Этические аспекты деятельности служб и подразделений органов внутренних дел

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Власов А. В. Этические аспекты деятельности служб и подразделений органов внутренних дел // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 1996–2000. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54663.htm.
Аннотация. В статье рассматривается процесс формирования нравственно совершенной личности, который был и остается одним из центральных направлений воспитания сотрудников органов внутренних дел, а также проблемы этических аспектов деятельности органов внутренних дел.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Власов Андрей Владимирович,кандидат юридических наук, начальник кафедры социальноэкономических и гуманитарных дисциплин, Ставропольский филиал Краснодарского Университета МВД РФ (г. Ставрополь)vlasov_av@list.ru

Этические аспекты деятельности служб и подразделений

органов внутренних дел

Аннотация.В статье рассматривается процесс формированиянравственно совершенной личности, который был и остается одним из центральных направлений воспитания сотрудников органов внутренних дел, а такжепроблемыэтических аспектов деятельности органов внутренних дел.Ключевые слова:этика,нравственность, мораль, воспитание, самовоспитание, этикет, оперативнорозыскная деятельность, следственная работа.

Укрепление правопорядка и законности становится одной из важнейших задачсовременного общества. В свою очередь, авторитет закона напрямую зависит от людей, олицетворяющих собой справедливость и безопасность. Надев форму сотрудника полиции, человек становится своеобразным символом государства и законности.В связи с этим нравственное воспитание сотрудниковправоохранительныхорганов, для которых нормы морали, нравственные убеждения и чувство собственного достоинства профессионально значимы, приобретает особое значение. Нравственное воспитание личного состава ‬необходимое условие и средство формирования и активизации морального фактора в деятельности правоохранительных органов. Планомерное и повсеместное нравственное воспитание не только формирует моральный облик сотрудников, но и создает ту необходимую моральнопсихологическую атмосферу, которая стимулирует высоконравственные поступки, регулирует поведение личного состава. Особое место в системе нравственного воспитания занимает профессиональная этика сотрудников ОВД, что обусловлено рядом объективных причин: борьба с преступностью ‬это не только правовая, но и моральная проблема, поскольку нельзя вести борьбу с преступностью, не укрепляя моральные устои общества, а без борьбы с преступностью невозможно обеспечить всемерное развитие и проявление морального фактора; сотрудникам ОВД приходится иметь дело, не с лучшей частью общества, что весьма неблагоприятно воздействует на их моральный облик, но при этом служебная этика обязывает каждого сотрудника проявлять такт, выдержку, морально воздействовать на задержанного, арестованного, осужденного. К тому же, как показывает практика, нравственная культура сотрудников ОВД оказывает заметное дисциплинирующее, воспитательное воздействие на граждан. Профессиональная этика носит строго обязательный характер и обеспечивается административными санкциями (например, Кодекс чести, приказы и инструкции МВД, дисциплинарные уставы, определяющие формы поведения и общения)[1].

Так как деятельность органов внутренних дел многообразна, этонаходит отражение и в профессиональной этике, которая носит в значительной степени собирательный характер, так как в ней обобщаются особенности поведения и нравственной культуры сотрудников криминальной полиции, полиции общественной безопасности (местной полиции), Государственной инспекции безопасности дорожного движения и т.д.[6].Каждый вид юридических, правоохранительных профессий предъявляет к своим представителям ряд характерных нравственных требований, постоянно накладывает на их нравственную культуру свой отпечаток.Всем видам юридической деятельности присущи как общие, так и специфические профессиональные моральные требования и нормы.Итак, нравственное воспитание представляет собой целенаправленный процесс формирования у человека этических знаний, моральных потребностей, идейнонравственных убеждений, моральных качеств и чувств, устойчивых и привычных норм поведения, соответствующих нравственному идеалу.Нравственное воспитание предполагает формирование у человека необходимых представлений о моральном идеале и созданиеу человека глубокой внутренней потребности поступать и действовать в соответствии с воспринятыми и усвоенными им элементами нравственного сознания[2].Задачи нравственного воспитания отражены в следующей схеме (рис. 1).

Рис. 1. Задачи нравственного воспитания

Этические знания ‬не только условие и предпосылка нравственного воспитания, но и важный элемент духовной культуры человека. Сотрудники правоохранительных органов должны знать, как влияют их действия (или бездействия) на окружающих, предвидеть моральные последствия их поступков, помнить о моральнопсихологическомклимате в служебном коллективе. Моральные убеждения (наряду с политическими, правовыми, религиозными и этическими) существенно влияют на все стороны деятельности и поведения сотрудников органов внутренних дел, поскольку представляют собой те укоренившиеся в его сознании принципы, нормы, идеалы, категории, которым они считают необходимым следовать.Одна из главных задач нравственного воспитания в привитие сотруднику моральных качеств и чувств. Моральныеи нравственные качества сотрудникавыступаюткак свойство его характера и раскрываютнаиболее типичные черты его поведения.Процесс нравственного воспитания предполагает и формирование моральных потребностей личности, направленных на нравственное самосовершенствование, стремление к моральному идеалу и высоконравственному поведению.Сформированные моральные потребности выступают побудителями нравственной деятельности человека, его активной жизненной позиции. Нравственно совершенная личность обладает:этическими знаниямиморальными убежденияминравственными качествами и чувствамиморальными потребностями и привычкамизадачи нравственного воспитанияПрименительно к системе нравственного воспитания в правоохранительных органах особое внимание уделяется таким понятиям, как ©служебный долгª, ©профессиональная честьª, ©личное достоинствоª. Нередко эти понятия служат в качестве критериев самооценки сотрудника. Процесс самовоспитания занимает не последнее место при формировании нравственно совершенной личности. Нравственное самовоспитание ‬это активный, сознательный, целеустремленный процесс формирования и развития сотрудником положительных и искоренения отрицательных качеств в соответствии с общественными потребностями, личными нравственными идеалами и характером деятельности; постоянная,систематическая работа по выработке знаний, умений, навыков, привычек, соответствующих моральным требованиям к специалисту[2].В процессе самопознания и нравственного самовоспитания используются различные методы, которые представлены на рис. 2.



































Рис. 2. Методы самопознания и самовоспитанияСамовоспитаниесамоубеждениесамонаблюдениесамоанализсамооценкасамопринуждениесамообладаниесамодисциплинасамокритикасамоприказсамоконтрольдинамический процесс, который носит преднамеренный характер, включает в себя определенный замысел и систему приемовпредполагает наличие установки и критическоеотношение к отклонениям от нееего объектом должны быть конкретные поступки, действия, отношения, а не переживания, завершая определенный этап анализа, надо сделать из него правильные выводы

однаиз основных функций самопознания. Критерием выступают требования, которые человекпредъявляет к другим. Основасамооценки‬анализ деятельности

особая функция воли, направленная на принуждение себя совершать определенные действия. Одна из форм ‬осознанное подчинение себя другому лицу/обстоятельствам

способность ©не терятьª себя в минуты опасности, подавлять в себе страх, другие сильные отрицательные чувства, сохранять ясность ума и силы воливысшая форма дисциплины сотрудника, основанная на глубоко осознанной необходимости всегда и во всем действовать в строгом соответствии с требованиями службыслужит совершенствованию личности и обеспечению успехов в деле. Важнейшее требованиесамокритики ‬учет собственного достоинства

отдается во внутренней или внешней речевой форме. Воздействие основано на силе словесного раздражителя. Использование предполагает основательную волевую подготовкуприводятся различные аргументы, подкрепляющие целесообразность предварительного решения, и только после этого начинается его выполнениеВ целом методы и приёмы нравственного самовоспитания охватывают все духовные и физические проявления человека ‬его чувства, разум, волю и практическую деятельность. Сущность действительного применения методов и приемов самовоспитания состоит в том, чтобы найти в духовном миресобственной личности точки своего приложения в виде желаний, стремлений. Задатков и т. д. И так организовать их борьбу, чтобы потерпело поражение негативное. Наряду с нравственным воспитанием необходимо помнить и об этическом воспитании личности. Этическое воспитание ‬составная часть системы идеологического воспитания, которая связана со всеми его направлениями: идейнополитическим, трудовым, нравственным, правовым, физическим, экологическим. Единство всех направлений воспитания определяется: вопервых, единством конечной цели воспитания ‬формированием всесторонне развитой, гармоничной личности; вовторых, единой социальной сущностью человека как совокупности всех общечеловеческих отношений, которая целостна и не может быть расчленена на изолированныесоставные части; втретьих, единством принципов всей системы воспитания. Этическое воспитание ‬этоспецифический, относительно самостоятельный вид духовнопрактической деятельности. Ему, как и всякому направлению воспитательной деятельностиприсущ ряд общих структурных элементов: объектвоспитания, субъект воспитания,содержание воспитания (цель, задачи, идеи),средства воспитания (этические ценности),принципы, методы и формывоспитания.В целом система этического воспитания представляет собойединство трех граней воспитательного процесса ‬содержательную, методическую и организационнуюстороны. Содержательная сторона аспекта указывает на то, какие качества и свойства должны быть сформированы в объекте воспитательного процесса (то есть цели и задачи эстетического воспитания).Методическая сторона указывает на то, как практически решаются эти задачи, то есть представляет собой совокупность средств, методов и форм, которые используются дифференцированно, в соответствии с конкретными условиями, особенностями объекта воспитания.Организационная сторона предполагает наличие соответствующих организаций, каждая из которых осуществляет этическое воспитание в определенной сфере жизни и выполняет возложенные на нее специфические функции.Таким образом, система этического воспитания ‬это организационная и целенаправленная деятельность различных социальных институтов и совокупность сознательно определяемых ими принципов, средств, форм и методов воздействия на человека, обеспечивающих формирование этической культуры личности[2].Система эстетического воспитания сотрудников ОВД является подсистемой единой государственной системы этического воспитания. Объектом этического воспитания являются все сотрудники ОВД различных служб и подразделений и каждая личность в отдельности. Важнейшей характеристикой сотрудников, как объектов воспитания, является характер и уровень развития их этической культуры, которая определяется как объективными, так и субъективными факторами: особенностями их профессиональной деятельности, общения, окружающей их социальной и предметной среды, уровнем общего образования, мерой приобщения их к этическим ценностям общества, а также индивидуальными (возрастными, социальнопсихологическими и др.) особенностями.В практике изучения профессиональной этики в вузах правоохранительных органов существует два пути. Первый ‬это освещение профессиональной этики в ходе чтения специального курса. Другой путь ‬это включение этических вопросов во все дисциплины и практические задания для слушателей и студентов[3]. Этические аспекты оперативнорозыскной деятельностиРассмотрим этические аспекты деятельности органов внутренних дел на примере оперативнорозыскной деятельности и следственной работы. Деятельность сотрудников оперативных подразделений правоохранительной системы особая. Впрофессиональной деятельности сотрудников оперативных подразделений есть такие неповторимые и не встречающиеся вдругих сферах человеческих отношений вопросы, нравственные проблемы, которые характерны только для специфических приемов оперативнорозыскной работы.Эта специфика оперативнорозыскной деятельности обусловлена, прежде всего, тем, что она противостоит тайным действиям преступников по подготовке, совершению, сокрытию следов преступления и только в интересахобщества вынуждена проводиться преимущественно негласно.Борьба с преступностью основывается на правом регулировании поведения граждан. Всякое поведение лица, противоречащее интересам общества, неизбежно противоречит и нравственности. Поэтому своевременное предупреждение и раскрытие преступления, а,следовательно,и безнравственного поведения, со стороны отдельных членов общества способствует утверждению нравственности.Учитывая тот факт, что значительная часть наиболее опасных преступлений раскрывается исключительно благодаря оперативнорозыскным мерам, такая деятельность является эффективным средством утверждения в обществе моральных норм.Основным постулатом оперативнорозыскной деятельности, является тот факт, что оперативнорозыскные мероприятия не должны нарушать законные права и интересы граждан, как и лиц, в отношении которых они проводятся, поэтому особую значимость приобретает их соблюдение при проведении мероприятий, влекущих за собой вторжение в личную жизнь этих лиц[5]. Следует учитывать, что ни одиннормативноправовойактнеможет регламентировать всёмногообразие случаев, встречающихся на практике, всвязи с чем вних даются лишь наиболее общие, принципиальные указания по поводу применения негласных возможностей.Это значит, что в случаях, когда возникает необходимость в осуществлении таких оперативнорозыскных мероприятий, которые прямо не предусмотрены, работники оперативных подразделений должны руководствоваться как общими требованиями законности, так итребованиями нравственности.Для выделения нравственных аспектов, появляющихся в ходе оперативнорозыскной деятельности, необходимо обратиться к наиболее существенным моментам процесса применения оперативнорозыскных возможностей при выявлении, предупреждении, пресечении преступлений и розыске преступников, скрывшихся от суда и следствия, а также лиц, пропавших без вести, рассмотрев в этом контексте проблему соблюдения этических принципов.При осуществлении оперативнорозыскных мероприятий сотрудники правоохранительных органов вынуждены вторгаться во многие сферы жизни граждан. Не всегда это вторжение проходит гладко, возникают эксцессы, напряжение, конфликты, а иногда и прямое физическое противоборство[7].В этой борьбе нравственных принципов, интеллекта, воли, характера сотрудников оперативных аппаратов с одной стороны и лиц, заинтересованных в негативном исходе дела ‬с другой, успех должен быть на стороне первых, так как важнейшей целью проведения оперативнорозыскных мероприятий является защита жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, безопасности общества и государства.В контексте рассматриваемых вопросов определенный интерес вызывают отношения сотрудников оперативных аппаратов в коллективах.Межличностные отношения субъектов оперативнорозыскной деятельности, как и других сотрудников правоохранительных органов, в своей основе регламентируются уставными положениями, нормами общечеловеческой морали и профессиональной этики. Тем не менее, многое из того, что допустимо в межличностных отношениях неоперативного состава различныхподразделений правоохранительной системы и нравственно с точки зрения их профессиональной этики, неприемлемо с точки зрения профессиональной этики оперативного состава. Пока еще нет “писаных” правил, своеобразного Кодекса чести оперативных работников, но в многолетней практике ряда поколений работников оперативных служб сложились определенные специфические нравственные нормы, которые можно назвать и “заповедями” оперативной работы и “неписаным кодексом нравственных норм”. Перечислим главные[4].Так, в частности, в противоборстве с опасным преступником допустимо применение любых негласных сил, методов и средств, за исключением противоправных и безнравственных. В процессе проведения оперативнорозыскных мероприятий допустимо все, что законно. Не принято проявлять интерес к конкретному направлению разведывательной работы, стремиться установить круг лиц, оказывающих негласную помощь в раскрытии преступлений, высказывать свое мнение о состоянии оперативной работы коллеги, знакомитьсяс его оперативными делами иматериалами, навязывать свое участие в проведении оперативных мер и пр.Особое место в оперативнорозыскной деятельности занимает общение оперативного работника с лицами, оказывающими содействие в проведении оперативнорозыскных мероприятий. Оно осложняется многими обстоятельствами, в том числе и нравственного характера. Возникает сложная нравственная коллизия. Нужно не только привлечь человека на свою сторону, но и переориентировать его сознание (хотя бы частично), внести изменения в его мотивационную сферу, ослабить психологические контакты с преступной средой. Деятельность следователей так же является предметом постоянных дискуссий в научной литературе.

Непрерывное развитие морали и скачкообразное развитие права, длительная процедура подготовки и принятия законопроекта создают условия для отставания правового сознания от нравственного ивозникновения противоречий, приводящих к коллизиям правовых инравственных требований. Однако противоречия эти не носят непримиримого характера, они преодолеваются в рамках единства права и морали путем дальнейшего совершенствования законодательства.Рассмотрим этические аспекты следственной работы. Современные условия являются принципиально новым этапом в осознании роли нравственных начал деятельности правоохранительных органов, обусловленных гуманизацией права, повышенным интересом к человеческой личности, признания ее высочайшей социальной ценностью. Конституция Российской Федерации рассматривает права и свободы человека, его честь и достоинство как высшую ценность общества и государства[7].Очевидно, что этика имеет непосредственное отношение и к деятельности следственных подразделений.Важное место в этом процессе занимает система категорий этики.Следственная этика как раздел судебной этики ‬наука о применении действующих в обществе норм морали к специфической деятельности по расследованию уголовных дел ‬призвана способствовать осуществлению целей уголовного судопроизводства, в частности, определению допустимости с моральных позиций тактических приемов производства следственных действий[8].Вопрос о роли этических начал в деятельности следователя актуализируется в силу ряда особенностей его общения с процессуальными лицами на разных стадиях предварительного расследования. Прежде всего, это специфичность поводовв общении следователя с обвиняемым, подозреваемым, свидетелями, потерпевшими и т.д. В большинстве случаев повод ‬это совершенное или готовящееся преступление, в силу чего в основу общения следователя с лицами, его совершившими (или готовящимися совершить), изначально заложен конфронтационный характер, где цели общения чаще всего не совпадают, ибо поразному понимаются участниками. Отрицательный эмоциональный фон накладывает отпечаток на всю структуру общения следователя с процессуальными лицами, поэтому помимо возрастающих требований к уровню профессионального мастерства следователя первостепенное значение приобретают такие сугубо этические качества его личности, как гуманность, справедливость, долг, совесть.Сложность нравственноэтических отношений следователя с участниками уголовного процесса обусловлена также множественностью целей общения, их соподчиненностью, иерархичностью, обусловленностью уголовнопроцессуальными нормами. Специфичное моральное состояниеследователя и участников процесса обусловленоповышеннымнервнымнапряжениемв связи с высокой ответственностью за результаты процесса.Стремление найти более совершенные в моральноэтическом плане и гуманные формы предварительного расследования неизбежно заставляет обращаться к нравственным критериям для реализации тех или иных процессуальных действий. Попытки с этических позиций подойти к разрешению правовых коллизий, ориентируясь при этом на нравственные ценности, дают значительный выигрыш в социальном плане. Целесообразно со всех точек зрения закреплять в сознании людей представления о правоприменительной деятельности как о справедливой и гуманной процедуре[4].Важным фактором, гарантирующим соблюдение правоохранительными органами основ морали, является принцип презумпции невиновности, возлагающийбремя доказывания виновности человека на следователя. Реализация данного принципа исключает унизительную обязанность гражданина доказывать свою невиновность. Большое значение для установления контакта имеет внешний вид следователя, его манеры, тон и т.д.Культура поведения следователя, опрятность, вежливость, внимательность, тактичность и другие качества, которые относятся к этике поведения, должны стать обязательными требованиями для лиц данной профессии.Умение следователя внимательно выслушать свободный рассказ способствует получению полной и достоверной информации в ходе допроса[6].Исследуя проблемы нравственности в следственной работе, необходимо отметить, что все без исключения следственные действия достаточно жестко регламентированы уголовнопроцессуальным кодексом идругими нормативными актами. Строго следуя букве закона, следователь не должен совершать безнравственных (значит, противозаконных) действий. Однако помимо следования нравственным нормам, заложенным в законе, следователь должен обладатьсобственным нравственным потенциалом, который дополнит и раскроет наиболее важные уголовнопроцессуальные принципы. Содержание этих двух составляющих, в конечном счете, и должно явиться важнейшей гарантией от ошибок и заблуждений в уголовнопроцессуальнойдеятельности сотрудников правоохранительных органов.Таковы некоторые аспекты деятельности различных служб и подразделений органов внутренних дел по организации воспитания и самовоспитания. Они должны учитываться при организации взаимодействия сотрудниковв коллективах органов внутренних дел и взаимоотношениях с другими общественными формированиями, отдельными гражданами.Подводя итоги вышесказанного, можно отметить, что основной целью профессиональной деятельности сотрудника ОВД является защита прав человека на жизнь, свободу, имущество, отношение к человеку как к высшей ценности. Высокий профессионализм сотрудника ОВД проявляется в выполнении служебного долга, понимании своей ответственности перед обществом и государством, выражающейся в целесообразном и гуманном использовании прав в соответствии с принципами социальной справедливости, служебного долга. Успешная деятельность сотрудника ОВД невозможна без таких нравственных качеств как мужество, патриотизм, гуманность, терпимость и др.. В этой связи этические аспекты деятельности служб и подразделений органов внутренних дел стоят во главе угла при планировании воспитательной работы с сотрудниками данных структур [9; 10]и в процессе самовоспитания сотрудников при повышении эффективности технологии профессионального общения [8].Изучение профессиональной этики способствует формированию профессиональной культуры поведения сотрудников ОВД и является необходимым условием повышения результативности его труда, а также поддержания престижа профессии, ее социальной значимости.

Ссылки на источники1.Власов А.В., Жикривецкая Ю.В. Профессиональнонравственное сознание как основа профессиональной культуры сотрудников органов внутренних дел //Мир науки, культуры, образования. ‬2014. №2 (45). ‬С. 4446.2.Голубева Г.А. Этика: Учебник. ‬М., 2007. ‬320 с.3.Егорышев С.В., Ротовский А.Н., Сулейманов Т.Ф. Профессиональная этика: Курс лекций. ‬М., 2005.4.Зинатуллин З., ДедюхинК., Аминов И. Юридическая этика: Учеб пособие. ‬М.: ЮнитиДана, 2010. ‬240 с.5.Права человека. Учебник / Под ред. ЛукашевойЕ.‬М.:Норма, 2009. ‬560 с.6.Профессиональнаяэтикаи служебный этикет: Учебник для студентоввузов / Под ред. Кикотя В.Я. ‬М.: ЮнитиДана, 2012. ‬559 с.7.Саранчин Ю.К., Банных С.Г., Зарубина Е.В., Самарин В.Г., Суслонов П.Е. Профессиональная этика сотрудников органов внутренних дел: Курс лекций. ‬Екатеринбург: Издво Уральского юридического института МВД России, 2001. ‬174 с.8.Султанова М.В. Оптимизация технологии педагогического общения сотрудников ОВД //Мир науки, культуры, образования. ‬2014. №1 (44). ‬С. 61639.Устинова Л.Г. Конструирование технологий воспитания сотрудников ОВД //Мир науки, культуры, образования. ‬2014. №1 (44). ‬С. 717310.Устинова Л.Г. Применение комплексного подхода в процессе организации воспитания коллектива сотрудников ОВД //Мир науки, культуры, образования. ‬2014. №2 (45). ‬с….

Vlasov Andrey VladimirovichPhD of jurisprudence, Head of the Department of Socioeconomic sciences and humanities, StavropolbranchoftheKrasnodarUniversityoftheMinistryofInternalAffairs(Stavropol)vlasov_av@list.ruEthical aspects of activities of services and divisions of the bodies of internal AffairsSummary.The article considers the formation of a moral personality, which remains one of the main fields of the education science for workers of the bodies of internal Affairs, as well as problems of ethical aspects of activities of the bodies of internal Affairs.Key words:ethics, morality, morals, education, selfeducation, etiquette, operationalsearch activities, inquiries.