Система работы с творчески одарёнными и талантливыми детьми в рамках классного коллектива (на примере реализации авторской программы «Ступени развития личности. Творчество. Интеллект. Успешность»)

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Усманова Р. А. Система работы с творчески одарёнными и талантливыми детьми в рамках классного коллектива (на примере реализации авторской программы «Ступени развития личности. Творчество. Интеллект. Успешность») // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 12. – С. 251–255. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54158.htm.
Аннотация. В данной статье излагается система комплексной работы классного руководителя с одарёнными и талантливыми детьми в сельской школе, её результативность, использование разнообразных форм и методов вовлечения детей в научно-исследовательскую, интеллектуально-творческую и поисковую деятельность. Даётся подробная трансляция опыта классного руководителя по организации работы с данной категорией детей в рамках классного коллектива, описаны нетрадиционные подходы в работе. В ходе презентации авторской программы, альтернативных форм работы с одарёнными и талантливыми детьми широко представлены коллективные и индивидуальные результаты, достигнутые с помощью заявленных инновационных педагогических технологий и методик.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Усманова Римма Александровна,учитель русского языка и литературы, классный руководитель,МБОУ «Актанышская СОШ№2 с углублённым изучением отдельных предметов», с.АктанышРеспублики Татарстанusrial@mail.ru

Система работы с творчески одарённымии талантливыми детьми в рамках классного коллектива (на примере реализации авторскойпрограммы

«Ступени развития личности. Творчество. Интеллект. Успешность»)

Аннотация.В данной статье излагается система комплексной работы классного руководителя с одарёнными и талантливымидетьми в сельской школе, её результативность, использование разнообразных форм и методов вовлечения детей в научноисследовательскую, интеллектуальнотворческую и поисковуюдеятельность. Даётся подробная трансляцияопытаклассного руководителя по организации работы с данной категорией детей в рамках классного коллектива, описанынетрадиционныеподходыв работе. В ходе презентации авторскойпрограммы,альтернативных форм работы с одарёнными и талантливыми детьми широко представленыколлективные и индивидуальные результаты,достигнутые с помощью заявленныхинновационных педагогических технологий иметодик.Ключевые слова:одарённость, талант, мотивация, метапредметность, медиаобразование, социализация.

Современная образовательнаяполитикавсего мирового сообществаинициируют создание таких моделей образования, которые направленына полноценное развитие каждого ребенка в максимально возможном диапазоне его индивидуальных психологических ресурсов и предоставление возможностей для последующей самодостаточной и продуктивной жизнедеятельности. Эти задачи являются общими для всех групп обучаемых, но особую значимость они приобретают по отношению к одарённым детям, интеллектуальный и творческий потенциал которых всё больше рассматривается в качестве основного капитала государства. Поэтому неслучайно в контексте национальной образовательной инициативы«Наша новаяшкола» одним из пяти приоритетов выделена работа с одарёнными и талантливыми детьми: «В рамках данного направления педагогами должна быть выстроена разветвлённая система поиска и поддержки талантливых детей, а также их психологопедагогическое сопровождение в течение всего периода становления личности».На мой взгляд, для того чтобы выпускник школы был конкурентоспособным и успешным на рынке труда в будущем, его развитие на каждой возрастной ступени должно строиться в трех направлениях:

интеллект, включающий не только предметные, но и метапредметные знания и умение их применять на практике –универсальные учебные действия;

социализация(компетентности, способствующие успешной социализации человека в обществе, а также способность к постоянному саморазвитию;

самоорганизация собственной деятельности, умение управлять траекторией собственного развития, достигать поставленных целей); Все эти три составляющие формируют базовые и специальные навыки, способности и компетентности.Ключевая роль в решении данных задач принадлежит классному руководителю, который является основным звеном связи горизонтали «дети родители учителя –

сторонние организации. Работа с одарёнными и талантливыми детьми требует от классного руководителя огромныхнеординарных педагогических решений, интеллектуальных «капиталовложений», наличия исследовательских и творческих способностей, стимуляции инновационной активности,широкого внедренияинновационных образовательных технологий.В данной статьехочетсяподелитьсяопытом работы с одарёнными и талантливыми детьми в рамках одного класса в качестве учителя и классного руководителя. Стаж моей педагогической деятельности27лет, но с таким неординарным классом, с каким я работала с 5 по 11 класс (20062013г.г), в своей педагогической практике ещё не приходилось сталкиваться. Вопервых, в целом классный коллектив отличается повышенной учебнопознавательной активностью(в начальном звене и 56 классах некоторые учащиеся заметно повысили свой интеллектуальный уровень, видявысокую мотивациюк учениюбольшинства учащихся).Качество знанийколеблется от 83 до 100 %.Вовторых, в классном коллективе много «звезд разной величины» (артисты, танцоры, спортсмены, учёные районного, республиканского и российского масштаба). Поэтому очень многое зависит от того, насколько гибко и внимательно относится классный руководитель к выстраиванию ролевых позиций неординарных учащихся в деятельности коллектива, создает благоприятные условия для формирования положительной Яконцепции своих воспитанников, их спокойной веры в свои силы. Классный руководитель, являясь своеобразным создателем эмоционального фона развития личности учащихся в условиях классного коллектива, может реально влиять на их потенциальные возможности.По итогам банка данных одарённых и талантливых детей, переданного учителем начального звена, прямых методов изучения их интересов, собственных наблюдений за каждым учеником (сетка продуктивной досуговой занятости детей,анкетных данных, опросников, мониторинговыхисследований и диагностики) и косвенных методов(карта наблюденийза деятельностью детей, анализ её результатов)к середине 5 класса в основном выявляется общая картина одарённости детей. Затемпроводится примерная группировка учащихся внутри одного класса вмалые подвижные группы по тем или иным основаниям (уровню интеллектуальных способностей, академическим достижениям, по интересам и т.п.). Всё это послужило началомпостроения собственнойконцепции развития одарённых и талантливых детей и разработки плана действий и поэтапную их реализацию в течение обучения в среднем и старшем звене.Методологической и теоретическойосновой опыта по работе с одарёнными и талантливыми детьми считаюметодические пособия известныхпедагогов Б.Блума, В.М.Глушкова, П.М.Якобсона, идеи гуманистической направленности: концепцию личностноориентированного подхода в обучении И.С.Якиманской; теорию формирования личности в деятельности (А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна).При организации работы с одарёнными и талантливыми детьмивостребованным и эффективными являютсяследующие педагогические технологии, методики и приёмы:информационнокоммуникационные технологии; технология решения изобретательных задач (ТРИЗ);игровые технологии (ролевые, деловые и другие виды обучающих игр); проектноисследовательские методы обучения; педагогика сотрудничества; технология самовоспитания школьников.

Для успешной организации комплексной работы классного руководителя с одарёнными детьми следует ориентироваться наразличные направления и формы работы:I направление –индивидуальная работа, предусматривающая выполнение отдельных заданий (подготовка докладов, подбор литературы, изготовление наглядных пособий и др.) и работу с обучающимися по отдельной программе (подготовка к олимпиадам и конкурсам, оказание консультативной помощи);II направление –групповая работа–образование «сеттингов» (включает в себя работу над совместными исследовательскими проектами и подготовкой мероприятий, где нередко необходимо использовать информацию из разных либо смежных предметных областей).«Сеттинг»(setting –деление на сеты, группы) даёт возможность раскрытия способностей всех детей. Кроме того, продолжает сохраняться коллектив класса, так как на некоторых мероприятиях учащиеся работают в группах «смешанных способностей». Основным направлением повышения эффективности обучения в таких группах является применение различных средств индивидуального обучения и развития.III направление –массовая работа(включает в себя встречи с интересными людьми, совместную подготовку с педагогами предметных недель, участие в научнопрактических конференциях разных уровней).Методы урочной работы.Применительно к обучению интеллектуально одаренных и талантливых учащихся, безусловно, ведущими и основными являютсяметоды творческого характера(проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные –на основе форм индивидуальной и групповой работы_и расширение сферы внеклассной деятельности.Среди форм и методов внеурочной работыширокими возможностями выявления и развития одарённых учащихся обладают различные факультативы, кружки, школьные научные общества, конкурсы, интеллектуальный марафон, привлечение школьников к участию в самых различных олимпиадах и конкурсах вне школы и, разумеется, система внеурочной исследовательской работы учащихся.Изучение нового методического взгляда на современную проблему и педагогический опыт работы в школепривели меня к глубокому убеждению, чтотолько широкий диапазон включённости ребенка втворческую, научноисследовательскую, поисковую работу и постоянное расширение и обновлениесфер деятельности ученика обеспечивают егоблагополучное развитие и создаёт условия для максимального раскрытия его потенциала.В целях создания благоприятных условий для развития способных, одарённых и талантливых детейчерез оптимальную структуру школьного и дополнительного образования мною разработана и успешно реализуетсяобразовательновоспитательная программа «Ступени развития личности. Творчество. Интеллект. Успешность», которая предполагает взаимосвязаннуюсистему обучения, воспитания и развития одарённых учащихся в урочное и внеурочное время, включая дополнительное образование.Целипрограммы

–создание эффективной образовательной среды черезпостроение открытого для сотрудничества информационного образовательного пространства, обеспечивающего высокое качество образованияи воспитания, способствующего становлению свободной, успешной, конкурентоспособной, социальноактивной личности.

Использование возможностей каждого члена классногоколлектива, одарённого, талантливого или приближённого к данной группе,для максимального развития его интеллектуального и творческого потенциала, для дальнейшего самоопределения и самореализации, осознанного выбора будущей профессии.Задачи программы:Создание условий для раскрытия и развития одарённости учащихся.Формирование системы выявления одаренных и талантливых детей, контроля за их развитием.

Создание организационной структуры взаимодействия всех участников программы (одарённые и талантливые дети–школа(учитель)–семья (родители)–сторонние организации).Развитие мотивации одарённых и талантливых детей.

Программа представляет собой комплекс мероприятий и проектов по различным направлениям. Кроме того,программа требует активного взаимодействия и сотрудничества всех участников образовательного процесса, дифференциации, интеграции и координации педагогического труда в едином образовательном пространстве и социокультурной среде.Таблица 1

I cтупень:57 классыIIступень: 89 классыIIIитоговая ступень: 1011 классыВедущие субъекты системыклассный руководитель учительпредметник –родитель ученикучительпредметник классный руководитель –ученик педагог дополнительного образования ученик учительконсультант родитель классный руководительЗадачи ступениСохранение интереса ребенка занятиями в области его одарённости при переходе из начальной школы в основную; формирование мотивациив обучении; совместная выработка «познавательногомаршрута»; развитиеспособностей и открытие скрытыхвозможностей ученикаЯркое проявление индивидуальности ребенка, развитиеспособностей к самостоятельным занятиям определенного направления деятельности, повышение уровня знаний и эрудиции в интересующих областях науки, приобретение им устойчивых исследовательских умений и навыков, метапредметностьПостроение учащимся своей жизненной траектории с учётом его одарённости и таланта, потребности общества. Самостоятельный выбор сферы научноисследовательской деятельности и работа над этапами моделированияи презентации проектов, исследований.Ожидаемый результатПоиск «точек приложения сил» способных и одарённых учащихся. Достижение новых успехов в одной или несколькихобластях изучаемых предметов.Классный руководитель способствует ученику составлению траектории его индивидуального развития. Активизация системы психологопедагогического сопровождения ребенка по линии егоразвития и профессионального самоопределенияуспешная социализация и самореализация учащегося, богатое портфолио. Сформированы научность, креативность, самоорганизованность.

Критерии оценивания результатов работы по авторской программе

Динамика достижений учащихся (через портфолио и базы данных) Рейтинг класса вшколе, районе иреспублике по результатам ЕГЭ, олимпиад, спортивных соревнований, интеллектуальных и творческих конкурсов.Поступление в вузы, успешность выпускников школы на протяжении последующего обучения. Состояние уровня здоровосбережения и комфортности пребывания учащихся в школе, удовлетворённости учащихся, родителей, общественности образовательновоспитательнымпроцессом.Основные направления работы классного руководителяКлассный руководитель выполняет роль организатора, координатора, консультанта и на каждой ступени программы строит свою деятельность по следующим направлениям: 1.Выявлениеодарённых и талантливых детей.

2.Оказание помощи и поддержки одаренным и талантливым учащимся в самореализации их творческой направленности. 3.Поощрение одарённых и талантливых детей. 4.Работа с родителями одарённых и талантливых детейУчитывая особенности классного коллектива, для дальнейшей поддержки иразвитияразных видов одарённости детей, классным руководителем проводитсясоответствующая корректировкапрограммы и ведутся постоянные поиски «живой идеи», новых форм мероприятий. Хочется поделиться некоторыми нетрадиционными подходами при работе с указанным контингентом учащихся.Нетрадиционныеподходыв работе с одарёнными и талантливыми детьмиТрадиционноклассическиеформы работы с данным классным коллективомне моглидать такого высокого результата, поэтомув течение нескольких лет ведётся постоянный поиск иреализация альтернативных форм образовательной деятельности. В основе ихлежит личностно ориентированное коллективное творческое дело. Выбор на КТД делается осознано, так как оно имеет множество преимуществ.Накоплен достаточно большой теоретический и практический материал, выработан определённый стиль в работе, которыйобеспечивает должныйуспех и даёт позитивный прогноз развития социального опыта.Работа организована по следующим аспектам:1)социальные критерии выбора дел, значимые для личностного развития каждого ребёнка2)акцент на индивидуальныесоциальнозначимые проекты, на авторство идей;3)создание конкурсносостязательной среды в коллективе, что ведёт к постоянной мотивации детей4)добровольность принятия ролей и поручений учащимися и их самоопределение.Широкие возможности для нетрадиционных подходовв работе сучащимися, по нашему мнению, имеет внедрение в школьную практику медиаобразования, использование которого не только приводит к модификации существующих методов и приемов работы с одарёнными детьми, но и способствует усилению творческого характера деятельности с данным контингентом. Медиаобразованиенацелено на развитие личности на материале медиа, формирование культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического, неординарногомышления, умений интерпретации, анализа и оценки медиатекста, обучение различным формам самовыражения при помощи медиатехники. Это актуализирует использование потенциальных возможностей медиаобразования в развитии одарённых детей.Поэтому в основе всех форм работы лежит медиаобразование.Материалом для медиаобразования служат продукты средств массовой коммуникации –прессы, телевидения, кинематографа, видео, Интернета. Кроме того, сами медиа (видео, компьютер, модем, факс, мультимедиа) используются как технические средства обучения.

Проведение классных тематических мероприятийучебнопознавательной и интеллектуальнонаучной направленностиДля дальнейшей поддержки иразвитияодарённости детей систематически организуются в коллективе тематические мероприятияучебнопознавательной и интеллектуальнонаучной направленности.Подготовкой и проведением мероприятия занимается Совет лидеров и учебный комитет класса. Заранее детям предлагается круг тем и вопросовпоразным областям наук. Как само мероприятие, так и подготовительный этап даёт возможности для определения состояния знаний на данном этапе и импульс для освоения новых знаний. Именно на них выявлены будущие олимпиадники и предложены учителямпредметникам. Наш банк идей имеет большой арсенал разнообразных форммероприятий: марафон, интеллектуальный лабиринт, «Что? Где? Когда?,интеллектбанк, казино «Эрудит». Организации ценностноориентировочной деятельности с учащимисяИзменяющаяся социокультурная ситуация требует от педагогов постоянно держать руку на пульсе нравственного самоощущения и самосознания подрастающего поколения. Большая роль при этом отводится организации ценностноориентировочной деятельности с учащимися, котораянаправлена на ориентацию учащихся на общественнозначимые нравственные и социокультурные ценности, принятые в обществе, а также на их усвоение. Выбор форм включения медиаобразования в процесс организации ценностноориентировочной деятельности зависит от возраста учащихся, их индивидуальных особенностей, интересов. Продуктивной формой работы в классном сообществе является дискуссия, для чегоактивно используемколлективный просмотр художественных видеофильмов на школьную, молодежную, лирическую, философскую тематику с последующим обсуждением авторской позиции режиссера, характера, поступков героев; ситуативный театрализованный тренинг на отождествление себя с главным героем фильма, на изменение сюжета фильма; инсценировку тех или иных эпизодов фильма. Задача педагога заключается в том, чтобы развить эстетический вкус, творческое, критическое мышление школьников, развивать их ценностные ориентации.Технология организации ценностноориентировочной деятельности со школьниками включает такие формы, которые стали популярными и интересными:диспуты; уроки этики; тематические встречи;дискуссии, беседы «Круглый стол»;коллективные обсуждения; игры; тренинги и др.Формирование научноисследовательскихнавыков у учащихся

Развитию общей одарённости школьников способствует целенаправленная организация научноисследовательской деятельности учащихся. Первойступенью к учебноисследовательской деятельности учащихся, начиная с 5 класса, явилась такая содержательная и разносторонняя форма работы с классом, как информационнопоисковая игра.Она успешно и результативно проводится на классных часах по интересамдетей. Специфика информационнопоисковых игр состоит в том, что в процессе деятельности ученики должны решать задачи, связанные с поиском, анализом, обобщением, структурированием и представлением информации. Задача, которая ставится перед детьми, состоит в том, чтобы не только найти информацию, но и отрефлексировать оптимальный путь ее поиска. Эти игры ведутся на основе межпредметного инадпредметного содержания.Например, с увлечением дети вступают вигру «Лингвистическое tournee». Тематика игры постоянно обновляется, проводились историческое, географическое, литературное, математическое tournee. Именно данная форма игры, на мой взгляд,послужила хорошим толчком и началом серьёзных научных исследований учащихся класса. Постепенно отбираются наиболее творческие и заинтересованные дети дляучастиявшкольномНОУ «Эврика». С 6 класса12 учащихся являются членами научного общества.С7 класса учащиесярезультативно выступают на научнопрактических конференциях районного, республиканскогоуровня по сопоставительной лингвистике, экологии, технологии, английскому языку (6 учеников), зонального уровня (5 ученика) и республиканского (6 учеников).Медиаобразовательный проект выпуск классной компьютерной газеты «ОКНО»

Личностно ориентированным коллективным творческим делом является выпуск классной компьютерной газеты «ОКНО». Девиз газеты «Раскрой окно, и ты увидишь: мир прекрасен»Проект «Мы делаемкласснуюгазету» стал для меня и моих учеников той отправной точкой, катализатором идей, который позволил не только внедрить проектную методику в практикувнеурочной деятельности, но и способствовал повышению медийной грамотности обучающихся, включающей умение анализировать и создавать медиатексты, использовать медийную технику, осваивать основы медийной культуры.

Создание проекта требует вовлечения детей в различные формы деятельности. Эторукописная подготовка заметок, компьютерный набор статей и распечатка на принтере, компьютерная правка, макетирование и верстка. Кроме того, над газетой трудится проектная группа детейхудожников; некоторые из них занимаются подготовкой рисунков на бумаге, а другие сканируют их с последующей вставкой в номер. Таким образом, дети участвуют во всех этапах подготовки газеты. В выпуске одного номера газеты участвует от 10 и более учащихся класса. Работа организована таким образом, чтобы как можно больше школьников принимало участие в подготовке газеты. С этой целью проводятся конкурсы на лучшую статью, заметку или рисунок на заданную тему, разрабатывались программы организации общешкольных конкурсов.

В результате работы с детьми по выпуску газеты возрастает их мотивация кдобыванию знаний из разных областей науки.Они совершенствуют и развивают навыки литературного творчества, повышают грамотность, получают первый журналистский опыт.В газете проводятся конкурсы на лучшие стихи, рисунки, репортажи, что стимулирует детей к творчеству и наиболее полно выявляет и реализует их способности и таланты.Таким образом, классная компьютерная газета –мощное воспитательное средство, а также средство повышения интереса к учёбе и развития креативности.

Самоанализ, самодиагностика детейВоспитанию одарённой и талантливой личности способствует использование технологии самовоспитания школьников.Особую роль в воспитательной системе класса играет самоуправлениеучащихся, которое осуществляется через систему постоянных поручений, работу малых инициативных групп (МИГ), способствует становлению самостоятельной и творческой личности подростка.Ценным инструментарием для классного руководителя являются следующие формы работы:1. Систематические самоотчёты учащихся, на которых воспитанники демонстрируют социальнуювзрослость, ответственность за свои действия и поступки,дают правильную самооценку. 2. По итогам каждой учебной неделиучащиеся выставляютсамооценку, перед этимкаждый проводит анализ и самоанализ по всем видам деятельности. 3.Самодиагностика детей(в листахкартах самоанализа, тетрадях личностных достижений дети сами заполняют уровень своих достижений, приобретённые умения, эмоциональное состояние, отношений со сверстниками, взрослыми)В целяхсплочения ученического коллектива, совершенствования ученического самоуправления в классе ипроцесса гуманизации межличностных отношений с 5 класса успешно работает Совет лидеров, который занимается текущими и перспективными делами класса. В начале каждого учебного года Советом лидеров объявляется конкурс среди учащихся класса по следующим номинациям (количество и название номинаций дополняется и изменяется в течение года): «Ученик года», «Ученица класса», «Лидер класса», «Интеллектуал класса», «Открытие года», «Спортсмен года», «Звезда класса», «Самый лучший организатор класса», «Самая лучшая дежурная пара» и др. В конце учебного года по итогам тайного голосования каждого члена коллектива определяются победители и награждаются на ежегодном классном фестивале достижений «Успех»победителей

с участием родителей и приглашённых учителейпредметников Грамотами. Этот опыт работы перенятклассными руководителями нашей и соседних школ района.

Работа с родителями одарённых и талантливых детейПедагогический опыт показывает, что наилучшие результаты в воспитании получаются, когда семья заинтересована в развитии своего ребенка, когда через совместную семейную деятельность идет раскрытиеего потенциала. Неслучайно сегодня очень остро стоит вопросо тесном сотрудничестве родителей и педагогов в образовании и воспитании одарённых и талантливых детей.При планировании работы классного руководителявключаются следующие пункты: приглашение родителей для добровольного участия в жизни класса; помощь ворганизации досуга детей;выпуск информационныхбюллетеней для родителей: о тенденциях в образовании, новости школьной и классной жизни, плаката, творческих страниц, в котором участвует каждый ребёнок (размещает свою работу, рисует, пишет, оформляет);совместные встречи родителей и их детей; проведение родительских собраний с Советом лидеров класса, со всем ученическим коллективом в форме интеллектшоу, круглого стола, самоотчётов отдельных учащихся перед родителями, встреч с интересными людьми из числа родителей класса;Таблица 2Формы проведения мониторинга реализации комплексной программы

ФормыПериодичностьПредметные олимпиады, интернетолимпиады, конкурсыпо особому плануТворческий отчёт членов кружков дополнительного образования 2 раз в годТематические конкурсы, интеллектуальные марафоны, выставки творческих и проектных, исследовательских работ1 раз в четвертьПроведение заседаний Совета лидеров класса1 раз в четвертьЕжегодный классный фестиваль достижений «Успех 2013»по итогам учебн. годаРодительская конференция с участием Совета лидеров класса (поощрение родителей по итогам учебного года за участие в деле образования и воспитания детей –благодарственные письма)по итогам учебн. года

Вся работа классного руководителя строится так, чтобысистема работыпо поддержке одарённых и талантливых детей расширяет свой комплексный характер, становится доступной педагогам, родителям и детям, предоставляявсе возможностидля позитивной самореализации и саморазвития.Представленная модель работы содарёнными и талантливыми детьми в рамках классного коллективадоказала свою состоятельность и позитивную результативность на практике. А впереди поиск новых форм, методов и направлений работы с данным контингентом учащихся.

Ссылки на источники1.ДереклееваН.И. Научноисследовательская работа в школе. М: ВербумМ, 20012.Савенков А. И. «Одаренный ребенок в массовой школе» Москва, «Сентябрь», 2001. 3.Суходимцева А.П., Гордон М.М. Создание условий для развития одарённости детей: практика образовательной системы. Сборник. –М: 20094.Шумакова Н.Б. Одарённый ребёнок. Особенности обучения. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2008. 5.Хуторской А.В Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя. –М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.