Определение ценностно-мотивационной сферы студентов

Международная публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Хохлова М. А., Нечай Н. М. Определение ценностно-мотивационной сферы студентов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 2016–2020. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54667.htm.
Аннотация. Проанализированы проблемы формирования мотивации обучения студентов в ОИВТ (филиал) ФБОУ ВПО «НГАВТ», и раскрыты суть, потребности специальностей. Изучены разные подходы к формированию устойчивых мотивов, интересов и стимулов у студентов. Определены познавательные потребности, мотивы и цели, побуждающие студента к обучению и стимулированию его активности на определенном уровне.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Хохлова Марина Анатольевна,доцент кафедры гуманитарных дисциплин, Омский институт водного транспорта (филиал) ФБОУ ВПО «Новосибирская государственная академия водного транспорта», г. Омскhohmarinaan@mail.ru

Нечай Наталья Михайловна,руководитель службы качества, старший преподаватель кафедры экономики, Омский институт водного транспорта (филиал) ФБОУ ВПО «Новосибирская государственная академия водного транспорта», г. Омскnenami_10@mail.ru

Определение ценностномотивационной сферы студентов

Аннотация. Проанализированы проблемы формирования мотивации обучения студентов в ОИВТ (филиал) ФБОУ ВПО «НГАВТ» и раскрыта суть, потребности, специальностей. Изучены разные подходы к формированию устойчивых мотивов, интересов и стимулов у студентов. Определены познавательные потребности, мотивы и цели, побуждающие студента к обучению и стимулированию его активности на определенном уровне.Ключевые слова: мотивация обучения, потребности, активизация, учебная деятельность, стимулирование.

В настоящее время социальноэкономические изменения, современное общество, рынок труда и производство отличаются высокой степенью динамизма, неопределенности, быстрыми темпами перемен. Стремительное развитие инновационных процессов во всех сферах деятельности человека становится характеристикой всех сторон нашей жизни и проявляется на всех уровнях –социальном, психологическом, глобальном, региональном, индивидуальном. Современные условия выдвигают особые требования к подготовке специалистов в учреждениях профессионального образования. Новый образовательный результат прямо обозначен в Концепции профессионального образования –это «подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности».[1]

Поскольку изменились социальные условия жизни, изменилась и сама мотивация, в частности, и мотивация учебной деятельности. Учебная деятельность занимает практически все годы становления личности. Получение образования является непременным требованием к любой личности, поэтому проблема мотивации обучения является одной из центральных в педагогике.Эффективность учебного процесса в вузе в целом, прямо связана с тем, насколько высока мотивация учебной деятельности, мотивация овладения будущей профессией у студентов. Особенностью обучения является то обстоятельство, что заставить учиться нельзя, необходимо наличие у учащегося желания –мотивации учебной деятельности. Формирование мотивации и ценностных ориентацийявляется неотъемлемой частью развития личности человека.[2, c.145]

В период перехода к иной модели общества особенно трудно приходится молодежи. Это связано с тем, что ее представления об отдельных сторонах жизни, в том числе о своем месте, о профессиональной ориентации не стали еще

осознанными. Поэтому общественные противоречия сразу же сказываются на изменении поведения в молодежной среде. Отсюда повышается роль школы, других учреждений профессиональной ориентации и в том числе вузов в воздействии мотивации выбора определенной профессии.Произошедшие за последние годы социальноэкономические и политические изменения в нашей стране изменили мотивы поступления в вуз. Однако можно отметить мотивы, стабильно проявляющиеся и не утрачивающие своего значения при различном укладе общественного строя.Основными мотивами поступления в вуз являются: желание находиться в кругу студенческой молодежи,большое общественное значение профессии и широкая сфера ее применения, соответствие профессии интересам и склонностям иее творческие возможности.[3, c.6]

Система образования формирует человека профессионального, т.к. он осознанно, целенаправленно и мотивированно делает свой выбор; цели деятельности вуза и его собственные цели согласованы.[4, c.59]

Одним из важнейших показателей качества деятельности вуза является профессиональная направленность его абитуриентов, сделавших свой первый профессиональный выбор.С целью изучения установок на получение высшего профессионального образованияв ноябре 2010 годабыло проведено анкетирование 389студентов 15 курсов специальностей «Экономика и управление напредприятии транспорта» (ЭК), «Судовые энергетические установки» с полным и сокращенным сроком обучения (СМ и СМу), «Электропривод и автоматика промышленных установок и технологических комплексов» (ЭП) Омского института водного транспорта (филиал) ФГОУ ВПО «Новосибирская государственная академия водного транспорта».В исследовании использовалась методика предложенная Т.И. Ильиной «Мотивация обучения в вузе». В ней имеются три шкалы: «приобретение знаний» (стремление к приобретению знаний, любознательность); «овладение профессией» (стремление овладеть профессиональными знаниями и сформировать профессионально важные качества); «получение диплома» (стремление приобрести диплом при формальном усвоении знаний, стремление к поиску обходных путей при сдаче экзаменов и зачетов). [5, c. 433]Выясняя отношение студентов к сделанному ими профессиональному выбору, была обнаружена устойчивая тенденцию к увеличению числа респондентов, не согласных с тем, что профессиональный выбор делается один раз на всю жизнь. Студенты склоняются к той точке зрения, что выбор профессиональной деятельности человека определяется исходя из конкретной экономической ситуации. Они психологически готовы к тому, что им придется менять профиль профессиональной деятельности, готовы достаточно гибко реагировать на требования рынка. Результаты проведенного исследования отражены на рисунке 1.



Рисунок 1 Мотивация обучения в вузе

Ответы по предложенной методике были разбиты на три группы. Первая группа отражает низкую степень заинтересованности в изучаемых вопросах. Вторая группа среднюю степень и третья группа, соответственно, высокую степень. При этом шкала по приобретению знаний при максимуме 12,6 баллов на группы делилась пропорционально (с интервалом 4,2 балла).Шкала «овладение профессией» при максимуме 10 баллов делилась на интервал от 0 до 4 баллов, от 4 до 6 баллов и от 6 до 10 баллов (с учетом обработки полученных ответов).Шкала «получения диплома» при максимуме 10 баллов делилась на интервалы от 0 до 6 баллов, от 6 до 8,5 баллов и от 8,5 до 10 баллов.Преобладание по первым двум шкалам свидетельствует об адекватном выборе студентом профессии и удовлетворенности ею.В результате можно констатировать, что достаточно большая доля студентов имеет низкую степень стремления к приобретению знаний и профессии (27,4% и 61,3% соответственно). К тому же основная часть студентов ориентирована на получение диплома (более 85%), что свидетельствует об общем снижении профессиональной мотивации.Почти каждый из пяти опрошенных отмечает, что в современных условиях трудно обеспечить эффективную систему подготовки.Можно утвердительно говорить, что отношение студентов к системе образования становится более взвешенным и требовательным. Они не ждут от нее слишком многого, и это предотвращает слишком большие разочарования в будущем. Студенты полагают, что вуз должен дать им некоторый исходный минимум знаний, который пригодится в дальнейшей жизни, но не рассматривают его в качествефундамента деятельности, которой они хотели бы посвятить жизнь.[6, c.85]При этом хорошо успевающие студенты проявляют, как правило, большую тягу к получению профессии, чем студенты, успевающие на «удовлетворительно». При анализе мотивов учебной деятельности можно выделить направленность на получение знаний, на получение профессии, на получение диплома.получение знанийовладение профессийполучение диплома27,461,313,259,428,352,812,210,434,01 группа2 группа3 группа

Определенный интерес представляет анализ представленных шкал при распределении по курсам обучения (см. рисунок 2 4)

Рисунок 2 –Распределение студентов по мотивации к приобретению знаний

Рисунок 3 –Распределение студентов по мотивации к овладению профессией

0,010,020,030,040,050,060,070,080,090,0100,01 курс2 курс3 курс4 курс5 курс26,933,321,726,131,857,758,356,556,568,215,48,421,817,4Удельный вес, %1 группа2 группа3 группа0,010,020,030,040,050,060,070,080,090,0100,01 курс2 курс3 курс4 курс5 курс53,839,165,295,530,650,043,521,74,515,450,017,413,1Удельный вес, %1 группа2 группа3 группа

Рисунок 4 –Распределение студентов по мотивации к получению диплома

Особо выделяются по направленности на приобретение знаний общихи профессиональных студенты 3 курса. Они имеют наибольший удельный вес третьей группы (21,8% по шкале приобретения знаний и 17,4% по шкале овладения профессией), которая отражает высокую степень удовлетворенности профессией и правильности ее выбора. Здесь же просматривается самая низкая ориентация на получение диплома (4,3%). Студенты, нацеленные на получение знаний, характеризуются высокой регулярностью учебной деятельности, целеустремленностью, сильной волей и др. Те же, кто направлен на получение профессии часто проявляют избирательность, деля дисциплины на «нужные» и «не нужные» для их профессионального становления, что может сказываться на академической успеваемости. Установка на получение диплома делает студента еще менее разборчивым в выборе средств на пути к его получению –нерегулярные занятия, шпаргалки и т.п. Существует прямая связь между направленностью на приобретение знаний и успешностью обучения. Наибольшее влияние на академические успехи оказывает познавательная потребность в сочетании с высокой потребностью в достижениях. [7, c.73]По нашему мнению это связано с овладением новых предметов, профилирующего направления, которые повышают адекватность и значимость выбора профессии.Снижение этих показателей на последующих курсах связано с желанием приложить имеющиеся знания к решению практических вопросов, с желанием сделать успешную карьеру, что возможно при наличии диплома.Итак, процесс учения воспринимается студентами как путь к личному благополучию, как средство продвижения по жизненной лестнице. Они оценивают учебный процесс с точки зрения своих личных потребностей, целей, установок, ценностей. А они чаще всего отличаютсяот главной цели обучения в вузе –подготовки специалиста данного профиля. Вся их деятельность направлена на получение конечного результата определенного уровня. Сам процесс решения учебных задач приобретает для них значение лишь в силу его соотношения с конечным результатом (получение оценки, сдача зачета, экзамена, защита диплома). У студентов нет интереса к учению как таковому, но есть понимание, что без знаний в дальнейшем не удастся «продвинуться», и поэтому они прилагают усилия для овладения ими. Судя по результатам исследования, сегодня студенты Омского института водного транспорта (филиал) ФБОУ ВПО «НГАВТ» не противопоставляют себя 0,020,040,060,080,0100,01 курс2 курс3 курс4 курс5 курс7,73,326,117,49,146,230,069,652,254,546,166,74,330,436,4Удельный вес, %1 группа2 группа3 группа

обществу. Если прежде студенты стремились к реализации собственных внутренних духовных склонностей, независимо от престижа той или иной профессии, то сегодня отдается дань моде, т.е. выбору такой профессии как экономистменеджер. Таким образом, просматривается неудовлетворенность студентов качеством получаемой подготовки, деформации отдельных сторон образовательного процесса. Но самое главное происходит неуклонное снижение образованности студентов, уровня их профессиональной компетентности.Для ликвидации этих негативных последствий необходимо найти новые пути учета индивидуальных мотивов учебной деятельности, изменение технологий преподавания. Одним из возможных путей осуществления индивидуализации образовательного процесса в вузе является включение студентов совместно с преподавателями в проектирование и реализацию индивидуальных образовательных маршрутов по освоению учебных дисциплин. Понятие «индивидуальный образовательный маршрут» не новое в педагогике. Индивидуальный образовательный маршрут –это такая структурированная программа действий студента по освоению различных образовательных программ, включенных в рабочий план специальности, с учетом самостоятельной деятельности студента и поддерживающей ролью преподавателя в проектировании и реализации индивидуального образовательного маршрута на некотором фиксированном этапе обучения.Студент должен иметь варианты выбора структуры освоения учебной программы, соответствующие его индивидуальным особенностям.Индивидуальный образовательный маршрут позволит систематизировать учебнометодическое обеспечение преподавателей, устранить пробелы в освоении дисциплины у студентов, сформировать ответственное отношение студентов к образовательному процессу, повысить качество знаний. Студенты смогут совершенствовать практические навыки, повышать свой уровень квалификации и быть востребованными на рынке труда. Этому же будет способствовать переход высшей школы на новые государственные стандарты образования, предполагающие возможность обучения студентов по индивидуальным планам.

Ссылки на источники1.Концепция профессионального образования: [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_07/pra9211.htm[14.03.2014]2.Кетько С. М. Единство рефлексии, мотивациии адаптации в сознании личности. Челябинск, 2005. 221с.3.Богословская О. Мотивацияполучения высшего образования в контексте выбора профессии // Высшее образование в России. 2006. №5. С.68.4.Митина А. М. Зарубежные исследования учебной мотивациивзрослых/ А. М. Митина // Вестник Моск. унта. Сер.14. Психология. 2004. №2. С.5963.5.Ильин,Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. –СПб.: Издво «Питер», 2002. –512 с. 6.Овчинников М. В. Динамика мотивации учения студентовпедагогического вузаи её формирование. Дисс канд. психол. наук. 2008. 215с.7.Дубовицкая Т. Д. К проблеме диагностики учебной

мотивации

//Вопросы психологии. 2005. №1. С.7378

Khokhlova Marina Anatoljevna,reader of the Department of humanitarian disciplines,Omsk Water transport Institute(branch) FBEI HPE “Novosibirsk state Water Transport Academy”, city Omskhohmarinaan@mail.ruNechai Nataljya Michailovna,the head of the service quality (SMQ), senior lecturer of the Department of Economics, Omsk Water transport Institute (branch) FBEI HPE “Novosibirsk state Water Transport Academy”, city Omsknenami_10@mail.ruThe definition of values and motivation of students

Abstract. The problems of forming of teaching motivation of students in Omsk Water Transport Institute (branch) FBEI HPE “NSWTA” are analyzed and the essence and requirements, motives and aim of the study are shown with the help of questionnaire of first –fourthyear students of different specialities. Different approaches for the forming of steady motives, interests and stimulates of the students are studied. Knowledge requirements, motives and aims inducing the student to learning and stimulating his activity on the definite level is defined.Keywords:teaching motivation, requirements, activation, study activity, stimulating.