Подходы к организации психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с трудностями в общении со сверстниками

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Лосева Н. А., Силинская И. В. Подходы к организации психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с трудностями в общении со сверстниками // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 1236–1240. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54511.htm.
Аннотация. Статья посвящена анализу различных подходов по изучению особенностей психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с трудностями в общении, а также выявлению условий организации психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с трудностями в общении со сверстниками в дошкольном образовательном учреждении.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Силинская Ирина Вадимовна,магистрант ФГБОУ ВПО «Череповецкий государственный университет», специальность 050400.68 «Психология образования», г.Череповец.Irina_silinskaya@mail.ru

Лосева Наталья Александровна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного образования ФГБОУ ВПО «Череповецкий государственный университет», г.Череповецlosevana1972@yandex.ru

Подходы к организации психологопедагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с трудностями в общении со сверстниками

Аннотация. Статья посвящена анализу различных подходов по изучению особенностей психологопедагогического сопровождения детей дошкольного возраста с трудностями в общении, а так же выявлению условийорганизации психологопедагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с трудностями в общении со сверстниками в дошкольном образовательном учреждении.Ключевые слова: общение, трудности в общении со сверстниками,психологопедагогическое сопровождение, уровень развития речи, коммуникация, диагностика и коррекция.

На современном этапе большое значение и актуальность приобретает изучение ребенка в системе его отношений со сверстниками в группе детского сада, так как дошкольный возраст особо ответственный период в воспитании. Он является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения,существенным образом влияющие на развитие его личности.Общение необходимое условие психического развития ребенка. Потребность в общении рано становится его основной социальной потребностью. Общение со сверстниками играет важнейшую роль в жизни дошкольника. Оно является условием формирования общественных качеств личности ребенка, проявление и развитие начал коллективных взаимоотношений детей.Изучение трудностей в общении со сверстникамина самых первых этапах становления личности представляется актуальным и важным, прежде всего потому, что конфликт в отношениях ребенка со сверстниками может выступить в качестве серьезной угрозы для личностного развития. Появившиеся у ребенка отрицательные качества, в связи с особенностью дошкольного возраста, определяющие все дальнейшее формирование личности, могут обнаружиться и в новом школьном коллективе, и даже в последующей деятельности, препятствуя развитию полноценных отношений с окружающими людьми. Необходимость ранней диагностики и коррекции трудностей в общении со сверстниками вызвана тем существенным обстоятельством, что в каждой группе любого детского сада есть дети, отношения которых со сверстниками значительно искажены, и само их неблагополучие в группе имеет устойчивый, протяженный во времени характер. Проблема общения дошкольников, несмотря на то, что мало исследована в литературе, очень актуальна. Дети постоянно меняются, как меняется и сама жизнь. Они больше умеют, знают, чем, например20 лет назад. Изменяется и их отношение к окружающему миру, взрослым, сверстникам. С появлением компьютера в жизни детей они меньше внимания стали уделять общению.Разработка данной проблемы невозможна без анализа теоретических подходов к раскрытию ее отдельных сторон. Научные исследования, проводимые в данном контексте, ведутся по комплексу направлений.Основные лингвистические аспекты проблемы отражены в трудах Антиповой Ж.В., Выготского Л.С., Гвоздева А.Н., Леонтьева А.Н., Лисиной М.И., Лурия А.Р., Рубинштейна С.Л., Сохина Ф.А., Филичевой Т.Е., Чиркиной Г.В., Эльконина Д.Б. и др.В монографии А.Н. Гвоздева, в работах А.А. Леонтьева, Г.Л. РозенгардПупко, Н.Х. Швачкина, Д.Б. Эльконинаподробно описано становление речи детей, начиная с самого раннего детства. На важность формирования умения общаться, в дошкольном возрасте в особенности, указывают многочисленные исследования (Е.В. Бондаревская, Т.А. Репина, Е.О. Смирнова). Влияние нарушений речевой функции на развитие процесса коммуникации у ребенка рассматривается в работах Л.Г. Галигузовой, И.В. Дубровиной, А.Г. Рузской, Е.О. Смирновой и др. В трудах Э. Александровской, М. Битяновой, Т. Дворецкой, Е. Казаковой, Е. Козыревой, А. Колеченко, В. Семикина, Т. Чирковой широко известен и активно используется термин «психологопедагогическое сопровождение».Согласно М.Р.Львову, речь –это вербальное, языковое общение с помощью языковых единиц и часто при поддержке невербальных средств [4]. Исходя из данного определения, мы рассматривали речь как процесс использования языка в целях общения. Речь имеет полифункциональный характер, то есть выступает в различных деятельностях. Л.С. Выготский и А.Н. Леонтьев выделяли три основных функции: коммуникативную, индикативную и интеллектуальную, или сигнификативную [3].Одна из основных функций речи –коммуникативная, или функция общения, представляет собой обмен информацией, как между людьми, так и внутреннюю речь человека, как бы диалог с самим собой.Речь является средством приобретения знаний, развития всех психических функций, самовыражения и познания других, основным средством общения. Уровень развития речи существенно влияет на успешность дальнейшего обучения.Рассматривая общение как деятельность, необходимо отметить, что под общением понимают многоплановый процесс развития контактов между людьми, обусловленный потребностями в совместной деятельности [1]. Понятия «общение» и «коммуникация» рассматриваются нами

как идентичные. Исходя из этого, под коммуникативными умениями дошкольников мы понимаем освоенные детьми способы выполнения коммуникативных действий, зависящих от сформированности его коммуникативных мотивов, потребностей, ценностных ориентации, знаний, навыков и определяющие готовность ребенка к общению.Нарушения речевой функции не могут не сказаться отрицательно на развитии процесса коммуникации у ребенка. Недоразвитие речевых средств снижает уровень общения, способствует возникновению психологических особенностей, порождает специфические черты общего и речевого поведения, приводит к снижению активности в общении.По мнениюАнцупова А.Я. и Шипилова А.И., трудности в общении –коммуникативные и психологические барьеры, возникающие в процессе различных видов общения. Трудности общения возникают без предварительных намерений, протекают внешне бесконфликтно, однако сопровождаются внутренним напряжением, неудовлетворенностью общением, отрицательными эмоциями [1].Рояк А.А. выделяет следующие характерные трудности в общении у детей:ребенок стремится к сверстнику, но его не принимают в игру; ребенок стремится к сверстникам, и они играют с ним, но их общение носит формальный характер;ребенок уходит от сверстников, но они настроены к нему дружелюбно;ребенок уходит от сверстников, и они избегают контакта с ним. Все эти трудности автор объясняет нарушением одного или всех следующих условий «полноценного общения»:наличие взаимных симпатий; наличие интереса к деятельности сверстника, стремление играть вместе;наличие сопереживания; наличие способности "приспосабливаться" друг к другу; наличие необходимого уровня игровых умений и навыков [5]. Таким образом, оперируя понятиями «уровень развития речи», «уровень коммуникативных умений» и «трудности в общении» мыобнаружили взаимосвязь, выраженную в следующем: уровень развития речи зависит от уровня коммуникативных умений, включающих три стороны общения: перцептивную, коммуникативную и интерактивную. В соответствии с этим, ребенок дошкольного возраста может испытывать трудности в умении воспринимать партнеров по общению, умении обмениваться информацией и умении взаимодействовать с другими людьми.Первыми, кто передает ребенку опыт в непосредственном общении, становятся близкие взрослые. В семье ребенок получает первый опыт эмоционального общения и первые нагляднодейственные представления о том, как «можно» и как «нельзя» вести себя с окружающими. Пока дошкольник воспитывается только в условиях семьи, ограниченность его способов общения может выглядеть не очень проблематично. Трудности со всей очевидностью обнаруживаются, когда ребенок начинает посещать детский сад. Здесь необходимо взаимодействовать со сверстниками, и они чаще всего не спешат на помощь, а наоборот, действуют, исходя из собственных интересов.Причинвозникновения проблем в общении у детей дошкольного возраста может быть несколько. Это и высокая тревожность, слабая социальная рефлексия, неудовлетворенная потребность в общении, низкий социальный статус ребёнка, недостаточное развитие эмоциональной сферы, различные формы детской нервозности (невропатии, страхи).Чтобы помочь таким детям необходимо как можно раньше планомерно и целенаправленно вести работу по формированию у них коммуникативных навыков, совместная с педагогом деятельность по формированию навыков общения, не только обогатит опыт детей, но и способна смягчить и даже полностью устранить отмеченные выше проблемы. Что в свою очередь окажет благоприятное влияние на формирование желаемой модели детского поведения.Термин «сопровождение» впервые появился в исследованиях по практической психологии в книге Г. Бардиер, Н. Ромазан, Т.Чередниковой (1993) в сочетании со словом «развитие» –«Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей». Этот термин в настоящее время широко известен и активно используется (Э. Александровская, М. Битянова, Т. Дворецкая, Е. Казакова, Е. Козырева, А. Колеченко, В. Семикин, Т. Чиркова и др.).Наиболее развернутое и образное определение «сопровождения»дала отечественный психолог М.Р.Битянова: «...сопровождать ребенка по его жизненному пути –это движение вместе с ним, рядом с ним, иногда –чуть впереди, если надо объяснить возможные пути. Взрослый внимательно приглядывается и прислушивается к своему юному спутнику, его желаниям, потребностям, фиксирует достижения и возникающие трудности, помогает советами и собственным примером ориентироваться в окружающем мире, понимать и принимать себя. Но при этом не пытается контролировать, навязывать свои пути и ориентиры. И лишь когда ребенок потеряется или попросит о помощи, помогает ему вновь вернуться на свой путь. Ни сам ребенок, ни его умудренный опытом спутник не могут существенно влиять на то, что происходит вокруг дороги. Взрослый также не в состоянии указать ребенку путь, по которому непременно нужно идти. Выбор дороги –право и обязанность каждой личности, но если на перекрестках и развилках с ребенком оказывается тот, кто способен облегчить процесс выбора, сделать его более осознанным, –это большая удача» [2].

Таким образом, с целью раскрытия понятия психологопедагогическое сопровождение в качестве основных смысловых единиц используются такие понятия как взаимодействие, сотрудничество, создание условий, помощь, деятельностная направленность, работа с объектом.Целью психологопедагогического сопровождения ребенка в учебновоспитательном процессе является обеспечение нормального развития ребенка (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте).Основные направления работы по психологопедагогическому сопровождению: профилактика, диагностика(индивидуальная, групповая (скрининг)), консультирование (индивидуальное, групповое), развивающая работа (индивидуальная, групповая), коррекционная работа (индивидуальная, групповая), психологическое просвещение и образование, экспертиза(образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений).Изучив и проанализировав психологопедагогическую литературу по проблеме исследования, мы сформулировали определение, согласно которому под психологопедагогическим сопровождением детей дошкольного возраста с трудностями в общении понимается целостная, системно организованная деятельность, осуществляемая всеми субъектами воспитательнообразовательного процесса в ситуациях взаимодействия, в процессе которой создаются психологические и педагогические условия для успешного развития каждого ребенка в среде ДОУ.Анализ теоретической литературы позволил нам изучить и выявить основные условия создания психокоррекционной программы сопровождения детей старшего дошкольного возраста с трудностями в общении со сверстниками. Данными условиями являются: активизация и стимулирование процесса общения детей старшего дошкольного возраста с помощью психокоррекционных форм: индивидуальных, групповых, подгрупповых; создание и внедрение практикоориентированной программы психологопедагогического сопровождения по преодолению трудностей в общении со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста; выявление причин, вызывающих трудности в общении и учет их в организации воспитательнообразовательного процесса; организация взаимодействия психолога с педагогами и родителями по преодолению трудностей в общении со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста. Проверке выявленных условий посвящена экспериментальная часть нашей работы.В констатирующем эксперименте мы выявили детей старшего дошкольного возраста с трудностями в общении со сверстниками с помощью специальных методов и методик: наблюдение за детьми; качественный и количественный анализ данных эксперимента и их математическая обработка; методика «Капитан корабля» (Е.О. Смирнова); проективная методика «Я и мой друг в детском саду»; методика «Картинки» (Е.О. Смирнова, Е.А. Калягина), провели анкетирование родителей детей («Готовность к общению») и воспитателей дошкольного учреждения («Стиль педагогического общения»).В формирующем эксперименте мы разработали программупсихологопедагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с трудностями в общении со сверстниками, состоящую из трех блоков: работа с детьми, работа с родителями, работа с педагогами.

Содержание работы по направлению «работа с детьми» заключается в реализации коррекционноразвивающей работы в форме специально организованных занятий на тему «Давайте дружить» (12 занятий). Занятия проводятся по подгруппам 812 человек, длительность занятия 2530 минут, периодичность 2 раза в неделю.

В работе с родителями решались следующие задачи:1)Изменение негативной установки по отношению к ребенку на позитивную.2)Изменение стиля взаимодействия с детьми.3)Расширение поведенческого репертуара родителей через развитие их коммуникативных умений.Используемые формы работы: индивидуальные консультации, групповые консультации, практические занятия, наглядная информация.Блок«работа с педагогами» представлен во внедрении различных форм в педагогический процесс, таких как: индивидуальные консультации, на которых определяется единая стратегия воспитания и обучения детей, имеющих низкий уровень развития коммуникативных навыков иэмоциональноличностные нарушения; картотеки игр; групповые консультации («Развитие коммуникативных навыков старших дошкольников», «Правила успешного общения»); практические занятия с использованием групповых дискуссий, анализа проблемных ситуаций, отработки практических навыков общения.Перспективу нашего исследования мы видим в апробации результатов формирующего эксперимента.

Ссылки на источники1.Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога, 2009. –990с.2.Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. –М.: Совершенство, 1997. –298с. 3.Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. –М.: Педагогика, 1983. –320с.4.Львов М.Р. Основы теории речи. –М.: Академия, 2000. –248с.5.Рояк А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка. –М.: Педагогика, 1988. –120с.

Silinskaya Irina Vadimovna, graduate student FSEE HPE "Cherepovets State University", a specialty 050400.68 "Educational Psychology", Cherepovets. Irina_silinskaya@mail.ru

Loseva Natalia Aleksandrovna, Ph.D., assistant professor of cathedra preschool education FSEE HPE "Cherepovets State University", Cherepovets.losevana1972@yandex.ru

Approaches to psychopedagogical support preschool children with difficulties in communicating with peersAbstract.This article analyzes the different approaches of the peculiarities of psychologicalpedagogical support preschool children with difficulties in communication, as well as the identification of the arrangements psychopedagogical support preschool children with difficulties in communicating with peers in preschool educational institution.Keywords:communication, difficulties with peers, psychological and educational support, the level of speech, communication, diagnosis and correction.