История становления педагогического образования в провинции во второй половине XIX – начале XX века: на примере Зауралья

Международная публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Аксентьева Е. А. История становления педагогического образования в провинции во второй половине XIX – начале XX века: на примере Зауралья // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № S3. – С. 1–5. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14523.htm.
Аннотация. Статья посвящена проблеме развития и становления педагогического образования в российской провинции. Автор описывает деятельность учебных заведений, осуществлявших педагогическую подготовку в России и Зауралье во второй половине XIX – начале XX века.
Раздел: Отдельные вопросы сферы образования
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Аксентьева Елена Андреевна,кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры немецкого языка и методики его преподаванияФГБОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт», г. Шадринскhelena2003@mail.ru

История становления педагогического образования в провинции во второй половине XIX –начале XX века: на примере Зауралья

Аннотация.Статья посвящена проблеме развития и становления педагогического образования в российской провинции. Автор описывает деятельность учебных заведений, осуществлявших педагогическую подготовку в России и Зауралье во второй половине XIX –начале XX века.

Ключевые слова:педагогическая подготовка, учитель, средняя школа, гимназия, семинария, училище.Раздел:(01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Раскрытие вопросов, связанных с состоянием педагогического образования российской провинции, является одной из главных задач, стоящих перед учеными. Проблемы образования приобретают особую актуальность в свете проводимой правительством Российской Федерации политики реформ, затрагивающей, в том числе, и сферу народного просвещения. Анализ общего состояния образования в стране невозможен без решения локальных задач и проблем провинции. Специального внимания на начальном этапе обновления современной системы педагогического образования заслуживает исторический опыт в этой области, к которому следует обратиться, чтобы сохранить преемственность культурного наследия поколений и выявить региональную специфику для всестороннего изучения проблемы.Вторую половину XIX–начало XXвекав литературе называют эпохой Великих реформ, так как проведение крестьянской реформы (отмена крепостного права), судебной, воинской, школьной, земской реформ имело огромное значение для развития общества. Школьные реформы вызвали необходимость подготовки учительских кадров для новых типов школ. Чтобы понять, как решалась эта проблема, необходимо проанализировать основные типы учебных заведений по подготовке педагогов в данный период. Благодаря реформам XIXвекаактивизировалась деятельность правительства, земских учреждений и общественных объединений по подготовке учительских кадров. В результате проводимой государственной политики к началу XXвекав России сложилась разветвленная система среднего и высшего педагогического образования. Кроме этого существовали следующие формы получения учительского звания: педагогический экстернат, педагогические курсы.Основными учебными заведениями по подготовке учителей для начальной школы являлись учительские институты и семинарии [1, с. 638]. В учительских институтах изучались закон Божий, педагогика, русский язык и церковнославянское чтение, арифметика и начальная алгебра, геометрия, русская и всеобщая история, естественная история и физика, русская и всеобщая география, черчение и рисование, чистописание, пение,гимнастика. Программа по педагогике включала следующие разделы: умственное, нравственное и физическое воспитание; общие требования дидактики и методики; школьная дисциплина [2, с. 84]. Следующим типом образовательных учреждений, осуществляющих подготовкуучительских кадров и являющихся наиболее распространенными во второй половине XIX–начале XXвека, были учительские семинарии, в которыепринимались молодые люди не моложе 16 лет. Воспитанники, окончившие курс учительской семинарии, получали свидетельство на звание учителя народного училища.Система высшего педагогического образования в дореволюционной России не была достаточно развитой. К высшим педагогическим заведениям относились университеты, Высшие женские курсы и курсы воспитательниц и руководительниц физического воспитания, основанные П.Ф.Лесгафтом.Университеты осуществляли подготовку учителей посредством теоретических дисциплин педагогического цикла (частные методики, общую педагогику, теорию воспитания, историю педагогики) и педагогической практики на базе университетской гимназии, а также участия в педагогических семинарах, написания конкурсных работ на педагогические темы. Особенно интенсивно осуществлялась подготовка учителя в университете в 50е годы, когда организовывались кафедрыпедагогики: в Московском (1851); в Казанском (1851); в Харьковском (1852) и других университетах.Во второй половине XIXвекепедагогическая подготовка приобретает другую форму. Начиная с 60х годовпроисходит разделение научной и педагогической направленности обучения будущих учителей. При Петербургском, Московском, Киевском, Харьковском, Казанском университетах открывались педагогические курсы, на которые принимались только выпускники университета [3, с. 19]. В 70е годыпроблему нехватки квалифицированных педагогических кадров пытаются решить Высшие женские курсы. В1878 годуоткрылись знаменитые Бестужевские высшие женские курсы в Петербурге, первый в мире женский университет, в составе трех отделений: историкофилологическом, физикоматематическом и специально математическом.Большое количество учительских кадров подготовили также средние учебные заведения.Второклассные мужские и женские учительские школы с трехлетним сроком обучения, созданные по указу 1895 годаосуществляли общеобразовательную подготовку будущих учителей школ грамоты, знакомство с основами методики преподавания; особое внимание уделялось православному религиозному воспитанию [4, с. 82].Церковноучительские мужские и женские школы, которые возникли во второй половине XIX векаи входили в число учреждений Ведомства православного исповедания, с 1902 годаразделялись на второклассные и учительские: первые готовили учителей для школ грамоты, а вторые –для начальных училищ всех разрядов. В учебный план трехлетнего обучения входили закон Божий, общая и русская церковная история, дидактика и педагогика, церковное пение и музыка, церковнославянский язык, общеобразовательные предметы, рукоделие (в женских школах). При церковноучительских школах создавались начальные школы, на базе которых проводилась практика. В начале XXв. в России насчитывалось 18 церковноучительских школ, в которых обучалось 1077 человек [5, с. 107]. Земские женские учительские школы, возникшие в эпоху великих реформ, ставили своейзадачей «ознакомление слушательниц с новыми методами элементарного преподавания и приготовление учительниц для народных сельских училищ» [6, с. 400].Женские епархиальные училища, формирование которых относится к 1843 году, готовили кадры в основном для начальных сельских школ. В 1900 годупри этих полузакрытых учебных заведениях были созданы педагогические классы для подготовки учительниц церковноприходских школ.В 1907 годуутверждается «Положение о седьмомдополнительном педагогическом классе при епархиальных училищах», согласно которому учебный курс увеличивался на один или два года. Целью одногодичного курса являлась подготовка воспитанниц к преподаванию в начальных народных школах, а двухгодичного –подготовка учительниц для младших классов епархиальных женских училищ, церковноучительских школ, а также воспитательниц для училищ [7, с. 88]. Женские институтыи училища ведомства учреждений императрицы Марии активно создавались на протяжении всего XIX в. Воспитанницам, окончившим курс 7классных институтов и училищ, выдавался аттестат, подтверждавший звание домашних наставниц по тем предметам, по которым они показали хорошие успехи. К концу XIX векаучительниц готовили уже около 30 разнопрофильных учреждений этого известного ведомства.Женские училища Ведомства православного исповедания имели шестилетний курс обучения и давали право на получение звания домашних учительниц тех предметов, которые наиболее успешно были усвоены. В 1883–1884 годахдействовали 32 женских училища.Педагогические классы действовали в составе двухклассных городских училищ. Согласно «Положению о городских училищах» от 1872 годавыпускники, желавшие стать учителями городских училищ, занимались под руководством наставника повторением курса, чтением необходимых книг, помогали в классном преподавании, занимаясь со слабыми учениками. По достижении 16 лет выпускники училищ могли поступать в первыйкласс учительского института. Педагогические классы иногда организовывались и в высших мужских и женских начальных училищах, которые были созданы по Положению от 25 июня 1912 годапутем реорганизации городских училищ.Следует упомянуть и действовавшие с 1862 годаженские семиклассные Мариинские гимназии, в которых учреждался восьмой дополнительный педагогический класс, где изучались педагогика и дидактика, начальное преподавание русского языка и арифметики. Каждая ученица имела право выбрать углубленное изучение одного из предметов, по которому желала получить звание домашней наставницы или учительницы.Значительное число учителей получило подготовку на краткосрочных педагогических курсах. По инициативе земств и общественных объединений учителей параллельнос учительскими съездами стали проводиться краткосрочные курсы для повышения образовательного уровня и методической квалификации педагогов. Также в 60х годахXIX векапри средних учебных заведениях создаются педагогические курсы, предназначенные для подготовки учителей начальных классов.В 80х годыучительниц и домашних наставниц готовили годичные педагогические курсы при Обществе вспомоществования гувернанткам и учительницам в Москве, годичный педагогический класс начальных учительниц в Херсоне, двухгодичные женские педагогические курсы при мужской Кубанской учительской семинарии.В конце XIX векаучастие в подготовке учителей средних школ принимали духовные учебные заведения (академии и семинарии), некоторые технические вузы и лицеи, военные заведения.Еще одной формой подготовки учительского персонала являлась практика педагогического экстерната. В законе от 22 апреля 1868 годаи в правилах, утвержденных 15 мая 1870 года, определялся порядок испытаний на звание учителя гимназии и прогимназии. Испытания проходили в университетах и делились на полные и сокращенные. Полному испытанию подвергались лица без оконченного высшего образования, сокращенному –имеющие диплом об окончании университета. Полные испытания включали письменную работу, устные экзамены и два пробных урока [8, с. 81]. Во второй половине XIX–начале XXвекав России сложилась система педагогического образования, представлявшая собой совокупность учреждений, занимавшихся подготовкой учительских кадров. Типы учебных заведений, созданные ведомством Министерства народного просвещения, дополняли учебные заведения Святейшего Синода, земские учебные заведения, частные учебные заведения, программы которых соответствовали программам Министерства просвещения. Однако, несмотря на ускоренные темпы развития сети учительских учебных заведений в России, их количество отставало от потребностей школы. Также хотелось бы отметить, что в России в целом и в Зауралье в частности сложились социальноэкономические, социальнополитические и педагогические предпосылки подготовки учительских кадров. Специальная подготовка учителей стала общественноисторической необходимостью. Реформы 60–70х годовкоснулись разных сфер жизни и определили переход страны к индустриальному развитию, а также внесли серьезные изменения в сельскохозяйственное производство, что потребовало большего количества грамотных людей. Церковноприходская школа не могла решить этой проблемы, поэтому возник вопрос о массовом открытии начальных школ, для которых были необходимы квалифицированные учительские кадры. Видя нехватку учительских кадров, правительство разработало ряд документов, обеспечивающих приток педагогов в школы, а также приняло на себя расходы по подготовке учителей. Кроме этого, отмена крепостного права и увеличение городского населениязаставили крестьян пересмотреть свое отношение по поводу образования, ставшего объективной необходимостью в изменившейся жизни. Следует отметить, что народное образование в Зауралье к началу XXвекадостигло определенного прогресса. Сложилась система начальных и средних учебных заведений, принадлежащих различному ведомству. Решающую роль в распространении образования в Зауралье сыграли церковноприходские школы и земские школы, где обучалась основная часть детей. Увеличение количества начальных школ потребовало от властей обратить внимание на вопрос подготовки учительских кадров. С этой целью при женских гимназиях открываются педагогические классы, при училищах работают педагогические курсы, открылась Шадринская учительская семинария. Необходимо отметить также деятельность церкви и частных лиц при распространении грамотности в крае. Особенно значима роль земства в развитии образования в Зауралье. Прогрессивно настроенное учительство занималось образованием и взрослого населения. Благодаря их работе в крае успешно функционировали воскресные школы.В Кургане педагогическое образование учителя получали в Александровской женской гимназии и мужской гимназии. Учебный план женской гимназии предусматривал изучение закона Божьего, русского и церковнославянского языков, алгебры и геометрии, математической и физической географии, физики, всеобщей и русской географии, всеобщей и русской истории, естественной истории, а также чистописания и рукоделия. В соответствии с Положением МНП (Министерство народного просвещения) в женских гимназиях могли вводиться необязательные предметы: греческий, латинский и новые иностранные языки, рисование и педагогика [9, с. 48]. Педагогика велась 1–2 раза в неделю в седьмом классе по учебнику Рощина. Курс педагогики включал в себя разные темы, например, понятие о воспитании, физическое, умственное, нравственное, эстетическое воспитание, понятие об ощущении, мыслительные способности, внимание, методическое мышление, разум, язык как средство выражения мыслей, воля, наклонности и т.д. [12]. Следовательно, можно наблюдать, что в данный предмет входили темы и по психологии, и по методике. Ученицы, успешно закончившие курс гимназии, могли продолжить обучение в педагогическом классе. Поступить в восьмой класс можно было не сразу после окончания седьмого, а по прошествии некоторого времени, но не более полугода. В этом случае ученица предоставляла свидетельство от полиции о своем поведении за то время, которое она отсутствовала в учебном заведении. Об этом заявила начальница гимназии М.М.Волкова в 1905 году[10].

В 1906 годуоткрывается Алексеевская гимназия в Шадринске. Сначала это было женское двухклассное училище, которое в 1896 годупреобразовалось в Мариинское женское четырехклассное училище. С 1909–1910 учебного года при гимназии открывается восьмой класс, целью которого являлась подготовка учительниц для начальных школ. На основании ст. 43 и 44 Высшего положения о женских гимназиях и прогимназиях Министерства народного просвещения, утвержденного 24 мая 1870года, выпускницы получали звание домашней учительницы с правом преподавать выбранный в течение учебы предмет [11].Курганская мужская гимназия открылась в 1911 году. До ее появления мальчики учились в Курганском Высшем начальном училище, а юноши из состоятельных семей –в реальных училищах и гимназиях других Сибирских городов.Нельзя оставить без внимания деятельность женских и мужских второклассных церковноприходских школ, выпускники которых в большей степени удовлетворяли нехватку учителей в селах и деревнях региона. В марте 1897 годаучилищный Совет при святейшем Синоде разрешил учредить в селе Введенском, Курганского округа, женскую второклассную церковноприходскую школу с целью подготовки учительниц для школ грамоты. Элементарная педагогическая подготовка во второклассных церковноприходских школах осуществлялась путем сообщения сведений по дидактике и методике.Мужская второклассная церковноприходская школа для подготовки учителей школ грамоты организована в с. Птичьем Челябинского уезда (в настоящий момент эта территория относится к Курганской области). Мужская второклассная церковноприходская школа, осуществлявшая подготовку учителей для деревенских школ, функционировала также и в Кургане. Первая церковноприходская школа в Кургане была открыта в 1886 году.Большой вклад в подготовку учителей для школ Зауралья внесла Далматовская второклассная церковноприходская школа, открытая на базе образцовой школы 26 августа 1899 года. Курс обучения был четырехлетним. Первые два года учащиеся изучали общеобразовательные предметы. Начиная с третьего года обучения ученики занимались либо в ремесленном классе, либо в учительском [12, с. 304]. Выпускники Далматовской школы работали впоследствии в школах уезда и города, например, И.А.Падерин и В.П.Давыдов [13, с. 242]. Необходимо отметить деятельность городских училищ в Кургане и Шадринске, так как эти учебные заведения давали возможность пройти определенные испытания и получить звание учителя начальных училищ. Такое получение свидетельства на звание учителя называлось системой экстерната.Выпускницы женских гимназий и прогимназий, пройдя 6месячную практику в начальных училищах, также могли претендовать на получение свидетельства.В августе 1884 годапосле ряда преобразований в Шадринске открывается четырехклассное городское училище.Почетнымсмотрителем избирается М.А.Поскребышев. Особое внимание, по нашему мнению, заслуживает тот факт, что в октябре 1907 годапри училище открываются двухлетние педагогические курсы по правилам от 29 июня 1907 года. [14]. Эти курсы, создаваемые при уездных и начальных училищах, учительских школах, гимназиях и семинариях, занимали промежуточное положение между высшими и средними педагогическими учебными заведениями. Первоначально они существовали как вспомогательные, но уже с 60х годовотносились к системе среднего специального образования, выполняя главную задачу подготовки в уездах, на местах учительских кадров. Кроме этого частные лица имели возможность получить звание сельских и городских приходских учителей, пройдя ряд испытаний перед педагогическим советом училища.Целью педагогических курсов являлась подготовка молодых людей, получивших низшее образование, к испытаниям на звание учителя начального училища, а также на теории и практике познакомить их с начальным обучением.Единственным стационарным педагогическим заведением в Зауралье была открытая 9 ноября 1914 годаучительская семинария. В архиве нами найдено следующее определение этому типу учебного заведения, которое дала Шадринска земская управа в 1916 году: «Учительская семинария –тип специальных учебных заведений, которые учреждаются для подготовки лиц обоего пола, пожелавших посвятить себя учительской деятельности» [15]. Организация учительской семинарии представляла собой крупный шаг вперед в деле развития народного и педагогического образования в городе Шадринске и Шадринском уезде. В 1916 годунамечались планы по строительству новых учебных корпусов семинарии и общежития при них. Однако указанные планы не были осуществлены изза революции и гражданской войны. В 1918 годуШадринская учительская семинария прекратила свое существование. Важной частью педагогического образования является система повышения квалификации учительских кадров. В изучаемый период на территории Зауралья существовали следующие формы повышения квалификации: педагогические курсы, съезды, конференции, учительские библиотеки, педагогический музей, специальные экскурсии учителей.Наиболее массовой формой повышения квалификации педагогических кадров в конце XIX–начале XXвв. являлись курсы.Они были призваны решить три основные задачи: поднятие политического уровня учительства, повышение педагогического и методического уровня, общеобразовательная подготовка учительства. Исходя из этих задач, определялось содержание курсов, которые использовались для подготовки, переподготовки, а позже повышения квалификации учителей [16, с. 46]. Подготовка педагогических кадров в Зауралье во второй половине XIX–начале XXвека, таким образом, проходила в сложных условиях. Большую роль сыграли нехватка высококвалифицированных преподавательских кадров, недостаточное количество выпускников педагогических заведений. Высших педагогических заведений на территории Зауралья до революции не существовало. Однако нам хотелось бы отметить, что педагогическое образование в Зауралье во второй половине XIX–начале XXвекапредставляло собой систему, типичную для провинции, которая включала в себя следующие заведения: мужскую учительскую семинарию, мужские и женские второклассные церковноприходские школы, женские и мужские гимназии с педагогическими классами, четырехклассные училища с педагогическими курсами. Кроме стационарных форм подготовки учительских кадров наблюдалась и курсовая форма педагогической подготовки. Что касается правового положения учителя в обществе, то его статус зависел от типа учебного заведения, где он работал. Самым тяжелым было положение учителей начальных школ, которые представляли собой податное сословие. Учителя средней школы считались государственными служащими и имели характерные служебные привилегии и пенсионные права. По своему социальному составу учителя средней школы были в основном представителями дворянства и чиновничества. Уровень образования учителей школ духовного ведомства был значительно ниже, чем у их светских коллег. Статус и престиж учительской профессии падал, однако находились люди, которые, несмотря на все тяготы и нужду, продолжали заниматься педагогической деятельностью.Хотелось бы отметить, что становление и развитие системы средних учебных заведений для подготовки учительских кадров в Зауралье во второй половине XIX–начале XXвекапроизошло в результате совместной деятельности государства, местных органов самоуправления и православной церкви. Государство, земство и церковь использовали в своей работе похожие способы и приемы для улучшения педагогического состава края: создавали учебные заведения, организовывали курсы, учреждали стипендии. На территории современного Зауралья функционировало несколько типов средних учебных заведений, выпускавших педагогов для начальной школы. Также хотелось бы отметить прогрессивный характер деятельности Шадринского земства в вопросе подготовки учителей, несмотря на то, что оно не всегда находило взаимопонимание с государственными структурами, например, в вопросе организации педагогических курсов и съездов. Но в целом, именно работа органов местного самоуправления во многом способствовала появлению в Зауралье профессиональных учителей.

Ссылки на источники1.РождественскийС.В. Исторический обзор деятельности Министерства народного просвещения. 1802–1902. –СПб., 1902. –786 с. 2.Паначин Ф.Г. Педагогическое образование в России: историкопедагогические очерки. –М.: Педагогика, 1979. –216 с. 3.СилинаС. Н. Краткая история возникновения и развития высшего педагогического образования в России : учеб.пособие для студ.пед.вузов. –Шадринск: ШГПИ, 2000. –45 с. 4.МарголинД. Справочник по педагогическому образованию. –СПб.; Киев: Сотрудник, 1913. –272с. 5.ПаначинФ.Г.Указ. соч.6.УшинскийК.Д. Избранные педагогические сочинения: в2 т. Т. 2. –М., 1974. –С. 400–405.7.Андреева Е.А. Епархиальные женские училища в России // Педагогика. –1999. –№ 3. –С. 85–91. 8.ФлитН.В. Школа в России в конце XIX–начале XXв.: государственные и частные гимназии, прогимназии, домашнее обучение, экстернат: метод. пособие. –Л.: Б.и., 1991. –96 с. 9.МихащенкоА.Л. Общеобразовательная школа Южного Зауралья (досоветский период): учеб. пособие. –Курган: Издво Курган. гос. пед. инта, 1993. –110 с.10.Государственное учреждение «Государственный архив Курганской области». –Ф. 63. –Оп. 1. –Д.7. –Л. 56, 103, 112, 156.11.Государственное учреждение «Государственный архив г. Шадринска» (ГАШ). –Ф. 599. –Оп. 2. –Д. 1. –Л. 1.12.ПашковА.А. СвятоУспенский Далматовский мужской монастырь. –Шадринск: Исеть, 2000. –415с.13.ГрязновД.С. Край по имени Далмата: в 2 т. / Д.С. Грязнов, Г.П. Ильиных, Т.Н. Лепихина, Г.А.Пономарева, Л.П. Калистратов.–Курган: Зауралье, 2002.–Т.1. –335 с. 14.ГАШ. –Ф. 492. –Оп. 1. –Д. 1991. –Л. 1. 15.ГАШ. –Ф. 599. –Оп. 2. –Д. 3. –Л. 57, 126–130.16.ЧистяковаО.А. История становления педагогического образования на Урале // Наука и образование Зауралья. –2000. –№ 2. –С. 43–47.Elena Aksentyeva,candidate of Pedagogic Sciences, Senior lecturer at the chair of German and methods of its teaching, Shadrinsk state teachers’ training institute, Shadrinskhelena2003@mail.ruThe history of formation the pedagogical education in province in the second half of XIXth–the beginning of the XXthcenturies: on the example of the trans Ural regionAbstract.The article is devoted to the problem of development and formation of pedagogical education in the Russian province. The author describes the activity of the educational institutions which were carrying out teachers’ training in Russia and the trans Ural region in the second half of the XIXth–the beginning of the XXthcenturies. Keywords:teachers’ training, teacher, higher school, gymnasium, seminary, specialized school.References:1–16–RussianSources.

Рекомендовано к публикации:Горевым П.М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»