Применение интерактивных методов обучения на этапе итогового контроля знаний, умений и навыков курсантов и слушателей при изучении дисциплин «Риторика» и «Экология»

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Ермолаева Ж. Е., Герасимова И. Н. Применение интерактивных методов обучения на этапе итогового контроля знаний, умений и навыков курсантов и слушателей при изучении дисциплин «Риторика» и «Экология» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № 6 (июнь). – С. 76–80. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14152.htm.
Аннотация. В статье дано содержание метода дискуссии как одного из интерактивных методов обучения курсантов и слушателей Академии, порядок организации дебатов как вида дискуссии по смежным дисциплинам. Дается отличие методики организации дебатов в формате онлайн и офлайн.
Раздел: Отдельные вопросы сферы образования
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Ермолаева Жаннетта Евгеньевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и культуры речи ФГБОУ ВПО «Академия государственной противопожарной службы МЧС России», г.Москваzhannetta13@gmail.com

Герасимова Ирина Николаевна,подполковник внутренней службы, старший преподаватель кафедры экологической безопасности ФГБОУ ВПО «Академия государственной противопожарной службы МЧС России», г.Москваmeegera@mail.ru

Применение интерактивных методов обучения

на этапе итогового контроля знаний, умений и навыков курсантов и слушателей при изучении дисциплин «Риторика» и «Экология»

Аннотация.В статье дано содержание метода дискуссии как одного из интерактивных методов обучения курсантов и слушателей Академии, порядок организации дебатов как видадискуссии по смежным дисциплинам. Дается отличие методики организации дебатов в формате онлайн и офлайн. Ключевые слова:интерактивные методы, дебаты, дискуссия, онлайнобучение.Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Новый компетентностный подход в образовании предусматривает широкое использование в учебном процессе интерактивных методов обучения.Цель данной статьи–описать и проанализировать применение интерактивной методики в работе с курсантами Академии ГПС МЧС России.Для этого необходимо решить следующие задачи.1.Определить понятие интерактивного обучения.2.Раскрыть содержание метода «Дискуссия», область его применения (он, офлайн).3.Описать и проанализировать применение метода на этапе итогового контроля знаний курсантов.Итак, интерактивность означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с кемлибо (человеком) или чемлибо (например, компьютером). Интерактивное обучение–это специальная форма организации познавательной деятельности, осуществляемая в форме совместной деятельности преподавателя, курсантов и слушателей [1].Все участники взаимодействуют друг с другом, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия других и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблемы. Целью использования интерактивных методов обучения является, вопервых, развитие коммуникативного навыка курсантов и слушателей, вовторых, создание комфортных условий обучения и, втретьих, систематизация и обобщение знаний по ряду дисциплин. Именно это и должно сделать процесс обучения более продуктивным. Прежде всегоинтерактивные методы: активизируют интерес к изучаемым дисциплинам; поощряют активное участие каждого в учебном процессе; способствуют эффективному усвоению учебного материала по ряду дисциплин; осуществляют обратную связь (ответная реакция аудитории); формируют у курсантов и слушателей навык выказывать мнение и отношения по ряду проблемных вопросов; способствуют изменению поведения. Метод дискуссии (от лат. discussio –рассмотрение, исследование) –один из самых распространенных методов обучения в вузе. Содержание метода [2].Дискуссия предусматриваетобсуждение какоголибо вопроса или группы связанных вопросов компетентными лицами с намерением достичь взаимоприемлемого решения. Дискуссия является разновидностью спора, близкой к полемике, и представляет собой серию утверждений, по очереди высказываемых участниками. Заявления последних должны относиться к одному и тому же предмету или теме, что сообщает обсуждению необходимую связность. Используемые в дискуссии средства должны признаваться всеми, кто принимает в ней участие. Употребление других средств недопустимо и ведет к прекращению дискуссии. Употребляемые в полемике средства не обязательно должны быть настолько нейтральными, чтобы с ними соглашались все участники. Каждая из полемизирующих сторон применяет те приемы, которые находит нужными для достижения победы.Противоположная сторона в дискуссии именуется обычно оппонентом. У каждого из участников дискуссии должны иметься определенные представления относительно обсуждаемого предмета. Однако итог дискуссии –не сумма имеющихся представлений, а нечто общее для разных представлений. Но это общеевыступает уже не как чьето частное мнение, а как более объективное суждение, поддерживаемое всеми участниками обсуждения или их большинством.Цель–обсуждение какоголибо вопроса или группы связанных вопросов компетентными лицами с намерением достичь взаимоприемлемого решения.Задачи: достижение определенной степени согласия участников дискуссии относительно дискутируемого тезиса;формирование общего представления не как суммы имеющихся представлений, а как более объективногосуждения, подтверждаемоговсеми участниками обсуждения или их большинством;достижение убедительного обоснования содержания, не имеющего первоначальной ясности для всех участников дискуссии.Виды дискуссии:круглый стол; дебаты;эстафета;аквариум;вертушка;панельная дискуссия;форумобсуждение;симпозиум;снежный ком;квадро;приоритеты;круги;на линии огня;идейная карусель;позиции;мозговой штурм.Чаще всего преподаватели используют несколько видом дискуссии в рамках одного занятия. Методика проведения дебатов как одного из вида дискуссииОрганизационный этап1.Поиск интеграции дисциплин: риторика, химия, история, экология, культура речи и т.д.Например, курсанты факультета техносферной безопасности параллельно изучают две дисциплины: «Риторику» и «Экологию». В процессе изучения курса «Риторика» преподаватель объясняет материал, связанный с особенностями проведения дискуссии, способами аргументации, постановки вопросов, образом оратора. А в курсе «Экология» при изучении ряда тем затрагиваются вопросы генной инженерии, вызывающие интерес курсантов своей неоднозначностью в оценке. Соответственно, завершающим занятием по курсу этих двух дисциплин может стать зачетдискуссия. На этом этапе курсанты уже полностью владеют терминологическим и понятийным аппаратом двух дисциплин и способны продемонстрировать на практике свои знания, умения и навыки. 2.Тема дебатов формулируется до ее начала(примерноза неделю).Идея проведения межпредметной дискуссии возникла после семинара о защите гидросферы, проводимого в рамках мероприятий, посвященных Году защиты окружающей среды. В одном из выступлений была затронута тема «Генная инженерия», вызвавшая много противоречивых высказываний со стороны участников семинара, что еще раз подтолкнуло организаторов к выбору темы.3. Формируется две группы курсантов (по 15 человек каждая): Iи IIкурсыфакультета техносферной безопасности,направление «Информационные системы и технологии». Методом жеребьевки распределяются позиции «за» и «против». 4.В каждой группе выбираются:спикеры, которые организуют обсуждение и формулируют основные аргументы в поддержку своей позиции;оппоненты, которые внимательно слушают позицию противника во время дискуссии и формируют вопросы по предлагаемой информации.1.Устанавливается регламентвыступления каждого спикера (1–2 минуты).2.Каждый участник имеет право выступить только один раз.Подготовительный этапКаждая группа курсантов обсуждает позицию по предлагаемой для дискуссии теме в течение отведенного времени.Задача данного этапа–сформулировать основные аргументы в поддержку своей позиции по теме дискуссии.Основной этап –проведение дискуссии1.Заслушивается ряд суждений, предлагаемых каждой группой.2.После каждого суждения оппоненты задают вопросы, выслушиваются ответы авторов предлагаемых позиций.3.В завершениедискуссии формулируется общее мнение, выражающее совместную позицию по теме дискуссии.4.Иногда спикер может брать таймаут, если затрудняется ответить на вопрос сразу.Этап рефлексии –подведениеитоговЭксперты предлагают оценочные суждения по высказанным позициям своих малых групп, осуществляют сравнительный анализ первоначальной и окончательной позиции, представленной группой во время дискуссии.Экспертыпреподаватели дают оценочное суждение окончательно сформированной позиции во время дискуссии.

Целью данного педагогического эксперимента организаторы ставили сравнение умений и навыков вести дискуссию на выбранную тему у курсантов,прошедших полный курс «Риторики» и «Экологии», и курсантов, находящихся в процессе изучения данных дисциплин. Специалисты каждого направления оценивали знания, умения и навыки курсантов в рамках своего предмета, а также способность к мобилизации в стрессовой ситуации. С точки зрения экологических аспектов аргументации своего мнениякоманды проявили примерно эквивалентные знания. А вот с точки зрения риторического аспекта легче справились с поставленной задачей курсанты второго курса, потому что в полной мере овладели методиками и практикамиречевого воздействия. Схема размещения участников дискуссии

Рис. 1

Данный метод можно использовать и в системе дистанционного обучения, как в режиме чатзанятий (система длинных и коротких чатсеминаров),так и с помощью вебинаров. Чатзанятия проводятся синхронно, то есть все участники имеют одновременный доступ к чату,или асинхронно, то есть могут воспользоваться материалом в любое удобное для участника время, просмотрев истории дискуссии. Короткие чатсеминары ограничены по времени (1,5 часа), а длинные чатсеминары могут длиться от одного дня или до окончания курса. В длинных дискуссиях усвоениематериала преподаватель может оценитьпо степени активности слушателей. Отличие методики организации и проведения1.Формируется проблемный вопрос или ситуация.2.Организуется кейс для обсуждения и предоставляется участникам на портале дистанционной поддержки. 3.Назначается день короткого чатсеминара,или объявляется дата начала и окончания длинного.4.Каждый участник учебного процесса по данному курсу высказывает свои возможные варианты решения даннойпроблемы. Таким образом, формируются основные группы по сходным позициям. Участники могут обмениваться фото, аудио, видеоматериалами в поддержку или опровержение позиций. 5.Преподаватель и экспертная группа просят участников от групп сформулировать общее положение.

Не забываем, что роли, отведенные участникам после формирования сходных позиций, остаются такими же, как и при организации мероприятия в режиме офлайн. Пример короткого чатсеминараприведен нарис. 2.

Длинные чатсеминары предполагают обсуждение и оценку дискуссионных вопросов в течение семестра или окончания курса по дисциплине. Доказательные кейсы могут формироваться самими участниками длинного чатсеминара, в течение всего курса изучения дисциплины и смежных дисциплин. Подведение итогов мероприятия является неотъемлемой частью дебатов в любом формате. После дебатов проводится голосование, в котором все высказываются в пользу выбранной позиции. При голосовании должен оцениваться не тезис, а аргументы, представленные сторонами.Возможно проведение дискуссии в формате интегрированного варианта (очная и дистанционная часть). Тогда всю подготовительную часть (консультации с педагогами, выявление позиций, поиск и анализ информации) можно оставить в дистанционной форме (обсуждаяна чатсеминарах или вебинарах), а непосредственно основную часть (проведение дискуссии) –в режиме офлайн. Главное, чтобы у каждого члена обучающей дискуссии был строгий график проведения данного мероприятия. Рис. 2

Функции и роль преподавателя: 1.В данном случае преподаватель выступает как организатор дискуссиии ее направляющий. 2.Грамотно выбрать и сформулировать тему дебатов 3.Возможность менять ход дискуссии. Задавать уточняющие вопросы.4.Нивелировать излишнюю эмоциональность участников дискуссии. Мероприятие получится содержательным с позиции оценки текущих и остаточных знаний, умений, навыков обучающихся и с точки зрения оценки педагогической деятельности преподавателей.Таким образом, полученные экспериментальные данные дадут возможность оптимизировать методическую составляющую учебного процесса вне зависимости от режима преподавания.

Ссылки на источники1.СтупинаС. Б. Технологии интерактивного обучения в высшей школе: учеб.метод.пособие. –Саратов: Изд.центр «Наука», 2009. –С.17.2.Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии (Анализ зарубежного опыта). –Рига: НПЦ «Эксперимент», 1995. –С. 127.

Zhannetta Ermolaeva, Candidate of Philological Sciences, Associate Professor at the chair of the Russian language and standard of speech, Academy of public fire service of the Russian Emergency Minisitry, MoscowZhannetta13@gmail.comIrina Gerasimova, Lieutenant colonel of internal service, senior lecturer at the chair of ecological safety, Academy of public fire service of the Russian Emergency Minisitry, Moscowmeegera@mail.ruApplication of interactive methods of trainingat the stage of control of knowledge and skills of cadets and listeners when studying the disciplines of "Rhetorician" and "Ecology"Abstract. The authors describe the maintenance of discussion method as one of interactive methods of training of cadets and listeners of Academy; the order of the organization of debate as one of types of discussion on related subjects; technique of the organization of debate in online and an offline format.Keywords: interactive methods, debate, discussion, online training.References1.

Stupina,S.B. (2009) Tehnologii interaktivnogo obuchenija v vysshej shkole: ucheb.metod. рosobie, Izd. centr “Nauka”, Saratov,p. 17 (in Russiаn). 2.Klarin,M.V. (1995) Innovacii v mirovoj pedagogike: obuchenie na osnove issledovanija, igry i diskussii (Analiz zarubezhnogo opyta), NPC “Jeksperiment”,Riga,p. 127(in Russiаn).

Рекомендовано к публикации:Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»