Развитие предметно-манипулятивной деятельности как средство коррекции общей и специальной моторики в системе логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста
Международная
публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Бородина
С.
В.,
Сысолятина
Н.
А. Развитие предметно-манипулятивной деятельности как средство коррекции общей и специальной моторики в системе логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – Т. 20. – С.
3041–3045. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/54872.htm.
Аннотация. Статья посвящена проблеме развития предметно-манипулятивной деятельности как средства коррекции общей и специальной моторики в системе логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста при активном участии семей воспитанников.
Ключевые слова:
предметно-манипулятивная деятельность, самоконтроль, культура и техника речи, ритмопластика, художественный ручной труд, взаимодействие с семьями воспитанников
Текст статьи
Бородина Светлана Витальевна,заведующая МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 1 «Улыбка» города Котельнича Кировской областиsysolyatinana@mail.ru
Сысолятина Наталья Алексеевна,старший воспитатель МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 1 «Улыбка» города Котельнича Кировской областиsysolyatinana@mail.ru
Развития предметноманипулятивной деятельности как средство коррекции общей и специальной моторики в системе логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста
Аннотация. Статья посвящена проблеме развития предметноманипулятивной деятельности как средство коррекции общей и специальной моторики в системе логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста при активном участии семей воспитанников.Ключевые слова: предметноманипулятивная деятельность, самоконтроль, культура и техника речи, ритмопластика, художественный ручной труд, взаимодействие с семьями воспитанников.
Выравнивание речевого и психофизического развития детей одновременно с реализацией общеобразовательных задач дошкольного образования –одна из актуальных проблем для педагогов дошкольных учреждений.
Актуальность поиска путей развития детей с общим недоразвитием речи определяется увеличением дошкольников данной категории. Возникает необходимость создания эффективных условий для развития речи и психического развития детей.Ребенку для нормального хода развития и сохранения его здоровья необходим психологический комфорт, состояние эмоционального благополучия, причастности к детскому обществу, получение опыта взаимодействия в процессе выполнения системы спланированных практических заданий. Заданий, опирающихся на материал, который собран ребенком из окружающей его среды, так как только те явления будут ребенком хорошо усвоены и восприняты, на уровне понимания которых он стоит.Эти возможности дает игра. Она обеспечивает ребенку безопасность «психологический просмотр» и «психологическую свободу», необходимую для того, чтобы могли оформить все силы, все дремлющие в глубине души потенциалы.
В качестве одного из возможных вариантов качественной коррекции речи и психоэмоциональной сферы детей с нарушениями речи мы предлагаем реализовать многогранные предметноманипулятивной деятельности для развития общей и специальной моторики детей в определенной системе, в соответствии с возрастными особенностями детей, при постепенном и последовательномусложнении содержания.
В модель включены два компонента: взаимодействие ребенка с окружающим предметным миром –«предметное мышление» и сенсорная моторика, т.е. стимулирующее влияние на речевую функцию ребенка. [1]
В качестве мотива не исправление речевых дефектов у детей была выбрана игра, которая помогает развитию речи в ненавязчивой форме, является необходимым условием увлекательной деятельности. Как наиболее распространенный вид детского творчества, именно игра, «основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями» (Л.С. Выготский).Главной целью данной работы является создание условий для коррекции речевых нарушений детей и развития их мотивации на устранение своих речевых дефектов, развития динамической координации. Исходя из основной цели, были выделены следующие задачи:—развитие речи детей и коррекция ее нарушений;—развитие мотивационных устремлений ребенка на исправление своих речевых дефектов через игры и задания для развития общей и специальной моторики и специально организованные речевые праздники;—обеспечение понимания детьми способов коррекции речи;—развитие зрительномоторной координации;—развитие познавательных способностей, произвольной регуляции деятельности, эмоциональноличностной сферы.
Основные направления логопедической работы в предметноманипулятивной деятельности для развития общей и специальной моторики:
развитие культуры речи: артикуляционной моторики, фонематическоговосприятия, речевого дыхания, правильного звукопроизношения;
развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки;
развитие речевой деятельности: развитие эмоционального восприятия, совершенствование грамматического строя речи, монологической и диалогической формы речи.Коррекционная работа по развитию речи дошкольников с общим недоразвитием речи IIIIIуровня рассчитана на 2 года: с детьми старшей (5—6 лет) и подготовительной (6—7 лет) групп ДОУ.Работа строится с учетом следующих принциповсистематичности и последовательности, доступности, наглядности, комплексности работы(предметноманипулятивная деятельность в коррекции общей и специальной моторики включена в общую систему воспитательнообразовательного процесса, успешность и результативность которого зависит, прежде всего, от сотрудничества всех педагоговдошкольного учреждения).
В коррекционной работе с детьми используются такие формы организации работы:
групповые формы(занятия включают игру, наблюдения, практические задания; экскурсии в лес, парк, сад, к реке; речевые семейные праздникиконкурсы —приобщение родителей к логопедической работе, организация совместной деятельности родителей и детей);
индивидуальные формы(работа с детьми над выразительностью речи, движения;подготовка задания к семейному конкурсу, которая происходит дома с родителями).Успешности развития общей и специальной моторики у дошкольников в коррекционной работе способствует организация предметноигровой среды: в кабинете логопеда центр сенсорного развития; в групповом помещении центр природы и творчества.На занятиях используется следующее оборудование:
«пальчиковые бассейны» с различными наполнителями (желудями, фасолью, горохом, чечевицей, мелкими морскими камушками);
массажные мячики разных цветов и размеров;
мелкая и средняя мозаики;
природные и бросовые материалы;
игрушечные персонажи.Формирование речевой деятельности проходит поэтапно.На первом этапе систематически выполняются игровые упражнения:направленные на расслабление мышц –поглаживание («погладь котенка»), на растяжение мышц, для снятия застоя в них и скованности («дотянись до конца дорожки»), развитие тактильных ощущений, мышечной памяти, кинестетики). Благодаря им движения приобретают большую уверенность и управляемость. Дети начинают легче переключаться с одного движения на другое, обучаются самостоятельно решать двигательную задачу;[2]направленные на развитие речедвигательного аппарата и мелкой моторики –сопряженная гимнастика.При ее выполнении соблюдаются те же правила, что и при артикуляционной гимнастике и упражнениях на развитие кинетического и динамического компонентов мелкой моторики («Улыбка»губы улыбаются, пальцы рук одновременно расходятся в стороны).На втором этапевводятся игры и упражнения на развитие дыхания и свободы речевого аппарата (дыхательные упражнения глубоко вдохнуть, завернуть уши от верхней точки до мочки, задержать дыхание. Выдохнуть с открытым сильным звуком (ааа), чередовать со звуками (ыыы), (ууу), (ооо), (жжж) и т.д.); правильной артикуляции, четкой дикции, разнообразной интонации, логики речи.Этапавтоматизации звуков обозначен в методике логопедического воздействия по исправлению звукопроизношения как этап формирования первичных произносительных умений и навыков (по Л.С. Волковой). Его цель заключается в том, чтобы научить ребенка правильно произносить уже поставленный звук. Как известно, сначала произношение закрепляется изолированно, затем в слогах, словах, фразах.Параллельно продолжается работа, начатая в подготовительном периоде, по развитию навыков звукового анализа, умения определять позицию звука в слове, подбирать слова с заданным звуком. Для автоматизации звука используются приемы отраженного повторения исамостоятельного называния языковых единиц по картинкам, схемам, символам. Работа идет последовательно и постепенно, от простого к сложному.Игровые методы, так же как упражнение и моделирование, обязательно включаются в логопедическую практику. Этопозволяет решить сразу несколько задач:—пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения;—расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков;—повысить познавательную активность и работоспособность детей;—активизировать процессы восприятия, внимания, памяти;—плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться правилам игры;—увеличить объем коррекционного воздействия, включив игровые упражнения в различные режимные моменты.Предлагаемые игровые приемы по закреплению правильного произношения звуков проверены многолетней практикой. Они предназначены в основном для автоматизации изолированных и закрепления правильного произношения поставленных звуков в слогах и словах.
На третьем этапе
развиваем силы мышц кистей и пальцев рук, используем игры и упражнения с мелкими предметами и мелким спортивным инвентарем;упражнения, развивающие умение сохранять и удерживать определенную статическую позу (их выполняют по очереди одной и другой рукой, затем двумя руками).На четвертом этапе
упражнения на развитие динамического компонента двигательного акта. Здесь используются упражнения для работы с ритмами (симметрично, ассиметрично, акцентуировано); на развитие умения переключаться с одной позиции на другую; динамической координации –выполнение условных движений с выработкой стереотипа и отказа от него.[2]На пятом этапе–игры и упражнения на развитие мелкой моторики и формирование графомоторных навыков.
В коррекционной работе используются игры и упражнения:1. Упражнения и игры, направленные на развитие произвольности и самоконтроля. Для произвольности и самоконтроля необходимо прежде всего развивать у детей понимание цели деятельности (что делать), программы деятельности (как сделать), значимых условий деятельности, умения исправлять ошибки (самоконтроль).2. «Культура и техника речи» включает игры и упражнения на развитие свободы речевого аппарата и дыхания, умения владеть силой голоса, разнообразной интонацией, логикой речи, четкой дикцией и правильной артикуляцией, а также словесные игры на развитие связной речи, творческой фантазии. Данное направление повышает интерес ребенка к коррекционным занятиям с логопедом, педагогом, родителями.3. «Ритмопластика» включает комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры иупражнения, направленные на развитие психомоторных способностей дошкольников, развитие свободы и выразительности телодвижений, чувства ритма.Музыка на таких занятиях имеет большое значение, так как помогает представить образы, стимулирует фантазию, помогает творчески использовать пластическую выразительность.4. Художественный ручной труд –это творческая работа с разными материалами, в процессе которой создается поделка. Он способствует становлению речи ребенка, подготавливает кисти рук письму и, чтоне менее важно, повышает работоспособность коры головного мозга, стимулирующей развитие внимания, воображения, фантазии.[3]
Одной из форм групповой работы по развитию речи с использованием предметноманипулятивнаядеятельность в коррекции общей и специальной моторики являются семейные речевые праздникиконкурсы.В период обучения дошкольников с общим недоразвитием речи старшей и подготовительной групп при организации коррекционно развивающего процесса с использованием предметноманипулятивная деятельность в коррекции общей и специальной моторики дети овладевают:Старшая группа:—называют основные средства коррекции речи (гимнастика для язычка и пальчиков);—показывают пятьвосемь артикуляционных упражнений; однудве пальчиковые гимнастики; —ориентируются в пространстве и определяют положение предметов относительно себя;—умеют производить анализ объектов, называя целое, а потом вычленяя его части, детали;—составлять описательные рассказы о предметах и объектах.Подготовительная к школе группа:—объясняют необходимость занятий по исправлению речевых недостатков, опираясь на внутренний мотив;—называют основные средства коррекции речи (специальные упражнения для язычка, гимнастика для пальчиков, скороговорки, чтение стихов, выполнение домашних заданий);—хорошо владеют комплексом артикуляционной гимнастики;—показывают тричетрые пальчиковые гимнастики;—хорошо переключаются с одного движения на другое;—умеют составлять рассказыописания, загадкиописания о предметах по образцу, предложенному плану;—умеет «оречевлять» игровую ситуацию;—умеет выполнять поделки из природного материала;—сформированы навыки ориентировки в пространстве, на плоскости.—действуют согласованно, включаясь в действие одновременно, или последовательно двигаются в заданном ритме и передают его по цепочке.Таблица 1Примерный план работы для подготовительной к школе группы
МесяцВид деятельностиЗадачиСодержание1234СентябрьЗанятие «Мастерилка»Развивать произвольное внимание, слуховую и зрительную память, саморегуляцию поведения; творческое воображение детей,словеснологическое мышление; речевое дыхание, дикцию, артикуляцию, интонационную выразительность. Расширять диапазон и силу звучания голоса. Развивать умение пользоваться разнообразными жестами, мимикой, умение передавать в музыкальнопластических образах настроение и характер музыкального произведения. Развивать мелкую и общую моторику.Ритуал приветствия (по договоренности с детьми):1.«Стульчики», «Передайпозу», «Дружные звери»,«Воробьи —вороны».2.«Послушный ветерок»,«Скороговорки по кругу»3.«Ежик», «Как живешь?»,«Черепашьи бега», «БабушкаМаланья», «В музее». Подмузыку: «Дорога к дому»,«Утро», «В стране цветов».4.«Превращение комнаты».Работа с природным материалом.Создание рассказов по схемам: что я вижу, что чувствую.ОктябрьСемейный КВН «Все наоборот» (Все тяжелое –стало легким, длинноекоротким. Дети и взрослые участвуют в конкурсах).НоябрьЗанятие «Мастерилка»Воспитывать готовность к творчеству. Развивать произвольное внимание, память, творческое воображение детей, словеснологическое мышление. Совершенствовать двигательные способности и пластическую выразительность движений. Лепка из соленого теста.Ритуал приветствия (по договоренности с детьми):1.«Живой телефон», «Японская машинка», «Нос к носу», «Ловишкиелочки».2.Работа со скороговорками и стихами.3.«Не ошибись», «Поймайхлопок», «Клеевой дождик», «Полоса препятствий». Под музыку: «Ритмический этюд», «Временагода», «Волшебный магазин», «Лесные состязания».4. Создание поделок для сюжетных игр.ДекабрьЗанятие «Мастерилка»Развивать произвольное внимание, слуховую и зрительную память, саморегуляцию поведения; творческое воображение детей,словеснологическое мышление; речевое дыхание, дикцию, артикуляцию, интонационную выразительность. Расширять диапазон и силу звучания голоса. Развивать мелкую и общую моторику.Работа с бумагой (квилинг, серпантин)
«Превращение детей». Создание этюдов по схемам: «Снежинки», «Снегири».Создание поделок из салфеток.ЯнварьЗанятие «Мастерилка»Развивать произвольное внимание, наблюдательность, память, творческое воображение, произвольность поведения, словеснологическое мышление, дикцию, интонационную выразительность речи. Совершенствовать двигательные способности. Воспитывать умение действовать согласованнов коллективеРитуал приветствия (по договоренности с детьми):1.«Тень», «Дружные звери», «Поводырь».2.Работа со скороговорками, чистоговорками, стихами.3.«Лесная дорога», «Утро», «Полоса препятствий». Под музыку: «Сказка за сказкой», «Танцующий огонь».4.«Что мы делали не скажем, но зато мы вам покажем».Создание рассказов по схемам, заданным сюжетам, прочтенным отрывкам сиспользованием поделок.ФевральСемейный КВН «Неузнавайка»Повысить интерес родителей к логопедической работе ДОУ. Развивать артикуляционную моторику, дикцию, фантазию детей. Воспитывать уверенность в себе, умение держаться перед аудиториейВыполнениезаданий:1.«Сочинение».2.«Гимнастика для язычка».3.«Пушистики».4.«Скороговорки».5.«Сказка старой перчатки»МартЗанятие «Мастерилка»Формировать желание исправлять речевые недостатки, знакомить со способами коррекции речевых недостатков, желания показатьсвои способности и возможности, произвольную деятельность, уверенность в себе, умение работать в коллективе. Воспитывать чувство ответственности, радости за успехОткрытое занятие«Праздник большой картины»АпрельЗанятие «Мастерилка»Развивать память, внимание, воображение, находчивость. Воспитывать доброжелательность в отношениях со сверстниками. Совершенствоватьмелкую и общую моторику. Закреплять умение дать характеристику предмету, поделке.Ритуал приветствия:1.«Цепочка», «В огороде растет...», «Печатная машинка», «Разведка».2.Работа с текстами, скороговорками.3.«Волшебный клубок». Плетение узлов (макраме), бисероплетение.4. Создание рассказаописания своей поделки.МайПраздник красивой речи
Повысить интерес родителей к логопедической работе ДОУ. Развивать артикуляционную моторику, дикцию, фантазиюдетей. Воспитывать уверенность в себе, умение держаться перед аудиторией, действовать согласо1.Конкурс скороговорщиков.2.Конкурс чтецов.3.Импровизированное обыгрывание поделки.4.Подведение итогов
ванно
Умелое использование игр позволяет не только сформировать у детей разнообразные умения и навыки, но и решить очень важные задачи коррекционновоспитательной работы. Они помогают развитию связной речи, значительно пополняют словарный запас, делают речь более грамотной, выразительной.Дают возможность формировать у детей все психические процессы, а также такие качества как любознательность, активность, эмоциональную отзывчивость.
Ссылки на источники1.Светлова И.Е. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук. М.: Эксмо, 20042.Сиротюк А.Л. Психофизическое и нейропсихологическое сопровождение обучения. М.: Сфера, 20033.Куцакова Л.В. Творим и мастерим. М.:Мозаикасинтез, 2007
Svetlana Borodina,Head of MBDOU "Kindergarten of compensatory type no 1 "Ulybka", Kotelnich, Kirov regionsysolyatinana@mail.ruNatalia Sysolyatina,Senior educator MBDOU "Kindergarten of compensatory type no 1" Ulybka", Kotelnich, Kirov regionsysolyatinana@mail.ruDevelopment of objectmanipulative activities as means of correcting general and special motor skills in the system of speech therapy work of overcoming general underdevelopment of preschool children' speechAbstract. The article deals with the development of objectmanipulative activities as a means of correcting the general and special motor system in speech therapy work to overcome the general underdevelopment of speech of preschool children with the active participation of pupils’ families.Key words:subjectmanipulative activities, selfcontrol, culture and speech technics, rhythmoplastics, artistic hand work, interaction with pupils’ families.
Сысолятина Наталья Алексеевна,старший воспитатель МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 1 «Улыбка» города Котельнича Кировской областиsysolyatinana@mail.ru
Развития предметноманипулятивной деятельности как средство коррекции общей и специальной моторики в системе логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста
Аннотация. Статья посвящена проблеме развития предметноманипулятивной деятельности как средство коррекции общей и специальной моторики в системе логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста при активном участии семей воспитанников.Ключевые слова: предметноманипулятивная деятельность, самоконтроль, культура и техника речи, ритмопластика, художественный ручной труд, взаимодействие с семьями воспитанников.
Выравнивание речевого и психофизического развития детей одновременно с реализацией общеобразовательных задач дошкольного образования –одна из актуальных проблем для педагогов дошкольных учреждений.
Актуальность поиска путей развития детей с общим недоразвитием речи определяется увеличением дошкольников данной категории. Возникает необходимость создания эффективных условий для развития речи и психического развития детей.Ребенку для нормального хода развития и сохранения его здоровья необходим психологический комфорт, состояние эмоционального благополучия, причастности к детскому обществу, получение опыта взаимодействия в процессе выполнения системы спланированных практических заданий. Заданий, опирающихся на материал, который собран ребенком из окружающей его среды, так как только те явления будут ребенком хорошо усвоены и восприняты, на уровне понимания которых он стоит.Эти возможности дает игра. Она обеспечивает ребенку безопасность «психологический просмотр» и «психологическую свободу», необходимую для того, чтобы могли оформить все силы, все дремлющие в глубине души потенциалы.
В качестве одного из возможных вариантов качественной коррекции речи и психоэмоциональной сферы детей с нарушениями речи мы предлагаем реализовать многогранные предметноманипулятивной деятельности для развития общей и специальной моторики детей в определенной системе, в соответствии с возрастными особенностями детей, при постепенном и последовательномусложнении содержания.
В модель включены два компонента: взаимодействие ребенка с окружающим предметным миром –«предметное мышление» и сенсорная моторика, т.е. стимулирующее влияние на речевую функцию ребенка. [1]
В качестве мотива не исправление речевых дефектов у детей была выбрана игра, которая помогает развитию речи в ненавязчивой форме, является необходимым условием увлекательной деятельности. Как наиболее распространенный вид детского творчества, именно игра, «основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями» (Л.С. Выготский).Главной целью данной работы является создание условий для коррекции речевых нарушений детей и развития их мотивации на устранение своих речевых дефектов, развития динамической координации. Исходя из основной цели, были выделены следующие задачи:—развитие речи детей и коррекция ее нарушений;—развитие мотивационных устремлений ребенка на исправление своих речевых дефектов через игры и задания для развития общей и специальной моторики и специально организованные речевые праздники;—обеспечение понимания детьми способов коррекции речи;—развитие зрительномоторной координации;—развитие познавательных способностей, произвольной регуляции деятельности, эмоциональноличностной сферы.
Основные направления логопедической работы в предметноманипулятивной деятельности для развития общей и специальной моторики:
развитие культуры речи: артикуляционной моторики, фонематическоговосприятия, речевого дыхания, правильного звукопроизношения;
развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки;
развитие речевой деятельности: развитие эмоционального восприятия, совершенствование грамматического строя речи, монологической и диалогической формы речи.Коррекционная работа по развитию речи дошкольников с общим недоразвитием речи IIIIIуровня рассчитана на 2 года: с детьми старшей (5—6 лет) и подготовительной (6—7 лет) групп ДОУ.Работа строится с учетом следующих принциповсистематичности и последовательности, доступности, наглядности, комплексности работы(предметноманипулятивная деятельность в коррекции общей и специальной моторики включена в общую систему воспитательнообразовательного процесса, успешность и результативность которого зависит, прежде всего, от сотрудничества всех педагоговдошкольного учреждения).
В коррекционной работе с детьми используются такие формы организации работы:
групповые формы(занятия включают игру, наблюдения, практические задания; экскурсии в лес, парк, сад, к реке; речевые семейные праздникиконкурсы —приобщение родителей к логопедической работе, организация совместной деятельности родителей и детей);
индивидуальные формы(работа с детьми над выразительностью речи, движения;подготовка задания к семейному конкурсу, которая происходит дома с родителями).Успешности развития общей и специальной моторики у дошкольников в коррекционной работе способствует организация предметноигровой среды: в кабинете логопеда центр сенсорного развития; в групповом помещении центр природы и творчества.На занятиях используется следующее оборудование:
«пальчиковые бассейны» с различными наполнителями (желудями, фасолью, горохом, чечевицей, мелкими морскими камушками);
массажные мячики разных цветов и размеров;
мелкая и средняя мозаики;
природные и бросовые материалы;
игрушечные персонажи.Формирование речевой деятельности проходит поэтапно.На первом этапе систематически выполняются игровые упражнения:направленные на расслабление мышц –поглаживание («погладь котенка»), на растяжение мышц, для снятия застоя в них и скованности («дотянись до конца дорожки»), развитие тактильных ощущений, мышечной памяти, кинестетики). Благодаря им движения приобретают большую уверенность и управляемость. Дети начинают легче переключаться с одного движения на другое, обучаются самостоятельно решать двигательную задачу;[2]направленные на развитие речедвигательного аппарата и мелкой моторики –сопряженная гимнастика.При ее выполнении соблюдаются те же правила, что и при артикуляционной гимнастике и упражнениях на развитие кинетического и динамического компонентов мелкой моторики («Улыбка»губы улыбаются, пальцы рук одновременно расходятся в стороны).На втором этапевводятся игры и упражнения на развитие дыхания и свободы речевого аппарата (дыхательные упражнения глубоко вдохнуть, завернуть уши от верхней точки до мочки, задержать дыхание. Выдохнуть с открытым сильным звуком (ааа), чередовать со звуками (ыыы), (ууу), (ооо), (жжж) и т.д.); правильной артикуляции, четкой дикции, разнообразной интонации, логики речи.Этапавтоматизации звуков обозначен в методике логопедического воздействия по исправлению звукопроизношения как этап формирования первичных произносительных умений и навыков (по Л.С. Волковой). Его цель заключается в том, чтобы научить ребенка правильно произносить уже поставленный звук. Как известно, сначала произношение закрепляется изолированно, затем в слогах, словах, фразах.Параллельно продолжается работа, начатая в подготовительном периоде, по развитию навыков звукового анализа, умения определять позицию звука в слове, подбирать слова с заданным звуком. Для автоматизации звука используются приемы отраженного повторения исамостоятельного называния языковых единиц по картинкам, схемам, символам. Работа идет последовательно и постепенно, от простого к сложному.Игровые методы, так же как упражнение и моделирование, обязательно включаются в логопедическую практику. Этопозволяет решить сразу несколько задач:—пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения;—расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков;—повысить познавательную активность и работоспособность детей;—активизировать процессы восприятия, внимания, памяти;—плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться правилам игры;—увеличить объем коррекционного воздействия, включив игровые упражнения в различные режимные моменты.Предлагаемые игровые приемы по закреплению правильного произношения звуков проверены многолетней практикой. Они предназначены в основном для автоматизации изолированных и закрепления правильного произношения поставленных звуков в слогах и словах.
На третьем этапе
развиваем силы мышц кистей и пальцев рук, используем игры и упражнения с мелкими предметами и мелким спортивным инвентарем;упражнения, развивающие умение сохранять и удерживать определенную статическую позу (их выполняют по очереди одной и другой рукой, затем двумя руками).На четвертом этапе
упражнения на развитие динамического компонента двигательного акта. Здесь используются упражнения для работы с ритмами (симметрично, ассиметрично, акцентуировано); на развитие умения переключаться с одной позиции на другую; динамической координации –выполнение условных движений с выработкой стереотипа и отказа от него.[2]На пятом этапе–игры и упражнения на развитие мелкой моторики и формирование графомоторных навыков.
В коррекционной работе используются игры и упражнения:1. Упражнения и игры, направленные на развитие произвольности и самоконтроля. Для произвольности и самоконтроля необходимо прежде всего развивать у детей понимание цели деятельности (что делать), программы деятельности (как сделать), значимых условий деятельности, умения исправлять ошибки (самоконтроль).2. «Культура и техника речи» включает игры и упражнения на развитие свободы речевого аппарата и дыхания, умения владеть силой голоса, разнообразной интонацией, логикой речи, четкой дикцией и правильной артикуляцией, а также словесные игры на развитие связной речи, творческой фантазии. Данное направление повышает интерес ребенка к коррекционным занятиям с логопедом, педагогом, родителями.3. «Ритмопластика» включает комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры иупражнения, направленные на развитие психомоторных способностей дошкольников, развитие свободы и выразительности телодвижений, чувства ритма.Музыка на таких занятиях имеет большое значение, так как помогает представить образы, стимулирует фантазию, помогает творчески использовать пластическую выразительность.4. Художественный ручной труд –это творческая работа с разными материалами, в процессе которой создается поделка. Он способствует становлению речи ребенка, подготавливает кисти рук письму и, чтоне менее важно, повышает работоспособность коры головного мозга, стимулирующей развитие внимания, воображения, фантазии.[3]
Одной из форм групповой работы по развитию речи с использованием предметноманипулятивнаядеятельность в коррекции общей и специальной моторики являются семейные речевые праздникиконкурсы.В период обучения дошкольников с общим недоразвитием речи старшей и подготовительной групп при организации коррекционно развивающего процесса с использованием предметноманипулятивная деятельность в коррекции общей и специальной моторики дети овладевают:Старшая группа:—называют основные средства коррекции речи (гимнастика для язычка и пальчиков);—показывают пятьвосемь артикуляционных упражнений; однудве пальчиковые гимнастики; —ориентируются в пространстве и определяют положение предметов относительно себя;—умеют производить анализ объектов, называя целое, а потом вычленяя его части, детали;—составлять описательные рассказы о предметах и объектах.Подготовительная к школе группа:—объясняют необходимость занятий по исправлению речевых недостатков, опираясь на внутренний мотив;—называют основные средства коррекции речи (специальные упражнения для язычка, гимнастика для пальчиков, скороговорки, чтение стихов, выполнение домашних заданий);—хорошо владеют комплексом артикуляционной гимнастики;—показывают тричетрые пальчиковые гимнастики;—хорошо переключаются с одного движения на другое;—умеют составлять рассказыописания, загадкиописания о предметах по образцу, предложенному плану;—умеет «оречевлять» игровую ситуацию;—умеет выполнять поделки из природного материала;—сформированы навыки ориентировки в пространстве, на плоскости.—действуют согласованно, включаясь в действие одновременно, или последовательно двигаются в заданном ритме и передают его по цепочке.Таблица 1Примерный план работы для подготовительной к школе группы
МесяцВид деятельностиЗадачиСодержание1234СентябрьЗанятие «Мастерилка»Развивать произвольное внимание, слуховую и зрительную память, саморегуляцию поведения; творческое воображение детей,словеснологическое мышление; речевое дыхание, дикцию, артикуляцию, интонационную выразительность. Расширять диапазон и силу звучания голоса. Развивать умение пользоваться разнообразными жестами, мимикой, умение передавать в музыкальнопластических образах настроение и характер музыкального произведения. Развивать мелкую и общую моторику.Ритуал приветствия (по договоренности с детьми):1.«Стульчики», «Передайпозу», «Дружные звери»,«Воробьи —вороны».2.«Послушный ветерок»,«Скороговорки по кругу»3.«Ежик», «Как живешь?»,«Черепашьи бега», «БабушкаМаланья», «В музее». Подмузыку: «Дорога к дому»,«Утро», «В стране цветов».4.«Превращение комнаты».Работа с природным материалом.Создание рассказов по схемам: что я вижу, что чувствую.ОктябрьСемейный КВН «Все наоборот» (Все тяжелое –стало легким, длинноекоротким. Дети и взрослые участвуют в конкурсах).НоябрьЗанятие «Мастерилка»Воспитывать готовность к творчеству. Развивать произвольное внимание, память, творческое воображение детей, словеснологическое мышление. Совершенствовать двигательные способности и пластическую выразительность движений. Лепка из соленого теста.Ритуал приветствия (по договоренности с детьми):1.«Живой телефон», «Японская машинка», «Нос к носу», «Ловишкиелочки».2.Работа со скороговорками и стихами.3.«Не ошибись», «Поймайхлопок», «Клеевой дождик», «Полоса препятствий». Под музыку: «Ритмический этюд», «Временагода», «Волшебный магазин», «Лесные состязания».4. Создание поделок для сюжетных игр.ДекабрьЗанятие «Мастерилка»Развивать произвольное внимание, слуховую и зрительную память, саморегуляцию поведения; творческое воображение детей,словеснологическое мышление; речевое дыхание, дикцию, артикуляцию, интонационную выразительность. Расширять диапазон и силу звучания голоса. Развивать мелкую и общую моторику.Работа с бумагой (квилинг, серпантин)
«Превращение детей». Создание этюдов по схемам: «Снежинки», «Снегири».Создание поделок из салфеток.ЯнварьЗанятие «Мастерилка»Развивать произвольное внимание, наблюдательность, память, творческое воображение, произвольность поведения, словеснологическое мышление, дикцию, интонационную выразительность речи. Совершенствовать двигательные способности. Воспитывать умение действовать согласованнов коллективеРитуал приветствия (по договоренности с детьми):1.«Тень», «Дружные звери», «Поводырь».2.Работа со скороговорками, чистоговорками, стихами.3.«Лесная дорога», «Утро», «Полоса препятствий». Под музыку: «Сказка за сказкой», «Танцующий огонь».4.«Что мы делали не скажем, но зато мы вам покажем».Создание рассказов по схемам, заданным сюжетам, прочтенным отрывкам сиспользованием поделок.ФевральСемейный КВН «Неузнавайка»Повысить интерес родителей к логопедической работе ДОУ. Развивать артикуляционную моторику, дикцию, фантазию детей. Воспитывать уверенность в себе, умение держаться перед аудиториейВыполнениезаданий:1.«Сочинение».2.«Гимнастика для язычка».3.«Пушистики».4.«Скороговорки».5.«Сказка старой перчатки»МартЗанятие «Мастерилка»Формировать желание исправлять речевые недостатки, знакомить со способами коррекции речевых недостатков, желания показатьсвои способности и возможности, произвольную деятельность, уверенность в себе, умение работать в коллективе. Воспитывать чувство ответственности, радости за успехОткрытое занятие«Праздник большой картины»АпрельЗанятие «Мастерилка»Развивать память, внимание, воображение, находчивость. Воспитывать доброжелательность в отношениях со сверстниками. Совершенствоватьмелкую и общую моторику. Закреплять умение дать характеристику предмету, поделке.Ритуал приветствия:1.«Цепочка», «В огороде растет...», «Печатная машинка», «Разведка».2.Работа с текстами, скороговорками.3.«Волшебный клубок». Плетение узлов (макраме), бисероплетение.4. Создание рассказаописания своей поделки.МайПраздник красивой речи
Повысить интерес родителей к логопедической работе ДОУ. Развивать артикуляционную моторику, дикцию, фантазиюдетей. Воспитывать уверенность в себе, умение держаться перед аудиторией, действовать согласо1.Конкурс скороговорщиков.2.Конкурс чтецов.3.Импровизированное обыгрывание поделки.4.Подведение итогов
ванно
Умелое использование игр позволяет не только сформировать у детей разнообразные умения и навыки, но и решить очень важные задачи коррекционновоспитательной работы. Они помогают развитию связной речи, значительно пополняют словарный запас, делают речь более грамотной, выразительной.Дают возможность формировать у детей все психические процессы, а также такие качества как любознательность, активность, эмоциональную отзывчивость.
Ссылки на источники1.Светлова И.Е. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук. М.: Эксмо, 20042.Сиротюк А.Л. Психофизическое и нейропсихологическое сопровождение обучения. М.: Сфера, 20033.Куцакова Л.В. Творим и мастерим. М.:Мозаикасинтез, 2007
Svetlana Borodina,Head of MBDOU "Kindergarten of compensatory type no 1 "Ulybka", Kotelnich, Kirov regionsysolyatinana@mail.ruNatalia Sysolyatina,Senior educator MBDOU "Kindergarten of compensatory type no 1" Ulybka", Kotelnich, Kirov regionsysolyatinana@mail.ruDevelopment of objectmanipulative activities as means of correcting general and special motor skills in the system of speech therapy work of overcoming general underdevelopment of preschool children' speechAbstract. The article deals with the development of objectmanipulative activities as a means of correcting the general and special motor system in speech therapy work to overcome the general underdevelopment of speech of preschool children with the active participation of pupils’ families.Key words:subjectmanipulative activities, selfcontrol, culture and speech technics, rhythmoplastics, artistic hand work, interaction with pupils’ families.