О взаимосвязи понятий «компетенция», «компетентность», «коммуникативная компетентность»
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Балдина
М.
Ю. О взаимосвязи понятий «компетенция», «компетентность», «коммуникативная компетентность» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – № S25. – С.
11–15. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/14796.htm.
Аннотация. В последние десятилетия перед педагогической наукой и образовательной практикой возникла необходимость решения серьезной проблемы подготовки молодых специалистов к ответу на современные социальные требования. Успешность современного молодого человека в социуме на высоком культурном уровне обеспечивается в том числе через формирование культуры общения, позволяющей молодому человеку стать яркой индивидуальностью, в полной мере «человеком культуры». Проблема подготовки разностороннего специалиста, обладающего высоким уровнем культуры (в том числе и культуры слова) и мобильно дей-ствующего в условиях динамического общества, – методологическая проблема гуманитарного образования, которая в настоящее время не решена окончательно. При этом одним из главных решений этой проблемы, по мнению автора, является целенаправленное формирование у будущего специалиста коммуникативной компетентности, главная составляющая которой – вербальное общение (коммуникация).
В данной работе автор на основе анализа научной литературы рассматривает такие понятия, как «компетенция», «компетентность», «коммуникативная компетентность», пытается установить взаимосвязь и взаимозависимость между ними.
Текст статьи
Балдина Марина Юрьевна,ассистент кафедры истории и теории Института социального образованияФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет», г. Екатеринбургbaldinamarina@yandex.ru
О взаимосвязи понятий «компетенция», «компетентность», «коммуникативная компетентность»
Аннотация.В последние десятилетия перед педагогической наукой и образовательной практикой возникла необходимость решения серьезной проблемы подготовки молодых специалистов к ответу на современные социальные требования. Успешность современного молодого человека в социуме на высоком культурном уровне обеспечивается в том числечерез формирование культуры общения, позволяющей молодому человеку стать яркой индивидуальностью, в полной мере «человеком культуры». Проблема подготовки разностороннего специалиста, обладающего высоким уровнем культуры (в том числе и культуры слова) и мобильно действующего в условиях динамического общества,методологическая проблема гуманитарного образования, которая в настоящее время не решена окончательно. При этом одним из главных решений этой проблемы, по мнению автора, является целенаправленное формирование у будущего специалиста коммуникативной компетентности, главная составляющаякоторой вербальное общение (коммуникация).В данной работеавтор на основе анализа научной литературы рассматривает такие понятия, как «компетенция», «компетентность», «коммуникативная компетентность», пытается установить взаимосвязь и взаимозависимость между ними. Ключевые слова: компетенция, компетентность, коммуникация, коммуникативная компетентность.Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Основная цель профессионального образования в настоящее время подготовка квалифицированного работника, соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного и способного к эффективной работе по специальности, готового к постоянному профессиональному росту. Более того, современное демократическое общество заинтересовано в формировании личности, в совершенстве владеющей культурой общения, умеющей перевести зарождающийся конфликт в конструктивную дискуссию.Проблема компетенции, компетентности и коммуникативной компетентности специалиста в последнее время широко обсуждается на страницах научнопериодической печати. Анализ научной литературы показывает, что к настоящему времени вопросы, касающиеся таких понятий, как «компетенция», «компетентность», а также вопросы общения, коммуникативного подхода в обучении и воспитании находятся в центре внимания многих исследователей и имеют немало разночтений. Поэтому понятие «коммуникативная компетентность» требует четкого определения.Понятия «компетенция», «компетентность», «коммуникативная компетентность» соотносятся как родовидовые. Для выявления сущности обозначенных понятий мы провели контекстуальный их анализ по различным источникам: словарноэнциклопедическим (энциклопедии, словари русского языка, психологические, педагогические и др.), научным исследованиям (монографии, диссертации), учебным и учебнометодическим пособиям.Рассмотрим различные определения понятий «компетенция» и «компетентность» и проведем их анализ.Под компетенциями А.С. Белкин понимает совокупность тех социальных функций и полномочий, которыми обладает человек при реализации социально значимых прав и обязанностей члена общества, социальной группы, коллектива [1].А.К. Маркова определяет компетенцию как «индивидуальную характеристику степени соответствия требованиям профессии» [2].В словаре С.И. Ожегова компетенция это круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом [3].С. Шишов, А. Агапов отмечают: «Под компетенцией мы понимаем общую способность и готовность личности к деятельности, основанные на знаниях и опыте, которые приобретены благодаря обучению, ориентированные на самостоятельное участие личности в учебнопознавательном процессе, а также направленныена ее успешное включение в трудовую деятельность» [4].Н.Г. Милованова, В.Н. Прудаева, в свою очередь, считают, что компетенция способность к осуществлению практической деятельности, требующей наличия понятийной системы и понимания, соответствующего типа мышления, позволяющего оперативно решать возникающие проблемы и задачи [5].А.В. Хуторской так раскрывает данное понятие: компетенция совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним [6].В психологопедагогической области знаний в настоящее время также до сих пор не сложилось и общепринятого понимания понятия «компетентность». И.А. Зимняя трактует компетентность как прижизненно формируемое, этносоциокультурно обусловленное, актуализируемое в деятельности, во взаимодействии с другими людьми, основанное на знаниях, интеллектуально и личностно обусловленное интегративное личностное качество человека, которое развиваясь в образовательном процессе, становится и его результатом [7].В словаре С.И. Ожегова компетентность (от лат. сompetensсоответствующий, способный) глубокое, доскональное знание существа выполняемой работы, способов и средств достижения намеченных целей, а также наличие соответствующих умений и навыков [3].Дж. Равен считает, что компетентность это специфическая способность, необходимая для эффективного выполнения конкретного действия в конкретной предметной области и включающая узкоспециальные знания, особого рода предметные навыки, способы мышления, а также понимание ответственности за свои действия [8].А.А. Черемисина под компетентностью понимает устойчивую способность человека к деятельностисо знанием дела, которая складывается из глубокого понимания сущности выполняемых задач и разрешаемых проблем, хорошего знания опыта, имеющегося в данной области, активного овладения его лучшими достижениями, умения выбирать средства и способы действия, адекватные обстоятельствам места и времени, чувства ответственности за достигнутые результаты [9].В свою очередь,А.М. Новиков пишет,что «компетентность» альтернатива понятию «профессионализм», первое из них относится к технологической подготовке, второеопределяет содержание профессионального характера, компоненты которого включают «базисные квалификации» [10].В.С. Безрукова под компетентностью понимает «владение знаниями и умениями», позволяющими высказывать профессионально грамотные суждения, оценки и мнения» [11]. Ограничимся этими определениями и проанализируем их содержание. Терминологически понятия «компетенция» и «компетентность» часто употребляются как взаимозаменяемые. Однако при всей их схожести констатируется и наличие определенных различий между ними. Можно отметить, что к основным сущностным особенностям понятия «компетентность» авторы относят такие характеристики, как: личностное качество человека (И.А. Зимняя), специфическая способность человека к деятельности (Дж. Равен, А.А. Черемисина), владение знаниями и умениями (В.С.Безрукова), владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности (А.В. Хуторской).Отсутствие смыслового единства сказалось и на одном из основных документов, регулирующих систему высшего образования Государственном стандарте.Так, в ФГОС ВПО по направлению подготовки 050400 «психологопедагогическое образование» (квалификация «магистр) в качестве основополагающих характеристик выпускника приводятся компетенции. При этом большинство из них определяется через понятие «способность», некоторые через понятие «готовность» и даже глаголами «уметь» и «владеть» [12].Так же как и к определению рассматриваемых понятий, нет единого подхода к классификации компетенций и компетентностей. Разнообразие видов компетентностей можно выявить из следующего перечисления. Авторы выделяют такие их виды:коммуникативная (С. Л. Братченко, Ю. И. Емельянов, А. П. Панфилова, О.П. Санникова, Г. С. Трофимова, В. Д. Ширшов и др.);познавательная (С. Г. Воровщиков, Д. В. Татьянченко);интеллектуальная (Э. Г. Гельфман, М. А. Холодная) и интеллектуальнокорпоративная (А. Аринушкина);информационная (А. М. Оробинский, О. Г. Смолянинова);технологическая (Н. Н. Манько);культурологическая (М. В. Булыгина, О. А. Лукина, Н. В. Поморцева, А.Н.Федорова);психологическая (А. Д. Алферов, И. Ф. Демидова, В. Н. Дружинин, Н. В. Яковлева);психологопедагогическая (М. И. Лукьянова, Е. В. Попова);профессиональная (А. К. Маркова,В. А. Якунин, В. А. Дегтерев);социальнопсихологическая (А. Г. Кудрявцева, Л. И. Берестова);общекультурная (Н. Ю. Конасова, О. Е. Лебедев, А. А. Петров);методологическая (В. В. Краевский, М. А. Галагузова, Т. С. Дорохова) и др. Многие авторы пытаются разрабатывать классификации компетентностей. Например, Н.А. Волгин выделяет следующие виды компетентности:функциональная (специальная) характеризуется профессиональными знаниями и умением их реализовать на достаточно высоком уровне, способностью проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие;интеллектуальная выражается в способности к аналитическому мышлению и осуществлению комплексного подхода к выполнению своих обязанностей, владению приемами личностного самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональным деформациям личности;ситуативная означает умение действовать в соответствии с ситуацией;социальная предполагает наличие коммуникационных и интеграционных способностей, умения поддерживать отношения в профессиональном общении, социальная ответственность за результаты своего профессионального труда;индивидуальная владение приемами самореализации и развития индивидуальности в рамках профессии, готовность к профессиональному росту [13].А.К. Маркова выделяет такиевиды компетентности, как:специальная компетентность в рамках конкретной специальности;социальная компетентность в сфере общения и взаимодействия;персональная компетентность в области способов улучшения результатов своей работы, повышения эффективности труда за счет использования своих индивидуальноличностных особенностей и профессиональнопсихологического потенциала;полипрофессиональная компетентность, составляющая основу практически всех видов труда, эрудированность, широкий кругозор;экстремальная компетентность действий в экстремальных, стрессовых ситуациях;аутокомпетентность компетентность в области своего внутреннего мира, адекватные представления о себе, своих качествах, способностях, особенностях, потребностях, целях, мотивах, ценностных ориентациях [2]. Из рассмотренных выше видов компетентности, для нас наиболее интересна коммуникативная. Далее рассмотрим определения коммуникативной компетентности, приведенные также из различных источников.Впервые определение «коммуникативной компетентности» дал Д. Хаймс (1972г.), дополнив понятие «лингвистическая компетентность», данное Н.Хомским (1965 г.). Он утверждал, что высказыванию присущи свои правила, которым подчиняются правила грамматики, и усвоение которых обеспечивает способность пользоваться языком в процессе коммуникации (цит. по М.Ровер)[14].А. Холлидей определяет коммуникативную компетентность как внутреннюю готовность и способность к речевому общению [15].По мнению М.Р. Львова,«коммуникативная компетентность»термин, обозначающий знание языка (родного и неродного), его фонетики, лексики, грамматики, стилистики, культуры речи, владение этими средствами языка и механизмами речи говорения, аудирования, чтения, письма в пределах социальных, профессиональных, культурных потребностей человека [16].Под коммуникативной компетентностью С.В. Фетисова понимает способность организовать свое речевое и неречевое поведение адекватно задачам общения.Коммуникативная компетентность это обобщающее коммуникативное свойстволичности, включающее в себя коммуникативные способности, знания, умения и навыки, чувственный и социальный опыт в сфере делового общения (Википедия).Так, например, Л.Л. Федорова, ядром коммуникативной компетентности определяет механизм речевой коммуникации, в основе которого лежат социальные взаимодействия, регулирующие социальные отношения. Данный механизм описывается на двух уровнях: коммуникативном, на котором собеседники представлены по их активности в диалоге, и социологическом, на котором собеседники рассматриваются в качестве носителей определенных социальных ролей (цит. по Е.М.Алифанова) [17].У Л.Я. Петровской коммуникативная компетентность понимается как совокупность навыков и умений, необходимых для построения эффективного коммуникативного действия в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия [18].Говоря о коммуникативной компетентности, мы выделяем владение устной речью как средством передачи информации, умение четко объяснять и говорить доступным понятным языком, доходчиво предавать те или иные факты, умение использовать вербальные методы при обучении, умение находить контакты с собеседником, предвидеть и предотвращать конфликты. Независимо от направления подготовки, будущему специалисту, так или иначе, предстоит работать с людьми, а, следовательно, общаться с ними и использовать речь как средство воздействия, значит, коммуникативную компетентность, несмотря на то, что в федеральных стандартах она отнесена к общекультурной, можно рассматривать как один из важных компонентов профессиональной компетентности [19]. Следовательно, можно говорить о том, что коммуникативная компетентность это способность к общению, необходимая специалисту для эффективного процесса коммуникации в своей профессиональной деятельности. Проведенное исследование приведенных выше понятий не претендует на исчерпывающий анализ, а ориентирует исследователей на рассмотрение их в системе и на взаимосвязь с другими педагогическими понятиями, в частности, с коммуникативной деятельностью педагогов и профессиональной подготовкой педагогических кадров.
Ссылки на источники1.БелкинА. С.Компетентность.Профессионализм.Мастерство.Челябинск:Юж.Урал.кн.издво, 2004.171 с.
2.МарковаА. К.Психология профессионализма.М.:МГФ «Знание», 1996.308 с. 3.ОжеговС. И.,Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка.М.:Рус.яз., 1989.924 с. 4.ШишовС. Е., Агапов И. И.Компетентностный подход к образованию как необходимость // Мир образования образование в мире.2005. № 4.С.4143. 5.МиловановаН. Г., Прудаева В. Н.Модернизация российского образования в вопросах и ответах.Тюмень:Издво «ВекторБук», 2002.86 с. 6.ХуторскойА. В.Определение общепредметного содержания ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов.URL:http:www.eiudos.ru/news/competdis.htm/свободный.Центр дистанционного образования Эйдос (дата обращения:15.06.2014). 7.ЗимняяИ. А.Компетентность и компетенции в контексте компетентностного подхода // Понятийный аппарат педагогики и образования:сб.науч.тр.; отв.ред.Е. В.Ткаченко, М. А.Галагузова.Вып.7.Екатеринбург, 2012.С.6476. 8.РавенДж.Компетентность в современном обществе:выявление, развитие и реализация /пер.с англ.М.: «КогитоЦентр», 2002.396 с. 9.ЧеремисинаА. А.Формирование правовой компетентности старших школьников: дис.… канд.пед.наук.Оренбург, 2000.164 с. 10.НовиковА. М.Интеграция базового профессионального образования // Педагогика.1996.№3.С.38. 11.Безрукова B. C.Педагогика:учеб.Екатеринбург:Издво СИПИ, 1994.337с.
12.ДороховаТ. С., ГалагузоваМ. А.К вопросу о научноисследовательской деятельности бакалавров и магистров, // Вестник Волжского университета им.В. Н.Татищева.Серия «Гуманитарные науки и образование».Тольятти, 2011.Вып.8.С. 104109. 13.ВолгинН. А.Социальная политика:учеб./ под общ.ред.Н. А.Волгина.М.:Экзамен, 2003.736 с. 14.РоберМ.А., ТильманФ.Психология индивида и группы. М.:Прогресс, 1988.356 с. 15.Холлидей А.Реалитишоу.М.:Худож.лит., 2007.381 с. 16.Львов М. Р.Словарьсправочник по методике преподавания русского языка:пособиедля студ.пед.вузов и колледжей.М.:Изд.центр «Академия»; Высш.шк., 1999.272 с. АлифановаЕ. М.Формирование коммуникативной компетенции детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами театрализованных игр:дис.… канд.пед.наук.Волгоград, 2001.164 с. 18.ПетровскаяЛ.А.Развитие компетентного общения как одно из направлений оказания психологической помощи // Введение в практическую социальную психологию /под ред.Ю.М.Жукова, Л.А.Петровской, О.В.Соловьевой.М.:Смысл, 1999. С.150166. 19.ДегтеревВ. А.Формирование профессиональной компетентности специалиста социальной работы в вузе:дис.… канд.пед.наук.Н.Новгород, 2005.155 с.
Marina Baldina,
Аssistant of the Department of history and theory of social work of the Institute of Social Educationof Federal state educational institution of higher professional education “Ural State Pedagogical University”,Yekaterinburgbaldinamarina@yandex.ruAbout the relationship terms “competency”, “competence”, “communicative competence”Abstract.In recent decades, before teaching science and educational practice it necessary to address the serious problem of young professionals to the answer to modern social needs.The success of a young person in society at a high cultural level is provided, including through the creation of a culture of communication that allows a young person to become a strong personality, fully "human culture". The problem of training versatilespecialist with a high level of culture (including the culture of the word) and mobile operation under dynamic societya methodological problem of liberal education, which has not been solved completely. At the same time, one of the main solutions to this problem, in my opinion, is the purposeful formation of a future professional communicative competence, which is the main component of verbal communication (communication).In this paper, the author based on the analysis of the scientific literature examines concepts such as "competency", "competence", "communicative competence" and tries to establish a relationship and interdependence between them.Key words:competency, competence, communication, communicative competence.
Рекомендовано к публикации:
ДегтеревымВ.А., докторомпедагогических наук, профессором, деканомфакультета международных отношений и социальногуманитарных коммуникаций ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет», г. Екатеринбург
О взаимосвязи понятий «компетенция», «компетентность», «коммуникативная компетентность»
Аннотация.В последние десятилетия перед педагогической наукой и образовательной практикой возникла необходимость решения серьезной проблемы подготовки молодых специалистов к ответу на современные социальные требования. Успешность современного молодого человека в социуме на высоком культурном уровне обеспечивается в том числечерез формирование культуры общения, позволяющей молодому человеку стать яркой индивидуальностью, в полной мере «человеком культуры». Проблема подготовки разностороннего специалиста, обладающего высоким уровнем культуры (в том числе и культуры слова) и мобильно действующего в условиях динамического общества,методологическая проблема гуманитарного образования, которая в настоящее время не решена окончательно. При этом одним из главных решений этой проблемы, по мнению автора, является целенаправленное формирование у будущего специалиста коммуникативной компетентности, главная составляющаякоторой вербальное общение (коммуникация).В данной работеавтор на основе анализа научной литературы рассматривает такие понятия, как «компетенция», «компетентность», «коммуникативная компетентность», пытается установить взаимосвязь и взаимозависимость между ними. Ключевые слова: компетенция, компетентность, коммуникация, коммуникативная компетентность.Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Основная цель профессионального образования в настоящее время подготовка квалифицированного работника, соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного и способного к эффективной работе по специальности, готового к постоянному профессиональному росту. Более того, современное демократическое общество заинтересовано в формировании личности, в совершенстве владеющей культурой общения, умеющей перевести зарождающийся конфликт в конструктивную дискуссию.Проблема компетенции, компетентности и коммуникативной компетентности специалиста в последнее время широко обсуждается на страницах научнопериодической печати. Анализ научной литературы показывает, что к настоящему времени вопросы, касающиеся таких понятий, как «компетенция», «компетентность», а также вопросы общения, коммуникативного подхода в обучении и воспитании находятся в центре внимания многих исследователей и имеют немало разночтений. Поэтому понятие «коммуникативная компетентность» требует четкого определения.Понятия «компетенция», «компетентность», «коммуникативная компетентность» соотносятся как родовидовые. Для выявления сущности обозначенных понятий мы провели контекстуальный их анализ по различным источникам: словарноэнциклопедическим (энциклопедии, словари русского языка, психологические, педагогические и др.), научным исследованиям (монографии, диссертации), учебным и учебнометодическим пособиям.Рассмотрим различные определения понятий «компетенция» и «компетентность» и проведем их анализ.Под компетенциями А.С. Белкин понимает совокупность тех социальных функций и полномочий, которыми обладает человек при реализации социально значимых прав и обязанностей члена общества, социальной группы, коллектива [1].А.К. Маркова определяет компетенцию как «индивидуальную характеристику степени соответствия требованиям профессии» [2].В словаре С.И. Ожегова компетенция это круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом [3].С. Шишов, А. Агапов отмечают: «Под компетенцией мы понимаем общую способность и готовность личности к деятельности, основанные на знаниях и опыте, которые приобретены благодаря обучению, ориентированные на самостоятельное участие личности в учебнопознавательном процессе, а также направленныена ее успешное включение в трудовую деятельность» [4].Н.Г. Милованова, В.Н. Прудаева, в свою очередь, считают, что компетенция способность к осуществлению практической деятельности, требующей наличия понятийной системы и понимания, соответствующего типа мышления, позволяющего оперативно решать возникающие проблемы и задачи [5].А.В. Хуторской так раскрывает данное понятие: компетенция совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним [6].В психологопедагогической области знаний в настоящее время также до сих пор не сложилось и общепринятого понимания понятия «компетентность». И.А. Зимняя трактует компетентность как прижизненно формируемое, этносоциокультурно обусловленное, актуализируемое в деятельности, во взаимодействии с другими людьми, основанное на знаниях, интеллектуально и личностно обусловленное интегративное личностное качество человека, которое развиваясь в образовательном процессе, становится и его результатом [7].В словаре С.И. Ожегова компетентность (от лат. сompetensсоответствующий, способный) глубокое, доскональное знание существа выполняемой работы, способов и средств достижения намеченных целей, а также наличие соответствующих умений и навыков [3].Дж. Равен считает, что компетентность это специфическая способность, необходимая для эффективного выполнения конкретного действия в конкретной предметной области и включающая узкоспециальные знания, особого рода предметные навыки, способы мышления, а также понимание ответственности за свои действия [8].А.А. Черемисина под компетентностью понимает устойчивую способность человека к деятельностисо знанием дела, которая складывается из глубокого понимания сущности выполняемых задач и разрешаемых проблем, хорошего знания опыта, имеющегося в данной области, активного овладения его лучшими достижениями, умения выбирать средства и способы действия, адекватные обстоятельствам места и времени, чувства ответственности за достигнутые результаты [9].В свою очередь,А.М. Новиков пишет,что «компетентность» альтернатива понятию «профессионализм», первое из них относится к технологической подготовке, второеопределяет содержание профессионального характера, компоненты которого включают «базисные квалификации» [10].В.С. Безрукова под компетентностью понимает «владение знаниями и умениями», позволяющими высказывать профессионально грамотные суждения, оценки и мнения» [11]. Ограничимся этими определениями и проанализируем их содержание. Терминологически понятия «компетенция» и «компетентность» часто употребляются как взаимозаменяемые. Однако при всей их схожести констатируется и наличие определенных различий между ними. Можно отметить, что к основным сущностным особенностям понятия «компетентность» авторы относят такие характеристики, как: личностное качество человека (И.А. Зимняя), специфическая способность человека к деятельности (Дж. Равен, А.А. Черемисина), владение знаниями и умениями (В.С.Безрукова), владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности (А.В. Хуторской).Отсутствие смыслового единства сказалось и на одном из основных документов, регулирующих систему высшего образования Государственном стандарте.Так, в ФГОС ВПО по направлению подготовки 050400 «психологопедагогическое образование» (квалификация «магистр) в качестве основополагающих характеристик выпускника приводятся компетенции. При этом большинство из них определяется через понятие «способность», некоторые через понятие «готовность» и даже глаголами «уметь» и «владеть» [12].Так же как и к определению рассматриваемых понятий, нет единого подхода к классификации компетенций и компетентностей. Разнообразие видов компетентностей можно выявить из следующего перечисления. Авторы выделяют такие их виды:коммуникативная (С. Л. Братченко, Ю. И. Емельянов, А. П. Панфилова, О.П. Санникова, Г. С. Трофимова, В. Д. Ширшов и др.);познавательная (С. Г. Воровщиков, Д. В. Татьянченко);интеллектуальная (Э. Г. Гельфман, М. А. Холодная) и интеллектуальнокорпоративная (А. Аринушкина);информационная (А. М. Оробинский, О. Г. Смолянинова);технологическая (Н. Н. Манько);культурологическая (М. В. Булыгина, О. А. Лукина, Н. В. Поморцева, А.Н.Федорова);психологическая (А. Д. Алферов, И. Ф. Демидова, В. Н. Дружинин, Н. В. Яковлева);психологопедагогическая (М. И. Лукьянова, Е. В. Попова);профессиональная (А. К. Маркова,В. А. Якунин, В. А. Дегтерев);социальнопсихологическая (А. Г. Кудрявцева, Л. И. Берестова);общекультурная (Н. Ю. Конасова, О. Е. Лебедев, А. А. Петров);методологическая (В. В. Краевский, М. А. Галагузова, Т. С. Дорохова) и др. Многие авторы пытаются разрабатывать классификации компетентностей. Например, Н.А. Волгин выделяет следующие виды компетентности:функциональная (специальная) характеризуется профессиональными знаниями и умением их реализовать на достаточно высоком уровне, способностью проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие;интеллектуальная выражается в способности к аналитическому мышлению и осуществлению комплексного подхода к выполнению своих обязанностей, владению приемами личностного самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональным деформациям личности;ситуативная означает умение действовать в соответствии с ситуацией;социальная предполагает наличие коммуникационных и интеграционных способностей, умения поддерживать отношения в профессиональном общении, социальная ответственность за результаты своего профессионального труда;индивидуальная владение приемами самореализации и развития индивидуальности в рамках профессии, готовность к профессиональному росту [13].А.К. Маркова выделяет такиевиды компетентности, как:специальная компетентность в рамках конкретной специальности;социальная компетентность в сфере общения и взаимодействия;персональная компетентность в области способов улучшения результатов своей работы, повышения эффективности труда за счет использования своих индивидуальноличностных особенностей и профессиональнопсихологического потенциала;полипрофессиональная компетентность, составляющая основу практически всех видов труда, эрудированность, широкий кругозор;экстремальная компетентность действий в экстремальных, стрессовых ситуациях;аутокомпетентность компетентность в области своего внутреннего мира, адекватные представления о себе, своих качествах, способностях, особенностях, потребностях, целях, мотивах, ценностных ориентациях [2]. Из рассмотренных выше видов компетентности, для нас наиболее интересна коммуникативная. Далее рассмотрим определения коммуникативной компетентности, приведенные также из различных источников.Впервые определение «коммуникативной компетентности» дал Д. Хаймс (1972г.), дополнив понятие «лингвистическая компетентность», данное Н.Хомским (1965 г.). Он утверждал, что высказыванию присущи свои правила, которым подчиняются правила грамматики, и усвоение которых обеспечивает способность пользоваться языком в процессе коммуникации (цит. по М.Ровер)[14].А. Холлидей определяет коммуникативную компетентность как внутреннюю готовность и способность к речевому общению [15].По мнению М.Р. Львова,«коммуникативная компетентность»термин, обозначающий знание языка (родного и неродного), его фонетики, лексики, грамматики, стилистики, культуры речи, владение этими средствами языка и механизмами речи говорения, аудирования, чтения, письма в пределах социальных, профессиональных, культурных потребностей человека [16].Под коммуникативной компетентностью С.В. Фетисова понимает способность организовать свое речевое и неречевое поведение адекватно задачам общения.Коммуникативная компетентность это обобщающее коммуникативное свойстволичности, включающее в себя коммуникативные способности, знания, умения и навыки, чувственный и социальный опыт в сфере делового общения (Википедия).Так, например, Л.Л. Федорова, ядром коммуникативной компетентности определяет механизм речевой коммуникации, в основе которого лежат социальные взаимодействия, регулирующие социальные отношения. Данный механизм описывается на двух уровнях: коммуникативном, на котором собеседники представлены по их активности в диалоге, и социологическом, на котором собеседники рассматриваются в качестве носителей определенных социальных ролей (цит. по Е.М.Алифанова) [17].У Л.Я. Петровской коммуникативная компетентность понимается как совокупность навыков и умений, необходимых для построения эффективного коммуникативного действия в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия [18].Говоря о коммуникативной компетентности, мы выделяем владение устной речью как средством передачи информации, умение четко объяснять и говорить доступным понятным языком, доходчиво предавать те или иные факты, умение использовать вербальные методы при обучении, умение находить контакты с собеседником, предвидеть и предотвращать конфликты. Независимо от направления подготовки, будущему специалисту, так или иначе, предстоит работать с людьми, а, следовательно, общаться с ними и использовать речь как средство воздействия, значит, коммуникативную компетентность, несмотря на то, что в федеральных стандартах она отнесена к общекультурной, можно рассматривать как один из важных компонентов профессиональной компетентности [19]. Следовательно, можно говорить о том, что коммуникативная компетентность это способность к общению, необходимая специалисту для эффективного процесса коммуникации в своей профессиональной деятельности. Проведенное исследование приведенных выше понятий не претендует на исчерпывающий анализ, а ориентирует исследователей на рассмотрение их в системе и на взаимосвязь с другими педагогическими понятиями, в частности, с коммуникативной деятельностью педагогов и профессиональной подготовкой педагогических кадров.
Ссылки на источники1.БелкинА. С.Компетентность.Профессионализм.Мастерство.Челябинск:Юж.Урал.кн.издво, 2004.171 с.
2.МарковаА. К.Психология профессионализма.М.:МГФ «Знание», 1996.308 с. 3.ОжеговС. И.,Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка.М.:Рус.яз., 1989.924 с. 4.ШишовС. Е., Агапов И. И.Компетентностный подход к образованию как необходимость // Мир образования образование в мире.2005. № 4.С.4143. 5.МиловановаН. Г., Прудаева В. Н.Модернизация российского образования в вопросах и ответах.Тюмень:Издво «ВекторБук», 2002.86 с. 6.ХуторскойА. В.Определение общепредметного содержания ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов.URL:http:www.eiudos.ru/news/competdis.htm/свободный.Центр дистанционного образования Эйдос (дата обращения:15.06.2014). 7.ЗимняяИ. А.Компетентность и компетенции в контексте компетентностного подхода // Понятийный аппарат педагогики и образования:сб.науч.тр.; отв.ред.Е. В.Ткаченко, М. А.Галагузова.Вып.7.Екатеринбург, 2012.С.6476. 8.РавенДж.Компетентность в современном обществе:выявление, развитие и реализация /пер.с англ.М.: «КогитоЦентр», 2002.396 с. 9.ЧеремисинаА. А.Формирование правовой компетентности старших школьников: дис.… канд.пед.наук.Оренбург, 2000.164 с. 10.НовиковА. М.Интеграция базового профессионального образования // Педагогика.1996.№3.С.38. 11.Безрукова B. C.Педагогика:учеб.Екатеринбург:Издво СИПИ, 1994.337с.
12.ДороховаТ. С., ГалагузоваМ. А.К вопросу о научноисследовательской деятельности бакалавров и магистров, // Вестник Волжского университета им.В. Н.Татищева.Серия «Гуманитарные науки и образование».Тольятти, 2011.Вып.8.С. 104109. 13.ВолгинН. А.Социальная политика:учеб./ под общ.ред.Н. А.Волгина.М.:Экзамен, 2003.736 с. 14.РоберМ.А., ТильманФ.Психология индивида и группы. М.:Прогресс, 1988.356 с. 15.Холлидей А.Реалитишоу.М.:Худож.лит., 2007.381 с. 16.Львов М. Р.Словарьсправочник по методике преподавания русского языка:пособиедля студ.пед.вузов и колледжей.М.:Изд.центр «Академия»; Высш.шк., 1999.272 с. АлифановаЕ. М.Формирование коммуникативной компетенции детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами театрализованных игр:дис.… канд.пед.наук.Волгоград, 2001.164 с. 18.ПетровскаяЛ.А.Развитие компетентного общения как одно из направлений оказания психологической помощи // Введение в практическую социальную психологию /под ред.Ю.М.Жукова, Л.А.Петровской, О.В.Соловьевой.М.:Смысл, 1999. С.150166. 19.ДегтеревВ. А.Формирование профессиональной компетентности специалиста социальной работы в вузе:дис.… канд.пед.наук.Н.Новгород, 2005.155 с.
Marina Baldina,
Аssistant of the Department of history and theory of social work of the Institute of Social Educationof Federal state educational institution of higher professional education “Ural State Pedagogical University”,Yekaterinburgbaldinamarina@yandex.ruAbout the relationship terms “competency”, “competence”, “communicative competence”Abstract.In recent decades, before teaching science and educational practice it necessary to address the serious problem of young professionals to the answer to modern social needs.The success of a young person in society at a high cultural level is provided, including through the creation of a culture of communication that allows a young person to become a strong personality, fully "human culture". The problem of training versatilespecialist with a high level of culture (including the culture of the word) and mobile operation under dynamic societya methodological problem of liberal education, which has not been solved completely. At the same time, one of the main solutions to this problem, in my opinion, is the purposeful formation of a future professional communicative competence, which is the main component of verbal communication (communication).In this paper, the author based on the analysis of the scientific literature examines concepts such as "competency", "competence", "communicative competence" and tries to establish a relationship and interdependence between them.Key words:competency, competence, communication, communicative competence.
Рекомендовано к публикации:
ДегтеревымВ.А., докторомпедагогических наук, профессором, деканомфакультета международных отношений и социальногуманитарных коммуникаций ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет», г. Екатеринбург