Использование регионального компонента в процессе подготовки будущих учителей начальной школы в высших учебных заведениях Северного Кавказа

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Грибина Л. В. Использование регионального компонента в процессе подготовки будущих учителей начальной школы в высших учебных заведениях Северного Кавказа // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № S16. – С. 46–50. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14712.htm.
Аннотация. Статья посвящена организации деятельности педагогов и студентов высших учебных заведений Северного Кавказа по использованию на занятиях по литературе, в процессе преподавания других дисциплин, на внеаудиторных мероприятиях, во время педагогической практики сведений о писателях, деятелях культуры, связанных с этим регионом. Автор предлагает ряд научных и учебно-методических материалов, позволяющих проводить эту работу.
Раздел: Отдельные вопросы сферы образования
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Грибина Людмила Владиславна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского языка и методики преподавания ФГБОУ ВПО «Адыгейский государственный университет»,г. МайкопLiudagribina@yandex. ru

Использование регионального компонента в процессе подготовки будущих учителей начальной школы в высших учебных заведениях Северного Кавказа

Аннотация. Статья посвящена организации деятельности педагогов и студентов высших учебных заведений Северного Кавказа по использованию на занятиях по литературе, в процессе преподавания других дисциплин, на внеаудиторных мероприятиях, во время педагогической практики сведений о писателях, деятелях культуры, связанных с этим регионом. Автор предлагает ряд научных и учебнометодических материалов, позволяющих проводить эту работу. Ключевые слова: литература, региональный компонент, литературная карта, кавказская тема. Раздел: (01)педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Для студентов‬будущих учителей начальных классов‬важно знание фольклора, литературы, истории, культуры народов того региона, в котором им предстоит работать, участие в исследовательской деятельности, направленной на изучение его особенностей. Например, литературное краеведение, или регионоведение, способствует усилению восприятия изучаемых художественных произведений, творчества писателей, фактов из их жизни. Высшими и средними учебными заведениями, школами Северного Кавказа накоплен большой опыт этой деятельности, факты межнационального литературнокультурного взаимодействия и писательских контактоврассматриваются в трудах учёных, методистов, краеведов, находят место в практике педагогов. Работа в этом направлении продолжается, интерес к ней не ослабевает. Например, в «Атлас Республики Адыгея» включена «Литературная карта» [1]. Эта карта содержит сведения об адыгейских авторах, о памятниках, мемориальных досках, которые можно использовать на занятиях по детской литературе, когда студенты знакомятся с творчеством писателей разных республик России. А также‬на истории литературы, когда сравниваются, сопоставляются сходные по темам, сюжетам произведения русской и адыгейской литературы. Студенты факультета педагогики и психологии Адыгейского государственного университета (АГУ) в период педагогической практики ведут уроки адыгейской литературы в начальныхклассах. На «Литературной карте» помещена информация о том, что Аркадий Голиков (А.П.Гайдар) в составе 302 полка воевал в 1920 году за освобождение Курджипской. Данные сведения уместны на занятии по детской литературе, когда идёт речь о творчестве этогописателя. А также, что А. Гатагоу открыл в Тахтамукае первую светскую школу под влиянием Л. Н. Толстого, которого посещал в Ясной Поляне. С произведениями великого русского писателя студенты встречаются на разных дисциплинах, связанных с литературой, а также ‬с книгами М. Горького (А.М. Пешкова). Этот писатель останавливался в доме казака Макарши в 1891 году, содержался под арестом в Майкопе, столице Адыгеи. В этом городе жил и учился будущий сказочник Е. Л. Шварц, чьё творчество изучается на занятиях по детской литературе. В1924 году дважды бывал в Майкопе и его окрестностях писатель А.А.Фадеев, делал записи для романа «Провинция». В столице Адыгеи были С.В.Михалков, С. А. Дангулов, Н. П. Кончаловская, Р. Г. Гамзатов и другие. В 2012 году были опубликованы «Материалы первых историколитературных Шварцевских чтений (11 ноября 2011 года)» [2]. Мероприятие, посвящённое 115летию со дня рождения Евгения Львовича Шварца(1896 ‬1958), прошло в Национальной библиотеке Республики Адыгея. Целью данных литературных чтений была популяризация творчества этого писателя и драматурга, чьи детские и юношеские годы связаны с Майкопом. В мероприятии приняли участие учёные, представители министерства культуры и средств массовой информации, работники библиотек, преподаватели и сотрудники высших и средних учебных заведений, учителя гимназий, школ, студенты, школьники. Почётным гостем и участником, организатором конференции стала М. О. Крыжановская, внучка Е. Л. Шварца. Первая часть изданного сборника содержит статьи, посвящённые творчеству писателя, а вторая ‬майкопской теме в его жизни и творческом наследии. В Майкоп семья будущего писателя переехала из Казани в 1902 году. Майкопчанам, событиям начала 20 века, в которых они участвовали, посвящены воспоминания писателя,записи в дневниках. Исследованием этой темы давно занимается профессор АГУ, доктор филологических наук Степанова Т. М.,на её пособие, которое используется на занятиях со студентами, ссылались в своих выступлениях и статьях некоторые участники Шварцевскихчтений[3]. Позднякова Н. А.,учитель русского языка и литературы высшей категории МБОУ «Гимназия № 5» г. Майкопа, поделилась опытом, какие сведения, связанные со столицей Адыгеи, включаются в урок внеклассного чтения по сказке Е. Л. Шварца «Два брата» (5класс) [4]. Во вступительном слове учителя приводятся сведения о первых успехах будущего писателя, впечатлениях о спектаклях на сцене Пушкинского народного дома, в которых выступали его родители, увлечениях сказками, цирком и синематографом, собственных представлениях с куклами, декорациями, выступлениях с мелодекламацией, о сочиненных стихах и решении стать писателем. Материалы, предложенные Поздняковой Н. А.,можно использовать и в начальных классах, например, при изучении «Сказки о потерянном времени» Е. Л. Шварца. Копач Н. А.,член Союза журналистов России, режиссёр театральной студии Центра творчества АГУ, отметила связь семьи Шварца с Кубанью, Екатеринодаром (Краснодаром) [5]. Участники Шварцевских чтений уделили особое внимание пьесе «Клад», событиякоторой происходят в окрестностях Майкопа. Этому произведению посвящено исследование профессора Т. М. Степановой[6], которая обращается к пьесе и в работе «О двух типах «кавказского текста» в наследии Е. Л. Шварца» [7]:«В данной статье сделана предварительная попытка установить место «кавказской темы» в жизни и творчестве выдающегося драматурга, определены два этапа обращения писателя к этой теме: 1930е гг. ‬условноромантический (пьеса «Клад»); 1950е гг. ‬художественнодокументальный (дневники и мемуары как источник сведений о природе и быте российской интеллигенции на СевероЗападном Кавказе в 1900‬1910 гг.). Тема Кавказа решается писателем двояко. Хотя драматургический опыт предшествует мемуарному (с разницей в двадцать лет), в первом кавказская тема более многоаспектна. Она сопряжена с конфликтом нравственнопсихологическим, этноисторическим, социальнополитическим»[8]. Т. М. Степанова отмечает, что пьеса «Клад» (1933) была написана драматургом через двадцать лет после того, как он навсегда покинул Майкоп, который очень любил. Автор статьи сожалеет, что пьесу ещё не заметили в столице Адыгеи, а Е. Л. Шварц описал окрестности этого города, Кавказский заповедник. Шхахутова С. А.,кандидат филологических наук, доцент кафедры товароведения Майкопского государственного технологического университета, подчёркивает, что писатель в своих мемуарах подробно и ярко описал поездки и походы в Красную Поляну, Анапу, Туапсе, по близким и дальним маршрутам горной Адыгеи, а также Майкоп, другие населенные пункты[9]. Денисова Н. Н.,кандидат исторических наук, заведующая отделом славяноадыгских культурных связей Адыгейского республиканского института гуманитарных исследований имени Т. Керашева, делает вывод о том, что дневниковые записи Е.Л. Шварца содержат ценные краеведческие сведения об учебных заведениях города Майкопа. Эти материалы нуждается в дальнейшем исследовании и должны занять своё место в системе исторических источников[10]. А также, на наш взгляд, войти в процесс преподавания истории педагогики в высших учебных заведениях Северного Кавказа. Сальская Л. С.,заведующая библиотекой МБОУ «Гимназия № 5» г. Майкопа, подробно анализирует летописные страницы этого учебного заведения, которое прежде было Алексеевским реальным училищем, повествующие о детских годах Е.Л. Шварца[11]. Когда студенты знакомятся с понятием «круг чтения», можно привести примеры, собранные библиотекарем, свидетельствующие о том, что любил читать, чем увлекался будущий писатель. Е. Л. Шварц учился в реальном училище с 1905 по 1913 год, о чём написано на мемориальной доске, помещённой на здании гимназии. В Майкопе установлена ещё одна (ул. Победы, 19), на ней можно прочесть следующее: «В этом доме с 1906 по 1913 гг. прошли детские и юношеские годы всемирно известного писателя и драматурга Евгения Шварца (1896‬1958), называвшего Майкоп «родиной своей души»». Материалы Шварцевских чтений необходимо использовать при подготовке будущих учителей начальной школы на занятиях по детской литературе, по истории отечественной литературы, теории литературы и практической читательской деятельности, методике преподавания литературного чтения и литературы, при изучении других дисциплин. Стоит отметить, что на Шварцевских чтениях были представлены картины, иллюстрации местных художников, студентов и учеников на темы, связанные с жизнью и творчеством драматурга. Подготовлен телефильм о мероприятии и его участниках, организован и проведен конкурс знатоков жизни и творчества Е. Л. Шварца среди молодёжи. Вся работа, проделанная большим количеством единомышленников, оказала значительное влияние на будущих учителей начальных классов, способствовала вовлечению их в исследовательскую деятельность, усилила интерес к особенностям культуры и истории СевероКавказского региона. Библиотеками этого региона, например, Центральной городской детской библиотекой им. А. П. Гайдара (г. Кропоткин), накоплен значительный опыт по сбору и изданию различных материалов, в том числе рефератов, библиографических списков, сценариев мероприятий по Кубановедению, которыеможно использовать и при подготовке будущих учителей начальных классов, в работе с младшими школьниками[12]. Большое значение имеет издание и применение учебнометодических пособий для студентов и учителей, преподавателей высших и средних заведений, содержащих корректировку существующих программ для школы, учитывающих региональные особенности, например, фольклор разных народов, произведения местных авторов разных национальностей. Наблюдается интерес к подобным пособиям у учителей начальных классов и студентов, которые всегда охотно знакомятся с культурой, обычаями, устным народным творчеством, достопримечательностями, природой Северного Кавказа. Экскурсии, походы, экспедиции также позволяют преподавателям и студентам узнать много интересного о поэте или писателе, известном педагоге, историческом деятеле, о произведении, подготовить исторические, географические, бытовые и другие комментарии. Собранные материалы, использованные на занятиях при знакомстве, например, с жизнью и творчеством писателя, при анализе художественного произведения, помогают лучшему восприятию, оказывают более глубокое воздействие на будущих учителей. Большое значение имеет проведение различных конференций, круглых столов, в которых участвуют преподаватели, студенты, учителя начальных классов, где также рассматриваются региональные вопросы[13]. Ценно привлечение на занятия по литературе, истории, творений изобразительного искусства. В этом также поможет местный материал. В Майкопе родился 3 сентября 1942 года художник Константин Алексеевич Васильев (1942‬1976). Его картины на фольклорные сюжеты, на темы истории нашей страны способствуют глубокому изучению произведений отечественной литературы, например, о Великой Отечественной войне (« Маршал Жуков», «Парад сорок первого», «Тоска по Родине», «Нашествие»‬все 1974). Электронная презентация, содержащая репродукции картин К. А. Васильева, используется на факультете педагогики и психологии АГУ на занятиях по истории отечественной литературы, детской литературе, теории литературы и практической читательской деятельности. Например, при изучении устного народного творчества, былин уместны репродукции картин«Бой Добрыни со Змеем» (1973‬1974), «Вольга и Микула» (1974), «Рождение Дуная» (1975‬1976). А также‬«Человек с филином» (1976) ‬образ человека, сказителя былин, охотника, воплотившего силу и мудрость народа, близки по духу этой картине и другие ‬«Северная легенда» (1969), «Северный орёл» (1969). У художника К. Васильева ‬целый цикл картин «Русь былинная». Замечательный женский образ воплощён в работе «Ожидание» (1976), которая близка фольклору, а также её можно использовать при изучении вопроса об эстетическом идеале на занятиях по теории литературы. При знакомстве с понятием «пейзаж» хорошо воспринимается картина «Осень» (1973). Пейзажи К. Васильева способствуют лучшему восприятию, например, темы «Литература как искусство и как школьный предмет», понятия «эстетическая функция литературы» магистрантами Iкурса (дисциплина «Актуальные проблемы теории и практики начального литературного образования»). Картина «Осень» написана в свободной импровизации, а не с натуры, не по памяти ‬это не реалистическое полотно, а образ осени. Художественная литература, как и данное полотно К. Васильева, рассказывает об осени в восприятии человека, это одна из вечных тем. Важно привлекать на различные занятия в высших учебных заведениях творения и других художников СевероКавказского региона, изделия народных промыслов, отдельных мастеров. Изучение литературных связей способствует воспитанию у будущих учителей уважения к произведениям разных народов, осознанию тесной связи между собой интернационального и национального, внимательному отношению к инонациональной культуре. Многие писатели Северного Кавказа подчёркивают большое влияние, которое оказало на ихтворчество русская литература, известные авторы. Произведения писателей СевероКавказского региона, наполненные чувством глубокого уважения к великим писателям, расположат студентов к внимательному изучению их творческого наследия, помогут ощутить взаимосвязь литератур разных народов. Важны активное взаимодействие родной и русской литератур, учёт контактных связей и типологической общности русской и родной литератур и их национального своеобразия. Изучение русской литературы студентами, закончившими национальные школы, должно опираться на знания, полученные при знакомстве с родной литературой. Преподавателю необходимо предельное внимание к тому, как билингвы воспринимают образы отечественной литературы. Нужно уделять время сопоставлению: а) произведения русской литературы с близким ему творением родной литературы; б) художественных образов, сходных, но содержащих национальную специфику; в) теоретиколитературных понятий, которые не совпадают или же близки частично по своему содержанию. Преподавателям, работающим с будущими учителями начальных классов, необходимо дать студентам понимание того, что легче и результативнее такая работа будет проходить в средних классах, если ученики уже в младшем школьном возрасте получили определенные навыки в умении сопоставлять произведения родной и русской литератур. С Северным Кавказом связаны значительные факты жизни и творчества многих писателей: А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Л. Н. Толстого, В. Г. Короленко, М.Горького и многих других. А. С. Пушкин впервые попал наКавказ летом 1820 года, в 1829 ‬стал свидетелем военных действий России против турок, увиденное нашло отражение в антивоенных стихотворениях «Из Годифа», «Делибаш», «Олегов щит». Особое значение для жителей региона имеет произведение поэта «Кавказ». Приподготовке будущих учителей начальных классов большое внимание нужно уделить детским годам жизни М. Ю. Лермонтова, его впечатлениям о посещении Кавказа. Обращение к творчеству великого поэта особенно актуально в его юбилей. В 2014 году в честь 200летия со дня рождения М. Ю. Лермонтова проведены различные мероприятия, конференции, в том числе и в АГУ, с привлечением большого количества участников из разных учебных заведений и организаций СевероКавказского региона, центральными темами были «Лермонтов и Кавказ», «Кавказ в творчестве М. Ю. Лермонтова». Такая деятельность с участием студентов, в том числе будущих учителей начальных классов, способствует усилению интереса молодежи к региону, в котором они живут и учатся. На занятиях также ‬особое внимание региональному компоненту. На одном из них‬по истории отечественной литературы‬необходимо обсудить произведения М. Ю. Лермонтова «Кавказ», «Кавказу», преподавателю вместе с отдельными студентами нужно выбрать наиболее интересные и важные факты, связанные с кавказскими страницами жизни поэта, которым посвящены целые книги. М. Ю. Лермонтов знал кабардиночеркесский фольклор, историю адыгейского народа, нартский эпос, знаменитых знатоков устного народного творчества, сказителей, обычаи горцев. Необходимо вновьоткрывать некоторые, ныне забытые произведения, в которых есть свидетельства положительного отношения местных жителей к поэту, как это можно проследить, например, в сказе «Правильный поручик» В. А. Попова[14]. При работе со стихотворением «Бородино» М. Ю. Лермонтова уместно обращение к другому сказу этого же автора ‬«Как казак Наполеона в плен брал». Такая работа уже отражена в некоторых учебнометодических пособиях для учителей и студентов, статьях[15]. Ценно использование воспоминаний о культуре, обычаях горских народов, которые оставили А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, А. С. Грибоедов, Л. Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, декабрист А. И. Одоевский и многие другие. В творчестве поэтов Северного Кавказа находит отражение чувство глубокого уважения к гениям русской литературы. Это, например, стихотворения Народного поэта Адыгеи И. Машбаша «В доме Пушкина на Мойке», «Стихи, написанные в селе Михайловском». А. С. Пушкин помогал писателюгорцу Султану КазыГирею. Поэт познакомился с рукописью черкеса, пишущего порусски, и решил опубликовать его автобиографический очерк «Долина Ажигутай». Аварский поэт Р. Гамзатов, используя образ пушкинской сказки, писал о золотой рыбке в духовной жизни человека. Отец Р. Гамзатова ‬поэт Гамзат Цадаса(1877‬1951)‬упоминал овеликом счастье, что в горах выросло дерево Пушкина, на котором всегда есть плоды. В доме Гамзатовых висел портрет русского поэта, лежал сборник его стихов, переведённых на аварский язык. В стихотворении «Пушкину» Гамзат Цадаса, народный поэт Дагестана, отмечает, что кавказцы горды тем, что им дано вкушать плоды пушкинского сада. Лезгинский автор Сулейман Стальский(1869‬1937), народный поэт Дагестана, в стихотворении «Певец великого народа» выражает благодарность лезгинцев русскому поэту за прекрасный свет его слов, проникший через многие годы. Произведения русских писателей, художников, деятелей других видов искусств, навеянных кавказскими впечатлениями, а также национальных авторов, созданных под воздействием русской литературы, оказывают сильное воздействие на студентов, показывают связи культур, уважительное отношение людей разных национальностей друг к другу, что очень важно в многонациональном Северо‬Кавказском регионе. Помогает эта деятельность углублению интереса будущих учителей начальных классов к изучению материалов, биографий, где упоминается история, литература, фольклор, культура, обычаи и природа Северного Кавказа.

Ссылки на источники1.ГрибинаЛ. В., КизяновА. Ф. Литературная карта// Атлас Республики Адыгея. ‬Майкоп: ГУРИПП «Адыгея», 2001. ‬С. 76‬77. 2.Материалы первых историколитературных Шварцевских чтений (11 ноября 2011 года): сб. ст. / Нац. бка Респ. Адыгея; сост. И. Б. Константинова. ‬Майкоп: Издво «Магарин О. Г.», 2012. ‬112 с. 3.СтепановаТ. М.»…Родина моей души…»: Евгений Шварц в Майкопе: учеб. пособие к спецкурсу по лит. регионоведению. ‬Майкоп: Издво АГУ, 2009. ‬374 с.:ил. 4.ПоздняковаН. А. Методика преподавания творчества Е. Л. Шварца на уроках литературы в 5‬10 классах общеобразовательной школы// Материалы первых историколитературных Шварцевских чтений (11 ноября 2011 года): сб. ст. / Нац. бка Респ. Адыгея; сост. И. Б. Константинова. ‬Майкоп: Издво «Магарин О. Г.», 2012. ‬С. 72‬82. 5.КопачН. А. Творчество Евгения Шварца и искусство театра кукол. Взаимообогащение// Там же.‬С. 30‬36. 6.СтепановаТ. М. Образы природы и художественный конфликт в «кавказской» пьесе Евгения Шварца «Клад»// Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Филология». ‬Майкоп: Издво АГУ, 2008. ‬С. 158‬165. 7.СтепановаТ. М. О двух типах «кавказского текста» в наследии Е. Л. Шварца // Материалы первых историколитературных Шварцевских чтений(11 ноября 2011 года): сб. ст. / Нац. бка Респ. Адыгея; сост. И. Б. Константинова. ‬Майкоп: Издво «Магарин О. Г.», 2012 ‬С. 86‬90.

8.Там же. ‬С. 86. 9.ШхахутоваС. А. Образ Кавказа в художественном пространстве мемуаров Е.Шварца// Материалы первых историколитературных Шварцевских чтений(11 ноября 2011года): сб. ст. / Нац. бка Респ. Адыгея; сост. И. Б. Константинова. ‬Майкоп: Издво «Магарин О. Г.», 2012. ‬С. 91‬96. 10.Денисова Н. Н. Дневники Евгения Шварца как источник по изучению истории народного образования города Майкопа (начало XXв.)// Материалы первых историколитературных Шварцевских чтений(11 ноября 2011 года): сб. ст. / Нац. бка Респ. Адыгея; сост. И. Б. Константинова. ‬Майкоп: Издво «Магарин О. Г.», 2012. ‬С. 96‬104. 11.СальскаяЛ. С. Е. Л. Шварц на страницах Летописи Гимназии № 5 // Там же. ‬С. 104‬110. 12.Здесь Родины моей начало: учеб.метод. пособие по кубановедению/ сост. Т. Ю. Синельникова, С. А. Демушкина,Е. А. Синельникова; под ред. Н. В. Харина. ‬М.:МГОУ, 2005. ‬160 с. 13.Материалы круглого стола «Совершенствование предметнопрофессиональной компетентности будущих учителей начальной школы»: сб. ст. / Майкоп: Издво «Магарин О. Г.», 2013. ‬140 с. 14.ПоповВ. А. Кубанские сказы. ‬Краснодар, Краснодар. кн. издво, 1968. ‬С. 69‬77. 15.ГрибинаЛ. В., Пазова Л. М. Некоторые вопросы преподавания русской литературы в 5‬6 классах в условиях двустороннего двуязычия// Сборник материалов совещания по проблеме «Взаимосвязанное обучение русскому и адыгейскому языкам в условиях сельской школы»; под ред. проф. З. У. Блягоза. ‬Майкоп: Издво АГУ, 2004. ‬С. 132‬155.

Lyudmila Gribina, Сandidate of Pedagogical Sciences, AssociateProfessor of the Department ofRussian language and methods of teaching,Adyghe State University, MaykopLiudagribina@yandex.ruThe use of regional component in the process of preparation of future primary school teachers in higher educational establishments of the North CaucasusAbstract.The article is devoted to the organization of teachers and students of higher educational institutions of the Northern Caucasus on the use on the lessons of literature in teaching other disciplines, extracurricular events, during teaching practice information about the writers, cultural figures associated with this region. The author offers a number of scientific and educationalmethodical materials, allowing to carry out this work. Keywords:literature, the regional component, the literary map, Caucasian theme.

Рекомендовано к публикации:Горевым П. М.,кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»