Сказкотерапия как фактор нравственного развития младших школьников

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Волкова Н. А., Слизкова Е. В. Сказкотерапия как фактор нравственного развития младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № 2 (февраль). – С. 106–110. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14046.htm.
Аннотация. В статье представлен авторский подход решения вопроса нравственного развития младших школьников средствами сказкотерапии.
Раздел: Отдельные вопросы сферы образования
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Волкова Наталья Анатольевна,студентка педагогического факультетаФГБОУ ВПО «Ишимский государственный педагогический институт им. П.П.Ершова», г. Ишим

СлизковаЕлена Владимировна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики и педагогики детства ФГБОУ ВПО «Ишимский государственный педагогический институт им. П.П.Ершова», г. Ишимlick_diana@mail.ru

Сказкотерапиякак фактор нравственного развития младших школьников

Аннотация.В статье представлен авторский подход решения вопроса нравственного развития младших школьников средствами сказкотерапии.Ключевые слова:нравственное развитие, сказкотерапия, нравственные качества, нравственные представления.Раздел:(01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Проблема нравственного развития личности всегда была одной из актуальных проблем общественного развития, а в современных условиях она приобретает особое значение, так как в общественных формациях преобладает:экономическая дезинтеграция;социальная дифференциация общества;девальвация духовных ценностей, что, несомненно,оказываетнегативное влияние на общественное сознание молодого поколения. Мы считаем необходимым, начинать решение общественной проблемы, еще тогда, когда чтото можно еще изменить в сознании подрастающего поколения, а именно в аспекте его нравственного развития на первой ступени получения начального общего образования.Проблема нравственного развития младшего школьника в процессе обучения взаимосвязана с тремя факторами, которые определяет Т.В. Морозова.Вопервых, придя в школу, ребенок переходит от «житейского» усвоения окружающей действительности, в том числе и моральнонравственных норм, существующих в обществе, к его научному и целенаправленному изучению. Это происходит на уроках чтения, русского языка, природоведения. Значение такого же целенаправленного обучения имеет и оценочная деятельность педагогав процессе урочной деятельности, его бесед, внеклассной работе.Вовторых, в ходе учебной работы школьники включены в реальную коллективную деятельность, где также идет усвоение нравственных норм, регулирующих взаимоотношения учащихся между собой и взаимоотношения учеников с педагогом.Втретьих, в процессе обсуждения положения в современной школе все чаще звучит тезис о том, что обучение в школе ‬это, прежде всего, формирование нравственной личности. В связи с этим предлагается увеличить удельный вес гуманитарных наук в общем объеме школьной программы. Учебная деятельность имеет все возможности, позволяющие развивать у учащихся нравственные качества личности в процессе изучения любого предмета. Формирование нравственности происходит в школе на всех уроках. И в этом отношении нет главных и неглавных предметов. Воспитывает не только содержание, методы и организация обучения, учитель, его личность, знания, убеждения, но и та атмосфера, которая складывается на уроке,стиль отношений педагога и детей, детей между собой. Воспитывает себя и сам ученик, превращаясь из объекта в субъект воспитания [1].Для нравственного развитияважно организовать учение как коллективную деятельность, пронизанную высоконравственными отношениями. Учебная деятельность становится коллективным трудом, если познавательная задача ставится перед детьми как общая, для ее решения нужен коллективный поиск. В начальных классах требуются специальные приемы, чтобы дети смогли осознать учебную задачу и как общую, и как относящуюся лично к ним. Своеобразной школой нравственного развития являются экскурсии в природу. Они проводятся с учащимися различных возрастных групп. Такие экскурсии дают возможность учителю воспитывать у школьников чувство хозяина Родины, бережного отношения к ее достоянию ‬природе. Знания школьников о нравственных нормах, полученные на уроках, собственные жизненные наблюдения нередко бывают разрозненными и неполными. Поэтому требуется специальная работа, связанная с обобщением полученных знаний. Формы работы разные: в начальных классах это может быть рассказ учителя, этическая беседа.Этические беседы способствуют приобретению подрастающим поколением нравственных знаний, выработке у школьников этических представлений и понятий, воспитанию интереса к нравственным проблемам, стремлению к оценочной нравственной деятельности. Главное назначение этической беседы ‬помочь школьникам разобраться в сложных вопросах морали, сформировать у ребят твердую нравственную позицию, помочь каждому школьнику осознать свой личный нравственный опыт поведения, привить воспитанникам умение вырабатывать нравственные взгляды. В процессе этических бесед необходимо, чтобы ребята активно участвовали в обсуждении нравственных проблем, сами подходили к определенным выводам, учились отстаивать личное мнение, убеждать своих товарищей. Этическая беседа строится на анализе и обсуждении конкретных фактов и событий из повседневной жизни ребят, примеров из художественной литературы, периодической печати, кинофильмов. Итогом беседы является яркое, убедительное слово учителя, который делает вывод по обсуждаемому вопросу, дает практические рекомендации детям. В этических беседах главная роль принадлежит педагогу, и он должен хорошо владеть словом [2].Практика показывает, что эффективность работы педагога с детьми младшего школьного возраста относительно их нравственного развития становится продуктивней, если в образовательном процессе начальной школы использовалась сказкотерапия. Сказкотерапию мы видим, как процесс образования связи между сказочными событиями и демонстрацией ребенком внутреннего его мира через действия и поступки [3,4].Изучение проблемы использования сказкотерапиидля формирования нравственного мира, общечеловеческих ценностей школьников особенно актуально в настоящее время, поскольку: вопервых, целостного научного исследования в этом аспекте проблемы в отечественной педагогической науке специально не предпринималось; вовторых, в условиях западнизации отечественной культуры, сведения до минимума традиций семейного чтения, малой степени внимания, уделяемого родителями формированию нравственных представлений у младших школьников;втретьих, использование сказкотерапии для воздействия на эмоциональное состояние ребенка, мотивацию его поступков в условиях социализации личности младшего школьника может представлять не только теоретический, но и практический интерес. В соответствии с выше представленными аспектами нами выбрана тема научного исследования: «Сказкотерапия как фактор нравственного развития младших школьников».Нравственное развитие младшего школьника происходит в учебновоспитательном процессе начальной школы.Мы считаем, что система нравственного просвещения на протяжении всех четырех лет воспитания и обучения детей в начальной школе должна строиться концентрически, то есть информация для усвоения ребенком должна быть дозирована и аргументирована в аспекте нравственной грамотности.В нравственном развитии младших школьников определяющее значение имеет личный пример педагога, его отношение к детям. Даже в мелочах, в манерах дети стараются подражать своему педагогу. Развитию нравственного сознания младших школьниковпомогает осмысление своего собственногоопыта, опыта взрослого поколения и окружающих его людей.С уверенностью мы говорим о том, что домашняя обстановка и отношения в семье оказывают большое влияние на нравственное развитие школьника. Вот почему педагогу важно учить родителей воспитанию детей.За нравственным развитием ребенка требуется следить так же тщательно, как и за его успехами в освоении предметов начальной школы.Специфика процесса нравственного развития младших школьников средствами сказкотерапии обусловлена:содержанием сущностных характеристик общественных формаций; своеобразием целей, содержания, проявления нравственной воспитанности, организации и диагностики; включенностью в процесс умственного, трудового, гражданского, эстетического, физического, экономического, правового и экологического образования в урочной и внеурочной деятельности начальной школы [5].Развитие нравственности (способности выносить моральные суждения) тесно связано с когнитивным развитием. Уровни нравственности (по Кольбергу) имеют следующую градацию:преднравственный уровень, конвенциональный уровень, постконвекциональный уровень.Преднравственный уровень (до 10 лет) включает стадии: на первой стадии ребенок оценивает поступок как плохой или хороший в соответствии с правилами, усвоенными им от взрослых, склонен судить о поступках по важности их последствий, а не по намерениям человека («гетерономная мораль»), суждения выносятся в зависимости от того вознаграждения или наказания, которое может повлечь за собой этот поступок.Конвенциональный уровень (с 10 до 13 лет) ‬ориентация на принципы других людей и на законы. На третьей стадии суждение основывается на том, получит ли поступок одобрение других людей или нет. На четвертой стадии суждение выносится в соответствии с установленным порядком и официальными законамиобщества.Постконвекциональный уровень (с 13 лет) ‬человек судит о поведении, исходя из собственных критериеви показателей. Сказкотерапия в нашем исследовании рассматривается как инструмент нравственного развития, через слушанье текстов, придумывание и обсуждение сказок разных жанров, в этот момент у ребенка развиваются фантазия и творчество. Он усваивает основные механизмы поиска и принятия поведенческого решения, стремиться осуществить выбор, оставляя за собой право пояснять выбранную им линию поведения.

Специфика использования сказкотерапии в учебновоспитательном процессе начальной школы, нацеленную на нравственное развитие детей младшего школьного возраста определяется последовательностью и правильностью выстраивания текстового материала, в содержании которого предусмотрены ситуативные действия и поступки героев, гдена основе критерия художественности как способа освоения реальности посредством образов в смысловой перспективе определена художественная идея. Как форма познания действительности художественное издание обогащаетжизненныйопыт ребенка, создает для него такую духовноэмоциональную среду, в которой органическая соединяются его эстетических и нравственных переживанийи тем самым происходит обогащениеи духовнонравственное его развитие.Многократно перечитывая сказки, совместно с педагогом дети знакомятся с различными нравственными понятиями,такими как добро, долг, взаимопомощь, благодарность, справедливость, совесть, честь, смелость и др.

В настоящее время широко известна типология сказок, предложенная Т.Д.ЗинкевичЕвстигнеевой, которая включает в себя художественные (народные и авторские), психотерапевтические, психокоррекционные, дидактические, медитативные. В понимании Т.Д.ЗинкевичЕвстигнеевой сказкотерапия ‬это не просто направление психотерапии, а синтез многих достижений психологии, педагогики, психотерапии и философии разных культур. В связи с этим ею выделяются четыре этапа в развитии сказкотерапии (в историческом контексте):

1 этап ‬устное народное творчество;

2 этап ‬собирание и исследование сказок и мифов (К.Г.Юнг, М.Л. фон Франц, Б.Беттельхейм, В.Пропп и др.);

3 этап ‬психотехнический (применение сказки как повод для психодиагностики, коррекции и развития личности);

4 этап ‬интегративный, связанный с «формированием концепции комплексной сказкотерапии, с духовным подходом к сказкам, с пониманием сказкотерапии как природосообразной, органичной человеческому восприятию воспитательной системы, проверенной многими поколениями наших предков»[6].Сказкотерапия, с нашей точки зрения, является не только перспективными продуктивным направлениемвнравственном развитии молодого поколения, но и является источником формирования мировоззренческих линий и установок. Это в свою очередь объясняется наличием метафорических ресурсов усказки, которые позволяют детямразвить самосознание,осознано совершать поступки, разъяснять окружающим свой выбор,становитьсясамими собой, и построить особые доверительные, и близкие отношения с окружающимилюдьми вне зависимости от их статуса, и обстоятельств взаимодействия.Практическим выходом представленных нами методологических основ является программа нравственного развития младших школьников средствами сказкотерапии «Несу добро в мир», целью которой является коррекция нравственного развития младших школьников в урочное и внеурочное время.Разработанная нами программа предполагает последовательное достижение возрастающих уровней нравственного развития. Занятия, включенные в программу, разделяются на 3 последовательных курса:достижение мира с самим собой; достижение мира с другими людьми; достижение мира со всем человечеством.Содержательная часть занятий предполагает вариативность решения проблем, возникающих при нравственном развитии ребенка, а именночерез беседы о духовнонравственном взаимодействии людей разного возраста происходит развитие рефлексивногоначало в оценки детьми своих поступков, отношений к миру, окружающим людям. Занятия дают возможностьрасширить представление детей о понятиях «добро» и «зло»,моральной стороне поступков людей, развитие стремления проявлять сочувствие и сопереживание ко всем тем, кто вэтом нуждается.Срок реализации программы шесть месяцев. Тематика наших девяти занятий отражает постепенное вовлечение обучающихся в мир осознания собственных действий и поступков.Целью первого занятия «Мой мир» является знакомство с классом, актуализация представлений детей об окружающем их мире, осознание детьми себя в системе общественных отношений.Второе занятие «Добрые и злые делачеловека» призвано сформировать у детей представления о моральной стороне поступков, научить различать понятия «добро» и «зло», побудить к проявлению сочувствия и сопереживания к окружающим людям.Третье занятие «Отношение к родителям» разработано с цельювоспитания у детей уважительного отношения к родителям, развития осознанного отношения к проявлению сочувствия и оказанию помощи близким людям.Цель четвертого занятия «Братья и сестры» ‬воспитание доброжелательного отношения к братьям и сестрам, развитие осознанного отношения к причинам детских ссор.Пятое занятие «Наши бабушки и дедушки» посвящено воспитанию уважительного отношения к пожилым людям, формированию эмоционального отклика к оказанию помощи своим бабушкам и дедушкам.Шестое занятие «Друзья. Друг и в радости,и в горе всегда рядом» призвано расширить представления детей о доброжелательном отношении к окружающим людям, сформировать представления о важности оказания моральной поддержки товарищам, которая может быть выражена в сочувствии, побудитьдетей к проявлению внимания и заботы о своих товарищахТема седьмого занятия ‬«Трудолюбие». На этом занятии целью педагога является воспитание осознанного и уважительного отношения к труду, человеку труда, формирование представлений о вреде лени и способах борьбы с ней.На восьмом занятии на тему «Зависть» центральным моментом является формирование осознанного отношения к причинам возникновения зависти, развитие способности радоваться успехам других людей.Девятое занятие «Жадность» разработано с целью формирования у детей осознанного отношения к этому пороку, обучения способам совладения с жадностью.Продуктивность апробации программы нравственного развития младших школьников средствами сказкотерапииобусловлена снижением напряженности в детском коллективе, увеличением работоспособности детей, концентрации внимания, умением максимально сосредоточиваться и совершенствовать свои позиции при решении ситуаций и задач. Опытноэкспериментальная часть нашего исследования на этапе контрольного среза показала, что после реализации программы нравственного развития младших школьников с помощьюсказкотерапиииз30 человек (100%) экспериментального класса понимают смысл сказки 83,3% (25 человек), пересказывают фрагментарно отрывки сказки демонстрирующие поступки героев, дают им оценку, предлагают свои варианты решения ситуации, при этом актуализирую собственную позицию и мнение относительно действий и поступков героев сказки, в 16,7% (5 человек) результата дети понимают неправильное поведение героев, но чаще всего стараются такое поведение оправдать, чем понять его неправильность и отрицательность для окружающих его людей.Мы пришли к выводу о том, что сказкотерапия представляет собой одно из важнейших средств нравственного развитиядетей младшего школьного возраста, а использование художественных текстов сказок в урочное и внеурочное время повышает процент положительно актуализирующихся поступков в образовательном процессе начальной школы. Не следует забывать, что произведениявыстраиваются на основе критерия художественности как способа освоения реальности посредством образов в смысловой перспективе художественной идеи. Как форма познания действительности такой подход к решению проблемырасширяет жизненный опыт ребенка, создает для него духовноэмоциональную среду, в которой органическая слитность эстетических и нравственных переживаний обогащается его духовнонравственная сфера.

Ссылки на источники1.УрунтаеваГ.А. Практикум по детской психологии. ‬М.: Просвещение, 2005. ‬291 с.2.АбрамоваГ.С. Возрастная психология. ‬М.: Академический проект, 2011. ‬119 с.3.Мальцева Н.В., СлизковаЕ.В. Нравственные поступки школьников: условия исредства их выбора и мотивации. ‬СПб., 2009. ‬144 с.4.Фадич Е.В. Педагогические условия актуализации нравственных поступков школьников (3‬5 классы): дисс.…канд.пед.наук. ‬Омск, 2001. ‬187с.5.Слизкова Е.В. Экологическое образование младших школьников во внеурочной деятельности//Экологический мониторинг и биоразнообразие: материалы IVмеждународной научнопрактической конференции. ‬Ишим, 2012. ‬С.247‬252.6.ЗинкевичЕвстигнеева Т.Д. Основы сказкотерапии. ‬СПб.: Речь, 2006. ‬176с.

Natalia Volkova,student of the Pedagogical Faculty Federal State Educational Institution of Higher Professional Education ‮Ishim State Pedagogical InstitutenamedP. P.Yershov , IshimElena Slizkova,Ph.D., assistant professor of social pedagogy and pedagogy of childhood Federal State Educational Institution of Higher Professional Education ‮Ishim State Pedagogical InstitutenamedP. P.Yershov , Ishimlick_diana@mail.ruFairytales as the factor of primary school children moral evolutionAbstract.The article presents the author's approach to address the issue of moral development of younger schoolboys meansoffairytales. Keywords: moral development fairytales, moral qualities, moral concepts.

Рекомендовано к публикации:Горевым П.М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»