Формирование профессиональных качеств личности студентов – будущих социальных педагогов, способствующих профилактике наркозависимости несовершеннолетних
Выпуск:
ART 14784
УДК
316.6
:
378.147
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Шаталова
Е.
А. Формирование профессиональных качеств личности студентов – будущих социальных педагогов, способствующих профилактике наркозависимости несовершеннолетних // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – № S23. – С.
41–45. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/14784.htm.
Аннотация. В статье актуализируются проблемы формирования профессиональных качеств личности студентов – будущих социальных педагогов, способствующих профилактике наркозависимости несовершеннолетних. Предложена социально-педагогическая программа по формированию профессиональных качеств личности студентов – будущих социальных педагогов, способствующих профилактике наркозависимости несовершеннолетних, которая реализована в учебном процессе будущих социальных педагогов, выявлена её эффективность.
Ключевые слова:
психоактивные вещества, профессиональные качества личности, социально-педагогическая профилактика, наркозависимость, группа риска
Текст статьи
Шаталова Елена Александровна,кандидат педагогических наук,доцент кафедры педагогикиФГБОУ ВПО «Алтайская государственная педагогическая академия», г. Барнаулshatel84@inbox.ru
Формирование профессиональных качеств личности студентов –
будущих социальных педагогов, способствующих профилактике наркозависимости несовершеннолетних
Аннотация.В статье актуализируются проблемы формирования профессиональных качеств личности студентов –будущих социальных педагогов, способствующих профилактике наркозависимости несовершеннолетних. Предложена социальнопедагогическая программа по формированию профессиональных качеств личности студентов –будущих социальных педагогов, способствующих профилактике наркозависимости несовершеннолетних, которая реализована в учебном процессе будущих социальных педагогов, выявлена её эффективность.Ключевые слова:профессиональные качества личности, социальнопедагогическая профилактика, наркозависимость,психоактивные вещества, группа риска.Раздел: (01)педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Формирование профессиональных качеств личности студентов –будущих социальных педагогов, способствующих профилактике наркозависимости несовершеннолетних, является актуальным, так как в настоящее время наркозависимость подрастающего поколения приобретает характер национальной катастрофы, становится социальной болезнью, требующей профессиональной интеграции и координации усилий и резервов общества в ее преодолении.Социальнопедагогическую деятельность с детьми и подростками образовательных учреждений осуществляет социальный педагог. Его деятельность направлена на содействие и помощь учащимся в решении проблем, помощь в использовании их личных ресурсови резервныхвозможностей для преодоления трудностей, предотвращения проблем, своевременного их выявления, обеспечение профилактики различного рода негативных влияний, отклонений в поведении учащихся иих общении. Поэтому профессиональная подготовка выпускников педагогического вуза, помимо общепрофессиональныхзнаний и умений, должна быть направлена на работу с самым разным контингентом детей и подростков, в том числе склонных к наркозависимости [1].Анализ состояния проблемы формирования профессиональных качеств личности студентов–будущих социальных педагогов, способствующих профилактике наркозависимости несовершеннолетних, позволил выявить недостаточную профессиональную сформированность качеств личности студентов, способных осуществлять данного рода деятельность. Наше исследование позволило выявить необходимость поиска нужной социальнопедагогической программы, которая будет способствовать формированию профессиональных качеств личности студентов–будущих социальных педагогов, способствующих профилактике наркозависимости несовершеннолетних.Целью нашего исследования явилось формирование профессиональных качеств личности студентов –будущих социальных педагогов, способствующих профилактике наркозависимости несовершеннолетних.Исследование проведено на базе Алтайской государственнойпедагогической академии в институте психологии и педагогики, где и осуществляется подготовка социальных педагогов к профессиональной деятельности. Формирование профессиональных качеств личности студентов –будущих социальных педагогов, способствующих профилактике наркозависимости несовершеннолетних, происходит при изучении психологопедагогических дисциплин. В учебный план подготовки бакалавров по профилю «Психология и социальная педагогика» включены дисциплины: «Социальнопедагогическая профилактика зависимости от психоактивных веществ детей и подростков», «Технология работы с детьми с зависимым поведением», «Педагогическая профилактика наркомании», «Технология работы с детьми с девиантным поведением». Их реализация в учебном процессе даёт возможность проводить мероприятия, направленные на формирование профессиональных качеств личности студентов –будущих социальных педагогов, способствующих профилактике наркозависимости несовершеннолетних. Во внеурочное время со студентами организуются конкурсы плакатов «На крючке»,«Мы выбираем жизнь», «Рука в руке», посещение морфологического музея, проводятся профилактические мероприятия с использованием мультимедийных образовательных технологий.С целью формирования профессиональных качеств личности студентов –будущих социальных педагогов, способствующих профилактике наркозависимости несовершеннолетних, нами разработана и реализована социальнопедагогическая программа «Созвездие». Большое значение отводилось социальнопедагогической работе студентов, которую они организовывали в процессесоциальнопедагогической практики–одного из этапов профессиональной подготовки будущих социальных педагогов.Реализация разработанной социальнопедагогической программы осуществлялась в три этапа: подготовительный, основной, заключительный.На первом этапе использованы диагностические методики, с помощью которых был выявлен начальный уровень сформированности профессионально важных качеств личности 25студентов, обучающихся по направлению «Психологопедагогическое образование», профилю «Психология и социальная педагогика».Мы изучили профессионально важные качества личности, которые способствуют профилактике наркозависимости несовершеннолетних. К данным качествам мы отнесли: склонность к эмпатии, наблюдательность, поведенческая гибкость и тактичность. Нами была использована диагностика социальной эмпатии (А. Мехрабиан), тест на оценку наблюдательности (А.А. Карелин); поведенческая гибкость и тактичность (экспрессдиагностика системнохарактерологических отношений личности). Результаты диагностики отражены в табл.1.Таблица 1Результаты констатирующего среза профессиональных качеств личности студентов –будущих социальных педагогов
КачествоУровеньВысокийСреднийНизкийКЭКЭКЭНаблюдательность38,6%17%18,7%Условные обозначения: КЭ–констатирующий эксперимент.
Для оценки поведенческой гибкости и тактичности будущих социальных педагогов мыиспользовали экспрессдиагностику системнохарактерологических отношений личности. Данная экспрессдиагностика предполагала самооценку с помощью 7балльной шкалы степени выраженности черт характера, определяющих исследуемые качества: принципиальность, тактичность, уверенность в себе, отзывчивость.Нами выявлена степень выраженности выявляемых диагностикой качеств испытуемых, характеризующих поведенческую гибкость и корректность по отношению к людям на начало исследования, наличие которой является непременным условием установления успешного взаимодействия с подростками, склонными к наркозависимости, была следующей: средняя степень выраженности (10 баллов)–отношение к людям; средняя степень выраженности (9 баллов)–отношение к себе; низкая степень выраженности (7 баллов)–отношение к делу.Для оценки склонности к эмпатии (сопереживание, сочувствие, эмоциональная отзывчивость) мы прибегли к диагностике социальной эмпатии, предложенную А.Мехрабианом. По результатам проведенной диагностики мы сделали вывод о том, что в экспериментальной группе только у 8,9% выявлен высокий уровень эмпатии, средний уровень эмпатии характерен почти для половины опрошенных–51,7%, низкий уровень эмпатии свойственен для 39,4% опрошенных. Высокий уровень развития эмпатии является важным в работе с подростками, склонными к наркозависимости, так как именно эмпатия является пусковой силой дляоказания помощи людям.Второй этап –основной–заключался в реализации социальнопедагогической программы. С этой целью проводились занятия со студентами по следующей тематике: «Социальная болезнь века»; «Мифы о наркомании»; «Факторы риска и факторы защиты»; «Молодость. Красота. Здоровье». В социальнопедагогической работе со студентами –будущими социальными педагогами использовались наглядные и интерактивные методы, такие, как: беседадемонстрация «Мифы о наркомании», просмотр фильма «Наркомания –это болезнь»,«Мифы о наркомании», работа в малых ролевых группах: «специалист», «родитель», «сверстники»; методика «мифы и реальность». На обсуждение выносились такие темы, как:«Активное освещение темы наркомании в средствах массовой информации влияет на ее рост», «Наркоманы –люди без будущего», «Наркотики пробуют дети и подростки из социально неблагополучных семей», «Прекратить употреблять наркотики можно в любой момент», «Разговор с подростками о наркотиках может не предотвратить, а простимулировать их интерес», «Большинство пользующихся наркотиками идутна преступление, чтобы получить деньги для их приобретения», «Есть «легкие наркотики», которые не вызывают привыкания», «Наркомания –это преступление».Поведенческаягибкость итактичностьКачествоСтепень выраженностиВысокаяСредняяНизкаяКЭКЭКЭПринципиальность 5%45,7%49,3%Тактичность 41,5%52,7%5,8%Отзывчивость 48,5%44,2%7,3%Уверенность в себе25,6%49,2%25,2%Склонность к эмпатииКЭКЭКЭ8,9%51,7%39,4%Все проведённые занятия направлены на формирование профессиональных качеств личности студентов –будущих социальных педагогов, способствующих профилактике наркозависимости несовершеннолетних.Использование таких подходов в процессе подготовки будущих социальных педагогов к профилактике наркозависимости несовершеннолетних позволяет, на наш взгляд, не толькорешать задачи формирования знаний о сущности, последствиях наркомании, методах профилактической работы, но и приобщать и стимулировать потребность в здоровом образе жизни у современной молодежи [2].Третийэтап заключался в проведении повторной диагностики с помощью той же группы методик, цель которой–сравнение результатов первичного среза и итогового, а также определение эффективности социальнопедагогической программы «Созвездие». При повторной диагностике оценке были подвергнуты профессиональные качества личности студентов –будущих социальных педагогов, способствующих профилактике наркозависимости несовершеннолетних: склонность к эмпатии, наблюдательность, поведенческая гибкость и корректность (табл. 2).Таблица 2Результатыформирующего срезапрофессиональных качеств личности студентов–будущих социальных педагогов
КачествоУровеньВысокийСредний НизкийФЭФЭФЭНаблюдательность48,7%25,4%9,6%Поведенческаягибкость итактичность
Качество
Степень выраженностиВысокаяСредняяНизкаяФЭФЭФЭПринципиальность 10,4%34,5%49,3%Тактичность 49,1%47,5%5,8%Отзывчивость 65,5%28,6%7,3%Уверенность в себе45,4%39,2%25,2%Склонность к эмпатииФЭФЭФЭ19,1%44,6%36,3%
Условные обозначения: ФЭ –формирующий эксперимент.
Наблюдательность мы оценивали с помощью теста, предложенного А.А. Карелиным. Тестирование показало, что высокий уровень наблюдательности выявился у48,7% опрошенных студентов, что на 10,1% больше, выявилась способность анализировать свои поступки. У 24%студентов наблюдательность достаточно развита, что на 7%больше, чем при исследовании на констатирующем этапе. Значительно уменьшилось количество студентов с низким (с 18,7% до 9,6%) и недостаточным (с 25,7% до 17,7%)уровнем развития наблюдательности, эти студенты стали более внимательны к поведению людей.Степень выраженности качеств студентов, характеризующих поведенческую гибкость и тактичность будущих социальных педагогов, по результатам экспрессдиагностики системнохарактерологическихотношений личности. Сравнение показателей ответов студентов показало увеличение числа студентов, у которых к завершению исследования сформировалась высокая степень качеств, характеризующих поведенческую гибкость и тактичность по отношению к окружающим людям. Поведенческая гибкость и корректность является неотъемлемымусловием успешного взаимодействия с подростками, склонными к наркозависимости. Так, к концу опытноэкспериментального исследования была выявлена высокая степень тактичности у 49,1% опрошенных студентов, с низкой степенью данного качества 3,4%; высокая степень отзывчивости увеличилась с 48,5% до 65,5%, что свидетельствует об эффективности опытноэкспериментальной работы.Склонность к эмпатии (сопереживание, сочувствие, эмоциональная отзывчивость) мы выявляли при помощи диагностики социальной эмпатии (А. Мехрабиан). Наглядно виден рост числа студентов экспериментальной группы с высоким уровнем склонности к эмпатии к концу исследования (с 8,9%до 19,1%). Число студентов со средним уровнем эмпатии оказался характерным для 44,6% респондентов, а число студентов с низким уровнем эмпатии уменьшилось с 39,4% до 36,3%. Эмпатия для студентов является залогом успешной работы с подростками, склонными к наркозависимости.Как мы видим, разница в оценочных баллах профессиональных качеств личности экспериментальной группыдои после эксперимента является заметной, что дает возможность говорить об эффективном влиянии разработанной и реализованной социальнопедагогической программы по формированию профессиональных качеств личности студентов –будущих социальных педагогов, способствующих профилактике наркозависимости несовершеннолетних.Таким образом, полученные данные подтвердили достоверность ранее проанализированных результатов диагностики, избранные нами критерии и показатели оценки доказали успешность реализации разработанной нами социальнопедагогической программы, которая обеспечивает формирование профессиональных качеств личности студентов –будущих социальных педагогов, способствующих профилактике наркозависимости несовершеннолетних.
Ссылки на источники1.Свиридов А. Н. Педагогическая профилактика наркомании: учеб. пособие. –Барнаул: АлтГПА, 2012.–248 с. –URL: http:esb.general.unialtai.ru/EBooks/74/sviridov/directory.djvu(дата обращения 12.09.2014).2.ШаталоваЕ. А.,Шептенко П. А. Профилактика наркозависимости подростков будущими социальными педагогами в процессе социальнопедагогической практики//Мир науки, культуры, образования. –2012. –№ 2(33). –С. 227–228.
Elena Shatalova,
Candidate of Pedagogic Sciences, Asssistant Professor,Department of Pedagogy, Federal state budgetary educational institution of higher professional education “Altai State Pedagogical Academy”, Barnaulshatel84@inbox.ruBuilding of professional strengths of students (future social teacher), which help in the prophylactic treatment of drugaddicted young peopleAbstract.The article is about the problems of building of professional strengths of students (future social teacher), which help in the prophylactic treatment of drugaddicted young people. It was offered the socialpedagogical program for building the professional strengths of students (future social teacher), which help in the prophylactic treatment of drugaddicted young people. This program was used by social teacher during the academic year. It was determined it’s effectiveness.Keywords: professional strengths ofperson, socialpedagogicalprophylactic, drug addiction, psychoactive substances, risk group.
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Формирование профессиональных качеств личности студентов –
будущих социальных педагогов, способствующих профилактике наркозависимости несовершеннолетних
Аннотация.В статье актуализируются проблемы формирования профессиональных качеств личности студентов –будущих социальных педагогов, способствующих профилактике наркозависимости несовершеннолетних. Предложена социальнопедагогическая программа по формированию профессиональных качеств личности студентов –будущих социальных педагогов, способствующих профилактике наркозависимости несовершеннолетних, которая реализована в учебном процессе будущих социальных педагогов, выявлена её эффективность.Ключевые слова:профессиональные качества личности, социальнопедагогическая профилактика, наркозависимость,психоактивные вещества, группа риска.Раздел: (01)педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Формирование профессиональных качеств личности студентов –будущих социальных педагогов, способствующих профилактике наркозависимости несовершеннолетних, является актуальным, так как в настоящее время наркозависимость подрастающего поколения приобретает характер национальной катастрофы, становится социальной болезнью, требующей профессиональной интеграции и координации усилий и резервов общества в ее преодолении.Социальнопедагогическую деятельность с детьми и подростками образовательных учреждений осуществляет социальный педагог. Его деятельность направлена на содействие и помощь учащимся в решении проблем, помощь в использовании их личных ресурсови резервныхвозможностей для преодоления трудностей, предотвращения проблем, своевременного их выявления, обеспечение профилактики различного рода негативных влияний, отклонений в поведении учащихся иих общении. Поэтому профессиональная подготовка выпускников педагогического вуза, помимо общепрофессиональныхзнаний и умений, должна быть направлена на работу с самым разным контингентом детей и подростков, в том числе склонных к наркозависимости [1].Анализ состояния проблемы формирования профессиональных качеств личности студентов–будущих социальных педагогов, способствующих профилактике наркозависимости несовершеннолетних, позволил выявить недостаточную профессиональную сформированность качеств личности студентов, способных осуществлять данного рода деятельность. Наше исследование позволило выявить необходимость поиска нужной социальнопедагогической программы, которая будет способствовать формированию профессиональных качеств личности студентов–будущих социальных педагогов, способствующих профилактике наркозависимости несовершеннолетних.Целью нашего исследования явилось формирование профессиональных качеств личности студентов –будущих социальных педагогов, способствующих профилактике наркозависимости несовершеннолетних.Исследование проведено на базе Алтайской государственнойпедагогической академии в институте психологии и педагогики, где и осуществляется подготовка социальных педагогов к профессиональной деятельности. Формирование профессиональных качеств личности студентов –будущих социальных педагогов, способствующих профилактике наркозависимости несовершеннолетних, происходит при изучении психологопедагогических дисциплин. В учебный план подготовки бакалавров по профилю «Психология и социальная педагогика» включены дисциплины: «Социальнопедагогическая профилактика зависимости от психоактивных веществ детей и подростков», «Технология работы с детьми с зависимым поведением», «Педагогическая профилактика наркомании», «Технология работы с детьми с девиантным поведением». Их реализация в учебном процессе даёт возможность проводить мероприятия, направленные на формирование профессиональных качеств личности студентов –будущих социальных педагогов, способствующих профилактике наркозависимости несовершеннолетних. Во внеурочное время со студентами организуются конкурсы плакатов «На крючке»,«Мы выбираем жизнь», «Рука в руке», посещение морфологического музея, проводятся профилактические мероприятия с использованием мультимедийных образовательных технологий.С целью формирования профессиональных качеств личности студентов –будущих социальных педагогов, способствующих профилактике наркозависимости несовершеннолетних, нами разработана и реализована социальнопедагогическая программа «Созвездие». Большое значение отводилось социальнопедагогической работе студентов, которую они организовывали в процессесоциальнопедагогической практики–одного из этапов профессиональной подготовки будущих социальных педагогов.Реализация разработанной социальнопедагогической программы осуществлялась в три этапа: подготовительный, основной, заключительный.На первом этапе использованы диагностические методики, с помощью которых был выявлен начальный уровень сформированности профессионально важных качеств личности 25студентов, обучающихся по направлению «Психологопедагогическое образование», профилю «Психология и социальная педагогика».Мы изучили профессионально важные качества личности, которые способствуют профилактике наркозависимости несовершеннолетних. К данным качествам мы отнесли: склонность к эмпатии, наблюдательность, поведенческая гибкость и тактичность. Нами была использована диагностика социальной эмпатии (А. Мехрабиан), тест на оценку наблюдательности (А.А. Карелин); поведенческая гибкость и тактичность (экспрессдиагностика системнохарактерологических отношений личности). Результаты диагностики отражены в табл.1.Таблица 1Результаты констатирующего среза профессиональных качеств личности студентов –будущих социальных педагогов
КачествоУровеньВысокийСреднийНизкийКЭКЭКЭНаблюдательность38,6%17%18,7%Условные обозначения: КЭ–констатирующий эксперимент.
Для оценки поведенческой гибкости и тактичности будущих социальных педагогов мыиспользовали экспрессдиагностику системнохарактерологических отношений личности. Данная экспрессдиагностика предполагала самооценку с помощью 7балльной шкалы степени выраженности черт характера, определяющих исследуемые качества: принципиальность, тактичность, уверенность в себе, отзывчивость.Нами выявлена степень выраженности выявляемых диагностикой качеств испытуемых, характеризующих поведенческую гибкость и корректность по отношению к людям на начало исследования, наличие которой является непременным условием установления успешного взаимодействия с подростками, склонными к наркозависимости, была следующей: средняя степень выраженности (10 баллов)–отношение к людям; средняя степень выраженности (9 баллов)–отношение к себе; низкая степень выраженности (7 баллов)–отношение к делу.Для оценки склонности к эмпатии (сопереживание, сочувствие, эмоциональная отзывчивость) мы прибегли к диагностике социальной эмпатии, предложенную А.Мехрабианом. По результатам проведенной диагностики мы сделали вывод о том, что в экспериментальной группе только у 8,9% выявлен высокий уровень эмпатии, средний уровень эмпатии характерен почти для половины опрошенных–51,7%, низкий уровень эмпатии свойственен для 39,4% опрошенных. Высокий уровень развития эмпатии является важным в работе с подростками, склонными к наркозависимости, так как именно эмпатия является пусковой силой дляоказания помощи людям.Второй этап –основной–заключался в реализации социальнопедагогической программы. С этой целью проводились занятия со студентами по следующей тематике: «Социальная болезнь века»; «Мифы о наркомании»; «Факторы риска и факторы защиты»; «Молодость. Красота. Здоровье». В социальнопедагогической работе со студентами –будущими социальными педагогами использовались наглядные и интерактивные методы, такие, как: беседадемонстрация «Мифы о наркомании», просмотр фильма «Наркомания –это болезнь»,«Мифы о наркомании», работа в малых ролевых группах: «специалист», «родитель», «сверстники»; методика «мифы и реальность». На обсуждение выносились такие темы, как:«Активное освещение темы наркомании в средствах массовой информации влияет на ее рост», «Наркоманы –люди без будущего», «Наркотики пробуют дети и подростки из социально неблагополучных семей», «Прекратить употреблять наркотики можно в любой момент», «Разговор с подростками о наркотиках может не предотвратить, а простимулировать их интерес», «Большинство пользующихся наркотиками идутна преступление, чтобы получить деньги для их приобретения», «Есть «легкие наркотики», которые не вызывают привыкания», «Наркомания –это преступление».Поведенческаягибкость итактичностьКачествоСтепень выраженностиВысокаяСредняяНизкаяКЭКЭКЭПринципиальность 5%45,7%49,3%Тактичность 41,5%52,7%5,8%Отзывчивость 48,5%44,2%7,3%Уверенность в себе25,6%49,2%25,2%Склонность к эмпатииКЭКЭКЭ8,9%51,7%39,4%Все проведённые занятия направлены на формирование профессиональных качеств личности студентов –будущих социальных педагогов, способствующих профилактике наркозависимости несовершеннолетних.Использование таких подходов в процессе подготовки будущих социальных педагогов к профилактике наркозависимости несовершеннолетних позволяет, на наш взгляд, не толькорешать задачи формирования знаний о сущности, последствиях наркомании, методах профилактической работы, но и приобщать и стимулировать потребность в здоровом образе жизни у современной молодежи [2].Третийэтап заключался в проведении повторной диагностики с помощью той же группы методик, цель которой–сравнение результатов первичного среза и итогового, а также определение эффективности социальнопедагогической программы «Созвездие». При повторной диагностике оценке были подвергнуты профессиональные качества личности студентов –будущих социальных педагогов, способствующих профилактике наркозависимости несовершеннолетних: склонность к эмпатии, наблюдательность, поведенческая гибкость и корректность (табл. 2).Таблица 2Результатыформирующего срезапрофессиональных качеств личности студентов–будущих социальных педагогов
КачествоУровеньВысокийСредний НизкийФЭФЭФЭНаблюдательность48,7%25,4%9,6%Поведенческаягибкость итактичность
Качество
Степень выраженностиВысокаяСредняяНизкаяФЭФЭФЭПринципиальность 10,4%34,5%49,3%Тактичность 49,1%47,5%5,8%Отзывчивость 65,5%28,6%7,3%Уверенность в себе45,4%39,2%25,2%Склонность к эмпатииФЭФЭФЭ19,1%44,6%36,3%
Условные обозначения: ФЭ –формирующий эксперимент.
Наблюдательность мы оценивали с помощью теста, предложенного А.А. Карелиным. Тестирование показало, что высокий уровень наблюдательности выявился у48,7% опрошенных студентов, что на 10,1% больше, выявилась способность анализировать свои поступки. У 24%студентов наблюдательность достаточно развита, что на 7%больше, чем при исследовании на констатирующем этапе. Значительно уменьшилось количество студентов с низким (с 18,7% до 9,6%) и недостаточным (с 25,7% до 17,7%)уровнем развития наблюдательности, эти студенты стали более внимательны к поведению людей.Степень выраженности качеств студентов, характеризующих поведенческую гибкость и тактичность будущих социальных педагогов, по результатам экспрессдиагностики системнохарактерологическихотношений личности. Сравнение показателей ответов студентов показало увеличение числа студентов, у которых к завершению исследования сформировалась высокая степень качеств, характеризующих поведенческую гибкость и тактичность по отношению к окружающим людям. Поведенческая гибкость и корректность является неотъемлемымусловием успешного взаимодействия с подростками, склонными к наркозависимости. Так, к концу опытноэкспериментального исследования была выявлена высокая степень тактичности у 49,1% опрошенных студентов, с низкой степенью данного качества 3,4%; высокая степень отзывчивости увеличилась с 48,5% до 65,5%, что свидетельствует об эффективности опытноэкспериментальной работы.Склонность к эмпатии (сопереживание, сочувствие, эмоциональная отзывчивость) мы выявляли при помощи диагностики социальной эмпатии (А. Мехрабиан). Наглядно виден рост числа студентов экспериментальной группы с высоким уровнем склонности к эмпатии к концу исследования (с 8,9%до 19,1%). Число студентов со средним уровнем эмпатии оказался характерным для 44,6% респондентов, а число студентов с низким уровнем эмпатии уменьшилось с 39,4% до 36,3%. Эмпатия для студентов является залогом успешной работы с подростками, склонными к наркозависимости.Как мы видим, разница в оценочных баллах профессиональных качеств личности экспериментальной группыдои после эксперимента является заметной, что дает возможность говорить об эффективном влиянии разработанной и реализованной социальнопедагогической программы по формированию профессиональных качеств личности студентов –будущих социальных педагогов, способствующих профилактике наркозависимости несовершеннолетних.Таким образом, полученные данные подтвердили достоверность ранее проанализированных результатов диагностики, избранные нами критерии и показатели оценки доказали успешность реализации разработанной нами социальнопедагогической программы, которая обеспечивает формирование профессиональных качеств личности студентов –будущих социальных педагогов, способствующих профилактике наркозависимости несовершеннолетних.
Ссылки на источники1.Свиридов А. Н. Педагогическая профилактика наркомании: учеб. пособие. –Барнаул: АлтГПА, 2012.–248 с. –URL: http:esb.general.unialtai.ru/EBooks/74/sviridov/directory.djvu(дата обращения 12.09.2014).2.ШаталоваЕ. А.,Шептенко П. А. Профилактика наркозависимости подростков будущими социальными педагогами в процессе социальнопедагогической практики//Мир науки, культуры, образования. –2012. –№ 2(33). –С. 227–228.
Elena Shatalova,
Candidate of Pedagogic Sciences, Asssistant Professor,Department of Pedagogy, Federal state budgetary educational institution of higher professional education “Altai State Pedagogical Academy”, Barnaulshatel84@inbox.ruBuilding of professional strengths of students (future social teacher), which help in the prophylactic treatment of drugaddicted young peopleAbstract.The article is about the problems of building of professional strengths of students (future social teacher), which help in the prophylactic treatment of drugaddicted young people. It was offered the socialpedagogical program for building the professional strengths of students (future social teacher), which help in the prophylactic treatment of drugaddicted young people. This program was used by social teacher during the academic year. It was determined it’s effectiveness.Keywords: professional strengths ofperson, socialpedagogicalprophylactic, drug addiction, psychoactive substances, risk group.
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»