихийных бедствиях; культурное наследие прошлого, выступающее в виде предметов богатства современников; значение научной истины; моральные добро и зло, заключенные в действиях людей; эстетические характеристики природных и общественных объектов и произведений искусства. Субъектные ценности: общественные установки, императивы и запреты, цели и проекты, выраженные в форме нормативных представлений[3].А.Г.Здравомысловрассматривает ценности как «обособившиеся в ходе развития самой истории, благодаря разделению труда в сфере духовного производства, интересы» Мир ценностей в понимании А.Г.Здравосмыслова –это мир культуры в широком смысле слова, эта сфера духовной деятельности человека, его нравственного сознания. Именно в системе ценностей выражается отношение человека и общества к миру. К основным ценностям гуманистической культуры он причислил добро, истину, красоту, справедливость, труд, мир, свободу, представив человека в качестве организующего центра сложившейся системы ценностей [4]. Под ценностью он понимал идею, идеал, нравственную норму и др. Потребности преобразуются в интересы, а интересы превращаются в ценности. Под воздействием ценностей на потребности и интересы формируются новые потребности. Н.С.Розов дает обоснование этики ценностного сознания как новой формы мировоззрения, применяя к современной глобальной проблематике [5]. По мнению Г.П.Выжлецова, субъектами ценностных отношений выступает человек, Бог, Природа. Эта концепция исходит из того, что в человеке соединены три высшие м сокровенные тайны Бытия: ЖизньСознание –Дух, или дух, потенциал бесконечной вселенской жизни, проявляющейся в человеческом бытии в виде ценностей как внутренней основы и ядра культуры. В этом смысле ценность –это истина духа и содержательная основа мировоззрения и культуры в целом, а не просто оценочнопознавательное отношение субъекта к объекту [6].На основе работ В.П.Тугаринова, О.Г.Дробницкого, М.С.Кагана и другихавторов оформился категориальный аппарат теории ценности, включающий такие категории как «ценность», «ценностное отношение», «оценка», «ценностные ориентации»; были выявлены и изучены различные классы ценностей и разработаны основания для их иерархии. Ценностные ориентации –одно из основных понятий, используемых при построении психологических концепций регуляции поведения. Они обуславливают содержательную сторону жизненной направленности личности, ее отношение к окружающему миру, другим людям, самой себе [7]. Ценности регулируют направленность, степень усилий субъекта, определяют в значительной степени мотивы и цели организации деятельностью. В реализации аксиологического подхода особое значение имеют социальнокультурные ценности. Среди них выделяют следующие: ценности культуры; ценности процессов общекультурного и социальнокультурного воспитания, образования, самообразования и самовоспитания личности на разных этапах и в различных условиях жизнедеятельности, удовлетворения культурных потребностей человека; ценности культуры общения, поведения, взаимоотношения людей в социуме; ценности экологической, нравственной, психологической и педагогической культуры личности; ценности процессов формирования общей и профессиональной культуры личности. [8]. Одним из наиболее значимых выводов, вытекающих из осмысления аксиологических функций образования, является его общая направленность на гармоничное развитие личности, которое есть назначение, призвание и задача каждого человека. При этом каждый компонент образовательной системы вносит свой вклад в решение гуманистической цели образования.Гуманистическая цель образования требует пересмотра его содержания которое должно включать гуманитарные личностноразвивающие знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоциональноценностное отношение к миру и человеку в нем, а также систему нравственноэтических чувств, определяющих его поведение в многообразных жизненных ситуациях. Реализация культурногуманистических функций образования ставит также проблему разработки и внедрения новых технологий обучения и воспитания, которые помогли бы преодолеть безличностность образования, его отчуждение от реальной жизни. Для разработки таких технологий частичного обновления методов и приемов обучения и воспитания недостаточно [9]. Сущностная специфика гуманистической технологии образования заключается не столько в передаче некоторого содержания знаний и формировании соответствующих им умений и навыков, сколько в развитии творческой индивидуальности и интеллектуальнонравственной свободы личности, в совместном личностном росте педагога и учащихся. Изучение своей местности имеет значительныйучебновоспитательный потенциал для формированиядля реализации аксиологического подхода, что следует из исследований Н.Ф.Винокуровой, И.Е.Жуковской, В.В.Николиной, О.В.Смирновой, И.А.Шевченко. Учебное краеведение получило развитие в курсе «География России» в 8–9хклассах. В настоящее время происходит перестройки всей учебнометодической литературы и говоря о краеведении, чаще всего понимают его всестороннее, синтезированное изучение родного края. В краеведении, так же как в географии, предметом изучения является местность, территория. Сам термин «краеведение» означает, что изучается территория, определяемая понятием «родной край». Аксиологический подход «обеспечивает вхождение обучаемого в мир ценностей» и оказывает влияние на становление личных ценностных ориентаций учащегося; пронизывает все содержательные компоненты изучения ландшафтов своей местности [10–12]. В процессе работы он проявляется как мотивация к деятельности по изучению ландшафтов своей местности через исследовательскую деятельность [13]. На современном этапе недостаточно разработаны задания и практические работы по изучению природы и экологии своей местности. В современных учебниках отсутствует логически выстроенная система изучения природы и экологии родного края. Нами была разработанаобразовательная программа факультатива «Островки ноосферы родного края» для учащихся 8–9хклассов. Данную программу мы начали разрабатывать в рамках научноисследовательских работ под руководством О.В.Смирновой и получило свое логическое продолжение в виде итоговой работы. Изучение родного края –необходимый и значимый компонент содержания школьного образования. Именно он позволяет, с одной стороны, создать зримую, целостную картину мира, дать представление о связях в природе, о взаимосвязях природы и общества, а с другой стороны, предоставляет возможность рассмотреть и узнать детально составляющее природы, жизни и деятельности населения, их взаимодействия на определенной, конкретной территории. Своя местность обладает большим потенциалом формирования ценностного отношения. Личность учитывает феномен центральности положения в мире, окружающая человека среда имеет наибольшую ценность. Это побуждает человека осуществлять различные виды деятельности в пределах своего края. Таким образом, в основу школьного краеведения заложена мысль, что своё близкое и в природе, и в человеческой жизни, и в хозяйственной деятельности понятнее, проще и яснее, чем чужое и далекое.На занятиях факультатива подростки приобретают нравственные качества: инициативность, доброту, внимательность, долг, ответственность, честь, достоинство, обязательность, правдивость, милосердие, искренность, миролюбие, честность, бескорыстие,самостоятельность. Программа разработана для того, чтобы воспитать у подростков ценностное отношение к своему родному краю на основе изучения его культурологических особенностей и экологических проблем, научиться сохранять и оберегать природу и экологию своей местности, объекты природного и культурного наследия.Цель–формирование ценностного отношения учащихся к родному краю. Задачи: развить интерес к вопросам географии и экологии родного края, показать важнейшие нравственные ориентиры углубить нравственные знания учащихся по изучению экологических проблем родного края, воспитать чувство патриотизма, любви и уважения к историческому прошлому родного края, бережное отношение к уникальным объектам его природы, истории и культуры; сформировать активную жизненную позицию в решении важнейших нравственноэкологических проблем родного края, развить навыки интеллектуальной и исследовательской деятельности по изучению экологических проблем, культуры, истории родного края.Основное содержание курса «Островки ноосферы родного края»Раздел 1. В гостях на Краснооктябрьской земле.Тема 1. Моя Малая Родина на карте. Природные рубежи Нижегородской области и Краснооктябрьского района. Что означает –исследователь своего края. Первые исследователи Нижегородских земель и Краснооктябрьского района. Известные люди Краснооктябрьской земли.Методы познания своего края. Виды источников изучения. Встреча с краеведами. Работа в архиве, музее.Визитная карточка Краснооктябрьского района. Географическое положение, состав. Границы. Уникальность природного региона. Освоение территории. Рельеф. Климатические условия. Речная сеть. Озера и другие водоемы. Растительность и животный мир. Население и хозяйство. Главные экологические проблемы.Задания:1.На контурную карту нанести соседние административные районы и их центры.2.Изучить основные объекты природного и культурного значения, которые имеются в районе, обозначить их на контурной карте.3.Изучить топонимические особенности родного края, составить топонимическую карту края.1 блок –означивание. Учащиеся составляют список наиболее живописнейших и интересных мест территории района. Дают анализ экологической обстановке на конкретной территории.2 блок –осознание. На данном этапе учащиеся разрабатывают общую экологическую тропу, наглядный материали оборудование для него.3 блок –созидание. Составление памятки правил поведения на отдыхе, в походе, экскурсиях при изучении природного разнообразия Краснооктябрьской земли. Задание: выполнить по проделанной работе отчет на тему: «Сохраним природу родного края», в виде плаката с фотографиями и листовками для всех учащихся.Раздел 2.Путешествие по родному краю.Тема 2. Село Александрово–милый сердцу уголок. Визитная карточка. Изучение географии и экологии родного села, изучение местных достопримечательностей. Тема3. Село Салганы, как главный центр православной, духовной культуры. Визитная карточка. Главная достопримечательность –одна единственная в районе действующая церковь. Знакомство с памятниками религиозного зодчества мусульманской культуры.Тема 4. Мечеть «Рашида» в с. Медяны как администативно –гостиничный комплекс. Визитная карточка. Особенности природы с. Медяны. Почвы. Использование природных ресурсов местным населением.Тема 5. Дом Святых в с. Овечий Овраг. Исторический очерк территории. Экологические особенности памятника культуры, растительности и животного мира.Тема 6. Уразовский биологический (охотничего) заказник, как объект природного наследия Краснооктябрьского района. Визитная карточка. Рельеф, почвы. Растительный и животный мир. Главные особенности заказника. Экологическая ситуация –антропогенное воздействие человека.Аксиологический модуль. «Сохраним природу Родного края».Задания для учащихся:1.Учащимся предлагается составить фотоотчет и презентацию о местах природного и культурного наследия района, которые в наибольшей степени подвержены антропогенному воздействию.2.Затем учащиеся выделяют наиболее распространенные экологические проблемы: вырубка лесов, распашка степей, загрязнение рек, браконьерство, разрушение, разргабление и осквернение памятников культуры.3.Разработать комплекс мер борьбы с каждой из экологических проблем.Тема 7. Путешествие по рекам Субой, Пара и Пьяна. Природа. Обитатели. Экологические проблемы.Организация фото выставки, посвященной рекам.Задания:1.учащиеся подготавливают сообщения о источниках пресной воды на территории района и ее хозяйственном значении;2.проводится экскурсия на реки. Затем оформляется отчет.3.Составление списка реальных мер по охране растительного и животного мира рек.Раздел 3. Наш край –нам его и беречь.Практикум: «Мое место в судьбе моего края». Акции по сохранению природы родного края. Выявление экологических (основных) проблем территории. Разработка лесных аншлагов. Работы по очищению объектов природы (водоемы и прилегающие территории). Изготовление плакатов по охране природы. Конкурс рисунков. Изготовление буклетов, плакатов, фотоотчетов (материал можно разместить в интернете на сайте своего района), призвать местные власти к реставрации и охране памятников культурного наследия.На основе исследований Н.Ф.Винокуровой, И.Е.Жуковской, В.В.Николиной[14] нами были выделены следующие этапы изучения географии и экологии своей местности на основе аксиологического подхода: образноассоциативный; логическисмысловой; творческипрактический.

1ыйэтап. Образноассоциативный. Происходит формирование целостного образа географии и экологии своего края как мира, в котором живет школьник, осознание своего места в географии своего края. Учащиеся знакомятся с различными значениями географии и экологии и выделяют преобладающие для себя те, которые содержат в себе наиболее мощный эмоциональноценностный потенциал. Деятельность учащихся на данном этапе носит репродуктивный и частичнопоисковый характер. Целью данного этапа является формирование образа родного края как части мира, означивание ценности как личности учащегося (разделы: Моя малая Родина на карте мира. Географическое положение. Топонимика). Краткий очерк: О значении и месте родного края на территории России, главные экономические особенности размещения района, численность населения и вытекающие отсюда экологические проблемы Формы, методы, методические приемы: аксиологический модуль «Я рисую географию своего края»; мотивационный диалог (диалог можно организовать в виде перечня вопросов о Родине); самопрезентирующий диалог (после выполнения самостоятельно задания); эвристическая беседа; эмоциональноориентировочная беседа.2ойэтап. Логическисмысловой.Происходит понимание и извлечение смысла из полученных знаний о географии и экологии своей местности, в результате рассмотрения его отдельных элементов: отдельных компонентов, взаимодействия между ними, ведущих геоэкологических проблем, усвоение закономерностей, теорий. На этом этапе происходит преобразование значений в личностные смыслы (Рельеф и экологическая проблема; Климат и экологическая проблема; Внутренние воды и экологические проблемы; Почвы и экологические проблемы; Животный и растительный мир и экологические проблемы).Краткий очерк: Внутренние силы земли, скульптура поверхности, геологические особенности района; климатические условия, почвы и экологические проблемы, видовой состав флоры и фауны.Формы, методы, методические приемы: Проблемноориентировочная ситуация. Эвристическая беседа; самостоятельная работа учащихся; становление проблемы перед учащимися; практическая работа–разработка мер по борьбе с экологическими проблемами. 3ийэтап –творческипрактический. Происходит развитие творческой стороны личности ребенка, на основе сформировавшихся ценностей и чувств. Деятельность учащихся носит творческий характер. Данный этап предполагает включение учащихся в социальнозначимую деятельность по родному краю. (Как улучшить экологическую ситуацию родного края. Мой край в будущем). Краткий очерк: Наследие своего края, организации, занимающиеся сохранением природного и культурного наследия мира и конкретно своего района; меры, предпринятые этими организациями, защита объектов своего района; посещениеприроды своего района; принятие мер по улучшению географии и экологии родного края. Формы, методы, методические приемы: Аксиологический модуль «Моя творческая деятельность в родном краю»; Проектная деятельность учащихся, презентации на тему: «Чем привлекателен этот природный уголок?» (каждый выбираетсвой объект), ролевые игры «Экологи»; «Защитники своей малой Родины».Таким образом, развитие внеклассного краеведения на основе факультативной работы дает возможность более глубоко и всесторонне подойти к изучению своей местности. Такая деятельность способствует всестороннему развитию личности ребенка, направлена на совершенствование интеллектуального, духовного развития.

Ссылки на источники1.Сластенин В.А., ЧижаковаГ.И.Введение в педагогическую аксиологию.–М.,2003.–122с.2.АнисимовС.Ф. Духовные ценности: производство и потребление.–М.: Просвещение,2010.3.Дробницкий О.Г. «Ценность» // Философская энциклопедия.Т.5.–М.,1970.–С.462.4.Здравосмыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. –М.: Политиздат, 1986.5.Розов Н.С.Ценности в проблемном мире. –Новосибирск: Изд–во Новосибирского ун–та, 1998.–292 с.6.Выжлецов Г.П. Аксиология культуры. –СПб.,1996.7.Тугаринов В.П. О ценностях жизни и культуры.–Л.: Изд–во Ленингр. ун–та,1960. –156с.8.ШохинВ.К. Философия ценностей и ранняя аксиологическая мысль.–М.: Изд–во РУДН,2006.–457с.9.Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностноориентированного образования // Педагогика.–1995.–№ 4. –С. 29–36.10.Геоэкологическое образование: методология, теория, методика/Под ред. Н.Ф.Винокуровой, Н.Н.Демидовой. –Н.Новгород: Деловая полиграфия, 2007.–160с.11.ЖуковскаяИ. Е.Формирование опыта творческой деятельности учащихся при изучении экологии городского ландшафта в условиях дополнительного географического образования: автореф. дисс. … канд.пед.наук. –Нижний Новгород, 2006.–210 с.12.ШевченкоИ.А. Культурно–экологический подход и методика его реализации при изучении городского ландшафта в школьной географии.–Н.Новгород:ООО «Типография Поволжье»,2005.–137с.13.Веденин Ю.А., КулешоваМ.Е. Культурный ландшафт как объект культурного и природного наследия//Известия АН. Серия географическая. –2001. –№1.–С. 7–14.14.Николина В.В. Эмоциональноценностное отношение к окружающей среде.–Н.Новгород,1996.–56с.

IrinaShevchenko,candidateofpedagogicalSciences, associateProfessor, Departmentofgeography, geographicalandgeoecological education of the Federal state educational institution «Nizhny Novgorod state pedagogical University. K. Minin», Nizhniy Novgorodirinadzr52@mail.ruIrina Khlopova,studentof the 5th course in chief of the Nizhniy Novgorod state pedagogical University. K. Minin», Nizhniy NovgorodMethodical features of the optional course «Islands of the noosphere of the native land» for grades 8 and 9 on the basis of the axiological approachAbstract.Changes taking place on our planet, require displaying them in a modern educational content. In this regard, an important place belongs to the modernization axiological context. It is intended to include the content of geographical education multidimensional objects such studies, which are axiological phenomena. By similar objects include "Geography and ecology of native land" as "an island of the noosphere" and represents a model of harmonious interaction between man and nature, thus realizing the humanistic values. This concept is of great importance in the educational enrichment of educational content and valueactivity aspect, personal meaning, and therefore has a huge importance in the implementation of axiological approach. Its area has great potential formation of the valuable relationship.

Keywords:cultural and ecological approach, axiological approach, values, value orientation, value relation, geographical optional, geography and ecology of the native land.References:1–14 –RussianSources.

Рекомендовано к публикации:Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»