Специфика квалификационной письменной работы по философии в современном техническом вузе: общие размышления по вопросу написания эссе

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Пятилетова Л. В., Тимофеев О. И. Специфика квалификационной письменной работы по философии в современном техническом вузе: общие размышления по вопросу написания эссе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № 9 (сентябрь). – С. 71–75. – URL: http://e-koncept.ru/2015/15313.htm.
Аннотация. Статья посвящена рассмотрению одной из актуальных форм обучения философии в современном (техническом) вузе – эссе: раскрываются особенности эссе как квалификационной (письменной) работы по вузовскому курсу «Философия» путём обращения к истории рождения эссе в качестве жанра (М. Монтень «Опыты»). Осознание специфики жанровых особенностей эссе позволяет студенту более качественно выполнить данный вид работы, не подменяя его ни «сочинением на заданную тему», ни реферативным исследованием. Особое внимание уделено проблемам «тематизации» и «чистоты формы» эссе.
Раздел: Отдельные вопросы сферы образования
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Пятилетова Л. В., Тимофеев О. И. Специфика квалификационной письменной работы по философии в современном техническом вузе: общие размышления по вопросу написания эссе// Концепт. –2015. –№ 09(сентябрь).–ART15313. –0,4п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15313.htm.–ISSN 2304120X. 1

ART15313УДК 37.017.922

Пятилетова Людмила Владимировна, кандидат философских наук, доцент кафедры философии и истории ФГБОУ ВПО «Уральский государственный университет путей сообщения», г. Екатеринбург

Тимофеев Олег Игоревич, студент ФГБОУ ВПО «Уральский государственный университет путей сообщения», г. Екатеринбург

Специфика квалификационной письменной работы по философии в современном техническом вузе: общие размышления по вопросу написания эссе

Аннотация.Статья посвящена рассмотрению одной из актуальных форм обучения философии в современном (техническом) вузе ‬эссе: раскрываются особенности эссе как квалификационной (письменной) работы по вузовскому курсу «Философия»путём обращения к истории рождения эссе в качестве жанра (М. Монтень«Опыты»). Осознание специфики жанровых особенностей эссе позволяет студенту более качественно выполнить данный вид работы, не подменяя его ни «сочинением на заданную тему», ни реферативным исследованием. Особоевниманиеуделенопроблемам«тематизации» и«чистотыформы» эссе. Ключевые слова:философия, эссе, реферат, Мишель Монтень, компетенции, тематизация.Раздел:(01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям.

Жанрживётнастоящим,новсегдапомнитсвоёпрошлое,своёначало.М.Бахтин

Если принять за доказанный факт, что «блуждающая сущность»эссе ‬это «не дефект теоретической мысли, а глубинное свойство самого жанра, заставляющее его постоянно перерастать свои собственные жанровые границы»…то его гуманитарная территория трудно обозрима. На ней располагается, говоря пафосно, жанр повышенной интеллектуальности и концептуальности, жанр без границ и возраста. Построенный на сопоставлении опыта других и индивидуального опыта автора…ЛюдмилаКайда

Курс«Философия»(напримереУральскогогосударственногоуниверситетапутейсообщения,г.Екатеринбург)представляетсобойсистематизированноеизложениебазовыхтемфилософиикакучебнойдисциплины,задачакоторойнетолькоознакомитьстудентасосновнойфилософскойпроблематикой,ноисформироватьунего(споследующимвыводомвзонуактивногоиспользованиявпрофессиональнойдеятельности)понятийноемышлениевобластифилософскойрефлексии.Вэтомкачествефилософияуженачинаетявлятьсебянекакформальноотстранённыйпредмет,акакнастоящеепутешествиевобластичеловеческогодуха,мышления,«приключениясознания»,чтовыводитстудентавполепрофессиональносформированноговзглядачеловеканамирисвоёместовнём.Пятилетова Л. В., Тимофеев О. И. Специфика квалификационной письменной работы по философии в современном техническом вузе: общие размышления по вопросу написания эссе// Концепт. –2015. –№ 09(сентябрь).–ART15313. –0,4п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15313.htm.–ISSN 2304120X. 2

Последовательнодвижениеоттемыктемепозволяетзаложитьосновыстратегическогомышления;осознанного,ответственногоотношениякпроисходящемувмире,наделённомучеловеческимисмыслами,требующиминепрерывнойрасшифровкиисозидания;атакжеосновырациональныхформпознаниямира.Курсоснащёнконспектамилекций;материаламидлядополнительногоизученияучебногоматериала(видео,учебныетекстыидр.),чтопозволяетактуализироватьизучаемыетемы,вывестиихвпространствоповседневнойжизни,врежим«повседневной»философскойрефлексии,интенсифицировавинтеллектуальнуюжизньслушателя;заданиямикпрактическимзанятиям;тематическимитестами,позволяющимизакрепить,эффективнееосвоитьпонятийныйаппарат(современной)философииидр.(ВсеуказанныеметодическиематериалыразмещенывэлектроннойсистемеподдержкиобученияBlackboard.)Цель изучения курса «Философия»в современном техническом вузе ‬формирование у будущих специалистов компетенций, позволяющих осуществлять свою профессиональную деятельность наиболее эффективно, ориентируясь на специфику отрасли.Одним из современных видов (письменных) квалификационных работ по философии является эссе.В результате написания и защиты эссе формируются следующие компетенции (на примере требований «ФГОС+»к программам бакалавриата по направлению подготовки «Информационные системы и технологии»[1]):ОК1: овладение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения, умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь.ОК6: умение применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля для интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетенции, сохранения своего здоровья, нравственного и физического самосовершенствования.Эссе является одной из универсально применяемых (как в сфере высшего, так и среднего образования) форм отчётности. В сфере высшего образования эссе по философии только начинает внедряться, а между тем есть многолетний опыт средней школы, который игнорировать никак нельзя.Так, за последние годы отчётная работа по обществоведению (предмет, напрямую предшествующий изучению философии) видоизменилась: произошёл отказ от эссе, на смену которому небезосновательно пришло минисочинение (сочинениерассуждение с элементами доказательства).Необходимо понять причины отказа: 1) неумение учащихся излагать мысли («в целом… учителяобществоведы… признали эссе неудавшимся экспериментом, который не по силам ученику, не писавшему сочинений по литературе, тому, чью способность формулировать мысли не развивали уже с пятого класса» [2]); 2) незнание первоисточников (этот «недостаток» ‬одна из основных претензий и к минисочинению: большинство произведений не читали или не помнят: «То, что читают дети и приводят нам в пример, нам часто попросту не известно. Приходится верить на слово» [3]).Этот опыт следует основательно осмыслить в первую очередь преподавателям высшей школы с тем, чтобы была «ясность формы»‬адекватное понимание специфики эссе как вида квалификационной работы по философии, что (в свою очередь) позволит на вводном занятии по философии, когда (в том числе) обсуждается вопрос итоговых отчётностей, прояснить студентам все существенные моменты процесса Пятилетова Л. В., Тимофеев О. И. Специфика квалификационной письменной работы по философии в современном техническом вузе: общие размышления по вопросу написания эссе// Концепт. –2015. –№ 09(сентябрь).–ART15313. –0,4п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15313.htm.–ISSN 2304120X. 3

написания эссе (идеальным вариантом будет сопровождение этого вида работы методическими рекомендациями по написанию эссе по философии, где чётко отражены принципиальные моменты и требования по выполнению эссе).Общие размышления на тему, как устранить недостатки, сразу наталкивается ещё и на вопрос о преемственности форм письменной отчётности по философии в высшей школе: эссе пришло на смену реферату, и в данном случае необходимо (на уровне «автоматизма наблюдений», В. Шаламов) ясно осознать их принципиальное различие и уровень сложности исполнения.«Пилотные проекты»(например, в УрГУПС) показывают, что студентыв первую очередь путают эссе с жанром «сочинение на свободную тему», где преобладает, зачастую заполняя собой всё пространство эссе, любимая для «массового человека»(Х. ОртегаиГассет) «Япозиция»: «я так считаю», «мне так кажется». Таким образом, от эссе берётся только форма «изначального жанра эссе». Поэтому с «категории»формы в первую очередь и приходится начинать, размышляя о феноменеэссе, ведь эта аберрация небезосновательна.Здесь необходимо вспомнить об основателе жанра эссе, который сходу задаёт сбивающую с толку «наивного студента»«Ятональность»,‬французском философе М. Монтене (день рождения эссе ‬появление «Опытов», 1580 г.): «Содержание моей книги ‬я сам», «Это искренняя книга, читатель. Она с самого начала предуведомляет тебя, что я не ставил себе никаких иных целей, кроме семейных и частных. Я нисколько не помышлял ни о твоей пользе, ни о своей славе. Силы мои недостаточны для подобной задачи. Назначение этой книги ‬доставить своеобразное удовольствие моей родне и друзьям: потеряв меня (а это произойдет в близком будущем), они смогут разыскать в ней коекакие следы моего характера и моих мыслей и, благодаря этому, восполнить и оживить то представление, которое у них создалось обо мне»[4].Но вот в чём дело:о нём ли только, о частном семейном круге идёт речь? Вчитываясь глубже в «Опыты»М. Монтеня, можно понять, что автор «лукавит»: содержанием эссе является нечто большее (общее, универсальное, типическое): опыт человеческий переживаний ‬«Замысел формирует новый жанр: в эссе соединяются мысли и конкретные дела, события и факты, а индивидуальная судьба отражает эпоху. В комментарийном движении мысли возрастает удельный вес каждого конкретного примера. Ничего не говорится просто так, все имеет смысл реальный и исторический. И абсолютно не претендуя на роль пророка, провидца человеческих судеб или философа («Я свободно высказываю свое мнение обо всем, даже о вещах, превосходящих иногда мое понимание и совершенно не относящихся к моему ведению»…), автор отбирает такие факты и так всесторонне их рассматривает, что они сами по себе, казалось бы, единичныеприобретают в философском контексте новый обобщенный смысл[5].Таким образом, в сравнении с рефератом, с которым студенты (во вторую очередь) путают эссе, мы имеем дело с новой ‬более «свободной»по духу выражения своих мыслей ‬формой отчётности ‬эссе, которое именно своей формой может создавать впечатление «вольницы»: неупорядоченного, нарочито произвольного «потока самовыражения». Однако, обращаясь к эссеистике М. Монтеня, отметим: секрет в том, что текст передает естественный процесс думания. При этом важно уловить ход мысли, ее «танец», если можно так сказать, подчиненный какойто внутренней мелодии. Это не череда речевых объектов, беспорядочно толпящихся в голове автора. Сам Монтень так объясняет происходящее: «Я излагаю свои мысли по мере того, как они у меня появляются; иногда они теснятся гурьбой, иногда возникают поПятилетова Л. В., Тимофеев О. И. Специфика квалификационной письменной работы по философии в современном техническом вузе: общие размышления по вопросу написания эссе// Концепт. –2015. –№ 09(сентябрь).–ART15313. –0,4п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15313.htm.–ISSN 2304120X. 4

очереди, одна за другой. Я хочу, чтобы виден был естественный и обычный ход их, во всех зигзагах. Я излагаю их так, как они возникли»[6].И если технология эссе как жанра на первый взгляд трудноуловима, то технология эссе как отчётной работы (по аналогиис технологией выполнения реферата) достаточно подробно описана в методической литературе (выбор темы, методика подбора литературы, построение эссе, структура аппарата доказательств, требования к фактическим данным и другим источникам, критерии оценки эссеи др.).Таким образом, эссе, как и реферативная работа, предполагает владение культурой мышления (умение мыслить, грамотно структурируя информацию; аутентичное использование изученных понятий, научныйстиль речи; выделение причинноследственных связей; оттачивание аппарата аргументации и многоедругое), нацелено на формирование ОК1, ОК6.Однако, делая небольшое отступление, отметим: на наш взгляд, когда речь заходит об эссе как отчётной форме по философии (и по написанию эссе вообще), в методической литературе наблюдаются «перекосы»в сторону излишней «реферетизации»эссе: выбор научной темы предполагает научный дискурс, поэтому зачастую автоматически происходит «сползание»к форме реферата. Трудноуловимая природа эссе полностью к этому располагает.Но у пишущегои читающего эссе остаётся «чутьё на форму»‬это не рационализируемое знание, знание на уровне «ощущения эссе»: когда читающий эссе «кожей»чувствует неутомимое, живое, пульсирующее в поиске смыслов Я пишущего, пробивающееся в тексте через осмысление (переживание) и многократное переосмысление чужого и личного опыта и знаний. Так генетическая «память»жанра проявляет себя через неизменный формообразующий «тренд»эссе, именно поэтому форма эссе является определяющей как «содержательная форма».В качестве примера приведём отрывок из эссе (художественного) нашей современницы,абсолютного победителя конкурса «Учитель года России»(2014 г.) учителя биологии Аллы Головенькиной (художественное эссе от философского отличить весьма сложно; в данном случае этот отрывок хорошо передаёт внешнюю «Яформу»эссе):«Мы все бежим, торопимся. И некогда остановиться, посмотреть в глаза тем, ради кого, собственно, я ‬учитель. Некогда увлечь идеями, творить, выслушать. А они ждут… Недолго,правда. А потом начинают скучать и на уроках, и в школе вообще.Стоп! Я так не хочу! А как хочу? Хочу, чтобы рамок, в которые волей и неволей мы сами себя загоняем, не стало. Рамки ‬клетка! А живущему в клетке крылья мешают. Хочу расправить крылья, окунуться в творчество, парить над обыденностью, увлекать за собой учеников! Хочу!»[7]В качестве иллюстративного текста эссе по философии обратимся к эталонному тексту ‬отрывку из «Мыслей»Б. Паскаля, Вне всякого сомнения, процедура мотивации студентов (на вводном занятии) по написанию эссе может проходить легко и непринуждённо, если зазвучит живой голос философаэссеиста (в данном случае студент может заинтересоваться центральной проблематикой философской антропологии: вопросами природы и сущности человека):«Величие человека.IIПрироду человека можно рассматривать с двух сторон: по отношению к цели его, и тогда он является великим и несравненным, или как смотрит большинство, как судят, например, о натуре лошади или собаки, т.е.хорошо ли она бежит и хорошего ли нрава, тогда человек покажется отвратителен и жалок. Таковы два пути, ведущие к совершенно разным заключениям и служащие поводом к столь жарким спорам философов…Пятилетова Л. В., Тимофеев О. И. Специфика квалификационной письменной работы по философии в современном техническом вузе: общие размышления по вопросу написания эссе// Концепт. –2015. –№ 09(сентябрь).–ART15313. –0,4п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15313.htm.–ISSN 2304120X. 5

XIЧеловек ‬самая ничтожная былинка в природе, но былинка мыслящая. Не нужно вооружаться всей вселенной, чтобы раздавить её. Для её умерщвления достаточно небольшого испарения, одной капли воды. Но пусть вселенная раздавит его, человек станет ещё выше и благороднее своего убийцы, потому что он сознаёт свою смерть; вселенная же не ведает своего превосходства над человеком.Таким образом, всё наше достоинство заключается в мысли. Вот чем должны мы возвышаться, а не пространством, продолжительностью, которых нам не наполнить. Будем же стараться хорошо мыслить: вот начало нравственности»[8].Помимо ложного восприятия формы (как способа организации целого) эссе существует заблуждение и по поводу содержания эссе, тоже косвенно вытекающее из гипертрофированной в массовом сознании «Япозиции»: содержание эссе редуцируетсяк генерализации собственного жизненного опыта пишущего, обобщению (более или менее структурированному) личных впечатлений.Внимательное прочтение «Опытов»позволяет снова и снова уличать автора произведения в «лукавстве»‬о себе ли только пишет он, о своём ли только индивидуализированном опыте?«Я заимствую у других то, что повышает ценность моего изложения», «Я заимствую у других то, что не умею выразить столь же хорошо либо по недостаточной выразительности моего языка, либо по слабости моего ума», «Я неведу счёта моим заимствованиям… отбираю и взвешиваю их», «Они все, за очень небольшими исключениями, принадлежат столь выдающимся и древним авторам, что сами говорят за себя», «Я хочу, чтобы они в моем лице поднимали на смех Плутарха или обрушивались на Сенеку», «Я приветствовал бы того, кто сумел бы меня разоблачить, то есть по одной лишь ясности суждения, по красоте или силе выражений сумел бы отличить мои заимствования от моих собственных мыслей»… [9]Другими словами, за «индивидуальным опытом»М. Монтеня на самом деле скрывается исторический духовный опыт человечества: обнаруживаются глубокое знание первоисточников и их скрупулёзный критический анализ. В данном случае, переводя на язык «формальных отчётностей», проделана серьёзная реферативная работа, облечённая в иную форму, рождённую автором «Опытов»(от латинского “exagium”‬взвешивание), ‬форму эссе. Таким образом, здесь латентно содержится реферат: эта работа подразумевается. Но в эссе «сливки»(реферативной) критической работы просвечивают сквозь ткань опыта личных переживаний (от французского “essai”‬попытка, проба, очерк).Так «легкомысленное»определение эссе как небольшого объёма прозаического сочинения/рассуждения со свободной композицией перерастает в понимание эссе как самостоятельного исследования с чётким изложением сути поставленной проблемы, предварительно проведённым анализом с использованием концепций и аналитического инструментария философии, с выводами, отражающими авторскую позицию по поставленной проблеме. Таким образом, в форме и содержании эссе как отчётной письменной работыпо философии полностью отражается природа эссе, всё его неповторимое обаяние. Понимание природы эссе как жанра, на наш взгляд, позволяет студенту лучше осознать специфику эссе, не путать ни с «сочинением на заданную тему», ни с реферативным исследованием. Более того, эссе в силу актуальности формы, позволяющей наиболее «лично»присутствовать в пространстве научного дискурса, даёт возможность студенту наиболее эффективно (и «прагматично») осваивать учебный материал по курсу «Философия», в целом повышая качество и культуру мышления.Эффект «личного присутствия»(и, как следствие, высокая мотивация при написании эссе) не в последнюю очередьдостигается за счёт аутентичного выбора темы, Пятилетова Л. В., Тимофеев О. И. Специфика квалификационной письменной работы по философии в современном техническом вузе: общие размышления по вопросу написания эссе// Концепт. –2015. –№ 09(сентябрь).–ART15313. –0,4п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15313.htm.–ISSN 2304120X. 6

ведь эссе ‬это во многом «тематизация»(Э. Гуссерль) себя («способ объективации жизненного мира»[10]) (это касается процессов и создания, и чтения эссе: «Не в Монтене, а во мне самом содержится всё, что я в нём вычитываю!»[11]).Выбор темы во многом является определяющим. Тема должна «прорастать»из жизненного опыта студента в аспекте остро стоящих насущных жизненных проблем. Здесь мы имеем дело с самыми интимными (философскими) вопросами человеческой души. И форма (философского) эссе является наиболее подходящей для самовыражения души. Эссе содержит все возможности для этого: «и личностный характер подхода к проблеме, и интимность её подачи, и несистематичность, и момент «опыта»[12].Формулировка темы идентична формулировке (личной) жизненной проблемы («В дискурсе жизнь идентифицируется с порядком «артикуляции», концентрируя свободную практику переживания ‬в тему. Жизнь порождает темы; дискурс запечатлевает жизнь… всякий дискурс “говорит”столько, сколько позволяет ему заранее выбранная тема»[13]), именно поэтому в данномвопросе студенту требуется помощь специалиста ‬преподавателя философии.

Ссылки на источники1.ФГОС ВО по направлению подготовки 09.03.02 Информационные системы и технологии (уровень бакалавриата).‬URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/090302.pdf.2.Сочинение: как, зачем, для кого. ‬ URL:http://lgz.ru/article/16650622042015/sochineniekakzachemdlyakogo/.3.Там же.4.Монтень М. Опыты. ‬ URL: http://www.libok.net/writer/14426/kniga/62653/monten_mishel/opyityi/read.5.Кайда Л. Эссе: стилистический портрет. ‬ URL: http://coollib.com/b/154271/read.6.Там же.7.Человек пишущий. Анализ результатов конкурсного задания «Эссе «Я ‬учитель». ‬ URL: http://www.ug.ru/toy_article/24.8.Паскаль Б. Мысли. ‬ URL: http://vzms.org/pascal.htm.9.Монтень М. Указ. соч.10.Огурцов А. П. Тематизация, выдвижение темы. ‬ URL: http://epistemology_of_science.academic.ru/793/%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F.11.Паскаль Б. Указ. соч.12.Рубцова Е. В. Эссе // Многообразие жанров философского дискурса: коллективная монография. ‬Екатеринбург, 2001. ‬С. 74.13.Севастеенко А. В. Тематизация философского дискурса в его жанровых метаморфозах: тема любви // Многообразие жанров философского дискурса: коллективная монография. ‬Екатеринбург, 2001. ‬С. 131, 125.

Lyudmila Pyatiletova,Candidate of Philosophy, Assistant Professor at the chair Philosophy and History, Ural State University of Railway Transport, EkaterinburgOleg Timofeev,Student, Ural State University of Railway Transport,EkaterinburgThespecificityofthequalifyingwrittenworkonphilosophyatmodern technical higher educational institution: general reflections on the issue of writing an essayAbstract. The paperis devoted to one of the actual forms of education in modern technical гniversity ‬essay: the peculiarities of the essay asa qualifying written work on University course«Philosophy»are described in the paperby referring to the history of the essay as a genre (Michel de Montaigne, «Experience»). Awarenessof specific genre features of essay allows students to perform this type of work better, replacingit by neither composition, nor the abstract of the study. Special attention is paid to the problems of «theming» and «purity of form»of anessay.Key words:philosophy, essay, Michel de Montaigne, competence, theming.

Пятилетова Л. В., Тимофеев О. И. Специфика квалификационной письменной работы по философии в современном техническом вузе: общие размышления по вопросу написания эссе// Концепт. –2015. –№ 09(сентябрь).–ART15313. –0,4п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15313.htm.–ISSN 2304120X. 7

References1.FGOS VO po napravleniju podgotovki 09.03.02 Informacionnye sistemy i tehnologii (uroven' bakalavriata).Available at: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/090302.pdf(in Russian).2.Sochinenie: kak, zachem, dlja kogo. Available at: http://lgz.ru/article/16650622042015/sochineniekakzachemdlyakogo/(in Russian).3.Ibid.4.Monten', M. Opyty.Available at: http://www.libok.net/writer/14426/kniga/62653/monten_mishel/opyityi/read(in Russian).5.Kajda, L. Jesse: stilisticheskij portret. Available at: http://coollib.com/b/154271/read(in Russian).6.Ibid.7.Chelovek pishushhij. Analiz rezul'tatov konkursnogo zadanija “Jesse «Ja ‬uchitel'”.Available at: http://www.ug.ru/toy_article/24(in Russian).8.Paskal', B. Mysli. Available at: http://vzms.org/pascal.htm(in Russian).9.Monten' M. Op. cit.10.Ogurcov, A. P. Tematizacija, vydvizhenie temy.Available at: http://epistemology_of_science.academic.ru/793/%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F(in Russian).11.Paskal', B. Op. cit.12.Rubcova, E. V. (2001) “Jesse”, Mnogoobrazie zhanrov filosofskogo diskursa: kollektivnaja monografija, Ekaterinburg, p. 74 (in Russian).13.Sevasteenko, A. V. (2001) “Tematizacija filosofskogo diskursa v ego zhanrovyh metamorfozah: tema ljubvi”, Mnogoobrazie zhanrov filosofskogo diskursa. Kollektivnajamonografija,Ekaterinburg,pp. 131, 125(in Russian).

Рекомендованокпубликации:

ГоревымП. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»



Поступила в редакциюReceived17.08.15Получена положительная рецензияReceived a positive review19.08.15ПринятакпубликацииAccepted for publication19.08.15ОпубликованаPublished28.09.15

© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015©Пятилетова Л. В., Тимофеев О. И., 2015

www.ekoncept.ru