Профессиональное саморазвитие студентов

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Бородин Е. М., Крупнова А. В. Профессиональное саморазвитие студентов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 1016–1020. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54467.htm.
Аннотация. Статья посвящена одной из важнейших социальных проблем современного общества – подготовке профессионально компетентного специалиста, способного к самостоятельной продуктивной деятельности, к творческому самосовершенствованию и саморазвитию. Саморазвитие играет главенствующую роль в становлении будущего профессионала.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Бородин Евгений Михайлович,старший преподаватель кафедры «Теоретическая и прикладная механика», ФГБОУ ВПО "Пензенский государственный технологический университет", ПензГТУ, г.Пензаborodin_bor@mail.ru

КрупноваАнастасия Владимировна,студентка 4го курса, ФГБОУ ВПО "Пензенский государственный технологический университет", ПензГТУ, г.ПензаKat4921@yandex.ru

Профессиональное саморазвитие студентов

Аннотация.Статья посвящена одной из важнейших социальных проблем современного общества, подготовка профессионально компетентного специалиста, способного к самостоятельной продуктивной деятельности, к творческому самосовершенствованию и саморазвитию. Саморазвитие играет главенствующую роль в становлении будущего профессионала. Ключевые слова:саморазвитие, профессиональное саморазвитие, самоанализ, самоопределение,самовыражение.

Саморазвитие человекаэто процесс целенаправленных, планомерных осознанных действий над собой, включающий самосовершенствование своих знаний, качеств, навыков, умений и компетенции в целом, что дает возможность повысить результативность в профессиональной деятельности. Саморазвитие можно разложить на несколько составляющих: · Личностное развитие;· Интеллектуальное развитие;· Профессиональное развитие;· Физическое развитие Таким образом, под профессиональным саморазвитием мы понимаем целостный, многокомпонентный личностно и профессионально значимый процесс целенаправленной деятельности по непрерывному самоизменению, сознательному управлению своим профессиональным развитием, выбору целей, путей и средств профессионального самосовершенствования.

В условиях модернизации российского образования особую значимость приобретает проблема профессиональной подготовки специалистов, конкурентоспособных на рынке труда, компетентных, свободно владеющих своей профессией. В связи с этим становится очевидным необходимость определения концептуальных подходов к профессиональному развитию студентов в вузе и обоснование необходимости их профессионального саморазвития. Концептуальные подходы к профессиональному саморазвитию студентов:1.Психодинамическая теория З.Фрейда; 2.Сценарная теория Э.Берна; 3.Теория профессионального развития Д.Съюпера;4.Теория профессионального выбора американского исследователя Д.Холланда;

Профессиональное саморазвитие, как и любая другая деятельность, имеет в своей основе довольно сложную систему мотивов и источников активности. Обычно движущей силой и источником самовоспитания студента называют потребность в самосовершенствовании. Выделяют следующие этапы профессиональноличностного саморазвития студентов:

самоопределение. самовыражение устойчивого саморазвития Различают внешние и внутренние источники активности саморазвития. (Рис 1) Внешние источники (требования и ожидания общества) выступают в качестве основных и определяют направление и глубину необходимого саморазвития.

Рисунок 1.Условия профессионального саморазвития

Для изучения уровня саморазвития студентов в процессе изучения в ВУЗе нами была проведена опытно –исследовательская работа на примере направления психолого –педагогического образования. В исследовании приняли 30 студентов Пензенской Государственной Технологической Академии обучающихся на 1ом курсе в составе 15 студентов и 15 студентов обучающихся на 4ом курсе. Данное исследование проводилось в групповой форме. Для изучения уровня саморазвитию нами была использована методика Л. Н. Бережнова «Диагностика уровня саморазвития» ,позволяющая определить наличие качеств личности, способствующих саморазвитию, и возможностей реализации себя в профессиональной деятельности. Из проведенного исследования на выявление уровня стремления к саморазвитию выяснилось, что из 15 учащихся: 4 (25%) человека имеют уровень ниже среднего; 6 (40%) человек имеют средний уровень; 3 (20%) человека имеют уровень выше среднего и лишь 2 (15%) человека высокий уровень.





Таблица 1Определение уровня стремление к саморазвитию у 1ого курсаТаблица 2 Определение уровня стремление к саморазвитию у 4ого курса

Из проведенного исследования на выявление уровня стремления к саморазвитиювыяснилось, что из 15 учащихся: 2 (10%) человека имеют уровень ниже среднего; 5 (35%) человек имеют средний уровень; 5 (35%) человек имеют уровень выше среднего и лишь 3 (20%) человека высокий уровень.

Сравнительная характеристика результатов диагностики уровня стремления к саморазвитию студентов 1ого и 4ого курсов

Результаты диагностики по определению уровня саморазвития на примере студентов ПГТА показали, что саморазвития у студентов 4 –ого в целом выше, чем у студентов 1 –ого курса. В данном случае у студентов 1 –ого курса преобладает средний и ниже среднего уровни саморазвития, а у студентов 4 –ого курса, мы наблюдаем средний уровень и уровень выше среднего. Это обусловлено тем, что студенты 4 –ого курса были 2 раза на производственной практике, то есть они проявили себя в практической сфере, к тому же имеют высокий уровень знаний и уже определились с дальнейшим развитием своего потенциала как личности так и будущего профессионала по сравнению со студентами первого курса, которые еще не осознали необходимость и потребность в саморазвитии. Отметим, что результаты исследования не показали крайних показателей, т. е. низкий и очень высокий уровни. Это связано с тем, что каждый студент саморазвивается в каком –либо направлении своей деятельности и каждому есть к чему стремится. Очень высокого уровня нет и потому, что это только начальные ступени саморазвития, ведь очень высокий уровень саморазвития можно достичь будучи более зрелой сформировавшейся личность. Проведенное исследование раскрывает лишь определенную часть возможностей саморазвития в условиях учебной деятельности. В теоретическом плане его перспективы мы видим в дальнейшем обогащении модели саморазвития студентов, включающей в себя такие аспекты как проектирование в учебной деятельности и организация самостоятельной работы студентов, стимулирующей их саморазвитие. Так же мы предлагаем для повышения уровня профессионального саморазвития студентов ряд следующих тренингов:Тренинг «Коммуникативный компонент творческого саморазвития личности»; Тренинг «Профессиональное саморазвитие»; Тренинг «Творчество как один из видов человеческой деятельности»; Тренинг «Успех внутри тебя».

Borodin Evgeny Mikhaylovich,senior teacher of chair "Theoretical and Applied Mechanics", FGBOU VPO "The Penza state technological university", PENZGTU, PenzaKrupnova Anastasia Vladimirovna,Student of the 4th course, FGBOU VPO "The Penza state technological university", PENZGTU, PenzaAbstract.Article is devoted to one of the most important social problems of modern society, training of professionally competent expert capable to independent productive activity, for creative selfimprovement and selfdevelopment. Selfdevelopment plays a predominating role in formation of future professional.Keywords:selfdevelopment, professional selfdevelopment, introspection, selfdetermination, selfexpression.