Реализация принципа непрерывности на ступенях предшкольное – начальное образование
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Шамраева
А.
А. Реализация принципа непрерывности на ступенях предшкольное – начальное образование // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – № 11 (ноябрь). – С.
126–130. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/14322.htm.
Аннотация. В статье рассматривается проблема обеспечения непрерывности образования на примере разработанной в гимназии № 2 имени А. П. Чехова г. Таганрога программы «Преемственность». Данная программа позволяет создать единое образовательное пространство на ступенях предшкольное – начальное образование. Психолого-педагогическое сопровождение реализации программы «Преемственность» осуществляется по следующим направлениям деятельности: психолого-педагогический мониторинг, коррекционно-развивающая, просветительская и консультативная работа. В данной статье рассматривается деятельность по первому направлению – психолого-педагогическому мониторингу.
Ключевые слова:
мониторинг, предшкольное образование, сопровождение, непрерывность образования, единое образовательное пространство, начальное образование
Текст статьи
Шамраева Анна Александровна,педагогпсихолог, руководитель психологического кружка центра развития личности «ДАР: Дошкольник. Адаптация. Развитие», г. Таганрогpchelkaania@mail.ru
Реализация принципа непрерывности
на ступенях предшкольное –начальное образование
Аннотация.В статье рассматривается проблема обеспечения непрерывности образования на примере разработанной в гимназии № 2 имени А. П. Чехова г. Таганрога программы «Преемственность». Данная программа позволяет создать единое образовательное пространство на ступеняхпредшкольное –начальное образование. Психологопедагогическое сопровождение реализации программы «Преемственность» осуществляется по следующим направлениям деятельности: психологопедагогический мониторинг, коррекционноразвивающая, просветительская и консультативная работа. В данной статье рассматривается деятельность по первому направлению–психологопедагогическому мониторингу.Ключевые слова: непрерывность образования, предшкольное образование, начальное образование, сопровождение, единое образовательное пространство, мониторинг.
Раздел: (01)педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Многочисленные исследования, проведенные в последние годы, свидетельствуют о том, что в современном образовательном пространстве нарушен принцип непрерывности и преемственности. На каждом этапе возрастного развития ребенок рассматривается «локально», например«дошкольник», «младший школьник», без понимания и осмысления предшествующего этапа развития и перспектив последующего.На сегодняшний день главная задача государства в сфере дошкольного образования –обеспечить его общедоступность –остается не решенной в полной мере. Около 50% детей по различным причинам находятся за рамками системы дошкольного образования.В июле 2014 г. в докладе правительства Ростовской области прозвучало, что прозрачность электронной очереди позволила выявить по ряду муниципальных образований недостоверность предоставляемых ранее данных по очередности. В частности, в Таганроге с 3 575 человек очередьвыросла до 8 639 (в том числедетей от 3 до 7 лет –с 1 570 до 2 579).Одним из способов сокращения очереди в Таганроге избрали метод создания пришкольных детских садов, которые именуют «дошкольной ступенью образования». Одна из таких «ступеней» на 30 мест открылась зимой 2012 г.в школе № 34. В июне 2013 г. –еще одна на 50 мест при школе № 35. Под них используются так называемые свободные площади образовательных учреждений. Всего в Таганроге сейчас пять пришкольных детсадовских групп, которые посещают 150 человек. Но даже укомплектованные группы в дошкольных образовательных учреждениях, при школах, частные детские сады не могут разрешить столь важную проблему.В связи с этим остро встает вопрос о подготовке дошкольников, не охваченных дошкольным образованием, к школьному обучению.Особенность сегодняшней ситуации в системе дошкольного образования характеризуется тем, что она претерпевает ряд нормативноправовых, организационных и содержательных изменений. С учетом данной особенностив условиях образовательной среды принцип непрерывности может решаться на организационнопедагогическом уровне через построение структуры:предшкольное образование (группы кратковременного пребывания при социальнокультурном центре «Приморский») → прогимназия (начальнаяшкола).На основе разработанной программы «Преемственность» в гимназии №2 имени А.П. Чехова было создано единое образовательное пространство.Мы убеждены в правомерности тезиса о том, что полноценная, социально направленная и регулируемая государством реализация положений правовых документов возможна только при обеспечении непрерывности всех ступеней образования.Непрерывное образование понимается как связь, согласованность и перспективность всех компонентов методической системы (целей, задач, содержания и обучения) на всех ступенях образования, что обеспечивает поступательное развитие ребенка.Осуществление преемственности на ступенипредшкольное образование→ прогимназия заключается в следующем:общие задачи, единое развивающее пространство.Проблема адаптации дошкольника на этапе перехода его в статус ученика является ключевой проблемой, от теоретического и практического решения которой во многом зависит перспектива развития школы, индивидуализации и дифференциации учебного процесса [1].Психологопедагогическое сопровождение реализации программы «Преемственность» осуществляется по следующим направлениям деятельности: психологопедагогический мониторинг, коррекционноразвивающая, просветительская и консультативная работа.В рамках данной статьи остановимся на характеристике первого направления. Психологопедагогический мониторинг позволяет выявить сильные и слабые стороны учебновоспитательного процесса, обнаружить и скорректировать наиболее актуальные направления дальнейшего развития дидактической и воспитательной систем, сформулировать приоритетные цели и задачи обучения, развития, воспитания, отслеживать общую динамику онтогенеза конкретных свойств, качеств и других показателей личностного и психического развития учащихся в их взаимосвязи и взаимообусловленности. Он позволяет также оценить индивидуальную траекторию развития ребенка, что, в свою очередь, помогает найти способы и варианты построенияоптимального для каждого учащегося пространства дидактиковоспитательных событий.Исходя из этого, уже за год до школы, в группах кратковременного пребывания, в которых обучается 87–92% детей, не посещающих детский сад, проводится целенаправленная психодиагностическая работа.Для решения практических задач обучения важно определить реальныепроблемы дошкольников, не посещавших детский сад. В нашу программу входит: диагностика детей (в группах кратковременного пребывания (начало и конец года) и в первом классе) по определенной схеме; опрос родителей в начале и в конце учебного года; контрольная диагностика первоклассников (в октябре) для определения имеющихся проблем адаптации.Следует отметить, что диагностическая работа в группах кратковременного пребывания имеет свои особенности:1)так как дети (от 80 до 100 человек) посещают занятия 3 раза в неделю, находясь назанятиях 1 час 50 минут, это вызывает необходимость использовать методики, позволяющие работать с группой детей, проводятак называемую экспрессдиагностику;диагностика социальной, личностной, интеллектуальной и эмоциональной сфер детей в группах кратковременного пребывания начинается только после проведения определенной работы с родителями (лицами, их заменяющими), которая включает несколько индивидуальных встреч и от 2 до 4 групповых, целью которых является составление социального и эмоционального портрета семьи (беседа с родителями, анкетирование, написание сочинений «Я как родитель», «Портрет моего ребенка»).Программа диагностики «домашних» детей, обучающихся в группах кратковременного пребывания, состоит из четырех эмпирических срезов, направленных на изучение развития коммуникативных навыков, самооценки, эмоционального благополучия, интеллектуальной, волевой, творческой сфер:1)первичная диагностика проходит в начале учебного года;2)второй раз, в октябре,после завершения периода первичной адаптации к условиям обучения, проходит диагностика групповых процессов;3)третья –итоговая диагностика–в конце учебного года, в апреле;4)четвёртая –в конце первой четверти (1йкласс), после завершения периода первичной адаптации к условиям обучения в начальной школе.Первичная диагностика проводится с целью определения факторов риска в развитии «домашних» детей, способных затруднить адаптацию. Нами применяются диагностические методы оценкии учетаособенностей развития интеллектуальной, социальной, личностной и эмоциональной сфер детей 6–7 лет. Они позволяют выявить сильные и слабые стороны развития ребенка, определить формы и методы работы с детьми в системе годичного предшкольного образования, а также разработать эффективные адаптивные программы развития.Аналогичная диагностика на конечном этапе обучения в группах кратковременного пребывания (перед школой) обеспечивает определение эмоциональной, социальноличностной и интеллектуальной готовности к школьному обучению и выбор для ребенка оптимальной стратегии и тактики обучения (программы образования) в начальной школе.Анализируя ежегодные таблицы количественной обработки данных (начало обучения в группах кратковременного пребывания), мы обнаруживаем две стабильно повторяющиеся проблемы: 1) «домашние» дети имеют значительные личностные проблемы, а именно: сниженную самооценку, так как не доверяют себе; высокий уровень тревожности и чувство незащищенности; значительные трудности в общении и 2) существует взаимосвязь между высокимуровнемтревожности у детей (и степеньювыраженности недоверия к себе) и трудностямиу них же в общении.Приведенный материал срезов, как нам представляется, является объективным подтверждением предположения о существовании серьезных проблем в социальном, личностном и эмоциональном развитии детей, не посещавших детский сад. Наиболее высокими для таких детей оказываются показатели по симптомокомплексу «тревожность». За прошедшие годы показатели по симптомокомплексу «чувство незащищенности» у домашних детей несколько снизились, что отражает объективную картину: родители сталиуделять больше внимания детям по сравнению с 90ми годами.Но за эти годы продолжают возрастать детская тревожность и трудности общения. Это происходит оттого, что уменьшилось число дворовых игр и игр вообще, основанных на правилах группового взаимодействия. Наблюдая за поведением детей, пришедших в группы кратковременного пребывания, мы отмечаем, что нарушения эмоциональной сферы у детей приводят к неадекватным реакциям на ситуацию обучения и снижение их познавательной активности.Страдает также способность детей правильно оценивать и дифференцировать эмоции других людей. В результате такие дети часто демонстрируют негативное отношение к процессу обучения, острые, не соответствующие по силе и интенсивности реакции на критику и наказания, неожиданные и неадекватные поведенческие ответы. Исходя из этого, развитие в предшкольный период социальноличностной и эмоциональной сфер «домашних» детей является важным. Как указывает И. Е. Буршит, «положительные эмоции оказывают активирующее влияние на функции мозга, облегчают восприятие информации, ее запоминание», тогда как «доминирование отрицательных эмоций снижает возможности когнитивного развития, затрудняет адаптацию к факторам внешней среды» [2].Ключевой момент в начале учебного года в группах кратковременного пребывания –получение полной и объективной информации о родительскодетских отношениях. С этой целью наряду с использованием анкетирования, написания минисочиненийиспользуется методика PARI(авторы –Е.С.Шеффер, Р.К.Белл, в нашей стране методика адаптирована Т.В.Нещерет), предназначенная для изучения отношения родителей, прежде всегоматери, к разным сторонам семейной жизни (семейной роли).Для нас наиболее важны четыре группы шкал: семейные конфликты, оптимальный эмоциональный контакт, излишняя эмоциональная дистанция с ребёнком, излишняя концентрация на ребёнке. Результаты представлены в таблице.
Результаты диагностики родителей по методике PARI
ШкалыКоличество родителей, показавший высокий уровеньпо шкалам (средние значения, %)
2010/2011учеб. год2011/2012учеб. год2012/2013учеб. год2013/2014 учеб. годОптимальный эмоциональный контакт53324239Семейные конфликты1720,51818Излишняя эмоциональная дистанция (гипоопека)22293433Излишняя концентрация на ребёнке (гиперопека)242026,528
Получаемые результаты дают возможность понять особенности неудавшихся отношений между родителями и детьми, а также зоны напряжений в этих отношениях.Опираясь на тезис Л.С. Выготского о том, что источником психического развития в онтогенезе является общение ребенка с окружающими, мы изучаем готовность «домашних» детей к школе через выявление своеобразия их общения с окружающими [3].В начале учебного года (сентябрь) оценка уровня сформированности социального развития проводится на основании анкетирования родителей (автор М.М.Безруких,анкета заполняется родителями или лицами, их заменяющими).Анализ результатов анкетирования позволяет констатировать, что с каждым годом становится все больше детей, имеющих низкий уровень сформированности социальных навыков. По результатам 2013/2014 учеб.года,лишь 22% «домашних» детей, пришедших в группы кратковременного пребывания, умеют общаться со сверстниками, 18%–способны управлять своим поведением, ещё 24% дошкольников легко адаптируются в новой обстановке. Меньше всего, по оценкам родителей, дети, не посещающие детский сад, умеют общаться.Как показывают результаты исследований, у довольно большой части поступающих в группы кратковременного пребывания детей не сформированы навыки социального общения, не развита социальная сфера, эти дети не умеют эффективно взаимодействовать с окружающими сверстниками и взрослыми, что, в свою очередь, может означать:они вряд ли смогут успешно адаптироваться в новых условиях деятельности при новом социальном статусе –ученика.Проведеннаядиагностическая работа подтверждает выводы ряда ученых о том, что «большая часть родителей детей, не охваченных дошкольным образованием, так или иначеуделяют внимание развитиюинтеллектуальной сферы. В то же время они не придают значенияразвитию умения сопереживать, общаться со сверстниками и взрослыми, оценивать себя адекватно» [4]. Довольно большая категория родителей также не учитывает тот факт, что учёба школьникакак самостоятельный вид деятельноститребует от него систематического напряжения, упорства, достаточной силы воли, предполагает высокий уровень психического развития, при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными и не приведут к ухудшению здоровья ребёнка: ребёнок, не достигший необходимого уровня развития, сталкивается в школе с массой трудностей и неудач, что может иметь отрицательные последствия [5; 6].Организация деятельности групп кратковременного пребывания с опорой на единое тематическое планирование, сказку, игру, групповую работу приводит к значимым позитивным изменениям к концу учебного года. Однако первый класс не может на 100% состоять из детей, прошедших подготовку в дошкольных образовательных учреждениях или в группах кратковременного пребывания. В связи с этим важно исследовать, как проходят адаптацию и обучаются в 1м классе дети, посещавшие группы кратковременного пребывания,и дети, получившие домашнее образование. Сравнительное изучение межличностных отношений, личностного и эмоционального состояния, школьных мотивов, интеллектуальногоразвития показывает, что дети далеко не одинаково легко «вживаются» в новые школьные условия.Индикатором трудности процесса адаптации к школе являются негативные изменения в поведении ребенка –это может быть чрезмерное возбуждение, даже агрессивность или, наоборот, заторможенность, депрессивность. Может возникнуть чувство страха, нежелание идти в школу и т.д.Исследования дают нам возможность констатировать, что вхождение в новую социальную ситуацию развития, связанную с поступлением в школу, протекает поразному для «домашних» детей и детей, прошедших обучение в группах кратковременного пребывания. Замер показателей, проводимый в конце первой–начале второй четверти первого класса, наглядно показывает, что по ряду факторов результаты групп детей, прошедших обучение в группах кратковременного пребывания и получивших домашнее образование,значительно разнятся. Дети, не посещавшие детский сад, по ряду таких параметров,как «конфликтность» и «недоверие к себе»,превосходят детей, прошедших обучение на курсах адаптации к школе, а по показателям «тревожность», «трудности общения» наблюдается тенденция к значимым различиям: около двух третей «домашних» детей испытывают тревожность в школе, свыше 60% имеют проблемы в построении межличностных взаимоотношений. У детей, прошедших обучение в группах кратковременного пребывания, нормальный или низкий уровень тревожности, что помогает им держать себя в активном состоянии, в тонусе, легко адаптироваться к различным ситуациям; эти дети относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются в школе, приобретают новых друзей в классе, у них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, без видимого напряжения выполняют требования учителя.Использование данных диагностики позволяет корректировать программу «Преемственность» с целью оптимизации совместных усилий педагогов и родителей по подготовке детей к школьному систематическому обучению.Ссылки на источники1.Безруких М.М. Готов ли ребенок к школе? –М.: Вентана–Граф, 2002. –С.5–7.2.Буршит И.Е. Развитие эмоциональнойсферы дошкольника –шаг на пути к школьной успешности// Начальная школа плюс ДО и ПОСЛЕ.–2008.–№12.–С. 17.3.Выготский Л.С. Развитие личности и мировоззрение ребенка // Психология личности: в 2 т. –Самара, 1999. –Т.2. –С.160–165.4.Буршит И.Е. Комплексный подход к формированию готовности к обучению в школе детей, не посещающих ДОУ // Изв. Волгогр. гос. пед. унта. Сер.: Педагогические науки. –2011.–№1(55).–С. 47.5.Корепанова М.В. Теория и практика становления и развития образа Я дошкольника: монография. –Волгоград: Перемена, 2001.–C.7–8.6.Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. –М.:Педагогика, 1991. –C. 21–24.
AnnaShamraeva,Pedagogueandpsychologist, headofpsychologicalgroup,centerofpersondevelopment “PAD: Preschool child. Adaptation. Development”, Taganrogpchelkaania@mail.ruRealization of continuityprincipleon the stages of preschool –primary educationAbstract.The paper deals withthe problem of continuity educationensuring by the example of designed program “Succession” at gymnasium №2 by A.P.Chehov in Taganrog. This program allows usto create the unique educational area on the stages of preschool –primary education. Psychological and pedagogical support for realization of the program “Succession” is carried out to thefollowing directions: psychological and pedagogical monitoring, developed,enlightenment and consultativework. In this paper we examine the activity on the base of the first direction –psychological and pedagogical monitoring.Key words:continuity of education, preschool education, primary education, support, unique educational area, monitoring.References1.Bezrukih,M. M. (2002) Gotov li rebenok k shkole?Ventana –Graf, Moscow,pp.5–7(in Russian).2.Burshit,I. E. (2008) “Razvitie jemocional'noj sfery doshkol'nika –shag na puti k shkol'noj uspeshnosti”,Nachal'naja shkola pljus DO i POSLE,№ 12,p.17(in Russian).3.Vygotskij,L. S. (1999) “Razvitie lichnosti i mirovozzrenie rebenka”, inPsihologija lichnosti: in 2 vol.,Samara, vol. 2,pp.160–165(in Russian).4.Burshit,I. E. (2011) “Kompleksnyj podhod k formirovaniju gotovnosti k obucheniju v shkole detej, ne poseshhajushhih DOU”,Izv. Volgogr. gos. ped. unta. Ser.: Pedagogicheskie nauki,№ 1(55),p.47(in Russian).5.Korepanova,M. V. (2001) Teorija i praktika stanovlenija i razvitija obraza Ja doshkol'nika: monografija,Peremena, Volgograd,pp. 7–8 (in Russian).6.Kravcova,E. E. (1991) Psihologicheskie problemy gotovnosti detej k obucheniju v shkole,Pedagogika, Moscow,pp. 21–24(in Russian).
Рекомендовано к публикации:
Налесной С. Л., кандидатом педагогическихнаук, Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Реализация принципа непрерывности
на ступенях предшкольное –начальное образование
Аннотация.В статье рассматривается проблема обеспечения непрерывности образования на примере разработанной в гимназии № 2 имени А. П. Чехова г. Таганрога программы «Преемственность». Данная программа позволяет создать единое образовательное пространство на ступеняхпредшкольное –начальное образование. Психологопедагогическое сопровождение реализации программы «Преемственность» осуществляется по следующим направлениям деятельности: психологопедагогический мониторинг, коррекционноразвивающая, просветительская и консультативная работа. В данной статье рассматривается деятельность по первому направлению–психологопедагогическому мониторингу.Ключевые слова: непрерывность образования, предшкольное образование, начальное образование, сопровождение, единое образовательное пространство, мониторинг.
Раздел: (01)педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Многочисленные исследования, проведенные в последние годы, свидетельствуют о том, что в современном образовательном пространстве нарушен принцип непрерывности и преемственности. На каждом этапе возрастного развития ребенок рассматривается «локально», например«дошкольник», «младший школьник», без понимания и осмысления предшествующего этапа развития и перспектив последующего.На сегодняшний день главная задача государства в сфере дошкольного образования –обеспечить его общедоступность –остается не решенной в полной мере. Около 50% детей по различным причинам находятся за рамками системы дошкольного образования.В июле 2014 г. в докладе правительства Ростовской области прозвучало, что прозрачность электронной очереди позволила выявить по ряду муниципальных образований недостоверность предоставляемых ранее данных по очередности. В частности, в Таганроге с 3 575 человек очередьвыросла до 8 639 (в том числедетей от 3 до 7 лет –с 1 570 до 2 579).Одним из способов сокращения очереди в Таганроге избрали метод создания пришкольных детских садов, которые именуют «дошкольной ступенью образования». Одна из таких «ступеней» на 30 мест открылась зимой 2012 г.в школе № 34. В июне 2013 г. –еще одна на 50 мест при школе № 35. Под них используются так называемые свободные площади образовательных учреждений. Всего в Таганроге сейчас пять пришкольных детсадовских групп, которые посещают 150 человек. Но даже укомплектованные группы в дошкольных образовательных учреждениях, при школах, частные детские сады не могут разрешить столь важную проблему.В связи с этим остро встает вопрос о подготовке дошкольников, не охваченных дошкольным образованием, к школьному обучению.Особенность сегодняшней ситуации в системе дошкольного образования характеризуется тем, что она претерпевает ряд нормативноправовых, организационных и содержательных изменений. С учетом данной особенностив условиях образовательной среды принцип непрерывности может решаться на организационнопедагогическом уровне через построение структуры:предшкольное образование (группы кратковременного пребывания при социальнокультурном центре «Приморский») → прогимназия (начальнаяшкола).На основе разработанной программы «Преемственность» в гимназии №2 имени А.П. Чехова было создано единое образовательное пространство.Мы убеждены в правомерности тезиса о том, что полноценная, социально направленная и регулируемая государством реализация положений правовых документов возможна только при обеспечении непрерывности всех ступеней образования.Непрерывное образование понимается как связь, согласованность и перспективность всех компонентов методической системы (целей, задач, содержания и обучения) на всех ступенях образования, что обеспечивает поступательное развитие ребенка.Осуществление преемственности на ступенипредшкольное образование→ прогимназия заключается в следующем:общие задачи, единое развивающее пространство.Проблема адаптации дошкольника на этапе перехода его в статус ученика является ключевой проблемой, от теоретического и практического решения которой во многом зависит перспектива развития школы, индивидуализации и дифференциации учебного процесса [1].Психологопедагогическое сопровождение реализации программы «Преемственность» осуществляется по следующим направлениям деятельности: психологопедагогический мониторинг, коррекционноразвивающая, просветительская и консультативная работа.В рамках данной статьи остановимся на характеристике первого направления. Психологопедагогический мониторинг позволяет выявить сильные и слабые стороны учебновоспитательного процесса, обнаружить и скорректировать наиболее актуальные направления дальнейшего развития дидактической и воспитательной систем, сформулировать приоритетные цели и задачи обучения, развития, воспитания, отслеживать общую динамику онтогенеза конкретных свойств, качеств и других показателей личностного и психического развития учащихся в их взаимосвязи и взаимообусловленности. Он позволяет также оценить индивидуальную траекторию развития ребенка, что, в свою очередь, помогает найти способы и варианты построенияоптимального для каждого учащегося пространства дидактиковоспитательных событий.Исходя из этого, уже за год до школы, в группах кратковременного пребывания, в которых обучается 87–92% детей, не посещающих детский сад, проводится целенаправленная психодиагностическая работа.Для решения практических задач обучения важно определить реальныепроблемы дошкольников, не посещавших детский сад. В нашу программу входит: диагностика детей (в группах кратковременного пребывания (начало и конец года) и в первом классе) по определенной схеме; опрос родителей в начале и в конце учебного года; контрольная диагностика первоклассников (в октябре) для определения имеющихся проблем адаптации.Следует отметить, что диагностическая работа в группах кратковременного пребывания имеет свои особенности:1)так как дети (от 80 до 100 человек) посещают занятия 3 раза в неделю, находясь назанятиях 1 час 50 минут, это вызывает необходимость использовать методики, позволяющие работать с группой детей, проводятак называемую экспрессдиагностику;диагностика социальной, личностной, интеллектуальной и эмоциональной сфер детей в группах кратковременного пребывания начинается только после проведения определенной работы с родителями (лицами, их заменяющими), которая включает несколько индивидуальных встреч и от 2 до 4 групповых, целью которых является составление социального и эмоционального портрета семьи (беседа с родителями, анкетирование, написание сочинений «Я как родитель», «Портрет моего ребенка»).Программа диагностики «домашних» детей, обучающихся в группах кратковременного пребывания, состоит из четырех эмпирических срезов, направленных на изучение развития коммуникативных навыков, самооценки, эмоционального благополучия, интеллектуальной, волевой, творческой сфер:1)первичная диагностика проходит в начале учебного года;2)второй раз, в октябре,после завершения периода первичной адаптации к условиям обучения, проходит диагностика групповых процессов;3)третья –итоговая диагностика–в конце учебного года, в апреле;4)четвёртая –в конце первой четверти (1йкласс), после завершения периода первичной адаптации к условиям обучения в начальной школе.Первичная диагностика проводится с целью определения факторов риска в развитии «домашних» детей, способных затруднить адаптацию. Нами применяются диагностические методы оценкии учетаособенностей развития интеллектуальной, социальной, личностной и эмоциональной сфер детей 6–7 лет. Они позволяют выявить сильные и слабые стороны развития ребенка, определить формы и методы работы с детьми в системе годичного предшкольного образования, а также разработать эффективные адаптивные программы развития.Аналогичная диагностика на конечном этапе обучения в группах кратковременного пребывания (перед школой) обеспечивает определение эмоциональной, социальноличностной и интеллектуальной готовности к школьному обучению и выбор для ребенка оптимальной стратегии и тактики обучения (программы образования) в начальной школе.Анализируя ежегодные таблицы количественной обработки данных (начало обучения в группах кратковременного пребывания), мы обнаруживаем две стабильно повторяющиеся проблемы: 1) «домашние» дети имеют значительные личностные проблемы, а именно: сниженную самооценку, так как не доверяют себе; высокий уровень тревожности и чувство незащищенности; значительные трудности в общении и 2) существует взаимосвязь между высокимуровнемтревожности у детей (и степеньювыраженности недоверия к себе) и трудностямиу них же в общении.Приведенный материал срезов, как нам представляется, является объективным подтверждением предположения о существовании серьезных проблем в социальном, личностном и эмоциональном развитии детей, не посещавших детский сад. Наиболее высокими для таких детей оказываются показатели по симптомокомплексу «тревожность». За прошедшие годы показатели по симптомокомплексу «чувство незащищенности» у домашних детей несколько снизились, что отражает объективную картину: родители сталиуделять больше внимания детям по сравнению с 90ми годами.Но за эти годы продолжают возрастать детская тревожность и трудности общения. Это происходит оттого, что уменьшилось число дворовых игр и игр вообще, основанных на правилах группового взаимодействия. Наблюдая за поведением детей, пришедших в группы кратковременного пребывания, мы отмечаем, что нарушения эмоциональной сферы у детей приводят к неадекватным реакциям на ситуацию обучения и снижение их познавательной активности.Страдает также способность детей правильно оценивать и дифференцировать эмоции других людей. В результате такие дети часто демонстрируют негативное отношение к процессу обучения, острые, не соответствующие по силе и интенсивности реакции на критику и наказания, неожиданные и неадекватные поведенческие ответы. Исходя из этого, развитие в предшкольный период социальноличностной и эмоциональной сфер «домашних» детей является важным. Как указывает И. Е. Буршит, «положительные эмоции оказывают активирующее влияние на функции мозга, облегчают восприятие информации, ее запоминание», тогда как «доминирование отрицательных эмоций снижает возможности когнитивного развития, затрудняет адаптацию к факторам внешней среды» [2].Ключевой момент в начале учебного года в группах кратковременного пребывания –получение полной и объективной информации о родительскодетских отношениях. С этой целью наряду с использованием анкетирования, написания минисочиненийиспользуется методика PARI(авторы –Е.С.Шеффер, Р.К.Белл, в нашей стране методика адаптирована Т.В.Нещерет), предназначенная для изучения отношения родителей, прежде всегоматери, к разным сторонам семейной жизни (семейной роли).Для нас наиболее важны четыре группы шкал: семейные конфликты, оптимальный эмоциональный контакт, излишняя эмоциональная дистанция с ребёнком, излишняя концентрация на ребёнке. Результаты представлены в таблице.
Результаты диагностики родителей по методике PARI
ШкалыКоличество родителей, показавший высокий уровеньпо шкалам (средние значения, %)
2010/2011учеб. год2011/2012учеб. год2012/2013учеб. год2013/2014 учеб. годОптимальный эмоциональный контакт53324239Семейные конфликты1720,51818Излишняя эмоциональная дистанция (гипоопека)22293433Излишняя концентрация на ребёнке (гиперопека)242026,528
Получаемые результаты дают возможность понять особенности неудавшихся отношений между родителями и детьми, а также зоны напряжений в этих отношениях.Опираясь на тезис Л.С. Выготского о том, что источником психического развития в онтогенезе является общение ребенка с окружающими, мы изучаем готовность «домашних» детей к школе через выявление своеобразия их общения с окружающими [3].В начале учебного года (сентябрь) оценка уровня сформированности социального развития проводится на основании анкетирования родителей (автор М.М.Безруких,анкета заполняется родителями или лицами, их заменяющими).Анализ результатов анкетирования позволяет констатировать, что с каждым годом становится все больше детей, имеющих низкий уровень сформированности социальных навыков. По результатам 2013/2014 учеб.года,лишь 22% «домашних» детей, пришедших в группы кратковременного пребывания, умеют общаться со сверстниками, 18%–способны управлять своим поведением, ещё 24% дошкольников легко адаптируются в новой обстановке. Меньше всего, по оценкам родителей, дети, не посещающие детский сад, умеют общаться.Как показывают результаты исследований, у довольно большой части поступающих в группы кратковременного пребывания детей не сформированы навыки социального общения, не развита социальная сфера, эти дети не умеют эффективно взаимодействовать с окружающими сверстниками и взрослыми, что, в свою очередь, может означать:они вряд ли смогут успешно адаптироваться в новых условиях деятельности при новом социальном статусе –ученика.Проведеннаядиагностическая работа подтверждает выводы ряда ученых о том, что «большая часть родителей детей, не охваченных дошкольным образованием, так или иначеуделяют внимание развитиюинтеллектуальной сферы. В то же время они не придают значенияразвитию умения сопереживать, общаться со сверстниками и взрослыми, оценивать себя адекватно» [4]. Довольно большая категория родителей также не учитывает тот факт, что учёба школьникакак самостоятельный вид деятельноститребует от него систематического напряжения, упорства, достаточной силы воли, предполагает высокий уровень психического развития, при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными и не приведут к ухудшению здоровья ребёнка: ребёнок, не достигший необходимого уровня развития, сталкивается в школе с массой трудностей и неудач, что может иметь отрицательные последствия [5; 6].Организация деятельности групп кратковременного пребывания с опорой на единое тематическое планирование, сказку, игру, групповую работу приводит к значимым позитивным изменениям к концу учебного года. Однако первый класс не может на 100% состоять из детей, прошедших подготовку в дошкольных образовательных учреждениях или в группах кратковременного пребывания. В связи с этим важно исследовать, как проходят адаптацию и обучаются в 1м классе дети, посещавшие группы кратковременного пребывания,и дети, получившие домашнее образование. Сравнительное изучение межличностных отношений, личностного и эмоционального состояния, школьных мотивов, интеллектуальногоразвития показывает, что дети далеко не одинаково легко «вживаются» в новые школьные условия.Индикатором трудности процесса адаптации к школе являются негативные изменения в поведении ребенка –это может быть чрезмерное возбуждение, даже агрессивность или, наоборот, заторможенность, депрессивность. Может возникнуть чувство страха, нежелание идти в школу и т.д.Исследования дают нам возможность констатировать, что вхождение в новую социальную ситуацию развития, связанную с поступлением в школу, протекает поразному для «домашних» детей и детей, прошедших обучение в группах кратковременного пребывания. Замер показателей, проводимый в конце первой–начале второй четверти первого класса, наглядно показывает, что по ряду факторов результаты групп детей, прошедших обучение в группах кратковременного пребывания и получивших домашнее образование,значительно разнятся. Дети, не посещавшие детский сад, по ряду таких параметров,как «конфликтность» и «недоверие к себе»,превосходят детей, прошедших обучение на курсах адаптации к школе, а по показателям «тревожность», «трудности общения» наблюдается тенденция к значимым различиям: около двух третей «домашних» детей испытывают тревожность в школе, свыше 60% имеют проблемы в построении межличностных взаимоотношений. У детей, прошедших обучение в группах кратковременного пребывания, нормальный или низкий уровень тревожности, что помогает им держать себя в активном состоянии, в тонусе, легко адаптироваться к различным ситуациям; эти дети относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются в школе, приобретают новых друзей в классе, у них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, без видимого напряжения выполняют требования учителя.Использование данных диагностики позволяет корректировать программу «Преемственность» с целью оптимизации совместных усилий педагогов и родителей по подготовке детей к школьному систематическому обучению.Ссылки на источники1.Безруких М.М. Готов ли ребенок к школе? –М.: Вентана–Граф, 2002. –С.5–7.2.Буршит И.Е. Развитие эмоциональнойсферы дошкольника –шаг на пути к школьной успешности// Начальная школа плюс ДО и ПОСЛЕ.–2008.–№12.–С. 17.3.Выготский Л.С. Развитие личности и мировоззрение ребенка // Психология личности: в 2 т. –Самара, 1999. –Т.2. –С.160–165.4.Буршит И.Е. Комплексный подход к формированию готовности к обучению в школе детей, не посещающих ДОУ // Изв. Волгогр. гос. пед. унта. Сер.: Педагогические науки. –2011.–№1(55).–С. 47.5.Корепанова М.В. Теория и практика становления и развития образа Я дошкольника: монография. –Волгоград: Перемена, 2001.–C.7–8.6.Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. –М.:Педагогика, 1991. –C. 21–24.
AnnaShamraeva,Pedagogueandpsychologist, headofpsychologicalgroup,centerofpersondevelopment “PAD: Preschool child. Adaptation. Development”, Taganrogpchelkaania@mail.ruRealization of continuityprincipleon the stages of preschool –primary educationAbstract.The paper deals withthe problem of continuity educationensuring by the example of designed program “Succession” at gymnasium №2 by A.P.Chehov in Taganrog. This program allows usto create the unique educational area on the stages of preschool –primary education. Psychological and pedagogical support for realization of the program “Succession” is carried out to thefollowing directions: psychological and pedagogical monitoring, developed,enlightenment and consultativework. In this paper we examine the activity on the base of the first direction –psychological and pedagogical monitoring.Key words:continuity of education, preschool education, primary education, support, unique educational area, monitoring.References1.Bezrukih,M. M. (2002) Gotov li rebenok k shkole?Ventana –Graf, Moscow,pp.5–7(in Russian).2.Burshit,I. E. (2008) “Razvitie jemocional'noj sfery doshkol'nika –shag na puti k shkol'noj uspeshnosti”,Nachal'naja shkola pljus DO i POSLE,№ 12,p.17(in Russian).3.Vygotskij,L. S. (1999) “Razvitie lichnosti i mirovozzrenie rebenka”, inPsihologija lichnosti: in 2 vol.,Samara, vol. 2,pp.160–165(in Russian).4.Burshit,I. E. (2011) “Kompleksnyj podhod k formirovaniju gotovnosti k obucheniju v shkole detej, ne poseshhajushhih DOU”,Izv. Volgogr. gos. ped. unta. Ser.: Pedagogicheskie nauki,№ 1(55),p.47(in Russian).5.Korepanova,M. V. (2001) Teorija i praktika stanovlenija i razvitija obraza Ja doshkol'nika: monografija,Peremena, Volgograd,pp. 7–8 (in Russian).6.Kravcova,E. E. (1991) Psihologicheskie problemy gotovnosti detej k obucheniju v shkole,Pedagogika, Moscow,pp. 21–24(in Russian).
Рекомендовано к публикации:
Налесной С. Л., кандидатом педагогическихнаук, Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»