Организационно-методические условия проведения стажировок в системе повышения квалификации

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Жижина И. В. Организационно-методические условия проведения стажировок в системе повышения квалификации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № 8 (август). – С. 136–140. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14226.htm.
Аннотация. В организации совместной деятельности тьютора и стажера в системе повышения квалификации востребованными становятся компетентностный, аксиологический, системно-деятельностные подходы. В статье описаны организационно-методические условия проведения стажировок в системе повышения квалификации в логике данных подходов, представлен комплекс принципов построения и развития образовательной среды стажировок в системе дополнительного профессионального образования.
Раздел: Отдельные вопросы сферы образования
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Жижина Инна Владимировна,кандидат психологических наук, директор НТФ ГАОУ ДПО СО «Институт развития образования», г. Нижний Тагилzhizhina_iv@mail.ru

Организационнометодические условия проведения стажировок в системе повышения квалификации

Аннотация. В организации совместной деятельности тьютора и стажера в системе повышения квалификации востребованными становятся компетентностный, аксиологический, системнодеятельностные подходы. В статье описаны организационнометодические условия проведения стажировок в системе повышения квалификации в логике данных подходов, представлен комплекс принципов построения и развития образовательной среды стажировок в системе дополнительного профессионального образования. Ключевые слова: стажировка, тьютор, компетентностный подход, интерактивные формы повышения квалификации.Раздел: (01)педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Обобщение современных подходов к организации системы повышения квалификации позволяет констатировать, что отличительными особенностями процесса повышения квалификации кадров в системе образования становятся: непрерывность, многоуровневость, открытость, развивающий характер личностноориентированного обучения, сочетание формального, неформального и информального подходов, преобладание интерактивных форм работы. Профессиональное развитие педагогов в условиях инноваций А.Г.Асмолов рассматривает с позиции системно ‬деятельностного подхода. Данный методологический подход для системы повышения квалификации рассматривается как системная, целенаправленная деятельность субъектов методического взаимодействия (стажера, тьютора, преподавателя), реализующих проекты профессионального развития и саморазвития педагогов. Причем, данный подход предполагает опережающий характер управления, что позволит системе образования региона, конкретного учреждения создать необходимую систему ресурсов (кадровых), способных внедрить инновацию, связанную с системными, модульными, локальными изменениями процесса[1]. В организации совместной деятельности тьютора и стажера в системе повышения квалификации востребованным становится компетентностный подход. И.М. Логвинова описывает компетентностный подход как методологический. Компетентностный подход, с одной стороны она определяет как системный, междисциплинарный, с другой ‬личностный и деятельностный, имеющий практическую, прагматическую и гуманистическую направленность. Практическая направленность компетентностного подхода прослеживается через практикоориентированные способы получения качественно новых результатов дополнительного профессионального педагогического образования. В прагматическом смысле он не является антиподом знаниевого подхода, а логически его продолжает, подчеркивая значимость опыта, умений практически реализовывать знания, но, с другой стороны, и не отождествляется с ними, так как знания становятся в соподчиненность умениям. Такая система повышения квалификации педагогов, на ее взгляд, абсолютно точно моделирует существенные характеристики изменений, требуемых стандартом в рамках реализации образовательного процесса в учреждении[2].Актуальными подходами в этом взаимодействии становятся аксиологический и индивидуальноориентированный. В.С. Елагина описывает аксиологический и индивидуальноориентированный подходы к организации методической работы в образовательном учреждении.Аксиологический подход она рассматривает как основу развития профессиональноценностной ориентации учителей. Сущность индивидуальноориентированного подхода состоит в том, что он позволяет включить механизмы общего и профессионального саморазвития педагога. При этом основное назначение индивидуальноориентированного подхода состоит в создании условий для самореализации личности, развития творческих возможностей, профессиональной позиции, реализации новых технологий обучения. Кроме того, данный подход предполагает осознание каждым педагогом, стажером, себя как творческой индивидуальности, определение своих профессиональноличностных качеств, требующих совершенствования и корректировки. Потребность в выражении своей индивидуальности, в постоянном совершенствовании своего профессионального мастерства, в поиске новых средств самовыражения является важнейшим мотивом профессионального роста и развития личности педагога, в том числе и при взаимодействии с тьютором[3].Среди образовательных технологий обучения используемых для организации стажировок все большую актуальность получают интерактивные формы обучения, которые направлены на формирование у педагогов нового уровня профессиональной компетентности. К интерактивным формам повышения квалификации, которые успешно практикуются в Свердловской области, можно отнести следующие позиции:организация активной групповой и парной работы при проведении сетевых занятий с использованием ДОТ ‬дистанционных образовательных технологий (в электронных курсах СДО, тренингах, мастерских);визуализация ‬использование приемов и инструментов инфографики для организации в сети «мозговых атак», для представления, обобщения и осмысления информации;сетевые методические сообщества;сетевые объединения тьюторов;депозитарий инновационных,в том числе стажировочных практик[4].Все чаще звучит мнение, что более адекватным средством и средой непрерывного повышения квалификации педагогов может стать интерактивная сетевая деятельность, интегрирующая возможности формального, неформального образования и самообразования, опосредованного современными информационнокоммуникационными технологиями и реализуемого на основе компетентнодеятельностного подхода [5].Отметим комплекс принципов построения и развития образовательной среды стажировок ‬метаформальность, открытость, глобальность, партнерство, мультиформатность, эволюционность, толерантность и мультимедийность, позволивший интегрировать формальную и неформальную профессиональную деятельность педагога. В организации стажировок широкое распространение получили методы обучения, основанные на механизме интеракции, то есть межличностной коммуникации. Наиболее важная особенность интеракции ‬способность человека принимать и понимать роль другого, представлять, как его воспринимает партнер по общению или группа и в соответствии с этим планировать свои действия[6].Интерактивные методы и формы обучения на стажировке позволяют: формировать коммуникативные навыки, развивать презентационные умения, формировать интерактивные умения, позволяющие эффективно взаимодействовать и принимать решение, аналитические и экспертные умения и навыки, развивать креативность[7].Разрабатывая совместный план по реализации стажировочного модуля стажеру необходимо помнить, что с одной стороны стоят требования, предъявляемые к результатам освоения образовательной программы, с другой успешные новые практики стажировочных площадок, с третьей ‬его субъектный опыт, убеждения и личностные особенности слушателя и придерживаться следующих принципов организации стажировки педагогов.1.Приоритет самостоятельного обучения.2.Принцип совместной деятельности.

3.Принцип опоры на опыт стажера. 4.Индивидуализация обучения.5.Системность обучения. 6.Контекстность обучения.7.Принцип актуализации результатов обучения.8.Принцип элективности обучения.9.Принцип развития образовательных потребностей. 10.Принцип осознанности обучения.Осмысление стажером и тьютором всех параметров процесса обучения и своих действий по организации процесса обучения.

11.Принцип субъектности. 12.Принцип структурированной избыточности ресурсов[8]. Для обеспечения этой образовательной среды может быть предложена модель повышения квалификации кадров в процессе стажировки (см. рис. 1), которая основывается на личностноориентированном, компетентностном и контекстном подходах и включаетв себя цели, определяющие основную направленность процесса; закономерности и принципы, этапы подготовки и проведения стажировки; механизм и ресурсное обеспечение взаимодействия участников образовательного процесса; позитивные результаты стажировки, выражающиеся в повышении уровня квалификации кадров [9].Для обеспечения управляемости процесса повышения квалификации работников учреждения образования в ходе стажировки может быть предложена модель взаимодействия ИРО и базовых площадок по обеспечению индивидуальных маршрутов стажировки[10].Основными элементами модели (см. рис. 2) выступают индивидуальные маршруты стажировки, которые становятся неотъемлемой составляющей новой модели образования и обучения, формируемой в программах стажировок: внутрикурсовая стажировка, межкурсовая стажировка и посткурсовая[11]. Для реализации этой модели предложены следующие формы организации образовательного процесса на стажировках: ‬Семинарыобсуждения научнометодических текстов с разных позиций («понятия», «тезисы», «оппозиция», «апология» и т.д.). Семинары предполагают работу в малых группах (каждая позиция готовит сове выступление) и последующее общее обсуждение. Во время общего обсуждения все группы могут выстроить свое отношение к результатам работы каждой позиции. Позиционные семинары ‬возможное условие организации учебной деятельности педагогов: во время семинаров можно в совместнораспределенной деятельности организовать процесс рефлексии, анализа собственных дефицитов и постановки задач на развитие. ‬Включенное наблюдение. Педагоги посещают занятия (уроки), активно наблюдая за работой детей (в малых группах и индивидуально).

Рис. 1. Модель повышения квалификации педагогических и руководящих работников общеобразовательных учреждений в системе повышения квалификацииЦель:совершенствование профессиональной, коммуникативной, информационной и правовой компетентностей в идеологии ФГОС



Система организационнопедагогических условий:Обеспечение активной самообразовательной позиции, тьюторское сопровождение повышения квалификации, формирование региональной системы стажерских площадок на базе ИРО





Задачи:сформировать депозитарий стажировочных практик, создать необходимую нормативноправовую базу, обеспечить удовлетворениеиндивидуальных запросов педагогов и руководителей, обеспечить информационноаналитическое и информационнорефлексивное сопровождение ФГОС









Принципы: приоритет самостоятельного обучения;совместной деятельности;опоры на опыт слушателя;индивидуализация обучения; системность обучения; контекстность обучения; актуализация результатов обучения;элективность обучения; развития образовательных потребностей;систематичности; сотрудничества и взаимоуважения







Требования к квалификации педагогических и руководящих работников общеобразовательного учреждения: профессиональная, коммуникативная, информационная, правовая компетентности Рис.2.Модель взаимодействия ИРО и ОУ по обеспечению индивидуальных маршрутов стажировки педагогов и руководителей общеобразовательных учреждений на базе ИРО

‬Аналитические семинары (проводятся по итогам включенного наблюдения). Педагоги проводят анализ увиденных занятий (индивидуальных или групповых). Первый шаг: конструктивный анализ ‬описание увиденного на языке современных технологий. Второй шаг: рефлексивный анализ ‬соотнесение цели и полученных эффектов, выявление возможных вариантов действий педагога. Материалом для аналитических семинаров может стать и обсуждение разных вариантов конспектов занятий. Основанием для рефлексии выступают критерии оценки урока (занятия) по этапам (требования к контрольнооценочной деятельности, требования к постановке учебной задачи и пр.). Одна из целей семинара ‬работа над профессиональной аргументацией, умением обосновывать свои суждения исходя из полученных знаний.‬«Пользовательские семинары»: во время семинаров происходит знакомство и опробование новых моделей инструментария оценки качества образования. ‬«Разработческие семинары»: во время семинаров проводится разработка оценочных процедур или инструментов для решения конкретных задач образовательного процесса.Депозитарий стажировочных практикСтажировочная площадка ИРОКурсовая и посткурсовая, очная и дистанционная стажировки‬Методические семинары. На методических семинарах предметом анализа становятся учебники и методические пособия. Критериями анализа становится их соответствие требованиям ФГОС. Эта работа нужна для того, чтобы сформировать активную субъектную позицию по отношению к методической литературе, уметь использовать методические рекомендации для построения собственного занятия.‬Защита проекта урока. Урок проектируется участником стажировки, проводится, снимается на видео. Проводится защита проекта урока. Автор делает рефлексивный анализ.‬Защита образовательного (группового сетевого) проекта. Это форма зачетной работы на курсах повышения квалификации. Предметом разработки и защиты становится не отдельный урок, а решение задачи, выбранной слушателем (или проблемной группой) в начале курса. Задачей является проектирование неотдельного урока, а более крупной части образовательного процесса в ответ на поставленный вопрос на начальном этапе стажировки[12].Для сопровождения данной модели были предложены методы квазипрофессиональной и учебнопрофессиональной деятельности. Эти группы методов связаны с курсовым (аудиторным), межкурсовым и посткурсовым сопровождением стажера. Реализация компетентностного и системнодеятельностного подходов при организации стажировок, использование интерактивных (дистанционных) форм и методов обучения позволяет обеспечить организационнометодически региональную модель непрерывного персонифицированного повышения квалификации руководящих и педагогических работников в Свердловской области.

Ссылки на источники1.ТимофееваС. В. Организационнопедагогические условия повышения квалификации руководителей ОУ в процессе стажировки на базе центров инновационного опыта (на примере Чувашской Республики) // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. ‬2010. ‬№6. ‬С. 111‬116.2.Логвинова И. М. Методическая готовность работников образования к реализации ФГОС.‬М., 2012 ‬36с.3.ТимофееваС. В. Указ. соч.4.ШпарутаН.В. Организация дистанционных курсов в дополнительном профессиональном образовании: опыт, проблемы, решения // Информационные и коммуникационные технологии в образовании (ИКТОЕкатеринбург2013): материалы VII Международной научнопрактической конференции. ‬Екатеринбург, 2013. ‬С. 280‬285.5.Киселева А.А. Непрерывное повышение квалификации педагога в персональной образовательной среде: автореф. дис. … канд. пед. наук. ‬Новокузнецк,2012. ‬23 с.6.Шамова Т.И. Перспективы развития системы управления образованием // Управление образованием. ‬2010. ‬№ 5. ‬С. 8‬13.7.Шадриков В. Д., Карпов А. В., Кузнецова И. В. Профессионализм современного педагога: методика оценкиуровня квалификации педагогических работников. ‬М., 2011. ‬168с.8.Урсова О.В. Интерактивные формы дистанционного повышения квалификации.‬Псков. 2013. ‬13 с.9.Юдина И.А. Проектирование развивающей среды на основе информационного взаимодействия в условиях неформального дополнительного образования педагогов: автореф. дис. … канд. пед. наук. ‬Владивосток, 2012. ‬25 с.10.ШпарутаН.В. Указ. соч.11.Ковалева Т.М. Материалы курса «Основы тьюторского сопровождения в общем образовании»: лекции 1‬4. ‬М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010. ‬56 с.12.Казакова Е.И., Галактионова Т.Г., Пугач В.Е. Основные приемы и технологии в работе тьютора. ‬М.: АПКиППРО, 2009. ‬64 с.



Inna ZhizhinaCandidate of Psychological Sciences, head of Institute of EducationDevelopment, Nizhniy Tagilzhizhina_iv@mail.ruOrganizational and methodological conditions ofinternship in the system of professional developmentAbstract. Thecompetence, axiological, systemactivity approaches become essential in the organization of joint activities of the tutor and trainee in the system of professional development. The authordescribes the organizational and methodological conditions of the internship within these approaches; provides theset of principles of construction and development of the educational environment of the internship in the system of additional vocational training.Key words: internship, tutor, competence approach, interactive forms of training.References1.Timofeeva S. V. Organizacionnopedagogicheskie uslovija povyshenija kvalifikacii rukovoditelej OU v processe stazhirovki na baze centrov innovacionnogo opyta (na primere Chuvashskoj Respubliki) // Izvestija Juzhnogo federal'nogo universiteta. Pedagogicheskie nauki. ‬2010. ‬№ 6. ‬P. 111‬116(in Russiаn).2.Logvinova I. M. Metodicheskaja gotovnost' rabotnikov obrazovanija k realizacii FGOS. ‬M., 2012 ‬36 p.(in Russiаn).3.Timofeeva S. V. Organizacionnopedagogicheskie uslovija povyshenija kvalifikacii rukovoditelej OU v processe stazhirovki na baze centrov innovacionnogo opyta (na primere Chuvashskoj Respubliki) // Izvestija Juzhnogo federal'nogo universiteta. Pedagogicheskie nauki. ‬2010. ‬№ 6. ‬P. 111‬116(in Russiаn).4.Shparuta N. V. Organizacija distancionnyh kursov v dopolnitel'nom professional'nom obrazovanii: opyt, problemy, reshenija // Informacionnye i kommunikacionnye tehnologii v obrazovanii (IKTOEkaterinburg2013): materialy VII Mezhdunarodnoj nauchnoprakticheskoj konferencii. ‬Ekaterinburg,2013. ‬P. 280‬285 (in Russiаn).5.Kiseleva A. A. Nepreryvnoe povyshenie kvalifikacii pedagoga v personal'noj obrazovatel'noj srede: avtoref. dis. … kand. ped. nauk. ‬Novokuzneck, 2012. ‬23 p.(in Russiаn).6.Shamova T.I. Perspektivy razvitija sistemy upravlenija obrazovaniem // Upravlenie obrazovaniem. ‬2010. ‬№ 5. ‬P. 8‬13 (in Russiаn).7.Shadrikov V. D., Karpov A. V., Kuznecova I. V. Professionalizm sovremennogo pedagoga: metodika ocenki urovnja kvalifikacii pedagogicheskih rabotnikov. ‬M., 2011. ‬168 p.(in Russiаn).8.Ursova O. V. Interaktivnye formy distancionnogo povyshenija kvalifikacii. ‬Pskov. 2013. ‬13 p.(in Russiаn).9.Judina I. A. Proektirovanie razvivajushhej sredy na osnove informacionnogo vzaimodejstvija v uslovijah neformal'nogo dopolnitel'nogo obrazovanija pedagogov: avtoref. dis. … kand.ped. nauk. ‬Vladivostok, 2012. ‬25 p.(in Russiаn).10.Shparuta N. V. Organizacija distancionnyh kursov v dopolnitel'nom professional'nom obrazovanii: opyt, problemy, reshenija // Informacionnye i kommunikacionnye tehnologii v obrazovanii (IKTOEkaterinburg2013): materialy VII Mezhdunarodnoj nauchnoprakticheskoj konferencii. ‬Ekaterinburg,2013. ‬P. 280‬285 (in Russiаn).11.Kovaleva T. M. Materialy kursa «Osnovy t'jutorskogo soprovozhdenija v obshhem obrazovanii»: lekcii 1‬4. ‬M.: Pedagogicheskij universitet «Pervoe sentjabrja», 2010. ‬56 p.(in Russiаn).12.Kazakova E. I., Galaktionova T. G., Pugach V. E. Osnovnye priemy i tehnologii v rabote t'jutora. ‬M.: APKiPPRO, 2009. ‬64 p.(in Russiаn).

Рекомендованокпубликации:ГоревымП.М., кандидатомпедагогическихнаук, главнымредакторомжурнала«Концепт»