Историко-краеведческий поход (экспедиция) как метод формирования общекультурных и профессиональных компетенций во внеучебной деятельности

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Милищенко О. А., Кравцева Н. А. Историко-краеведческий поход (экспедиция) как метод формирования общекультурных и профессиональных компетенций во внеучебной деятельности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № S22. – С. 26–30. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14770.htm.
Аннотация. В данной статье рассматривается историко-краеведческий поход (экспедиция) по изучению сельскохозяйственных предприятий и сельских населенных пунктов Омской области и Западно-Сибирского региона как метод формирования общекультурных и профессиональных компетенций во внеучебной деятельности. Авторы рекомендуют перечень вопросов, которые следует включить в план изучения сельскохозяйственных предприятий, их истории и современной инфраструктуры при посещении их центральной усадьбы и входящих в их ведение населенных пунктов.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Милищенко Олег Анатольевич,заведующий Народным музеем истории ФГБОУ ВПО «Омский государственный аграрный университет имени П.А.Столыпина», г. Омскoa.milischenko@omgau.org

Кравцева Наталья Андреевна,специалист по учебнометодической работе методического отдела ФГБОУ ВПО «Омский государственный аграрный университет имени П.А.Столыпина», г. Омскna.kravtseva@omgau.org

Историкокраеведческий поход (экспедиция)как метод формирования общекультурных и профессиональных компетенций во внеучебной деятельности

Аннотация. В данной статье рассматривается историкокраеведческий поход (экспедиция) по изучению сельскохозяйственных предприятий и сельских населенных пунктов Омской области и ЗападноСибирского региона как метод формирования общекультурных и профессиональных компетенций во внеучебной деятельности. Авторы рекомендуютперечень вопросов, которые следует включить в план изучения сельскохозяйственных предприятий, их истории и современной инфраструктуры при посещении их центральной усадьбы и входящих в их ведение населенных пунктов.Ключевые слова: историкокраеведческий поход, сельскохозяйственное предприятие, метод, компетенции.Раздел: (01)педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Членами музейного совета Народного музея истории ОмГАУ под руководством заведующего музеем О.А. Милищенко были разработаны концепция, цели и задачи проведения образовательной, научнопрактической и воспитательной формы внеаудиторной деятельности с обучающимися ОмГАУ–историкокраеведческий поход (экспедиция) по изучению сельскохозяйственных предприятий и населенных пунктов Омской области и ЗападноСибирского региона. При поддержке методического отдела авторы продолжают исследование вопроса формирования общекультурных и профессиональных компетенций во внеучебной деятельности.Настоящее мероприятие (далее –поход, экспедиция) носит долговременный и комплексный характер. Собранные материалы используются на профильных кафедрах и в музеях вуза. Основными целями экспедиции являются: а) сбор материалов по истории населенных пунктов и сельскохозяйственных предприятий; б) закрепление у обучающихся научного понимания закономерностей истории развития общества.Задачами мероприятия, исходя из поставленных целей, являются:1)обучение и воспитание на богатом вещественном и письменном источниковом материале определенных населенных пунктов и сельскохозяйственных предприятий области и края; 2)обеспечение установления связи изучаемой специальности на факультете со знаниями и навыками, приобретенными в результате изучения родного края на примере населенного пункта и сельскохозяйственного предприятия; 3)всестороннее системное изучение определенной территории, проводимое на научной основе; 4)осуществление предметной направленности учебновоспитательного процесса: исторической, географической, литературной, естествоведческой и др.; 5)воспитательный процесс, осуществленный в неразрывной связи изучения сельскохозяйственного предприятия, населенного пункта с практикой, жизнью, окружающей действительностью. Место и время проведения мероприятия определяется задачами детального, тематического характера и зависят от таких факторов, как: уровень и характер материальной оснащенности, сезон проводимых работ, предварительная разработанность материала, кадровое обеспечение, состав и характер аудитории (участников экспедиции). Местом проведения экспедиции в полевой сезон является непосредственно изучаемый населенный пункт или сельскохозяйственное предприятие (в его безопасной для участников похода зоне). В период отчетных конференций, а также инструктажа и подготовки к полевому сезону, местом проведения мероприятия могут быть аудиторные и лабораторные (камеральные) помещения вуза, а также помещения вне вуза, если они подходят для проведения подобных мероприятий.В плане проведения этапных мероприятий: подготовка и инструкция, а также конференции по результатам новых работ, наиболее удобным считаются апрель и октябрь. А наиболее благоприятным временем проведенияпохода по маршруту является период с 1 мая по 30 сентября. Точное время проведения этапных (промежуточных) мероприятий определяется исходя из общего графика занятий учебного заведения, в общем, и отдельных студенческих групп в частности. Спецификой настоящего мероприятия является то, что сценарным планом является план проводимых промежуточных (этапных) мероприятий. Причем эти мероприятия могут носить и самостоятельный характер, в зависимости от таких факторов: сезон, место, сфера применения, цели и задачи, конкретная аудитория, специальность или направление подготовки обучающегося, кадровый потенциал, уровень оснащенности. Практика работы определила следующие этапы экспедиции:1)изучение первичных документов о данном населенном пункте или сельскохозяйственном предприятии; 2)проработка плана мероприятий в группе студентов, которой надлежит участвовать в данном мероприятии; 3)подготовка и инструктаж по конкретно взятому этапу мероприятия; 4)проведение этапного мероприятия; 5)предварительное обобщение собранных материалов; 6)проведение камерной конференции по результатам этапа; 7)подготовка участниками мероприятия полных отчетов по проведенному этапному мероприятию. 8)участие в межвузовской конференции;9)подготовка к следующему этапу. Групп исследователей–участников мероприятия по населенному пункту или сельскохозяйственному предприятию может быть несколько. Однако лучше всего провести объединяющую конференцию. Все собранные материалы кодифицируются и депонируются согласно законодательству об авторских и смежных правах и об интеллектуальном праве.

Методические рекомендации по вопросам подготовки и инструктажа:После выбора района исследования и определения целей и задач конкретного этапа и похода, группе предстоит разрабатывать план подготовки и проведения работ и график движения по маршруту, подобрать картографический материал и составить схему маршрута. Число участников этапного мероприятия в форме похода или экспедиции не должно превышать 7 человек на 1 руководителя. Минимальный состав группы: 1 руководитель и 2 студента. Мероприятие может быть проведено студентом по заданию руководителя, если пункт назначения является местом проживания или местом работы (занятости) студента. В любом случаеразрабатывается запасной вариант действий и вариант маршрута, в целях техники безопасности, а также запасный вариант маршрута. При изучении населенных пунктов, сельскохозяйственных предприятий ит.п., следует особое внимание уделять тому, как изменился край после 1917 г.и после 1991 г., как менялся материальный и культурный уровень населения, как жители края участвовали и участвуют в выполнении общегосударственных задач, которые стояли перед всей страной (СССР и Российской Федерацией). Основой для любого отчета служат дневниковые записи, как правило, сделанные в путешествии. Рекомендуется вести два дневника–бытовой, где последовательно, день за днем, описывается жизнь студентов в полевых условиях, и специальный, где фиксируются данные о выполнении историкокраеведческих заданий. Оба дневника иллюстрируются фотографиями, рисунками и схемами. Очень важно при подготовке конференции, чтобы при окончательном оформлении специального дневника была обязательная сверка добытых исторических и экономических сведений, фактов и дат с общей канвой исторических событий, а в ряде случаев, необходимы и консультации с архивистами, историками, археологами, этнографами, лингвистами и т.д.

Поскольку экспедиционные задания являются важным средством развития и закрепления навыков самостоятельной поисковоисследовательской деятельности студентов, то следует ряд требований к ним: 1)Задания должны быть ясными, конкретными, интереснымидля студентов. 2)Не следует давать задания, результаты которых не могут быть проверены ни коллективом студентов, ни руководителями. 3)Давая задания, необходимо учитывать силы и возможности студентов, их общий уровень подготовки в гражданском плане. 4)Содержание задания должно быть связано с государственными интересами и носить общественнополезный характер. При зачислении студентов в состав группы, следует помнить, что будущие ее участники должны иметь хорошие знания по предметам как гуманитарным, так и техническим. Это обуславливается тем, что обработка большей серии находок, обобщения дневниковых и картографических материалов, материалов по архитектуре и сельскохозяйственному инвентарю и предметам быта–при помощи статистических методов, а определение сходства и различия групп находок и т.д.проводится при помощи математической теории сходства категорий. Описание объектов и предметов невозможно дать без знаний по физике и химии, а также культурологи. Эти же знания нужны студентам и для реконструкции объектов и событий. В подготовительный период, прежде всего, следует уделить внимание материальной базе, необходимой для проведения похода (экскурсии и т.д.), иподготовке личного, группового и специального туристического снаряжения. На теоретических и практических занятиях, рассказывая о материальной базе походной группы, руководитель мероприятия демонстрирует, лично, участникам будущего похода, предметы личного, группового и специального туристического снаряжения, подчеркивая при этом, основные требования к нему: прочность, легкость, эстетичность, удобство при транспортировке и простоту в обращении. При изучении сельскохозяйственного предприятия, посещая его центральную усадьбу и входящие в него населенные пункты, рекомендуется включить в план изучения сельскохозяйственного предприятия, следующие вопросы:

1.Полное и краткое наименование населенного пункта, с его этимологической ретроспективной, а также лингвистической характеристикой.

2.Время и причины возникновения населенного пункта (сельскохозяйственного предприятия и т.д.) на этом месте. Природные условия окружающей местности, особенности географического положения, относительного рельефа и гидрографической сети (на водоразделе, на водораздельной балке, в овраге, на второй террасе реки ит.д.); относительно дорог (притрактовые, у пристани,примыкающие к железнодорожной станции, вдали от дорог и т.д.) И относительно других населенных пунктов.

3.Величина населенного пункта (промышленного предприятия и т.п.): число дворов, число жителей, плотность населения из расчета на 1 км2; изменения в числе жителей и площади в связи с теми или иными событиями в жизни населенного пункта (предприятия).

4.Национальный состав населения: время и причины появления в населенном пункте (предприятии) представителей тех или иных национальностей, трудовые навыки и хозяйственные традиции представителей различных национальностей.

5.Историкогеографический обзор прилегающей местности, включая репликацию (восстановительную реконструкцию ландшафта, быта и построек): нанесение на карту не замеченных ранее, об обнаруженных экспедицией, объектов (с использованием следующих топографических способов: полярном, засечек, обхода, абриса); описание и фотографирование (с замерами) памятников архитектуры; поиск рукописей и редких образцов книгопечатания, а также малотиражной периодической печати; сбор сведений об особенностях языка, по ономастике (имена собственные) и ее разделах–топонимике и антропонимике; описание и фотографирование памятников истории и культуры.

6.Классификация объекта и предмета исследования по его современной экономической, административной и другим функциям, с переводом на юридический язык текущего времени со всеми обоснованиями и выходными данными.

7.Территория населенного пункта (предприятия): ее площадь, конфигурации, состав угодий, природная характеристика иэкологическая ценность отдельных угодий (пашни, выгоны, пастбища, сенокосы, леса, кустарники, охотничьи угодья, рыбные топи и т.д.). 8.Степень изменения природной среды человеческой деятельностью по сравнению с природной средой окружающей местности; мощность культурного слоя почвы; характер древесной растительности по сравнению с окружающей местностью; изменения в рельефе, произведенные строительными работами; изменения в гидрографической сети (прокладка осушительных или оросительных каналов, устройство прудов); борьба с неблагоприятными явлениями природы (ростом оврагов, горными селями, наводнениями, песчаными и снежными заносами и т.д.). 9.Внутренние различия: историческое ядро селения и его новые части, времяпоявления новых филиалов (отделений) предприятий, выселок и т.п.; различия по планировке, типам застройки, типам строений: различия по характеру использования природной среды (рельефа и других ее элементов). 10.Организация сельскохозяйственных работ (какая часть членов кооперативов, хозяйств, предприятий, колхозов, ферм и т.д.и т.п.(рабочих и т.д.) и какая уходит со скотом на пастбище, или в море на рыбные промыслы, или на охоту и т.д., как организуются бригады полеводов, животноводов, рыболовов, охотников, как сочетаются общественные, кооперативные и т.д.и личные работы указанных выше физических лиц).11.Календарь работ: запись сроков начала и конца сельскохозяйственных и прочих работ в течение всего года, а еще лучше–ряда лет (записывают даты начала вспашки, сева отдельных культур, сроков выпаса скота на различных пастбищах, лова различных видов рыб, начала охоты на различных зверей, начала и окончания мелиоративных работ, сбора ягод, грибов, орехов, шишек и т.д.). 12.Внешние связи населения–транспортные, экономические, культурнополитические, рыночные (куда вывозит предприятие и т.п., или отдельно взятое хозяйство, свою сельскохозяйственную и иную продукцию, на какие рынки хозяева продукции выезжают продавать свои продукты и изделия; какие посреднические услуги используют); в каких учебных заведениях учатся дети на месте, в какие города уезжает молодежь учиться; есть ли колхозные, совхозные, иные стипендиаты, кто учится и по направлению от каких хозяйств (предприятий и т.п.); какова текучесть кадров среди агрономов, механизаторов и других специальностей каково количество при ехавших молодых специалистов, устроившихся на работу по специальности. 13.Внешний облик населенного пункта (предприятия) и его благоустройство: характер улиц (ширина, характер покрытия, расстояние между домами, степень озеленения водные источники и своеобразные устройства колодцев и мостков, мостов, зданий, дамб, запруд и т.д.; характер новых и старых построек и соотношение тех и других. Новые работы по благоустройству, культурные учреждения и их внешний облик; селение как архитектурный ансамбль и его художественная связь с окружающей местностью.14.Жизнь владельцев частных дворов, кооперативов, членов ЗАО, ОАО и др. (колхозников): характер потребления (типичные кушанья, особенности одежды), особенности воспитан детей; передовые (авторитетные, харизматичные и др.) люди селения, передовики предприятий и т.д.; степень проникновения телевидения, радио, сотовой связи, компьютерных сетей, литературы, газет, журналов; самодеятельное искусство. Общее достоинство жителей: наличие племенного дорогого скота, дорогих транспорт средств и др. Характер обслуживания районными, областными и федеральнымигрузовыми и пассажирскими(включая частные и совместные предприятия) транспортными предприятиями (автомобильные, речные, морские, железнодорожные и авиационные, а также гужевые) и их представительства в населенном пункте предприятии и т.д.). Частотность пользования этими видами транспорта, в сутки и по сезонам.15.Исследование возможности использования объекта в туристических целях, на основании собранной информации. В результате экспедиции создаются условия, необходимые для всестороннего развития личности, формируются и развиваютсякомпетенции, необходимые для дальнейшего применения в образовательной среде.Таким образом, историкокраеведческий поход (экспедиция) по изучению сельскохозяйственных предприятий и населенных пунктов Омской области и ЗападноСибирского региона может считаться эффективным методом формирования общекультурных и профессиональных компетенций во внеучебной деятельности.

Oleg Milishenko,head of the National Museum of history of Omsk State Agrarian University after P.A. Stolypin,Omskoa.milischenko@omgau.org

Natalia Kravtseva,

specialist in educationalmethodical work of the methodical Department of Omsk State Agrarian University after P.A. Stolypin,Omskna.kravtseva@omgau.orgLocal history trip (expedition) as a method of forming cultural and professional competences in extracurricular activitiesAbstract. This article deals with the historical regional trip (expedition) on the study of agricultural enterprises and rural settlements of the Omsk Oblast and West Siberian region as a method of forming cultural and professional competences in extracurricular activities. The authors recommend a list of questions thatshould be included in the plan of study of agricultural enterprises, theirhistory and modern infrastructure during his visit to the Central farm of the agricultural companies and the included in their management human settlements.Keywords: local history trip (expedition), farming enterprise, method, competence.

Рекомендовано к публикации:

Гавриловой Н. В., кандидатом биологических наук, доцентом кафедры истории и социальнопедагогических дисциплин ФГБОУ ВПО «Омский государственный аграрный университет им.П.А.Столыпина», г. Омск