Определение школьниками содержания минутки чистописания в 1-м классе на основе орфоэпического материала

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Жуйкова Н. С. Определение школьниками содержания минутки чистописания в 1-м классе на основе орфоэпического материала // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № S32. – С. 31–35. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14877.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам организации и проведения минутки чистописания на уроках русского языка. Автором рассмотрены понятие орфоэпии и объем орфоэпического материала, изучаемый в 1-м классе по разным учебно-методическим комплектам. Предложены задания для определения учащимися 1 го класса содержания минутки чистописания на основе орфоэпического материала.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Жуйкова Наталия Сергеевна, учитель начальных классов МКОУ СОШ № 7 г.Слободского, магистрант института педагогики и психологии ФГБОУ ВПО ©Вятский государственный гуманитарный университетª, г.Кировnataliyazhuikova@yandex.ru

Определение школьниками содержания минутки чистописания в 1м классе на основе орфоэпического материала

Аннотация. Статья посвящена вопросам организации и проведения минутки чистописания на уроках русского языка. Автором рассмотрены понятие орфоэпии и объем орфоэпического материала, изучаемый в 1м классе по разным учебнометодическим комплектам. Предложены задания для определения учащимися 1гокласса содержания минутки чистописания на основе орфоэпического материала.Ключевые слова: русский язык, минутка чистописания, орфоэпический материал.Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Минутка чистописания ‬важный и обязательный структурный этап урока русского языка в начальной школе. Особую важность он имеет в первом классе, когда каллиграфический навык только начинает формироваться. В методике можно выделить два подхода к проведению этого структурного этапа урока: традиционный и нетрадиционный.В традиционном варианте содержание минутки чистописания определяет и озвучивает в классе учитель. В нетрадиционном варианте содержание работы тоже устанавливает учитель. Но в классе он так организует работу, что учащийся определяет содержание минутки чистописания и называет ее тему. В этом случае минутка чистописания может иметь следующую структуру:1.Определение и формулирование учащимися темы минутки чистописания.2.Показ учителем каллиграфического правильного письма той буквы, которая соответствует теме минутки чистописания.3.Письмо учащимися буквы. 4.Прописывание буквы в составе буквосочетаний;5.Запись слова, в котором есть буква по теме минутки чистописания [1].Мы остановимся на первом этапе ‬определение и формулирование учащимися темы минутки чистописания. Работать над этим структурным этапом мы предлагаем на основе орфоэпического материала. Это связано с тем, что работе над правильным звуковым оформлением слов отводится недостаточно времени на уроках русского языка. А орфоэпически правильное произношение слов ‬это основа культуры речи каждого человека. С. И. Ожегов под орфоэпией понимает ©правила образцового литературного произношенияª [2]. М. В. Панов рассматривает данное понятие с точки зрения разделов русского языка и добавляет, что ©орфоэпия ‬это область фонетики, занимающаяся изучением норм произношенияª [3]. Продолжая говорить об орфоэпии как о разделе русского языка следует рассмотреть точку зрения Р. И. Аванесова, которыйсчитает, что кроме фонетики в область орфоэпии включается и грамматика, поэтому целесообразно понимать орфоэпию как ©совокупность не только специальных норм устной речи (норм произношения и ударения), но также и правил образования грамматических форм слов(например, свечей или свеч) [4]. Л.Л. Касаткин обращается к определению А. А. Реформатского, который,также как и Р. И. Аванесов, выводит орфоэпию за пределы фонетики и рассматривал её как раздел русского языка, который, опираясь на знание фонетики, выбирает из существующих вариантов произношения то, что более соответствует принятым традициям, тенденциям развития языка [5]. Обобщая рассмотренные определения, можно считать, что орфоэпия ‬это часть фонетики, изучающая вариативные нормы литературного произношения, постановки ударения и образования грамматических форм слов. Речь человека, соблюдающего произносительные нормы, воспринимается как речь культурного человека. Интересен тот факт, что ©отклонения от литературного орфоэпического произношения мешаютязыковому общению так же, как неграмотное письмо. Это связано с тем, что отклонения от стандартного орфоэпического произношения отвлекают слушающего от смысла, заставляя его обращать внимание на внешнюю, звуковую сторону речи, являются помехами на пути к пониманию, на пути общенияª [6]. Авторами современных учебников по русскому языку в 1 классе представлен разный объём орфоэпического материала.В УМК ©Перспективная начальная школаª дано 8 слов с точки зрения ударения и образования формы слова (алфавиˊт, туˊфля ‬нет туˊфли ‬пара туˊфель, бант‬баˊнты, торт‬тоˊрты). Они выделены под рубрикой ©Говори правильноª в тетради для самостоятельной работы [7]. В УМК ©Перспективаª 17 таких слов (диреˊктор, заˊнял‬занялаˊ, заˊняли‬заˊнят‬занятаˊ,иˊскра‬иˊскры, коридоˊр, пиджаˊк, портфеˊль, спалаˊ‬спаˊли, столяˊр, трамваˊй, хвоˊя, шофёр, щавеˊль). Ониотмечены под рубрикой ©Говори правильноª в тексте учебника и дана ссылка на ©Орфоэпический словарикª в конце учебника [8].В УМК ©Школа Россииª 34 слова (алфавиˊт, баˊнты, взялаˊ‬взяˊли, далаˊ‬даˊли, ждалаˊ‬ждаˊли, звалаˊ‬зваˊли, звониˊть‬звоˊнит, инструмеˊнт, кармаˊны, киломеˊтр, конечно, краˊны, красиˊвее, легкий, повториˊть ‬повториˊл, поˊнял‬понялаˊ, портфеˊль, свёкла, скворечник,скучный, стакаˊны, туˊфля ‬туˊфли, что, чтобы, шофёр, щавеˊль) рассмотрены подрубриками ©Запомни!ª, ©Обрати вниманиеª, ©Вспомни!ª[9]. В УМК ©Школа 2100ª в 1мклассе авторы не предлагают для рассмотрения орфоэпический материал, знакомство с ним начнётся во втором классе [10].По системе Л.В.Занкова первоклассники знакомятся с 41 словом (алфавиˊт, библиотеˊка, деˊтидеˊтямдетьмиˊ, звониˊтпозвониˊшь, каталоˊг, красиˊвыйкрасиˊвее, люˊдилюˊдямлюдьмиˊ, магазиˊн, моё иˊмямояˊфамиˊлия, поˊмощьпомощникпомоˊщница, свёкла, слогслоˊгислогоˊво слогаˊх, твоˊрогтвороˊгнет твоˊроганет творогаˊ,торттоˊртытоˊротов, чего, чтоптому что, шарфшаˊрфашаˊрфы, щавеˊльщавеляˊ. Данные слова выделены под рубрикой ©Говори правильноª, а также вынесены в концеучебника в ©Справочник произношенияª [11].В зависимости от характера орфоэпического материала все слова из орфоэпического словарика в данных комплектах можно разделить на несколько групп:1.Слова с ©труднымª ударением:слова, в которых трудно определить ударный слог: (алфавиˊт, библиотеˊка, диреˊктор, инструмеˊнт, звониˊт, каталоˊг, киломеˊтр, коридоˊр, магазиˊн, пиджаˊк, портфеˊль, трамваˊй, столяˊр, хвоˊя, щавеˊль);

слова, в которых ударение падает всегда на букву ё (свёкла, шофёр);слова с неподвижным ударением (бант ‬баˊнты, иˊскра ‬иˊскры, кармаˊн‬кармаˊны, кран ‬краˊны, красиˊвый ‬красиˊвее, повтриˊл ‬повториˊть, стакаˊн ‬стакаˊны, торт ‬тоˊрты, туˊфля ‬туˊфли, шарфшаˊрфашаˊрфы);слова с подвижным ударением (диреˊктор ‬директораˊ, деˊтидеˊтямдетьмиˊ, взяˊли ‬взялаˊ, даˊли ‬далаˊ, ждаˊли ‬ждалаˊ, зваˊли ‬звалаˊ, заˊнял ‬заˊняли‬занялаˊ, заˊнят ‬занялаˊ, люˊдилюˊдямлюдьмиˊ, слогслоˊгислогоˊво слогаˊх, спаˊли ‬спалаˊ, поˊнял ‬понялаˊ, щавеˊльщавеляˊ);слова с вариативным ударением(твоˊрогнет твоˊрога, товороˊгнет творогаˊ).2.Буквосочетания чн, чт,щн, щ, чк и др.:

©чнª (конечно [шн], скворечник [шн`], скучный [шн]); ©чтª (что[шт] , чтобы [шт]);©щнª (помоˊщник [шн], помоˊщница[шн],помощь [ш`]);©гкª (лёгкий [х`к`]);©гª (чего [в]).Работа по освоению орфоэпического материала на уроках русского языка обычно сводится к следующему алгоритму: предлагается поставить ударение в слове; сравнить свой результат с орфоэпическим словарём; записать и запомнить данное слово. Такая работа, несомненно, даёт свои положительные результаты, но на наш взгляд её недостаточно. Расширение объёма орфоэпической работы возможно за счёт использования орфоэпического материала на минутке чистописания. Детям предлагаются задания, с помощью которых учащиеся определяют букву (буквы), которые они будут прописывать. В основе таких заданий лежит орфоэпический материал. Задание 1Учитель.Сейчас проведём минутку чистописания, букву для неё вы определите сами, для этого отгадайте загадку:Буквызначки, как бойцы на парад,В строгом порядке построены в ряд. Каждый в условленном месте стоит И называется...[12]Ученики.Это алфавит.Учитель.Установите, какую букву мы будем писать на минутке чистописания. В словеотгадке на нее падает ударение.Ученик.Сегодня на минутке чистописания мы будем писать букву и. В слове алфавитна нее падает ударение.Задание 2Запись на доске:раˊнец, п(о?)ртф(е?)ль, чемодаˊнУчитель.Рассмотрите запись на доске и сформулируйте задание.Ученик.Нужно поставить ударение во втором слове.Учитель.Проследите, где поставлено ударение в первом и третьем словах. Определите, где должно быть ударение во втором слове.Ученик.В слове портфельударение падает на второй слог, потому что в первом слове ударение падает на первый слог, а в третьем слове на третий.Учитель.Верно, запишем гласную букву из ударного слога.Ученик.Это буква е, потому что она обозначает гласный звук.Задание 3На доскеслова: корни, рифма, помидор.

Учитель. Прочитайте слова на доске и рассмотрите запись под ними.

Составьте новое слово, используя в первых двух словах первый слог, а в последнем слове‬ударный слог.Ученик.Это слово коридор.Учитель.Запишем букву, накоторую падает ударение в этом слове.Ученик.Это буква о.Задание 4Запись на доске: Речной … стоит у берега.Справка: пароход, катер, трамвай.Учитель.Рассмотрите запись и сформулируйте задание. Ученик.В предложение вместо точек нужно поставить слово.Учитель.Верно, вставьте в предложение слово, в котором ударение падает на второй слог. Ученик.Это слово трамвай. В нем ударение падает на второй слог вай.Учитель.Запишем из этого слова букву, которая обозначает всегда звонкий, всегда мягкий согласный звук.Ученик.Это буква й. Она обозначает всегда звонкий, всегда мягкий согласный звук.Задание 5На доске два столбика слов:врач − ткачдвоˊрник ‬садоˊвникмаляˊр ‬ст(о?)л(я?)р Учитель.Рассмотрите запись на доске и сформулируйте задание.Ученик.В последнем слове второго столбика надо поставить ударение. Учитель.Верно, сравните пары слов, обратите внимание на словапомощники из первого столбика и выполните задание. Ученик.В слове столярударение падает на букву я, потому что в словепомощнике маляр‬ударение падает на букву я.Учитель.Какую букву мы напишем на минутке чистописания?Ученик.Мы напишем букву я.Задание 6

Запись на доске:горький ‬

сладкий ‬

кислый ‬

Справка:чеснок, щавель, финик.Учитель.Рассмотрите запись и сформулируйте задание.Ученик.Вместо слоговых схем надо вставить слова из справки.горький ‬чеснок, сладкий ‬финик, кислый ‬щавель.Учитель.Поработаем с последним словом из второго столбика.Выделите из этого слова букву для минутки чистописания, которая обозначает согласный глухой, всегда мягкий звук.Ученик.Это буква щ. Она обозначает согласный, глухой, всегда мягкий звук.Задание 7Запись на доске:свёкла, звонит, директор, шофёр, маляр.Учитель.Прочитайте слова. Поставьте ударение. Поочерёдно выделите по одному слову и обоснуйте свой ответ.Ученик.Первым можно выделить слово звонит, потому, что это ‬словодействие, а остальные словапредметы; затем можно выделить слово свёкла‬это название овоща, а остальные ‬названия профессий; можно выделить слово директор, потому что в этом слове 3 слога, а в остальных по 2 слога; можно выделить слово маляр, потому что все согласные звуки звонкие, а в слове шофёр‬один согласный звонкий звук.Учитель.Поработаем со словом, которое осталось в нашем списке (шофёр). Выделите из этого слова букву с такой же характеристикой, как и у звука [ц].Ученик.В слове шофёр‬это буква ш, потому что она обозначает согласный, глухой, всегдя твёрдый звук как и звук [ц].Учитель.Запишем эту букву на минутке чистописания.Задание 8Запись на доске:… − … − …пиджак, ткань, швеяСправка: огонь ‬дрова ‬зола.Учитель.Рассмотрите и прочитайте запись на доске. Поставьте ударение в словах. Сформулируйте задание. Ученик.Из слов, записанных на доске, надо составить цепочку слов в смысловой последовательности. Получается такая цепочка: швея ‬ткань ‬пиджак, потому что швея работает с тканью, а из ткани получится пиджак.Учитель.Поработаем с последним словом из составленной вами цепочки. Выделите из этого слова букву, на которую оканчивается второй слог.Ученик.Это буква к, потому что на нее оканчивается второй слог жакв слове пиджак.Задание 9Запись на доске: щавель, портфель, хвояУчитель.Прочитайте запись на доске. Выделите слово, в котором звуков больше, чем букв. Ученики.Это слово хвоя, потому что буква ястоит после гласной буквы и обозначает два звука [йˊа].Учитель.На минутке чистописания запишем эту букву.Задание 10Запись на доске: к10л16м6трУчитель.Рассмотрите запись на доске и сформулируйте задание.Ученик.Надо прочитать слово, заменив цифры на буквы алфавита. На доске слово километр, потому что буква идесятая в алфавите, буква о шестнадцатая, буква ешестая.Учитель.Верно, на минутке чистописания запишем букву, на которую падает ударение и она имеет самый маленький порядковый номер.Ученик.На минутке чистописания запишем букву е, потому что на нее падает ударение и она имеет самый маленький порядковый номер 6.Задание 11Запись на доске: шофёр, столяр, магазинУчитель.Прочитайте запись на доске. Выделите одно из данных слов и объясните свои действия.Ученик.Можно выделить слово магазин, потому что: это место, где продают разные продукты, а шофёр и столяр ‬это профессии;

в слове магазин3 слога, а в двух других по 2;

в слове магазинударение падает на третий слог, а в двух других на второй;в слове магазиндве орфограммы, а в других по одной;в слове магазин3 гласные буквы, а в двух других по две;в словемагазинвсе согласные звуки звонкие, а в двух других звонкие и глухие;слово магазинначинается на согласный звонкий звук, а два других на согласный глухой звук.Учитель.Верно, на минутке чистописания запишем последнюю согласную букву в выделенном слове.Ученик.Запишем букву н, потому что это последняя согласная буква в выделенном слове магазин.Таким образом, включая такого рода задания на уроках русского языка в первом классе, можно не только работать над формированием каллиграфического навыка ребёнка,но одновременно над совершенствованием литературного произношения, обогащением словарного запаса школьников. Над углублением знаний детей по фонетике. Немаловажным является и то, что выполнение подобных заданий существенно повышает активность и осознанность детей в проведении минутки чистописания.

Ссылки на источники1.Бакулина Г.А. Комплексное интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. Часть третья. ‬Киров: ВГПУ, 1999. ‬175с.2.Ожегов С. И.Словарь русского языка/под ред. члкор. АН СССР Н. Ю. Шведцовой. ‬18е изд., стереотип. ‬М.:Рус. яз., 1987. ‬С. 394.3.Энциклопедический словарь юного филолога /сост. М. В. Панов. ‬М.: Педагогика, 1984. ‬С. 200.4.Аванесов Р. И. Русское литературное произношение. 6е изд., перераб. и доп.‬М.: Просвещение, 1984. ‬329 с.5.КасаткинЛ. Л.Орфоэпема как основная единица орфоэпии //Вопросы языкознания. ‬

2011. ‬№2. ‬С. 31‬38.6.Аванесов Р. И. Указ. соч. ‬С. 18.7.Гольфман Е. Р.Русский язык: тетрадь для самостоятельной работы.1 кл./под ред.Н. А. Чураковой. ‬3е изд. ‬М.:Академкнига/учебник, 2013. ‬64 с.8.Климанова Л. Ф., С. Г. МакееваРусский язык. 1 класс: учеб. для общеобразоват.учреждений с прил.на электрон. носителе. ‬М.: Просвещение, 2011.‬128 с.9.Канакина В. П.,Горецкий В. Г. Русский язык. 1 класс: учеб. для общеобразоват.организаций с прил.на электрон. носителе. ‬4е изд.‬М.:Просвещение, 2013. ‬143 с.10.Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю., Яковлева М.А. Методические рекомендации для учителя. Русский язык. 1 и2 классы. − 2е изд.‬М.: Баласс, 2012. − 256 с. (Образовательная система ©Школа 2100ª).11.Нечаева Н. В.Русский язык: учебник для 1 класса. 7е изд. ‬Самара: Учебная литература, 2012. ‬96 с.12.Загадки про алфавит. ‬URL: http://vsemzagadki.narod.ru/zagadki/zagadkipro/zagadki_pro_alfavit.html(дата обращения: 27.05.2014).

Natalia Zhuikova, the teacher of initial classes, MKO school № 7, Slobodsky, undergraduate institutionsToot pedagogy and psychology FGBOU VPO "Vyatka state international narcotics and paper University", Kirovnataliyazhuikova@yandex.ruThe definition of the pupils of contents minutes of writing in 1st class on the basis of orthoepic materialAbstract.The article is devoted to the organization and conduct of the minutes of the Chitopicana on the lessons of the Russian language. The author considers the concept correct orthoepy and volume orthoepic material studied in 1st class on various educational kits. The proposed tasks to determine students 1 class content minutes of handwriting based on the orthoepic mateRial.Key words:English, minute writing, orthoepic mother al.

Рекомендовано к публикации:

Вахрушевой Л. Н., кандидатом педагогических наук, доцентом, заведующей кафедрой педагогики и методики дошкольного и начального образования ФГБОУ ВПО ©Вятский государственный гуманитарный университетª