Система ценностно-ориентированного подхода подготовки детей к школе

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Бушинская Е. А. Система ценностно-ориентированного подхода подготовки детей к школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 12. – С. 236–240. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54155.htm.
Аннотация. В статье рассматривается система ценностно-ориентированного подхода подготовки детей к школе с точки зрения нейропсихологического и психолингвистического подхода. Отмечается тесная взаимосвязь между направлениями работы, имеющимися в системе ценностно-ориентированного подхода подготовки детей к школе, и образовательными областями, зафиксированными в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования 2013 года. Предлагается модель системы ценностно-ориентированного подхода и её научное обоснование.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Бушинская Елена Александровна,учительлогопед,МКДОУ №32 «Аленький цветочек», г.РежСвердловской областиbushinskaya.elena@mail.ru

Система ценностноориентированного подхода подготовки детей к школе

Аннотация:В статье рассматривается система ценностноориентированного подхода подготовки детей к школе с точки зрения нейропсихологического и психолингвистического подхода. Отмечается тесная взаимосвязь между направлениями работы, имеющимися в системе ценностноориентированного подхода подготовки детей к школе, и образовательными областями, зафиксированными в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования 2013 года. Предлагается модель системы ценностноориентированного подхода и её научное обоснование. Ключевые слова:высшие психические функции, дошкольники, дошкольное образовательное учреждение, речь, универсальные предпосылки учебной деятельности

Как быстро бежит время и кудато торопится. Из вчерашнего непослушного мальчишки и плаксивой девчонки сегодня выросли будущие первоклассники. Через несколько месяцев они перейдут на новую ступеньку своей жизни, на которой необходимо иметь высокий уровень подготовки для овладения школьной программой. Данную подготовку в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования 2009 года и федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования 2013 года осуществляет дошкольного образовательное учреждение (далее ДОУ), делающее основной упор на формирование универсальных предпосылок учебной деятельности, то есть на формирование познавательных мотивов обучения, которые заключаются в сознательном желании ребёнка учиться, познавать чтото новое, опираясь уже на полученные знания. Однако осуществление этого направления у педагогов, работающих в системе ДОУ, вызывает значительные трудности, которые обусловлены не только высокими требованиями школы к уровню подготовленности дошкольников, поступающих в первый класс (умение читать и печатать, а иногда и писать), но и составом детей, посещающих подготовительную к школе группу.По данным российских медицинских и образовательных организаций, сегодня около 85% детей, поступающих в первый класс, оказываются не готовыми к обучению в школе [6, с.87]. Указанный выше факт связан с увеличением количества детей дошкольного возраста, имеющих в анамнезе перинатальное поражение центральной нервной системы, часто приводящее к речевым нарушениям, которые отрицательно влияют на развитие высших психических функций и задерживают процесс обучения грамоте, что сказывается на формировании личности ребёнка в целом. Нарушение устной речи препятствует полноценному овладению навыками письменной речи (чтением и письмом), которые в процессе школьного обучения составляют основу для получения знаний. Кроме того, уровень владения письменной и устной речью, школьными знаниями оказывает воздействие на формирование личностной успешности, позволяющей адаптироваться ребёнку в изменяющемся социуме и приобрести уверенность в себе, которая необходима для достижения поставленных целей. Однако недостаточный уровень сформированности дифференцированных движений пальцев рук и устной речи, трудности в слогослиянии и печатании букв, отмечающийся у большинства детей, поступающих в первый класс, приводят к значительным сложностям овладения школьной программой, которые проявляются в виде дисграфии и дислексии. Возникновение дисграфии и дислексии оказывает существенное влияние на снижение самооценки ребёнка и, такимобразом, препятствует формированию личностной успешности, занимающей ведущее место в федеральном государственном образовательном стандарте как дошкольного, так и начального общего образования.Для того, чтобы ребёнок при переходе из дошкольного образования к обучению в школе не испытывал указанных выше трудностей, необходимо уделять должное внимание этапу подготовки к школе, осуществляемому в стенах ДОУ. В связи с этим возникает потребность в создании определённой системы по подготовке детей к школе в условиях ДОУ, учитывающей индивидуальные и психофизиологические возможности ребёнка, находящегося на подготовительном этапе поступления в школу, а также учитывающей основные положения, задачи и требования федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования 2013 года.Теоретическое обоснование проблемы даёт основания для разработки качественно новой системы по подготовке детей к школе в условиях ДОУ, получившей название «Система ценностноориентированного подхода подготовки детей к школе». Данная система основывается на учении А.Р.Лурия и Л.С. Выготского о системной динамической локализации высших психических функций и предполагает формирование у дошкольников универсальных предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих должный уровень подготовки к школе. «Система ценностноориентированного подхода подготовки детей к школе»охватывает все образовательные области, зафиксированные в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования 2013 года: коммуникативноличностное развитие, познавательноречевое развитие, физическое развитие и художественноэстетическое развитие [10], то есть реализуется на основе принципа комплексного подхода к обучению детей дошкольного возраста и подготовки их к школе.Цель «Системы ценностноориентированного подхода подготовки детей к школе»: формирование познавательных интересов и действий через включение дошкольника в различные виды деятельности. Её осуществление в рамках указанной системы способствует формированию универсальных предпосылок учебной деятельности, а значит и качественной подготовке дошкольников, посещающих подготовительную к школе группу, к освоению школьной программы.Для овладения определёнными знаниями, умениями и навыками, которые потребуются в период обучения в школе, дошкольникам, находящимся на этапе подготовки к школе, необходимо систематически развивать все высшие психические функции (речь, внимание память мышление, восприятие, эмоциональноволевую сферу) и моторную сферу (развивать мелкую и общую моторику, артикуляционную моторику и пространственные представление).В нейропсихологии под высшими психическими функциямипринято понимать сложные формы сознательной психической деятельности, регулируемые соответствующими целями и программами [12, с.36]. Они связаны равномерно со всем мозгом и формируются под влиянием различных социальных воздействий [12, с.45, 50]. Как утверждал Lenneberg[17, с.49], мозг ребёнка развивается постепенно, и, кроме того, по данным исследований А.Р. Лурия, прижизненно. В соответствии с этим каждая психическая функция развивается тоже постепенно и соотносится с мозгом как определённая многокомпонентная система, различные звенья которой связаны с работой разных мозговых структур. Под влиянием социальных воздействий высшие психические функции меняют свою психологическую структуру и, соответственно, свою мозговую организацию. Таким образом, согласно теории системной динамической локализации высших психических функций каждая психическая функция ребёнка обеспечивается мозгом как целым, однако это целое состоит из высоко дифференцированных структур (систем, зон), каждая из которых вносит свой вклад в реализацию функции. Исходя из данной теории в «Системе ценностноориентированного подхода подготовки детей к школе»развитие высших психических функцийосуществляется в тесной взаимосвязи и взаимообусловленности, то есть развитие памяти или внимания и других высших психических функций происходит параллельно с развитием речи, мышления, восприятия, эмоциональноволевой сферы и т.д. Кроме того, развитие любой высшей психической функции опосредовано речью, что означает, что ни одна скольконибудь сложная форма психической деятельности ребёнка не формируется и не реализуется без прямого или косвенного участия речи [14, с.142]. В связи с этим в «Системе ценностноориентированного подхода подготовки детей к школе» особое внимание уделяется развитию речи, так как красивая и правильная речь является основным ориентиром на уровень подготовленности дошкольников к овладению школьной программой. Речь может выступать как собственно частный психический процесс наряду с другими высшими психическими функциями и как средство, организующее формирование и развитие всех высших психических функций. Таким образом, речь выполняет две главные функции –регулирующую и организующую–в формировании и протекании высших психических процессов [14, с.145]. Помимо этих функций, речь выполняет ещё наиболее важную и существенную –коммуникативную функцию, что объясняется общественноисторическим развитием: речь возникла из потребностей общения, передачи и приёма информации. С целью коммуникации и общения появляется необходимость умения произносить и понимать слова, предложения и в целом речь [14, с. 146]. Поэтому формирование коммуникативной функции речи стоит во главе модели «Системы ценностноориентированного подхода подготовки детей к школе». (см. рис.1).Так как все слова, употребляющиеся в речевом сообщении, несут в себе определённое значение, то это послужило, по данным Л.С. Цветковой, А.Н.Леонтьева и других, для выделения когнитивной или познавательной функции речи. Естественно, что речь может выполнять познавательную функцию только благодаря общению и обобщению, реализующиеся с помощью мышления, основной единицей которого, по мнению Л.С.Выготского [5], является слово. Оно представляет собой единство звука и значения, содержащие в себе основные свойства, присущие и речи, и мышлению. Значение слова формирует и усиливает познавательное отношение к окружающему предметному миру и каждому предмету в отдельности, которые благодаря речи заменяются словами при их реальном отсутствии, то есть, обозначая предмет и замещая его, слово, по данным А.Р.Лурия, приобретает предметную отнесённость [8]. На этой основе возникла ещё одна функция речи, получившая название номинативной. И познавательная, иноминативная, и коммуникативная, и регулирующая функции речи осуществляются на основе эмоциональновыразительной функции речи, которая входит в семантическое содержание речи, передавая, прежде всего, её смысл. Таким образом, формирование функций речи осуществляется неразрывно с развитием высших психических функций, эмоциональноволевой сферы и играет важную роль на этапе подготовки детей к школе. Для того, чтобы речь была правильной, чёткой, красивой необходимо и развитие моторной сферы, включающей в себяобщеукрепляющие упражнения, направленные на развитие общей моторики, развитие пространственного гнозиса и пространственных представлений, что является предпосылкой для формирования ориентации в собственном теле, на листе тетради и книги. Однако в подготовке дошкольников к школе важно также и развитие дифференцированных движений пальцев рук, оказывающее, по экспериментальным данным М.М. Кольцовой [7], стимулирующее воздействие на речевое развитие, так как рука, по её мнению, представляет собой ещё один орган речи. Качество подготовленности к школе детей, посещающих подготовительную группу, оценивается по наличию правильной и чистой речи, ведущее место в которой занимает звукопроизношение, его недоразвитие взаимосвязано с нарушениями фонематического анализа и синтеза. Всё это часто приводит к задержке формирования лексикограмматического строя речи и, следовательно, бедному словарному запасу, недостаточному уровню развития связной речи. На современном этапе коррекции речевых нарушений большое внимание уделяется формированию дифференцированных движений языка, а также кинестетических ощущений от положения органов артикуляции (формирование артикуляционного уклада), влияющих на развитие фонематического слуха и фонематического восприятия [1, 2]. Данное направление работы основывается на положении о том, что кора задней трети верхней височной извилины (зона Вернике), участвующая в слуховом анализе и синтезе, имеет тесные ассоциативные связи с задними отделами нижнелобной зоны (зона Брока), что и делает эту часть височной зоны весьма приспособленной для анализа и синтеза речевых звуков, в которых существенную роль играет артикуляционный аппарат [13]. Поэтому развитие артикуляционной моторики и фонематических процессов (фонематического слуха и восприятия) осуществляетсяпараллельно с формированием правильного звукопроизношения и развитием дифференцированных движений пальцев рук, так как данный вид коррекционноразвивающей работы оказывает стимулирующее воздействие на речевые участки коры головного мозга и способствует дальнейшему речевому развитию.Включение этого направления в коррекционноразвивающую работу связано с категорий детей, посещающих подготовительную к школе группу. У 85% дошкольников, находящихся на этапе подготовки к школе, отмечается в анамнезе перинатальное поражение центральной нервной системы, приводящее к появлению лёгкой степени псевдобульбарной дизартрии [6]. Для данного клинического речевого диагноза характерно нарушение иннервации мышц черепномозговыми нервами, что проявляется в снижении кинестетических ощущений от положения языка, в нарушении динамической организации артикуляционного аппарата, в наличии гиперкинеза языка, содружественных движений со стороны артикуляционной и мимической мускулатуры, в понижении мышечного тонуса пальцев рук, лица и вналичии общемоторной вялости [3]. Всё это оказывает отрицательное воздействие на речевое развитие. Предложенная система комплексного и параллельного воздействия одновременно на развитие моторной сферы, формирование правильного звукопроизношения и развитие фонематического слуха и восприятия способствует усвоению лексикограмматического строя речи, обогащению словаря и развитию связной речи, что в дальнейшем улучшает процесс обучения грамоте –начальный и очень важный этап подготовки к школе. На данном этапе дошкольники учатся печатать буквы и слова, осуществлять звуковой анализ и синтез, осваивают начальные навыки чтения на основе слогослияния, то есть здесь педагоги ДОУ закладывают базу для развития письменной речи, которая приобретает ведущее значение приусвоении школьной программы. Учёт всех особенностей детей, посещающих подготовительную к школе группу, даёт возможности для проведения наиболее эффективной коррекционноразвивающей и образовательной работы по подготовке к школе, учитывающей и развитие эмоциональноволевой сферы, играющую важную роль в овладении школьными знаниями и в формировании личностной успешности. Она даёт дошкольнику возможность приобрести уверенность в себе, а значит достигнуть поставленной цели в познавательной деятельности, протекающей осознанно и имеющей под собой мотив. Достаточный уровень развития эмоциональноволевой сферы позволяет ребёнку контролировать собственное поведение, в том числе и речевое, преодолевать сиюминутные побуждения, доводить начатое дело до конца, соблюдатьнормы социального общения и поведения при взаимодействии со взрослыми и сверстниками. Кроме того, дошкольник, находящийся на этапе подготовки к школе, должен уметь слушать воспитателя, учителялогопеда, родителей, ориентироваться на речь как основной источник информации. Овладение данным умением представляет собой основу для развития эмоциональноцелостного восприятия произведений искусства (картин, рассказов, сказок и.т.д.). Всё это позволяет формировать у дошкольников не только креативное отношение к окружающей действительности, но и креативное мышление, проявляющееся в творческом создании продуктов детской деятельности (рисование, лепка, звуковая игра, различные аппликации, фантазирование, придумывание рассказов, сказок, загадок, историй и т.д.).Таким образом, «Система ценностноориентированного подхода подготовки детей к школе»основана на реализации четырёх основных направлений: развитие речи, развитие моторной сферы, развитие высших психических функций и развитие эмоциональноволевой сферы, которые затрагивают четыре образовательные области, отражённые в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования 2013 года: коммуникативноличностное развитие, познавательноречевое развитие, художественноэстетическое развитие и физическое развитие. Осуществление четырёх направлений «Системы ценностноориентированного подхода подготовки детей к школе»находится в тесной взаимосвязи друг с другом и опирается на теорию Л.С. Выготского и А.Р.Лурия о системной динамической локализации высших психических функций. Коррекционноразвивающая работа в условиях ДОУ по указанным направлениям способствует формированию основных функций речи, без которых невозможно подготовить дошкольника к усвоению школьной программы и выполнить требования школы к уровню подготовленности детей, зарегистрированные в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования 2013 года, а также в модели выпускника.Протекание высших психических функций, реализация речевой деятельности, выполнение двигательных актов, осознанное познание окружающей действительности, регуляция эмоционального состояния и поведения осуществляются, как утверждает А.Р. Лурия [8, 12], только с обязательным участием трёх блоков мозга.Первый блок мозгаявляется непосредственным мозговым субстратом различных мотивационных и эмоциональных процессов и состояний, связанных с потребностями организма. Данный блок участвует в осуществлении любой психической деятельности, особенно в процессах внимания, памяти, регуляции эмоциональных состояний и сознания в целом. Ответственные за работу первого блока мозга лимбические структуры, выступающие в качестве полифункциональных образований и имеющие тесную связь с корой лобных и височных долей.Второй блок–блок приёма, переработки и хранения информации, включающий в себя основные анализаторные системы: зрительную, слуховую и кожнокинестетическую, корковые зоны которых расположены в задних отделах больших полушарий мозга. Работа этого блока является также необходимой для осуществления высших психических функций.Третий блок–блок программирования, регуляции и контроля за протеканием психической деятельности. Ответственными за работу этого блока выступают моторные, премоторные и префронтальные отделы коры лобных долей мозга. Анатомическое строение данного блока свидетельствует о многочисленных корковокорковых и корковоподкорковых связях, которые, с одной стороны, обеспечивают переработку информации различной модальности, а с другой –участвуют регуляции протекания высших психических процессов. Всвязи с этим третий блок мозга является ведущим в программировании замыслов и целей любой психической деятельности, в её регуляции и осуществлении контроля за результатами отдельных действий и всего поведения в целом.Все компоненты, участвующие в познавательной деятельности (речь, память, мышление, внимание, восприятие, эмоциональноволевая сфера, различные двигательные и поведенческие акты) осуществляются, таким образом, только при работе трёх блоков мозга. Недоразвитие какоголибо компонента познавательной деятельности, приводит к нарушению взаимосвязанной работы блоков мозга, что оказывает влияние на развитие других компонентов этой деятельности, а также на формирование личности ребёнка в целом, на процесс подготовки к школе. Взаимосвязанная работа трёхблоков мозга обуславливает развитие устной речи и формирование начальных навыков чтения и письма, освоение которых осуществляется на уроках грамоты, развития речи и индивидуальных и фронтальных логопедических занятиях. Пусковым механизмом для взаимодействия трёх блоков мозга является правильный подход к коррекционноразвивающему процессу, осуществляемому в ДОУ. Данный подход основывается на нейропсихологических (учение о системной динамической локализации высших психических функций (А.Р. Лурия и Л.С. Выготский) и трёх блоках мозга (А.Р. Лурия)) и психолингвистических данных (учение о функциях речи (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.А. Леонтьев, С.Н.Рубенштейн)) и предполагает комплексное, системное воздействие на дошкольников в процессе подготовки к школе.Такое воздействие реализуется в «Системе ценностноориентированного подхода подготовки детей к школе».Обоснование предложенной системы с нейропсихологической и психолингвистической точек зрения даёт возможности построить её модель (см. рис.1). При разработке моделисистемы ценностноориентированного подхода подготовки детей к школе учтены научные представления о моделировании как особой форме научного исследования, основанной на создании нагляднообразных моделей изучаемых объектов и позволяющей определить основные направления коррекционноразвивающей работы в рамках подготовки детей к школе. Построение модели основывалось на следующих принципах:–принцип системного и научного подходапредполагают осуществление подготовки дошкольников к обучению в школе ввиде системы, опирающейся на научные нейропсихологические и психолингвистические данные о развитии речи, высших психических функций, моторной и эмоциональноволевой сферы;–принцип наглядностипоказывает основные направления по подготовке дошкольников к усвоению школьной программы и их тесную взаимосвязь друг с другом;–принцип доступностипредполагает представление основных направлений подготовки дошкольников к обучение в школе в доступном виде для учителейлогопедов, старших воспитателей, методистов и воспитателей ДОУ.Модельсистемы ценностноориентированного подхода подготовки детей к школепоказывает коррекционноразвивающий процесс как систему, направления работы в которой взаимосвязаны и взаимообусловлены между собой (см. рис.1).



































Рис.1 Система ценностноориентированного подхода подготовки детей к школе в условиях ДОУ4.Развивать связную речь.5.Формировать начальные навыки чтения и навык печатания букви слов.1.Формировать правильное звукопроизношение.2.Развивать фонематический анализ и синтез.3.Развивать лексикограмматический строй речи.Развитие речи (работа трёх блоков мозга)Развитие моторной сферы (работа трёх блоков мозга)1.Развивать общемоторные координированные движения.2.Развивать дифференцированные движения пальцев рук и языка.3.Равивать кинестетические ощущения от положения языка.4.Развивать кинетические ощущения от движений языка.5.Развивать ориентацию в собственном теле и в зеркальном отображении.Развитие высших психических функций (работа трёх блоков мозга).Развитие эмоциональноволевой сферы (работа трёх блоков мозга).1.Развивать зрительное внимание и восприятие.2.Развивать зрительную, слуховую и двигательную память.3.Развивать все виды мышления (нагляднодейственное, нагляднообразное и абстрактное мышление).4.Развивать пространственный гнозис и праксис.1.Формировать мотивы к общению и познанию окружающей действительности.2.Формировать усидчивость при выполнении заданий.3.Формировать умение слушать речь взрослого и ориентироваться на неё.4.Развивать эмоциональноцелостное восприятие произведений искусства.Коммуникативная функция речиРегулирующая и организующая функции речиКогнитивная и номинативная функции речиРегулирующая и организующая функции речиОсуществляя коррекционнообразовательную, развивающую и воспитательную работу в рамках «Системы ценностноориентированного подхода подготовки детей к школе»у детей дошкольного возраста, находящихся на этапе подготовки к школе, формируются следующие виды готовностей, свидетельствующие об уровне зрелости к усвоению школьной программы.1.Языковая (лингвистическая) готовностьпредполагаетвладение нормами родного языка (правильное звукопроизношение, усвоенная морфологическая, грамматическая и фонематическая система языка, а также синтаксические модели порождения речевого высказывания (связная речь)) и способность использовать их в реальнойречевой деятельности [15, 16]. Данный вид готовности представляет собой систему функциональных знаний об языке, лежащих в основе усвоения школьной программы и способствующих расширенному познанию окружающей действительности.2.Моторная готовность связана с:–достаточным уровнем развития дифференцированных движений пальцев рук, оказывающих влияние на речевое развитие и становление навыка письма;–сформированностью пространственной ориентации в собственном теле и в объекте, повёрнутом на 180 градусов, являющейся предпосылкой для ориентации на листе бумаги и тетрадном листе;–достаточным уровнем развития дифференцированных движений языка, сформированностью кинестетических ощущений от положения языка и кинетических ощущений от движений языка, способствующих формированию правильного звукопроизношения, развитию фонематического анализа и синтеза, оказывающих благоприятное воздействие на становление лексикограмматического строя речи и развития связной речи;–способностью осознанно укреплять общемоторную сферу (профилактика плоскостопия, искривления позвоночника и т. д.) и мышечный тонус в процессе выполнении физических упражнений с предметами, направленных на формирование моторной координации;–способностью контролировать собственные движения, управлять ими, и проявлять двигательную активность при выполнении различных упражнений или заданий.Таким образом, моторная готовность ребёнка представляет собой совокупность компонентов, влияющих на физические качества ребёнка, его уровень двигательной активности, а такжена формирование устной речи, на становление начальных навыков письма и чтения, которые способствуют усвоению школьной программы.3.Психологическая готовностьпредполагает достаточный уровень развития высших психических функций, необходимый к обучению в школе и освоению школьной программы. К высшим психическим функциям, влияющим на овладение школьными знаниями, умениями и навыками, относится сформированность:–зрительной, слухоречевой и двигательной памяти;–дифференцированного зрительного и слухового восприятия, способствующего формированию умения выделять элементы окружающего мира, их анализировать и сравнивать;–нагляднообразного мышления;–интереса к познанию окружающей действительности, выполняемому в рамках рационального подхода;–абстрактнологического мышления, проявляющегося в способности устанавливать взаимосвязи и причинноследственные отношения между объектами действительности;–эмоциональноволевой сферы, проявляющаяся в умении целенаправленно выполнять задание и доводить его до конца (формирование усидчивости), а также откликаться на эмоции близких людей и друзей, сопереживать персонажам сказок, рассказов и историй.4.Социальная готовностьпредполагает сформированность у ребёнка новой социальной позиции –позиции школьника, имеющего определённый круг прав и обязанностей. Данный вид готовности позволяет дошкольнику, находящемуся на этапе подготовки к обучению в школе, осознать себя в роли будущего ученика, который должен научиться слушать воспитателя (учителя) и выполнять его требования, соблюдать нормы и правила, принятые в школе.5.Личностная готовностьсвязана со способностью дошкольника контролировать собственное поведение, в том числе и речевое, преодолевать сиюминутные побуждения, доводить начатое дело до конца, соблюдать нормы социального общения и поведения при взаимодействии со взрослыми и сверстниками, планировать свои действия, направленные на достижение конкретных целей. Кроме того, личностная готовность предполагает наличие самостоятельности, любознательности, способности отвечатьза свои поступки.6.Коммуникативная готовностьпредполагает достаточный уровень овладения средствами общения (вербальные и невербальные), способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками (договариваться, обмениваться предметами, распределять действия при сотрудничестве), а также хорошее владение диалогической речью и первоначальными навыками монологической речи.Наличие всех видов готовностей у дошкольника, выпускающегося из подготовительной к школе группы, способствует эффективному усвоению школьных знаний, умений и навыков, оказывающих влияние на формирование личностной успешности и приобретение уверенности в себе в познании окружающего мира. Таким образом, коррекционнообразовательная и развивающая работа, направленная на подготовку детей к школе в условиях «Системы ценностноориентированного подхода подготовки детей к школе», помогает выполнить требования, предъявляемые школой, к уровню подготовленности дошкольников и осуществить формирование универсальных предпосылок учебных действий как фактора, способствующего наиболее эффективному усвоению школьной программы, а значит и реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Ссылки на источники1.Бушинская, Е. А. Комплексная речевая гимнастика для детей 37лет (авторская разработка Е.А. Бушинская) / Е. А. Бушинская // Вестник магистратуры. –2013. –№12 –С. 6368.2.Бушинская Е. А. Комплексная речевая гимнастика для детей 37 лет: учеб. пособие для педагогов и родителей / Е. А. Бушинская. –Екатеринбург: Центр «Учебная книга», 2013. –64 с.3.Бушинская, Е. А. Особенности усвоения лексикограмматического строя речи у старших дошкольников с фонетикофонематическим недоразвитием речи и лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии / Е. А. Бушинская // Новый университет. –2013. –№8 –С. 5259.4.Взаимодействие специалистов ДОУ компенсирующего вида. / под ред. О. А. Денисовой. –М. : ТЦ Сфера, 2012. –64 с.5.Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. –М. : Лабиринт, 1996. –416 с.6.Гурьянова, Т. Л. Проблемы формирования компетенций / Т. Л. Гурьянова // Логопед. –2013. –№5. –С. 8689.7.Кольцова, М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребёнка: роль двигательного анализатора в формировании высшей нервной деятельности ребёнка / М. М. Кольцова. –М. : Педагогика, 1973. –144 с.8.Лурия, А. Р. Язык и сознание / под ред. Е. Д. Хомской. –РостовнаДону : Феникс, 1998. –414 с.9.Терентьева, М. А. Профессиональное трио: логопед, психолог и учитель начальной школы /М. А. Терентьева, Н. В. Чеботарёва, Е. Н. Кирсанова // Логопед. –2013. –№5. –С. 97101.10.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Проект Минобрнауки РФ от 14.06.13.11.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утверждён приказом Минобрнауки РФ от 06.10.2009 г. № 373.12.Хомская, Е. Д. Нейропсихология / Е. Д. Хомская. –СПб. : Питер, 2008. –496 с.13.Цветкова, Л. С. Афазиология: современные проблемы и пути их решения / Л. С. Цветкова. –М. : Московский психологосоциальный институт, 2002. –640 с.14.Цветкова, Л. С. Нейропсихология и афазия: новый подход / Л. С. Цветкова. –М. : Московский психологосоциальный институт, 2001. –592 с.15.Чернов, Д. Н. Становление языковой компетенции в детском возрасте (часть I) / Д.Н.Чернов // Логопед. –2011. –№9. –С. 615.16.Ярошевич, Т. Я. Формирование языковой компетентности у старших дошкольников с ОНР на материале русских сказок / Т.Я.Ярошевич // Логопед. –2011. –№5. –С. 2439.17.Segalowitz, Sidney J. Development psychology and the neurosciences / S. J. Segalowitz, L. A. Schmidt // Handbook of developmental psychology. –2003. –page 4871.