К вопросу о реализации компетентностного подхода и практико-ориентированных технологий через внутриорганизационные формы повышения квалификации научно-педагогических работников

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Гаврилова Н. В., Шумакова О. В., Комарова С. Ю. К вопросу о реализации компетентностного подхода и практико-ориентированных технологий через внутриорганизационные формы повышения квалификации научно-педагогических работников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № S22. – С. 11–15. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14767.htm.
Аннотация. Реализация компетентностного подхода в рамках формирования учебных единиц по ФГОС – один из подходов, позволяющий направлять результат образования в соответствии с требованиями современного общества, современного производства и современного специалиста. Задача формирования компетенций в силу своей сложности, системного характера и инновационности предполагает наличие обобщенного опыта, проработанных методических рекомендаций, необходимых для перехода к их использованию в пределах каждой образовательной про-граммы. В настоящее время все в большей степени приходится обращать внимание на компетенции научно-педагогических работников, необходимые для достижения образовательной организацией стратегических целей.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Гаврилова Наталья Владимировна, кандидат биологических наук, доцент кафедры истории и социальнопедагогических дисциплинФГБОУ ВПО «Омский государственный аграрный университет им. П.А. Столыпина», г. Омскnv.gavrilova@omgau.org

Шумакова Оксана Викторовна, доктор экономических наук, профессор кафедрыэкономики, бухгалтерского учета и финансового контроляФГБОУ ВПО «Омский государственныйаграрный университет им. П.А. Столыпина», г. Омскov.shumakova@omgau.org

Комарова Светлана Юриевна, кандидат сельскохозяйственных наук, доцент кафедры землеустройстваФГБОУ ВПО «Омский государственный аграрный университет им. П.А. Столыпина», г. Омскsu.komarova@omgau.org

К вопросу о реализации компетентностного подхода и практикоориентированных технологий черезвнутриорганизационные формы повышения квалификации научнопедагогических работников

Аннотация.Реализация компетентностного подхода в рамках формирования учебных единиц по ФГОС –один из подходов, позволяющий направлять результат образования в соответствии с требованиями современного общества, современного производства и современного специалиста. Задача формирования компетенций в силу своей сложности, системного характера и инновационности предполагает наличие обобщенного опыта, проработанных методических рекомендаций, необходимых для перехода к их использованию в пределах каждой образовательной программы. В настоящее времявсе в большей степени приходится обращать внимание на компетенции научнопедагогических работников, необходимые для достижения образовательной организацией стратегических целей.Ключевые слова:компетентностный подход, практикоориентированные технологии, внутриорганизационная система повышения квалификации.Раздел: (01)педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Современное высшее образование не может оставаться в стороне от процессов модернизации, происходящих во всех сферах современного общества. Реформирование образования требует новых подходов к образовательной системе и образовательным технологиям.В эпоху мобильных образовательных технологий, мобильного Интернета и электронных средств, информация становится значимым капиталом и требует неформального подхода к ее применению. Современное информационное общество формирует новую образовательную систему, в которой знания, умения и навыки являются важным компонентом личности современного специалиста, но далеко не конечным результатом современного высшего образования.

Гаврилова Н. В., Шумакова О. В., Комарова С. Ю.К вопросу о реализации компетентностного подхода и практикоориентированных технологий черезвнутриорганизационные формы повышения квалификации научнопедагогических работников// Концепт. –2014. –Спецвыпуск №22. –ART14767. –0,3п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2014/14767.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965. –ISSN 2304120X.

От современного выпускника требуются метапредметные и надпрофессиональные умения, в том числе умения ориентироваться в постоянно меняющихся информационных потоках, умения находить и осваивать новые технологии, предъявляются особые требования к способности самообучаться и обладать технологической эрудицией. Реализация компетентностного подхода в рамкахформирования учебных единиц по Федеральным государственным образовательным стандартам –один из подходов, позволяющий направлять результат образования в соответствии с требованиями современного общества, современного производства и современного специалиста.

В настоящее время учеными и методологами проведена достаточная научноисследовательская и практическая работа по созданию концептуальнометодологических основ формирования компетенций на разных уровнях образования. Достаточно серьезно пересмотрены образовательные стандарты и нормативноправовые акты, регламентирующие систему высшего образования. Задача формирования компетенций в силу своей сложности, системного характера и инновационности предполагает наличие обобщенного опыта, проработанных методических рекомендаций, необходимых для перехода к их использованию в пределах каждой образовательной программы.Сегодня, высшее образование имеет достаточный опыт, вошедший в образовательные стандарты предшествующих поколений, который может быть успешно использован, и которые могут быть учтены в программах подготовки.Возможные виды деятельности, определенные в Федеральных государственных образовательных стандартах и которые может выполнять выпускник в зависимости от имеющихся у него компетенций, служат достаточным ориентиром для научнопедагогических работников, которым необходимо разрабатыватьи реализовывать учебнопрограммную документацию учебной дисциплины, в соответствии с современными требованиями стандартов.Высококвалифицированные научнопедагогические работники становятся одним из главных преимуществ на рынке высшего образования. От них требуется все в большей степени использование собственных вариантов построения различных образовательных моделей, позволяющих эффективно решать вопросы реализации образовательных стандартов. В образовательной среде происходит активное обновление технологий оценки, подходов к обучению, обновления инструментов формирования внутренней мотивации обучающегося и его познавательной активности, ориентированной на достижение наилучших результатов обучения.В настоящее время, все в большей степени приходится обращать внимание на компетенции научнопедагогических работников, необходимые для достижения образовательной организацией стратегических целей. При этом следует иметь в виду,что имеющиеся в арсенале у большинства преподавателей теоретические подходы и практические разработки в области компетентностного подхода, часто далеки от тех понятий и определений, которыми необходимо пользоваться в современной академической и образовательной сферах, а также необходимо помнить, что социальный диалог высшего образования с экономикой требует от вузов и преподавателей особого внимания, особого чувства реальности, высокого уровня прогностичности и прагматичности, где всегда последнееслово останется за академическим сообществом, поэтому высшее образование должно ориентироваться на будущее [1]. Научнопедагогическим работникам предстоит значительно расширить перечень форм организации учебного процесса, методик проведения занятий, форм контактной и самостоятельной работы студентов, процедур консультационной деятельности, потребует кардинальной перестройки в области организации учета успеваемости обучающихся, технологиях проведения текущей и промежуточной аттестации, оценке формирования заявленных компетенций [2].Для полноценного процесса перехода на новый путь развития и реализации основных направлений современной реформы образования, требуются специальныеинновационные формы подготовки в первую очередь научнопедагогических работников, которые должны работать в опережающем режиме, разрабатывать новое содержание образования и егометодическое обеспечение,увеличивать вариативность и адаптивность образования: как традиционного, так и электронного. В настоящее время, довольно затруднительно осуществить мобильную перестройку сознания педагогических работников, особенноучитывая их индивидуальные профессиональные затруднения и профессиональные интересы. Для решения актуальных задач современного вуза, необходимо построение внутри образовательной организации непрерывной внутриорганизационной системы повышения квалификации, которая позволила бы обеспечить своевременное и непрерывное развитие педагогического мастерства, особенно в рамках непедагогического вуза.Опережающие функции такой системы позволят на должном научнометодическом уровне решать различные текущие и стратегические проблемы. Преподаватели и сотрудники университета имеют право на повышение квалификации в процессе трудовой деятельности. Работодатель определяет необходимость профессиональной подготовки,переподготовки и повышения квалификациидля нужд университетав соответствии с пунктом 5 части 3 статьи 28 Федерального закона №273ФЗ ив соответствии со статьей 196 Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. №197ФЗ. С этой целью администрации вузов необходимо осуществлять планирование повышения квалификации работников на основе планов кафедр и других структурных подразделений с учетом имеющихся средств и мнением каждого работника.Для практикоориентированной внутриорганизационной системы повышения квалификации, основными показателями выступают формирование специальных компетентностей, отражающих общую специфику конкретной предметной и/или надпредметной сферы профессиональной деятельности, а также общие стратегические цели развития как образовательного учреждения и образования в целом [3].Применение практикоориентированных технологий обучения в образовательных учреждениях исследовано в работах различных авторов:A.A. Васищева, Е.А.Ершовой, Ф.Г.Ялалова, А.Л. Адреева и др. Как показывает анализ различных источников по представленной проблематике, применение практикоориентированных методов позволяет эффективно преодолевать противоречия между теорией и практикой.Федеральные государственные образовательные стандарты по всем направлениямподготовки отличаются практикоориентированной направленностью. Подготовка выпускника ориентирована на освоение различных компетенций, которые обеспечивают готовность к самостоятельной профессиональной деятельГаврилова Н. В., Шумакова О. В., Комарова С. Ю.К вопросу о реализации компетентностного подхода и практикоориентированных технологий черезвнутриорганизационные формы повышения квалификации научнопедагогических работников// Концепт. –2014. –Спецвыпуск №22. –ART14767. –0,3п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2014/14767.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965. –ISSN 2304120X.

ности, а также дальнейшего их развития с учетом современного рынка труда, социальных ожиданий работодателей и общества.Обеспечение требований ФГОС и закона «Об образовании в РФ», требует усиленного развитияинновационной деятельности в образовании, ориентацию на компетентностный подход, требует полипрофессионализма педагогов, повышение качества образования и мобильности педагогов иобразования. Организация работодателем повышения квалификации и выбор соответствующих целям и задачам развитияорганизации практикоориентированных программ обучения, определяет успешность расширения профессиональных знаний и навыков, успешность выполнения трудовых обязанностей в пределах своей предметной деятельности должности. Работодатель определяет необходимость профессиональной подготовки,переподготовки и повышения квалификациидля нужд университетав соответствии с пунктом 5 части 3 статьи 28 Федерального закона №273ФЗ ив соответствии со статьей 196 Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. №197ФЗ.Именно поэтомуреализация компетентностного подхода через внутриорганизационные формы повышения квалификации в непедагогических вузах, на наш взгляд должна начинаться с научнопедагогических работников университета, а именно:

Обучение основам практического использования современных инновационных, педагогических, интерактивных иинформационных технологий.Обучение методам оптимизации и активизации самостоятельной работы обучающихся и собственной деятельности в рамках образовательного процесса.Обучениетеоретическим основам психологии, педагогики и менеджмента.Активизацияработы по направлению развития самообразования с применением интернеттехнологий и дистанционного образования и/или электронного обучения.Создание условий для постоянной возможности самообразования преподавателей и сотрудников университета.

Стимулирование повышения собственной квалификации научнопедагогических работников посредством участия в научных исследованиях и регулярного опубликования результатов своих работ в научных изданиях.Стимулирование повышения собственной квалификации путем участия и/или организации сетевых педагогических сообществ.Способы организации повышения квалификации путем самообразования являются самым не дорогим способом обучения. При его организации предусматривается применение новейших образовательных средств и образовательных технологий и формируется «профессиональная пластичность рабочей силы», т.е.умение организовывать свое самообразование в течение жизни.При этом происходит совпадение интересов работодателя в подготовкеквалифицированных кадров и интересов работника в повышении своей квалификации, посредством реализации целей самообразования независимо от возможностей работодателя.

Реализация и эффективность использования практикоориентированных технологий при внутриорганизационных формах повышения квалификации научнопедагогических работниковотражается и фиксируется в материалах аттестации научнопедагогических работников, в индивидуальных и кафедральных рейтингах, в плаГаврилова Н. В., Шумакова О. В., Комарова С. Ю.К вопросу о реализации компетентностного подхода и практикоориентированных технологий черезвнутриорганизационные формы повышения квалификации научнопедагогических работников// Концепт. –2014. –Спецвыпуск №22. –ART14767. –0,3п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2014/14767.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965. –ISSN 2304120X.

нах индивидуальной служебной нагрузки с целью анализа динамики профессионального роста сотрудников.В рамках движения Российского образования к Smarteducation, Smart Technologies, elearning, образовательная система, в том числе и система внутриорганизационногоповышения квалификации, обогащается, если вступает во взаимодействие с другими системами. Интеграциясовременных технологий в реальной жизни и практике общества, а также реализация принципа «обучение через всю жизнь», навязывают ориентацию на новые стратегические цели профессиональноличностного развития научнопедагогических работников, подстегивают к использованию совершенно нетрадиционной для высшего образования системы повышения квалификации.Перечисленные основные проблемы реализации компетентностного подхода не исчерпывают всего списка проблем, с которыми сталкивается высшее учебное заведение при переходе на новые образовательные стандарты. Внедрение в практику образовательной деятельности всех требований, сформулированных в стандартах, формирует, в том числе преподавателя нового формата, способного аккумулировать достижения всей педагогической практики.

Ссылки на источники1.Байденко В.И. Концептуальная модель государственных образовательных стандартов в компетентностном формате: Учебное издание. –М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. –С. 25.2.Гидрович С.Р., Егорова И.И., Курочкина А.Ю. Компетентностный подход к формированию основных образовательных программ третьего поколения. –СПб.: Издво СПбГУЭФ, 2010. –С. 90.3.Краснова, С.А. Компетентностный подход при обучении медицинских сестер многопрофильного стационара // Сборник материалов III межрегион.науч.практ.конф.«Тольяттинская осень 2010».–Тольятти: Издво МУЗ Клиническая больница № 5 г. Тольятти, 2010.–С. 375–377.

Natalia Gavrilova,Ph.D., Department of history and socialpedagogical disciplinesof Omsk State Agrarian University afterP.A. Stolypin,Omsknv.gavrilova@omgau.org

Oksana Shumakova,Doctor of Economics, professorof Omsk State Agrarian University after P.A. Stolypin,Omsk ov.shumakova@omgau.orgSvetlana Komarova,Ph.D., Department of land Managementof Omsk State Agrarian University after P.A. Stolypin,Omsk su.komarova@omgau.orgOn the implementation of competencebased approach through internal forms of training of the teaching staffAbstract.The implementation of competencebased approach–a method that allows you to determine the outcome of education in accordance with the requirements of modern society, modern production and modern specialist. The problem of the formation of competencies because of their complexity and systemic nature of innovation requires the expertise required for its use in each of the educational program. At this point, all the more necessary to pay attention to the competence of teachers needed to achieve the strategic goals of education.Keywords:competencebased approach, the practiceoriented technologies, Intraorganizational system training.

Рекомендовано к публикации:

Гавриловой Н.В., кандидатом биологических наук, доцентом кафедры истории и социальнопедагогических дисциплин ФГБОУ ВПО «Омский государственный аграрный университет им.П.А.Столыпина», г. Омск