Активизвция студентов в проявлении толерантности
Международная
публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Харитонова
Т.
Г. Активизвция студентов в проявлении толерантности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – Т. 20. – С.
2146–2150. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/54693.htm.
Аннотация. В статье на основе теоретического анализа феномена «толерантность» и полученных эмпирических данных актуализируется проблема ее развития у студентов; предлагается описание апробированной программы; доказывается ее эффективность.
Похожие статьи
Текст статьи
Харитонова Тамара Геннадьевна,кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии ФГБОУ ВПО«Нижегородский государственный архитектурностроительный университет», г. Нижний НовгородKharitonovaTG@mail.ru
Активизация студентов в проявлении толерантности
Аннотация:В статье на основе теоретического анализа феномена «толерантность» и полученных эмпирических данных актуализируется проблема ее развития у студентов; предлагается описание апробированной программы;
доказывается ее эффективность. Ключевые слова:толерантность, установка, программа,психопрофилактика.
«Если я чемто на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а напротив одаряю»(Антуан де СентЭкзюпери)
Современная действительность на всех уровнях существования человека (телесном, социальном, психологическом, культурноми т.п.) и во многихсферах функционирования социума провоцирует появление разных способов проявления индивидуальности и форм самовыражения личности. В связи с этим особую значимость с учетом разных исследовательских позиций (историкофилософских, культурологических, социальнопсихологических, педагогических и др.)приобретает проблема исследования феномена толерантности.
Классически слово «толерантность» происходит от лат.tolerantia, что означает «терпение» [1]. Но о терпении (терпимости) ли идет речь, когда затрагиваются вопросы конструктивного взаимодействия людей разных национальностей, верований, культур,взглядов, убеждений и т.п.?Ученые, обращаясь к истории понятия толерантности (Г.В. Безлюева, Р.Р. Валитова, В.А. Лекторский и др.), к его смыслами этнопсихологическим аспектам(А.Г. Асмолов, В.А. Лекторский, М.П. Мчедлов, ГУ. Солдатова и др.), а также развитию данного термина в гуманитарных науках (М.А. Семашко) отмечают, что, несмотря на то, что понятие «толерантность» было введено в научный оборот в XVIIIвеке, оно до сих пор не имеет однозначно принятого определения.Анализ справочной и научной литературы показал, что толерантность относится к числу многоаспектных и неоднозначных понятий, ее определение представлено целым комплексом разных взаимодополняющих формулировок. Являясь объектомфилософских, педагогических и психологических исследований, в зависимости от подхода к определению ее сущности, толерантность описывается через такие ключевые слова как:принцип, механизм, рациональная реакция, активная жизненная позиция, культурная направленность, установка, отношение личности, ценность, личностная или общественная характеристика, способность, личностное образование,качестволичности и т.д.Несмотря на такой широкий и разноплановый спектр определений понятия«толерантность», специалисты едины в том, что его сущность, несмотря на то,что в справочной литературе иногда полностью отождествляется с категорией «терпимость» значительно шире, чем значение его дословного перевода. В исследованиях разных авторов: –акцент ставитсяна психологических особенностях формирования толерантности в структуре мировоззрения на ранних этапах онтогенеза;–поднимаются вопросы воспитания (и развития) толерантности и ее культуры на разных возрастных этапах;–обращается вниманиена то, как понятие «толерантность» отражается в сознании студенческой молодежи;–актуализируетсяпроблема изучения социальнопсихологических аспектовформирования этнической толерантности;–толерантность рассматриваетсякак этическая проблема, средство устранения внутриличностных конфликтов, профессионально важное качество специалистов помогающих профессий;–в качестве характеристик толерантностивыделяются: активная жизненная позиция;ответственность за собственную жизнь и признание таковой за каждым человеком; идентичность;эмоциональная устойчивость; креативность;коммуникативная компетентность;ассертивность;эмпатия; способность крефлексии, внутреннему диалогу иосмыслению жизненных ценностей; выбор сотрудничества как стратегии межличностного взаимодействия и др.;–разрабатываются концепции и модели; –определяются функции, виды, подходы, структуры и уровниразвития толерантности.При этом следует отметить, что, несмотря на некоторую неопределенность и разночтения в авторском виденьевсех этих вопросов, толерантность в большинстве случаев рассматриваетсякак:–трудное (нравственное) достижение,–определенно положительная характеристика личности, имеющая наличие неких моральных пределов, позволяющих не смешивать толерантные отношения с вседозволенностью и безразличием к ценностям и убеждениям, –требующая особых условий (объективного и субъективного характера) для формирования, развития и воспитания.Значимость проблемы активизации толерантностив современных условиях социумаподкрепляется многими государственными документами и акциями, в частности это:«Декларация принципов толерантности» (от 16.11.1995 г.);учреждение международного дня толерантности (16 ноября);провозглашение года толерантности (по объявлению ЮНЕСКО ‒ 2003 г.);разработка и внедрение под руководством В.В. Путина программы «Воспитание молодого поколения в духе толерантности» (2000 –2008 гг.);реализация в системепрофессионального образования целевой программы «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе» (2000 –2005 гг.).Так, например, вДекларации принципов толерантностине только провозглашаются соответствующие международные акты и конвенции, но и определяются статьи,раскрывающие основные положенияданной проблемы, в которых обозначается необходимость проведения соответствующих научных исследований и актуализируется вопрос разработки программ в области образования, способствующих воспитанию современной молодежи в духе толерантности.Наличие психологической службы призвано способствовать решению поставленных задач,и нацеливает на организацию профилактической работы в данном направлении.Из всего многообразия наработок в рассмотрениифеноменологии толерантности особого внимания при разработке программпрофилактической направленности на наш взгляд заслуживаютдифференцированный подход и описание психологических портретов личности, отражающих дихотомичность данной феноменологии.Содержание дифференцированногоподхода[3,4,7] представлено описанием трех типов толерантности (естественная(тип «А»), моральная(тип «Б»), нравственная(тип «В»)), которые, с одной стороны могут наблюдаться в реальной жизни у разных субъектов независимо от их возрастных особенностей, а с другой ‒ демонстрируя некую этапность,рассматривают толерантность, как сложный и достаточно долгий процесс личностного развития, наиболее зрелой формой, которого становится толерантность типа «В»(рис.1).
Рис.1.Типы толерантности
Собственно,по мнению специалистов, именно нравственная толерантность, ассоциируется с безусловным принятием, безоценочностью, конгруэнтностью и диалогичностью. Онаявляется той подлинной и позитивной ее формой, которая основана(в отличие от типов«А» и «Б») на более полном осознании и принятии субъектом существующей реальности и усиливает индивидуальные возможности личности выдерживать социальную нестабильность,эмоциональную напряженность, информационную неопределенность, конфликтность взаимодействияи т.п. Описание дихотомии «толерантностьинтолерантность»и сопоставление психологических портретов толерантной и интолерантной личности могут служить основойдля составления диагностического комплекса и оценки уровня проявления, как отдельных ее составляющих, так и комплексной характеристики.
Рассуждая о положительных свойствах толерантности, следует отметить, что именно к толерантности типа «В» (нравственному типу) человек стремится всю жизнь, и именно этоттип толерантности необходимо развивать у студенческой молодежи, рассматривая данный возрастной период (период юности) в качестве сенситивного, так как для него характерными являются: смена внутренней позиции;социальнопсихологическая готовность к жизненному, личному и профессиональному самоопределению;более полнаяидентификация со своим телом и всем физическим обликом; формирование образа своего места во всех реалиях человеческого существования (в природном, предметном и виртуальном мире, в образнознаковых символических системах, в реалиях социального взаимодействия);вхождение в мир культуры и приобщение к культурным ценностям;активное развитие эмоциональной сферы личности (и в частностиспособности к сопереживанию);
естественнаяморальнаянравственнаяпритязание на признание и различные формы участияв общественной жизни;формирование жизненной позиции, устойчивого мировоззрения,гражданских качеств личности,этических убеждений и нравственного сознания;воспитание чести, совести ичувства собственного достоинства;развитие творческой активности как формы самовыражения.Таким образом, период юности со своими характерными особенностями и новообразованиями является особо восприимчивым периодом для развития толерантности, которая может стать своеобразной основой для дальнейшего максимально полного личностногоразвития и профессионального самоопределения. В исследовании, предпринятом нами в контексте деятельности психологической службы вуза, была поставлена цельвыявления особенностейпроявления толерантности у студентов и, на основе полученных данных, разработка программыдеятельности практического психологапо ее развитию.Толерантностьмы понимаем как социальную установку личности, которая способствуетосознанию, принятию и пониманию многомерности социальной среды, способов проявления индивидуальности и форм самовыражении личности, складываетсяиз отношения к себе, окружающим людям и миру и проявляетсяв готовности к совершению определенного социального поведения, способствующего конструктивному межличностному взаимодействию.Таким образом, в данном определении феномена «толерантность» прослеживается трехкомпонентная структура аттитюда, предложенная М. Смитом [9] и включающая когнитивный, аффективный и поведенческий компоненты. Мы придерживаемся точки зрения, что при разработке любой программы следуетучитывать данные компоненты, специфичность содержания которых позволит добиваться более высоких показателей эффективности в реализации конкретного направленияпсихопрофилактики.На первом этапев период сбора эмпирических данныхв качестве основного диагностического инструментария мы использовали методики, разработанные В.В. Бойко –это «Диагностика толерантности» и «Диагностика коммуникативной установки».Исследование проводилось на базе Нижегородского государственного архитектурностроительного университета. В нем принимали участие студенты 25 курсов (n=90), обучающиеся по специальностям, которые относятся к типу профессий «человекчеловек». Данная выборка явилась для нас неслучайной, так как чрезмерная социализация общественных отношений крайне широко распространилась на межличностное взаимодействие, в котором долгое время более приоритетной, чем индивидуальность, была общность взглядов, внешняя стилистическая схожестьи общепринятый стандарт поведения. Поэтому восприятие другогокак иного порой дается человеку очень тяжело и порождает проявления нетерпимостив общении. Первоначальная установка личностина то, что другой имеет иные потребности и желания, внутреннее содержание и формы самовыражения, ставит серьезную психологическую задачу понять и принять его, ‒ а это является одной из составляющих толерантности.Крайне важным это становитсядля специалистов, относящихся к типу профессий «человекчеловек», так как от них требуется не только ситуативная и типологическая толерантность, но и профессиональная, которая проявляется в отношениях к собирательным типам людей, с которыми им приходится иметь дело по роду свой деятельности.В результате исследования было выявлено, что высокий уровень толерантности имеют только 10% опрошенных студентов, средний –36,7 %,низкий –53,3 %. Количественный и качественный анализ полученных данных позволяет констатировать, что:наиболее ярко выраженную нетерпимость студенты проявляют к физическому или психологическому дискомфорту человека; в качестве эталона при оценке поведения, образа мыслей, отдельных характеристик людей они рассматривают в первую очередь самих себя;они не умеют понимать и принимать индивидуальность других людей.Данные полученные с помощью методики «Диагностика негативной коммуникативной установки» (автор В.В. Бойко) обнаружили ее проявление в общении у 86,6 % человек. Опрошенным студентам свойственны: как завуалированная, так и открытая жестокость в отношениях к людям, которая проявляется в суждениях и негативных оценках по поводу большинства окружающих, а так же в резких, достаточно однозначных выводах о них; брюзжание, то есть склонность делать необоснованные обобщения негативных факторов в области взаимоотношений с партнерами и в наблюдении за социальной действительностью;наличие негативного личного опыта общения с окружающими.Сопоставление результатов, полученных с помощью методик «Диагностика толерантности» и «Диагностика негативной коммуникативной установки» позволяет констатировать трудности проявления толерантности студентами в конкретных жизненных ситуациях.На втором этапе под нашим руководством была выполнена выпускная квалификационная работа [10], основной целью которой была разработка программы практикоориентированных занятий, способствующих развитию толерантности у студентов, обучающихся по специальности «Социальнокультурный сервис и туризм». Менеджер, работающий в сфере социальнокультурного сервиса и туризма, взаимодействует не только с клиентами исотрудниками своей фирмы,но исо многими специалистамисмежниками –работниками других агентств, транспортных фирм,гостиници т.п. Все это не просто людис разными субъективными характеристиками, а часто представителидругих стран и культур, с особымитрадициями делового поведения и общения. Поэтому при подготовке специалистов данного профиля разработка и реализация профилактических программ, направленных на развитие толерантности, составной частью которых являются специально спроектированные занятия, приобретает особую актуальность и практическую значимость.В качестве примера опишем структурные составляющие программызанятийи их краткую содержательную характеристику.Цель занятий:развитие толерантности у студентов.
Задачи: создать доверительную,психологическикомфортную атмосферу в группе;показать многоаспектность и многогранность понятия толерантность;определить качества, присущие толерантному человеку;способствовать самопознанию индивидуальнопсихологических особенностей, влияющих на проявление толерантности;через игровые ситуации дать возможность почувствовать участникам программы важность и значимость проявления толерантностив конкретных жизненных ситуациях;активизировать студентов в проявлении и развитии толерантности.Количество участников: 1015 человек.Количество занятий:6 занятий (1 раз в неделю продолжительностью по 1,5 часа каждое). Организационная форма занятий: подбирается соответственно поставленной задачеи имеет индивидуальную, диадную, триадную, подгрупповую, групповую формы работы.Так как занятия предполагают использование элементов тренинговой работы посадочные места в учебной аудитории размещаются в зависимости от особенностей различных психологических игр и упражнений (в виде круга, по периметру, параллельно друг другу и пр.).Необходимые материалы:мягкая игрушка; определения толерантности, написанные на больших листах ватмана; ватман (4 штуки); маркеры; листочки формата А4; ножницы; скотч; цветные карандаши или фломастеры; корзинка (мешочек) с мелкими предметами; карточкизадания; информационные материалы (в форме закладок); подборка цитат.Специфические принципы работы: принцип активности, принцип исследовательской творческой позиции;принцип объективации (осознания) поведения;принцип партнерского (субъектсубъектного) общения.Методы и приемы работы: беседа, дискуссия, «мозговой штурм», психологические игры и упражнения, когнитивные задания типа заданиедоказательство, креативные задания, задания оргдеятельностного плана, предполагающие оценку,самооценку и взаимную групповую оценку деятельности, рефлексия, обсуждение фильма «Беги, Форест, беги». Так как занятия предполагают использование элементов тренинга, в первую встречунеобходимо совместно со студентами разработать правила общения в группе, которые зафиксировать на листе ватмана и размещать в аудитории перед каждым занятием. Структура занятия:разминка;основная часть;рефлексивная часть.Разминка помогает включиться в работу, войти в проблему. Здесь используютсяразличные психологические игры и упражнения на установление контакта, создание благоприятной социально психологической атмосферы в группе, а также задания, направленные на концентрацию внимания и создание работоспособности, настройка участников на активное взаимодействие. Например, упражнения «Чем мы похожи», «Встаньте и поменяйтесь местами те, кто….», «Комплименты» и др.Основная часть включает в себя рассмотрение вопросов, непосредственно связанных с целью данной программы. Основные темы для обсуждения: сущность понятия толерантность;виды толерантности;стереотипы межкультурного взаимодействия и их влияние на нашу жизнь;уникальность других (чужих) культур;восприятие человеком себя и других в процессе общения;индивидуальность: хорошо или плохо;формы самовыражения личности;характеристики толерантного и интолерантного человека;условия проявления толерантности;толерантность: за и против.В качестве основных здесь рассматриваются такие психологическиеигры, упражнения и задания, как: «Определение толерантности», «Вспомните ситуации»,«Разбор конкретных ситуаций…»«Эмблема толерантности», «Телефакс», «Цепочка стереотипов», «Рукопожатие или поклон», «За и против», «Лукошко», упражнение на невербальную поддержку «SOS».Рефлексивная часть предполагает обсуждение итогов с целью осмысления новой информации, получения обратной связи от студентов. Групповые формы рефлексивной работы проходят в виде обсуждения в конце каждого выполненного задания и занятия. В завершении всей работы для создания положительной обратной связи используются упражнения «Подарок» и«Чемодан».С целью индивидуальной и более полной оценки результатов реализации всей программы проводится рефлексивный опрос с помощью специально разработанного рефлексивного листа.
Форма рефлексивного листа
Оцените,пожалуйста, по 5ти бальной шкале (где 1 –минимальная оценка, 5 –максимальная) особенности наших занятий:Информативность______________________Новизна______________________________Доступность___________________________Интерес______________________________Организация__________________________
НапишитеВаши впечатления от занятий:Понравилось…
Не понравилось…
Было трудно…Запомнилось…
Хотелось бы…Важным для меня было…
Сам себе желаю…Дата заполнения ____________________________
Организационная структура программы является общей схемой, содержание которой в процессе практической реализации может быть оперативно изменено в зависимости от темпов развития группы или отдельных ее участников. Предложенная нами последовательность тем для обсуждения, объединенная общей идеей, составлена с учетом их постепенного усложнения, как в организационном, так и психологическом плане. Следует отметить, что изначально при обсуждении разных вопросов личные проблемы студентов не затрагиваются. Только с того момента, когда участники группы начинают проявлять социальную активность и инициативность, т.е. вести себя более открыто, демонстрируя наличие самостоятельной точки зрения, в корректной форме затрагиваются личные убеждения студентов. С профилактической точки зрения важно продемонстрировать неоднозначность и биполярность любой позиции, что в дальнейшем поможет актуализировать размышления о них.Для решения задач развития толерантности в ходе занятий необходимо активизировать как самопознание студентами своих индивидуальнопсихологических особенностей, влияющих на ее проявление, так и их стремление к саморазвитию. Организация специальных индивидуальных консультаций, включенных в общую программу деятельности практического психолога,помогает осуществлять эту работу более целенаправленно и продуктивно.Так как непосредственно до начала и после окончания практикоориентированных (развивающих) занятий проводилось диагностическое исследование динамики проявления толерантности у студентов (n=30), анализ полученных в ходе реализации программы данных позволяет говорить о ее эффективности.При сопоставлении результатов, полученных с помощью методик «Диагностика толерантности» (автор В.В. Бойко) и «Диагностика негативной коммуникативной установки» (автор В.В. Бойко) появилась тенденция как в изменении уровневых соотношений проявления толерантности (о чем свидетельствуют увеличение количественных показателей высокого уровня на 16,6 % и уменьшение показателей низкого ‒на 10 %), так и проявлении негативной коммуникативной установки (количественные показатели высокого уровня увеличились на 16,6 %, а показатели низкого уровня уменьшились на 13,3 %). Несмотря на то, что анализ достоверности различий с использованием tкритерий Стьюдента выявил незначительность полученных результатов, значимость произошедших изменений зафиксирована по шкале «открытая жестокость в отношениях к людям» (p<0,05). Это свидетельствует о том, что студенты стали следить за своими высказываниями, смягчать негативные оценки по поводу окружающих, т.е. полученные ими знания и умения нашли свойотклик во внешних проявлениях.Поэтому следует иметь в виду, что активизирующее действие предложенной нами программы в первую очередь затрагивает коммуникативные установки личности.
Безусловно, положительным является также тот факт, что если изначально
60 % студентов испытывали затруднения при написании определения понятия толерантность, более того, даже были не знакомы с таковым, то после участия в программе 83,3 % выделили предмет толерантности (индивидуальность, формы самовыражения, окружающие люди, окружающий мир, многообразие культур), 73,3% человек использовали ключевые слова в определении данного феномена(т.е. признание, уважение, понимание, принятие, осознание), а 56,6% обозначили характеристики личности, способствующие проявлению толерантности. Данные, полученные нами по результатам проведенной рефлексии, показалиположительное отношение студентов к участию в предлагаемой программе. Так, например, количественный и качественный анализ данных демонстрирует высокие оценки («4» и «5») по таким характеристикам, как доступность (96,6 %), интерес и организация занятий (86,6 %), информированность (83,3%), новизна (80 %).Анализ рефлексивных сужденийпозволяет констатировать, что занятия понравились, важной для студентов оказалась возможностьузнать мнение сокурсниковпо рассматриваемым вопросам.Всех больше запомнились такие упражнения, как: «Чем мы похожи», «Встаньте и поменяйтесь местами те, кто…», «Цепочка стереотипов», «Рукопожатие или поклон», «Чемодан». Занятия способствовали формированию представления о сущности понятия «толерантность» и дальнейшему саморазвитию в данном направлении. Практически половина студентов группы отметили малое количество времени, отведенное для занятий («…почувствовала нехватку времени…», «очень быстро все закончилось…» и др.) в этом и проявилась их трудность вхождения в некоторые рассматриваемые проблемы («было трудно воспринять особенности межкультурного взаимодействия, жалко, что мы так мало об этом поговорили…» и др.), но все студенты однозначно позитивноотнеслись к предоставленной возможности принять участие в индивидуальных консультациях, способствующих изучению своих индивидуальнопсихологических особенностей и составлению рекомендаций по саморазвитию.В ходе реализации разработанной нами программы мы пришли к выводу, что полученные в ходе проведенной работы результаты вполне обоснованны, так как специфика феномена толерантность такова, что для ее развития требуется долгое время. Нами же была показана необходимость рассмотрения данной проблемы в условиях высшего профессионального образования и доказана возможность разработки и реализации профилактических программ, позволяющих ввести студентов в информационное пространство проблемы толерантности, раскрыть неоднозначность и многоаспектность данного феномена, показать его дихотомичность, а также важность развития толерантности.В программе реализовывались принципы активного социальнопсихологического взаимодействия, использовались различные организационные формы, методы и приемы работы, а также в совокупности применялись такие виды деятельности практического психолога, как диагностика, просвещение, развивающая и консультативная работа, способствующие разработке рекомендаций по созданию и выполнению индивидуальной программы саморазвитиятолерантности.Таким образом, поставленная нами рабочая гипотеза о том, что включенность студентов в специально разработанную программу активизирует проявление их толерантности,подтвердилась.
Ссылки на источники1.Краткий психологический словарь /Сост. Л.А. Карпенко; под общ.ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. –М.: Политиздат, 1985. –431 с.2.Безлюева Г.В., Шеламова Г.М.Толерантность: взгляд, поиск, решение. ‒ М.:ВербумМ, 2003.–168 с.3.Валитова Р.Р. К истории понятия толерантности. ‒ М.:МГУ, 1994.194 с.
4.ЛекторскийВ.А. О толерантности // Философские науки.‒ 1997.‒ №34.‒ С.1418.5.Асмолов А.Г., Солдатова Г.У.,Шайгерова Л.А. О смыслах понятия «толерантность» // Век толерантности: Научнопублицистический вестник.№1. ‒ М.:МГУ, 2001.–152 с.6.Толерантность / под ред. М. П. Мчедлова.‒ М.:Республика, 2004.–416 с.7.Семашко М.А. Развитие термина «толерантность» в гуманитарных науках // Электронный научнопедагогический журнал,2007.–Окт.rusnauka.com›28_NPM_2013/Pedagogica…144875.doc.htm[Дата обращения 19.03.2014 г.]8.Валитова Р.Р. Толерантность как этическая проблема: Дис. …канд.филос.наук.‒ М., 1997.–159 с.9.Современный психологический словарь /под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. –СПб.: ПРАЙМЕврознак. ОАО ВКТ Владимир, 2008. –490 с.10.Харитонова Т.Г., Шишкина М.О. Развитие толерантности у студентов (на примере специальности «Социальнокультурный сервис и туризм») // Межвуз. сб. статей лауреатов конкурсов. Вып.11 / Нижегород.гос.архит.строит.унт. ‒ Н.Новгород,2009. ‒ С.296298.
KharitonovaTamara Gennadievnaсandidate of psychology, docent of the psychology chairNizhny Novgorod state Architectural Building EngineeringUniversity, N. NovgorodActivation of students in the manifestation of toleranceAbstract.On the basis of Theoretical analysis of the phenomenon of tolerance and the empirical data is updated issue of its development in students; proven program is offered; its effectiveness is proved.Keywords: tolerance, attitude, program, psychoprophylaxis.
Активизация студентов в проявлении толерантности
Аннотация:В статье на основе теоретического анализа феномена «толерантность» и полученных эмпирических данных актуализируется проблема ее развития у студентов; предлагается описание апробированной программы;
доказывается ее эффективность. Ключевые слова:толерантность, установка, программа,психопрофилактика.
«Если я чемто на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а напротив одаряю»(Антуан де СентЭкзюпери)
Современная действительность на всех уровнях существования человека (телесном, социальном, психологическом, культурноми т.п.) и во многихсферах функционирования социума провоцирует появление разных способов проявления индивидуальности и форм самовыражения личности. В связи с этим особую значимость с учетом разных исследовательских позиций (историкофилософских, культурологических, социальнопсихологических, педагогических и др.)приобретает проблема исследования феномена толерантности.
Классически слово «толерантность» происходит от лат.tolerantia, что означает «терпение» [1]. Но о терпении (терпимости) ли идет речь, когда затрагиваются вопросы конструктивного взаимодействия людей разных национальностей, верований, культур,взглядов, убеждений и т.п.?Ученые, обращаясь к истории понятия толерантности (Г.В. Безлюева, Р.Р. Валитова, В.А. Лекторский и др.), к его смыслами этнопсихологическим аспектам(А.Г. Асмолов, В.А. Лекторский, М.П. Мчедлов, ГУ. Солдатова и др.), а также развитию данного термина в гуманитарных науках (М.А. Семашко) отмечают, что, несмотря на то, что понятие «толерантность» было введено в научный оборот в XVIIIвеке, оно до сих пор не имеет однозначно принятого определения.Анализ справочной и научной литературы показал, что толерантность относится к числу многоаспектных и неоднозначных понятий, ее определение представлено целым комплексом разных взаимодополняющих формулировок. Являясь объектомфилософских, педагогических и психологических исследований, в зависимости от подхода к определению ее сущности, толерантность описывается через такие ключевые слова как:принцип, механизм, рациональная реакция, активная жизненная позиция, культурная направленность, установка, отношение личности, ценность, личностная или общественная характеристика, способность, личностное образование,качестволичности и т.д.Несмотря на такой широкий и разноплановый спектр определений понятия«толерантность», специалисты едины в том, что его сущность, несмотря на то,что в справочной литературе иногда полностью отождествляется с категорией «терпимость» значительно шире, чем значение его дословного перевода. В исследованиях разных авторов: –акцент ставитсяна психологических особенностях формирования толерантности в структуре мировоззрения на ранних этапах онтогенеза;–поднимаются вопросы воспитания (и развития) толерантности и ее культуры на разных возрастных этапах;–обращается вниманиена то, как понятие «толерантность» отражается в сознании студенческой молодежи;–актуализируетсяпроблема изучения социальнопсихологических аспектовформирования этнической толерантности;–толерантность рассматриваетсякак этическая проблема, средство устранения внутриличностных конфликтов, профессионально важное качество специалистов помогающих профессий;–в качестве характеристик толерантностивыделяются: активная жизненная позиция;ответственность за собственную жизнь и признание таковой за каждым человеком; идентичность;эмоциональная устойчивость; креативность;коммуникативная компетентность;ассертивность;эмпатия; способность крефлексии, внутреннему диалогу иосмыслению жизненных ценностей; выбор сотрудничества как стратегии межличностного взаимодействия и др.;–разрабатываются концепции и модели; –определяются функции, виды, подходы, структуры и уровниразвития толерантности.При этом следует отметить, что, несмотря на некоторую неопределенность и разночтения в авторском виденьевсех этих вопросов, толерантность в большинстве случаев рассматриваетсякак:–трудное (нравственное) достижение,–определенно положительная характеристика личности, имеющая наличие неких моральных пределов, позволяющих не смешивать толерантные отношения с вседозволенностью и безразличием к ценностям и убеждениям, –требующая особых условий (объективного и субъективного характера) для формирования, развития и воспитания.Значимость проблемы активизации толерантностив современных условиях социумаподкрепляется многими государственными документами и акциями, в частности это:«Декларация принципов толерантности» (от 16.11.1995 г.);учреждение международного дня толерантности (16 ноября);провозглашение года толерантности (по объявлению ЮНЕСКО ‒ 2003 г.);разработка и внедрение под руководством В.В. Путина программы «Воспитание молодого поколения в духе толерантности» (2000 –2008 гг.);реализация в системепрофессионального образования целевой программы «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе» (2000 –2005 гг.).Так, например, вДекларации принципов толерантностине только провозглашаются соответствующие международные акты и конвенции, но и определяются статьи,раскрывающие основные положенияданной проблемы, в которых обозначается необходимость проведения соответствующих научных исследований и актуализируется вопрос разработки программ в области образования, способствующих воспитанию современной молодежи в духе толерантности.Наличие психологической службы призвано способствовать решению поставленных задач,и нацеливает на организацию профилактической работы в данном направлении.Из всего многообразия наработок в рассмотрениифеноменологии толерантности особого внимания при разработке программпрофилактической направленности на наш взгляд заслуживаютдифференцированный подход и описание психологических портретов личности, отражающих дихотомичность данной феноменологии.Содержание дифференцированногоподхода[3,4,7] представлено описанием трех типов толерантности (естественная(тип «А»), моральная(тип «Б»), нравственная(тип «В»)), которые, с одной стороны могут наблюдаться в реальной жизни у разных субъектов независимо от их возрастных особенностей, а с другой ‒ демонстрируя некую этапность,рассматривают толерантность, как сложный и достаточно долгий процесс личностного развития, наиболее зрелой формой, которого становится толерантность типа «В»(рис.1).
Рис.1.Типы толерантности
Собственно,по мнению специалистов, именно нравственная толерантность, ассоциируется с безусловным принятием, безоценочностью, конгруэнтностью и диалогичностью. Онаявляется той подлинной и позитивной ее формой, которая основана(в отличие от типов«А» и «Б») на более полном осознании и принятии субъектом существующей реальности и усиливает индивидуальные возможности личности выдерживать социальную нестабильность,эмоциональную напряженность, информационную неопределенность, конфликтность взаимодействияи т.п. Описание дихотомии «толерантностьинтолерантность»и сопоставление психологических портретов толерантной и интолерантной личности могут служить основойдля составления диагностического комплекса и оценки уровня проявления, как отдельных ее составляющих, так и комплексной характеристики.
Рассуждая о положительных свойствах толерантности, следует отметить, что именно к толерантности типа «В» (нравственному типу) человек стремится всю жизнь, и именно этоттип толерантности необходимо развивать у студенческой молодежи, рассматривая данный возрастной период (период юности) в качестве сенситивного, так как для него характерными являются: смена внутренней позиции;социальнопсихологическая готовность к жизненному, личному и профессиональному самоопределению;более полнаяидентификация со своим телом и всем физическим обликом; формирование образа своего места во всех реалиях человеческого существования (в природном, предметном и виртуальном мире, в образнознаковых символических системах, в реалиях социального взаимодействия);вхождение в мир культуры и приобщение к культурным ценностям;активное развитие эмоциональной сферы личности (и в частностиспособности к сопереживанию);
естественнаяморальнаянравственнаяпритязание на признание и различные формы участияв общественной жизни;формирование жизненной позиции, устойчивого мировоззрения,гражданских качеств личности,этических убеждений и нравственного сознания;воспитание чести, совести ичувства собственного достоинства;развитие творческой активности как формы самовыражения.Таким образом, период юности со своими характерными особенностями и новообразованиями является особо восприимчивым периодом для развития толерантности, которая может стать своеобразной основой для дальнейшего максимально полного личностногоразвития и профессионального самоопределения. В исследовании, предпринятом нами в контексте деятельности психологической службы вуза, была поставлена цельвыявления особенностейпроявления толерантности у студентов и, на основе полученных данных, разработка программыдеятельности практического психологапо ее развитию.Толерантностьмы понимаем как социальную установку личности, которая способствуетосознанию, принятию и пониманию многомерности социальной среды, способов проявления индивидуальности и форм самовыражении личности, складываетсяиз отношения к себе, окружающим людям и миру и проявляетсяв готовности к совершению определенного социального поведения, способствующего конструктивному межличностному взаимодействию.Таким образом, в данном определении феномена «толерантность» прослеживается трехкомпонентная структура аттитюда, предложенная М. Смитом [9] и включающая когнитивный, аффективный и поведенческий компоненты. Мы придерживаемся точки зрения, что при разработке любой программы следуетучитывать данные компоненты, специфичность содержания которых позволит добиваться более высоких показателей эффективности в реализации конкретного направленияпсихопрофилактики.На первом этапев период сбора эмпирических данныхв качестве основного диагностического инструментария мы использовали методики, разработанные В.В. Бойко –это «Диагностика толерантности» и «Диагностика коммуникативной установки».Исследование проводилось на базе Нижегородского государственного архитектурностроительного университета. В нем принимали участие студенты 25 курсов (n=90), обучающиеся по специальностям, которые относятся к типу профессий «человекчеловек». Данная выборка явилась для нас неслучайной, так как чрезмерная социализация общественных отношений крайне широко распространилась на межличностное взаимодействие, в котором долгое время более приоритетной, чем индивидуальность, была общность взглядов, внешняя стилистическая схожестьи общепринятый стандарт поведения. Поэтому восприятие другогокак иного порой дается человеку очень тяжело и порождает проявления нетерпимостив общении. Первоначальная установка личностина то, что другой имеет иные потребности и желания, внутреннее содержание и формы самовыражения, ставит серьезную психологическую задачу понять и принять его, ‒ а это является одной из составляющих толерантности.Крайне важным это становитсядля специалистов, относящихся к типу профессий «человекчеловек», так как от них требуется не только ситуативная и типологическая толерантность, но и профессиональная, которая проявляется в отношениях к собирательным типам людей, с которыми им приходится иметь дело по роду свой деятельности.В результате исследования было выявлено, что высокий уровень толерантности имеют только 10% опрошенных студентов, средний –36,7 %,низкий –53,3 %. Количественный и качественный анализ полученных данных позволяет констатировать, что:наиболее ярко выраженную нетерпимость студенты проявляют к физическому или психологическому дискомфорту человека; в качестве эталона при оценке поведения, образа мыслей, отдельных характеристик людей они рассматривают в первую очередь самих себя;они не умеют понимать и принимать индивидуальность других людей.Данные полученные с помощью методики «Диагностика негативной коммуникативной установки» (автор В.В. Бойко) обнаружили ее проявление в общении у 86,6 % человек. Опрошенным студентам свойственны: как завуалированная, так и открытая жестокость в отношениях к людям, которая проявляется в суждениях и негативных оценках по поводу большинства окружающих, а так же в резких, достаточно однозначных выводах о них; брюзжание, то есть склонность делать необоснованные обобщения негативных факторов в области взаимоотношений с партнерами и в наблюдении за социальной действительностью;наличие негативного личного опыта общения с окружающими.Сопоставление результатов, полученных с помощью методик «Диагностика толерантности» и «Диагностика негативной коммуникативной установки» позволяет констатировать трудности проявления толерантности студентами в конкретных жизненных ситуациях.На втором этапе под нашим руководством была выполнена выпускная квалификационная работа [10], основной целью которой была разработка программы практикоориентированных занятий, способствующих развитию толерантности у студентов, обучающихся по специальности «Социальнокультурный сервис и туризм». Менеджер, работающий в сфере социальнокультурного сервиса и туризма, взаимодействует не только с клиентами исотрудниками своей фирмы,но исо многими специалистамисмежниками –работниками других агентств, транспортных фирм,гостиници т.п. Все это не просто людис разными субъективными характеристиками, а часто представителидругих стран и культур, с особымитрадициями делового поведения и общения. Поэтому при подготовке специалистов данного профиля разработка и реализация профилактических программ, направленных на развитие толерантности, составной частью которых являются специально спроектированные занятия, приобретает особую актуальность и практическую значимость.В качестве примера опишем структурные составляющие программызанятийи их краткую содержательную характеристику.Цель занятий:развитие толерантности у студентов.
Задачи: создать доверительную,психологическикомфортную атмосферу в группе;показать многоаспектность и многогранность понятия толерантность;определить качества, присущие толерантному человеку;способствовать самопознанию индивидуальнопсихологических особенностей, влияющих на проявление толерантности;через игровые ситуации дать возможность почувствовать участникам программы важность и значимость проявления толерантностив конкретных жизненных ситуациях;активизировать студентов в проявлении и развитии толерантности.Количество участников: 1015 человек.Количество занятий:6 занятий (1 раз в неделю продолжительностью по 1,5 часа каждое). Организационная форма занятий: подбирается соответственно поставленной задачеи имеет индивидуальную, диадную, триадную, подгрупповую, групповую формы работы.Так как занятия предполагают использование элементов тренинговой работы посадочные места в учебной аудитории размещаются в зависимости от особенностей различных психологических игр и упражнений (в виде круга, по периметру, параллельно друг другу и пр.).Необходимые материалы:мягкая игрушка; определения толерантности, написанные на больших листах ватмана; ватман (4 штуки); маркеры; листочки формата А4; ножницы; скотч; цветные карандаши или фломастеры; корзинка (мешочек) с мелкими предметами; карточкизадания; информационные материалы (в форме закладок); подборка цитат.Специфические принципы работы: принцип активности, принцип исследовательской творческой позиции;принцип объективации (осознания) поведения;принцип партнерского (субъектсубъектного) общения.Методы и приемы работы: беседа, дискуссия, «мозговой штурм», психологические игры и упражнения, когнитивные задания типа заданиедоказательство, креативные задания, задания оргдеятельностного плана, предполагающие оценку,самооценку и взаимную групповую оценку деятельности, рефлексия, обсуждение фильма «Беги, Форест, беги». Так как занятия предполагают использование элементов тренинга, в первую встречунеобходимо совместно со студентами разработать правила общения в группе, которые зафиксировать на листе ватмана и размещать в аудитории перед каждым занятием. Структура занятия:разминка;основная часть;рефлексивная часть.Разминка помогает включиться в работу, войти в проблему. Здесь используютсяразличные психологические игры и упражнения на установление контакта, создание благоприятной социально психологической атмосферы в группе, а также задания, направленные на концентрацию внимания и создание работоспособности, настройка участников на активное взаимодействие. Например, упражнения «Чем мы похожи», «Встаньте и поменяйтесь местами те, кто….», «Комплименты» и др.Основная часть включает в себя рассмотрение вопросов, непосредственно связанных с целью данной программы. Основные темы для обсуждения: сущность понятия толерантность;виды толерантности;стереотипы межкультурного взаимодействия и их влияние на нашу жизнь;уникальность других (чужих) культур;восприятие человеком себя и других в процессе общения;индивидуальность: хорошо или плохо;формы самовыражения личности;характеристики толерантного и интолерантного человека;условия проявления толерантности;толерантность: за и против.В качестве основных здесь рассматриваются такие психологическиеигры, упражнения и задания, как: «Определение толерантности», «Вспомните ситуации»,«Разбор конкретных ситуаций…»«Эмблема толерантности», «Телефакс», «Цепочка стереотипов», «Рукопожатие или поклон», «За и против», «Лукошко», упражнение на невербальную поддержку «SOS».Рефлексивная часть предполагает обсуждение итогов с целью осмысления новой информации, получения обратной связи от студентов. Групповые формы рефлексивной работы проходят в виде обсуждения в конце каждого выполненного задания и занятия. В завершении всей работы для создания положительной обратной связи используются упражнения «Подарок» и«Чемодан».С целью индивидуальной и более полной оценки результатов реализации всей программы проводится рефлексивный опрос с помощью специально разработанного рефлексивного листа.
Форма рефлексивного листа
Оцените,пожалуйста, по 5ти бальной шкале (где 1 –минимальная оценка, 5 –максимальная) особенности наших занятий:Информативность______________________Новизна______________________________Доступность___________________________Интерес______________________________Организация__________________________
НапишитеВаши впечатления от занятий:Понравилось…
Не понравилось…
Было трудно…Запомнилось…
Хотелось бы…Важным для меня было…
Сам себе желаю…Дата заполнения ____________________________
Организационная структура программы является общей схемой, содержание которой в процессе практической реализации может быть оперативно изменено в зависимости от темпов развития группы или отдельных ее участников. Предложенная нами последовательность тем для обсуждения, объединенная общей идеей, составлена с учетом их постепенного усложнения, как в организационном, так и психологическом плане. Следует отметить, что изначально при обсуждении разных вопросов личные проблемы студентов не затрагиваются. Только с того момента, когда участники группы начинают проявлять социальную активность и инициативность, т.е. вести себя более открыто, демонстрируя наличие самостоятельной точки зрения, в корректной форме затрагиваются личные убеждения студентов. С профилактической точки зрения важно продемонстрировать неоднозначность и биполярность любой позиции, что в дальнейшем поможет актуализировать размышления о них.Для решения задач развития толерантности в ходе занятий необходимо активизировать как самопознание студентами своих индивидуальнопсихологических особенностей, влияющих на ее проявление, так и их стремление к саморазвитию. Организация специальных индивидуальных консультаций, включенных в общую программу деятельности практического психолога,помогает осуществлять эту работу более целенаправленно и продуктивно.Так как непосредственно до начала и после окончания практикоориентированных (развивающих) занятий проводилось диагностическое исследование динамики проявления толерантности у студентов (n=30), анализ полученных в ходе реализации программы данных позволяет говорить о ее эффективности.При сопоставлении результатов, полученных с помощью методик «Диагностика толерантности» (автор В.В. Бойко) и «Диагностика негативной коммуникативной установки» (автор В.В. Бойко) появилась тенденция как в изменении уровневых соотношений проявления толерантности (о чем свидетельствуют увеличение количественных показателей высокого уровня на 16,6 % и уменьшение показателей низкого ‒на 10 %), так и проявлении негативной коммуникативной установки (количественные показатели высокого уровня увеличились на 16,6 %, а показатели низкого уровня уменьшились на 13,3 %). Несмотря на то, что анализ достоверности различий с использованием tкритерий Стьюдента выявил незначительность полученных результатов, значимость произошедших изменений зафиксирована по шкале «открытая жестокость в отношениях к людям» (p<0,05). Это свидетельствует о том, что студенты стали следить за своими высказываниями, смягчать негативные оценки по поводу окружающих, т.е. полученные ими знания и умения нашли свойотклик во внешних проявлениях.Поэтому следует иметь в виду, что активизирующее действие предложенной нами программы в первую очередь затрагивает коммуникативные установки личности.
Безусловно, положительным является также тот факт, что если изначально
60 % студентов испытывали затруднения при написании определения понятия толерантность, более того, даже были не знакомы с таковым, то после участия в программе 83,3 % выделили предмет толерантности (индивидуальность, формы самовыражения, окружающие люди, окружающий мир, многообразие культур), 73,3% человек использовали ключевые слова в определении данного феномена(т.е. признание, уважение, понимание, принятие, осознание), а 56,6% обозначили характеристики личности, способствующие проявлению толерантности. Данные, полученные нами по результатам проведенной рефлексии, показалиположительное отношение студентов к участию в предлагаемой программе. Так, например, количественный и качественный анализ данных демонстрирует высокие оценки («4» и «5») по таким характеристикам, как доступность (96,6 %), интерес и организация занятий (86,6 %), информированность (83,3%), новизна (80 %).Анализ рефлексивных сужденийпозволяет констатировать, что занятия понравились, важной для студентов оказалась возможностьузнать мнение сокурсниковпо рассматриваемым вопросам.Всех больше запомнились такие упражнения, как: «Чем мы похожи», «Встаньте и поменяйтесь местами те, кто…», «Цепочка стереотипов», «Рукопожатие или поклон», «Чемодан». Занятия способствовали формированию представления о сущности понятия «толерантность» и дальнейшему саморазвитию в данном направлении. Практически половина студентов группы отметили малое количество времени, отведенное для занятий («…почувствовала нехватку времени…», «очень быстро все закончилось…» и др.) в этом и проявилась их трудность вхождения в некоторые рассматриваемые проблемы («было трудно воспринять особенности межкультурного взаимодействия, жалко, что мы так мало об этом поговорили…» и др.), но все студенты однозначно позитивноотнеслись к предоставленной возможности принять участие в индивидуальных консультациях, способствующих изучению своих индивидуальнопсихологических особенностей и составлению рекомендаций по саморазвитию.В ходе реализации разработанной нами программы мы пришли к выводу, что полученные в ходе проведенной работы результаты вполне обоснованны, так как специфика феномена толерантность такова, что для ее развития требуется долгое время. Нами же была показана необходимость рассмотрения данной проблемы в условиях высшего профессионального образования и доказана возможность разработки и реализации профилактических программ, позволяющих ввести студентов в информационное пространство проблемы толерантности, раскрыть неоднозначность и многоаспектность данного феномена, показать его дихотомичность, а также важность развития толерантности.В программе реализовывались принципы активного социальнопсихологического взаимодействия, использовались различные организационные формы, методы и приемы работы, а также в совокупности применялись такие виды деятельности практического психолога, как диагностика, просвещение, развивающая и консультативная работа, способствующие разработке рекомендаций по созданию и выполнению индивидуальной программы саморазвитиятолерантности.Таким образом, поставленная нами рабочая гипотеза о том, что включенность студентов в специально разработанную программу активизирует проявление их толерантности,подтвердилась.
Ссылки на источники1.Краткий психологический словарь /Сост. Л.А. Карпенко; под общ.ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. –М.: Политиздат, 1985. –431 с.2.Безлюева Г.В., Шеламова Г.М.Толерантность: взгляд, поиск, решение. ‒ М.:ВербумМ, 2003.–168 с.3.Валитова Р.Р. К истории понятия толерантности. ‒ М.:МГУ, 1994.194 с.
4.ЛекторскийВ.А. О толерантности // Философские науки.‒ 1997.‒ №34.‒ С.1418.5.Асмолов А.Г., Солдатова Г.У.,Шайгерова Л.А. О смыслах понятия «толерантность» // Век толерантности: Научнопублицистический вестник.№1. ‒ М.:МГУ, 2001.–152 с.6.Толерантность / под ред. М. П. Мчедлова.‒ М.:Республика, 2004.–416 с.7.Семашко М.А. Развитие термина «толерантность» в гуманитарных науках // Электронный научнопедагогический журнал,2007.–Окт.rusnauka.com›28_NPM_2013/Pedagogica…144875.doc.htm[Дата обращения 19.03.2014 г.]8.Валитова Р.Р. Толерантность как этическая проблема: Дис. …канд.филос.наук.‒ М., 1997.–159 с.9.Современный психологический словарь /под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. –СПб.: ПРАЙМЕврознак. ОАО ВКТ Владимир, 2008. –490 с.10.Харитонова Т.Г., Шишкина М.О. Развитие толерантности у студентов (на примере специальности «Социальнокультурный сервис и туризм») // Межвуз. сб. статей лауреатов конкурсов. Вып.11 / Нижегород.гос.архит.строит.унт. ‒ Н.Новгород,2009. ‒ С.296298.
KharitonovaTamara Gennadievnaсandidate of psychology, docent of the psychology chairNizhny Novgorod state Architectural Building EngineeringUniversity, N. NovgorodActivation of students in the manifestation of toleranceAbstract.On the basis of Theoretical analysis of the phenomenon of tolerance and the empirical data is updated issue of its development in students; proven program is offered; its effectiveness is proved.Keywords: tolerance, attitude, program, psychoprophylaxis.