Методика проектирования современного учебного занятия в соответствии с новыми образовательными стандартами
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Патрикова
Т.
С. Методика проектирования современного учебного занятия в соответствии с новыми образовательными стандартами // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – Т. 20. – С.
1881–1885. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/54640.htm.
Аннотация. В современном динамично меняющемся мире ключевой характеристикой качества организации учебного процесса на уроках в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образовании (ФГОС СПО) становится использование современных образовательных технологий и электронных образовательных ресурсов. В связи с этим возникла необходимость интенсифицировать повышение квалификации педагогических работников в части, касающейся методики проектирования современного учебного занятия, что невозможно без авторских методических разработок и электронных образовательных ресурсов (ЭОР) педагогов дополнительного профессионального образования.
Ключевые слова:
качество образования, электронный образовательный ресурс, современные образовательные технологии, педагогическое проектирование, фгос спо, учебное занятие, microsoft office power point
Текст статьи
Патрикова Татьяна Сергеевна,кандидат технических наук, доцент кафедры технологий управления развитием образовательного учреждения и профессионального образования ГОУ ДПО ТО «Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области», г. Тулаvaleropatrik86@rambler.ru
Методика проектирования современного учебного занятия в соответствии с новыми образовательными стандартами
Аннотация.Всовременном динамично меняющемся мире ключевыми характеристиками качества организации учебного процесса на уроках в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образовании (ФГОС СПО)становится использование современных образовательных технологий и электронных образовательных ресурсов. В связи с этим возникла необходимость интенсифицировать повышение квалификации педагогических работников в части, касающейся методики проектирования современного учебного занятия, что невозможно без авторских методических разработок и электронных образовательных ресурсов (ЭОР)педагогов дополнительного профессионального образования. Ключевые слова:ФГОС СПО, качество образования, учебное занятие, педагогическое проектирование, электронный образовательный ресурс, современные образовательные технологии, MicrosoftOfficePowerPoint.
Несмотря на переход к стандартам нового поколения, урок остается основной дидактической единицей в системе среднего профессионального образования. Современный урок должен соответствовать требованиям ФГОС СПО и готовить обучающегося к профессиональной деятельности в высокотехнологичном, постоянно меняющемся мире. На уроке должны формировать общие и профессиональные компетенции, навыки самостоятельного и творческого мышления, умение действовать в нестандартных ситуациях, работать с информацией, учиться и работать в команде. Ключевой характеристикой качества профессионального образования становится требования стандарта –требования к результатам освоения основных профессиональных образовательных программ. Концепция стандартов пополняет традиционный подход, призывающий к формированию знаний, умений и навыков, такимипонятиями как компетенция –освоение обучающимися основных способов действий, и компетентность –достижение новых уровней развития обучающегося[1]. Деятельность преподавателя колледжа на современном этапе развития российского образования сложна и многообразна. Ее сложность обусловлена многокомпонетностью, а многообразие и разноуровневостьсвязаныспостоянно меняющимися внешними условиями и обширным потоком информации, как в научнотехнической сфере, так и в рамках развития педагогической науки и современных образовательных технологий. В связи с этимв каждойпрофессиональной образовательной организациив условиях реализации ФГОС СПО проводитсяцеленаправленнаяработа, одним из компонентовкоторойявляется систематическое повышение квалификации мастеров производственного обучения и преподавателейпо актуальным проблемам и современным технологиям в системе среднего профессионального образования. Педагогическое проектирование
это предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности обучающихсяи педагогов.Педагогическое проектирование являетсязначимойфункцией любого педагогаисостоит в том, чтобы создавать предположительные варианты предстоящей деятельности и прогнозировать ее результаты.Главный объект проектирования для педагога профессиональной школы –это образовательный процесс.В связи с этим выделяюттри этапа проектирования: моделирование, проектирование, конструирование.Ни при системнодеятельностном, ни при компетентностном подходах у нас вряд ли получится уйти от традиционных принципов проектирования учебного занятия.На современном этапе развития отечественной педагогической науки появилось множество публикаций о том, каким должен быть современный урок. Некоторые авторы настаивают на том, что в свете нового поколения образовательных стандартов, стоит отказаться от традиционных видов урока и перейти к типологии уроков, основанной на системнодеятельностном подходе (Табл. 1). Таблица 1 Типы уроковТрадиционный урокДеятельностное обучениеУрок изучения нового материалаУрок постановки учебной задачиУрок совершенствования знаний, умений и навыковУрок решения учебной задачиУрок обобщения и систематизацииУрок моделирования и преобразования моделиКомбинированные уроки
Урок решения частных задач с применением открытого способаУроки контроля и коррекции знаний, умений, навыковУрок контроля и оценки
На курсах повышения квалификации педагогических работников мы придерживаемся мнения, что отказ от классической типологии уроковв среднем профессиональном образовании не всегда целесообразен. Поэтому, помогая преподавателям специальных дисциплин и мастерам производственного обученияпроектировать уроки, мы стараемся акцентировать внимание не на инновационных подходах к типологии уроков, а на использовании современных образовательных технологий. Применениена уроках различных типов информационных технологий давно не считается инновацией. В соответствии с новым федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» в повседневную учебную деятельность прочно входят электронныеобразовательные ресурсы. Освоениепреподавателямии мастерамипроизводственного обучения технологий самостоятельногопроектированияЭОРявляется одним изважнейшихнаправленийработы накурсахповышения квалификации в условиях реализации ФГОС СПО. На своих занятиях мы предлагаем слушателям курсов повышения квалификации разработать урок контроля знаний и уменийна основе авторского электронного образовательного ресурса, созданного с помощью классического офисного приложения MicrosoftOfficePowerPoint(Табл. 2).
Таблица 2План урокаЭтапы урокаВремя(мин.)Деятельность преподавателяДеятельностьобучающихсяЭТАП IОргмомент
5Преподаватель проверяет присутствующих и сообщает обучающимся тему занятияГотовятся к уроку, откликаются на перекличкеЭТАП IIПодготовка обучающихся к активному и сознательному усвоению знаний 10Преподаватель формулирует и сообщает обучающимся, в чему будет состоять их учебная деятельность, объясняет как работать с ЭОР, обосновывает критерии оценки их ответовСлушают и задают вопросыЭТАП IIIВсесторонней проверки знаний60Вызывает обучающихся к доске, заслушивает их ответы, корректирует ответы обучающихся в случае необходимостиВыставляет оценки, предоставляет обучающимся возможность исправить неудовлетворительную оценкуВыходят к доске, отвечают на открывающиеся в ЭОР вопросы, проверяют свои ответы с помощью интерактивных средств Слушают преподавателя, задают вопросыЭТАП IVИнформирование обучающихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.15Озвучивает домашнее задание, предлагает выбрать домашнее задание из спискаЗаписывают домашнее задание
В презентации для обучающихся на первом слайде предлагается инструкция, описывающая алгоритм действий при работе с ЭОР.1.Выберите число.2.При нажатии указателем мыши на число откроется вопрос. 3.Прочтите вопрос и подумайте над ответом (не более 5 минут).4.Дайте ответ.5.Проверьте свой ответ, «щелкнув» указателем мышки в любой части экрана.6.Один обучающийся может выбрать не более трех чисел.Дальше следует таблица, описывающая шкалу оценок. Если обучающийся отвечает на все три вопроса, он получает оценку «пять», если на два –«четыре», если на один –«три». Если обучающийся не дает правильного ответа ни на один вопрос, его оценкой становится «два».На следующем слайде обучающимся предлагается таблица с числами от одного до семидесяти, каждое из которых представляет собой гипертекстовую ссылку, при нажатии на которую открывается слайд с вопросом. Обучающийся должен обдумать вопрос и дать на него краткий ответ. После чего он можетпроверить себя, сделав щелчок мышью в любой части экрана, и открыв тем самым правильный ответна вопросДанный электронный образовательный ресурс является ни чем иным как интерактивным аналогом хорошо известного метода –сорбонка, когда на одной стороне карточки записывается понятие, слово, дата, а на другой –ответ. Обучающийся берет со стола преподавателя карточку, размышляет над ответом, дает его и тут же проверяет себя, переворачивая карточку. При этом стоит понимать, что наш анимированный вариант сорбонки делает процесс обучения более привлекательным и разнообразным. В нашем случае объектами запоминания становятся не только слова, даты, термины, но и чертежи, технологические карты и т.п.Существует мнение, что технические средства обучения, созданные с помощью стандартных офисныхприложений,не совсем отвечают современным стандартам и требованиям, предъявляемым к информационным образовательным ресурсам. Мы считаем иначе. Разумеется, такие программные продукты, как AvtoPlay, позволяют создавать ЭОРкачественно иногоуровня. Но при этом, не стоит забывать, что программы такого рода требуют дополнительных финансовых затрат на покупку их лицензионных версий.В то время как PowerPointвходит в классический пакет MicrosoftOffice, практически повсеместно используемый в большинстве российских образовательных организациях.Разумеется, простая мультимедийная презентация, призванная заменить обыкновенную классную доску и избавить преподавателя от необходимости «писать мелом», не может считаться ЭОР.Но презентация, в которой в полной мере задействованы такие мультимедийные объекты, как гипертекстовые ссылки, анимированные объектыи триггеры, вполне может претендовать на это название. Еще одним из важнейших направлений повышения квалификации слушателей являются практические занятия, призванные преодолеть консерватизм и косность мышления, которые, к сожалению, мешают многим заслуженным педагогам продуктивно применять на своих уроках современные образовательные технологии. В действительности, таких технологий великое множество. Но простым перечислением и развернутой классификацией данных технологий в рамках чисто лекционного материала невозможно подвигнуть педагогических работников к их осмысленному освоению и эффективному применению на своих собственных учебных занятиях. На самом деле, как показывает практика, единственным понастоящему действенным методом в данном случае является простой принцип –«делай, как я». Поэтому нами были разработаны специальные мультимедийные заготовки уроков с использованием тех или иных современных образовательных технологий. Они так же содержат подробные методические указания по организации учебного процесса на учебном занятии в условиях компетентностной модели образования. Но прежде, чем перейти к рассмотрению непосредственно заготовок конкретных уроков, мы предлагаем своим слушателям ознакомиться и научиться пользоваться электронным образовательным ресурсом «Конструктор урока», который так же создан нами на основе современных педагогических исследований в области современных педагогических технологий и спроектирован с помощью программы PowerPoint. Что же из себя представляет данный образовательный ресурс,созданный специально для курсов повышения квалификации педагогических работников?Для начала, уже на втором слайде слушателям предлагается ознакомиться со следующей инструкцией:
ИНСТРУКЦИЯ ПО ПРИМЕНЕНИЮНе возникает сомнений, что у каждого преподавателя своя творческая мастерская. Каждый из нас владеет большим разнообразием методических приемов и, возможно, уже предпринимал попытку их структурировать. Мы хотим предложить воспользоваться эффективным средством для проектирования учебных занятий в соответствии с современными требованиями ФГОС СПО –«Конструктором уроков».Любой из основных этапов урока отчасти может быть реализован разными методическими приемами или их комбинациями. Таким образом, все эти приемы и есть составные элементы нашего Конструктора. В первой строке –обобщенные этапы урока, под ними –основные этапы урока. При нажатии на ссылки открываются слайды с таблицами, в которых представлены по двенадцать методических приемов, которые представляется целесообразным использовать именно на данном этапе урока.
Конструктор повышает эффективность проектирования учебных занятий,как теоретического, так и производственного обучения. Даже если все методические приемы, описанные в нем, известны преподавателю, без «Конструктора» трудно удержать их в памяти. Таким образом, наш «Конструктор» призван сократить время на подготовку урока и спровоцировать преподавателей применять на своих занятиях современные методы по активизации познавательной деятельности обучающихся на всех этапах урока.Далее следует таблица, в которой основные этапы урока соотнесены с его обобщенными этапами(Табл. 3).Таблица 3
Самоопределение к деятельности и актуализация знаний«Открытие» нового знанияПрименение новых знаний по изученному алгоритмуУглубление сформированных компетенцийРефлексия: эмоциональная и оценочнаяОрганизационный моментПервичное восприятие и усвоениенового теоретического учебного материала (правил, понятий, алгоритмов)Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задачОбобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных умений и сформированных компетенцийКонтроль за процессом и результатом учебной деятельности обучаюшихсяАктивное целеполагание и мотивация учебной деятельности
Самостоятельное творческое использование полученных знаний, сформированных умений и компетенций
Рефлексия деятельностиАктуализация знаний в начале урока или в его
процессе по мере необходимостиОпыт применения данного ЭОРпредставляет элемент новизны в совершенствовании современного урока и существенно обогащает методическую копилку слушателей курсов повышения квалификации.Таким образом, исходя из требований времени, меняются подходы к современным учебным занятиям и их типология. На наш взгляд, современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок с использованием интерактивных технологий и инновационных подходов к проектированию образовательного процесса. При этом стоит особо отметить, что требования нового стандарта не являются чемто абсолютно новым для практикующих преподавателей, но даже несмотря на это вызывают у педагогов некоторые затруднения. Поэтому преодоление этих затруднений являются для нас основной целью при проведении занятий на курсах повышения квалификациипреподавателей профессиональной школы.
Ссылка на источники1. Крылова О.Н. Муштавинская И.В. Новая дидактика современного урока в условиях введения ФГОС ООО: Методическое пособие. –СПб.: КАРО, 2013. –144 с. 2. Ермолаева М.Г. Современный укрок: анализ, тенденции, возможности: Учебнометодическое пособие.// М.Г. Ермолаева–СПб.:КАРО, 2008. –160 с.3. Поташник М.М. Требования к современному уроку. Методическоепособие. –М.: Центр педагогического образования, 2008. –272 с.4. Патрикова Т. С. Совершенствование информационной компетентности инженернопедагогических кадров как фактор повышения качества профессионального образования // Современные научные исследования. Выпуск 1 Концепт. 2013. ART 53317. URL: http://ekoncept.ru/2013/53317.htm
Гос. рег. Эл № ФС 7749965. ISSN 2304120X.
Patrikova Tatiyana Sergeevnacandidate of the technical sciences, assistant professor of the pulpit technology management development educational institution and vocational training GOU JV THAT "Institute of increasing to qualifications and professional refresher course workman formation Tuliskoy area", Tulavaleropatrik86@rambler.ruMODERNTECHNIQUE OF DESIGNINGA TRAINING SESSIONIN ACCORDANCEWITH THE REQUIREMENTS OFTHE FGOS SPOAbstract:in modern dinamic changing world key feature quality to organizations of the scholastic process on lesson use modern educational technology becomes in accordance with requirements FGOS JV and electronic educational resource. In this connection appeared need интенсифицироватьincreasing to qualifications pedagogical workman in a part, concerning methodses of the designing the modern scholastic occupation that without author's methodical developments and electronic educational resource teacher of the additional vocational training impossible. Keywords:FGOS SPO, quality of the formation, scholastic occupation, pedagogical designing, electronic educational resource, modern educational technologies, Microsoft Office Power Point 2010.
Методика проектирования современного учебного занятия в соответствии с новыми образовательными стандартами
Аннотация.Всовременном динамично меняющемся мире ключевыми характеристиками качества организации учебного процесса на уроках в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образовании (ФГОС СПО)становится использование современных образовательных технологий и электронных образовательных ресурсов. В связи с этим возникла необходимость интенсифицировать повышение квалификации педагогических работников в части, касающейся методики проектирования современного учебного занятия, что невозможно без авторских методических разработок и электронных образовательных ресурсов (ЭОР)педагогов дополнительного профессионального образования. Ключевые слова:ФГОС СПО, качество образования, учебное занятие, педагогическое проектирование, электронный образовательный ресурс, современные образовательные технологии, MicrosoftOfficePowerPoint.
Несмотря на переход к стандартам нового поколения, урок остается основной дидактической единицей в системе среднего профессионального образования. Современный урок должен соответствовать требованиям ФГОС СПО и готовить обучающегося к профессиональной деятельности в высокотехнологичном, постоянно меняющемся мире. На уроке должны формировать общие и профессиональные компетенции, навыки самостоятельного и творческого мышления, умение действовать в нестандартных ситуациях, работать с информацией, учиться и работать в команде. Ключевой характеристикой качества профессионального образования становится требования стандарта –требования к результатам освоения основных профессиональных образовательных программ. Концепция стандартов пополняет традиционный подход, призывающий к формированию знаний, умений и навыков, такимипонятиями как компетенция –освоение обучающимися основных способов действий, и компетентность –достижение новых уровней развития обучающегося[1]. Деятельность преподавателя колледжа на современном этапе развития российского образования сложна и многообразна. Ее сложность обусловлена многокомпонетностью, а многообразие и разноуровневостьсвязаныспостоянно меняющимися внешними условиями и обширным потоком информации, как в научнотехнической сфере, так и в рамках развития педагогической науки и современных образовательных технологий. В связи с этимв каждойпрофессиональной образовательной организациив условиях реализации ФГОС СПО проводитсяцеленаправленнаяработа, одним из компонентовкоторойявляется систематическое повышение квалификации мастеров производственного обучения и преподавателейпо актуальным проблемам и современным технологиям в системе среднего профессионального образования. Педагогическое проектирование
это предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности обучающихсяи педагогов.Педагогическое проектирование являетсязначимойфункцией любого педагогаисостоит в том, чтобы создавать предположительные варианты предстоящей деятельности и прогнозировать ее результаты.Главный объект проектирования для педагога профессиональной школы –это образовательный процесс.В связи с этим выделяюттри этапа проектирования: моделирование, проектирование, конструирование.Ни при системнодеятельностном, ни при компетентностном подходах у нас вряд ли получится уйти от традиционных принципов проектирования учебного занятия.На современном этапе развития отечественной педагогической науки появилось множество публикаций о том, каким должен быть современный урок. Некоторые авторы настаивают на том, что в свете нового поколения образовательных стандартов, стоит отказаться от традиционных видов урока и перейти к типологии уроков, основанной на системнодеятельностном подходе (Табл. 1). Таблица 1 Типы уроковТрадиционный урокДеятельностное обучениеУрок изучения нового материалаУрок постановки учебной задачиУрок совершенствования знаний, умений и навыковУрок решения учебной задачиУрок обобщения и систематизацииУрок моделирования и преобразования моделиКомбинированные уроки
Урок решения частных задач с применением открытого способаУроки контроля и коррекции знаний, умений, навыковУрок контроля и оценки
На курсах повышения квалификации педагогических работников мы придерживаемся мнения, что отказ от классической типологии уроковв среднем профессиональном образовании не всегда целесообразен. Поэтому, помогая преподавателям специальных дисциплин и мастерам производственного обученияпроектировать уроки, мы стараемся акцентировать внимание не на инновационных подходах к типологии уроков, а на использовании современных образовательных технологий. Применениена уроках различных типов информационных технологий давно не считается инновацией. В соответствии с новым федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» в повседневную учебную деятельность прочно входят электронныеобразовательные ресурсы. Освоениепреподавателямии мастерамипроизводственного обучения технологий самостоятельногопроектированияЭОРявляется одним изважнейшихнаправленийработы накурсахповышения квалификации в условиях реализации ФГОС СПО. На своих занятиях мы предлагаем слушателям курсов повышения квалификации разработать урок контроля знаний и уменийна основе авторского электронного образовательного ресурса, созданного с помощью классического офисного приложения MicrosoftOfficePowerPoint(Табл. 2).
Таблица 2План урокаЭтапы урокаВремя(мин.)Деятельность преподавателяДеятельностьобучающихсяЭТАП IОргмомент
5Преподаватель проверяет присутствующих и сообщает обучающимся тему занятияГотовятся к уроку, откликаются на перекличкеЭТАП IIПодготовка обучающихся к активному и сознательному усвоению знаний 10Преподаватель формулирует и сообщает обучающимся, в чему будет состоять их учебная деятельность, объясняет как работать с ЭОР, обосновывает критерии оценки их ответовСлушают и задают вопросыЭТАП IIIВсесторонней проверки знаний60Вызывает обучающихся к доске, заслушивает их ответы, корректирует ответы обучающихся в случае необходимостиВыставляет оценки, предоставляет обучающимся возможность исправить неудовлетворительную оценкуВыходят к доске, отвечают на открывающиеся в ЭОР вопросы, проверяют свои ответы с помощью интерактивных средств Слушают преподавателя, задают вопросыЭТАП IVИнформирование обучающихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.15Озвучивает домашнее задание, предлагает выбрать домашнее задание из спискаЗаписывают домашнее задание
В презентации для обучающихся на первом слайде предлагается инструкция, описывающая алгоритм действий при работе с ЭОР.1.Выберите число.2.При нажатии указателем мыши на число откроется вопрос. 3.Прочтите вопрос и подумайте над ответом (не более 5 минут).4.Дайте ответ.5.Проверьте свой ответ, «щелкнув» указателем мышки в любой части экрана.6.Один обучающийся может выбрать не более трех чисел.Дальше следует таблица, описывающая шкалу оценок. Если обучающийся отвечает на все три вопроса, он получает оценку «пять», если на два –«четыре», если на один –«три». Если обучающийся не дает правильного ответа ни на один вопрос, его оценкой становится «два».На следующем слайде обучающимся предлагается таблица с числами от одного до семидесяти, каждое из которых представляет собой гипертекстовую ссылку, при нажатии на которую открывается слайд с вопросом. Обучающийся должен обдумать вопрос и дать на него краткий ответ. После чего он можетпроверить себя, сделав щелчок мышью в любой части экрана, и открыв тем самым правильный ответна вопросДанный электронный образовательный ресурс является ни чем иным как интерактивным аналогом хорошо известного метода –сорбонка, когда на одной стороне карточки записывается понятие, слово, дата, а на другой –ответ. Обучающийся берет со стола преподавателя карточку, размышляет над ответом, дает его и тут же проверяет себя, переворачивая карточку. При этом стоит понимать, что наш анимированный вариант сорбонки делает процесс обучения более привлекательным и разнообразным. В нашем случае объектами запоминания становятся не только слова, даты, термины, но и чертежи, технологические карты и т.п.Существует мнение, что технические средства обучения, созданные с помощью стандартных офисныхприложений,не совсем отвечают современным стандартам и требованиям, предъявляемым к информационным образовательным ресурсам. Мы считаем иначе. Разумеется, такие программные продукты, как AvtoPlay, позволяют создавать ЭОРкачественно иногоуровня. Но при этом, не стоит забывать, что программы такого рода требуют дополнительных финансовых затрат на покупку их лицензионных версий.В то время как PowerPointвходит в классический пакет MicrosoftOffice, практически повсеместно используемый в большинстве российских образовательных организациях.Разумеется, простая мультимедийная презентация, призванная заменить обыкновенную классную доску и избавить преподавателя от необходимости «писать мелом», не может считаться ЭОР.Но презентация, в которой в полной мере задействованы такие мультимедийные объекты, как гипертекстовые ссылки, анимированные объектыи триггеры, вполне может претендовать на это название. Еще одним из важнейших направлений повышения квалификации слушателей являются практические занятия, призванные преодолеть консерватизм и косность мышления, которые, к сожалению, мешают многим заслуженным педагогам продуктивно применять на своих уроках современные образовательные технологии. В действительности, таких технологий великое множество. Но простым перечислением и развернутой классификацией данных технологий в рамках чисто лекционного материала невозможно подвигнуть педагогических работников к их осмысленному освоению и эффективному применению на своих собственных учебных занятиях. На самом деле, как показывает практика, единственным понастоящему действенным методом в данном случае является простой принцип –«делай, как я». Поэтому нами были разработаны специальные мультимедийные заготовки уроков с использованием тех или иных современных образовательных технологий. Они так же содержат подробные методические указания по организации учебного процесса на учебном занятии в условиях компетентностной модели образования. Но прежде, чем перейти к рассмотрению непосредственно заготовок конкретных уроков, мы предлагаем своим слушателям ознакомиться и научиться пользоваться электронным образовательным ресурсом «Конструктор урока», который так же создан нами на основе современных педагогических исследований в области современных педагогических технологий и спроектирован с помощью программы PowerPoint. Что же из себя представляет данный образовательный ресурс,созданный специально для курсов повышения квалификации педагогических работников?Для начала, уже на втором слайде слушателям предлагается ознакомиться со следующей инструкцией:
ИНСТРУКЦИЯ ПО ПРИМЕНЕНИЮНе возникает сомнений, что у каждого преподавателя своя творческая мастерская. Каждый из нас владеет большим разнообразием методических приемов и, возможно, уже предпринимал попытку их структурировать. Мы хотим предложить воспользоваться эффективным средством для проектирования учебных занятий в соответствии с современными требованиями ФГОС СПО –«Конструктором уроков».Любой из основных этапов урока отчасти может быть реализован разными методическими приемами или их комбинациями. Таким образом, все эти приемы и есть составные элементы нашего Конструктора. В первой строке –обобщенные этапы урока, под ними –основные этапы урока. При нажатии на ссылки открываются слайды с таблицами, в которых представлены по двенадцать методических приемов, которые представляется целесообразным использовать именно на данном этапе урока.
Конструктор повышает эффективность проектирования учебных занятий,как теоретического, так и производственного обучения. Даже если все методические приемы, описанные в нем, известны преподавателю, без «Конструктора» трудно удержать их в памяти. Таким образом, наш «Конструктор» призван сократить время на подготовку урока и спровоцировать преподавателей применять на своих занятиях современные методы по активизации познавательной деятельности обучающихся на всех этапах урока.Далее следует таблица, в которой основные этапы урока соотнесены с его обобщенными этапами(Табл. 3).Таблица 3
Самоопределение к деятельности и актуализация знаний«Открытие» нового знанияПрименение новых знаний по изученному алгоритмуУглубление сформированных компетенцийРефлексия: эмоциональная и оценочнаяОрганизационный моментПервичное восприятие и усвоениенового теоретического учебного материала (правил, понятий, алгоритмов)Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задачОбобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных умений и сформированных компетенцийКонтроль за процессом и результатом учебной деятельности обучаюшихсяАктивное целеполагание и мотивация учебной деятельности
Самостоятельное творческое использование полученных знаний, сформированных умений и компетенций
Рефлексия деятельностиАктуализация знаний в начале урока или в его
процессе по мере необходимостиОпыт применения данного ЭОРпредставляет элемент новизны в совершенствовании современного урока и существенно обогащает методическую копилку слушателей курсов повышения квалификации.Таким образом, исходя из требований времени, меняются подходы к современным учебным занятиям и их типология. На наш взгляд, современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок с использованием интерактивных технологий и инновационных подходов к проектированию образовательного процесса. При этом стоит особо отметить, что требования нового стандарта не являются чемто абсолютно новым для практикующих преподавателей, но даже несмотря на это вызывают у педагогов некоторые затруднения. Поэтому преодоление этих затруднений являются для нас основной целью при проведении занятий на курсах повышения квалификациипреподавателей профессиональной школы.
Ссылка на источники1. Крылова О.Н. Муштавинская И.В. Новая дидактика современного урока в условиях введения ФГОС ООО: Методическое пособие. –СПб.: КАРО, 2013. –144 с. 2. Ермолаева М.Г. Современный укрок: анализ, тенденции, возможности: Учебнометодическое пособие.// М.Г. Ермолаева–СПб.:КАРО, 2008. –160 с.3. Поташник М.М. Требования к современному уроку. Методическоепособие. –М.: Центр педагогического образования, 2008. –272 с.4. Патрикова Т. С. Совершенствование информационной компетентности инженернопедагогических кадров как фактор повышения качества профессионального образования // Современные научные исследования. Выпуск 1 Концепт. 2013. ART 53317. URL: http://ekoncept.ru/2013/53317.htm
Гос. рег. Эл № ФС 7749965. ISSN 2304120X.
Patrikova Tatiyana Sergeevnacandidate of the technical sciences, assistant professor of the pulpit technology management development educational institution and vocational training GOU JV THAT "Institute of increasing to qualifications and professional refresher course workman formation Tuliskoy area", Tulavaleropatrik86@rambler.ruMODERNTECHNIQUE OF DESIGNINGA TRAINING SESSIONIN ACCORDANCEWITH THE REQUIREMENTS OFTHE FGOS SPOAbstract:in modern dinamic changing world key feature quality to organizations of the scholastic process on lesson use modern educational technology becomes in accordance with requirements FGOS JV and electronic educational resource. In this connection appeared need интенсифицироватьincreasing to qualifications pedagogical workman in a part, concerning methodses of the designing the modern scholastic occupation that without author's methodical developments and electronic educational resource teacher of the additional vocational training impossible. Keywords:FGOS SPO, quality of the formation, scholastic occupation, pedagogical designing, electronic educational resource, modern educational technologies, Microsoft Office Power Point 2010.