Полный текст статьи
Печать

Аннотация. В данной статье представлены психолого-педагогические аспекты окружения учащегося, которые влияют на выбор профессиональной деятельности, а также некоторые ошибки, допускаемые при выборе учебного профиля.
Ключевые слова: факторы, профориентационная работа, выбор профессии, самоопределение. 

 «Я интересуюсь будущим, потому что собираюсь провести в нём
всю оставшуюся жизнь»
Чарльз Кеттерлинг

Вопрос выбора своей будущей профессиональной деятельности всегда был актуален и безоговорочно останется таковым, причём он имеет безусловную значимость как для самораскрытия личности в выбранной области, так и для реализации её материальных, социальных, моральных, престижных, профессиональных, утилитарных, творческих и эстетических мотивов. Именно поэтому проводится профориентационная работа, базирующаяся на современном рынке труда, а также опирающаяся на соответствующие взгляды и представления молодёжи о той или иной профессии. При том, если представления о конкретном виде деятельности верны, то продолжается работа, направленная на углубление первичных знаний и непосредственно на подготовку к данной специальности, если же нет – то сначала корректируются первичные ошибочные представления, а уже затем проводятся последующие этапы работы. Следует указать, что же собой представляет данная деятельность. По мнению Э.Ф. Зеера, профориентация – это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства [1]. Она реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися. Но помимо непосредственной работы с учащимися, на их решение о сфере, в которой нужно начать развиваться, влияет множество факторов, большую часть которых составляет окружение данного человека. Из всех классификаций факторов, влияющих на выбор профессий, нам наиболее импонирует предложенная Е.А. Климовым:

1) Позиция членов семьи. К сожалению, очень часто установка родителей препятствует выбору той деятельности, к которой у ребёнка есть определённые задатки и интерес; равно как и материальное обеспечение в ходе дальнейшего обучения играет свою роль, в связи с чем большинство будущих специалистов конформны с мнением родителей. Приведём три модели вероятностного развития между семьёй и учащимся в рамках предмета выбора профессиональной деятельности: а) родители согласны со сделанным выбором ребёнка и содействуют его реализации; б) семья не принимает участия в профессиональном самоопределении своего отпрыска, тем самым предоставляя ему полную свободу выбора. Напоминаем, что самоопределение – это процесс и результат выбора личностью основной позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни; основной механизм приобретения и проявления человеком внутренней свободы [2]. К сожалению, со стороны первых мы видим открытое пренебрежение дальнейшей судьбой своего ребёнка, оставляя путь его дальнейшей профессиональной самореализации без должного внимания; в) родители не одобряют выбор ребёнка, обосновывая тем, что данная профессия не отвечает конкретным интересам старших, а также не оправдывает их суждений и не соответствует жизненному опыту.

2) Позиция сверстников, друзей. Дружеские отношения весьма крепки в юношеском возрасте, и порой слово родителей порядком малосущественно по сравнению со словом товарищей, что приводит к тому, что забывая о своих собственных интересах, юноша/девушка продолжает своё дальнейшее обучение элементарно «за компанию». Заметим, что, даже имея отличные взаимоотношения с родителями, всегда поддерживающими своего ребёнка, они отличаются по позиции в обществе. Подросток ещё не имеет статуса взрослого в отличие от его родителей, что и заставляет его искать одобрения своего выбора среди своих сверстников, которые также стремятся к своему положению взрослого в перспективе.

3) Позиция школьного педагогического коллектива. В умелых руках компетентного педагога любой ученик будет знать, какие предметы ему даются легче, какой профиль в наибольшей степени представляет интерес и какое направление выбрать как для разного рода достижений в учебной деятельности, так и для успешной самореализации. Учитель является своеобразным путеводителем, наставником в подготовке учеников к будущей реальности. Да, он не может наверняка подготовить их ко всем дальнейшим ситуациям и инцидентам грядущего, но он может заложить определённые установки в их сознание, которые помогут им в надлежащий момент без ущерба выйти из трудной ситуации. Априори будет выбран правильный путь в профессиональной среде, если ученик не поддастся большему влиянию других факторов.

4) Личные профессиональные и жизненные планы. Очень часто жизненные планы человека не совпадают с результатами обучения в той отрасли, к которой у него есть определённые способности. Достаточно многократно отказ от любимого дела случается из-за неоправданно низкой материальной платы, что следует из невостребованности выбранной профессии в данное время.

5) Способности. Данный фактор крайне важен, в силу того что, ученик может достигнуть весьма значительных результатов, развивая свои способности до поистине серьёзных достижений. Притом следует учитывать способности не только в учебной сфере, но и в остальных: потенциально талант в музыкальной сфере или даровитость в художественной отрасли, вовремя замеченные, могут определить судьбу человека.

6) Уровень притязания на общественное признание является вторым звеном структуры самосознания после представления о своём имени и теле, что позволяет идентифицировать себя среди окружающих. Чрезвычайно важно, чтобы в выбранной области человек мог развиваться, мог проявлять свою уникальность, таким образом, заслуживая общественное признание и уважение. Неправильно выбранная деятельность может привести к депривации реализации притязаний на признание, что приведёт к фрустрации и эмоциональному перенапряжению, к развитию негативных образований [3].

7) Информированность о той или иной профессиональной деятельности. При выборе того или иного направления необходимо тщательно проверить сведения о выбранной профессии. Данная процедура настоятельна для предотвращения получения искажённой, односторонней либо неполной информации.

8) Склонности – это интересы, подкрепленные определёнными способностями. Что может быть превыше и предпочтительней специальности, подобранной с учётом реальных возможностей личности и её пристрастий?

Таким образом, мы видим, что три фактора из восьми зависят от нашего непосредственного окружения: семьи, друзей, учителей. Причём они занимают первенствующую позицию, а, следовательно, являются наиболее существенными.

В заключении, хотим отметить, что при выборе профессии исключительно важно прислушиваться к собственному внутреннему мнению, а также соотносить свои желания и возможности, и стараться избегать следующих ошибок: а) отношение к выбранной профессии как к пожизненной, рутинной деятельности; б) обращение внимания на предрассудки, касающиеся иногда довольно важных профессий, но, например, считающихся непрестижными; в) отождествление школьного предмета с профессией; г) воодушевление исключительно внешними сторонами профессии; д) наличие слабых представлений о профессии; е) предоставление возможности родителям, друзьям и учителям делать выбор за себя; ж) перенос негативных эмоций с человека на профессию, к которой имеет отношение данное лицо.

Список литературы:

  1. Толстых А.В. Возраст и жизнь, М.: Молодая гвардия, 1988. с. 175.
  2. Иовайша Л. А. Проблемы профориентационной организации школьников. – М.: - Педагогика, 1983. с. 82.
  3. Склярова Т.В. Самосознание личности, 2010. [Электронный ресурс] http://www.portal-slovo.ru/pedagogy/42684.php