Влияние театрализованной игры на развитие творческих способностей дошкольников

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Цеева Л. Х., Ситкова А. В. Влияние театрализованной игры на развитие творческих способностей дошкольников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № 8 (август). – С. 76–80. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14214.htm.
Аннотация. Статья посвящена проблеме влияния театрализованной игры на развитие творческих способностей дошкольников. Выявление и развитие творческого потенциала личности каждого ребёнка является одним из приоритетных направлений современной педагогики. В статье рассматривается эффективность психолого-педагогических условий (программное содержание, методы, приёмы, мини-среды), способствующие развитию творческих способностей дошкольников в театрализованных играх.
Раздел: Отдельные вопросы сферы образования
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Цеева Лидия Хусеновна, кандидат педагогических наук, профессор кафедры педагогики и педагогических технологий ФГБОУ ВПО «Адыгейский государственный университет», г. Майкоп

Ситкова Анастасия Викторовна, студентка факультета педагогики ипсихологии ФГБОУ ВПО «Адыгейский государственный университет», г. Майкоп

Влияние театрализованной игры на развитие творческих способностей дошкольников

Аннотация.Статья посвящена проблеме влияния театрализованной игры на развитие творческих способностей дошкольников. Выявление и развитие творческого потенциала личности каждого ребёнка является одним из приоритетных направлений современной педагогики. В статье рассматривается эффективность психологопедагогических условий (программное содержание, методы, приёмы, минисреды), способствующие развитию творческих способностей дошкольников в театрализованных играх.Ключевые слова: игра, театрализованная игра, театрализованная деятельность, творчество, творческие способности.Раздел: (01)педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Отечественные психологи и педагоги рассматривают творчество как самоценность ребёнка и его личностное качество, как деятельность естественную и необходимую для развития способностей каждого дошкольника (Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Д.Б. Кабалевский, Н.Н. Поддьяков, Б.М. Теплов и др.)[1, 2].Актуальность данной работы исходит из того, что обществу на современном этапе необходимы всесторонне развитые личности, а для этого необходимо создать условия для развития каждой личности, её интересов, способностей и конечно же творческого самовыражения в каждом виде деятельности. Театр всё это может дать ребёнку. Но проблема была и остаётся ‬недостаточно используются театрализованные игры в воспитании подрастающего поколения. В детских садах играмдраматизациям не уделяется должного внимания, этот вид игры очень часто обходят стороной, не понимая его важности.Анализ теоретических исследований и состояния изучаемой проблемы в практике позволил выявить ряд противоречий. К числу наиболее существенных, на наш взгляд, можно отнести противоречие междуимеющимся потенциалом театрального искусства в творческом развитии ребёнкадошкольника и недостаточным его применением в практической деятельности дошкольных учреждений.На основе выделенного противоречия была сформулирована проблема исследования: каковы психологопедагогические условия, обеспечивающие развитие творчества детей старшегодошкольного возрастана основе использования элементов театрализации. Решение данной проблемы являлось цельюнашего исследования. В последние годы усилилось внимание исследователей к изучению проблемы детского творчества в театрализованной деятельности (И.Г. Андреева,М.Б.Зацепина,Е.А.Медведева, Л.С. Фурмина, О.В. Солнцева и др.). Проблема развития детского творчества ‬малоизученная, сложная и комплексная. Современные подходы к её изучению характеризуются стремлением исследователей к поиску эффективных путей развития творчества в условиях театрализованной деятельности детей[3‬7].По мнению С. Н. Томчиковой, театрализованная деятельность дошкольников ‬это специфический вид художественнотворческой деятельности, в процессе которой ее участники осваивают доступные средства сценического искусства, и согласно выбранной роли (актера, сценариста, художникаоформителя, зрителя и т. д.), участвуют в подготовке и разыгрывании разного вида театральных представлений, приобщаются к театральной культуре[8].

Театрализованные игры назвали так, повидимому, за свою близость ктеатральному представлению. Зрелищность всегда вызывает радость, асказочность усиливает привлекательность игры. Театрализованные игры‬этоигры втеатр, сюжетами которых служат хорошо известные сказки или театральные представления по готовым сценариям.

Кроме того, игра‬это приоритетный вид детского самовыражения, авыражение впечатлений от жизни‬необходимая потребность, заложенная в самой природе ребенка [9].Схватывая, отбирая и конкретизируя увиденное в окружающем мире, ребенок через игрупополняет свой жизненный опыт. На основе полученных впечатлений у него появляется желание действовать. Театрализованные игры дают большой простор для творческих проявлений ребёнка. Они развивают творческую самостоятельность детей, побуждают к импровизации в составлении небольших рассказов и сказок, поддерживают стремление детей самостоятельно искать выразительные средства для создания образа, используя движения, позу, мимику, разную интонацию и жестВключение ребенкав детскую театрализованнуюдеятельность создаёт огромные возможности для развития его творчества, а именно:обеспечивает целостность и глубину воздействия, обусловленную синкретичностью данного феномена, включающего ритмические, музыкальные, словесные воздействия, а также воздействие игровогопространства, усиленное эффектом групповой деятельности;позволяет создавать ситуацию импровизационного действия, которая дает участникам высокую степень свободы самовыражения;обеспечивает безоценочность ситуации, что позволяет каждому участнику более полно и адекватно выражать собственные чувства, не опасаясь оценки и сравнения;обеспечивает высокий уровень включенности в происходящее действо;создает ситуацию вынужденного успеха, способствует творческому самовыражению, позволяя каждому ощутить себя в качестве успешного субъекта деятельности;позволяет символически изменить реальность в рамках происходящего, создает условия для участников труппы на модели реальности обучаться эффективным способам поведения и взаимодействия;создает атмосферу коллективного эстетического переживания, что является значимым фактором успешности, обеспечивая благоприятный эмоциональный фон.Согласно психологопедагогическим исследованиям [10‬15] творческому развитию могут способствовать: театральные ситуации «если бы» и активные действия (прячусь, спасаю, узнаю и т. д.);побуждения к изображению ребенком действий персонажей сказок, потешек, стихов, прибауток, народных сюжетных игр и игрищт. п.;словесное обращенияе к окружающим предметам и явлениям через их одушевление;выстраивание целостной картины мира по отдельным её элементам.

Экспериментальное исследование проводилось на базе ДОУ№11 г. Майкоп. Всего в эксперименте участвовало 30 детей старшего дошкольного возраста.

С целью выявления креативности дошкольников в театрализованной деятельности нами были использованы методики В. Синельникова и В. Кудрявцева:«Солнце в комнате»,«Уточка», «Как спасти зайку» [16]. Результаты констатирующего этапа показали, что у большинства детей низкий уровень развития творческих способностей (14 детей из 30,что составляет 48%). Данные диагностик приводятся ниже (рис.1, 2).

Рис.1









Рис.2

Для выявления уровня творческих способностей мы ориентировались на критерииСинельникова и Кудрявцева:1)способность ребенка к преобразованию«нереального» в «реальное» в контексте заданной ситуациипутем устранения несоответствия;2)реализация воображения и фантазии; способность видеть целое раньше частей;3)надситуативнопреобразовательный характер творческих решений; способность к преобразованию в условиях нестандартной ситуации, в условиях переноса свойств знакомого предмета в новую ситуацию.Данные, полученные на констатирующем этапе эксперимента, убедили нас в необходимости проведения целенаправленной работы по развитию творчества детей. Поэтому, формирующий эксперимент был направленна создание психологопедагогических условийразвития творчества детей старшего дошкольного возрастана основе использования элементов театрализации.48%53%44%27%30%33%25%17%23%0%10%20%30%40%50%60%Критерий 1Критерий 2Критерий 3Низкий уровеньСредний уровеньВысокий уровень22%30%48%СреднийпоказательВысокий уровеньСредний уровеньНизкий уровеньВ ходе формирующего эксперимента была апробирована интегрированная программа развития творческих способностей старших дошкольников средствами театрального искусства «Играем в театр», которую мы составили, пользуясь наиболее эффективнымив контексте нашего исследования элементами известных авторских программ (О.А. Куревина и Л.С. Васильева, М.Д. Маханева, И.Ф. Сорокина, Л.Х. Цеева). На начальной стадии реализации программы она определялась этапами. В ходе экспериментальной работы по формированию творчества детей старшего дошкольного возрастапервый этап посвящалсясозданию предметноразвивающей среды; специальных минисред, создающих«поисковое поле ребенка», выступающие способом установления взаимосвязи, диалога театрального искусства и личности ребенка. Этопознавательная минисреда, минисреда театральной атрибутики,творческипреобразующая среда,эмоциональнорефлексивная минисреда, художественная минисреда, минисреда «Театр».В таких средах дошкольник включается в активную познавательную творческую деятельность, развивается его любознательность, воображение, происходит гармоничное развитие личности. На втором этапе нами отобраны были сказки разных народов: «Не жди добра в ответ на зло» (адыг.), «Трудовые деньги», (адыг.) «Сэтэнайцветок» (адыг.),«Старый кот и мыши» (адыг.), «Хвастливый петух» (адыг.) [17], «Маша и три медведя» (рус.), «Теремок» (рус.), авторская «Сказка о благодарности», «Теремок» (С.Маршак),«Под грибом» (В.Сутеев) с целью успешного решения задач развития творчества детей.Натетьем этапе нами были структурированыдиалоговоигровые методы творческого развития ребенка средствами театральной деятельности:а) имитационные игры, требующие от ребенка отражения события, явления на уровне имитации, фантазии. Такими играми явились «Картина зазвучала», «Картина ожила»,когда детям предлагалось распределить роли, взять на себя «исполнение роли» того или иного изображенного объекта (дерево, река, небо и т.д.);б) художник раскрашивает стихотворение. Педагогпсихолог читает стихотворение, рассказывает, что оно состоит из разных частей, которые поразному окрашены, повторночитаетпо частям и предлагает каждому увидетьи нарисовать цветом эти части;в) диалогибеседы, которые мы проводили с детьми. Диалогибеседы позволяли нам понять эмоциональное состояние ребенка во время проигрывания театральных представлений (его настроение, чувства),помочь ребенкувыделить средства выразительности при исполнении какойлибо роли (темп,ритм,движение,мимика, жест, поза, фон, деталь и т.д.);г) манипулятивные игры. К ним мы относим следующие: «Изменчивые лица слов». Детям читаются художественные произведения и предлагается найти слова с другим назначением, подобрать схемы мимики лица также с другим назначением, а затем попробовать изобразить это состояние на своем лице;

«Повлияй на событие». Детям предлагается литературное произведение, содержание которого отражает ту или иную ценность (антиценность). Педагогпсихолог проводит беседу: что возможно изменить, а что невозможно изменить, что необходимо изменить. После беседы ребенку предлагается набор плоскостных образов, и на фланелеграфедети выкладывают сюжет, ситуацию, но уже внося свои коррективы, придавая новый смысл театральному действию;д) методы художественнотворческого развития:«Вхождение в ситуацию». Дети описывают свое состояние от увиденного, услышанного, прочувствованного;«Внесение детали». Педагогпсихолог вносит в произведение дополнительнуюдеталь.Детиопределяют,что изменилось,какимобразом, и высказывают свои суждения по этому поводу.

Вспециальносозданныхсюжетноигровых ситуациях (к примеру, таких как «Изобрази медведя», «Как разговаривает Зайчик» и проч.)дети передаваливзаимодействие образов известных литературных героев. Это требовало от них самостоятельного поиска адекватных художественных средств, подчёркивающих наиболееяркие черты того или иного персонажа, а также выражение собственного отношения к нему и ко всему происходящему. Применение перечисленных методов способствовало более глубокому «вхождению вобраз» и точнойегопередаче.Мы часто создавали такие ситуации, в которых дети выступали в качестве режиссёров и актёров в игровом драматическом действии, инсценируя литературные произведения.

При создании определённого образа дети легко «входили» в воображаемую ситуацию, принимая на себя различные роли, проигрывали их. Пытались передаватьчувства персонажа. Практическивсе дошкольники находили адекватныедействия, пластическиедвижения и голосовые имитации. Участие детей в подборе элементов декораций и костюмов и их активное использование при создании образа помогало им осмыслить игровую ситуацию, характер персонажа, настраивало на более эмоциональную передачу игрового образа.Присутствие зрителей, «жюри», оценивающих действия детей, повышало интерес к театральной деятельности, стимулировало к более качественному выполнению роли. Например, в драматизации сказки«Маша и три медведя» мы ставилицель:развитиеспособности ребенка импровизироватьинтонацииразных героев сказки, характерные для сказочных персонажей, посредством использования разных средств выразительности.Совместно с детьми педагогпсихологвспоминалсюжет русской народной сказки «Три медведя», её персонажей, особенности поведения, реплики каждого из них. Детям предлагалось вспомнить, как, какими голосами и какие фразы говорили медведи («Кто лежал на моей кровати и смял её?», «Кто хлебал из моей чашки и всё выхлебал?» и т. д.)». Ребёнку предлагалось произнести эти фразы, изображая голосом, мимикой, движениями образы медведей‬Михайло Потапыча, Настасьи Петровны и Мишутки.В качестве примера приведём импровизации Миши К. Перед исполнением импровизации мальчик говорил: «Слова Настасьи Петровны можно произнести ласково и нежно, она же мама». На предложение произнести фразу Михайло Потапыча он ответил: «Михайло Потапыч говорит грубо, помедвежьи:он же папа». Приведемописаниеодного из заданий:«Атеперьпроведём конкурс на звание лучшего артиста.Настоящиеартистымогутиграть ролиразные по характеру,настроению.Например, заяц может быть весёлым и грустным; Баба Яга‬доброй и злой и т.д. Давайте вспомним героев сказки «Теремок» С.Я. Маршака‬Лису и Петуха.Детивспоминаютидают характеристикуперсонажамсказки: Лиса‬хитрая, льстивая,злая; Петух‬гордый,самолюбивый,излишнедоверчивый, неосторожный(читаютсяфрагментысказки).Мы просим:«Выберитедля себя роль одного из героев сказки (Лисы или Петуха) и попробуйте голосом, движениями передать его настроение и поведение».Длясозданияобразовдетям предлагаются детали костюмов, различные предметы (широкийшёлковый шарф с длинными концами, меховойворотникдля Лисы; шапочка, сапожки‬для Петуха). Ребёнок, выбрав костюм и используя адекватные характеру персонажа выразительные средства, создаёт образ одного из сказочных героев. В выборе костюмов и деталей к ним мы предоставляли самостоятельность и креативный подход. Дети предлагали своикостюмы, делали сами какиелибо дополнения к ним. Например, Сулета К., выполняя роль Лисы, предложила дополнить костюм легким шарфиком и сумочкой…КатяС., создавая образ Петуха, кружилась на месте, двигалась вперёд, высоко поднимая колени,выполняла резкие повороты головы в стороны, широко улыбалась, «кукарекала». Выглянув в окошко, звонко игромко продекламировала слова персонажа: «А я‬петушок, Золотой гребешок, Маслена головушка, Шёлкова бородушка». При создании образа ЛисыСулета К. легко бегала,неожиданноостанавливалась,осматриваласьпосторонам, поглаживала «лапкой» свой «хвост», воротник, «нюхала» воздух, фырчала. Поокончаниизвучаниямузыкиподошлаиобежалавокругдомика,постучаласьиласковым, с хитрой улыбкой на лице, высоким голосомпропела:«Ах ты, Петя,Петухудалой!Ктонасветесравнитсястобой? .. Утебядваширокихкрыла. Ты даженемножкопохожнаорла!».

Перед каждымтеатральным представлениемпроводилась предварительнаяработа:детиобсуждалиираспределялироли,подбирали подходящие атрибуты, декорации, элементы костюмов, включались в самостоятельныйпоиск выразительных средств. Для ребят нередки были попытки самостоятельно изменить сюжеты сказок, поновому передать поведение героев. Это можно было проследить при инсценировке сказки В. Сутеева «Под грибом». Вика О. часто пыталась договориться с детьми о смене порядка выходов героев, аргументируя, «что так может быть интереснее». Джантимир Ц. и Алий Х. при одной из инсценировок попробовали показать Лисе, что было бы, если бы та залезла под гриб и подружилась со всеми. А в другой раз они предложили, чтобы Лиса обнаружила зайчика и съела его. Тогда бы друзья «рассердились и началась бы погоня, чтобы отомстить» Лисе. Однако, этот момент они решили не обыгрывать. Им стало «жалко зайца». Это доказывает, что у детей выработана рефлексия, причинноследственныйанализ и, несомненно, фантазия, творчество.Кромевыполнениядетьмиактерскихфункций,мы предусматривали также ивыполнение роли режиссёра, заключающейся в умении на основесобственного творческого замысла объединять в работе над инсценировкойвсех участников;распределять роли;объяснять особенности передачиобразов сказки, своевременно оказывать помощь вспорных ситуациях; в подборе выразительных средств для более точного раскрытияобраза;атакжевумениипринять насебя роль отрицательногоперсонажа.Роль режиссёрапредлагаласьотдельным детям, проявившим инициативуиинтерес к постановке театральных представлений. Проводимая работа стимулировала у детей интерес к творческой театральной деятельности, особенно в связи с инсценировкойзнакомых песен, сказок. Это нашло отражение в развлечениях, праздниках, в лепкеи особенно в рисунках.Обобщая результаты, полученные в процессе формирующего этапа экспериментальной работы по развитию творчества детей шестилетнего возраста, следует отметить, что была выявлена положительная динамика уровней развития творчества (качественныеи количественные изменения) детей старшего дошкольного возраста благодаря средствам театральнойдеятельности.Результаты представлены ниже (см. рис.3,4).Реализацияопытноэкспериментальнойпрограммы, основной целью которой являетсявоспитание творческой индивидуальности ребенка в театрализованной игре,пробудилаинтереси отзывчивостьк театрализованнойдеятельности, а также способствовала развитию креативности у дошкольников. Дальнейшеесравнениерезультатов,полученныхвпроцессе контрольногоэтапаэксперимента,позволилосудитьобэффективности использованнойпрограммыпоразвитиютворческих способностейвтеатральныхиграху детейстаршего дошкольного возраста.







Рис.3









Рис.4

Ссылки на источники1.ВенгерЛ.A. Педагогика способностей. ‬М.: Знание, 1973.‬96 с.2.Выготский Л.C. Воображениеитворчествов детском возрасте.‬М.: Просвещение, 1991.3.АкуловаО. Театрализованные игры// Дошкольное воспитание, ‬2005.‬№4.‬С.24.4.КомароваТ. С. Дошкольный возраст: проблемы развития художественнотворческих способностей// Дошкольное воспитание.‬2008.‬№ 10.‬С. 65‬67.5.КуликоваС.А., КозловаТ.А. Дошкольная педагогика.‬М.: Академия, 2002.‬416 с.

6.СолнцеваО. В. Дошкольник в мире игры.‬СПб.:Речь, 2010.‬176 с.7.ЦееваЛ.Х. Театрализованные игры по мотивам адыгских сказок:Методическое пособие для воспитателей и учителей дошкольного и школьного возраста. ‬Майкоп:Адыг. респ. кн. издво,2010. ‬72 с. 8.ТомчиковаС.Н.Подготовка студентов ктворческому развитию дошкольников втеатрализованной деятельности. ‬Магнитогорск: МаГУ, 2002.‬С.3.9.Выготский Л.C. Указ. соч.10.АкуловаО. Указ. соч.11.ВенгерЛ.A. Указ. соч.12.Выготский Л.C. Указ. соч.13.КомароваТ. С. Указ. соч.14.СолнцеваО. В. Указ. соч.15.ТомчиковаС.Н.Указ. соч.16.Кудрявцев В., Синельников В. Ребёнок‬дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей//Дошкольное воспитание. ‬2005.‬№ 9.‬С. 52‬59; № 10.‬С. 62‬69.17.ЦееваЛ.Х. Указ. соч.

12%3%9%36%42%36%52%55%55%0%10%20%30%40%50%60%Критерий 1Критерий 2Критерий 3Низкий ур.Средний ур.Высокий ур.28%38%54%СреднийпоказательНизкий уровеньСредний уровеньВысокий уровеньLydiya Tseeva,Candidate of Pedagogic Sciences, Professor at the chair of pedagogy and pedagogical techniques, Adyghe State University, MaykopAnastasiya Sitkova,Student of Pedagogics and Psychology Department, Adyghe State University, MaykopInfluence of theatrical games on the development of creative abilities of preschool childrenAbstract. The authorsdeal with the impact of theatrical play on the development of creative abilities of preschool children.Development ofthe creative potential of each child is one of the priorities of modern pedagogy. The authors examinethe effectiveness of psychopedagogical conditions (program content, methods, techniques, minienvironment), contributing to the development of creative abilities of preschool children in the theatrical games.Key words: game, a theatrical plays, theatrical activities, creativity.References1.Venger L. A. Pedagogika sposobnostej. ‬M.: Znanie, 1973. ‬96 p.(in Russiаn).2.Vygotskij L. C. Voobrazhenie i tvorchestvo v detskom vozraste. ‬M.: Prosveshhenie, 1991.(in Russiаn).3.Akulova O. Teatralizovannye igry // Doshkol'noe vospitanie, ‬2005. ‬#4. ‬P. 24.(in Russiаn).4.Komarova T. S. Doshkol'nyj vozrast: problemy razvitija hudozhestvennotvorcheskih sposobnostej // Doshkol'noe vospitanie. ‬2008. ‬#10. ‬P. 65‬67.(in Russiаn).5.Kulikova S. A., Kozlova T. A. Doshkol'naja pedagogika. ‬M.: Akademija, 2002. ‬416 p. (in Russiаn).6.Solnceva O. V. Doshkol'nik v mire igry. ‬SPb.: Rech', 2010. ‬176 p.(in Russiаn).7.Ceeva L. H. Teatralizovannye igry po motivam adygskih skazok: Metodicheskoe posobie dlja vospitatelej i uchitelej doshkol'nogo i shkol'nogo vozrasta. ‬Majkop: Adyg. resp. kn. izdvo, 2010. ‬72 p. (in Russiаn).8.Tomchikova S. N. Podgotovka studentov k tvorcheskomu razvitiju doshkol'nikov v teatralizovannoj dejatel'nosti. ‬Magnitogorsk: MaGU, 2002. ‬P. 3.(in Russiаn).9.Vygotskij L. C. Voobrazhenie i tvorchestvo v detskom vozraste. ‬M.: Prosveshhenie, 1991.(in Russiаn).10.Akulova O. Teatralizovannye igry // Doshkol'noe vospitanie, ‬2005. ‬#4. ‬P. 24.(in Russiаn).11.Venger L. A. Pedagogika sposobnostej. ‬M.: Znanie, 1973. ‬96 p.(in Russiаn).12.Vygotskij L. C. Voobrazhenie i tvorchestvo v detskom vozraste. ‬M.: Prosveshhenie, 1991.(in Russiаn).13.Komarova T. S. Doshkol'nyj vozrast: problemy razvitija hudozhestvennotvorcheskih sposobnostej // Doshkol'noe vospitanie. ‬2008. ‬#10. ‬P. 65‬67.(in Russiаn).14.Solnceva O. V. Doshkol'nik v mire igry. ‬SPb.: Rech', 2010. ‬176 p.(in Russiаn).15.Tomchikova S. N. Podgotovka studentov k tvorcheskomu razvitiju doshkol'nikov v teatralizovannoj dejatel'nosti. ‬Magnitogorsk: MaGU, 2002. ‬P. 3.(in Russiаn).16.Kudrjavcev V., Sinel'nikov V. Rebjonok ‬doshkol'nik: novyj podhod k diagnostike tvorcheskih sposobnostej // Doshkol'noe vospitanie. ‬2005. ‬#9. ‬P. 52‬59; #10. ‬P. 62‬69.(in Russiаn).17.Ceeva L. H. Teatralizovannye igry po motivam adygskih skazok: Metodicheskoe posobie dlja vospitatelej i uchitelej doshkol'nogo i shkol'nogo vozrasta. ‬Majkop: Adyg. resp. kn. izdvo, 2010. ‬72 p. (in Russiаn).

Рекомендовано к публикации:Горевым П.М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»