Организация аудиторной самостоятельной работы на занятиях по дисциплинам «Основы философии» и «Психология общения»

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Кучерявенко С. В., Кучерявенко Д. В. Организация аудиторной самостоятельной работы на занятиях по дисциплинам «Основы философии» и «Психология общения» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 146–150. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54289.htm.
Аннотация. Статья посвящена отдельным аспектам организации самостоятельной работы в системе профессионального образования. В качестве примера авторы рассматривают эвристический метод организации аудиторно-внеаудиторной самостоятельной работы студентов на занятиях по дисциплинам «Основы философии» и «Психология общения».
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
КучерявенкоСергей Владимирович,кандидат философских наук, доцент, преподаватель ГБОУ СПО «Юргинский технологический колледж», доцент кафедры экономики и автоматизированных систем управления,Юргинскийтехнологическийинститут(филиал) ФГБОУВПО «НациональныйисследовательскийТомскийполитехнический университет»(ЮТИ НИТПУ), г. Юргаserg_kuch60@mail.ru

КучерявенкоДарья Валерьевна, преподаватель,ГБОУ СПО «Юргинский технологический колледж», г. Юргаdashutka260310@mail.ru

Организация аудиторной самостоятельной работы на занятиях по дисциплинам«Основыфилософии»и «Психология общения»

Аннотация. Статья посвящена отдельным аспектаморганизации самостоятельной работы в системе профессионального образования. В качестве примера авторы рассматривают эвристический метод организации аудиторновнеаудиторной самостоятельной работы студентов на занятиях по дисциплинам«Основы философии»и «Психология общения».Ключевые слова:самостоятельная работа, компетентностный подход, дозирование информации.

С точки зрения современной педагогической науки, одной из целей самостоятельной работы обучающихся является систематизация,закреплениеполученных ими теоретических знаний и практических умений, развитиеих познавательных способностей и активности, самостоятельности, ответственности, творческой инициативы, организованности, а также формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, совершенствованию и самоорганизации[1].

В ходе учебногопроцесса вобразовательномучреждениипрофессионального образования просматриваютсядва вида самостоятельной работы:аудиторная, которая выполняется непосредственно на учебных занятиях, по заданию и под непосредственным руководством преподавателя,и внеаудиторная, также выполняющаясяпо заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.Модернизация среднего профессионального образования направлена наразвитие личности студенческой молодёжи, еёпознавательных и креативныхспособностей, с тем, чтобы обеспечить еёконкурентоспособностьна рынке труда. В течение последних летучёные и практикующие педагогиведут активнуюпоисковую деятельность понаиболее эффективнымспособампреодоленияпротиворечиймежду чрезвычайно директивным содержанием обучения, формально установленнойорганизациейобразовательного процесса с одной стороны, и необходимостью развития индивидуальных способностейобучающихся, формированияих творческого потенциала и усиления самостоятельности в процессе овладения знаниями и умениями. Усиление этих тенденцийв настоящее время обусловленыпереориентацией современного среднего профессионального образованиясо знаниевой парадигмы на личностноразвивающую, тесно связанную с формированием ценностного отношения к самостоятельной работе, подбору оригинальногоспособа еёвыполнения, с внедрением компетентностного подходак организации учебного процесса, с формированием ключевых профессиональных компетенций, а также обеспечением целого спектрапредпосылокдля осуществления инициативной самостоятельной деятельности [2].

Почти во всехсовременных исследованияхотмечается, что система среднего профобразованияпризвана настраиватьобучающихсяна пополнение и обновление

своихзнанийв течениевсей сознательной жизни. Достижениеэтойцеливозможно лишь в ходе реализации их самостоятельной деятельности, которая в последнее время приобретает особоезначениеи предусматривает как большуюиндивидуализацию заданий, так и созданиеконсультационных пунктов. Кроме того, необходимо предусмотретьнекиепсихологопедагогическиеновации, относящиесякак к содержательной части заданийдля самостоятельной работы, так и к характеруконсультаций и контроля. Процесс самостоятельной работы студента непредсказуем, в случае, если студентызаведомо не наделены самостоятельностьюв повседневной учебной деятельности.Ведь формирование навыковк саморазвитию не осуществимобез присутствиянавыков самостоятельноотбирать, находитьианализировать различные информационные источники, тренировать память, речевые качества и навыки, коррелироватьсвоёповедение,стратегию и тактику обучения на основеполученногоопыта, восстанавливать физические и эмоциональные силы, трудитьсяв коллективе, формироватьмежличностные контакты[3].

Студент каксубъект деятельности в процессе выполнения самостоятельной работыпри должнойеё организации и контроленастроен на значительный рост внутренних мотиваторов на обучение. Выстроенная преподавателем с учётом психофизических особенностей и интеллектуального уровня каждого конкретного студента, самостоятельная работа не только стимулируетего творческие задатки, но и влияетна формирование фундаментальных основ личности как будущего профессионала в соответствующей сфере трудовой деятельности, так как является важнейшимсредством самореализации, самоконтроля и самоанализа.Самостоятельная работа в студенческие годы –залог успешнойпрофессиональной карьеры, самостоятельностии мобильностивыпускниковобразовательных учреждений СПО. Итак, организация аудиторной самостоятельной работы –важнейший элемент воспитательнообразовательного процесса современного профессионального учебного заведения. Именно этой форме профессионального обучения в последнее время уделяется особое внимание. Это связано, в первую очередь, с коренным изменением образовательнойпарадигмы: от научения –к самообучению. Потоки избыточной и легко доступной дляобучающегося информации –одна из главных примет нашего информационного общества. Преподаватель давно перестал быть неким «информационным авторитетом» в глазах думающего студента. Ведь всю информацию о любом интересующемпредмете, явлении, процессе и пр.можно за считанные мгновения найти в глобальной сети Интернет. И именно здесь студента подстерегает главнаяинтеллектуальная опасностьнашего динамичного времени: возможность простонапросто захлебнуться информацией и, как результат, потерять всякий к ней интерес и связанную с ним мотивацию к обучению. Поэтому у современного преподавателя совершенно другая роль. Он должен стать для студентов неким гидом, советчиком, тьютором. Знать, где находятся необходимые ресурсы, обучать умению работать с ними, анализировать, компоновать в соответствии с определёнными задачами. То есть студента надо научить, прежде всего,рационально и эффективно дозировать всё нарастающий поток информации. Это касается любой изучаемой дисциплины. Выделить главное, создать некий задел для дальнейшего познания объектов и процессов действительности –такова главная цель метода самостоятельной проработки учебного материала на основе «Методических указанийпо организации самостоятельной работы для подготовки к семинарским занятиям по курсу «Основы философии», преподаваемому в Юргинском технологическом колледже.Суть метода очень проста. Намиещё в 2005 году изданы (а затем неоднократно переизданы) и зарегистрированы в установленном порядке вышеназванные методические пособия, представляющие собой вопросы для подготовки к семинарским

занятиям. Разработка предполагает использование в самостоятельной работе базового учебного пособия «Основы философских знаний. Курс лекций для ССУЗов».–М., 1997.(Данное учебное пособие переиздано колледжем в 2009году).Аналогичная разработка была создана нами также по новой дисциплине «Психология общения» на базе учебника А.П. Панфиловой «Психология общения»[4].Для подготовки к семинарскому занятию, проводимого с целью закрепления и систематизации полученных знаний,студенту необходимо внимательно ознакомиться с содержанием соответствующей лекции из указанного учебного пособия и письменно ответить на вопросы по данной теме. Таким образом, студент, находя в учебном пособии ответы на вопросы,составляет краткий опорный конспект соответствующей лекции и одновременно готовится к семинарскому занятию. Вопросы, выделенные жирным курсивом, прорабатываютсяособо тщательно, так как именно они являются ключевыми по изучаемойтеме.Роль преподавателя (при аудиторной самостоятельной работе) сводится фактически к тьюторству, наставничеству. Хотя разъясняя отдельные непонятные для обучающегося вопросы, приводя примеры, разбирая конкретные ситуации, педагог может (и должен!) выходить за рамки чисто технического наставничества, своим авторитетом закрепляя то или иное положение учебного текста. В любом случае, письменно формулируя ответы на вопросы методических указаний, студент включается в активную поисковую деятельность, приобретает навыки сжатого изложения обширного текста. Подобное умение очень ценно само по себе (все, кто писал диссертационное исследование, помнят, насколько сложным бывает процесс весьма краткого изложения в автореферате основного содержания диссертации).Кроме обозначенныхпреференций студент получает первичные навыки научного конспектирования первоисточников. Вопросы Методических указаний по теме при этом служат некими отправными ориентирами, приучающими обучающегося учиться выделять главное, основное в изучаемом фрагменте текста. Постоянный тренинг вырабатывает необходимые навыки ведения опорного конспекта лекции.Ниже приведём вопросы по одной из прорабатываемых тем из Методических рекомендаций по организации самостоятельной работы для подготовки к семинарским занятиям по дисциплинам«Основы философии» и «Психология общения».

Тема 11 «Культура и цивилизация»

1.Что такое «культурная среда»?2.Какие две противоположные точки зрения на культуру выделились в середине XIX в.?3.В чём смысл и причина появления пессимистической концепции культуры Ж.Ж. Руссо и егопоследователей?4.Как повлияли взгляды Ж.Ж. Руссо на развитие педагогики XIX в.?5.ФридрихНицше о соотношении человека ко всем достижениям культуры. 6.Чьим последователем является Ницше в своих взглядах на культуру?7.Охарактеризовать экзистенциализм М. Хайдеггера в вопросах культуры.8.Отношение к прогрессу Ж.П. Сартра9.Человек в условиях западной культуры по З. Фрейду.10.Культурный психоанализ Э. Фромма.11.Какие идеи лежат в основе оптимистической концепции культуры И. Гердера?12.Для чего, когда и кем был созданРимский клуб?13.Какие проблемы звучат в манифестах Римского клуба? 14.Западники и славянофилы о русской культуре. 15.Концепция Трубецкого: достоинства и недостатки.16.Концепция «почвенничества», еёдостоинства и недостатки.17.Концепция российской культуры Л.Н. Толстого.

18.Какие три типа культуры выделялП.А. Сорокин?19.Что лежит в основе культуры?20.Каково соотношение материальных и духовных ценностей в культуре.21.Обозначить три главные области деятельности в социокультурных процессах.22.Выделить объекты материальной и духовной культуры.23.Как они взаимосвязаны?24.Каким образом в недрах одного и того же общества формируется несколько разных культур?25.Дать критическую характеристику партийноклассового подхода к культуре.26.Чья, по Вашему мнению, культура стоит на самом высоком уровне своего развития? Почему?27.Какая культура материальная или духовная идеологизируется и политизируется? Почему?28.Что является главным условием нормального развития культуры? Почему?29.Творцы культуры в условиях рыночных отношений.30.Чем характеризуется «технотронное общество»?31.Привести классификацию культур по Х. Маршаллу.32.Назвать три причины, по которым современная духовная культура становится массовой.33.Перечислить отрицательные черты массовой культуры.34.Назвать положительные черты массовой культуры.35.Элитарная культура. 36.Ницше и Шопенгауэр.37.Авангардисты и модернисты.38.Феномены субкультуры и контркультуры.39.Концепция молодёжной контркультуры. 40.Что такое «тотальная негация»? 41.Философия Франкфуртской школы.42.Западная молодёжная культура 70х годов.43.Влияние молодёжи на окружающий мир.44.Что такое цивилизация? 45.Соотношение культуры и цивилизации.46.Понятие цивилизации в XIX в.47.Цивилизация по О. Шпенглеру.48.Как развивается цивилизация? 49.Какие типы цивилизации существуют (по А. Тойнби)?50.Причины возникновения цивилизаций с различных точек зрения: мистической, географического детерминизма, «космического всплеска».51.Что есть цивилизация икультура для каждого конкретного человека?52.Каким образом в будущем можно совместить единство человечества и национальное разнообразие?53.Что ждёт нашу цивилизацию в будущем?54.Концепция будущего цивилизации К.Э. Циолковского.55.Концепция А.Л. Чижевского.56.Будущее человечества глазами В.И. Вернадского.57.Почему нельзя осваивать другие планеты, не «приведя в порядок»свою собственную?

Тема 1. «Общение как процесс» 1.Дать определение понятия «Общение». 2.Каково происхождение понятия «Общение»?

3. Какие три стороны (функции) выделяются в процессе общения? 4. Что происходит с человеком уже на 6й день после изгнания из общества? 5. Что такое «наказание одиночеством»? 6. Что необходимо для эффективного осуществления совместной деятельности? 7. Каким образом изучают общение социология, психология, лингвистика, менеджмент? 8. Какие условия нужно соблюдать людям, чтобы общение было эффективным? 9. Дать определение понятия «коммуникация». 10. Дать одно из определений понятия «компетентность». 12. Что такое «коммуникативная компетентность»? 13. Что такое «вербальная компетентность»? 14. Что такое «психологическая компетентность»? 15. Что такое «социальнопсихологическая компетентность»? 16. Что такое «интерактивная компетентность»? 17. Что такое «эгокомпетенция»? 18. Что такое «коммуникативные навыки»?19. Какие компетенции связаны с этой составляющей?

Конечно, использование данного метода никоим образом не отменяет, а лишь дополняет ставшие традиционнымиинтерактивные лекции с использованием компьютерных слайдпрезентаций, философских и психологических задач и тестов,учебных видеофильмов по философиии психологии, которых немало в педагогической копилке кандидата философских наук с 20летним опытомработы в среднем и высшем профессиональном образовании.

Кроме того, такая форма организации самостоятельной работы позволяет студентам, пропустившим занятия по различным причинам, получить необходимый минимум информации, достаточный для получения зачёта по пропущенной темепутём компьютерного тестирования. Тестовые задания служат логическим завершением изучения каждой темы курсов«Основы философии»и «Психология общения».Понимая, что основной мотивирующий фактор –подготовка студента к самостоятельной профессиональной деятельности и создание базы для профессионального роста и карьеры, тем не менее, мотивацию самостоятельной работы студента также обеспечивает непрерывный мониторинг и контроль знаний и своевременная информация об успехах и достижениях студентов.Таким образом, описанный метод организации самостоятельной работы может использоваться как аудиторно, так и внеаудиторно. Восьмилетний опыт применения методики доказал его высокую эффективность и популярность в студенческой среде.

Ссылки на источники1.Методические рекомендации по организации самостоятельной работы (Электронный ресурс) –Режим доступа: URL: http://energy.integralgeo.ru/files/for_seminar_032.pdf2.Алексанян Г.А. Модель организации самостоятельной деятельности студентов СПОс использованием ИКТ // Историческая и социальнообразовательная мысль. –2012. –№ 5(15). –С.1517.3.Организация и контроль самостоятельной работы студентов: методические рекомендации / сост. Н.В. Соловова; под ред. В.П. Гарькина. Самара, 2006. 4.Панфилова А.П. Психология общения: учебник для студ. Учреждений сред. Проф. образования –М.: Издательский центр «Академия», 2013. –368 с.

Sergei Kucheryavenko,Candidate of philosophical sciences, lecturer of SBEI SPE Yurga college of technologies,senior lecturer of economics and automated control systems chair of Yurga institute of technology (branch) of National research Tomsk polytechnic university, Yurga, Kemerovo regionserg_kuch60@mail.ruDarya Kucheryavenko,

lecturer of SBEI SPE Yurga college of technologies

dashutka260310@mail.ru

Organization of independent classwork on lessons in disciplineof "Fundamentals of Philosophy"and "Psychology of Communication"Abstract.The article describes separate aspects of organization independent classwork in the system of professional education. As an example authors consider a heuristic method of the organization of classwork and outofclass independent work of students on lessons in discipline of "Fundamentals of Philosophy"and "Psychology of Communication".Key words: independentwork, competenceapproach, batching information.