Популяризация педагогического знания

Международная публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Роботова А. С. Популяризация педагогического знания // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 2751–2755. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54814.htm.
Аннотация. Автор поднимает проблему популяризации педагогического знания как знания, востребованного в обществе, обращается к истории научно-популярных изданий по педагогике второй половины ХХ века. Популяризация педагогического знания рассматривается в статье с разных сторон: как просветительская функция педагогики, как условие авторитета науки и её связи с образовательной практикой, как средство повышения педагогической культуры общества.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Алевтина Сергеевна Роботова,

доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики Российского государственного педагогического университета имени А.И.Герцена, СанктПетербургasrobotova@yandex.ru

Популяризация педагогического знанияАннотация. Автор поднимает проблему популяризации педагогического знания как знания востребованного в обществе, обращается к истории научнопопулярных изданий по педагогике второй половины ХХ века. Популяризация педагогического знания рассматривается в статье с разных сторон: как просветительская функция педагогики, как условие авторитета науки и её связи с образовательной практикой, как средство повышения педагогической культуры общества.Ключевые слова: научнопопулярный текст, популяризация,педагогическое знание, педагогика, адресаты научнопопулярных педагогических знаний, средства популяризации.

…Начну с воспоминаний. Моя первая награда в школьном возрасте (помимо похвальных грамот) –это книга ©Когорта славныхª Ю.П. Фролова (М., 1949). Книгу получила за победу вконкурсе юных математиков. Этот конкурс проводила ленинградская газета ©Ленинские искрыª. Сейчас эторедкая,антикварная книга. Но и тогда, в далёком школьном детстве,она казалась мне необыкновенной.Вопервых, она была подарком от настоящей газеты. Вовторых, вней рассказывалось об интересных людях и, в частности, о Софье Ковалевской, о которой я, пятиклассница, ничего не знала. Может быть, с этой книги и началось увлечение жизнеописаниями знаменитых людей, представлявших разные области знания, искусства, политики? По мере взросления, я открывала для себя интереснейший мир ранее неизвестного, задумывалась над загадками космоса, языка, математики, человеческих открытий и изобретений. Происходило это благодаря научнопопулярной литературе, которая рассказывала доступным языком о сложных явлениях жизни, природы, науки, техники, искусства. Этот пласт литературы был открыт в школьные годы и стал одним из направлений создания домашней библиотеки и индивидуального читательского опыта.

В годы учительства интерес к научнопопулярной литературе укрепился. Школьная повседневность всегда соткана из многочисленных вопросов, из неопределённости, поиска ответов: Как сделать урок интересным? Какие приёмы использовать, чтобы тебя все слушали? Как придумать задания, которые ученикам было бы интересно выполнять? Что может быть интересно на классном часе? В поиске ответов на такие вопросы помогали разнообразные познавательные источники, к которым меня обращали беспокойные учительские мысли. Найденные источники ответов делали меня более свободной в решении возникающих дидактических и воспитательных задач, освобождали от оков готовых методических разработок, придавали рутинной учительской работе творческий характер. Собственно, именно это и стало в дальнейшем предпосылкой возникновения собственного, никем не навязанного интереса к научноисследовательской проблеме, –проблеме познавательного интересак гуманитарным предметам. И не малую роль в этом сыграла научнопопулярная литература, которая помогала в поиске интересной информации, формулировании занимательных заданий на уроках (русский язык, литература, история и даже … география). Особенности научнопопулярных текстов: сочетание научности и доступности, ориентация на любознательность и интерес читателя, широкая адресность, особая стилистика (образность и часто занимательность), внимание к фактам и истории –всё это открывало возможности их использования в дидактических и воспитательных целях.

После двенадцати лет работы в школе и защиты кандидатской диссертации началапреподавать педагогику в ЛГПИ (теперь РГПУ) имени А.И.Герцена. Помогала ли на этом новом для меня пути научнопопулярная литература? Да, и здесь она помогала. Произведения такого рода способствовали становлению своей позиции –позиции преподавателя, наставляющего будущего учителя. Какие это были произведения? Я.Корчак –©Как любить детейª[1]; Л. Кабо ©Жил на свете учительª–о В.Н.СорокаРосинском[2]. В разработке историкопедагогических лекций использовались научнопопулярные источники издательства ©Наукаª (о Сократе, Ж.Ж.Руссо, М.В. Ломоносове, Л.Н.Толстом). При проектировании содержания магистерского курса по методологии исследования было оправдано обращение к источникам, воспроизводящим историю и логику научных исследований и открытий в разных областях знания (Е.В.Тарле, С.И.Вавилов, А.А.Любищев).

Разумеется, после обучения в аспирантуре сформировалась осведомлённость в широком круге сугубо научной литературы по педагогике и психологии. Образцом для меня в этом была Г.И.Щукина (доктор педагогических наук, членкорреспондент АПН СССР), мой учитель в науке. Научная литература создавала базовый фундамент в преподавательской деятельности, была предпосылкой глубокого понимания преемственности научных педагогических идей, их развития и становления, взаимосвязи частной педагогической проблемы с фундаментальными научными поисками. А какая роль в преподавании могла быть отведена литературе, интерпретирующей педагогические идеи и проблемы понятным и доступным языком? Языком, популяризирующим педагогику? Чему она учила преподавателя? В чём и как помогала?

Что такое популяризация? 1.Изложение какогон. вопроса в популярной, общедоступной форме. П. научных знаний. 2.Распространение чегон., стремление сделать чтон. широко известным, популярным[3].А каковсмысл глагола популяризировать? Сравнение его толкований в различных словарях открывает в нём два смысловых ряда: 1. Излагая, делать популярным, доступным. 2. Делать широко известным, распространённым[4]. Эти две задачи стоят и перед преподавателем педагогики. Литература, излагающая доступно, понятно сложные теоретические знанияв области педагогики, учила преподавателя соединять органично научностьи доступностьв каждой лекции и в каждом занятии. Ведь и в самом деле: трудно предположить, что вчерашний школьник готов к восприятию новой для него области знания, раскрываемой на сугубо научном языке. И если не прибегнуть к дидактически оправданному упрощению, то может возникнуть труднопреодолимый барьер между студентом и наукой, между студентом и преподавателем, что может сохраниться и в последующем, привести к отчуждению от педагогики.Учитель, не принявший педагогику в студенческие годы, вряд ли найдёт в ней источник своего профессионального совершенствования в дальнейшем.Сделаю отступление. Я вовсе не ратую за безусловное, абсолютное упрощение научного знания. Речь идёт об интерпретации научных идей для широкой аудитории, о том, чтобы наука не превращалась в некое сакральное явление, доступное пониманию лишь избранных. Тем более, когда речь идёт об области, которая продуцирует педагогическое знание, одно из самых востребованных в мире. Такую уверенность в этомвыводе, как представляется, даёт вовлечённость каждого из нас в стихийный педагогический процесс. Кто из нас не удерживался от поучения другого в повседневных ситуациях? Кому не доводилось передавать свои знания и практические умения в той или иной области знания, делиться опытом реальной жизнии деятельности? Кажется, учительность[5], (как стремление к назиданию, поучению, наставлению, дидактизму, докторальности), свойственна каждому человеку. Жизнь наша переполнена такими проявлениями. Как не вспомнить С.С.Аверинцева с его словами: ©Мир как школаª и ©Мир во времени и пространстве поставлен под знак школыª[6]? Педагогическая коммуникация с учительным смыслом возникает постоянно и в сфере семьи, и в профессиональной деятельности, и в свободном общении, что и даёт основание почти каждому человеку говорить о педагогике, оценивать образовательные проблемы. Кроме того, каждый учился в школе, затем в университете, видел разных педагогов и был погружён в разные образовательные системы, т.е. получил свою ©порциюª педагогических знаний о воспитании и обучении. Может быть, этим объясняется свобода(иногда, мнимая)рассуждений о проблемах образования, школы, обучения и воспитания, которую демонстрируют выступающие на ТВ, радио и в печати люди, чья деятельность далека от педагогической? В основном, это демонстративное проявление обыденного педагогического сознания, в котором причудливо соединяются жизненныйопыт, опыт родительства, факты, остановившие внимание. …Вернусь к логике своих рассуждений о популяризации педагогического знания и о просветительской функции педагогики. В преподавательской деятельности бесценными помощниками становились брошюры, написанные самими учёнымипедагогами и освещавшими те проблемы, над которыми они работали. Эти брошюры издавались ©Знаниемª и выходили в серии ©Новое в науке, жизни, технике. Педагогика и психологияª. Назову некоторые из этих педагогических публикаций. И.Я.Лернер разъяснял сущность одного из сложнейших вопросов общей педагогики –вопрос о процессе обучения и его закономерностях[7]. И.Д.Зверев –о межпредметных связях в обучении[8]. Л.Я.Зорина раскрывала сущность работы учителя с учебными программами и учебниками[9]. Х.Й. Лийметс с чётких научных позиций описывал организацию групповой работы на уроке[10]. Известныйпсихолог Д.Б.Эльконин рассказывал, как учить детей читать[11]. А З.И.Калмыкова излагала научнопсихологические подходы к преодолению неуспеваемостишкольников[12]. А сколько размышлений вызвала небольшая книжка А.А.Леонтьева о педагогическом общении![13]

Анализ имён авторов этих небольших серийных выпусковпо разным областям знанияпоказывает, что книги писали известные всей стране педагоги (назвала выше), психологи (А.В.Брушлинский, Н.Ф.Талызина, Н.Г.Морозова); люди, соединявшие в себе талант учёного и практика (Ш.А.Амонашвили, Г.Г.Граник и др.), учителя (И.П.Волков)[14].Эти небольшие публикации делали возможными для восприятия и осмысления сложнейшие проблемы педагогики, вызывали к ним интерес и поднимали в целом авторитет науки. Издаваемые большими тиражами, они были доступны массовому читателю: студентам, учителям, преподавателям вузов. Они отличались оперативностью, т.е. соответствовали времени научного поиска и найденным в его процессе решениям, в отличие от солидных монографий, написание и издание которых требует длительного временного периода. В силу доступности (языка изложения, компактности, большого тиража), они были хороши для использования в самостоятельной работе студентов. Это подготовка докладов, сообщений, осмысление конкретного теоретического вопроса. В целом же издаваемая серия создавала представление о развитии педагогики, об её актуальных проблемах, о её связях с другими науками. Однако большая часть этих изданийсегоднянедоступна, хотя многие проблемы педагогической науки и сегодня не нашли решения. И сегодня у тех, кто интересуется развитием педагогики, нет такого представления о движении педагогической науки вперёд, о еёсвязи с развитием образования, его обновлением.… Возникает естественный вопрос: ©А нужны ли популярные книги по педагогике сегодня?ª И вслед за ним другой вопрос: ©В чём заключается сегодня просветительская функция педагогики?ª Начну со второго вопроса. Интернетресурсы нам рассказывают о просветительской функции библиотек, журналистики, СМИ, филологии и … самого интернета. Однако о просветительской функции науки сегодня говорится нечасто. Тем более о просветительской функции педагогики, о популяризации педагогического знания, о новых, ©прорывныхª идеях в сферах обучения и воспитания, с которыми важно познакомить общество. Изучая различные сайты просветительского характера, обнаруживаешь, что на них отсутствует педагогика или она упоминается вскользь,попутно. Есть ли работы, посвящённые популяризации науки, её просветительской функции? На сайте Института всеобщей истории РАН помещено интервью с сотрудником этого института А.Муравьёвым, с мнением которого я солидарна, если не считать несогласие с термином ©научпопª. Он говорит: ©Я думаю, что само устройство социального института науки таково, что она не сможет существовать в наше время без популяризации, без научпопа. Потому что наука одним своим концом выходит в экономику, то есть она, соответственно, нуждается в какомто добывании финансирования. А финансирование сейчас очень сильно увязано на то, как выглядитто, что мы продаем. И этот внешний вид, то, как оно выглядит, создается отчасти тем же научпопом. Поэтому, в некотором смысле слова, это неизбежно и поэтому нужно. А с другой стороны, другим своим концом наука выходит в общественное пространство, где она генерирует картину мира, где она генерирует определенные идеи, где она является культурой. Это, конечно, научная культура. Один конец –экономика, другой –научная культураª[15]. Учёный справедливо считает, что популяризация науки –это необходимая часть рефлексии учёного, это способ преодоления герметичности изысканий в науке, это поворот к потребителю знаний. Разумеется, сейчас дефицит в этой области несколько преодолевается электронными ресурсами, но восполнить его только такими средствами –недостаточно.А как обстоят дела с открытиями в педагогической науке, которые можно было бы популяризироватьи просвещать в них общество? Редакция журналаScienceподвела итоги десятилетияв развитии науки: ©Десятью важнейшими научными открытиями десятилетия названы результаты исследований ©темной материиª генома (обширных некодирующих последовательностей, участвующих в регуляции работы генов), новые методыкосмологии и палеонтологии, обнаружение воды на Марсе, изобретение методов перепрограммирования клеток, результаты исследований живущих в человеческом теле микроорганизмов, обнаружение сотен внесолнечных планет, выяснение роли воспалительных процессов в хронических заболеваниях, создание систем с отрицательным коэффициентом преломления (метаматериалов) и доказательство антропогенного потепления климата Земли[16]. Как видим, здесь отсутствуют гуманитарные области и, в частности, нет сведений о прорывах в педагогических науках. Из интервью с директором Института истории и теории педагогики РАО С.В.Ивановой можно узнать об актуальных проблемах педагогической науки, о том, что сотрудниками института ©созданы: культурологическая концепция теории содержания образования; теория учебного предмета; концепция учебника; теория методов обучения, методов и средств активизации познавательной деятельности школьников, развития их творческого потенциалаª [17]. Однако возникает вопрос: насколько осведомлено широкое педагогическое сообщество (а не только учёныеспециалисты) об этих проблемах? Ведь все обозначенные проблемы касаются огромного количества людей, включая родителей. Стоит только почитать мнения родителей на форумах в интернете о преподавании и учебниках в школе!Всё это заставляет задуматься о популяризации педагогики и педагогического знания в обществе. Кто может стать потребителем такого знания? Мы писали о студентах. Но есть огромная учительская аудитория, представляющая массовый институт культуры и образования –школу. Учительство вовлечено в процессы модернизации образования, включено в инновационную деятельность. При этом для подлинно инновационной деятельности у учителя часто недостаёт фундамента научных знаний. Оппоненты могут возразить: непрерывное педагогическое образование учителей должно восполнить этот дефицит знаний. Да! Это только отчасти. Да, стали доступными многие педагогические монографии, статьи, журналы. Однако для восприятия их необходима научная культура, широкая эрудиция. Но учитель сегоднякак никогда загружен: составлением рабочих программ, инновационной или опытноэкспериментальной работой, от которых зависит репутация школы, освоением новых технологий, заполнением электронных дневников. Может ли в этот круг больших и малых дел вписаться глубокое постижение научнопедагогических источников? Может. Но не для каждого учителя… Иногда мы пренебрегаем этим и считаем, что учителя надо отсылать к фундаментальным работам в области педагогики. Речь не идёт о недоверии к познавательным возможностямшкольного педагога. Речь идёт о том, что он не может уподобиться учёномуспециалисту, владеющему широким кругом научных знаний по тому или иному вопросу и свободно излагающему целую систему знаний по проблеме (формирования компетенций, универсальных учебных действий, педагогических технологий, образовательной среды, педагогической поддержки и т.д.). Он не может также уподобиться преподавателю педагогики в вузе или работнику системы повышения квалификации учителей Они читают лекции по самым разным вопросам педагогики. Второе обстоятельство. В огромном и безбрежном море литературы учитель далеко не всегда может найти наиболее ценную книгу: он должен руководствоваться мнением методиста, лектора в системе повышения квалификации или положиться на волю случая. Книга с подзаголовком ©пособие для учителяª ещё ничего не говорит о качестве изложения материала, о её научной ценности. Третье обстоятельство. Современный педагогический дискурс подчас создаёт труднопреодолимые преграды для восприятия информации. Он во многом укрепляет не лучшиестереотипы научнопедагогического языка, своеобразные клише, которые кочуют из публикации в публикацию и повторяются педагогами в их сообщениях и докладах. Читаю пособие, адресованное учителю начальной школы [18]. Оно мало чем отличается по содержанию и стилистике от учёной монографии. Дохожу до главы, посвящённой особенностям конкретных воспитательных технологий. Это интересно. В начале главы автор предлагает вести в начальной школе курс ©Учимся быть самостоятельнымиª. Что это за курс? Каково его содержание? Читаю: ©Сегодня подобные занятия проводятся в городских и сельских школах России либо за счет школьного компонента, либо вместо классных часов и показывают высокий потенциал подобной организациивоспитания современных младших школьников.В данном случае воспитание младших школьников осуществляется не черезсовместные мероприятия, общие дела, а через рефлексивную деятельность детей, черезразмышления, диалоги, дискуссии и т. д. Вся система занятия, их содержание, методыпроведения направлены на развитие самосознания учащихся. Именно эта направленность определяет атмосферу, стиль и тон жизни классного коллектива не только во время специальных занятий, но и вне их: на уроках, переменах,внеурочных встречах детей. Таким образом, происходит не только личностное развитие каждого, но и сплочение и совершенствование класса как значимой социальнопсихологической группыª. Вы увидели, читатель, какуюлибо конкретику в этих суждениях? А учитель увидит? Читаю далее: ©О содержании занятий в целом можно судить по толковому словарю, раскрывающему те основные понятия, вокруг которых разворачивается вся работа. В первом классе толковый словарь, подготовленный учителем, вручается каждому ребенку вместе со специальной тетрадью и другими листамиприложениями. И в начале работы этот словарь для детей —основнойª. Что это за словарь? Какие слова и понятия в него входят? Почему по этому словарю можно судить о содержании занятий? Далее: ©Предлагаемые варианты организации воспитания младших школьников являются реальным воплощением следующих смыслообразующих идей…ª Где представлены варианты занятий? За счёт чего происходит личностное развитие детей? И возникает естественный вопрос, какую научную информацию даст такое пособие учителю, решившему познакомиться с его содержанием? Есть ли в нём доступная учителю научность? С какими новыми продуктивными идеями знакомит книга учителя? Здесь доступность подменена общими рассуждениями, которые трудно воплотить на практике. Учебное пособие как книга, помогающая в овладении необходимыми научными и практическими знаниями, здесь теряет смысл и своё назначение.Есть ещё один адресат научнопопулярных педагогических знаний. Это родители. Почему я рассматриваю их как аудиторию, нуждающуюся в таких знаниях? И, действительно, есть ли у родителей запрос на такие знания? Много времени ушло на то, чтобы изучить родительские форумы в интернете. Как удалось установить, современные родители, особенно те, у которых дети только начали школьное учение, интересуются учебнометодическими комплексами, функционирующими в начальной школе; учебниками, заданиями, которые выполняют дети. Они придирчиво обнаруживают ошибки в текстах учебников. Задают вопросы создателям новых ФГОС. Анализируют (подчас очень жёстко) их содержание, их пафосную подчас стилистику [19].Разве это не говорит о том, что современные родители (пусть и не все) озабочены качеством образования своих детей, интересуются состоянием дел в образовании! И их необходимо сделать действительными союзниками учителей и школы в решении новых образовательных задач. Одним из средств решения этой проблемы может стать приобщение родителей к новым проблемам образования, к новым научным идеям в обучении и воспитании. Совершенно очевидно, что сделатьродителей участниками общественного договора (так видятся ФГОС его разработчикам) можно, если внятным, доступным языком рассказать о сущности модернизации образования, о новых образовательных стандартах, о прогнозируемых результатах обучения по этим стандартам. А это и означает популяризацию педагогических знаний, педагогики как науки. Однако сайты школ показывают, что родителям о новом в образовании, о ФГОС рассказывают сухим нормативным языком, цитируя или пересказывая документы Министерства образования и науки. Но разве родители владеют педагогическим тезаурусом так, как учителя, получившие педагогическое образование? Им необходимо доступно, не изменяя научности, рассказывать о личностных, предметных, метапредметных результатах; о современных технологиях обучения, об образовательных программах. Тем более что отечественной педагогикой накоплен опыт популяризации педагогических знаний в период, когда издавалась серия ©Народный университет. Педагогический факультетª. Для этой серии писали учёные, писатели,учителя и другие известные люди.

Оппоненты могут возразить: у нас сегодня издаётся много педагогических журналов, в интернете доступны электронные версии этих изданий, и родители могут почерпнуть необходимую информацию из этих источников. Однако трудно предположить, что родители, отложив все дела, будут заниматься такими поисками. Им нужны источники, прямоадресованные им. Источники, которые своевременно откликаются на вопросы, возникающие у родителей. Источники, которые не ставят преграды перед читателемв виде насыщенной педагогической лексики, смысл которой понятен только специалистам, не повторяют сухие слова документов, а понятным языком рассказывают о преобразованиях в педагогике. Необходимы диалоги авторов учебников с родителями, разъяснения и пояснения к содержанию, заданиям учебников, к их структуре, иллюстрированию и т.д. Популяризация педагогического знания –это реальное воплощение связи науки с практикой. Замечательный популяризатор науки, учёныйфизик С.И.Вавилов говорил: ©…ученый, занимающийся проблемами, сколь угодно отвлеченными на сегодняшний день, всегда должен помнить, что цель науки —удовлетворение потребностей общества, и поэтому всеми доступными ему способами должен стремиться возможно скорее установить связь своих научных достиженийс практикойª[20].

Какими путями и средствами можно популяризировать педагогику и педагогическое знание? Пути популяризации научных знаний освещены в соответствующей литературе. Да и самой педагогике они известны. Можно вспомнить педагогические передачи из Останкина, собиравшие массовую аудиторию, когда выступали учителяноваторы. А сколько педагогических вопросов вызывала небольшая книжка И.А.Шадхана и С.В.Волошиной ©Контрольная для взрослыхª[21], а также одноименная передача на ленинградском ТВ! Электронные средства информации необычайно расширяют возможности популяризации педагогики и педагогического знания. Важно, чтобы представляемые в интернет материалы были написаны хорошим языком, соответствовали научным поискам и имели конкретного адресата: студентов, учителей, родителей. Важно, чтобы их авторами были авторитетные в науке люди, занимающиеся разработкой перспективных педагогических проблем, разработчики новых концепций, авторы учебников.

В этом отношении образцом может быть Г.И.Щукина. Она в высшей степени требовательно относилась к написанию любого текста: будь то лекция для родителей, учебное пособие для студентов, учебнометодическое пособие для учителей или научная монография.Слову и речевой деятельности она придавала огромное значение.На семинаре молодых учёныхпедагогов ещё в 1976 году Г.И.Щукина отметила опасную тенденцию в развитии языка педагогической науки: ©…модной терминологией прикрывается нередко научная бедность существа работы, которая, собственно говоря, ничего нового и не вносит в наукуª[22].Ею самой была создана фундаментальная система педагогических текстов, в которую входили монографии, учебные пособия по педагогике, научные статьи. И среди них всегда находилось достойное место текстам, популяризирующим научные идеи среди учительства, родителей, школьных коллективов, разрабатывающих проблему познавательного интереса. Не упрощая проблему познавательного интереса, а позднее –идеи деятельностного подхода в обучении, Г.И.Щукина находила адекватные замыслу книги и её адресатамязыковые средства выражения научных идей. Вводя в тексты

сложные научные концепты, объясняющие феномены интереса, активности, деятельности, она устранялаощущение отвлечённой абстракции, погружаланаучное знание и реальный жизненный контекст. Описывая последствия негативного отношения к учителю и учению, Г. И. Щукина использует обширный семантический ряд: страх, трусливость, приспособленчество, угодливость, стремление попасть в русло настроений учителя, озлобленность, открытая неприязнь к учителю, урокам, школе, вызывающий тон, бравада, стремление досадить учителю.Дети, учащиеся у автора этих текстов предстают какпитомцы, деятели, послушные исполнители, творческие участники, союзники, пытливые слушатели и т. д., что говорит о сознательной работе пишущегонад раскрытием понятия личность ребенка.Г.И.Щукина привлекает внимание читателя к проблеме познавательного интересацелым рядом вопросов:На какой основе рождается то или иное направление познавательного интереса? Каков индивидуальный опыт ученика? Каковы его приобретения в познании? В чем сила и слабость его личности? Овладел ли ученик этим материалом?Эти вопросы понятны читателю, они отражают насущные проблемы обучения и одновременного готовят читающего к восприятию научных идей генерализирующего уровня.

Анализируя тексты Г.И.Щукиной, видишь, что учёный не боится дополнять научные рассуждения образными словосочетаниями и метафорами: броские свойства, неуемная пытливость, сложение сил учителя и ученика, познавательный интерес облагораживает устремления, потешающее обучение, отсутствие интереса опустошает жизнь, построение любой деятельности —это всегда расширение, обогащение, развитие бытия, грустная тенденция[23].

Можно много писать о средствах популяризации педагогики и педагогического знания, которые вовсе не являются словесным украшательством, а служат идеям педагогического просвещения читательской аудитории. Однако мы видели задачу данной статьи привлечь внимание педагогического сообщества к популяризации педагогического знания. Эта многоплановая проблема может способствовать решению нескольких задач:1.Показать универсальность педагогического знания как знания о процессах воспитания и обучения, в которые вовлечён каждый человек.2.Поднять авторитет педагогической науки как науки и фундаментальной, и прагматичной, помогающей решать насущные человеческие проблемы.3.Способствовать развитию просветительской функции педагогики, которая помогает поднять педагогический потенциал общества (учительства, родителей, всех людей, заинтересованных в проблемах школы и образования).

И в конце хочется сказать, что учёныепедагоги, журналисты и публицисты, углублённо занимающиеся проблемами образования, школы, педагогики, могли бы способствовать распространению педагогического знания в среде неспециалистов, поднимать педагогическую культуру общества, возрождать и развивать ©жанр, ©который мы потерялиª [24].

Ссылки на источники1.Корчак Я. Как любить детей. М.: Знание, 19682.Кабо Л. Жил на свете учитель. М.: Знание, 19703.Крысин Л.П.Толковый словарь иноязычных слов.—М.: Эксмо, 2008.4.Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толковословообразовательный. –М.: Русский язык, 20005.Несмотря на отсутствие этого понятия в словарях, оно широко употребляется в работах филологов (см. труды С.А.Венгерова, Г.П.Макогоненко, Д.С.Лихачёва и современных учёныхлитературоведов)6.Аверинцев С.С.Поэтика ранневизантийской литературы. М.: Наука, 1977.7.Лернер И.Я.Процессобученияиегозакономерности. М.: Знание, 1980. 8.Зверев И.Д.Взаимосвязь учебных предметов. М: Знание,1977.9.Зорина Л.Я. Программа –учебник –учитель. М.: Знание, 198910.Лийметс Х.Й.Групповая работа на урокe. М.: Знаниe, 1975.11.Эльконин Д.Б.Какучитьдетейчитать. М.: Знание, 1976.12.Калмыкова З.И.Проблема преодолениянеуспеваемостиглазами психолога. М.: Знание, 1982.13.Леонтьев А.А.Педагогическоеобщение. М.: Знание, 197914.Брушлинский А.В.О природных предпосылках психического развития человека. М.: Знание,1977 (серия ©Биологияª); Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. М.: Знание, 1983 (серия ©Педагогика и психологияª); Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. М.: Знание, 1979 (серия ©Педагогика и психологияª); Амонашвили Ш.А. Обучение. Оценка. Отметка. М.: Знание, 1980. (серия ©Педагогика и психологияª); Граник Г.Г. Учитель,учебник и школьники. М.: Знание, 1977 (серия ©Педагогика и психологияª);Волков И.П. Много ли в школе талантов? М.: Знание, 1989 (серия ©Педагогика и психологияª).15.Популяризация как часть рефлексии ученого. Интервью сотрудника Института всеобщейистории РАН Алексея Муравьева. URL: http: //www.igh.ru/smi[Дата обращения 24.03.2014]16.Новости науки. Чем блеснула наука за уходящий год и за первые десять лет тысячелетия. URL: http: //

www. elementy.ru›Новости›431489[Дата обращения 24.03.2014]17.Юрьева Н. Век живи –век учи. Российская газета. 16 октября 201318.Автора и название не указываю, поскольку тенденция, о которой идёт речь, свойственна не только этому пособию.19.Федеральные государственные образовательные стандарты. Обсуждение. URL: http: //www/.standart.edu.ru› Форумы)[Дата обращения 24.03.2014]20.Слово о науке. Афоризмы. Изречения. Литературные цитаты.URL: http: //www/.

PLAM.RU[Дата обращения 24.03.2014]21.Волошина С.В.. Шадхан И.А. Контрольная для взрослых. Л.: Лениздат, 198122.Щукина Г.И.Галина Ивановна Щукина: Труды и дни / Сост. М. А.Верб, И. Г.Шапошникова; Отв. ред.А. П. Тряпицына. СПб., Издво РГПУ им. А.И.Герцена,1997. С.7723.Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М., 1988. С. 25, 47, 48, 90.24.Чугун, сталь и научпоп на душу населения. Андрей Ваганов. Жанр, который мы потеряли: Очерк истории отечественной научнопопулярной литературы. –М.: АНО, 2012.URL: http: //

www. …/Press/vaganov_zhanr.pdf[Дата обращения 24.03.2014]

Robotova A. Doctor of Sciences, full professor, professor of the Chair of Pedagogies inthe Herzen State Pedagogical University, SaintPetersburg Popularization of pedagogical knowledgeAbstract.The author raises the issue of popularization of pedagogical knowledge as knowledge demanded in society. To do this, he turns to the history of scientific and popular publications on pedagogy in second half of the twentieth century. Popularization of pedagogical knowledge is considered from different sides. On the one hand, as an enlightening function. On the other hand as a condition of the science authority in its relation to educational practice. And finally as a means of improving pedagogical culture of the society.Keywords. Popularscience text, popularization, pedagogical knowledge, pedagogies, addressee of popularscience pedagogical knowledge, means of popularizing.