Содержание образа «Я-виртуальное» пользователей интернет (на примере юношеского возраста)

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Цариценцева О. П., Бутрова Н. Н. Содержание образа «Я-виртуальное» пользователей интернет (на примере юношеского возраста) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № 12 (декабрь). – С. 76–80. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14348.htm.
Аннотация. В работе предпринята попытка раскрыть общие и специфические особенности образа «Я-виртуальное» пользователей Интернета на примере юношеского возраста. Дается описание данного феномена, анализируются его содержание и место в структуре Я-концепции. В статье описаны задачи, которые решаются в эмпирическом исследовании, представлены методы, с опорой на которые осуществлялось изучение образа «Я-виртуальное» пользователей Интернета. По итогам диагностики раскрывается содержание образа «Я-виртуальное» на примере юношеского возраста, проводится сравнительный анализ с другими модальностями – «Я-реальное» и «Я-идеальное» – с целью выявления специфических характеристик образа «Я-виртуальное» пользователей Интернета. Практическая значимость исследования заключается в изучении уровня дифференциации образа «Я-виртуальное» от образов «Я-идеальное» и «Я-реальное» пользователей Интернета.
Раздел: Комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Бутрова Надежда Николаевна, начальник лаборатории ПФО (психофизиологического обеспечения) ОАО Санаторийпрофилакторий «Солнечный», г. Оренбургnadezhdabutrova@mail.ru

Цариценцева Оксана Петровна, кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной и педагогической психологии ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», г.Оренбургoksternovskay@yandex.ru

Содержание образа «Явиртуальное» пользователей Интернета (на примере юношеского возраста)

Аннотация. В работе предпринята попытка раскрытьобщие и специфические особенности образа «Явиртуальное» пользователей Интернетана примере юношеского возраста. Дается описание данного феномена, анализируютсяего содержание и место в структуре Яконцепции. В статье описаны задачи, которые решаются в эмпирическом исследовании, представлены методы, с опорой на которые осуществлялось изучение образа «Явиртуальное» пользователей Интернета. По итогам диагностики раскрывается содержание образа «Явиртуальное» на примере юношеского возраста, проводится сравнительный анализ с другими модальностями –«Яреальное» и «Яидеальное»–с целью выявления специфических характеристик образа «Явиртуальное» пользователей Интернета.Практическая значимость исследования заключается в изучении уровня дифференциации образа «Явиртуальное» от образов «Яидеальное» и «Яреальное» пользователей Интернета. Ключевые слова: Яконцепция, образ «Я», образ «Явиртуальное», юношеский возраст, дифференциация образов «Я», интеграция образов «Я». Раздел: (02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.

На современном этапе развития общества массовая компьютеризация, информатизация, внедрение информационной техники во все сферы общественной жизни вызвали изменения не только в экономической, политической, социальной и духовной жизни нашей страны, но и в траекториях развития и становления личности. Данный факт отмечается многими отечественными и зарубежными исследователями (Б.Шнейдерман, Л.Н.Бабанин, А.О.Прокшина, В.А.Солодовники О.К.Тихомиров).Например, А.Е.Войскунский с соавторами указывают: информационные технологии сами по себене могут влиять только лишь отрицательно на личностное развитие в юношеском возрасте [1]. Например, при интернетаддикции возникают негативные личностные изменения, однаковозможно и позитивное развитие отдельных способностей и Яконцепции, а также мотивационной сферы в целом. Можно предположить, что Интернет не просто предоставляет новые возможности для общения, но продуцирует особое культурное пространство, в рамках которого личность вовлекается в новые виды деятельности и получает в свое распоряжение средства и орудия, опосредствующие процесс формирования образа «Я».Образ «Я» является весьма сложным когнитивным образованием, представляя собой важный структурный элемент Яконцепцииличности. Актуальность исследования проблем, связанных с изучением различных аспектов образа «Я»,подтверждается и тем, что за последние пять лет появились работы, в которых Яконцепция, образ «Я» становятся ключевыми: Ф.К.Свободный (2003), С.В.Малышева (2003), М.А.Василец (2004), О.В.Дутчина (2004), Н.А.Костина(2005), И.И.Силантьева, Ю.Г.Клименко (2005). Образ «Явиртуальное» пользователей Интернетане становился предметом специального систематическогоисследования, вто время как в условиях современного общества с распространением Интернета возникает необходимость исследовать представления человека о себе, возникающее в новых, сгенерированных компьютерными технологиями виртуальных реальностях, что является обоснованием выделения дополнительной модальности –образа «Явиртуальное» (М.С.Иванов, Ю.М.Кузнецова, Н.В.Чудова). Таким образом, возникает противоречиемежду потребностью в понимании психологического содержания образа «Явиртуальное» и недостаточностью представлений о его сущности и специфике.Таким образом, цель нашего исследования заключалась в описании специфических содержательных особенностей образа «Явиртуальное» пользователей Интернета.В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:1)проанализировать современные подходы к изучению «Яконцепции» и ее когнитивного компонента (образа «Я»), определить содержание данного понятия в отечественной и зарубежной психологической литературе, уточнить определение понятияобраза «Явиртуальное»;2)обосновать методы и методики изучения содержания образа «Яреальное», «Явиртуальное» и «Яидеальное» пользователей Интернета;3)провести эмпирическое изучение содержания образа «Явиртуальное» пользователей Интернетаи описать содержание образа «Явиртуальное» пользователей Интернетачерез совокупность личностных характеристик; 4)на основе сравнительного анализа с когнитивными компонентамидругих модальностей выявить отличительные особенности образа «Явиртуальное» пользователей Интернета, описав его как специфическую составляющую образа «Я» личности; 5)изучить уровень дифференциации образа «Явиртуальное» от образов «Яидеальное» и «Яреальное» пользователей Интернета; 6)по результатам эмпирического исследования разработать рекомендации для психолога по организации коррекционноразвивающей работы спользователями Интернета, имеющими диффузный и аморфный уровнидифференциации образов «Я». Объект исследования–образ «Явиртуальное»пользователей Интернета. Предмет исследования –содержательные особенности образа «Явиртуальное» пользователей Интернета. В данном исследовании на основании поставленной целибыла выдвинута гипотеза о том, что содержание образа «Явиртуальное» имеет ряд специфических особенностей в сравнении с образами «Яидеальное» и «Яреальное».

В эмпирическом исследовании приняли участие студенты IIIкурса Оренбургского государственного колледжа в возрасте 18–19 лет. Общее количество испытуемых 40 человек, из них 27 девушек и 13 юношей.Опишем теоретические основания эмпирического исследования. С точки зрения отечественных психологов (Б. Г. Ананьева, И. С. Кона, Д. А. Леонтьева, А. Б. Орлова, В. В. Столина, А. А. Реана, С. Л. Рубинштейна и др.), Яконцепция–это совокупное представление человека о самом себе, система его установок относительно собственной личности. Яконцепциярассматривается врамках проблемы «Я», которая связана с разработкой понятия «самосознание» и реализацией теоретикометодологических идей С.Л.Рубинштейна,которые доказывают причинноследственную зависимость внешнего и внутреннего проявления самосознания личности, способов выражения отношений к себе, к людям и к миру в целом [2].Комплексное и операционализированное с социальнопсихологической точки зрения видение проблемы структурных составляющих понятие «Я» представлено в концепции Р.Бернса (1986)[3]. Он предлагает рассматривать Яконцепцию как сумму установок, направленных на самого себя. В структуре Яконцепции выделяются три составляющие:1)образ «Я» –представления индивида о самом себе;2)самооценка –аффективная оценка этого представления, обладающая различной степенью интенсивности в зависимости от уровня принятия тех или иных самохарактеристик;3)поведенческая реакция –те действия, которые вызываются образом «Я» и самооценкой.Образ «Явиртуальное», опосредованный Интернетом, представляет собой самостоятельную когнитивную составляющую отдельной модальности в структуре Яконцепцииличности. Согласно результатам исследований Ю.М.Кузнецовой и Н.В.Чудовой, «Явиртуальное» занимает позицию между «Яреальное» и «Яидеальное», что объясняется авторами как придание ситуации интернетобщения функции зоны ближайшего развития личности [4].Фактическипсихологи находят у человека неодин образ его «Я», а множество сменяющихся друг друга «Я»образов, попеременно то выступающих на передний план самосознания, то утрачивающих свою актуальность в данной ситуации социального взаимодействия. Отсюда –неизбежная множественность образов «Я», так объясняет И.С.Кон данный феномен. Поэтому, хотя понятие образа «Я» предполагает внутреннее единство и тождественность личности, фактически индивид имеет множество разных образов «Я», которые конструируются под разными углами зрения [5]. Для характеристики человека, находящегося в сети Интернет или играющего,в процессе игры используется термин «Явиртуальное». Это понятие представляется весьма удобным для описания комплекса изменений в психическом состоянии, границ психической реальности человека, действующего в условиях моделируемого виртуального мира. Как уже упоминалось выше, М.С.Иванов, Ю.М.Кузнецова, Н.В.Чудова выделяют дополнительную модальность образа «Я» –образ «Явиртуальное» [6].При планировании эмпирического исследования мы опирались на следующее определение: образ «Явиртуальное» –это представление человека о самом себе, осмысленное и презентуемое в виртуальном пространстве.Для изучения содержания образа «Явиртуальное» пользователей Интернетаюношеский возраст был выбран на том основании, что именно на этом этапе происходит постепенноеизменение компонентов Яконцепции, в частностисоотношение телесных и моральнопсихологических компонентов своего «Я» [7; 8]. Диагностический аппарат исследования представлен следующими методиками:семантический дифференциал Ч.Осгуда (модификация Е.Ю.Артемьевой); методика диагностики межличностных отношений Т.Лири (модификация Л.Н.Собчик).Основанием подбора нами данных методик послужила позиция Е.С.Шильштейна, который в своей работе пишет, что традиционным языком описания «Я» является контекст личностных качеств. Действительно, если «Я» –это то, что мы о себе думаем, следовательно,образ «Я» –это система приписываемых себе личностных свойств и качеств.Обработка эмпирических данных проводилась с помощью программы Statistica6.0.На первом этапе мы проанализировали содержание образа «Явиртуальное» пользователей Интернета(рис. 1). Для этих задач мы использовали семантический дифференциал. В качестве вербальных антонимов в данном варианте семантического дифференциала были выбраны личностные характеристики, затрагивающие такие сферы,как самоотношение, активность и общение. Прилагательные, имеющие наибольшие проценты: уверенный в себе (6,1%), деловитый (5,6%), добродушный (6,4%), настойчивый (6,3%), самостоятельный (6,9% –наибольший показатель), симпатичный (6,6%), понимающий других (6,7%), решительный (6,4%) и привлекательный (6,3%). Наименьшие проценты у таких прилагательных,как оживленный (4,2%), предупредительный (5,4%), доминирующий (4,9%), откровенный (5%), импульсивный (5,2%),пробивной (5,3%), шумный (4,1% –наименьший показатель), деятельный (4,3%), определяющий (4,3%).

Рис.1. Образ «Явиртуальное» пользователей Интернета

Очевидно, что образ «Явиртуальное» можно описать такими характеристиками, какуверенный в себе, деловитый, добродушный,настойчивый, самостоятельный, симпатичный, понимающий других, решительный, привлекательный, спокойный, бесцеремонный, подчиняющийся, неоткровенный, уравновешенный, податливый, тихий, осмотрительный, слушающий. Эти характеристики,наоснове корреляционного анализа,группируются, образуя ядерные группы, центрами (ядрами)которых выступают такие прилагательные,как привлекательный, симпатичный, уверенный в себе, настойчивый, шумный, оживленный, решительный, доминирующий и понимающий других. Эти данные наглядно можно увидеть на рис.2, на котором изображены корреляционные плеяды образа «Явиртуальное».Данная корреляционная плеяда имеет различные положительные и отрицательные корреляционные связи, из них одна положительная взаимосвязь наиболее высокая, есть три отрицательные связи.Особенностью данной плеяды является большее количество корреляционных связей. На основе анализа корреляционных плеяд можно сделать вывод, что в виртуальности первостепенным становится для человека создать себе привлекательный и симпатичный внешний образ, а уже потом в действиях проявляются такие характеристики,как оживленный, уверенный в себе, настойчивый и шумный, которые,возможно,больше направлены на привлечение внимания со стороны других пользователей Интернета. Приэтомтакие характеристики, как оживленный, решительный, доминирующий и понимающий других, возможно, начинают проявляться непосредственно в самом взаимодействии в Сети.

Рис. 2. Корреляционная плеяда по образу «Явиртуальное»

Примечание.Положительные корреляции обозначили сплошной линией —; отрицательные корреляцииобозначили пунктиром -- ; высокие положительные корреляции–жирной сплошной линией —.

На следующем этапе для наиболее полного описания содержания образа «Явиртуальное» именно с точки зрения межличностных отношений мы обратились к результатам, полученным по методике Т.Лири (модификация Л.Н.Собчик). По образу «Явиртуальное» можно отметить социальные ориентации, имеющие наибольшие проценты: первый октант –властнолидирующий тип (12,7%), который проявляется в уверенности в себе, умении быть хорошим наставником и организатором; второй октант –независимодоминирующий тип (12,9%), содержащий такие характеристики,как уверенный, независимый, соперничающий; третий октант –прямолинейноагрессивный тип (13,1%), отражающий искренность, непосредственность, прямолинейность, настойчивость в достижении цели; четвертый октант –недоверчивоскептический стиль (12,2%), содержащий реалистичность базы суждений и поступков, скептицизм и неконформность; седьмой октант –сотрудничающеконвенциальный стиль (14,4% –наибольший показатель), отражающий стремление к тесному сотрудничеству с референтной группой, к дружелюбным отношениям с окружающими; восьмой октант –ответственновеликодушный тип (13,8%), характеризующийся готовностью помогать окружающим, развитым чувством ответственности. Октанты, имеющие наименьшие показатели: пятый октант –покорнозастенчивый тип (9,9% –наименьший показатель), содержит такие характеристики,как скромность, застенчивость, склонность брать на себя чужие обязанности; шестой октант –зависимопослушный тип (11%), отражает следующие качества: потребность в помощи, доверии со стороны окружающих.При описании образа «Явиртуальное» пользователями Интернетабыли использованы такие параметры,как, с одной стороны, реалистичность базы суждений и поступков, скептицизм и неконформность; стремление к тесному сотрудничеству с референтной группой; готовность помогать окружающим, развитое чувство ответственности, а с другой стороны, доминирование, возвышение себя над другими, недружелюбие, холодность, неблагосклонность, натянутость отношений с другими; умение быть хорошим наставником и организатором. Можно сказать,что в Интернете человек проявляет себя как индивид, который действует в одиночку,и в принципе ему не нужны помощники или друзьялибо эти отношения лишь формальность.

Рис. 3. Образ «Явиртуальное» пользователей Интернета

Ранее мы описали содержание образа «Явиртуальное» пользователей Интернета, которое выражено различными личностными характеристиками и социальными ориентациями. Для того чтобыутверждать, что образ «Явиртуальное» –это отличная от других модальность в структуре целостного образа «Я»личности, мы провели сравнительный анализ содержания образов «Явиртуальное», «Яидеальное» и «Яреальное» пользователей Интернета. На первом этапе мы проанализировали результаты, полученные по модифицированному варианту семантического дифференциала Ч.Осгуда. Образ «Явиртуальное» отличается от образа «Яреальное» по таким характеристикам, какуверенный в себе (Uэмп.= 585, ρ ≤ 0,05) и самостоятельный (Uэмп.= 581.5, ρ ≤ 0,05), причем образ «Явиртуальное» описывается как более уверенный в себе и болеесамостоятельный, чем образ «Яреальное».Образ «Явиртуальное» менее самостоятельный (Uэмп.= 555,5;ρ ≤ 0,01), привлекательный (Uэмп.= 612;ρ ≤ 0,01) и решительный (Uэмп.= 569,5;ρ ≤ 0,05), чем образ «Яидеальное».

Далее, преследуя те же задачи, сравнили результаты по методике Т.Лири.

Различия значений по образам «Яреальное» и «Явиртуальное» по критерию Манна –Уитни

Название октантовЗначения по методике

UэмпЗначения по методикеUэмпЯреальноеЯвиртуальноеЯвиртуальноеЯидеальное1)Властнолидирующий типМо63466.5*177600.5*2Ср.6,94,84,95,9Ме64672)Независимодоминирующий типМо42692.577487.5**Ср.5,24,95,66,5Ме54673)Прямолинейноагрессивный типМо62660.547614*Ср.5,54,94,55,1Ме544,55,54)Недоверчивоскептический типМо51500*77555.5**Ср.6,64,66,46,8Ме64,5775)Покорнозастенчивый типМо30487*77569.5*Ср.5,93,85,96,6Ме53776)Зависимопослушный типМо64420.5*77612*Ср.6,54,25,86,2Ме64677)Сотрудничающеконвенциальный типМо50497*77600.5*3Ср.7,85,44,95,9Ме75,5678)Ответственновеликодушный типМо63497.5*77487.5**Ср.7,75,25,66,5Ме7,5567

Содержание образа «Явиртуальное» пользователей Интернет имеет общие характеристики с другими образами, но, в тоже время, наблюдаются и ряд отличительных особенностей, описанных ранее. Образ «Явиртуальное» отличается и от образа «Яидеальное» по следующему параметру, которыйв «Яидеальном» выше, чем в «Явиртуальном», –уверенность в себе, умение быть хорошим наставником и организатором, свойства руководителя. 1* Различия находятся в зоне значимости (1%).2**Различия находятся в зоне неопределенности (5%).

Инаоборот, по параметрам, которые в образе«Явиртуальное» выше, чемв образе «Яидеальное»: реалистичность базы суждений и поступков, скептицизм и неконформность;искренность, непосредственность, прямолинейность, настойчивость в достижении цели;скромность, застенчивость, склонность брать на себя чужие обязанности;помощь и доверие со стороны окружающих.Очевидно, что в образе «Явиртуальное» в меньшей степени представлены социальные ориентации,характерные для образа «Яреальное», а именно: уверенность в себе, умение быть хорошим наставником, организатором и руководителем; выраженная готовность помогать окружающим, развитое чувство ответственности; застенчивость, скромность, склонность брать на себя чужие обязанности; потребность в помощи, доверии со стороны окружающих;стремление к тесному сотрудничеству с референтной группой, дружелюбное отношение с окружающими; реалистичность суждений и поступков, скептицизм и неконформность.Исходя из этого можно сделать вывод о содержании и о специфических отличиях в содержании образа «Явиртуальное» от образов «Яреальное» и «Яидеальное». Вопервых, это те качества, которые не представлены при описании других образов:бесцеремонный, уравновешенный и недоброжелательный. Вовторых, это характеристики, преобладающие в большей степени в описании именно виртуального образа: самостоятельный, привлекательный, искренний, непосредственный, прямолинейный, настойчивый в достижении цели. Ивтретьих, характеристики, в меньшей степенипредставленные в образе «Явиртуальное» по сравнению с другими образами: тихий, проявляет себя как хороший наставник, организатор и руководитель; стремится к тесному сотрудничеству с референтной группой, к дружелюбным отношениям с окружающими; готов помогать окружающим с менее развитым чувством ответственности.Очевидно,что образ «Явиртуальное» существует как самостоятельная модальность в целостном образе «Я» и его содержание отлично от других модальностей. Если образ «Явиртуальное» –это самостоятельная когнитивная составляющая образа «Я» личности, то следующуюзадачу мы сформулировали так: выяснить,насколько дифференцирован образ «Явиртуальное» пользователей Интернетаот других образов «Яидеального» и «Яреального». По результатамкаждого участника исследованиямы расчитали статистическую достоверность различий в описании личностных характеристик,отнесенных к каждому из образов «Явиртуального», «Яидеального» или «Яреального». Расчет проводился по критерию Манна–Уитни. При анализе полученных данных нами были выделены три основные группы по степени дифференцированности образов в различных модальностях: устойчивая дифференциация –образы четко дифференцированы, то есть у пользователя в описании личностных характеристик имеются статистические значимые различия в содержании образами «Явиртуальное», «Яидеальное» и «Яреальное»;диффузная дифференциация –образы частично дифференцированы, то есть содержание образа «Явиртуальное» сливается либо с образом «Яидеальное», либо с образом «Яреальное»; аморфная дифференциация –образы слиты по всем модальностям.Результаты представлены на рис.4.

Рис.4. Дифференцированность образа «Явиртуальное» от других образов пользователей Интернета

Обращает на себя внимание тот факт, что лишь 25% пользователей Интернетаимеют устойчивую дифференциацию образа «Я», это свидетельствует о том, что они имеют четко дифференцированый образ «Я».Такое же количество пользователей Интернета имеет диффузную дифференциацию в отношении содержания образов «Явиртуальное» и «Яреальное», это говорит о том, чтосодержание образа «Явиртуальное» сливается с образом «Яреальное». Также диффузная дифференциация в отношении содержания образов «Явиртуальное» и «Яидеальное» имеется у 20% пользователей Интернета. Иаморфная дифференциация, выраженная в слиянии образов по всем модальностям,составляет 30% от общего числа испытуемых.Следовательно, лишь 25% характеризуются устойчивой дифференциацией, а остальным надо помогать дифференцировать, потомучто,как говорилиЛ.Я.Дорфман, И.С.Кон, А.А.Веретенников, М.Боуэн,образы должны быть дифференцированы, а следовательно, образы «Яреальное», «Явиртуальное»,«Яидеальное» не должны сливаться,дифференциация образов –это норма. Поэтому далее мы опишем рекомендации по организации работы с дифференциацией образа «Явиртуальное».Проблемы интеграции образа «Я», которые проявились в результатах нашего исследования, занимают одно из центральных мест в психологии здоровья. Б.С.Братусь, О.С.Васильева, Г.Олпорт, К.Г.Юнг, М.Ягода рассматривают интегрированный образ «Я» как критерий психического здоровья, как важный признак здорового функционирования личности в целом; успешной систематизации субъектом социального опыта и осуществления полноценной коммуникации с окружающими. Но интеграцияобраза «Я», то есть построение целостного образа себя, невозможна без способности дифференциации различных «Я»образов, что обеспечивает возможность личностного роста. Показателем зрелости личности может быть только ее целостность, рассмотренная в аспекте интегрированности всех образов: «Яреальное», «Явиртуальное» и «Яидеальное». Иными словами, важна согласованность всех образов. При этом необходимо учитывать, что должна быть высокая дифференцированность в сочетании с высоким уровнем рефлексивности в целом и Бутрова Н. Н., Цариценцева О. П. Содержание образа «Явиртуальное» пользователей Интернета (на примере юношеского возраста)// Концепт. –2014. –№12(декабрь).–ART14338. –0,6п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2014/14338.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X.

каждого образа в частности. Интегрированность психологической организации личности может быть рассмотрена через согласованность в образах «Яреальное», «Явиртуальное» и «Яидеальное» ее высокодифференцированных содержательных представлений. Механизмы, при помощи которых достигаются интегрированность и дифференцированность образа «Я»: самопознание, рефлексия, самоанализ, самоопределение, саморазвитие и др. Следовательно, основная цель коррекционноразвивающей работы с юношами должна заключаться в развитии и формировании устойчивой дифференциации образов «Я».Данная цель может быть достигнута через серию задач:1)Создать условия для формирования стремления к самопознанию, самосовершенствованию и самораскрытию, погружения в свой внутренний мир и ориентациив нем.2)Формировать адекватный образ «Я» и самооценку.3)Развивать интереск себе, стремление разобраться в своих поступках, способностях.4)Формировать первичные навыкисамоанализа.Благодаря таким методическим средствам,как техники предоставления информации (передача и осознания информации) и имитационные техники (осознание и тренировка умений и навыков в безопасных условиях),происходит вовлечение в актуальную деятельность, эмоциональное вовлечение в ситуацию, взаимодействие между фигурой и фоном, использование реального социального взаимодействия.Таким образом, психолог, руководствуясь данными выше рекомендациями, может организовать коррекционноразвивающую работу с пользователями Интернета, имеющими диффузный и аморфный уровнидифференциации образов «Я». Развитие и формирование образа «Я», Яконцепцииспособствует дифференциации и интеграции образа «Я».

Ссылки на источники 1.Войскунский А. Е.Психологические исследования деятельности человека в Интернете // Информационное общество. –2005. –№1. –С. 36–41.2.Агапов В.С. Фундаментальные идеи С.Л. Рубинштейна в современных исследованиях самосознания и Яконцепции субъекта // Философскопсихологическое наследие С.Л. Рубинштейна / под ред. К.А.Абульхановой, С.В.Тихомировой.–М., 2011.–С. 234–246.3.Бернс Р. Развитие Яконцепции и воспитание/ пер. с англ. под ред. В.Я.Пилиповского. –М., 1986. –422 с.4.Анищенкова Ю.Н. Образ Явиртуальное в структуре когнитивного компонента Яконцепции // Ананьевские чтения2010. Современные прикладные направления и проблемы психологии: материалы науч.конф., 19–21 октября 2010 г. Ч.2 / отв. ред. Л.А.Цветкова. –СПб., 2010. –592 с. 5.Кон И.С. Открытие «Я». Над чем работают, о чем спорят философы. –М., 1978. 367 с.6.Агапов В. С. Указ. соч.7.Дроздова Н.В. Формирование конструктивной стратегии преодоления психологических барьеров студентовпсихологов в образовательном процессе // Известия Самарского научного центра РАН.–Самара, 2009.–№4(3). –С.669–674.8.Иващенко А.В. Проблемы Яконцепции личности в отечественной психологии // Мир психологии.–2002. –Вып. 2. –С. 17–30.



Бутрова Н. Н., Цариценцева О. П. Содержание образа «Явиртуальное» пользователей Интернета (на примере юношеского возраста)// Концепт. –2014. –№12(декабрь).–ART14338. –0,6п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2014/14338.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X.

Nadezhda Butrova,

Head,PsychophysiologicalMaintenance Laboratory, Health andRecreationResort “Solnechnyi”, Orenburgnadezhdabutrova@mail.ruOksana Tsaritsentseva,

Candidate of PsychologicalSciences, Associate Professor atthe chair of Developmental and Pedagogical Psychology,Orenburg State Pedagogical University, Orenburgoksternovskay@yandex.ruContent of “virtualEgo”image of the internet users (on the example ofadolescents)Abstract. The papersuggests the description of the general characteristics and specific peculiarities of the “virtualEgo”imageof the Internet users –on the example of adolescents. The phenomenon, its content and its place in the “selfconception”structure are regarded. The authors consider the problems,solved in the empirical investigation, and offer the methods, serving the basis for the study of the “virtualEgo”image of the Internet users. The results of the research interpret the content ofthe “virtualEgo”image. For the purpose of detection of the specific features of the “virtualEgo”image of the Internet users its comparison with “Ego real”and “Ego ideal”is given. The practical use of the research consistsofthe examination of the level of differentiation between the images of “virtualEgo”and “Ego real”, “Ego ideal”possessed by the Internet users. Key words: Selfconception, “Ego”image, “virtualEgo”image, adolescence, differentiation between different kinds of the “selfconcept”, integration ofdifferent kinds of the “selfconcept”. References1.Vojskunskij,A. E. (2005) “Psihologicheskie issledovanija dejatel'nosti cheloveka v Internete”,Informacionnoe obshhestvo,№ 1,pp.36–41(in Russian).2.Agapov,V. S. (2011) “Fundamental'nye idei S. L. Rubinshtejna v sovremennyh issledovanijah samosoznanija i Jakoncepcii sub#ekta”,in Abul'hanova, K. A. & Tihomirova,S. V. (eds.) Filosofskopsihologicheskoe nasledie S. L. Rubinshtejna, Moscow,pp.234–246(in Russian).3.Berns,R. (1986) Razvitie Jakoncepcii i vospitanie,Moscow,422 p.(in Russian).4.Anishhenkova,Ju. N. (2010) “Obraz Javirtual'noe v strukture kognitivnogo komponenta Jakoncepcii”,in Cvetkova,L. A. (ed.) Anan'evskie chtenija2010. Sovremennye prikladnye napravlenija i problemy psihologii: materialy nauch. konf., 19–21 oktjabrja 2010 g.Ch. 2,St. Peterburg,592 p.(in Russian).5.Kon,I.S. (1978) Otkrytie “Ja”. Nad chem rabotajut, o chem sporjat filosofy,Moscow,367 p.(in Russian).6.Agapov,V. S. (2011) Op. cit.7.Drozdova,N. V.(2009)“Formirovanie konstruktivnoj strategii preodolenija psihologicheskih bar'erov studentovpsihologov v obrazovatel'nom processe”,Izvestija Samarskogo nauchnogo centra RAN,Samara, № 4(3),pp.669–674(in Russian).8.Ivashhenko,A. V.(2002)“Problemy Jakoncepcii lichnosti v otechestvennoj psihologii”,Mir psihologii,vyp. 2,pp.17–30(in Russian).

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»