Проект "Литературная пятиминутка" как средство повышения читательской компетенции младших школьников

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Зорина О. В. Проект "Литературная пятиминутка" как средство повышения читательской компетенции младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 12. – С. 431–435. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54198.htm.
Аннотация. В статье представлен опыт включения в урок литературного чтения литературных пятиминуток, целью которых является повышение читательской компетенции младших школьников, формирование умений самостоятельной и творческой деятельности, умений работать с различными источниками информации. Автор знакомит со структурой и порядком проведения литературных пятиминуток в 3 и 4 классах, а также формами итоговой работы учащихся.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Зорина Ольга Владимировна,учитель начальных классов, МКОУ«ПолотняноЗаводская средняя общеобразовательная школа №1», п. Полотняный ЗаводКалужской областиo.zorina80@yandex.ru

Проект «Литературная пятиминутка»как средство повышения читательской компетенциимладших школьников

Аннотация:В статье представлен опыт включения в урок литературного чтения литературных пятиминуток, целью которых является повышение читательской компетенции младших школьников, формирование умений самостоятельной и творческой деятельности, умений работать с различными источниками информации. Автор знакомит со структурой и порядком проведения литературных пятиминуток в 3 и 4 классах, а также формами итоговой работы учащихся.Ключевые слова:литературная пятиминутка, читательская компетенция, читательская активность, мотивация.

«Привить ребёнку вкус к чтению ‬

лучший подарок, который мы можем ему сделать»Сесиль Лупан

Значение книги в жизни человека огромно. В век компьютеров и высоких технологий человек не может обойтись без чтения. Однако педагоги и психологи констатируют, что дети едва научившись читать в начальной школе, взрослея, читают всё хуже и хуже.Чтение книг в современном мире часто заменяют компьютер и телевизор, которые не побуждают мыслить, анализировать, делать выводы, а учат мыслить по шаблону, дают сухую информацию. Систематическое жеобщение с книгой способствует эмоциональному и духовному развитию детей, взаимопониманию и общению. У книг не может быть конкурентов. Они учат добру, справедливости, открывают красоту окружающего мира, прививают любовь к жизни, радость познания. Недооценивать значение слова нельзя, оно очень велико. «Широкое распространение видеои компьютерной продукции сопровождается оттеснением чтения и письменных текстов на периферию культуры. Это негативно влияет на качество обучения …» [1].В прошедшем учебном году я посетила школьную и поселковую библиотеки и выяснила, что формально их читателями являются 93% моих учеников, а фактически постоянно пользуются услугами лишь 46%. Среди них есть очень активные читатели ‬20% и те, которые меняют книги с периодичностью 1 раз месяц. Проанализировав сложившуюся ситуацию, я составила и раздала учащимся на лето список литературы, рекомендуемой для чтения. Просматривая читательские дневники в первые дни сентября, я увидела, что большинство детей дополнительно к списку не прочитали ни одной книги. Входящая проверка техники чтения показала снижения качества на 10%.

В связи с этим возникают противоречия:1) между определяющим значением читательской деятельности и пассивной читательской активностью учащихся, 2)между постоянно растущими требованиями к уровню читательской компетентности, которая является средством самообразования и дальнейшего успешного обучения, и невозможностью её реализации при использовании традиционных подходов к образовательной деятельности на уроках литературного чтения. Решить обозначенные проблемы невозможно, изучая лишь теоретический материал, не подкрепляя его практической деятельностью. Всё это подтолкнуло меня к переосмыслению подхода к организации внеклассного чтения учащихся. Оно должно быть системным и целенаправленным. Книга должна стать не обузой, а развивать и учить мыслить, вызывать интерес и желание читать дальше.Эти вопросы нельзя решить, читая только программный материал, тем более, что в 34 классах уроки чтения сокращаются до 3х часов в неделю, а дополнительных часов из вариативной части базисного плана на уроки внеклассного чтения не предусмотрено.Решение этой проблемы я вижу в комплексном подходе, сочетании программного и внеклассного чтения через введение в структуру уроков литературных пятиминуток.Цели литературных пятиминуток.

Повышение читательской компетенции школьников через проведение литературных пятиминуток.

Формирование умений самостоятельной и творческой деятельности, умений работать с различными источниками информации.

Развитие коммуникативных умений.

Воспитание духовнонравственных качеств личности на примере литературных произведений.Ожидаемые результаты:

повышение читательской активности школьников,

расширение читательского кругозора,

умение работать с информацией (выделять главное, делать выводы, формулировать свое отношение к прочитанному),

повышение творческой активности через участие в литературных конкурсах для школьников.Диагностический инструментарий.

Анкетирование родителей.

Анкетирование учащихся.

Анализ посещения библиотек учащимися.

Анализ участия в литературных и познавательных конкурсах.Качество образования в современной начальной школе определяетсяуровнемовладения учащимися ключевыми компетентностями ‬способностями к самостоятельной деятельности в учебном процессе, в использовании приобретенных в школе знаний и умений в практической деятельностии повседневной жизни. ВФедеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования второго поколения в качествеприоритетной цели называется «…формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования» [2]. Таким образом, успешное обучение в начальной и основной школе невозможно без сформированности у обучающихся читательской компетенции.Читательскаякомпетентность учащихся начальной школы ‬этосформированная у детейспособность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения книги.Этим объясняется актуальность проблемы формирования у учащихся начальной школы способов деятельности, которые определяют читательскую компетентность как одну из ключевых, которая составляет основу умения учиться.

Порядоки формы проведения литературных пятиминутокв 3 классеЛитературная пятиминутка проводится в начале урока чтения. Каждый месяц посвящён определённой теме, которая соответствует основномуучебномуматериалу уроков чтения и дополняет его (я работаю по УМК «Школа России», учебник «Литературное чтение» Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой).

Организация и проведение литературных пятиминуток предусматривает большую подготовительную работу со стороны учителя. Необходимо просмотреть и подобрать книги в библиотеке для составления списка литературы, рекомендуемого учащимся для чтения. Важно сделать опору на те произведения, которые доступны детям и имеются в наличии в библиотеках. В этом мне большую помощь оказывают сотрудники школьной и поселковой библиотек.

В классе оформляется тематический уголок. В нём размещается список рекомендуемой литературы,график выступления учащихся, оформляется выставка книг. Дети имеют возможность принести и свои книги или взять их для чтения с выставки. За этим следит библиотекарь класса, выбранный из числа учеников.

Объяснению целей и порядка предстоящей работы было посвящено первое родительское собрание по теме «Как привить детям любовь к книге», так как они совместно с учителем выступают в роли консультантов и помощников для детей.

Первые 23 пятиминутки являются вводными. Их проводит учитель, возможно привлечение детей, которыехорошо и много читают. На них объявляется тема и цели пятиминуток месяца, дети знакомятся с графиком выступлений и списком книг, даются пояснения по форме подготовки выступлений, итоговой работы учащихся.

Так, литературные пятиминутки в сентябре проходили по теме «Устное народное творчество». На первых пятиминутках ребята познакомились с особенностями данного жанра, его видами: пословицы, поговорки, загадки, сказки (более расширенные ученики получали на уроках и продолжат изучать в 4ом классе). Для творческих заданий (составление загадок) я использовала материал из учебника Т.А. Ладыженской «Детская риторика».

Например:Допиши загадки

Удивительный ребёнок! С ветки на веткуТолько вышел _________ Быстрый, как мяч,Может плавать и нырять, Скачет по _______Как его родная _________. Рыжий _________.

В структуру одной из пятиминуток входил и конкурс загадок, которыйбыл обыгран героями русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», роли которых исполняли ученики класса.

Начиная чтение по теме «Стихи русских поэтов», я познакомила учащихся со своим любимым поэтом ‬А.А. Фетом, и прочитала одно из его стихотворений. Также ребята познакомились с понятием «рифма», «строфа» и её видами, упражнялись в подборе рифмы к словам «вырастают ‬облетают», «листочки ‬цветочки» и др.

В течение первой и последующих недель ученики определяются в выборе авторов для своих выступлений, читают книги, консультируются у учителя по подготовке выступлений, знакомятся с биографией автора, накапливают материал к итоговой работе. Темы пятиминуток соответствуют основному учебному материалу данного месяца и подобраны в соответствии с возрастом учащихся, их интересами. В основу литературных пятиминуток в 3ем классе взяты сказки (народные и литературные), стихи, рассказы о животных, басни, детские журналы. Каждый из представленных жанров и видов литературных произведений имеет своиположительные стороны.

Сказкипомогают мыслить логически, развивают воображение, речь, раскрывают двери в мир культуры.

Стихиразвивают чувство языка, вкус к слову, умение говорить выразительно, точно, ярко.

Рассказы о животныхпополняют знания учащихся, учатнаблюдательности, любви к живому, умению сопереживать, проявлять заботу.

Баснидети данного возраста только начинают изучать, это новый для них и необычный жанр, в котором высмеиваются пороки людей. Басни имеют большое воспитательное значение, заставляя задуматься над своим поведением и поведением окружающих, учат анализировать, сравнивать, делать выводы.

Детские журналырасширяют кругозор учащихся, дают представление о журналистике, знакомят с литературными новинками.Таблица 1Тематический план литературных пятиминуток в 3ем классе

На каждой литературной пятиминутке выступает 23 ученика. Ребята творчески подходят к подготовке выступлений. Они сообщают краткие сведения из биографии писателя, приносят на урок его книги, знакомят с наиболее понравившимися произведениями, делают к ним краткую аннотацию, рисунки. Подготовка выступления имеет свои особенности в зависимости от изучаемого жанра. Так, работая над русскими народными сказками, вместо биографии дети определяют вид сказки (сказка о животных, волшебная, социальнобытовая) и дают пояснения по своему выбору.При работе со стихами готовят чтение наизусть одного из стихотворений.Формы итоговой работыДля детей младшего школьного возраста свойственно нагляднообразное мышление, желание видеть своего труда в какомто конкретном образе. Поэтому для итоговых занятий я выбрала разнообразные и наиболее интересные для данного возраста детей формы предоставления материалов, которые отражают сущность работы по прочитанным произведениям, позволяют обобщить и систематизировать накопленный опыт. Среди них выставки рисунков (галереи), оформление папокраскладушек с творческими работами учащихся(стихи, №МесяцТема литературных пятиминутокФорма итоговой работы1СентябрьУстное народное творчествоСоставление книжекмалышек2ОктябрьСтихи русских поэтовОформление папкираскладушки «Проба пера» со стихами учащихся класса3Ноябрь Басни И.А. КрыловаСочинение на тему «Уроки басен Крылова»4ДекабрьСказки русских писателейОформление галереи рисунков по сказкам русских писателей5ЯнварьСтихи и рассказы о Великой Отечественной войнеСоставление списка литературы произведений о войне с их краткой аннотацией 6ФевральРассказы о животных Составление книги «Наши друзья ‬животные» с рассказами учащихся7МартСтихи детских поэтовЛитературная викторина по прочитанным произведениям8АпрельПо страницам детских журналовВыпуск детского классного журнала «Лучик»9МайСказки зарубежных писателейОформление галереи рисунков по сказкам зарубежных писателейсочинения, аннотации), выпуск детского классного журнала «Лучик» икнижекмалышек, литературные викторины. Все эти работы красочно оформляются детьми (допускается помощь учителя и родителей) и выставляются для знакомства в классев тематическом уголке литературных пятиминуток. Литературные пятиминутки в 4 классеВ 4 классе литературные пятиминутки проходят 1 раз в неделю (понедельник). Тема определяется на четверть и посвящена юбилейным литературным датам: юбилей книги или автора.На первой пятиминуткеучитель знакомит детей с темой и списком литературы (важно учитывать возможности школьной и поселковой библиотек). В последующие дни ученики читают предложенные книги или выбирают книгу по своему усмотрению в соответствии с темой и готовят презентацию книги (отчетная работа ‬минипроект). Каждый ученик может презентовать разное количество книг и выступить на пятиминутках несколько раз.В сентябре необходимо провести родительское собрание «Растим грамотного читателя», где родителям объясняются цели данной работы и формы работы. От понимания родителями важности проблемы во многом зависит результат работы. Для повышения мотивации объявляется о литературном конкурсе «Папа, мама, я ‬читающая семья», который будет проходить в мае. Положение о порядке его проведения составляется родительским комитетом совместно с учителем.Формы презентации прочитанных книг:Рисунок с аннотацией к книге.Сочинение «Чему учит книга», «На кого я хочу быть похожим».Кроссворд по прочитанным произведениям.Минигазета «Литературный вестник».Викторина.«Проба пера» произведения собственного сочинения с использованием героев или сюжета из прочитанных книг.Данные формы работы позволят повысить мотивацию к осмысленному чтению, развить творческие способности детей. Самостоятельный выбор формы представления отчета дает возможность каждому проявить свои способности и учесть индивидуальные особенности школьников. ЗаключениеВ рамках реализации проекта апробирована и описанасистема педагогических условий активизации читательской деятельности младших школьников. Литературные пятиминутки позволяют систематизировать и разнообразитьвнеклассное чтение учащихся, вызывает у ребят желание читать и помогает выработать умение, позволяющее это желание реализовать. В результате опроса родителей отмечается повышение интереса детей к чтению стремление проявить себя и свои творческие способности. Творческое умение ребёнка ‬это, в сущности, способность сделать какоето новое для себя открытие пусть и незначительное, и для когото неновое. Уверена, что плановая и систематическая работа в данном направлении в течение 34 классов, разнообразие форм работы позволяют сформировать читательскую компетентность младших школьников и подготовить их к успешному обучению в среднем звене школы. В заключении хочу отметить, что эффективность данной работыпрежде всего зависит от педагога, задача которого, выступая организатором учебной деятельности, стать заинтересованным и интересным соучастником этого процесса.

Ссылки на источники1.Орлова Э.А. Рекомендации по повышению уровня читательской компетенции в рамках Национальной программы поддержки и развития чтения. ‬М.: МЦБС, 2008.2.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ‬М.: Просвещение, 2010.