Обзор историографии проблемы формирования профессиональных ценностных ориентаций будущих педагогов-дефектологов

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Воденникова Л. А. Обзор историографии проблемы формирования профессиональных ценностных ориентаций будущих педагогов-дефектологов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № 11 (ноябрь). – С. 76–80. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14312.htm.
Аннотация. В статье актуализируется проблема аксиологического компонента профессиональной подготовки будущих педагогов-дефектологов, предложен обзор историографии изучаемой проблемы. Авторское видение проблемы представлено в трех временных периодах, отражающих развитие интереса со стороны общества и науки к предмету исследования – формированию профессиональных ценностных ориентаций будущих педагогов-дефектологов.
Раздел: Отдельные вопросы сферы образования
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
ВоденниковаЛюдмилаАнатольевна,ассистенткафедрыпедагогикиипсихологииФГБОУВПО«Челябинскийгосударственныйпедагогическийуниверситет»,г.Челябинскlyudmilka86@mail.ru

Обзористориографиипроблемыформированияпрофессиональных

ценностныхориентацийбудущихпедагоговдефектологов

Аннотация.Встатьеактуализируетсяпроблемааксиологическогокомпонентапрофессиональнойподготовкибудущихпедагоговдефектологов,предложенобзористориографииизучаемойпроблемы.Авторскоевидениепроблемыпредставленовтрехвременныхпериодах,отражающихразвитиеинтересасостороныобществаинаукикпредметуисследования‬формированиюпрофессиональныхценностныхориентацийбудущихпедагоговдефектологов.Ключевыеслова:историография,ценности,ценностныеориентации,педагог,дефектолог,специальноеобразование,интеграция,инклюзивноеобразование,профессиональнаяподготовка.Раздел: (01)педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Современныйэтапразвитияобществахарактеризуетсяреформированиемегосистем,средикоторых‬образование.Реформыобщегообразования,связанныессозданиеминклюзивнойобразовательнойсреды,иобщаятенденцияувеличенияколичествадетейсограниченнымивозможностямиздоровьясталипричинамисовершенствованияпрофессиональнойподготовкипедагоговдефектологов.Вобществесформироваласьпотребностьввысококвалифицированныхпедагогахспециальногообразования,компетентностькоторыххарактеризуютнетолькознания,умения,опыт,профессиональныекачества,ноипрофессиональныеценностныеориентации.Ониопределяютнаправленностьпрофессиональнойпозициипедагоговдефектологовиобеспечиваютпостоянствоиверностьвисполнениипрофессиональногодолга.Дляраскрытияпроблемыисследованиянасинтересовалоизучениеисториинакопленияпредставленийизнанийопрофессиональныхценностныхориентацияхпедагоговспециальногообразования.Онапредставленависториографиипроблемы.Приэтомдлясоблюдениялогикирассмотренияисториографиибудемпридерживатьсяосновныхположений:1)исходнойточкойизученияисториистановленияиразвитияпроблемыисследованиясчитаемвозникновениесистемыпрофессиональнойподготовкипедагоговдефектологоввусловияхвысшегообразования;2)восновуисториографиикакключевойединицы,определяющейсодержаниеисменупериодов,положенинтерессостороныобществаинаукикпредметуисследования‬формированиюпрофессиональныхценностныхориентацийбудущихпедагоговдефектологов;3)характеристикапериодоввключаетвсебяанализсоциальных,научнометодическихипрактическихпредпосылокстановленияиразвитияпроблемыисследования.

Дляанализаисториистановленияиразвитиянаучныхвзглядовнапредметисследования‬формированиепрофессиональныхценностныхориентацийбудущихпедагоговдефектологов‬мывыделилитрипериода:первыйпериод‬сконцаXIXв.до90хгг.XXв.;второйпериод‬с90хгг.ХХв.доначалаXXIв.‬итретийпериод‬сначалаXXIв.понастоящеевремя.НарубежеXIX‬XXвв.вРоссииначаласьпрофессиональнаяподготовкапедагоговдефектологоввусловияхвысшегообразования.Предпосылкамиэтогостали:

1)влияниехристианскогомировоззрениянаформированиемилосердногоотношенияипризренияклюдямсограниченнымивозможностямиздоровьякакценности;

2)развитиенаучногомышлениявпериодэпохиПросвещенияистановлениеценностизнания;

3)открытиеспециальныхшколиприютовдлянуждающихсялюдей,втомчислесограниченнымивозможностямиздоровья;

4)осознаниеособенностейпрофессиональнойдеятельностипедагогов,работающихсдетьмисотклонениямивразвитии,итрудностейсамостоятельногоизученияопытапедагогическойдеятельностисними;5)развитиеевропейскойсистемыпрофессиональнойподготовкипедагоговспециальногообразования.Первыйпериод(сконцаXIXв.до90хгг.XXв.)ДоконцаXIXв.вРоссиинесуществовалаединойсистемыподготовкидефектологоввусловияхвысшегообразования.Специалистовдляработысдетьмисограниченнымивозможностямиздоровьяготовилинакурсах,основываясьнаопытеотдельныхлюдей‬энтузиастовработысдетьмисотклонениямивразвитии.СистемаподготовкидефектологоввусловияхвысшегообразованияначалаформироватьсясконцаXIXв.,когдав1898г.подпопечительствомГосударыниИмператрицыМарииФедоровныоткрытыкурсыпоподготовкепедагоговдефектологовдляработысглухонемымидетьми.ВпервыедесятилетияХХв.происходилостановлениеуниверситетскойподготовкипедагоговспециальногообучения.ПервымибылиИнститутдетскойдефектологииНаркомпросса(В.П.Кащенко,Москва)иГосударственныйинститутдефективногоребенка(Петроград).ВпослереволюционнойРоссиивсередине20хгг.вМГУорганизованапрофессиональнаяподготовкадефектологоввтечение4летнабазесреднегообразования.

Вэтотпериодосновнойупорвпрофессиональнойподготовкедефектологовделаетсянаразвитиипрофессиональнозначимыхнаучныхзнанийвобластипсихологии,генетики,физиологии,психиатрии,нейрофизиологии.Ониявляютсяосновополагающимидляпрофессиональнойдеятельностидефектологовсдетьмисограниченнымивозможностямиздоровья.Нафонеформированиякогнитивнойсоставляющейпрофессиональнойподготовкидефектологовценностнаясоставляющаянаходитсянавторомплане.Вэтотпериодсоздаетсяличностныйобраздефектологов,представленияокоторомоснованынасоциалистическихвзглядах.Этосвязаноистем,что,вопервых,приподготовкедефектологовстановитсяактуальнымформированиекомплексныхнаучныхзнанийдляработысдетьмисограниченнымивозможностямиздоровья;вовторых,акцентвработеделаетсянаихобучении,анесоциализации,посколькудетисограниченнымивозможностямиполучаютобразованиевспециальносозданныхучрежденияхиихинтеграциявсоциумзатруднена;втретьих,вXXв.происходитстановлениенаукиоценностях‬аксиологии.Тольковпроцессепоследующегоразвитияаксиологииформируютсяпредставленияопрофессиональныхценностныхориентацияхспециалистов,втомчислепедагоговдефектологов.

НачалоаксиологииположилфранцузскийфилософПольЛапи,которыйв1902г.ввелтермин«аксиология»,вегооснове‬определениеценностинемецкогофилософаР.Г.Лотце.Ценностьчеголибосталасчитатьсявпервуюочередьневденежном,материальномэквиваленте,авотношениизначимостиэтогопредметаилиявлениядействительностидлячеловека.Восновуаксиологиибылазаложенапопыткаразрешитьнекоторыевопросыфилософии,связанныесценностями:«смыслжизнииистории,направленностьиоснованиепознания,конечнаяцельиоправданиечеловеческойдеятельности»[1].

ВэтотпериоднемецкийтеологАльбрехтРитчльдалпервоеобъяснениезакономерностиформированияценностнойориентациивсознаниичеловека.Онутверждал,чтовосновуформулировокценностныхсужденийположено«любоесвязноезнание,котороенетолькосопровождается,ноинаправляетсячувством,и,посколькувниманиенеобходимодляреализациицелипознания,волястановитсяносителемпознавательнойцели.Номотивомволиявляетсячувство,делающеевещьилидеятельностьдостойнойжелания»[2].ИдеюРитчлялогичнопредставитьвпоследовательности«представление‬чувство‬воля‬осознание(выбор)».Изучениеценностейпродолжается,изнаниястановятсяболееглубокими.

В20хгг.ХХв.РальфБартонПеррипубликуеткнигу«Общаятеорияценностей»,вкоторойанализируетпонятиеценностивзападнойфилософииирассматриваеткатегорииценностииинтереса,ихместовкультуреирольвобществе.Впоследствиивотечественнойнаукеформируетсятерминологическоеполеаксиологии,котороесостоитизпонятий«ценности»,«ценностныеориентации»,«ценностноеотношение»,«ценностноевзаимодействие»,рассмотренныхвработахС.Ф.Анисимова,А.Г.Здравомыслова,В.П.Тугаринова.ОпределениеинтересующемунаспонятиюдаетА.Г.Здравомыслов:«ценностныеориентации‬важнейшиеэлементывнутреннейструктурыличности,закрепленныежизненнымопытоминдивида,совокупностьюегопереживанийиограничивающиезначимое,существенноедляданногочеловекаотнезначимого,несущественного»[3].Вэтотжепериодпоявляетсяаксиологияобразованиякакнаучноенаправление.ОноразрабатывалосьвисследованияхА.В.Кирьяковойипредставленовтруде«Ориентацияшкольниковнасоциальнозначимыеценности»,А.М.Булынина«Эволюцияценностейвысшегопедагогическогообразования:историкотеоретическийаспект»идр.ВработеА.В.Кирьяковойдоказаноположениеотом,чтоориентациишкольниковнасоциальнозначимыеценностивлияютнаихразвитие,определяяегонаправление.Поднятаявисследованиипроблемаотом,чтовреалияхпедагогическойсистемыдляшкольниковобщечеловеческиеценностиостаютсянаабстрактномуровне,решаетсяразработкойконцепциипроцессаориентациишкольниковнасоциальнозначимыеценности,восновукоторойположенаинтеграциямеханизмовпоиска‬оценки‬выбора‬проекции.Описанныевработеположениялегливосновуновогонаучногонаправления‬аксиологииобразования,втомчислеуниверситетскогообразования,чтопобудилоизучениевопросовпрофессиональнойподготовкипедагоговиявилосьпредпосылкойновыхисследованийвобластиформированияценностныхориентацийбудущихспециалистов.РаботаА.М.Булынинанеменееценнаявстановлениииразвитииаксиологииобразования.Авторпредставляетсодержательныйанализсуществующихподходовкпониманиюценностейиценностныхориентацийвысшегопедагогическогообразованиявисторикотеоретическомаспекте.Данноеисследованиепредставляетценностьнетолькодляразвитиявысшегопрофессиональногообразованиявцелом,нопрофессиональнойподготовкипедагоговдефектологоввчастности.Впсихологиитакжевозникаетинтерескизучениюмеханизмапреломленияценностейвсознанииличности.ПроходятнаучныеисследованияМ.Рокича,позднееШ.Шварца.Всвоихтрудахониописываютпонятиеценностейиценностныхориентацийвпсихологическойнауке,разрабатываютиапробируютметодикиихизучения.Широкоизвестныопросник«Ценностныеориентации»М.РокичаиметодикадляизученияценностейличностиШ.Шварца.ВсоциологиипопулярныисследованияК.Клакхона,В.А.Ядова.

Итак,системаподготовкидефектологовиисследованиявобластиаксиологииобразованиянеимеютточексоприкосновения.Напервомэтаперечьнеидетобактуальностиформированияпрофессиональныхценностныхориентацийвпроцессепрофессиональнойподготовкидефектологоввусловияхвысшегообразования,хотяисследователейинтересуютвопросы,связанныесличностным,нравственнымстановлениемспециалистов.Происходитстановлениесистемыпрофессиональнойподготовкипедагоговдефектологов.Основнойупорделаетсянакогнитивнойсоставляющейдляработысдетьмисограниченнымивозможностямиздоровья.Причинамиэтогостали:

1)активноеразвитиенаук:психологии,генетики,физиологии,психиатрии,нейрофизиологии.Онидаютобщиеосновополагающиезнания,поэтомувозникаетпотребностьвпрофильнойпрофессиональнойподготовкепедагоговдефектологов;2)системапрофессиональнойподготовкиосновананаопытеотдельныхэнтузиастовинаходитсявстадииразвитияисовершенствования.Онахарактеризуетсяобщимипредставлениямиобобучениидетейсограниченнымивозможностямиздоровья;3)вработесдетьмисограниченнымивозможностямиздоровьяпервоочереднымявляетсяобучение,анесоциализация;4)становлениеаксиологии,развитиенаучныхзнанийоценностях,ценностныхориентацияхчеловека.Второйпериод(с90хгг.ХХв.доначалаXXIв.)Данныйпериодкратковременныйинасыщенный,посколькузанимаетпериодводнодесятилетие,вкотороепроизошликардинальныеизменениявисторииРоссииисамосознанииобщества.Поэтомувремяреформ90хгг.ХХв.выделяетсявотдельныйпериодисториографии.Онохарактеризуетсяразвитиемсистемыподготовкипедагоговдефектологоввусловияхвысшегообразованияиактуализациейвопросовотребованияхкличностнопрофессиональнойсоставляющейподготовки.

С90хгг.вРоссиипроисходятсерьезныеполитическиереформы,которыеотражаютсянасоциальной,экономическойсторонахжизнедеятельностиграждан.Новоеустройствообществаоказаловлияниенамировоззрениелюдей.Влияниеевропейскойисевероамериканскойкультурыинаукирасширилопредставлениеожизни,очеловеке,осоциуме,вследствиечегопроисходятизменениявотношенияхкдетямсограниченнымивозможностямиздоровья.Постепенноонисталивосприниматьсякакравные.ВКонституцииРФ(1991г.)закрепляетсяположениеотом,чтовседети,втомчислесограниченнымивозможностямиздоровья,имеютправонаобразованиекакобучение,воспитаниеиразвитие.Вмеждународномсоглашении‬СаламанскойДекларациииРамкахдействийпообразованиюлицсособымипотребностями(1994г.)принятыидеиинклюзивногообразованиядетейсограниченнымивозможностямиздоровья:«Врамкахзаконодательстваследуетпризнатьпринциправенствавозможностейдлядетей,молодежиивзрослыхсфизическимииумственныминедостаткамивобластиначального,среднегоивысшегообразования,обеспечиваемого,померевозможности,вусловиях,гарантирующихинтеграцию(ст.16)»[4].Восновубудущейидеиинклюзивногообразованияположеныпредставленияобинтеграциидетейсограниченнымивозможностямивсистемумассовогообщегообразования.ПредставленияобихсоциальнойинтеграциибылиобоснованызарубежомвовторойполовинеХХв.Ониповлиялинаизменениявсоциальнойполитикегосударствисформировалиновоетолерантноеинеравнодушноеотношениеобществакдетямсограниченнымивозможностямиздоровья.

Возникаетновоепонятие‬«интегрированноеобразование»,котороетрактуетсякак«процесссовместногообразованияобычныхинетипичныхдетей,установлениемеждудетьмиразныхгрупп,категорийболеетесныхвзаимоотношенийвпроцессеихобученияивоспитанияводномклассемассовойшколы»[5].Другимисловами,интеграцияпредставляетсобойпроцессирезультатобеспечениядетейсограниченнымивозможностямиздоровьяусловиямивобразованиидляуспешнойадаптациивобществе.ОсновываясьнатрудахС.Кирка,Д.Лернера,К.ваннРейсвейка,Н.Р.Шматко,всвоихисследованияхА.А.Наумоввразвитииспециальнойпедагогикиразводитпонятияинтеграциииинклюзии,раскрываетихсодержание,изчегомыделаемвывод,чтоинтеграцияпервичнееинклюзии.ИдеиинтеграцииразрабатывалисьвРоссиивконцеХХв.Позжевыяснилось,чтоневседетисограниченнымивозможностямиздоровьямогутбытьинтегрированывпроцессобразованиявмассовыхшколах.ПоэтомувначалеXXIв.ученыеозадаченыпоискомрешенияпроблемыуспешнойсоциализациидетейсдругимиотклонениямивразвитии.Дляэтогобылапредложенаидеявключениядетейвобразовательныйпроцесс,другимисловами,инклюзия.Втретьемпериодеисториографиипоявляютсяисследованиятеоретиковипрактиковспециальногообразования,посвященныепроблемесозданияинклюзивнойобразовательнойсреды,котораяпредполагаетвключение,анекоррекцию(преобразование)детейсограниченнымивозможностямиздоровьявравныхусловияхобразованиясовсемидетьми.Вусловияхинклюзивногообразованияудовлетворяютсяпотребностивсехдетейбезисключения,посколькукаждыйребеноквоспринимаетсякакуникальнаяличность,ценность.

Впоследствиипринципыинклюзивногообразованияреализованывотечественнойсистемеобразования.Пониманиепрофессиональнойдеятельностипедагоговспециальногообучениятеперьзаключаетсявдостиженииглавнойцели‬помощиребенкусограниченнымивозможностямиздоровьявуспешнойсоциализациииадаптации.Основнойценностьюстановитсяребеноксограниченнымивозможностямиздоровья,способныйстатьиосознаватьсебяполноценнымчленомобщества.Кэтомуположениютеоретикиипрактикиспециальногообразованияпришлиблагодаряразвитиюспециальнойпедагогики,котораязанимаетсяизучениемособенностейразвитиядетейсразнообразнымифизическимиипсихическимиотклонениями.Посколькувэтотпериодидеологиясоветскогообществасменяетсяидеямикапитализма,тонапервыйпланвыходитнетолькоакадемическоенаправлениепрофессиональнойподготовкипедагоговдефектологов,ноиформированиепрофессиональноличностногообликаспециалистов.Новыйподходкспециальномуобразованиюпотребовалреформированиясистемыпрофессиональнойподготовкипедагоговдефектологов.Известно,чтодо1995г.несуществовалоспециализациивпрофессиональнойподготовкепедагоговспециальногообразования.Обучениепроводилосьпооднойспециальности«дефектология».Впоследствиибыливыделеныспециализациииновыетребованиякпрофессиональнойподготовкепедагоговдефектологов:тифлопедагогика,сурдопедагогика,олигофренопедагогика,логопедия,специальнаяпсихология,специальнаядошкольнаяпедагогикаипсихология.Системапрофессиональнойподготовкирасширяласьисовершенствовалась.КконцуXXв.существовалоужеоколо30факультетовикафедрвпедагогическихуниверситетах,обучающихбудущихпедагоговдефектологовпоспециальностям«логопедия»и«олигофренопедагогика».

Происходилиизмененияивпредставленияхоличностномобликепедагоговспециальногообразования,предпосылкамичегосталиположенияаксиологическогоподходавобразовании,которыйразрабатывалиА.М.Булынин,А.В.Кирьякова,И.С.Ломакина,В.А.Сластенин,В.П.Тугариновидругие,атакжеразвиваласьпедагогическаянаука.Вчастности,терминологическоеполеобогащаетсяновымпонятием«профессиональныеценностныеориентации».ДанноепонятиевсвоихработахрассматривалиЕ.В.Андриенко,И.П.Исаев,С.А.Хмара,Е.Н.Шиянов,позднееЕ.Л.Руднева.Основываясьнарезультатахисследованийвышеуказанныхавторов,Е.Л.Рудневадаетследующееопределение:«профессиональныеценностныеориентации‬элементывнутреннейструктурыличности,выражающиееесубъективноеотношениекобщественнозначимымценностямтрудаиопределеннымкомпонентампрофессиональнойдеятельности»[6].Врезультатеразвитиянаукивдальнейшембудутсделанынаучныеисследованияоценностнойнаправленностиподготовкипедагоговдефектологов.ОднимиизпервыхакцентнааксиологическомаспектевпрофессиональнойподготовкепедагоговдефектологовсделалиР.О.Агавелян,Н.Н.Малофеева,Н.М.Назарова,Л.Ф.Сербина,Н.А.Строгова,Л.Е.Шевчук.Всвоихработахониподнималиидеиформированияубудущихпедагоговдефектологовдуховнонравственныхосновпрофессиональнойконцепции,гуманистическойнаправленности,проводявзаимосвязьмеждунимиипрофессиональнымизнаниями,умениями,навыками.Педагогиспециальногообразованияпредстаюткакспециалисты,способныепомочьребенкусограниченнымивозможностямиздоровьяиегосемьерешитьпроблемысоциальнойадаптациииуспешноинтегрироватьсявсоциум.Дляэтогодефектологамнеобходимоценностноеоснованиепрофессиональнойдеятельности,котороебазируетсянасформированностипрофессиональныхценностныхориентаций.

Такимобразом,возникаетпотребностьизаинтересованностьгосударствавподготовкевысококвалифицированныхспециалистовдляработысданнойкатегориейдетей,втомчислевусловияхихсоциальнойиобразовательнойинтеграции.Причинамиэтогостали:1)сменаполитическогосоциалистическогостроянакапиталистическийстрой,какследствие,происходитидеологическаяперестройкавобществе.Онахарактеризуется,соднойстороны,ценностнымвакуумом,сдругойстороны,подвлияниемзападноевропейскогоисевероамериканскогомышленияформируетсяновоевосприятиеиотношениекдетямсОВЗ;2)развитиеаксиологииобразования,втомчислеаксиологическогоподхода,применяемоговпедагогическихисследованиях;3)совершенствованиесистемыпрофессиональнойподготовкипедагоговдефектологоввусловияхвысшегообразования,посколькупоявляютсяновыесамостоятельныеспециализации.Третийпериод(сначалаXXIв.понастоящеевремя)Данныйпериодхарактеризуетсяразвитиемаксиологическойсоставляющейсистемыпрофессиональнойподготовкипедагоговдефектологов,котораязаключаетсявформированиипрофессиональныхценностныхориентацийкакосновынаправленностиисоставляющейихпрофессиональнойкомпетентности,сцельюповышенияконкурентоспособностивыпускниковнарынкетруда.КакуказываютЛ.В.КапустинаиЕ.В.Поповавсвоейстатье,«главнымприоритетоммодернизациивысшегопрофессиональногообразованияявляетсяразработкановыхобразовательныхпрограммсучетомкритериев,предъявляемыхрынкомтрудаврамкахсоциальнокультурногоиэкономическогоразвития»[7].Вэтотжепериодначинаетсяпроцессотинтеграциикинклюзиикакадаптациясредыкограничениямдетей.Последствияидеологическоговакуума,социальноэкономическиеизменения90хгг.побудилизаконодателейРоссииобратитьвниманиеобщественностинапроблемуценностногооснованиясодержанияобразования.СогласнопозициипрезидентаРоссииВ.В.Путина,котораяотраженавегоПосланииФедеральномусобраниюРФот12.12.2012г.,обществуследуетобратитьвниманиеназначимостьценностногооснованияобщества.ПрезидентРФставитпроблемудемографическогоиценностногокризиса.«…ВначалеXXIв.мыстолкнулись<…>снастоящимдемографическимиценностнымкризисом.Аеслинациянеспособнасебясберегатьивоспроизводить,еслионаутрачиваетжизненныеориентирыиидеалы,ейивнешнийврагненужен,всеитакразвалитсясамопосебе».Выходизценностногокризисазаключаетсявсоциальныхинститутах,средикоторых‬образование:«Мыдолжнывсецелоподдержатьинституты,которыеявляютсяносителямитрадиционныхценностей,историческидоказалисвоюспособностьпередаватьихизпоколениявпоколение»[8].ВновойредакцииЗаконаРФ«Обобразовании»законодателисодержательноисразныхсторондалиопределениеобразованиякак«единогоцеленаправленногопроцессавоспитанияиобучения,являющегосяобщественнозначимымблагомиосуществляемоговинтересахчеловека,семьи,обществаигосударства,атакжесовокупностиприобретаемыхзнаний,умений,навыков,ценностныхустановок,опытадеятельностиикомпетенцииопределенныхобъемаисложностивцеляхинтеллектуального,духовнонравственного,творческого,физическогои(или)профессиональногоразвитиячеловека,удовлетворенияегообразовательныхпотребностейиинтересов(ст.2)»[9].Средивсегомногообразияперечисленныххарактеристикрезультатовобразованиямывидимуказаниенаценностныеустановки,обозначениекоторыхсвидетельствуетозначимостиаксиологическогооснованиясодержанияобразования.

Социологическиеисследования(С.О.Елишев,Е.Б.Шарова)оролиценностныхориентацийвстановленииличности,еежизнеустройствеподтверждаютактуальностьподнятойнамипроблемывданныйпериод.

Заинтересованностьученыхсоциальныхнауквисследованиипроблемыформированияценностныхориентацийбудущихпедагоговдефектологовпрослеживаетсявпериодическойпечати.Анализоглавленийжурналов«СОЦИС»,«Педагогика»,«Специальноеобразование»показал,чтовопросы,связанныесценностямичеловекаилиценностнойнаправленностьюобразования,попрежнемуосвещаютсяиразрабатываются.Интересныпоследниеисследованиясоциологов(Л.Н.Банникова,Л.Н.Воронина,Ю.Р.Вишневский,Е.Г.Галицкая,И.И.Иванова,Е.С.Петренко,С.В.Явон),которыеизучаютрегиональныйаспектценностныхориентациймолодеживсовременныхусловияхжизнивобществе,втомчислеместопрофессиональныхценностныхориентацийвструктуреличности.Внастоящеевремяобщественностьинауказаинтересованывопросамидуховностичеловека,поэтомупоявляютсястатьиученых(П.И.Пидкасистый,В.Д.Иванов,Н.В.Шкляр,Е.С.Дунаева),вкоторыхрассматриваетсяпроблемадуховности,нравственности.Несомненно,ониявляютсязначимымиприподготовкепедагогов,втомчислевобластиспециальногообразования,посколькуположенывосновупрофессиональнойкультурыпедагоговдефектологов.Дляэтогопродолжаетсяизучениеподходовкопределениюпонятий«ценности»,«ценностныеориентации»,изучениесодержаниякоторыхуглубляется.Профессиональныеценностииценностныеориентациирассматриваютсякакфактортворческогоиличностногоразвития,какфакторсоциальнойзрелостипедагоговспециальногообразования(Н.Ф.Алиева,Л.Г.Набиуллин,О.Г.Нугаева,Ю.Е.Криводонова).Впредставленномперечнеиприанализепериодическойпечативцеломнеосвещаютсявопросыформированияпрофессиональныхценностныхориентацийпедагоговспециальногообразования,приэтоммывидим,чтоценностнаяподготовкапедагоговимеетзначимуюпозициювобщейпрофессиональнойподготовке.ВсетиИнтернетсоздаетсявсебольшесайтоворганизацийиавторскихсайтовнаразныетемы.Проанализировавразличныесайты,мыненашлиниодного,освещающегозначениеценностейвпрофессиональнойдеятельностипедагога.Средипросмотренныхсайтовмыобнаружили:блогроссийскогоученогоhttp://rupedagog.ru/,«Сайтпедагогаисследователя»С.В.Сидороваhttp://sisv.com/,ОбразовательныйсайтТ.Н.Сильченковойhttp://www.silchenkova.ru/,сайтА.И.Комаровойhttp://аннакомарова.рф/,сайтпедагогаЛ.Г.Игошинойhttp://igoschinalg.ucoz.ru/,вкоторыхестьстатьинатемупрофессиональнойкультурыпедагогов,ночастичноилисовсемнерассматриваетсяаксиологическаясоставляющаяпрофессиональнойкультурыпедагогов,втомчислепедагоговдефектологов.

Научныеисследованиявобластиаксиологическойподготовкипедагоговостаютсяактуальными,посколькунаблюдаетсяинтерескданномунаправлениювработахО.А.Зиминой,О.А.Коновалова,Л.А.Коняевой.Появляютсяузконаправленныеисследования,вкоторыхизучаютсяидоказываютсяположениякасательноособенностейпрофессиональнойдеятельностиспециалистовразличныхнаправлений,вчастностипсихологов(Г.В.Строй),социальныхработников(И.А.Гехт,А.В.Кучина),учителей(Л.В.Вершинина,Н.А.Гущина,Н.С.Лапханова,А.В.Лысенко),педагоговдефектологов(Р.Г.Аслаева,Л.В.Ларионова,Н.Г.Прянникова,И.А.Филатова).Обогащениюпедагогическойнаукипоизучаемойпроблемеспособствовалиработы,вкоторыхавторырассматривалиценностныеориентацииглубже,чемпрежде,детальноизучаяихсодержание.Например,вдиссертацииИ.И.Шевченкоценностныеориентациирассматриваютсякакфакторконкурентоспособностистудентов,авдиссертацииН.А.Поповановойдоказываетсяположениеотом,чтоценностныеориентацииявляютсяосновойпрофессиональныхкомпетенций.Разумеется,всевышеназванныеработыобогащаютпедагогическуюнаукуипредставляютсобойнаучныйинтерескизучениюпроблемыформированияпрофессиональныхценностныхориентацийбудущихпедагоговдефектологов.Изученныетрудыдаютнамхорошую,нонедостаточнуютеоретическуюосновудляисследованияпонашейтеме,потомучтонепредставленацелостнаякартинарешениявопросанаучнотеоретическогоипрактическогообоснованияпроцессаформированияпрофессиональныхценностныхориентацийбудущихпедагоговдефектологовиразработкиорганизационнометодическогообеспеченияихпрофессиональнойподготовкивусловияхвысшегообразования.Особенностипрофессиональнойподготовкиобусловленыобразовательнымиреформамивсистемеспециальногообразования.

СначалаXIXв.развиваютсяидеисозданияинклюзивнойобразовательнойсредывмассовыхобразовательныхучреждениях,которыеопределяютособенностиработыпедагоговдефектологов.Ориентировочнос2008г.публикуютсяисследованияпоподготовкепедагоговкдеятельностивусловияхинклюзивногообразования(Н.П.Артюшенко,Е.Г.Самарцевой,И.Н.Хафизуллиной).Внихдоказываетсяположениеотом,чтоинтеграциядетейсограниченнымивозможностямиздоровьяпроисходитэффективнееврамкахинклюзивныхобразовательныхучреждений.Восновеинклюзивногообразованиялежатидеиинтеграции.Следовательно,ребенокрассматриваетсякакличностьсразнообразными,нетолькобиологическими,ноисоциальнымиидуховнымипотребностями.Приходитосознаниетого,чтовслучае«изоляции»ребенкасограниченнымивозможностямиздоровьяотсоциумапривыпускеизспециализированногоучрежденияпроисходитегодезадаптация.Решениемданнойпроблемыможетбытьинклюзиякак«результатсоотношенияличностииокружающейсреды,преждевсеговсоциальномизмерении»[10].ВЗаконеРФ«Обобразовании»подинклюзивнымобразованиемпонимается«обеспечениеравногодоступакобразованиюдлявсехобучающихсясучетомразнообразияособыхобразовательныхпотребностейииндивидуальныхвозможностей(ст.2)»[11].Инклюзивноеобразованиепредполагаетсозданиесреды,вкоторойреализованыусловиядляобразованияиудовлетворенияпотребностейразличныхкатегорийдетей.Вегоусловияхсмогутсовместносмогутобучатьсядетиснормальнымразвитиемидетисограниченнымивозможностямиздоровья.Всвязисэтимрассматриваетсявопросготовностипедагоговкдеятельностивинклюзивнойобразовательнойсредевмассовыхобщеобразовательныхучреждениях.Приэтомособоевниманиеуделяетсявопросамаксиологическойподготовки.«Первичнымиважнейшимэтапомподготовкисистемыобразованиякреализациипроцессаинклюзииявляетсяэтаппсихологическихиценностныхизмененийиуровняпрофессиональныхкомпетентностейееспециалистов»[12],‬утверждаетС.В.Алехина,директорИнститутапроблеминтегративного(инклюзивного)образованияМГППУ.Вмассовыхобразовательныхучрежденияхеесозданиеифункционированиеобеспечиваютнетолькоучителя,психологи,ноипедагогидефектологи.Присозданииинклюзивнойобразовательнойсредывозрастаетрольпедагоговспециальногообразования,посколькутолькоиспользованиесовместныхусилийвсехспециалистовпозволитсоздатьэффективноеинклюзивноеобразовательноепространство.Вследствиеэтоговозникаетпроблемаподготовкикомпетентныхспециалистов,способныхиготовыхработатьвсовременныхусловиях.Однойиззначимыхсоставляющихстановитсяформированиепрофессиональныхценностныхориентацийкакосновыпрофессиональнойконцепцииикомпетентности.Такимобразом,причинамидальнейшегопоискавобластипроблемыаксиологическойнаправленностиподготовкипедагоговдефектологовкпрофессиональнойдеятельностистали:1)новыепринципыгосударственнойполитикивобластиценностногосодержанияобразования;2)влияниеевропейскихтенденцийинтеграциидетейсограниченнымивозможностямиздоровьявсоциумипоследующеестановлениеинклюзивногообразования;3)научныйинтересквопросамаксиологииобразованиявобластисоциологии,педагогики,психологии.

Итак,профессиональнаяподготовкапедагоговдефектологоввусловияхвысшегообразованиявРоссииначаласьнарубежеXIX‬XXвв.иразвиваетсяпонастоящеевремя.Первоначальноинтерессостороныобществаинаукикпредметуисследования‬формированиюпрофессиональныхценностныхориентацийбудущихпедагоговдефектологов‬представлялсобойидеиоличностномобликепедагоговспециальногообразования.Стечениемвременииразвитиемнаучногознанияонтрансформируется,усложняется,ивнаукепоявляютсяисследования,связанныесаксиологическимнаправлениемвпрофессиональнойподготовкепедагогов,впоследствиипедагоговдефектологов.Сменаполитическогостроя,последовавшиезанимэкономическиереформы,изменениявмировоззрениилюдейвобществе,реформывобразованиивразныепериодыстановилисьпричинамиусовершенствоваВоденникова Л. А.Обзор историографии проблемы формирования профессиональных ценностных ориентаций будущих педагоговдефектологов// Концепт. –2014. –№11(ноябрь).–ART14312. –0,8п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2014/14312.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X.

ниянаучныхзнанийопредметеисследования.Внастоящеевремямыподошликпроблемеразрешенияпротиворечиямеждувозросшейпотребностьюобществаваксиологическойподготовкебудущихпедагоговдефектологов,обладающихвысокимуровнемсформированностипрофессиональныхценностныхориентаций,инедостаточнымтеоретикометодологическимиметодикотехнологическимобоснованиемпроцессаихформирования,разработкиорганизационнометодическогообеспечения,котораяповлияланавыбортемыисследования.

Ссылкинаисточники1.Философскийсловарь/подред.И.Т.Фролова.‬5еизд.‬М.:Политиздат,1986.‬С.11.2.ШохинВ.К.Аксиология.ИнститутфилософииРАН.‬URL:http://iph.ras.ru/page47086732.htm(датаобращения15.01.2014).3.ЗдравомысловА.Г.Потребности,интересы,ценности.‬М.:Политиздат,1986.‬С.132.4.СаламанскаяДекларацияиРамкидействийпообразованиюлицсособымипотребностями,принятыевсемирнойконференциейпообразованиюлицсособымипотребностями:доступикачество.Саламанка,Испания,7‬10июня1994год.5.Интеграциядетейсограниченнымивозможностямивобразовательныйпроцесс.Начальнаяшкола/авт.сост.И.В.Возняк,Л.В.Годовникова.‬Волгоград:Учитель,2011.‬С.3.6.РудневаЕ.Л.Формированиежизненныхипрофессиональныхценностныхориентацийстуденческоймолодежи:дис....драпед.наук.‬Кемерово,2002.‬С.130.7.КапустинаЛ.В.,ПоповаЕ.В.Высшееобразованиеирыноктруда:необходимостьперемен//Концепт.‬2014.‬№6(июнь).‬ART14143.‬0,4п.л.‬URL:http://ekoncept.ru/2014/14143.html.‬Гос.рег.Эл№ФС7749965.‬ISSN2304120Х(датаобращения21.08.2014).8.СтенограммаПосланияПрезидентаРоссииВ.В.ПутинаФедеральномусобраниюРФот12.12.2012года.‬URL:http://www.rg.ru/2012/12/12/stenogrammapoln.html(датаобращения7.01.2014).9.Федеральныйзакон«ОбобразованиивРоссийскойФедерации»№273ФЗот26декабря2012года.‬URL:http://минобрнауки.рф/документы/2974(датаобращения7.01.2014).10.ШевелеваД.Е.РазвитиеравноправныхотношениймеждуучащимисявусловияхинклюзивногообразованиявРоссииизарубежом//Народноеобразование.‬2014.‬№3.‬С.208.11.ФедеральныйЗакон«ОбобразованиивРоссийскойФедерации».12.АлехинаС.В.,АлексееваМ.А.,АгафоноваЕ.А.Готовностьпедагоговкакосновнойфакторуспешностиинклюзивногопроцессавобразовании//Российскиеизарубежныеисследованиявобластиинклюзивногообразования/подред.В.Л.Рыскиной,Е.В.Самсоновой.‬М.:ФОРУМ,2012.‬С.129.

LyudmilaVodennikova,

AssistantatthechairofPedagogyandPsychology,ChelyabinskStatePedagogicalUniversity,Chelyabinsk

lyudmilka86@mail.ruOverviewoftheproblemofformingthefutureteachersdefectologists’systemofprofessionalvaluesAbstract.Thepaperactualizestheproblemofaxiologicalcomponentofprofessionaltrainingoffutureteachersdefectologists;offerstheoverviewoftheproblem.Theauthor'spointofviewispresentedinthreetimeperiodsreflectingthedevelopmentofsocialandscientificinterest.Keywords:historiography,values,valueorientations,teacher,defectologist,specialeducation,integration,inclusiveeducation,professionaltraining.References1.Frolov, I. T. (1986) Filosofskij slovar',5e izd.,Politizdat, Moscow,p.11(in Russian).2.Shohin,V. K. Aksiologija. Institut filosofii RAN.Available at: http://iph.ras.ru/page47086732.htm (data obrashhenija 15.01.2014)(in Russian).3.Zdravomyslov,A. G. (1986) Potrebnosti, interesy, cennosti,Politizdat, Moscow,p.132(in Russian).4.Salamanskaja Deklaracija i Ramki dejstvij po obrazovaniju lic s osobymipotrebnostjami, prinjatye vsemirnoj konferenciej po obrazovaniju lic s osobymi potrebnostjami: dostup i kachestvo. Salamanka, Ispanija, 7‬10 ijunja 1994 god.(in Russian).Воденникова Л. А.Обзор историографии проблемы формирования профессиональных ценностных ориентаций будущих педагоговдефектологов// Концепт. –2014. –№11(ноябрь).–ART14312. –0,8п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2014/14312.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X.

Voznjak, I. V. & Godovnikova, L. V. (2011) Integracija detej s ogranichennymi vozmozhnostjami v obrazovatel'nyj process. Nachal'naja shkola, Uchitel', Volgograd,p.3(in Russian).6.Rudneva,E. L. (2002) Formirovanie zhiznennyh i professional'nyh cennostnyh orientacij studencheskoj molodezhi: dis. ... dra ped. nauk,Kemerovo, p.130(in Russian).7.Kapustina, L. V. &Popova,E. V. (2014) “Vysshee obrazovanie i rynok truda: neobhodimost' peremen”,Koncept,№ 6 (ijun'),ART 14143,0,4 p. l.Available at: http://ekoncept.ru/2014/14143.html,Gos. reg. Jel № FS 7749965,ISSN 2304120H (data obrashhenija 21.08.2014)(in Russian).8.Stenogramma Poslanija Prezidenta Rossii V. V. Putina Federal'nomu sobraniju RF ot 12.12.2012 goda. Available at: http://www.rg.ru/2012/12/12/stenogrammapoln.html (data obrashhenija 7.01.2014).9.Federal'nyj Zakon “Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii”№ 273FZ ot 26 dekabrja 2012 goda.Available at: http://minobrnauki.rf/dokumenty/2974 (data obrashhenija 7.01.2014)(in Russian).10.Sheveleva,D. E. (2014) “Razvitie ravnopravnyh otnoshenij mezhdu uchashhimisja v uslovijah inkljuzivnogo obrazovanija v Rossii i za rubezhom”,Narodnoe obrazovanie,№ 3,p.208(in Russian).11.Federal'nyj Zakon “Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii”.12.Alehina, S. V., Alekseeva, M. A. &Agafonova,E. A. (2012) “Gotovnost' pedagogov kak osnovnoj faktor uspeshnosti inkljuzivnogo processa v obrazovanii”,in Ryskina, V. L. & Samsonova, E. V. (ed.) Rossijskie i zarubezhnye issledovanija v oblasti inkljuzivnogo obrazovanija, FORUM, Moscow,p.129(in Russian).

Рекомендовано к публикации:

ШумиловойЕ.А.,докторомпедагогическихнаук,

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»