К вопросу о построении модели управления качеством образовательной среды дошкольной образовательной организации

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Королева С. В. К вопросу о построении модели управления качеством образовательной среды дошкольной образовательной организации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № S25. – С. 6–10. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14795.htm.
Аннотация. В представленной статье рассматриваются понятия «управление качеством», «моделирование», «модель»; основные аспекты моделирования. Делается попытка сформулировать основные требования к построению предложенной модели управления качеством образовательной организации, а также критерии ее оценки.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Королева Светлана Викторовна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры технологий социальной работыИнститута социального образованияФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет», г. Екатеринбургsvetl.korolewa2013@yandex.ru

К вопросу о построении модели управления качеством образовательной среды дошкольной образовательной организации

Аннотация. В представленной статье рассматриваются понятия «управление качеством», «моделирование», «модель»; основные аспекты моделирования. Делается попытка сформулировать основные требования к построению предложенной модели управления качеством образовательной организации, а также критерии ее оценки.Ключевые слова:качество дошкольного образования, моделирование, модель, требования к модели, аспекты моделирования, социокультурная среда, условия социокультурной среды, образовательный стандарт.Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Современная образовательная система включает в себя несколько уровней, одним из которых является дошкольное образование, включенное в систему менеджмента качества образовательных услуг и действующее на основании стандарта дошкольного образования. К образовательной среде дошкольной образовательной организации предъявляются особые требования, так как она составляет систему условий социализации и развития детей дошкольного возраста, включая пространственновременные (гибкость и трансформируемость предметного пространства), социальные (формы сотрудничества и общения, ролевые и межличностные отношения всех участников образовательного процесса, включая педагогов, детей, родителей, администрацию), деятельностные (доступность и разнообразие видов деятельности, соответствующих возрастным особенностям дошкольников, задачам развития и социализации) условия [1]. Дошкольная образовательная организация –это система требующая особого подхода к управлению качеством образования, так как носит в методологический характер, отражает в себе определенный угол зрения, аспект, принцип оценочной деятельности и тем самым ориентирует всех участников воспитательного процесса, включая родителей на формирование нового образа (модели) ДОО. В рамках нашего исследования предполагаемая модель является вариантом подхода к решению проблемы оценки качества образовательной среды современной дошкольной организации и управления ей. Под образовательной средой дошкольной образовательной организацией понимается пространство воспитания, которое может быть рассмотрено как часть педагогической реальности, обусловливающая существование того или иного типа воспитания –это «территория, где существуют источники воспитательного влияния, порождаются его факторы, действуют закономерности и принципы, возможно деятельность, цель которой является подготовка детей к жизни и включение их в жизнь». Таким образом, качество среды определяет ее воспитательный потенциал, способность стать источником воспитательного влияния, сформировать среду для эффективного действия факторов воспитания (среды, семьи, деятельности самого субъекта воспитания). Исходя из вышесказанного качество дошкольного образования рассматривается в рамках нашего исследования как обобщенная мера эффективности деятельности дошкольного образовательного учреждения, проявляющуюся в гарантировании им такого уровня предоставляемых образовательных услуг, который удовлетворяет ожидания и запросы их потребителей (общество, дети и их родители) и соответствует государственным нормативам [2]. Данное определение доказывает возможность применения общей теории управления качеством в системе дошкольного образования, а следовательно,и в её главном звене –дошкольной образовательной организации. Моделирование поможет решить данную проблему, так как моделирование считается универсальным методом, применяется во всех отраслях научного познания в изучении природных и социальных объектов как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования. Раскрытию особенностей, возможностей моделирования посвящены работы ученых А.Д. Андреева, В.Г. Афанасьева, Я.Г.Неуймина, И.Б. Новик, Л.М. Фридман, В.А. Штофор и многих других [3]. В контексте данных исследований отмечается, что при построении модели важное значение имеет такая операция, как установление аналогии сходства между модельными представлениями об изучаемом объекте и самим объектом (оригиналом).Использование метода моделирования и определение его роли и значения в построении и функционировании воспитательной системы изучали Л.В. Байбородова, Ю.С. Мануйлов, В.П. Ларина, Л.И. Новикова и др. [4] Вышеуказанные авторы отмечают, что моделирование важно на стадиях построения или преобразования системы. Понятие «модель» определяется этими авторами как «описание будущей системы, которую намерены создать педагоги, школьники и их родители» или как «умозрительное целостное представление строящейся или преобразуемой системы, внутреннее видение ее». Опираясь на научные изыскания вышеперечисленных авторов, мы в контексте нашего исследования предлагаем смоделировать систему управления качеством дошкольной образовательной организации, которая включает в себя, модель образовательной среды, обладающую способностью изменяться под воздействием внешних и внутренних факторов, что определяет возможность ее формирования, т.е. управленческих воздействий и направленную не столько на объектный, предметный мир, сколько на развитие социокультурного пространства дошкольной образовательной организации; на предметное и коммуникационное обеспечение развивающей и организующей среды, способствовала адаптации, индивидуализации и интеграции ребенка дошкольного возраста в социальный мир. Реальное достижение данной цели в современном обществе может быть осуществлена только при моделировании образовательной среды дошкольной образовательной организации как целостной системы. Целостность должна задаваться спецификой дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребёнка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность). В философском словаре под моделированием понимается «метод опосредованного практического и теоретического оперирования объектом, при котором используется не сам объект, а вспомогательная искусственная или естественная система, находящаяся в определенном объективном соответствии с познаваемым объектом, способная замещать его на определенных этапах познания и дающая при исследовании, в конечном счете, информацию о самом моделируемом объекте». Придерживаясь данного определения в контексте нашего исследования можно сформулировать следующие требования относительно моделирования управления качеством образовательной среды дошкольной образовательной организации [5]. Для того чтобы создаваемая модель соответствовала своему назначению, недостаточно создать просто модель. Необходимо, чтобы она отвечала ряду требований, обеспечивающих ее функционирование. Мы в рамках нашего исследования для построения модели управления качеством дошкольной образовательной организации предлагаем следующие требования: Первое требование к модели –ингерентность, то естьдостаточная степень согласованности создаваемой модели с образовательной средой дошкольной образовательной организации, чтобы создаваемая модель в соответствии с принципом социальной ориентированности педагогического проектирования, то есть согласованности с социокультурной средой дошкольной образовательной организации, в которой ей предстоит функционировать и входила бы в эту среду не как чужеродный элемент, а как естественная составная часть [6;7]. Аспект ингерентности модели управления качеством образовательной среды ДОО состоит в том, что в ней должны быть предусмотрены не только «стыковочные узлы» со средой (интерфейсы), но, и, что не менее важно, в самой среде должны быть созданы предпосылки, обеспечивающие функционирование будущей образовательной среды. То есть не только модель должна приспосабливаться к среде, но и среду необходимо приспосабливать к модели управления качеством данной средой. Второе требование к модели управления качеством образовательной среды дошкольной образовательной организации–простота модели. С одной стороны, простота модели –ее неизбежное свойство: в модели невозможно зафиксировать все многообразие решаемых задач по формированию социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей дошкольного возраста; при построении образовательной среды ДОО. Простота модели управления качеством дошкольной образовательной организации неизбежна изза необходимости оперирования с ней и использования ее как рабочего инструмента участниками воспитательного процесса, который должен быть обозрим и понятен, доступен каждому, кто будет участвовать в реализации данной модели. Третье требование, предъявляемое к модели управления качеством дошкольной образовательной организации –адекватность. Адекватность модели означает, что она достаточно полна, точна и истинна. Достаточно не вообще, так сказать, безразмерно, а именно в той мере, которая нас удовлетворяет —чтобы достичь поставленной цели. Иногда удается (и это желательно) ввести некоторую меру адекватности модели, то есть определить способ сравнения разных моделей по степени успешности достижения цели с их помощью, в нашем вопросе улучшение качества образовательной среды дошкольной образовательной организации в соответствии с требованиями Федерального образовательного стандарта дошкольного образования. Таким образом, мы выделили три основных требования, предъявляемых к моделям: ингерентности, простоты и адекватности как отношения моделей с тремя остальными «участниками» процесса моделирования: со средой (ингерентность), субъектом, создающим и/или использующим модель (упрощенность), с моделируемым объектом, т.е. с создаваемой педагогической системой (адекватность). Если обобщить разные точки зрения, касающиеся моделирования управления качеством образовательной среды, (В. С. Безрукова, А.В. Гаврилина, О.В. Заславская, А.В.Иванов, Н.П. Капустин, О.А. Моисеев, Л.Е. Никитина, Л.А. Пикова, Г.Н. Прозументова, В.П. Сергеева, Н.Л. Селиванова,П. И. Третьяков,Т.И. Шамова и др.), то при построении данной модели в рамках нашего исследования можно выделить следующие аспекты [6;8]: аспект целеполагания в моделировании управления качества дошкольной образовательной организации цель должна ориентироваться не столько на перемены внутри образовательной среды, сколько на изменения в личности ребенка, педагога, родителей, примером может служить разработка программы «Развития» ДОО; аспект проектирования инноваций в среде дошкольной образовательной организации, любая инновация имеет две стороны: предметную –что нового создается, вводится и процессуальную –как происходит рождение, распространение, освоение, изменение нового. В нашем исследовании предметом инноваций могут быть все компоненты модели управления качеством дошкольной образовательнойорганизации: цель, задачи, этапы, условия, формы, методы, критерии и результат;аспект создания воспитательного пространства в образовательной организации и за его пределами, т.е. для осуществления целостного формирования личности ребенка дошкольного возраста, которое возможно лишь в условиях целостного построения среды дошкольной образовательной организации, нацеленной на помощь ребенку в социализации. Поэтому воспитательное пространство образуют «не только те, кто тем или иным образом связан или можетбыть связан с воспитанием детей, но и вся предметная, вещная, природная, культурносодержательная панорама среды» [9];аспект конструирования взаимосвязей игровой и познавательной деятельностью детей дошкольного возраста между дидактической и воспитательной подсистемами существуют три уровня связей: нулевая связь, неполная интеграция, полная интеграция. Высшая степень интеграции достигается лишь при условии, если воспитательный процесс является системообразующим фактором, примером может служить, то чтожизнедеятельность детей дошкольного возраста вмещает в себя игру, общение, творчество, личностные смыслы и т.д.; когда педагог выступает как посредник между культурой и ребенком, а познавательный материал –как сама культура; как источник для приобретения детьми дошкольного возраста разнообразного социального опыта;аспект моделирования для нашего исследования данный аспект является основополагающим и включает в себя мониторинг, как один из механизмов качества образовательных услуг в ДОО. По нашему мнению мониторинг в дошкольной образовательной организации должен осуществляться в трех направлениях, которые представлены тремя блоками.Первый блок –организационный –включает в себя оценку качества развивающего пространства дошкольной образовательной организации:Организация и оценка содержания и методов воспитания и обучения, реализуемых в ДОО. Программы и педагогические технологии, характер взаимодействия между воспитателями и детьми, каждое действие оценивается по четырехбалльной шкале (0, 1, 2,3). Данный компонент включает в себя педагогическую деятельность с детьми дошкольного возраста. Второй блок –диагностический –включает в себя оценку социального развития ребенка дошкольного возраста: оценка коэффициента психического развития, соответствующий шести показателям: речь, общение, культурногигиенические навыки, рисование, действия с предметами, определяющий процесс социального развития ребенка дошкольного возраста особенно в формировании деятельности (игрового взаимодействия) и общения;уровень «цены адаптации», включающий в себя эмоциональный стресс компенсаторного влечения дублирующих механизмов, переутомления и различные нарушения, которые сопровождаются снижением здоровья и могут привести к срыву адаптации;оценка индивидуальных особенностей личности детей дошкольного возраста, связанная с определением положительных и отрицательных качеств личности ребенка, его взаимодействием со сверстниками и взрослыми, вовлеченность их в предметноигровую деятельность, развитие интеллектуальных особенностей, атакже способность регуляции поведения;определение уровня деятельностного предпочтения детей дошкольного возраста в игровом взаимодействии, определяющей ролью процесса игры в социальной адаптации ребенка, особенностей формирования мотивационной структурыдетей, осуществлением воспитательного процесса в ДОО;изучение продуктов деятельности детей раннего возраста, в частности изобразительная деятельность детей, дает широкие возможности экспериментирования с материалом. В группе должны быть карандаши, краски, разноцветные мелки, кисти разных размеров, мольберты. Бумага, альбомы, пластические материалы [10].Третий блок –управленческий –включает в себя оценку управления дошкольной образовательной организацией, которую оценивает аттестационная комиссия, в которую входят: заведующая ДОУ, старший воспитатель, представитель отдела образования, старший воспитатель другого ДОО, медицинский работник;оцениваются следующие параметры: руководство ДОО осуществляется в соответствии с Уставом дошкольной образовательной организации и законодательством Российской Федерации.На основании вышеперечисленных блоков проведения мониторинга в рамках нашего исследования можно представить в виде структурной модели, которая основывается на синергетическом подходе, так как моделирование процесса управления качеством образовательной среды дошкольной образовательной организации в рамках предложенного подхода рассматривается как: –осознание субъектом потребности в изменении существующей образовательной среды и определение цели своей деятельности:

1.Цель модели –организация мониторинга качества образовательной среды ДОО.2.Задачи:1) разработать программу мониторинга качества образовательной среды в ДОО;2) определить направления исследований по качеству образовательной среды в ДОО;3) определить качественные и количественные критерии качества образовательной среды ДОО;4) контроль за обеспечением качества образовательной среды ДОО.3.Принципы: соответствие национальным стандартам образования.соответствия обобщенным ожиданиям потребителя образовательного продукта организации.4.Компоненты: диагностический.мотивационноцелевой.Организационнодеятельностный.информационноаналитический.рефлексивный.5.Условия: управленческое.образовательное.нормативноправовое.коммуникативное.6.Блоки организации мониторинга образовательной среды ДОО (организационный, диагностический, управленческий)7.Этапы организации мониторинга качества образовательной среды ДОО: планирование, организация, мотивация, коммуникация, контроль.Критерии, показатели: количественные и качественные характеристики образовательной среды ДОО.9.Предполагаемый результат: 1) высокий уровень организации образовательной среды ДОО;2) создание системы мониторинга качества образовательной среды ДОО.Таким образом, построение моделиуправления качеством в дошкольной образовательной организации–это сложный управленческий процесс, включающий в себя не только мониторинг управления качества в дошкольной образовательной организации,но и процесс преобразования дошкольной образовательнойорганизации, направленный на полное удовлетворение запросов потребителей образовательных услуг.

Ссылки на источники1.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. –М.: УЦ Перспектива, 2014. –С. 15. 2.Иваненко М. А. К вопросу о качестве в высшей школе // Педагогическое образование в России. –2013. –№ 2. –С. 93–97. 3.Фридман Л. М. Наглядность и моделирование в обучении. –М.:Знание, 1984. –80 с. 4.ЛаринаВ. П. Научнометодическое сопровождение инновационной деятельности образовательных учреждений как средство развития региональной системы образования: автореф. дис. … дра пед. наук. –Самара, 2008. 5.Королева С. В. Моделирование процесса управления качеством в дошкольной образовательной организации // Педагогическое образование в России. –2014. –№ 1. –С. 31–35. 6.Иванов А. В. Культурная среда образовательного учреждения: учеб. пособие. –М., 2006. –325 с. 7.Ясвин В. А. Образовательная среда:от моделирования к проектированию.–М., 2001. 8.Шамова Т. И. [и др.]Управление образовательными системами. –М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2002. ‒134с. 9.ДороховаТ. С., КудрявцеваЕ. О. Социальнопедагогическая деятельность с детьми с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном образовательном учреждении // Вестник социальногуманитарного образования и науки. –2013. –№2.–С. 40. 10.Галигузова Л. Н., МещеряковаС. Ю. Педагогика детей раннего возраста: учеб. пособие для студ.вузов. –М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2007. –С. 110–111.

SvetlanaKoroleva,Candidate of Pedagogical Sciences,AssociateProfessor of the Chairof Social Work Technologyof Institute of Social Educationof Federal state educational institution of higher professional education “Ural State Pedagogical University”, Yekaterinburgsvetl.korolewa2013@yandex.ruThe question about building a quality management model educationalenvironment of preschool educational organizationAbstract.The article considers the concept of “quality management”, “simulation”, “model”; the main aspects of modeling. Attempts to formulate the basic requirements to build the proposed model of quality management of educational organizations, as well as the evaluation criteria.Keywords:the quality of preschool education, modeling, model, model requirements, aspects of modelling, sociocultural environment, educational standard.

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»