Проблемы реализации компетентностного подхода при проектировании и методическом обеспечении программ научно-исследовательской работы магистрантов

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Лихоманова Л. М., Склярова М. А., Гоман Н. В., Бобренко И. А. Проблемы реализации компетентностного подхода при проектировании и методическом обеспечении программ научно-исследовательской работы магистрантов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № S22. – С. 21–25. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14769.htm.
Аннотация. Обучение в магистратуре является важным этапом становления профессионального исследователя. Научно-исследовательская работа магистрантов осуществляется с позиций компетентностного подхода, который представляет собой концепцию организации учебного процесса, в которой в качестве цели обучения выступает овладение совокупностью необходимых компетенций для обучающегося как будущего специалиста. В статье обосновывается компетентностный подход в организации научно-исследовательской работы с магистрантами по направлению 110100 – Агрохимия и агропочвоведение. Раскрываются концептуальные подходы к реализации требований ФГОС ВПО по осуществлению научно-исследовательской работы с магистрантами. Анализу подвергаются теоретические представления о компетентностном подходе, готовность к его реализации со стороны преподавателей и студентов, оценочные инструментарии эффективности подхода, в том числе со стороны контролирующих органов.
Раздел: Отдельные вопросы сферы образования
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Лихоманова Людмила Михайловна, кандидат сельскохозяйственных наук, доцент кафедры агрохимииФГБОУ ВПО «Омский государственный аграрный университет им. П.А. Столыпина», г. Омскlm.likhomanova@omgau.org

Склярова Марина Александровна, кандидат сельскохозяйственных наук, доцент кафедры агрохимииФГБОУ ВПО «Омский государственный аграрный университет им. П.А. Столыпина», г. Омскma.sklyarova@omgau.org

Гоман Наталья Викторовна, кандидат сельскохозяйственных наук, заведующая кафедрой агрохимииФГБОУ ВПО «Омский государственный аграрный университет им. П.А. Столыпина», г. Омскnv.goman@omgau.org

Бобренко Игорь Александрович, доктор сельскохозяйственных наук, профессор кафедры агрохимииФГБОУ ВПО «Омский государственный аграрный университет им. П.А. Столыпина», г. Омскia.bobrenko@omgau.org

Проблемы реализации компетентностного подхода при проектировании и методическом обеспечении программ научноисследовательской работы магистрантов

Аннотация.Обучение в магистратуре является важным этапом становления профессионального исследователя. Научноисследовательская работа магистрантов осуществляется с позиций компетентностного подхода, который представляет собой концепцию организации учебного процесса, в которой в качестве цели обучения выступает овладение совокупностью необходимых компетенций для обучающегося как будущего специалиста. В статье обосновывается компетентностный подход в организации научноисследовательской работы с магистрантамипо направлению 110100–Агрохимия и агропочвоведение.Раскрываются концептуальные подходы к реализации требований ФГОС ВПО по осуществлению научноисследовательской работы с магистрантами. Анализу подвергаются теоретические представления о компетентностном подходе, готовность к его реализации со стороны преподавателей и студентов, оценочные инструментарии эффективности подхода, в том числе со стороны контролирующих органов.Ключевые слова: научноисследовательская работа, компетентностный подход, научноисследовательский семинар, магистрант, компетенция.Раздел: (01)педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

В настоящее время в России происходит переходна компетентностный подход в образовании. При этом существенно меняется конечная цель образования и она приобретает более практическую направленность. Эта тенденция находит свое воплощение как в стандартах ВПО, так и в конкретных учебных курсах, т.е.из ожидаемых результатов образованияглавными становятся знания, умения и способность к их реализации.Поскольку компетентностный подход в большей мере дает ответы на запросы производственной сферы, он является радикальным средством модернизации образования вответ на изменяющуюся социальноэкономическую реальность и позволяет оптимально объединитьтеоретическую и практическую составляющие обучения.Основное отличие образовательных программ магистратуры от бакалавриата –акцентирование внимания на научноисследовательскую работустудентов, котораяявляется обязательной составляющей образовательной программы подготовкимагистров и решает общие задачи системы научноисследовательской работы студентов в вузе. Важными составляющими при этом являются: привлечение студентов к научной деятельности; увеличение доли участия в проводимых научных мероприятиях; повышение качества научноисследовательской деятельности. Все эти этапы, реализуемые в период обучения в магистратуре,являются ступенями, ведущими молодого ученого к диссертационному исследованию. Именно поэтому очень важна разработка методов выявления студентов, способных к занятию научноисследовательской деятельностью, стимулирование их к этой работе и обеспечение процесса непрерывного развития научного потенциала [1].Научноисследовательская работа магистрантов осуществляется с позиций компетентностного подхода, который представляет собой концепцию организации учебного процесса, в которой в качестве цели обучения выступает овладение совокупностью необходимыхкомпетенций для обучающегося как будущего специалиста. В приказе Минобрнауки РФ (приказ № 62 от 22.03.06) прямо указывается, чтоовладение научноисследовательскими компетенциями–одна из важных задач вузов, решение которой обеспечит подготовку выпускников к различным видам инновационной деятельности [2].

Важным моментом компетентностного подхода на уровнепроектирования образовательного процесса является наличие перечня результатов образования на уровне формируемых компетенций. Это может быть перечень основных образовательных технологий (форм и методов обучения), используемых для формирования компетенций; перечень форм иметодов для контроля и самооценки освоения заявленных в программе дисциплины результатов образования (компетенций) и другие. Эти требования относятся ко всему образовательному процессу магистрантов, в том числе и к научноисследовательской работе. Отсюда следует, что проектирование научноисследовательской работы магистрантов является важнейшим элементом инновационной стратегии вуза, хотя ФГОС и не рассматривает магистратуру, как программу только научной подготовки. Основной задачей комплексного планирования и проектирования НИР магистров является создание системы организационнометодической деятельности, направленной на формирование и развитие профессиональных компетенций и их компонентов как в рамках образовательного процесса (НИР, встроенная в учебный процесс), так и во внеучебное время (НИР, дополняющая учебный процесс) с учетом специфики вуза, его традиций и возможностей.Поскольку научноисследовательская работа является обязательным разделом программы магистерской подготовки, то онадолжна иметь те же цели, что и весь учебный процесс–формирование установленных стандартом и ООП общекультурных и профессиональных компетенций. Это предъявляет дополнительные требования к организаторам научной деятельности магистрантов в вузе. Содержание научноисследовательского компонента определяется руководителем магистерской программы, научным руководителем магистерской диссертации и самим магистрантом. В то же время остаются неясными полномочия декана и заведующего выпускающей кафедрой по организации научноисследовательской работы магистранта.Поэтому этот вопрос должен быть четко и подробно прописан в локальных актах вуза. Следует не только подробно прописать права и обязанности должностных лиц, но и определить, как их компетенция будет реализовываться в сложных организационных связях, возникающих при обучении студентов в магистратуре.

Организация научноисследовательской работы магистрантов требует постоянного внимания и определенных усилий от выпускающих кафедр, преподавательского состава, руководства вуза в целом. Тематика и направление научно –исследовательской работы выпускающей и других профильных кафедр должна доводиться до студентов по возможности на младших курсах. Следует максимально активизировать деятельности студенческого научного общества, студенческих научных кружков при координировании их работы ведущими преподавателями.Организация и проведение внутривузовских олимпиад и конкурсов, студенческих научных конференций, как можно более раннее привлечение студентовк научно –исследовательской работе, создание условий для публикаций результатов научных исследований студентов; представление обучающихся для участия в конкурсах грантов, проводимых Министерством образования и науки Российской Федерации и различными фондами –все это играет большую роль в максимально эффективной научной деятельности магистрантов.

Очень важно публично оценивать результаты научно –исследовательской работы магистрантовс привлечением работодателей, преподавателей, ведущих исследователей и всех заинтересованных лиц. Этой цели отвечает научноисследовательский семинар, который является неотъемлемой частью научноисследовательской и учебной работы магистрантов. Он позволяеттесно взаимодействовать магистрантам, ведущим ученым и работодателям. Только широкое партнерство вузовс различными НИИ, исследовательскими центрами и передовыми предприятиямиспособствует созданию наиболее актуальных исследовательских программ, позволяет разнообразить направления исследования в различных профессиональных областях.Однако ни организационные, ни финансовыемеханизмы этого взаимодействия еще не отработаны, что является безусловным тормозом на пути реализации компетентностного подхода в научноисследовательской работе магистрантовПрактический опыт применения компетентностного подхода приреализации магистерских программ по направлению 110100 –Агрохимия и агропочвоведение поставил ряд вопросов, основным из которых был вопрос–каким образоморганизовать научноисследовательскую работу магистранта в семестре и каким содержанием наполнить этот вид деятельности магистранта? Этот вопрос очень важен и актуален в силу разнонаправленности научных исследований на кафедрах агрохимии и почвоведения. Научноисследовательская работа обучающихся является обязательным разделом основной образовательной программы магистратуры и направлена на формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ООП по направлению 110100 –Агрохимия и агропочвоведение и соответствующего ФГОС ВПО. Общие требованияк научноисследовательской работе магистрантов университета устанавливаются Положением омагистерской подготовке (магистратуре) в ФГБОУ ВПО ОмГАУ им. П.А.Столыпина. Совокупность конкретизированных требований к научноисследовательской работе магистрантов, обучающихся по ООП 110100 –Агрохимия и агропочвоведение представлены в ООП.Университетом предусматриваются следующие виды и этапы выполнения и контроля научноисследовательской работы обучающихся:

планирование научноисследовательской работы, включающее ознакомление с тематикой исследовательских работ в данной области и выбор темы исследования, написание реферата по избранной теме;

проведение научноисследовательской работы, включая работу по теме магистерской диссертации;

корректировка плана проведения научноисследовательской работы;

подготовкуотчётных материалов по результатам НИР;

участие магистрантавработенаучноисследовательского семинара;

участие магистранта вдругих научных мероприятиях (внутри университета и за его пределами), включая подготовку научных публикаций по результатам НИР;

публичная защита выполненной работы (семестровые и итоговый отчёты).Состояние университетскойнауки во многом определяет успешное развитие современных вузов. Необходимы тесная связь учебного и научного процессов, наличие научных школ, должное количество и высокое качество проводимых в университете научных исследований, участие студентов (особенно магистрантов) в них. По направлению подготовки магистров 110100 Агрохимия и агропочвоведение (ФГБОУ ВПО ОмГАУ им.П.А. Столыпина) функционируют две научнопедагогические школы, магистранты принимают активное участие в исследованиях,результаты которых имеютпрактическое значение. Однако без современного оборудования (а вузы испытывают большие трудности с приобретением приборной базы) внедрение инновационной деятельности затруднено. В Федеральных государственных стандартах высшего профессионального образования по конкретным направлениям подготовки изложены базовые требования к научноисследовательской работе магистрантов и делается акцент на самостоятельность работы студентов, как в учебное время, так и во время проведения исследовательской работы. Однако учебнометодических пособий,которые бы отражали особенности реализации компетентностного подхода при организации научноисследовательской работы магистрантов нет. В то же время наличие и качество учебнометодических материалов по всем дисциплинам учебногоплана основной образовательной программы во многом определяет качество подготовки выпускников, их конкурентоспособность. А эффективность образовательных технологий во многом зависит от качества их учебнометодического обеспечения. Поэтому перед профессорскопреподавательским составом стоит задача в краткие сроки разработать методические пособия по различным видам научноисследовательской деятельности. Не стоит забывать и то обстоятельство, что в настоящее время в магистратуре обучаются как студенты, имеющие профильное образование, так и выпускники смежных направлений подготовки. Задача и лиц, ответственных за организацию учебного процесса в вузе, оказать содействие всем магистрантам в выборе сферы их научных интересов, и призваны сыграть в этом процессе очень важную роль.Концепция методического обеспечения основана на сочетании современных требований к реализации компетентностноориентированных основных образовательных программ и традиций учебнометодической работы университета, а это требует от преподавательского состава включения в работу по разработке обучающих программ, модулей и другой учебнометодической документации. Речь идет об инновационном образовании, организовать которое может только высококвалифицированный педагог, находящийся в процессе постоянного поиска и самосовершенствования. Однако многие современные формы обучения, ориентированные на развитие самостоятельности студентов, значительно повышающие эффективность учебного процесса, недостаточно используются в образовательном процессе. Это говорит о необходимости разработки наиболее квалифицированными преподавателями научнометодических пособий, как для магистрантов, так и для преподавателей в контексте профессиональных задач. Представляется важным привлекать к написанию таких пособийколлектив авторов, включая в состав производственников со стажем, так как преподаватель, не имеющий собственного практического профессионального опыта, вряд ли сможет качественно организовать и учебную деятельность по освоению профессии [3].Анализируя ситуацию в высшем профессиональном образовании, А.А.Факторович отмечает: «Современные образовательные стандарты вряд ли могут быть реализованы, если преподавательский коллектив вузов не получит возможности освоить новые компетенции. По сути, речь идет об инновационном образовании, организовать которое может только высококвалифицированный педагог, находящийся в процессе постоянного поиска и самосовершенствования…» [4]Это в большой степени относится к невозможности в силу финансовых причин проходить стажировку в крупных исследовательских центрах не только магистров, но и преподавателей.Более того, уровень компетенций самого преподавательского состава нередко снижен. На протяжении последних двух десятков лет наблюдалась определенная стагнация профессорскопреподавательского состава, сейчас ситуация несколько выправляется, но потребуется продолжительное время для восстановления утраченных позиций.Таким образом, эффективная реализация компетентностного подхода в высшей школе станет возможной в том случае, если профессиональное сообщество и вузы научатся совместно конструктивно осуществлять взаимодействие и выработку актуальных требований к выпускникам, оперативно реагировать на изменения в науке и производстве, систематически актуализировать набор компетенций и пополнять арсенал оценочных средств развития компетенций. Главное ожидание и вузов, и работодателей в том, что качественный уровень выпускников школ в ближайшие годы будет значительно улучшен. Только при этом условии возможно говорить о необходимости и возможности полноценной реализации компетентностного подхода в высшей школе России [5].

Ссылки на источники1.БыковА.К.,Руденко Ю. С. Компетентностный подход в научноисследовательской работе магистрантов //Вестник Московского университета имени С. Ю. Витте. Серия 3: Педагогика. Психология. Образовательные ресурсы и технологии. –2013. –№ 1.–URL: http://www.muiv.ru/vestnik/pp/chitatelyam/poiskpostatyam/6748/23402/2.Приказ Минобрнауки РФ от 22.03.2006 №62«Об образовательной программе высшего профессионального образования специализированной подготовки магистров».

3.АкмаеваР.И.,Жуков В. М. Возможности и проблемы реализации компетентностного подхода в высшем профессиональном образовании // Вестник АГТУ. Серия: Экономика. –2010. –№ 1. –С.123–129.4.РуденкоЮ.С. О проблемах реализации компетентностного подхода в высшей школе // Вестник Московского университета имени С. Ю. Витте. Серия 3: Педагогика. Психология. Образовательные ресурсы и технологии. –2012. –№ 1.–URL:http://www.muiv.ru/vestnik/pp/chitatelyam/poiskpostatyam/6581/21610/5.Акмаева Р. И., Жуков В. М. Указ. соч.Lyudmila Lihomanova, Candidate of Agricultural Sciences, Associate Professor of chemistry of Omsk State Agrarian University after P.A. Stolypin,Omsklm.likhomanova@omgau.org

Marina Sklyarova,

Candidate оf Agricultural Sciences, Associate Professor of chemistry of Omsk State Agrarian University after P.A. Stolypin,Omskma.sklyarova@omgau.orgNatalia Goman, Candidate of Agricultural Sciences, head of the Department of Agrochemistry of Omsk State Agrarian University after P.A. Stolypin,Omsknv.goman@omgau.orgIgor Bobrenko, Doctor of Agricultural Sciences, Professor of the Department of Agrochemistry of Omsk State Agrarian University after P.A. Stolypin,Omskia.bobrenko@omgau.org

Problems of implementation of a competence approach in the design and methodical support of the programs of scientificresearch work of studentsAbstract.Training in a magistracy is an important step to becoming a professional researcher. Scientificresearch work of students is carried out from positions of the competencebased approach, which is a concept of organization of educational process, in which the goal of learning is the acquisition of the totality of the necessary competences for the student as a future specialist. The article proves the competence approach in the organization of research work with students in the direction 110100 –Agrochemistry and soil science. Revealed conceptual approaches to implementation of requirements of the state educational standard of higher professional education on the implementation of research work with students. The analysis focuses on the theoretical aspects ofthe competencebased approach, commitment to its implementation on the part of teachers and students, evaluation Toolkit efficiency of the approach, including by regulatory authorities.Key words:scientificresearch work, competence approach, research seminar, master, competence.

Рекомендовано к публикации:

Гавриловой Н. В., кандидатом биологических наук, доцентом кафедры истории и социальнопедагогических дисциплин ФГБОУ ВПО «Омский государственный аграрный университет им.П.А.Столыпина», г. Омск