Возможно ли обучить мастерству жизни? (презентация образовательной программы социально-педагогической направленности)

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Ананьев А. С. Возможно ли обучить мастерству жизни? (презентация образовательной программы социально-педагогической направленности) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 1221–1225. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54508.htm.
Аннотация. Статья описывает основные концептуальные идеи авторской программы социально-педагогической направленности «Мастер жизни». Авторы предлагают ознакомиться с практическим применением идей логотерапии Виктора Франкла и экзистенциального анализа Альфрида Лэнле для помощи подросткам в понимании себя, нахождении своего жизненного пути и самоопределении. В статье изложены описания разделов и тем программы, описан предполагаемый результат ее реализации.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Ананьев Андрей Сергеевич,педагог дополнительного образования,Дом Детского Творчества «Фонтанка32», г. СанктПетербургAnaniev.andrew@gmail.com

Возможно ли обучить мастерству жизни?(презентацияобразовательной программы социальнопедагогической направленности)

Аннотация.Статья описывает основные концептуальные идеи авторской программы социальнопедагогической направленности «Мастер жизни». Авторы предлагают познакомиться с практическим применением идей логотерапии Виктора Франкла и экзистенциального анализа Альфрида Лэнле для помощи подросткам в понимании себя, нахождении своего жизненного пути и самоопределении. В статье изложены описания разделов и тем программы, описан предполагаемый результат ее реализации.Ключевые слова:образовательная программа, логотерапия, экзистенциальный анализ, самопознание, самоопределение, саморазвитие

Всегда у всех народов особо ценилась мудрость[1]старшего поколения. И эта мудрость ‬не просто кладовая накопленного опыта из прожитой жизни, но прежде всего ‬четко выстроенная, глубоко выстраданная система жизненных приоритетов: что главное, а что второстепенное; что хорошо, а что плохо; ради чего стоит бороться, а чего стоит избегать… В то же время, мудрый человек ‬это тот, кто способен гибко ориентироваться в конкретной жизненной ситуации, одновременно понимая и себя и требования окружающей действительности. Именно в жизненной мудрости находится точка соприкосновения целостного понимания смысла всей своей жизни и конкретного смысла настоящего момента. Мудрыйчеловекспособен оптимальным способом решать познавательные, трудовые, учебные, бытовые и другие задачи, овладевая мастерством жизни. Его действия и поступки глубоко осмыслены,поведениесоответствует конкретной ситуации и собственным возможностям. Человек, достигший в своем индивидуальном психическом развитии вершин зрелости, создает известный образец мудрости, который потом выступает объектом подражания и следования. Повседневные поступки мудрого человека адекватны окружающей жизненной ситуации и, в то же время, соотносятся с пониманием им общего смысла своей жизни. Такого человека можно смело назвать мастером жизни. Легчебыть мудрым, когда есть багаж осмысленного прожитого опыта и умение управлять своей жизнью, но у подростков всего этого нет, однако есть сильнейшее стремление разобраться в себе и в устройстве мира. Им хочется стать взрослыми, и они активно пробуют себя в разных жизненных сферах, пытаясь выстроить связную систему ценностей, приобрести необходимые жизненные навыки. При этом они сталкиваются со следующими вопросами и противоречиями:«Кто я?» желание быть собой при частом непонимании и не достаточном знании себя;«Кем быть?» необходимость выбирать свой путь, не поняв до конца, куда идти, к чему стремиться;«Независимость?» желание быть самостоятельным и независимым при неразвитости способностей к построению собственной жизни и фактической зависимости от родителей;«А смысл?» размышления о смысле всей своей жизни и непонимание того, что конкретно сейчас нужно делать.Подросткам характерно стремление искать ответы на вечные вопросы, думать «о дальнем», «о предельном», «о запредельном»… Результатом этих поисков может стать внутренняя система ценностей: глубокая вера и понимание предназначения человека, понимание природы добра и зла, тонкостей устройства вселенной, глубины и сложности человеческих отношений. К сожалению, часто бывает так, что, сталкиваясь с жизненной реальностью,эти поиски прекращаются. Реальная жизнь требует ответов на конкретные вопросы: Куда дальше идти учиться? Какую выбрать профессию? Чем заниматься в свободное время? Как побороть свою лень? Как строить близкие отношения? Где заработать деньги, чтобы скорее стать независимым от родителей? Высшие устремления к запредельному легко могут разбиться о земную реальность. Для помощи подросткам в разрешении вышеописанных вопросов и противоречийнами была создана программа «Мастер жизни». Ее целью является,с одной стороны, поддержка «высших устремлений» подростков, а с другой ‬овладение практическим инструментарием, способным помочь справиться с реальными жизненными трудностями. Показать им всю трудность, но тем не менее возможность построения такой жизни, при которой сохраняется устремленность к высшим идеалам. Программа нацелена решать следующие задачи:Образовательные:Изучить те аспекты из комплекса психологических дисциплин (общая психология, психология личности, психология развития, психодиагностика), которые необходимы для осуществления самопознания.Освоить и научиться применять методы, помогающие понять и познать себя (психодиагностические методики, тесты, опросники).Изучить строение и особенности смысловой сферы личности человека, научиться замечать и устанавливать в своей жизни значимые смысловые взаимосвязи, тем самым приобретая способность к смысловой регуляции своей жизни.Освоить технологии саморазвития, научиться использовать ресурсы личности для решения повседневных задач. Воспитательные:Приобщениеподростка к общечеловеческим ценностям;Воспитание «космического сознания» такой мировоззренческой установки, при которой человек стремится всегда рассматривать себя и свою жизнь в максимально широком культурноисторическом контексте.Воспитание нравственных качеств, способности слышать голос своей совести и поступать, согласуясь с нею. Развивающие:Освоение практических навыков самопознания;Развитие ясной и непротиворечивой системы ценностей;Развитие способностей к смысловой регуляции жизни;Освоение технологий саморазвития. Основными инструментами, позволяющими решить эти задачи, являются: логотерапия Виктора Франкла[2]и современный экзистенциальный анализ Альфрида Лэнгле[3]. Именно в них заложены те методические и концептуальные принципы, благодаря которым реализуется данная программа.Методические принципы:Концептуальная ясность и практическое применение знаний‬уверенное знание педагогом основ экзистенциального подхода в гуманитарных науках и умение показать, как эти знания соотносятся с жизнью. Исследовательский подход к жизни‬готовность и настроенность на то, чтобы не получать готовых ответов или знаний, а находиться в постоянном поиске, исследовании себя, другого, окружающего мира.Расширение смысловых горизонтов‬учиться искать и устанавливать смысловые взаимосвязи в своей жизни, видеть связь настоящего момента с отдаленным будущим.Установка открытости к себе и к миру‬необходимое условие успешного самопознания и самореализации, способность «слышать» и понимать себя, а также видеть возможности, предоставляемые ситуацией.Поддержка «высших устремлений»‬вся воспитательная работа отталкивается от естественного желания подростка реализовать в своей жизни высшие идеалы. Все методы самоисследования и развивающие технологии вторичны по отношению к этой главной ценности.Обращение к личностному потенциалу‬в личности каждого подростка есть зерно скрытых возможностей, которое может прорасти, если уметь заметить его и создать необходимые для его роста условия. Понимаясуть вышеизложенных методических принципов, становится ясно, что эффективность реализации программы «Мастер жизни» требует от реализующего ее педагога незаурядных профессиональных и личностных качеств. Обучать «мастерству жизни», не обладая самому этим мастерством невозможно. Как минимум, необходимо психологическое образование и глубокий интерес к познанию «устройства жизни» и основных противоречий человеческого существования. Все инструменты, собранные в программе, будут работать лишь в руках опытного и чуткого профессионала.По своей структуре программа состоит из трех разделов.Самый первый вопрос, встающий перед подростком, связан с пониманием себя. На этот вопрос помогает ответить первый раздел программы «Самопознание». Этот раздел содержит практический инструментарий, позволяющий подросткам исследовать свой внутренний мир, характер, темперамент, сильные и слабые стороны своей личности, взаимоотношения с другими людьми.

Темы первого раздела программы «Самопознание»:1.Человек, как предмет исследования: точки зрения биолога, психолога, философа.2.Жизнь человека от рождения до старости. Варианты жизни.3.Кто Я? Структура внутреннего мира человека.4.Характер, темперамент, социальные роли, личность.5.Психические способности: память, внимание, воля, интеллект, эмоции.6.Множественность "Я" и целостность личности. Субличности.7.Другой, как зеркало: что обо мне говорят мои отношения?8.Как я строю отношения с другими: сочувствие, сопереживание, эмпатия.9.Проективные методы исследования внутреннего мира личности.10.Темные стороны души. Осознаваемое Я и "Тень".11.Творческие способности, талант, гениальность и одаренность.12.Модель гармонично развитой личности: "Цветок потенциалов".Второй раздел «Самоопределение» направлен на то, чтобы актуализировать и поддержать высшие устремления подростков, показать им, что эти устремления могут быть соотнесены с конкретной жизненной реальностью. Основой самоопределения старшего подростка является смысловое определение себя по отношению к высшим ценностям, стремление к максимальному расширению смыслового контекста своей жизни, установление связи конкретного смысла наличной ситуации с общим смыслом жизни. Смысл ‬тот мотив поступков, который включает человека в неизмеримо больший контекст жизни, чем он сам. Смысл всегда вне человека, всегда ему предстоит, всегда в мире, всегда ждет своего осуществления. Смысл направляет и связывает «дорогу жизни» в единое целое, выстраивая для каждого уникальный индивидуальный маршрут. В каждом из нас есть желание, стремление, воля быть целостным, не блуждать по жизни, а двигаться целенаправленно, согласуясь со своей совестью. Способность ориентироваться в смысловой реальности своей жизни, видение ближних и дальних смыслов, чувствование и понимание направления движения по жизни ‬это те навыки, которые может приобрести подросток, освоивший этот раздел программы.Темы второго раздела программы «Самоопределение»:1.Метод предельных смыслов. Конкретный и общий смыслы.2.Человек и мир: смысловые отношения.3."Вечные" вопросы и предназначение человека жизнь, наполненная смыслом.4.Внутренний и внешний диалог с самим собой и миром.5.Структура смысловой реальности. Пути осмысленной жизни.6.Смысловая регуляция в структуре мотивации человека.7.Духовное «Я» смысловая «вертикаль» личности.8.Ограничения жизни принять и выдержать. Базовое доверие к миру.9.Отношения и ценности. Фундаментальное отношение к жизни хорошо, что я живу.10.Быть самим собой. Совесть чутье на правильное.11.Расширение смысловых горизонтов. Значимые взаимосвязи и планирование будущего. 12.Метод нахождения смысла: из глубины своего «Я» во внешний мир.Третий раздел программы «Саморазвитие» направлен на то, чтобы помочь подросткам овладеть способностями к осознанному, целенаправленному и активному управлению своим развитием. Он предполагает ознакомление подростков с технологиями саморазвития. Здесь они получат ответ на вопрос «как стать хозяином своей жизни?», освоят не столько знания, сколько умение влиять на ход своего развития, достигая наилучших результатов. Базовая установка этого раздела ‬приоритет значимости нравственного развития личности над всеми остальными. Именно освоение культурного наследия человечества, понимание связи своей жизни с жизнью близких людей, общества, народа, человечества, именно восприятие себя частью большого целого ‬является основой для реализации духовного потенциала личности. Для осуществления этого приоритета невозможно изобрести «технологию». Однако, можно педагогическими средствами и прежде всего личным примером создавать условия внутри коллектива, в которых подростки учатся скорее слышать тихий голос своей совести, чем следовать внешним указаниям и «внутренним голосам» авторитетов. И именно эта способность можеть стать стержнем саморазвития.Темы третьего раздела программы «Саморазвитие»:1.Технологии саморазвития личности: быть хозяином своей жизни.2.Мнение, установка, жизненная позиция "Внутренний стержень" личности. Как не поддаться чужому влиянию?3.Физическое развитие человека быть в ладу со своим телом .4.Управление эмоциями: страх, тревога, агрессия.5.Психогигиена и саморегуляция: управление своим состоянием и самовнушение.6.Кризисы в жизни человека: возможно ли повлиять на течение кризиса?7.Развитие навыков эффективного взаимодействия с другими.8.Целеполагание и планирование своего времени.9.Уверенность в себе, уверенное поведение.10.Развитие творческих способностей. Сильные стороны личности. Талант и гениальность.11.Роль культурного наследия человечества в развитии личности. 12.Реализация духовного потенциала человека: быть в ладу с собой и с миром. Нравственное развитие личности.Всетри раздела программы взаимосвязаны между собой и дополняют друг друга. В процессе освоения программы акцент смещается с исследования своего внутреннего мира («Самопознание») на смысловые взаимосвязи с внешним миром («Самоопределение») и опять возвращается внутрь к реализации потенциала личности («Саморазвитие»). Таким образом, в структуру программы заложена идея установления внутреннего и внешнего диалога ‬диалога с самим собой и с миром. Эта концептуальная идея и определяет новизну и уникальность программы «Мастер жизни».Эта же идея воспринимается нами, как ключевая в освоении «мастерства жизни», так необходимого подрастающему поколению.Подросток, освоивший данную программу, будет иметьясные представления о себе как целостной личности, будет способен ориентироваться в максимально широком смысловом контексте своей жизни, а также будет иметь больше шансов целенаправленно выстроитьсвой жизненный маршрут, согласуясь со своей совестью и требованиями настоящего момента. Идея написания и реализации данной программы возникла из педагогической практики туристского отдела ГБОУ ДОД ДДТ «Фонтанка32» Центрального района г. СанктПетербурга. Юноши и девушки, которые успешно занимаются в течение одного года по программам «Младшие инструктора туризма» и «Спортивныйтуризм», ко 2му году начинают испытывать потребность в более глубоком понимании себя и определении своего жизненного пути. Включившись в яркий и насыщенный походный образ жизни, переняв здоровые нормы общения и ориентированные на развитие групповые ценности, тем не менее, ребята часто сталкиваются с трудностями вне туристской группы. Вершины гор и равнины повседневности тогда приходят в противоречие, и требования жизни диктуют необходимость отказаться от устремленности за горизонт... Мыубежденыв возможности «соединить небо и землю», и данная программа по своей глубинной сути преследует именно эту цель.

Ссылки на источники1.Мудрость. Материал из Википедии ‬свободной энциклопедии ‬URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Мудрость2.Франкл В. Воля к смыслу. М.: Апрельпресс ‬Эксмопресс, 20003.Лэнгле А. Жизнь, наполненная смыслом. Прикладная логотерапия. М.: Генезис, 2008

Ananev Andrey Sergeyevichpsychologist, teacher of additional education, House of Children's Creativity "Fontanka 32 ", St. PetersburgAnaniev.andrew@gmail.comIs it possible to teach the skill of life? (presentation of the educational program of sociopedagogical orientation )Abstract.This article describes the basic conceptual ideas of author's program of sociopedagogical orientation "Master of life." The authors suggest to get acquainted with the practical application of the ideas of Viktor Frankl's logotherapy and Alfried Laenle‱s existential analysis to help adolescents understand themselves , finding their way of life and selfdetermination. The article presents the description of sections and themes of the program, described the intended result of its implementation.Keywords:educational program, logotherapy, existential analysis, selfknowledge, selfdetermination, selfdevelopment